Скандал с клавишником андреем державиным. Легендарный клавишник “Машины времени” Петр Подгородецкий. А как сейчас живет Андрей Державин

В 1969 году по инициативе и Сергея Сировича Кавагоэ создан новый музыкальный коллектив, исполнявший песни в популярных тогда жанрах – рок, рок-н-ролл и авторская песня. Итоговое название группы – «Машина времени» – сменило первоначальную версию «Time Machines».

История создания и состав

На рубеже 1960-1970 годов ХХ столетия на территории СССР набирали популярность юношеские и студенческие группы, подражавшие в своем творчестве, как правило, британским и другим легендарным музыкантам. Следуя такой тенденции, в 1968 году в Москве учащиеся школы №19 с углубленным изучением английского языка создали группу, в состав которой вошли четверо старшеклассников: Андрей Макаревич, Михаил Яшин, Лариса Кашперко и Нина Баранова. Девушки пели, а парни аккомпанировали им на гитарах.

Репертуар молодых людей, свободно владевших английским языком, состоял из зарубежных знаменитых песен, с которыми они выступали в столичных школах и молодежных клубах под названием «The Kids».

Однажды в школе, где учились ребята, проходило выступление ВИА из Ленинграда «Атланты». Группа имела в своем распоряжении качественное высококлассное оборудование и бас-гитару, бывшую тогда в диковинку. В перерыве у «Атлантов» Андрей Макаревич с товарищами исполнили несколько собственных музыкальных произведений.


В 1969 году был организован изначальный состав «Машины времени», куда вошли Андрей Макаревич, Юрий Борзов, Игорь Мазаев, Павел Рубин, Александр Иванов и Сергей Кавагоэ. Автором названиягруппы, звучавшего тогда «Time Machines», стал Юрий Иванович Борзов, а Сергей стал инициатором создания исключительно мужского коллектива – так бессменным вокалистом оказался Андрей Макаревич.

По мнению ребят, появление в составе «Time Machines» Кавагоэ помогло им добиться успеха. У Сергея, родители которого жили в Японии, имелись настоящие электрогитары, считавшиеся дефицитными в те времена в Советском Союзе, и даже небольшой усилитель. Так звучание песен «TimeMachines» выгодно отличалось от других музыкальных групп.


В мужском коллективе стали возникать конфликты, связанные с выбором репертуара: Сергей и Юрий желали играть «Битлов», но Макаревич настаивал на выборе композиций менее знаменитых авторов. Свою позицию Андрей аргументировал тем, что спеть лучше «Ливерпульской четверки» у них все равно не выйдет, и «Time Machines» будут иметь «бледный вид».

В результате возникшего спора коллектив раскололся: Борзов, Кавагоэ и Мазаев вышли из «Time Machines» и начали работу под названием «Дюрапонские паровики», но успеха не добились, в связи с чем вернулись в «Time Machines».


После выпуска дебютного альбома гитаристы Павел Рубин и Александр Иванов покинули группу. К тому времени ребята окончили среднее образование и всерьез задумались уже не о музыке, а о получении высшего образования. Юрий и Андрей поступили в архитектурный институт в Москве, где познакомились с Алексеем Романовым (сейчас выступает в ) и Александром Кутиковым.

Последний вскоре заменил призванного в вооруженные силы Мазаева в составе «Time Machines», а Борзов ушел в группу Алексея Романова. Ударником стал сценарист и писатель Максим Капитановский, который через год также ушел служить в вооруженные силы СССР.


Тогда же Сергей Кавагоэ начал готовиться к вступительным экзаменам в МГУ, из-за чего регулярно пропускал репетиции и отменял выступления, а Макаревич и Кутиков трудились в группе «Лучшие годы». Воссоединившись в 1973 году, ребята изменили название на более привычное слуху советских людей – «Машина времени», а спустя год Алексей Романов стал вокалистом совместно с Макаревичем.


Тогда же Кутиков ушел из коллектива, на замену ему пришел , игравший на бас-гитаре. Спустя 5 лет после конфликта, связанного с общей концепцией, состав «Машины времени» опять поменялся: вокалистом остался Макаревич, а аккомпанировали ему Александр Кутиков, Валерий Ефремов и Пётр Подгородецкий. В 1999 году Подгородецкий из-за проблем с наркотиками и нарушений дисциплины был уволен, а заменил его .

Музыка

Дебютный альбом группы, работавшей тогда под названием «TimeMachines», вышел в 1969 году и носил аналогичное название. В него вошли 11 англоязычных песен, которые существенно напоминали творчество «The Beatles». Пластинка записывалась дома: в центре комнаты стоял вокалист Макаревич с катушечным магнитофоном с функцией записи и микрофоном, по периметру помещения расположились музыканты. Бобину с записанными песнями ребята распространяли среди друзей и знакомых.


Группа "Машина времени"

Официальный релиз так и не состоялся, но сейчас ребята изредка исполняют композицию из «Time Machines», называющуюся «This Happened to Me». Она же вошла в альбом «Неизданное», выпущенный в 1996 году.

К 1973 году структура коллектива претерпела значительные изменения, а название стало звучать как «Машина времени», но формально выступлений и народной любви музыкантам пришлось ждать еще долго. В 1973-м вышел сборник «Мелодия», где «Машина времени» значилась в музыкальном сопровождении.

"Машина времени" - "Однажды мир прогнется под нас"

Период 1973-1975 годов стал наиболее тяжелым в истории группы: выступлений практически не было, ребята зачастую пели за проживание и питание, не раз приходилось искать новую базу для репетиций, а лидера «Машины времени» исключили из вуза, и он устроился на работу в Гипротеатр. Тогда же ребятам предложили сыграть ряд композиций в фильме «Афоня», за что они получили приличный гонорар. Однако в итоговой версии киноленты осталась звучать всего одна песня «Ты или я», зато название их мелькнуло в титрах.

В 1974 году «Машина времени» записала композицию «Кто виноват», написанную Алексеем Романовым, которая, к сожалению, была воспринята критиками как диссидентская. Хотя, по словам автора, композиция не несла никакого потайного смысла и тем более политической подоплеки.

"Машина Времени" - "Маленький принц"

В 1976 году коллектив выступил на музыкальном фестивале «Таллинские песни молодёжи», и вскоре их песни напевали во всех уголках Советского Союза. Но спустя 2 года произошел скандальный инцидент: на известном музыкальном фестивале группу назвали политически неблагонадежной, и ребят отстранили от дальнейших концертов.

С тех пор выступления музыкантов стали нелегальными, но, по словам Кавагоэ, приносили неплохой доход. Однако Андрей Макаревич всегда стремился вывести группу на всероссийскую эстраду из закрытых выступлений в полуподвальных помещениях, что послужило причиной очередного конфликта с Сергеем Кавагоэ.

"Машина Времени" - "За тех, кто в море"

Изменив состав группы, Макаревич с помощью специально назначенного партийного куратора все же сумел вывести «Машину времени» на эстраду, и к началу 1980-х годов группа выступала уже полностью официально. На концертах, проходивших в переполненных залах, звучалихиты «Поворот», «Свеча» и другие, которые не теряют популярности и сегодня.


Вскоре группу снова ждал неприятный сюрприз от властей СССР: творчество музыкантов подверглось резкой критике со стороны официальных лиц, но, ко всеобщему удивлению, поклонники отстояли право «Машины времени» осуществлять дальнейшую концертную деятельность – 250 тысяч писем от фанатов пришли в редакцию «Комсомольской правды» в поддержку музыкантов.

"Машина времени" - "Годы летят стрелою"

С началом распада СССР политическое давление на музыкантов значительно ослабло, они беспрепятственно выступали на столичных концертных площадках, выпускали новые альбомы, уже не опасаясь политической цензуры. В 1986 году прошло первое в истории группы зарубежное выступление на музыкальном фестивале в Японии.

В 1986-м вышел в свет «первый настоящий альбом» «Машины времени». Как указано на официальном сайте группы, он был соткан из концертных фонограмм, а сами музыканты участия в записи не принимали. Но даже в таком виде презентация альбома «В добрый час» стала большим шагом вперед для коллектива.

"Машина времени" - "В добрый час"

А уже в 1988 году «Машину времени» признали группой года. В начале 1990-х снова претерпел изменения состав: Зайцев в связи с проблемами с алкоголем и наркотиками ушел из коллектива, зато вернулся Маргулис.

В 1991 году по инициативе Макаревича ребята выступили в рамках политической акции, организованной с целью поддержки . Апогеем популярности стал 8-часовой концерт «Машины времени» на Красной площади в Москве, на котором собрались около 300 тысяч поклонников. А в декабре 1999-го концерт «Машины времени» посетили такие выдающиеся политики, как и , а также , занимавший тогда должность премьер-министра.

"Машина Времени" - "Брошенный Богом Мир"

Уже в 2000-х «Машина времени» вошла в десятку самых популярных российских рок-групп по версии «Комсомольской правды», а композиция «Костер» вошла в сотню лучших песен русского рока в XX веке по версии «Нашего радио». В 2010 году лидер группы прославился своей литературной деятельностью, опубликовав 3 книги.

Логотип «Машины времени» – это шестеренка с пацификом внутри. Символика была изображена на обложке альбома «Машинально». Сегодня выпускаются футболки, бейсболки и шарфы с логотипом коллектива.


Логотип группы "Машина времени"

Летом 2012 года Маргулис, сославшись на желание работать над сольным проектом, ушел из «Машины времени», тем не менее оставшись в дружеских отношениях с музыкантами. А в феврале 2015 года в СМИ появилась информация о новом разладе в группе, связанном с политической ситуацией в соседней Украине. Правда, слухи о том, что коллектив распался, не подтвердились. Однако в туре «Машины времени» по Украине Андрей Державин участия не принял.

Шумиха возникла из-за позиции Андрея Макаревича относительно конфликта между Россией и Украиной. Макаревич принял сторону последней, тем самым спровоцировав небывалую по размаху травлю, включая бойкот и срыв выступлений, а также фейковое сообщение о его смерти. Масла в огонь подливал и сам артист, летом 2015 он записал трек «Стали глистами бывшие братья мои». При этом музыкант категорически опровергает политический контекст композиции.

"Андрей Макаревич" - "Люди глисты"

Несмотря на это, в сентябре 2015 лидер группы Андрей Макаревич рассказал журналистам, что коллектив намерен снова объединиться «золотым» составом, чтобы записать новый альбом. Но, к сожалению поклонников, этого не произошло. После злосчастной песни появились слухи, что у Макаревича вспыхнул конфликт с Маргулисом. Но вскоре Евгений сообщил, что с Андреем Вадимовичем не ссорился, но его творчество настолько от него далеко, что комментировать он его не готов.

«Машина времени» сейчас

2017 год ознаменовался не только длительными гастролями, но и, опять же,скандалами с политической подоплекой. Так Андрей Державин поддержал официальную позицию Кремля по Крыму, в связи с чем оказался в списке артистов, которым запрещен въезд в Украину. Сам же Макаревич считает присоединение Крыма аннексией, о чем неоднократно высказывался в своих интервью.


В Украине "Машина времени" гастролировала в неполном составе

В то же время музыканты провели ряд концертов в украинских городах, а ее лидер Андрей Макаревич отказался комментировать различие в политических взглядах музыкантов. Кстати, продюсер группы Владимир Борисович Сапунов также поддержал позицию Российской Федерации. Однако, судя по анкетам и фото на сайте «Машины времени», кадровых перестановок в связи с политическим мировоззрением на тот моментне последовало.

Так продолжалось до осени 2017 года. Директор и продюсер Владимир Сапунов после 23 лет работы в коллективе был со своего поста уволен. Он объяснил, что у них состоялся разговор с Андреем Макаревичем, в котором тот ему сообщил: «Мы с вами больше не работаем». При этом Сапунов отметил, что благодарен коллективу, работая с ним, ему удавалось забыть о своем недуге и ощущать себя счастливым.Тогда же в Сети появилась новость, что Макаревич уволил и Державина, но эта информация на тот момент не подтвердилась.


5 мая 2018 года Сапунов скончался вследствие продолжительной болезни, у экс-директора «Машины времени» была диагностирована онкология.

В начале 2018 стало известно, что группу все-таки покинул Андрей Державин, и так как тема уже давно муссировалась СМИ, эта новость поклонников не удивила. В интервью, которое музыкант дал в марте, он сообщил, что причиной ухода стало пересечение гастрольных графиков. Дело в том, что Державин решил возродить свой коллектив – легендарную группу 90-х «Сталкер».


В итоге на 2018 год в составе группы «Машина времени» остались трое участников – Макаревич, Кутиков и Ефремов. Так или иначе, музыканты продолжают гастролировать. В 2018 году коллектив выступит на музыкальном фестивале «Хмельнов Фест» в Минске. Также впервые за 5 лет они посетят Тюмень, где дадут концерт «Оставайся собой» в филармонии.

А на ноябрь 2018 запланировано их участие в спектакле «Квартета И». Ранее Андрей Макаревич уже не единожды принимал участие в «Письмах и песнях...», но сольно. На этот раз на театральной сцене появится весь состав.

В 2019 году группе исполняется 50 лет. В честь юбилея музыканты решили пригласить известных российских режиссеров, чтобы снять киноальманах «Машина [вне] времени». Он будет состоять из короткометражных новелл-зарисовок, объединенных одной темой: песни «Машины времени».

Дискография

  • 1986 – «В добрый час»
  • 1987 – «Десять лет спустя»
  • 1987 - «Реки и Мосты»
  • 1988 - «В круге света»
  • 1991 - «Медленная хорошая музыка»
  • 1992 - «Это было так давно…1978»
  • 1993 - «Внештатный командиръЗѣмли. Блюзы Эль-Мокамбо»
  • 1996 - «Картонные крылья любви»
  • 1997 - «Отрываясь»
  • 1999 - «Часы и Знаки»
  • 2001 - «Место, где свет»
  • 2004 - «Машинально»
  • 2007 - «TimeMachine»
  • 2009 - «Машины не парковать»
  • 2016 - «ВЫ»

Клипы

  • 1983 - «В Никитском ботаническом саду»
  • 1986 - «В добрый час»
  • 1988 - «Герои вчерашних дней»
  • 1988 - «All I Can Say is Hello»
  • 1989 - «Морской закон»
  • 1991 - «Она желает (Свалить из СССР)»
  • 1993 - «Мой друг лучше всех играет блюз»
  • 1996 - «Поворот»
  • 1997 - «Он был старше её»
  • 1997 - «Однажды мир прогнётся под нас»
  • 1999 - «Эпоха большой нелюбви»
  • 2001 - «Место, где свет»
  • 2012 - «Крысы»
  • 2016 - «Однажды»
  • 2017 - «Пой»

Концерты группы отменяются после "звонков сверху"

Менеджер "Машины времени" Антон Чернин рассказал в интервью украинскому изданию, что группа переживает настоящий раскол. Яблоком раздора стала Украина: одни музыканты поддерживают президента Путина, другие - нынешние киевские власти. Некоторые СМИ восприняли эту информацию как новость о распаде группы. Однако Чернин поспешил успокоить поклонников.

"Андрей Державин и директор группы Владимир Сапунов подписали письмо в поддержку операции по Крыму и поддерживают путинскую сторону. А у Александра Кутикова (который разделяет позицию Макаревича и поддерживает Украину) сейчас проблемы, его концерты в России отменяют или просто перестали звонить те, кто раньше приглашал", - рассказал украинской газете "Вести" менеджер "Машины" Антон Чернин.

На днях стало известно, что группа потеряла все концерты в России за исключением единственного пока не отмененного шоу в Москве. "Группа свои выступления не отменяла, от них отказались прокатчики после звонков сверху, и новых приглашений нет", - рассказал Чернин.

При этом он уточнил, что тур Макаревича по четырем городам Украины в начале марта будет сольным. "Инициатива исходит от приглашающей стороны. В Украину, почему-то зовут только Андрея Вадимовича лично, но не группу", - отметил менеджер.

По его словам, Кутиков сейчас занимается сольным проектом и продюсированием других артистов, в том числе и сольных проектов Макаревича. Державин выступает в ретро-солянках со своим "Сталкером" из старой программы. Кроме этого, он пишет много музыки для кино. Чем занимается барабанщик Валерий Ефремов, Чернин не знает.

Впрочем, то, что группа не работает в студии и не гастролирует, не означает, что она распалась. "С "Машиной времени" все в порядке, и разница в позициях музыкантов по Крыму не мешает им работать вместе", - написал Чернин в Facebook .

Проблемы у Макаревича начались после того, как 12 августа прошлого года он выступил в украинском городе Святогорске перед детьми беженцев из Донецка и Луганска по приглашению Фонда волонтеров Украины. По некоторым данным, он также побывал в Славянске, который к тому моменту был покинут ополченцами и занят украинскими силовиками. После этого некоторые российские общественные деятели и политики заявили, что действия рокера носят антироссийский характер, обвинив его в том, что он "пел перед карателями".

Позже музыкант в открытом письме обратился к президенту России Владимиру Путину , устроенный в последнее время в государственных СМИ, окрестившими музыканта "другом хунты" и "пособником фашистов".

Стоит отметить, что ранее музыкант заявлял, что не разделяет абсолютного ликования по поводу вхождения Крыма в состав РФ. "Я считаю, что присоединение Крыма — большая ошибка, потому что те минусы, которые наша страна получила и еще получит, — несоизмеримы с теми плюсами, которые нам сейчас пытаются нарисовать", - говорил Макаревич в одном из своих интервью. Гордость за свою страну безусловно должна быть, но нужно "работать с массовым сознанием честно", говорит музыкант, а не "топором, заодно настраивая всех против внутренних врагов, которые очень быстро находятся и создаются".

По мнению лидера группы "Танцы Минус" Вячеслава Петкуна, . "За то, что он сидел с Путиным на концерте Пола Маккартни, за то, что ходил в Кремль вместе с другими деятелями культуры, за то, что имел "Смаки", ордена, гранты и так далее. Государство считало, что купило его лояльность. А Макаревич считал, что его лояльность не покупали, а оценили творческие заслуги. В этом и конфликт. Понятно, что влетит не одному Андрею Макаревичу, я думаю, до всех дело дойдет", - сказал он в интервью "МК".

Источник текста - Wikipedia
Начало биографии группы "Машина Времени ". 1968 - весна 1970.
Школа № 19 (имени Белинского) Москва, Кадашёвский 1-й пер., д.3а. Здесь образовалась группа «Машина времени»Предшественником «Машины времени» была группа под названием «The Kids», образовавшаяся в 19-й московской школе в 1968 году. В неё входили:

Андрей Макаревич - гитара
Михаил Яшин (сын поэта и писателя Александра Яшина) - гитара
Лариса Кашперко - вокал
Нина Баранова - вокал

Группа пела англо-американские народные песни, выступала на школьных вечерах. Записи не сохранились, только одну из песен того периода можно услышать на диске «Неизданное» - эта песня «This Happened to Me», в которой пелось о несложившейся любви и расставании. Группа давала концерты в московских школах, где удавалось договориться, особого успеха не имела, хотя часто выступала на вечерах школьной самодеятельности.

Переломным, по воспоминаниям Макаревича, стал день, когда в школу приехал с концертом ВИА «Атланты», руководитель которого Александр Сикорский разрешил молодым музыкантам в перерыве сыграть пару песен на их аппаратуре и даже сам подыграл школьникам на бас-гитаре, с которой те были совершенно незнакомы. После этого события в 1969 году из старшеклассников двух московских школ формируется первый состав группы, получившей название «Time Machines» (по-английски, во множественном числе, по аналогии с «Beatles», «Rolling Stones» и другими западными группами). Название группы придумал Юрий Борзов. В группу входят ученики школы № 19: Андрей Макаревич (гитара, вокал), Игорь Мазаев (бас-гитара), Юрий Борзов (ударные), Александр Иванов (ритм-гитара), Павел Рубин (бас-гитара), а также учившийся в соседней школе № 20 Сергей Кавагоэ (клавишные).

После образования группы сразу же происходит внутренний конфликт из-за репертуара: большинство хочет петь песни «Битлз», Макаревич настаивает на исполнении менее известного западного материала, мотивируя это тем, что «Битлз» слишком хорошо поют и непрофессиональное подражание им будет выглядеть жалко. Группа раскалывается, Кавагоэ, Борзов и Мазаев пытаются организовать группу в школе № 20, но попытка оказывается неудачной и вскоре происходит воссоединение «Time Machines».

В этом составе была сделана самая первая магнитофонная запись, из одиннадцати англоязычных песен, написанных участниками группы. На концертах группа исполняет кавер-версии песен английских и американских групп и свои песни на английском, написанные в подражание, но очень быстро в репертуаре появляются и собственные песни на русском языке, тексты для которых пишет Макаревич. Большое влияние на стилистику группы оказали принципы движения хиппи, ставшие популярными среди части советской молодёжи в начале 1970-х.

Оставшиеся после окончания школы участники (1970-1972):
Андрей Макаревич - гитара, вокал
Сергей Кавагоэ - клавишные
Игорь Мазаев - бас-гитара
Юрий Борзов - ударные

Андрей Макаревич и Юрий Борзов поступают в МАРХИ, где происходит знакомство с Алексеем Романовым, игравшим в институтской рок-группе. 8 марта 1971 года в МАРХИ прошёл концерт группы, на котором состоялась встреча приглашенного туда Кутикова с Макаревичем.

В 1971-v году группа некоторое время базируется в ДК «Энергетик». В первые годы состав остаётся нестабильным, а коллектив самодеятельным. Осенью 1971 года Кавагоэ приглашает на место Мазаева, призванного в армию, Александра Кутикова (первый концерт с его участием состоялся 3 ноября 1971 года), затем, уже с подачи Кутикова, Макс Капитановский, ранее игравший в группе «Второе дыхание», садится за барабаны вместо Борзова, ушедшего в группу Алексея Романова. В 1972 году Капитановского тоже призывают в армию, и Сергей Кавагоэ, чтобы не искать в группу нового человека, пересаживается за ударные. Несмотря на полное незнакомство с барабанами, он очень быстро учится играть и остаётся ударником группы вплоть до 1979 года. До середины 1970-х основной тройкой музыкантов остаются Макаревич (гитара, вокал), Кутиков (бас-гитара) и Кавагоэ (ударные); остальные участники постоянно меняются.

Летом 1972 года Кутиков и Макаревич приглашаются сессионными музыкантами в состав известной в то время группы «Лучшие годы» («The Best Years») во главе с Ренатом Зобниным; музыканты соглашаются, так как из-за занятости Кавагоэ, решившего поступать в МГУ, «Машины» всё равно не могут в это время выступать в полном составе. Группа едет на Чёрное море выступать перед отдыхающими в международном студенческом лагере «Буревестник-2». На концертах в основном исполняются «один в один» хиты западных групп (поёт Сергей Грачёв), но часть программы отводится песням из репертуара «Машин Времени» в исполнении Макаревича. По возвращении с юга совместные выступления некоторое время продолжаются, но вскоре альянс распадается. На некоторое время после развала в «Машинах» задерживается барабанщик «Лучших годов» Юрий Фокин и ещё около года на клавишных периодически играет Игорь Саульский.

В 1973 под давлением публики название группы меняется на единственное число - «Машина времени». Некоторое время в «МВ» поёт Алексей Романов, будущий основатель «Воскресения»; он становится первым и единственным «освобождённым вокалистом» группы за всю её историю. Романов задерживается ненадолго и вскоре покидает группу. Фирма «Мелодия» выпускает виниловый диск с записью вокального трио «Зодиак» (трио Дмитрия Линника) в сопровождении «Машины времени». Это становится первым упоминанием группы в официальных анналах. Как писал Макаревич, «… даже такой пустячок помогал нам существовать: в глазах любого чиновного идиота ансамбль, имевший пластиночку, - это уже не просто хиппари из подворотни».

С осени 1973 до начала 1975 года группа пережила «смутное время», выступала на танцплощадках и сейшенах, играла «за стол и кров» на южных курортах и часто меняла состав. За полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов.

Осенью 1974 года Макаревича под формальным предлогом отчисляют из института и он устраивается на работу архитектором в «Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений» («Гипротеатр»). Происходит первый опыт киносъёмок - группу приглашают сняться в эпизоде фильма «Афоня» режиссёра Георгия Данелии в роли самодеятельной группы на танцах. Данелия официально покупает для фильма права на две песни, и после съёмок группа получает первый официальный гонорар, 600 рублей (по тем временам - зарплата типичного служащего или инженера за 4-5 месяцев), который тратится на покупку магнитофона «Грюндиг ТК-46», в последующие годы заменявший группе студию. В окончательной версии фильма почти все кадры с «Машиной времени» оказываются вырезаны - группа появляется буквально на несколько секунд, хотя песни звучат несколько дольше.

В 1974 году из-за многочисленных конфликтов с Кавагоэ Кутиков уходит в группу «Високосное лето». Через несколько месяцев он возвращается, но летом 1975 года снова уходит в ВИА при Тульской государственной филармонии. Кавагоэ и Макаревич быстро находят гитариста Евгения Маргулиса, обладающего характерным «блюзовым» голосом. Макаревич сразу же предлагает Маргулису играть на бас-гитаре, на что тот легко соглашается, хотя честно предупреждает, что никогда не держал баса в руках. Тем не менее, он быстро осваивает новый для себя инструмент; с тех пор Макаревич играет исключительно на соло-гитаре. В группе Маргулис начинает писать и исполнять песни с уклоном в блюз.

На последующие четыре года тройка Макаревич - Кавагоэ - Маргулис становится ядром группы, периодически дополняемым одним-двумя сессионными музыкантами. В 1975 году Элеонора Беляева приглашает «Машину времени» записаться на ТВ в «Музыкальном киоске». За два дня в профессиональной студии звукооператор Владимир Виноградов записывает семь песен: «Солнечный остров», «Марионетки», «В круге чистой воды», «Флаг над замком», «Из конца в конец», «Черно-белый цвет» и «Летучий голландец». В телеэфир группу не допускают, но первая качественная студийная запись собственных песен «МВ» тут же тиражируется и стихийно распространяется по стране.

В 1976 году «машинисты» приезжают на фестиваль «Таллинские песни молодёжи-76» в Эстонии, где с удивлением узнают, что песни «Машины» известны за пределами Москвы. На фестивале группа получает первый приз, там же происходит знакомство с Борисом Гребенщиковым, благодаря которому начинаются периодические самодеятельные гастроли в Ленинграде. На полгода в группу приходит Юрий Ильченко (ранее - солист ленинградской группы «Мифы»). После его ухода группа играет втроём (Макаревич, Маргулис и Кавагоэ), в 1977 году снова выступает в Таллине, правда, с меньшим успехом, чем в первый раз.

Начинаются эксперименты со звуком: в группу приглашается духовая секция, первоначально в составе саксофониста Евгения Легусова и трубача Сергея Велицкого; в 1978 году Велицкого сменил Сергей Кузминюк. За звук тогда отвечал Игорь Кленов. В марте 1978 года свет увидел магнитоальбом «День рождения», собранный Андреем Тропилло из отдельных записей. Он взял записи, которые привозил Макаревич (Тропилло тогда проводил подпольные сейшены) и растиражировал эту плёнку в количестве 200 штук. Весной 1978 года Артемий Троицкий везёт «Машину» в Свердловск, где группа выступает на фестивале «Весна УПИ». Выступление получается скандальным - группа своим видом и репертуаром совершенно выбивается из общего ряда выступавших там «политически благонадёжных» ВИА.

Летом 1978 года «машинисты» узнают, что Кутиков, работавший в речевой студии ГИТИСа, нашёл возможность организовать там в нерабочее время запись группы «Високосное лето» (где он тогда играл). Макаревич просит Кутикова помочь записаться и «Машине»: тот соглашается. Примерно за две недели по ночам группа записывает 24 песни, исполняемых на этот момент на концертах. В записи использовалось наложение с перезаписью и два магнитофона с плохо настроенными трактами, звучание гитар и ритм секции на фоне голоса оказалось «тусклым». Запись тут же копируют, она расходится по стране (как утверждает Макаревич - без ведома и согласия группы) и приносит группе широкую известность. Оригинальная версия записи была утеряна, в 1992 году с копии, сохранившейся у Градского, был оцифрован и издан альбом под названием «Это было так давно…». Впоследствии в интернете не раз упоминалось о существовании более качественной копии записи в ГИТИС’е, но официально она не издавалась. Существуют также записи ряда песен «Машины времени», сделанные в той же студии, но в другое время, отличающиеся техническими особенностями.

Осенью 1978 года группе звонит тогда ещё неизвестный Ованес Мелик-Пашаев и предлагает выступить за большие деньги в стройотряде в Печоре, одновременно предложив себя в качестве клавишника. Выступления в «полевых» условиях (на лесной полянке и в маленьком сельском клубе) приносят более чем приличный доход, и Пашаев закрепляется в группе, работая на концертах как звукорежиссёр, но в основном выполняя функции администратора группы. Пользуясь своими богатыми связями, он занимается организацией выступлений. Коммерческая деятельность Мелик-Пашаева приносит плоды: по воспоминаниям Сергея Кавагоэ, в последний год подпольного существования музыканты зарабатывали концертами более тысячи рублей в месяц каждый (зарплата инженера на заводе в то время составляла около 120-150, квалифицированного рабочего - около 200 рублей в месяц).

Той же осенью 1978 года группа расстаётся с духовой секцией. Появляется Александр Воронов, играющий на синтезаторе собственного изготовления, но не приживается в команде и вскоре уходит. 28 ноября 1978 года группа участвует на открытии Первого фестиваля рок-музыки «Черноголовка-78». Первое место поделили как раз «Машина времени» и «Magnetic Band», второе заняло «Високосное лето». Самое интересное то, что «Машина времени» и «Magnetic Band» опять поделят первое место через полтора года на фестивале «Тбилиси-80».

В конце 1978 года на 1979 год создаётся программа «Маленький принц», по одноимённой сказке Антуана де Сент-Экзюпери, представляющая собой концерт «Машины времени», где в течение первого отделения песни перемежались с текстовыми интерлюдиями из книги, подобранными более или менее созвучно текстам исполняемых песен. Впоследствии с 1979 по 1981 год программа менялась, отличалась составом, аранжировками, в неё были включены новые прозаические и стихотворные фрагменты, в том числе и других авторов. Тексты сначала читал Андрей Макаревич, а в феврале 1979 года специально для исполнения литературной части программы в качестве чтеца в группу был приглашён Александр Бутузов («Фагот»).

В феврале 1979 года Андрей Тропилло записал «Маленького принца» во время одного из выездов «Машины Времени» в Ленинград и распространил катушки с записью. Эта запись «Маленького принца» - единственная известная запись программы в её раннем варианте и со старым составом группы. В 2000 году на компакт-дисках издан более поздний вариант.

К весне 1979 года между двумя основателями группы - Макаревичем и Кавагоэ, - вызревает конфликт. Макаревич в книге «Всё очень просто» говорит о творческом кризисе и личном конфликте между ним и Сергеем Кавагоэ. По версии Подгородецкого (пришёл в группу позже и лично свидетелем событий не был) имел место крупный скандал, связанный с финансовыми вопросами, кроме того, Кавагоэ и Маргулис были против стремления Макаревича вывести группу из андеграунда на профессиональную сцену. Окончательный раскол группы происходит после организованного Макаревичем, вопреки активному нежеланию Кавагоэ, концерта в помещении подвала только что образованного «Горкома графиков» - комитета художников-авангардистов на Малой Грузинской. По словам Макаревича концерт проходит отвратительно (его коллеги в своих воспоминаниях уточняют, что Кавагоэ, Маргулис и Мелик-Пашаев перед концертом явно перебрали со спиртным и откровенно дурачились на сцене). В тот же вечер после концерта группа собирается в квартире Мелик-Пашаева, где хранили аппаратуру, и Макаревич объявляет о своём уходе из группы, приглашая за собой «всех, кроме Кавагоэ». Маргулис, на которого Макаревич очень рассчитывал, уходит с Кавагоэ. В «Машине времени» с Макаревичем, единственным музыкантом, остаются Мелик-Пашаев, Бутузов и техники Короткин и Заборовский.

В мае 1979 года Кутиков, игравший тогда в «Високосном лете», предлагает Макаревичу воссоздать «Машину времени» с ним и ударником «Високосного лета» Валерием Ефремовым. На место клавишника приглашается Пётр Подгородецкий, недавно демобилизовавшийся из армии; профессиональный пианист, он производит на Макаревича огромное впечатление своей фантастической работоспособностью и умением играть всё, что угодно. Кутиков с Подгородецким были знакомы до «Машины», поскольку за 2 недели до прибытия в «Машину» он был взят в состав «Високосного лета». В этом составе группа репетирует программу, в состав которой входят новые песни «Право», «Кого ты хотел удивить», «Свеча», «Будет день», «Хрустальный город», «Поворот» и другие. Подгородецкий пишет для группы несколько песен с юмористическим уклоном, которые исполняет сам.

К концу 1979 года прессинг партийных органов и милиции делает всё более затруднительной «подпольную» концертную деятельность. К группе специально прикрепляют «куратора» из отдела культуры горкома КПСС Москвы. Макаревич вынашивает идею выхода из подполья и включения группы в состав одного из государственных творческих объединений. Ведутся переговоры, в том числе, с Театром на Таганке. В итоге группа получает предложение от «Росконцерта», и в ноябре 1979 года входит в состав труппы Московского Гастрольного Областного Театра Комедии. Забавно, что партийный куратор, довольный уходом скандальной группы из-под его опеки, даёт «Машине времени» блестящую характеристику. В театре основным занятием музыкантов становится исполнение песен, встроенных в спектакли, что даёт возможность обходить запрет на частные концерты (по словам Макаревича: «можно было спокойно заниматься своей музыкой и своими песнями, и тогда уже сейшн становился не криминально-подпольным мероприятием, а вполне легальной творческой встречей с артистами известного театра»). Театр же, получив возможность писать на афишах «с участием группы Машина времени », резко увеличивает сборы.

1980-е: работа в «Росконцерте».
Работа «Машины времени» в составе театра продолжается всего несколько месяцев. В январе 1980 года руководство «Росконцерта» решает, что выгоднее использовать группу по прямому назначению, и предлагает представить собственную концертную программу. Программа концерта в одном отделении проходит худсовет и весной 1980 года «Машина времени» получает статус самостоятельного ансамбля при «Росконцерте» и начинает собственную гастрольную деятельность. Ованес Мелик-Пашаев официально становится «художественным руководителем» группы, а Андрей Макаревич мелким шрифтом на афишах указывается как «музыкальный руководитель».

Андрей Макаревич получает грамоту от Юрия Сергеевича Саульского на фестивале Тбилиси-80В новом составе группа триумфально 8 марта 1980 года дебютирует на Тбилисском рок-фестивале 1980 года, где же получает первую премию за песни «Снег» и «Хрустальный город», опередив «Автограф» и «Аквариум».

Популярность группы выходит из андеграунда и превращается во всесоюзную. «Машину времени» постоянно крутят по радио, популярными становятся песни «Поворот», «Свеча», «Три окна». «Поворот» на 18 месяцев возглавляет хит-парад «Звуковой дорожки» «Московского комсомольца» (единственный на тот момент официально существующий советский хит-парад). Крупными тиражами расходятся подпольные магнитоальбомы, одним из источников которых становится студийная запись «Машины времени» - «Москва - Ленинград», полуподпольно сделанная летом 1980 года во время гастролей группы в Ленинграде звукорежиссёром Андреем Тропилло на ленинградском филиале «Мелодии».

Во второй половине 1980 года делается попытка восстановить «Маленького принца» в качестве отдельной программы, концерт репетируется, шьются костюмы, программа успешно проходит несколько худсоветов, билеты на представление в «Театре эстрады» уже поступают в кассы и мгновенно раскупаются. Однако накануне первого концерта на утверждение программы прибывает чиновник из ЦК КПСС Иванов; по его указанию программу не принимают, концерты отменяются. До 1981 года группа продолжает использовать на концертах литературные фрагменты, зачитываемые между песнями, но осенью Бутузова увольняют из группы и эта практика прекращается. Негативная реакция ЦК приводит к тому, что «Машине времени» вплоть до 1986 года вообще не разрешают выступать с концертами в Москве. За эти шесть лет «Машина» успевает объехать с гастролями практически весь Советский Союз.

После того, как стало известно, что клавишник «Машины времени» Андрей Державин не примет участие в гастролях по Украине, появилось множество домыслов и версий о том, что же в действительности произошло в коллективе. СМИ и соцсети первым делом нашли "крымский след" в этой истории. Якобы, ещё в 2015 году менеджер группы Антон Чернин сообщал о расколе: что, мол, Державин и директор группы Владимир Сапунов выступили за присоединение полуострова к России, а бас-гитарист Александр Кутиков и Макаревич поддержали Украину.

Сами музыканты называют версию ухода Державина из-за Крыма фейком. Что бы там ни было, возможное его увольнение ординарным событием уже точно не назовёшь. К слову, предыдущий клавишник «Машины времени» Петр Подгородецкий, проработавший в группе почти 10 лет, также покинул её со скандалом. Уход его предшественников — Сергея Кавагое и Александра Зайцева — также сопровождался неприятными инцидентами. Обозреватель НСН решила разобраться в так называемом «проклятии клавишников» в «Машине времени».

ОТКУДА ХАЙП

История с отстранением Андрея Державина начала активно обсуждаться после поста в соцсети украинского журналиста Айдера Муждабаева , который и выдвинул версию ухода музыканта из-за его поддержки присоединения Крыма к России. «Если информация верная, то спасибо Андрею Вадимовичу (и, возможно, Александру Кутикову) за чёткое понимание ситуации. Ну и, конечно, хорошо, что украинцы своей принципиальностью помогли легендарным рокерам, друзьям Украины, избавиться от «русскомирного» дурака в их группе», — написал он в своем Facebook .

Бессменный лидер группы Андрей Макаревич в интервью «Комсомольской правде» назвал это ерундой. При этом он намекнул, что в группе есть некие «личные внутренние вещи», которые пока преждевременно обсуждать.

Личной инициативой неучастие Державина в украинском туре и бас-гитарист, вокалист и композитор «Машины Времени» Александр Кутиков . «Державин не едет на гастроли по Украине по собственной инициативе. Почему он не едет, это вопрос уже к нему, а не к нам. А слухи — это всё перепечатки каких-то журналистов, как и были перепечатки до официального заявления нашего директора Володи Сапунова о том, что его тоже отставили из коллектива. Это всё неправда», — заявил НСН музыкант.

При этом сам Владимир Сапунов в беседе с НСН , что покинул пост директора «Машины времени» ещё 2 ноября по собственной инициативе. Про возможный уход Державина он сказал, что клавишник не будет сопровождать коллектив только в туре по Украине. О его дальнейших перспективах в группе Сапунов говорить не стал.

Андрей Державин на просьбу НСН прокомментировать слухи о расколе внутри «Машины времени» из-за «крымского вопроса», отказом и повесил трубку.

Позднее в понедельник, 13 ноября, на странице Андрея Макаревича в Facebook появился многозначительный пост, где лидер коллектива отметил, что хорошая группа получается «только из разномышленников», и позиция Державина по Крыму его не интересует. «Группа — это особенное объединение, отношения музыкантов в ней очень близкие, почти (господа гусары, молчать!) интимные. Представьте себе, что жила много лет семья — и вдруг разбегается. Да они сами себе не всегда могут объяснить, что пошло не так. А тут их вызывают на суд общественности и кричат — признавайтесь, это вы из-за Крыма? Ну, правда, смешно», — написал музыкант в своем посте.

ЗАКЛЯТЫЕ КЛАВИШНИКИ

За почти полувековое существование «Машины времени» в коллективе сменилось четыре клавишника. Уход каждого из них был связан со скандальными историями — злоупотреблением спиртным, проблемами с дисциплиной и т.д.

Сергей Кавагое был сооснователем группы, в течение десяти лет играл на клавишных и на бас-гитаре. О причине его ухода из группы после одного из выступлений в 1979 году рассказывает музыкальный журналист Михаил Марголис в своей книге «Затяжной поворот: история группы «Машина времени». «У Кавагое с Маргулисом был ритуал: в середине концерта, когда Макаревич один исполнял пару песен под акустическую гитару, заскочить за кулисы и по-гусарски, винтом схватить по стакану спиртного. На концерте для авангардистов они схватили по паре». Вместе с Кавагоэ из коллектива ушёл и Евгений Маргулис .

Проблемы не только с алкоголем, но и с наркотиками, по воспоминаниям близких к коллективу людей, также были у еще одного клавишника — Александра Зайцева . В той же книге Михаила Марголиса приводится интервью бывшего участника «Машины времени» Максима Капитановского : «Заяц поступил тогда, как настоящий дурак. Запил, закололся, исчез, а потом вернулся, чуть ли не за полчаса до первого концерта во Дворце спорта, розовый, чисто выбритый, да ещё и нахамил Макаревичу, считая, что ничего плохого не сделал. И это после того как группа, разыскивая его, целую неделю обзванивала больницы, морги и т. п. Конечно, его сразу уволили».

Самым скандальным стало расставание с Петром Подгородецким — его уволили из коллектива в 1999 году после юбилейного концерта по случаю 30-летия рок-группы. Сам он говорил, что причиной стали разногласия политического характера. После своего ухода он крайне нелицеприятно отзывался о бывших коллегах.


В беседе с НСН на тему возможного увольнения Андрея Державина, Подгородецкий также не скупился на высказывания в адрес музыкантов коллектива. «Я считаю, что не коллективу с клавишниками не везло никогда, а наоборот, что клавишникам не везло с коллективом. Это проклятие «Машины времени», — заявил он.

Подгородецкий убежден, что клавишники всегда были лучшей частью рок-группы, что это «самые профессиональные музыканты». «Плюс Женя Маргулис — единственный из состава, кого я могу отметить. Остальное все — махровая самодеятельность», — поделился своим мнением с НСН Петр Подгородецкий.

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Коллеги по цеху и российские журналисты версию о «проклятии клавишников» не поддержали. В беседе с НСН автор серии книг о музыке Александр Кушнир назвал тему с возможным уходом Державина «наглухо раздутой». Времена, когда группы представляли собой команду единомышленников, по его мнению, уже давно прошли, и совершенно нормально, что в рок-группе меняются участники. «Последние 40 лет формула модели рок-группы — это лидер, максимум два лидера, плюс аккомпанирующий состав. За исключением, может быть, «Би-2», где два лидера, рок-группы — «Мумий Тролль», «Наутилус Помпилиус», DDT — это лидер плюс некий оркестр, который может колебаться от двух до десяти человек. «Машина времени» — это Андрей Макаревич плюс аккомпанирующий состав, как бы кому-то это не было обидно», — заявил НСН Кушнир.

«Фейковой» называл эту новость и певец Юрий Лоза . Его удивило, что музыканты, которые проработали вместе столько лет, могли выгнать из коллектива участника из-за позиции по Крыму. «Кого выгнали? Андрюху? Что-то, крутовато, мне кажется. Потому что они вместе столько лет проработали, и выгнать на такой почве... Мне кажется, что эта новость — фейк. Не думаю, что из-за такой ерунды они будут расставаться», — заявил Юрий Лоза в комментарии «Федеральному агентству новостей».

Действительно ли Андрей Державин уйдет из группы и «проклятие клавишников» активируется в очередной раз, сейчас сказать сложно. Во всяком случае, на протяжении ближайших нескольких недель — пока не закончится гастрольный тур по Украине. Ну или пока не заговорит Державин...

Анна Гришко

Часто бывает так, что имя исполнителя или музыкального коллектива становится для миллионов людей символом прожитой ими эпохи - так тесно оно вплетается в их личные воспоминания, что становится их неотъемлемой частью. Для многих нынешних россиян, а в особенности для тех, чья молодость выпала на семидесятые и восьмидесятые годы, это, безусловно, группа «Машина времени». Состав, фото и описание творческого пути легендарного коллектива и будут темой нашей статьи.

Как всё начиналось

Все началось в далеком 1968 году, когда учениками московской школы № 19 была создана рок-группа, назвавшаяся The Kids. Нынешние старички хорошо помнят, что в те времена редко можно было найти школу, в которой бы не было своего вокально-инструментального ансамбля. Эта мода была данью всеобщего увлечения песнями тогдашних западных кумиров Beatles, и прочих обитателей музыкального Олимпа.

С английского языка название группы можно было перевести по-разному - «малыши», «ребята» и даже «козлята». Так вот, в первый состав этих «ребят-козлят» входили: Андрей Макаревич, его друг Михаил Яшин и две девочки-вокалистки - Лариса Кашперо и Нина Баранова. Подражая своим кумирам, группа без особого успеха выступала с англоязычным репертуаром на различных школьных вечерах и концертах самодеятельности. Забегая вперёд, следует сказать, что состав группы «Машина времени» на протяжении лет будет многократно меняться.

Английский вариант названия группы

Судьба подарила им шанс, когда в том же году у них в школе выступал профессиональный ВИА «Атланты», и его руководитель А. Сикорский на равных общался с молодыми музыкантами и даже в перерыве помузицировал с ними. Этот вечер помог ребятам поверить в себя. Уже на следующий год ими создаётся новая команда, в которую вошли их сверстники из соседней школы № 20 - такие же фанаты Beatles, как и они сами. Начало пути было положено.

Название группы взяли, как и в первом случае, английское - Time Machines, прообраз будущей «Машины времени», но во множественном числе. Первый состав «Машины времени» был сугубо мужским. В него вошли: Андрей Макаревич (гитара, вокал) - он будет неизменным участником всех последующих коллективов, Игорь Мазаев (бас-гитара), (ритм-гитара), Сергей Кавагоэ (клавишные), Павел Рубин (бас-гитара) и ударник Юрий Борзов. Из них в основном и будет сформирован будущий состав «Машины времени».

Несостоявшиеся архитекторы

В том же 1969 году состоялась первая запись песен Time Machines, выступавшей главным образом с репертуаром, составленным из кавер-версий хитов американских и английских групп, дополненных англоязычными композициями собственного сочинения. Лишь спустя некоторое время начал писать тексты песен на русском языке. Несомненно, что в этот период музыканты находились под влиянием популярного среди западной и советской молодёжи движения хиппи. Это отражалось и на их песнях, и на всём стиле жизни.

Семидесятые годы начинаются для двух участников группы Андрея Макаревича и Юрия Борзова с важного события - они поступают в Московский архитектурный институт, где, постигая секреты зодчества, продолжают занятия музыкой. Там же знакомятся с Алексеем Романовым, которому вскоре предстояло войти в состав «Машины времени», а чуть позже - и с А. Кутиковым, который в 1971 году был приглашён в группу на место ушедшего в армию И. Мазаева.

Официальное появление названия группы

Вначале семидесятых коллектив продолжал оставаться самодеятельным, и его состав неоднократно менялся. В эти годы Time Machines с успехом выступает в бит-клубе, созданном тогда в Москве под патронажем Горкома комсомола. Любопытно, что годом ранее их туда не приняли из-за «низкого исполнительского уровня». Кстати, в начале карьеры группе Beatles по той же причине было отказано в записи песен.

Русскоязычное и знакомое всем название группы впервые официально появилось в 1973 году и навсегда закрепилось за коллективом. Вплоть до 1975 года он переживал тяжкий период, выступая на танцплощадках и случайных концертах. За этот период состав «Машины времени» неоднократно менялся. В этом коллективе успели побывать пятнадцать музыкантов. Проблемы возникли и в жизни лидера группы А. Макаревича. Из-за конфликта с руководством архитектурного института он был отчислен под формальным предлогом.

Признание профессионализма

Популярность группы стремительно возросла, когда после знакомства в 1976 году на Таллиннском фестивале с Борисом Гребенщиковым она получила возможность часто гастролировать в Ленинграде. В городе на Неве она пользовалась неизменным успехом. К этому же периоду относится начало экспериментов со звуком. Состав «Машины времени» в 1977 году пополняется за счёт саксофониста Е. Легусова и трубача С. Велицкого. Это придало песням в их исполнении новую выразительность.

В 1980 году, став, наконец, профессиональным коллективом, группа получает официальный статус при Росконцерте. Её художественным руководителем назначается О. Мелик-Пашаев, а музыкальным - А. Макаревич. В этот год грандиозный успех ожидал «Машину времени» на фестивале в Тбилиси, где она удостоилась главной премии, и благодаря которому появился первый альбом, выпущенный фирмой «Мелодия».

Творчество жить вне идеологических рамок

Те, чья молодость прошла при социализме, помнят, как советская идеология, лживая и лицемерная по своей сути, наполняла собой все сферы жизни, а массовое искусство томилось под её особо жестким контролем. Чтобы зрители увидели новую программу, она должна была получить утверждение в различных инстанциях и художественных советах, где её судьбу решали люди, ничего не смыслившие в искусстве и принимавшие во внимание лишь соответствие требованиям текущей линии партии.

Успех «Машины времени» на Тбилисском фестивале объясняется не только художественными достоинствами исполнения композиций. Это был, по сути, первый случай, когда на официальной советской эстраде появились музыканты, резко выделявшиеся из общей безликой, но идеологически выдержанной массы. Недаром обескураженные их феноменальным успехом организаторы концерта приняли меры к тому, чтобы музыканты-победители покинули фестиваль ещё до его завершения.

Триумф в городе на Неве

В восьмидесятые годы популярность группы в Москве и Ленинграде приняла невиданные до тех пор масштабы. По воспоминаниям очевидцев, ажиотаж на их гастрольных концертах был сопоставим лишь с безумием времён «битломании». Дворец спорта, где проходили выступления, был атакован тысячами подростков, а доставлявших музыкантов, вынуждены были прибегать к объездным манёврам, чтобы спасти от восторженной толпы состав «Машины времени». 1980 год стал началом их небывалого взлёта.

Итог двадцатилетнего пути

В начале девяностых годов наступает время подводить первые итоги. Идеологической цензуры больше не существует, и Андрей Макаревич выпускает свою книгу «Всё очень просто», в которой рассказывает обо всём, что пришлось пережить группе за прошедшие двадцать лет. «Машина времени» по-прежнему в числе самых популярных музыкальных коллективов страны. Она принимает участие во многих фестивалях и часто путешествует с гастрольными программами. За счёт того, что перестройка открыла возможность беспрепятственно выезжать за рубеж, география их поездок значительно расширилась, включив в себя многие страны мира.

Состав «Машины времени», к этому моменту в основном уже сложившийся и проверенный временем, периодически пополняется приглашёнными музыкантами, среди которых Павел Рубин, Алик Мазаев и ряд других имён, хорошо известных любителям рока. Без участия Андрея Макаревича и его команды в девяностые годы не обходится ни одна новогодняя программа и ни один сколько-нибудь заметный фестиваль.

Жизнь группы в нелёгкие девяностые

Свой двадцатипятилетний юбилей группа отметила в 1994 году грандиозным концертом на Красной площади, в котором вместе с ними на сцену поднялись многие популярнейшие музыкальные коллективы страны. Их официальное положение во многом упрочилось за счёт той поддержки, которую они оказали Борису Ельцину, участвуя в 1996 году в акции «Голосуй или проиграешь», ставшей частью его предвыборной кампании.

В начале двухтысячных годов состав группы «Машина времени» пополнился клавишником Андреем Державиным. В их истории начинается очередной этап, включивший в себя большую работу, связанную с поисками новых форм звучания и использования различных аудио-эффектов. Одновременно коллектив не прекращает концертной деятельности и выпуска дисков, как на российских студиях, так и за рубежом. В частности, их альбомы выпускаются знаменитой английской компанией Sintez Records, прославившейся производством записей группы Beatles.

События последнего десятилетия

Второе десятилетие XXI века Макаревич начинает с выпуска трёх своих новых книг, быстро ставших популярными среди меломанов всех возрастов. В 2012 году в прокате появился посвящённый им фильм, снятый М. Капитановским. Он назывался «The Таймашин: Рождение эпохи» - это буквальное повторение того, как была обозначена в 1983 году в чёрном списке идеологически ненадёжных музыкальных коллективов «Машина времени».

Состав группы за всю историю её существования многократно менялся. Не был исключением и 2012 год. В конце июня её покинул Е. Маргулис, отдавший предпочтение развитию собственного проекта. Вскоре его место занял Игорь Хомич, сотрудничавший прежде с группой «Калинов мост». В 2014 году с большим успехом прошёл юбилейный благотворительный концерт на площадке перед спортивным комплексом «Лужники», в котором выступила и группа «Машина времени». Состав 2014 года не претерпел изменений, и на своём 45-летии команда исполнила наиболее популярные хиты.

Тревоги наших дней

В начале февраля 2015 года почитатели группы были встревожены появившейся в прессе информацией о якобы произошедшем внутри коллектива расколе, связанном с различной позицией его членов относительно событий на Украине. Эта информация казалась вполне вероятной, так как за последнее время политические вопросы стали волнующей темой обсуждения для многих людей. К счастью, вскоре этому последовало опровержение.

Напоследок назовем состав группы «Машина времени» 2015 года, оставшийся неизменным и до сего дня: Андрей Макаревич (гитара, вокал), (вокал, бас-гитара), Валерий Ефимов (ударные) и Андрей Державин (клавишные, бэк-вокал).