Скачать презентацию иоганн себастьян бах по мхк. Презентация - Жизненный путь и творчество И.С. Баха. Бах – непревзойденный мастер полифонии

Жизненный и творческий путь И.С. Баха(1650-1750г).
Презентация выполнена педагогом дополнительного образования МБОДО “Центр искусств” г.Салавата Нагибиной О.А.

Иоганн Себастьян Бах.
является немецким композитором представителем эпохи барокко композитором -философом органистом-виртуозом мастером полифонии музыкальным педагогом За всю жизнь им было написано более тысячи произведений. Его творчество охватило и обобщило все музыкальное искусство барокко

И.С.Бах родился 21 марта 1650г в небольшом городке Эйзенахе.
Эйзенах-город,находящийся в центральной части Германии.
Дом, в котором родился И.С.Бах.

Родился в семье потомственных музыкантов.Всего в роду Бахов насчитывалось 56 музыкантов и композиторов.
Из предков Баха особенно прославились ●Фейт Бах- пекарь,который играл на цитре ●Иоганесс Бах городской музыкант в Эрфурте ●отец Баха Иоганн Амвросий, городской музыкант ●дядя Иоганн Кристоф –городской органист Благодаря им фамилия Бах стала нарицательной и получила значения “городской музыкант”.

Детские годы. Обучение музыке.
Первым учителем И.Баха стал его отец-скрипач,городской мыкант,оузбучавший сына игре на скрипке. В возрасте 9 лет остался сиротой его воспитателем стал старший брат,церковный органист в г.Ордруфе,опредиливший И.Баха в гимназию,продолжавший обучение игре на органе,клавесине. В 15 лет переехал в Люнебург,где учился в вокальной школе Св. Михаила пению в хоре,здесь он получил знания по богословию,латыни,истории,географии,физике,изучал французский и итальянский языки. В1703 году закончив с отличием гимназию получил право поступления в университет,но не мог воспользоваться им,так как было необходимо добывать средства к существованию. В 17 лет владел клавесином,скрипкой, альтом,органом.

Веймарский период –первая вершина творчества И.С.Баха.
В Веймаре(1708-1717г)служил придворным музыкантом и городским органистом. В этот период были созданы лучшие произведения для органа.Токката и фуга ре минор,Пассакалия до минор. Орган был любимым инструментом И.С.Баха.Он был непривзойденным исполнителем-импровизатором на этом инструменте.

Веймар

Дом в Веймаре в котором жил Бах

Флейта Пана Волынка

Врубель.Пан Волынщик

Орган клавишно –духовой инструмент.
Самый большой из музыкальных инструментов Инструмент обладающий большим диапазоном звучания Богатым тембральным разнообразием

Кетенский период творчества-вторая вершина творчества И.С.Баха.
В Кетене (1717-1723)служил капельмейстером у принца Кетенского,при дворе которого не было органа,поэтому Бах в большей степени сочинял клавирную и оркестровую музыку. В этот период были созданы двухголосные и трехголосные инвенции,Английские и Французские сюиты,1 том ХТК.

Предшественники фортепиано.
Клавикорд.Название происходит от лат. слов кларус-ясный,светлый и корда-струна.Появился в13 веке в Италии.Звук возникал за счет прикосновения латунного стержня к струнам.Имел негромкое,но выразительное звучание,использовался в домашнем музицировании.
Клавесин-клавишно щипковый инструмент. Обладал более громким звуком, но менее выразительным. От силы нажатия клавиши звук не менялся,мало певучий.

ХТК-хорошо темперированный клавир написан для клавира новой конструкции.
Устройство старинных клавишных инструментов не позволяло играть во всех тональностях. В общепринятом в старину натуральном строе квинты и терции в одних тональностях звучали чисто, в других - особенно в тех, которые имели большое количество ключевых знаков, - фальшиво. До появления 1-й части “Хорошо темперированного клавира” очень редко играли, и редко сочиняли, в таких тональностях, как Си мажор, Ля бемоль мажор, не говоря уже о Фа диез мажоре и До диез мажоре, которые вообще не применяли на практике. Диезные тональности, как правило, предпочитали бемольным, считали их более удобными.
Клавиатура клавира новой конструкции поделена на равные интервалы- полутона,равномерно темперирована. Октава стала вмещать 12 равных полутонов Бах практически доказал,что все 24 тональности равноправны и звучат хорошо,написав 48 прелюдий и фуг во всех тональностях дважды. Прелюдия и фуга контрастны между собой и образуют двухчастный полифонический цикл

Склад (Стиль) музыки
Гомофония
Полифония
(гомо-один) (фонос-звучащий) Один голос главный(мелодия) другие аккомпанируют.
(поли- много) (фонос-звучащий) Все голоса равны и важны.

Лейпцигский период творчества-время наивысшего расцвета музыкального дарования И.С.Баха
В 1723г переезжает в Лейпциг, с целью дать сыновьям университетское образование Становится руководителем хора при церкви Св.Фомы Созданы лучшие произведения для хора с оркестром Месса си минор, Страсти по Иоанну, Страсти по Матфею,около300кантат.

Лейпциг

Бах всю жизнь служил при церкви, многие его произведения написаны для церкви,был глубоко верующим человеком,настольной книгой которого была Библия на лат. ,нем. языках.
Церковь Св.Фомы в Лейпциге.
Орган церкви Св.Фомы.

Страсти по Матфею произведение, написанное для солистов,двух хоров, двух оркестров,органа.Страсти,повествуют о последних днях, страданиях Иисуса Христа.
Апостолы-евангелисты Иоанн,Матфей,Лука,Марк.
Тайная вечеря Леонардо да Винчи.

Личная жизнь.
В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. В этом браке в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами. В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

В последние годы Бах тяжело болел-сказалось перенапряжение глаз,полученное еще в юности.Незадолго до смерти он решается на операцию глаз,после которой окончательно ослеп.28 июля 1750г Бах умирает.
Памятник И.С.Баху в Лейпциге
Кабинет-музейИ.С. Баха.

Второе рождение Баха
Подлинный интерес к Баху возник лишь в XIX веке. Начало ему положил Ф. Мендельсон, случайно нашедший в библиотеке ноты «Страстей по Матфею». Под его управлением это произведение было исполнено в Лейпциге 1829. Большинство слушателей, буквально потрясенных музыкой, никогда не слышало имя автора.

Отречение Петра Раскаяние

Высказывания о музыке И.С.Баха
Цель и конечный конец всей музыки не должно быть ничто другое, кроме как восславление Бога и восстановление души. Где есть благочестивая музыка, Бог всегда тут же с его любезным присутствием. И.С.Бах. И.С.Бах.Цель музыки – трогать сердца Людвиг ван Бетховен: "Его нужно звать не Бах (нем. - ручей), а море!" Иоганн Брамс: "Если бы вся музыкальная литература - Бетховен, Шуберт, Шуман - исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха, я был бы безутешен". Вольфганг Амадей Моцарт: "Здесь есть чему поучиться!" Бах о себе: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же.


С ранних лет Бах ощущал своим призванием органное поприще, неустанно учился искусству органной импровизации, явившейся основой его композиторского мастерства. Еще ребенком, в родном Эйзенахе, он слушал игру на органе своего дяди, а затем, в Ордруфе – брата. В Арнштадте Бах сам начинает работать органистом, и несомненно, уже там пробует сочинять для органа, хотя его хоральные обработки, смущавшие арнштадтских прихожан своей необычностью, и не дошли до нас. В должности органиста композитор служил и в Веймаре, где полностью сформировался его самобытный органный стиль. Как известно, именно на Веймарские годы приходится исключительная активность в области баховского органного творчества – создано большинство органных сочинений: Токката и фуга d-moll, Токката, adagio и фуга C-dur, Прелюдия и фуга a-moll, Фантазия и фуга g-moll, Пассакалия c-moll и многие другие. Даже когда в силу обстоятельств композитор переключался на другую работу, он не расставался с портативом – переносным органом. Не нужно забывать и то, что в сопровождении органа звучали в церкви баховские оратории, кантаты, пассионы. Именно через орган Бах был известен своим современникам. В органных импрорвизациях он достиг высшего совершенства, потрясая всех, кто мог его слышать. Прославленный органист Ян Рейнкен, уже на склоне лет, услышав игру Баха, произнес: «Я думал, что это искусство уже давно умерло, но теперь я вижу, что оно живет в Вас!»


Бах Иоганн Себастьян (), немецкий композитор и органист. Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке. К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.). Бах Иоганн Себастьян (), немецкий композитор и органист. Родился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где отец занимал должность придворного музыканта. Рано потеряв родителей (Баху не было и десяти лет), мальчик переехал в Ордруф к старшему брату Иоганну Кристофу, у которого и учился музыке. К 17 годам он играл на скрипке, альте, клавире и органе, пел в хоре. Баха пригласили в Веймар служить музыкантом при дворе. Это приглашение стало началом его карьеры, закончившейся в должности кантора (дирижёр хора, органист и сочинитель духовной музыки) в церкви Святого Фомы в Лейпциге (с 1723 г.).


Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя", - сказал о Бахе великий Бетховен. Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.


Литургические произведения на латинском языке (232243a) BWV 232 Месса си минор BWV 233 Месса фа мажор BWV 233a Kyrie фа мажор (альтернативная версия BWV 233) BWV 234 Месса ля мажор BWV 235 Месса соль минор BWV 236 Месса соль мажор BWV 237 Sanctus до мажор BWV 238 Sanctus ре мажор BWV 239 Sanctus ре минор BWV 240 Sanctus соль мажор BWV 241 Sanctus ре мажор (аранжировка Sanctus из мессы Керла Missa superba) BWV 242 Christe Eleison соль минор BWV 243 Магнификат ре мажор BWV 243a Магнификат ми-бемоль мажор (более ранняя версия BWV 243) Пассионы и оратории(244249) BWV 244 Страсти по Матфею BWV 244a Klagt, Kinder, klagt es aller Welt (траурная кантата по князю Леопольду Ангальт- Кётенскому) BWV 244b Страсти по Матфею (ранняя версия) BWV 245 Страсти по Иоанну BWV 245a Himmel reisse, Welt erbebe (ария из второй версии Страстей по Иоанну) BWV 245b Zerschmettert mich, ihr Felsen und ihr Hügel (ария из второй версии Страстей по Иоанну) BWV 245c Ach, windet euch nicht so, geplagte Seelen (ария из второй версии Страстей по Иоанну) BWV 246 Страсти по Луке (ошибочно, автор неизвестен) BWV 247 Страсти по Марку (либретто сохранилось, но музыка почти полностью утеряна) BWV 248 Рождественская оратория BWV 249 Пасхальная оратория

Презентация по музыке на тему: «Мой любимый композитор – классик» над презентацией работала ученица 7 класса «А» Брутян Юник

Биография. Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Род Бахов известен своей музыкальностью с начала XVI века: многие предки и родственники Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. В этот период Церковь, местные власти и аристократия поддерживали музыкантов, особенно в Тюрингии и Саксонии. Отец Баха жил и работал в Эйзенахе. В это время в городе насчитывалось около 6000 жителей. Работа Иоганна Амброзиуса включала организацию светских концертов и исполнение церковной музыки. Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф.

Творчество. Бах написал более 1000 музыкальных произведений. Бах писал музыку для разных инструментов, как духовную, так и светскую. Некоторые произведения Баха являются обработками произведений других композиторов, а некоторые - переработанными версиями своих произведений. Органная музыка в Германии ко времени Баха уже обладала давними традициями, сложившимися благодаря предшественникам Баха, каждый из которых по-своему влиял на него. В течение жизни Бах был больше всего известен как первоклассный органист, преподаватель и сочинитель органной музыки. Он работал как в традиционных для того времени «свободных» жанрах, таких как прелюдия, фантазия, токката, пассакалья, так и в более строгих формах - хоральной прелюдии. В своих произведениях для органа Бах умело соединял черты разных музыкальных стилей, с которыми он знакомился в течение жизни.

Судьба в музыке Баха. В последние годы жизни и после смерти Баха его известность как композитора стала уменьшаться: его стиль считали старомодным по сравнению с расцветающим классицизмом. Его больше знали и помнили как исполнителя, педагога и отца Бахов-младших, в первую очередь Карла Филиппа Эммануила, музыка которого была известнее. Однако многие крупные композиторы, такие как Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна. В России начала XIX века как знатоки и исполнители музыки Баха особенно выделяются ученица Фильда Мария Шимановская и Александр Грибоедов. Например, при посещении школы Св. Фомы Моцарт услышал один из мотетов и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» - после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их. Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя».

Произведения Иоганна Себастьяна оказали влияние на многих композиторов. Некоторые темы из произведений Баха, например, тема токкаты и фуги ре минор, были многократно использованы в музыке XX века. Биография, написанная в 1802 году Иоганном Николаусом Форкелем, подстегнула интерес широкой публики к его музыке. Всё больше людей открывали для себя его музыку. Например, Гёте, довольно поздно в своей жизни познакомившийся с его произведениями, в письме 1827 года сравнил ощущение от музыки Баха с «вечной гармонией в диалоге с самой собой». Но настоящее возрождение музыки Баха началось с исполнения Страстей по Матфею в 1829 году в Берлине, организованного Феликсом Мендельсоном.

Произведения Баха. I. Вокальные произведения: Кантаты; Мотеты; Литургические произведения на латинском языке; Пассионы и оратории; Светские кантаты; Хоралы; Песни и арии; Песни; Кводлибет;

II. Органные произведения: 1. Трио-сонаты для органа; 2. Прелюдии и фуги, токкаты и фуги, фантазии и фуги для органа; 3. Пассакалья и фуга до минор для органа; 4. Трио и другие произведения для органа; 5. Концерты для органа; 6. Различные хоральные прелюдии; III. Концерты и сюиты для оркестра: 1. Скрипичные концерты; 2. Бранденбургские концерты; 3.Концерты для клавесинов; 4.Сюиты для оркестра.

Музыкальные фрагменты. - BWV 59 - Wir mich liebet, der wird mein Wort halten - BWV 171 - Gott, wie dein Name, so ist auch dein Ruhm - BWV 140; I. Coro - Wachet auf, ruft uns die Stimme


Иоганн Себастьян Бах () – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии (многоголосия).


Краткая биография Детские годы и обучение музыки Родился 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. Иоганн Бах воспитывался братом, т. к. когда ему было десять лет – погибли родители. Именно брат научил Баха игре на клавире, органе. В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люксембург. В им была написана первая органная музыка.


В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами. В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Семья имела 13 детей. Личная жизнь


Творческий путь За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха. В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты. В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку.


В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием « Музыка приношения », посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений « Искусство фуги » Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным. Последние годы жизни


Из уроков музыки Музыка Баха – объёмная, мощная, масштабная музыка. Она олицетворяет вселенную. У неё нет границ. Бах должен был рассказать о мире, о вселенной, но она родился « раньше своего времени » и поэтому люди не понимали его язык. Его музыку часто сравнивают с музыкой Бетховена. Иоганн Себастьян Бах не был популярен в своё время. Популярность пришла к нему позже, чем через 100 лет. Понимать музыку Баха начали понимать сравнительно недавно. Это интернациональная музыка, ведь она понятна всем. Музыка Баха может звучать где угодно.


Из уроков музыки Токката и фуга Ре минор фрагмент На одном из уроков музыки мы прослушали эту композицию. Сначала мы хотим рассказать, что обозначает её название. ТОККАТА – это прикосновение. ФУГА – бег. Мы проанализировали музыку и выделили её особенности: 1. Она звучит остро, обрывисто 2. Звучит каждый звук – каждое касание пальцев. 3. В « Токката и Фуга Ре минор » сочетаются два разных « образа »


Интересное Иоганну было запрещено ноты брата. Несмотря на запрет, Иоганн все же нашел способ обмануть его. Тайком, по ночам, Себастьян пробирался в комнату, где стоял желанный шкафчик, доставал ноты и переписывал их. Но счастью музыканта наступил конец, когда однажды ночью брат застал Иоганна за перепиской. Он отобрал ноты, оставив Себастьяна в печали, сравнимым, по описанию одного из первых биографов, « с той горечью, которую испытывает мореплаватель, которому сообщили о гибели его судна, везущего заморские специи и сладости ». Три афоризма от И. Баха: 1. Чтобы высыпаться, нужно ложиться не в тот же день, когда нужно вставать. 2. Играть на клавишных просто: нужно только знать, какие клавиши когда нажимать. 3. Однажды И. Баха спросили, как он достиг такого совершенства в игре на органе и клавесине, на что музыкант ответил: " Я много и упорно трудился. Кто будет делать также, тот добьется высокого мастерства в игре ".

ПЛАН1. Музыкальная семья Баха.
2. Клавирное творчество Баха.
Тетрадь А. М. Бах.
Инвенции.
Сюиты.
Хорошо темперированный клавир.
3. Органное творчество Баха.

Основная информация

Дата рождения: 21 марта 1685
Место рождения: Эйзенах
Дата смерти: 28 июля 1750 (65 лет)
Место смерти: Лейпциг
Страна: Германия
Профессии: композитор, органист
Инструменты: орган, клавесин, скрипка
Жанры: музыка барокко

Краткая биография

Иоганн Себастьян появился на свет в семье,
которая считается крупнейшей музыкальной
династией в Германии.
Из предков Баха особенно прославились Фейт
Бах – пекарь, который играл на цитре, и
Иоганнес Бах – городской музыкант в Эрфурте.
Потомки последнего стали настолько известны,
что в некоторых средневековых немецких
диалектах фамилия «Bach» стала
нарицательной и получила значение
«городской музыкант».

Краткая биография

В этом доме родился великий
композитор И. С. Бах
Иоганн Себастьян Бах
родился в Тюрингии, в
семье, которая считается
крупнейшей музыкальной
династией в Германии.
Его потомки настолько
известны, как музыканты
что в некоторых
средневековых немецких
диалектах фамилия «Bach»
стала нарицательной и
получила значение
«городской музыкант».

В возрасте 10 лет он остался сиротой и заботу о
нём взял на себя старший брат Иоганн Кристоф
Бах.
Под его руководством и начались музыкальные
занятия будущего композитора.
Отношения с семьёй брата не всегда протекали
гладко и уже в юношеском возрасте Иоганн
начинает жить самостоятельно.
Вскоре в 1707г. Он женится на своей кузине Марии
Барбаре. У них было 10 человек детей (2 умерло).
Спустя 13 лет умирает его жена, Бах женится
вторично- на Анне Магдалине Вилькен. У них
родилось 13 человек детей но в живых осталось
только четверо.

В напудренном парике,
окружённый детьми сидит
за клавесином человек. Он
сочиняет, дети слушают,
слушают внимательно, с
интересом. Это их отец –
величайший композитор
И.С.Бах.
Рядом с ним Анна
Магдалена – мама, певица.
Она тоже хочет научиться
играть, и Бах создаёт для
неё несложные пьесы,
которые войдут в две:
«Нотные тетради А. М.
Бах».
По этим же тетрадям
учились и дети Баха
.

Утро в семье Баха, отец семейства
Иоганн Себастьян за клавесином

Вот, другая тетрадь, на
обложке которой рукой Баха
написано «Клавирная
книжечка Вильгельма
Фридемана Баха». Здесь
композитор написал для
сына инвенции сначала
двух, а затем трёхголосные.
Латинское слово инвенция
означает «выдумка,
изобретение». В заглавии
титульного листа:
«Добросовестное
руководство в котором
показан ясный способ как
чисто играть не только с
двумя голосами, но и при
дальнейшем
совершенствовании
правильно и хорошо
исполнять три обязательных
голоса.

Бах с сыновьями

Бах написал шесть
«французских» и шесть
«английских» сюит.
С английского сюита – это
ряд, последовательность.
Старинная сюита –
Цикл основан на принципе
контрастного
сопоставления танцев.
В единое целое танцы
объединяют: тональность,
двухчастная форма
каждого танца, жанр,
контрастность.
многочастное
циклическое
произведение, состоящее
из танцевальных пьес.
Основу сюиты составляли
четыре старинных танца:
аллеманда, куранта,
сарабанда и жига.

Аллеманда


старинный немецкий
четырёхдольный
танец.
Аллеманда была
торжественным
групповым танцем. В
XVI веке она вошла в
сюиту в качестве
танцевальной пьесы.
Аллеманда
начинается а затакта.

Куранта


подвижный
французский
трёхдольный танец.
В старину он
исполнялся парой
танцоров.
Подобно аллеманде,
куранта в сюите
начинается с затакта.

Сарабанда

– это
старинный трёхдольный
испанский танец, в
характере медленного
торжественного
шествия.
Сарабанда Баха
сосредоточена и
печальна.
Как и в аллеманде
ведущее значение здесь
имеет верхний голос
поддержанный
равномерным
движением аккордов в
остальных голосах.

Жига

– это старинный
английский танец. Как
танец, завершающий
сюиту, он идёт в
самом быстром темпе
по сравнению с
другими частями.
Подобно куранте жига
двухголосна.
Все танцы
объединены одной
тональностью.

Х. Т. К. Иоганна Себастьяна Баха

Великое искусство И.С Баха
раскрывается в Х.Т.К. Он
объединяет два сборника (1722,
1724г.) содержащих по 24 прелюдии
и фуги во всех тональностях.
В Х.Т.К. Бах использовал
возможности нового способа
настройки клавира, когда звуки
отделены друг от друга равными
расстояниями (полутонами).
Темперированный строй позволяет
сочинять музыку в любой
тональности.
«Хорошо темперированный
клавир» – высшая школа мастерства
для каждого музыканта.