Сказки о мудрецах о глупцах. Мудрые короткие сказки Сказки о глупцах и мудрецах

О мудрецах, глупцах и умельцах

По мнению иноземцев, посетивших Россию в XVI – XVII веках, наши соотечественники «необразованны, слабы и тупы умом; они иногда, разинув рот и вытаращив глаза, с таким любопытством глядят на иностранцев, что даже себя не помнят от удивления. Однако к числу этих невежд не принадлежат люди, образовавшиеся государственными или деловыми занятиями, равно как и те, которым недавнее путешествие показало, что не в одной только Московии светит солнце». Так, по крайней мере, говорит Иоганн Корб.

В полном равнодушии к наукам упрекает русских Адам Олеарий: «Так как они несведущи в хвальных науках, не очень интересуются достопамятными событиями и историею отцов и дедов своих и вовсе не стремятся к знакомству с качествами чужих наций, то в сходбищах их ни о чем подобном и не приходится слышать. Не говорю я при этом, однако, о пиршествах у знатнейших бояр. Большею частью их разговоры направлены в ту сторону, куда устремляют их природа и низменный образ жизни: говорят они о разврате, о гнусных пороках, о неприличностях и безнравственных поступках, частью ими самими, частью другими совершенных».

Между тем уже в Древней Руси был очень недурной по средневековым меркам уровень образованности. Об этом свидетельствуют знаменитые новгородские берестяные грамоты, которые были написаны не только знатными людьми, но и простолюдинами. Русь унаследовала богатую византийскую книжную традицию. В городах, при монастырях и даже в некоторых деревнях существовали школы.

Не забудем также, что нередко различие культур принимают за отсталость. Впрочем, как мы уже заметили, иностранцы, если и признавали в чем-то умственное превосходство русских, так это в искусстве обмана: «В Русской земле не знают и не употребляют ни латинского, ни еврейского, ни греческого языков ни митрополит, епископы, монахи или священники, ни князья или бояре, ни дьяки или подьячие. Все они пользуются только своим собственным языком. Однако и самый последний крестьянин так сведущ во всяких шельмовских шутках, что превзойдет и наших докторов-ученых, юристов, во всяческих казусах и вывертах. Если кто-нибудь из наших всеученейших докторов попадет в Москву, придется ему учиться заново!» – так писал Генрих Штаден, немецкий авантюрист, служивший при дворе Ивана Грозного.

Реформы Петра Первого имели целью народное просвещение, однако вместо этого насадили в людских головах полную путаницу. Высшие слои населения начали усваивать европейскую культуру, остальные ориентировались на прежние, допетровские, культурные и религиозные ценности. В каждом социальном кругу были свои мудрецы и простаки.

Народное невежество очень часто огорчало представителей образованного сословия. Островский в своих пьесах нередко передает нелепые разговоры купчих и свах о том, что «новый Бонапарт народился» и какое страшное слово «жупел». Особенное раздражение невежество вызывало у полуобразованных людей, которые недалеко продвинулись в науках, но научились презирать темный народ. Вот, к примеру, лакей Яша из чеховского «Вишневого сада», который то и дело фыркает: «Невежество!» А потом умоляет барыню, чтобы она взяла его с собой в Париж. Аргументы у него железные: в России он оставаться не может, потому что «страна необразованная, народ безнравственный».

Впрочем, русские образованные люди также подвергаются критике: «Они не лишены природного ума, но ум у них подражательный и потому скорее иронический, чем созидательный. Насмешка – отличительная черта характера тиранов и рабов. Каждый угнетенный народ поневоле обращается к злословию, к сатире, к карикатуре. Сарказмами он мстит за вынужденную бездеятельность и за свое унижение» – так комментирует Кюстин извечную русскую способность подмечать в жизни смешное.

А что сказать о русских талантах? Даже такие недоброжелатели, как Кюстин, отмечали талант и художественное чутье, которым были наделены русские крестьяне. «У русского народа, безусловно, есть природная грация, естественное чутье изящного, благодаря которому все, к чему он прикасается, приобретает поневоле живописный вид». Он же уверял: «Русский крестьянин трудолюбив и умеет выпутаться из затруднений во всех случаях жизни».

Пьер-Шарль Левек писал: «Русским удаются фабрики и ремесла. Они делают тонкие полотна в Архангельске, ярославское столовое белье может сравниться с лучшим в Европе, стальные тульские изделия, быть может, уступают только английским. Русская шерсть слишком груба, чтобы можно было фабриковать из нее тонкие сукна; они некогда получали от иностранцев все сукно для обмундирования войск, а теперь иностранцы начинают получать его из фабрик этой страны. Русские настолько даровиты, что они сравняются и превзойдут в смысле индустрии другие народы, если они когда-нибудь получат свободу». Не всегда, значит, в России дело с промышленностью обстояло плохо.

Александр Дюма также отдает должное нашим умельцам: «Русские мастера – лучшие оправщики драгоценных камней в мире, никто лучше них не владеет искусством оправки бриллиантов».

Особенно интересны восторженные слова Франсуа Ансело, довольно язвительного и придирчивого французского путешественника, о русских работниках: «Способность русского простолюдина к ремеслам невероятна. Наугад выбранные хозяином для исполнения той или иной работы, эти крепостные всегда справляются с возложенными на них обязанностями. Им просто говорят: ты будешь сапожником, ты – каменщиком, столяром, ювелиром, художником или музыкантом; отдают в обучение – и спустя некоторое время они уже мастера своего дела!» Замечательные способности, по мнению Ансело, соединяются у русских с привычкой подчиняться: «Внимательные и преданные, они никогда не обсуждают полученное распоряжение, но беспрекословно выполняют его. Быстрые и ловкие, они не знают такой работы, которая была бы им не по силам».

Ансело поет хвалебную песнь русскому умельцу, который «не носит с собой множества специальных инструментов, необходимых теперь нашим рабочим для любого дела, ему довольно топора. Острый как бритва топор служит ему как для грубых, так и для самых тонких работ, заменяет ему и пилу и рубанок, а переворачиваясь, превращается в молоток». Разнообразные задачи «выполняются русским крестьянином в кратчайшее время с помощью одного-единственного орудия. Нет ничего проще, чем соорудить леса для покраски здания или для строительных работ: несколько веревок, несколько балок, пара лестниц – и работа выполнена быстрее, чем наши рабочие окончили бы необходимые приготовления. Эта простота в средствах и быстрота исполнения имеют двойное преимущество, сберегая и время и деньги владельца, а экономия времени особенно ценна в стране, где теплый сезон так недолог». Однако! Кто бы подумал, что русские могут быть более быстрыми и ловкими, чем французы!

Философ Иван Ильин считал, что русский народ наделен исключительной способностью к творчеству. «Отсюда наше неутолимое взирание, наша мечтательность, наша созерцающая "лень" (Пушкин), за которой скрывается сила творческого воображения. Русскому созерцанию давалась красота, пленявшая сердце, и эта красота вносилась во все – от ткани и кружева до жилищных и крепостных строений. От этого души становились нежнее, утонченнее и глубже; созерцание вносилось и во внутреннюю культуру – в веру, в молитву, в искусство, в науку и в философию».

После знакомства с русским искусством и наукой XIX – XX веков европейцы больше не отказывают нашему народу в уме и таланте. Тем большее недоумение вызывает русская бедность и всевозможные лишения, которые сопутствуют нам по сей день.

Левша подковал блоху – и мы гордимся. Вот, дескать, русский умелец – зоркий глаз, верная рука. А забываем его дальнейшую судьбу. Ведь вернулся он с чужбины в Россию пьянехонек, и оставили народного героя помирать под забором. Вот такая участь суждена в России умельцам и талантам. И не то чтобы нарочно гнобили – а так, просто забыли о нем. Много их, умельцев, в России. Поэтому России их не жаль.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Жил один человек. Состарился он, захотел вернуться на ро-дину и там провести остаток своих дней. Пришел он к падиша-ху за разрешением. Говорит ему падишах:
- Дорога перед тобой открыта, ты свободен, поезжай. Но брать с собой имущество я не разрешаю, ведь ты его здесь при-обрел, здесь все и оставишь.
А был старик богатым, задумался он: "Если я вернусь на родину с пустыми руками, придется мне жить в нищете".
Однажды сидел он на камне, все думал, как быть. Увидел его мальчик лет двенадцати, спросил:
- Апо, что за печаль у тебя? Скажи, может, я помогу?
- Э, сынок, уйди, не береди мне душу, мое горе и так мена к земле клонит.
- А ты все-таки скажи, что с тобой случилось.
- Сыпок, молодость моя прошла в этой стране, здесь я тру-дился и зарабатывал себе на жизнь. Теперь на старости лет хочу вернуться на родину. Падишах позволил мне уехать, а имущество не позволяет брать с собой. Но не могу же я вер-нуться нищим. Вот и не знаю, как мне теперь быть.
- Только и всего? - спросил мальчик.
- Э, разве этого мало?
- Апо, не беспокойся, ты уедешь. Вернись к падишаху и снова попроси разрешения на отъезд, а когда он позволит уехать и выскажет свое условие, ты скажи ему: "Падишах, верни мне то, что я принес с собой,- мою молодость, а имущество пусть остается". Только ты не говори ему сразу, кто дал тебе-такой совет. Если уж очень будет настаивать, тогда скажи ему обо мне, я приду и отвечу.
Пришел старик к падишаху и попросил позволения вернуть-ся па родину.
Падишах ответил:
- Ведь я тебе уже сказал: дорога перед тобой открыта, да только брать тебе я ничего не позволю.
- Падишах, да продлит бог твою жизнь, мне ничего не нужно, только верни мне то, что я принес с собой,- мою моло-дость.
- Кто дал тебе такой совет, говори,- потребовал падишах.
- Никто, падишах, это я говорю.
- Нет, это не твои слова. Почему ты их раньше не говорил?
И пришлось старику рассказать обо всем. Велел падишах привести мальчика. Решил он испытать советчика. Мальчик пришел, видит: большое корыто, полное воды, поставлено у порога. Понял он, что падишах хотел этим сказать: мол, я силь-ный подобно морю, и ты утонешь в нем. Мальчик взял бума-гу, сделал лодку и пустил ее по воде. Этим он хотел сказать,. что, мол, я переплыву это море.
Увидел падишах мальчика, подкрутил усы и тронул свою корону. Этим он хотел сказать: "Я тебя уничтожу". Мальчик постучал пальцами себе по лбу и дал этим попять, что бог на-делил его умом.
Убедился падишах, что и впрямь мальчик умен, находчив и сметлив, и велел своему везиру наполнить его платок золотом и отпустить. А везир шепчет падишаху на ухо:
- О падишах, а ты не боишься, что этот мальчик, когда придет время, сбросит тебя с трона?
- Нет, везир, такого умного ребенка я не могу погубить,- ответил падишах.
Пока мальчик шел домой, слуги падишаха схватили его отца и привели во дворец.
Пришел мальчик домой, видит - нет отца.
- Матушка, а где отец?
- Сынок, твоего отца увели слуги падишаха. Вернулся мальчик во дворец, положил к ногам падишаха платок с золотом и промолвил:
- Падишах, ты мне дал золота, я подумал, что это подарок, во, оказывается, ты решил расплатиться за кровь моего отца. Падишах показал на отца и спросил:
- Разве этот осел твой отец? - Отец мальчика был неграмотным.
- Будь в здравии, падишах, отец мой не осел, вот дед был ослом. Если бы дед не был ослом, он дал бы отцу образование. Отец же мой - настоящий мужчина. Видишь, он дал мне возможность учиться, и я смог ответить на любые твои вопросы.
Не нашелся падишах, что ответить, и отпустил отца с сыном домой.

Издательским проектом "Серебряная Нить" изданы четыре книги СКАЗКИ СУФИЕВ - серия "СКАЗКИ МУДРЕЦОВ" в ритмах

Все книги имеются и в электронном виде:

Книга первая http://online.pubhtml5.com/tqtb/ghlj
Книга вторая http://online.pubhtml5.com/tqtb/dwqe
Книга третья http://online.pubhtml5.com/tqtb/lwfb
Книга четвёртая http://online.pubhtml5.com/tqtb/lzce

Книга-почтой:
http:///cereniti.ru/feano

Книга первая:

Издательский проект, С.-Петербург, "Серебряная Нить"
Формат - 148x210 мм.
Объем - 140 стр.
ISBN: 978-5-8853-4823-2

Аннотация к первой книге

Первая книга серии «Сказки Мудрецов» включает мудрые сказки и притчи суфиев в стихах, впервые опубликованные в сети в 2002 г. на сайте «Сказки Мудрецов» и на Стихи.Ру – Сказки Суфиев. Ритмичные версии сказок появились на основе собранных по книгам Идриса Шаха притч и сказок, басен, обучающих историй суфийских мастеров.

СУФИЙСКИЕ ПРИТЧИ И СКАЗКИ

Что на свете самое вкусное?
Это притчи суфийские! Точно.
Если в них погрузиться, как ночью,
да извлечь изреченье изустное...
словно луч неземного познания,
словно солнце далёкой дали,
восходящее в недрах земли
пробуждённого Мироздания.

К читателю

День за днём идёт жизнь, увлекая нас в быстрый водоворот событий, важных дел, набегающих волнами проблем. И кажется, дела нет до древних сказок или мудрости суфиев. Мы спешим быть здесь и сейчас, забывая часто о главном. В этом и состоит великое заблуждение, ведь именно мудрость делает жизнь яркой и гармоничной, счастливой. Временные ценности возникают и разрушаются так быстро, что многие теряют опору, стержень духа своего. Взгляните вокруг и посмотрите на себя со стороны, каким вы увидите этот день через десять, двадцать лет? Что останется, а что исчезнет? Да, мудрость древних сохраняется тысячелетиями, и от того, куда именно направляете вы внимание, энергию мысли, зависит буквально все в вашей жизни! Поток вневременной мудрости, питающий поколения, может гармонизировать вас так, что проблемы начнут растворяться сами, как по волшебству. В этом устойчивом состоянии гармонии человек обретает самого Себя.

Чтение суфийских притч может быть не только приятным, но и полезным, если читать со вкусом, не спеша, иначе можно не заметить ядрышка в орешке, чьей скорлупкой является занимательный сюжет сказки, а значит, упустить главное - смысл, глубину подтекстов.

Великий мудрец Ибн аль-Араби из Испании сказал о трех видах Знания так:
«Существуют три вида знания. Первое - это знание интеллектуальное, которое по существу есть просто информация и собирание фактов, используемых для выведения дальнейших умозаключений. Это интеллектуализм.

Вторым идёт знание состояний, включающее как эмоциональные переживания, так и необычные состояния сознания, когда человек полагает, что воспринимает нечто высшее, но не может использовать его. Это эмоционализм.

Третье - это истинное знание, называемое Знанием Реальности. Человек, обладающий этим видом знания, способен различать, что является правильным и истинным, поверх границ мысли и чувства. Схоласты и учёные сосредотачиваются на первой форме знания. Эмоционалисты, эмпирики и многие поэты пользуются второй формой. Остальные пользуются обеими формами вместе, либо поочерёдно, то одной, то другой.

Но люди, достигающие истину, - это те, кто знают, как воссоединяться с реальностью, простирающейся поверх этих видов знания. Таковы истинные суфии, дервиши, те, кто постигли мир».

Не суфий я, просто люблю этот мир
Подобно свече, освещающей Пир,
Где тысячи солнц и огней вековых
Сияют бессменно любовью святых
Волшебников Слова и Музыки вечной.
А пламя свечи угасает, конечно,
Оставив эфирную память на миг,
Что смог оживить ее пламенный лик...

Пусть образ горевшей на пире свечи
Останется сказкой, а сердца лучи
До солнца дотянутся, солнцу даря
Мгновение то, что сгорает не зря.

К ЧИТАТЕЛЮ 4
НАКШБАНДИ 6
ТРИ СОВЕТА 9
ЭТО ТЫ 10
ЩЕДРЫЕ И ВЫСОКОМЕРНЫЕ 11
ИСТОРИЯ МОДЖУДА 13
ЕСЛИ ПОМЕРЕЩИТСЯ 16
МУРАВЕЙ И СТРЕКОЗА 17
ЛЕВ И ЛЬВЁНОК 18
ДВОЕ НИЩИХ 20
ВЗГЛЯД СИЛЫ 21
ИДОЛ СУМАСШЕДШЕГО КОРОЛЯ 24
СВЯТОЙ И ГРЕШНИК 25
УЧЁЫЙ, СОБАКА И ОСЁЛ 26
КОГДА МЕНЯЮТСЯ ВОДЫ 27
ПЧЁЛЫ И ПУСТОТЕЛОЕ ДЕРЕВО 28
СОБЫТИЕ 30
МУШКИЛ ГУША 30
ЗАИГРЫВАЯ СО СМЕРТЬЮ 38
АНГЕЛ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК 42
ВИЗИРЬ 43
ЧЕТВЕРО ИЩУЩИХ 44
ИИСУС И НЕВЕРУЮЩИЕ 45
ИДИОТ В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 46
СУЛТАН В ИЗГНАНИИ 46
ПРОДАЖА МУДРОСТИ 51
НЕПОКОРНАЯ ПРИНЦЕССА 58
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОГНЯ 61
ЛЕЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КРОВЬЮ 65
НЕ В ТОМ РИТМЕ 68
ТЫ СЛИШКОМ МНОГО ОГЛЯДЫВАЛСЯ 69
СТАНЬ ЮВЕЛИРОМ 69
ПОКУПАТЕЛЬ И ПРОДАВЕЦ 70
ТОЛПА 72
СОВЕРШЕННЫЙ ДУРАК 72
ЛЯГУШКА 73
МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК 74
ДЕСЯТЬ ГЛУПЦОВ 74
СОВЕТНИК 76
ЦАРЕВНА 76
СЛОИСТЫЙ ПЕСОК 77
КНИГА НА ТУРЕЦКОМ ЯЗЫКЕ 78
ОБИТЕЛЬ ИСТИНЫ 80
КУТБ ЭТОГО ВРЕМЕНИ 81
КОРОВА И СВИНЬЯ 84
ИСПРАВЛЯТЬ ТУТ ЖЕ 84
ЧТО ТЫ ВИДЕЛ НА СЕРЕДИНЕ МОСТА 85
ЧАРОДЕЙ 86
СТАДИИ 87
БРОДЯЧИЙ ДЕРВИШ 88
НА ВОСТОЧНОМ БАЗАРЕ 88
НЕУМЕСТНОСТЬ 89
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЛИСЫ 90
ДЕНЬ И НОЧЬ 91
ПОТОК 93

РАЗДЕЛ 2 95

СКАЗКИ О МУЛЛЕ НАСРЕДДИНЕ 95
ПРЕМУДРАЯ ПРИТЧА 95
КОРОЛЬ И НАСРЕДДИН 95
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ 97
ЖИВ ИЛИ МЁРТВ 97
ТЕПЕРЬ ПОХОЖ 98
КОМУ ТЫ ВЕРИШЬ БОЛЬШЕ 98
ЛЕКЦИЯ 98
ИНТУИЦИЯ 99
ПОМОЩЬ АЛЛАХА 99
НА КРЫШЕ 100
ЖЕНА НАСРЕДДИНА 101
ИЗ СТОЛИЦЫ 101
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ 102
ПО ДОРОГЕ 102
ЙОГУРТ 103
КУПИТЬ СЛОНА 103
ИМЕТЬ ЖЕЛАНИЯ 104
ПРОПАЛ ОСЁЛ 104
БАЗАРНАЯ ПЛОЩАДЬ 105
ПРОДАЖА СОВЕТОВ 107
ВРЕМЯ МЕСТО И ЛЮДИ 107
ПРИТЧА О ТРЁХ ОБЛАСТЯХ 110
ПОЛЕЗНЫЙ И БЕСПОЛЕЗНЫЙ 112
НАСЛЕДСТВО 114
ПОЧЕМУ ГЛИНЯНЫЕ ПТИЦЫ ВЗЛЕТЕЛИ 115
ЩЕДРЫЙ 116
СЛУГИ И ДОМ 117
ХОЗЯИН И ГОСТИ 119
КНЯЗЬ ТЬМЫ 120
ПОСРЕДНИК 125
ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРАВОВЕРНЫХ 125
АХРАР И СУПРУЖЕСКАЯ ПАРА 127
ТЮРЬМА 129
ЖЕЛАНИЕ (ХАЛКАВИ) 129
МОШЕННИК И ДЕРВИШ 129
ОДОЛЖЕНИЕ 130
НАДЕЖДА 131
Заключение 132
Хронологический список авторов и учителей, упоминаемых в книгах серии 133
ОГЛАВЛЕНИЕ 135

Тексты публикуются в темах форума и Читальном зале
Проекта Галактический Ковчег.

Публикация сказок - по названию
https://sites.google.com/site/skazkifeany/3

Я сегодня хочу рассказать вам о двух книгах для самых маленьких читателей: одна рассказывает о человеческой глупости, а вторая, наоборот, повествует о том, что смелость и смекалка, дополненные правыми намерениями, способны творить чудеса.

Первая книга, это две сказки братьев Гримм: "Семеро храбрецов" и "Умная Эльза".

Герои сказок настолько беспросветно глупы, что задаёшься вопросом: "Как они вообще умудряются жить на этом свете?"

Храбрецы боятся всего на свете, - от кролика до шмеля, а Умная Эльза то рыдает из-за того, что возможно, когда-нибудь, у неё будет ребёнок, и его убьёт мотыгой, а то и вовсе не может понять, кто она такая, из-за обнаруженных на ней бубенчиков.

Но глупость, возведённая в такую степень абсурдности, - то, что надо для малышей, ведь после прочтения у них не останется ни малейшего сомнения в том, что герои книги безнадёжно глупы, и быть похожими на них уж точно не стоит.

Дополнены сказки прекраснейшими иллюстрациями Конашевича, знакомыми многим с детства: яркими, живыми и, как нельзя лучше подходящими этой сказке.

Формат А4, мягкий переплёт, мелованная бумага.
На возраст от 2х до 6ти примерно.

Вторая книга, "Коза с кудрявыми ножками" , это, по большому счёту, знакомая всем сказка "Волк и семеро козлят", только необычно рассказанная.

А всё потому, что "Коза с кудрявыми ножками", - это народная таджикская сказка.

В ней всё чуточку иначе: помимо волка, на козлят покушаются ещё собака и шакал, а козлят не семь, а всего три. Волк оказывается самым хитрым и съедает козлят. Безутешная коза отправляется на поиски своих деток, и, найдя волка, прибегает к небольшой хитрости, чтобы вызволить своих козлят на свободу.

Очень интересная и необычная интерпретация!

И, конечно, особый шарм книге придают иллюстрации Юрия Васнецова, - они бесподобны. В них так чётко подмечены и быт, и окружающий пейзаж, что просто не возможно не погрузиться в атмосферу сказки. Такое ощущение, что сам видишь у подножия гор и наблюдаешь за происходящим...

О сказке

Русская народная сказка «Глупый мужик»

Русские сказки глубоки и просты, как народная душа. В русских народных сказках уважают умных и находчивых и подсмеиваются, подшучивают над дурачками. Среди добрых и поучительных встречаются и сказки о человеческой глупости. Сказку о глупом мужике стоит прочитать и взрослым, и детям. Малышам надо понять, что глупому нелегко живется на свете, а чтобы не быть дураком, надо учиться. И не стоит обижать и насмешничать над человеком, у которого недостаточно ума.

Краткое содержание сказки

В одной деревне жили муж с женой. Был мужик работящим и не ленивым, но глуповатым, видимо такой родился. Школ раньше не было, учиться читать и писать негде было, где ж ему ума-то набраться?

Но пошла баба за него замуж, видно сама не больно умна, а может умных, да удалых парней красивые девки расхватали, а ей достался тот, кто остался. А может думала, что ее ума на двоих хватит.

Вот как-то закончились у них дрова, печка не топлена, щи не варены. Послала жена мужа в лес за дровами. Запряг мужик лошадь и поехал. Все-таки жену слушался, хоть и баба, но поумней его была, не перечил ей, видимо нраву был кроткого. А может ему так жилось легче, когда за него другие решения принимали. Он же дурачок, какой с него спрос?

Нашел в лесу подходящую сосну, забрался на нее, уселся и давай ветку рубить. Только полный глупец может пилить сук, на котором сам сидит. Не зря же народ придумал пословицу «заставь дурака богу молиться, он и лоб расшибет». Нет никого хуже, чем старательный, исполнительный дурак, не понимающий, что себе же хуже делает. Дров хочет мужик заготовить, да щей поесть, а ума не хватает понять, что сук под собой рубит, упадет и ударится сильно. Но ему же приказали дров нарубить и домой привести. Он так и делает, а самому думать незачем, у него жена есть, пусть она и думает.

Такие глуповатые старательные люди очень часто и раньше, и сейчас являются объектами для шуток и насмешек. Высмеять недалекого человека совершенно безнаказанно каждый рад, тем более на его фоне сам обидчик выигрышно выглядит и кажется сам себе гораздо умнее. Глуповатые люди по своей природе часто бывают добрые и неагрессивные. Принимают все за чистую монету, и не видят, что над ними потешаются, как в этой сказке.

Так и поступил сосед, послав мужика умирать под сосну. Жена-то поумней немножко была, стала отговаривать мужа от глупого поступка, да и мужик в доме нужен. Но куда там. Если глупому что-то вдолбить в голову, ничем не выбьешь. Верит чужим людям на слово, не хочет на своих ошибках и прошлом опыте учиться. Но жене мужик в доме нужен с хозяйством управляться. Женщине одной тяжело в деревне живется. Пусть и глуповатый, зато свой и не лодырь, все лучше, чем одной век куковать Все-таки нашла и вернула в дом. А мужику за доверчивость и глупость досталось и от старосты, и от похоронной процессии, за то, что предложил оживить мертвеца, да еще и прозвище на всю жизнь получил-покойник.

Если родился на свет глупцом, и не учишься ничему, что же с этим поделаешь, так и проживешь дураком свой век. Ведь чужой ум в глупую голову не вставишь.

Читайте русскую народную сказку «Глупый мужик» онлайн бесплатно и без регистрации.

Жил в одной деревне мужик с бабой. Всем мужик был хорош: и работящ и не ленив, да одним обижен судьбой - мало было у него ума.

Раз посылает баба мужика в лес за дровами.

Съезди, - говорит, - наруби дров, я хоть печь истоплю да щей наварю.

Мужик запряг лошадь и поехал. Приехал в лес, взобрался на большую сосну, вынул из-за пояса топор и хочет рубить тот сук, на который сел. Случилось в эту пору проезжать мимо мужичку из соседней деревни. Взглянул он на мужика и закричал:

Что ты, бестолковый, делаешь? Ведь убьешься!

Мужик глянул на него и сказал:

А ты почем знаешь, что упаду? Ведь не святой! Поезжай-ка своей дорогой.

Крестьянин видит, что нечего толковать с дураком, и поехал дальше. Не успел отъехать и десятка сажень, как сук подломился, мужик упал и расшибся.

Полежал он немного, поохал, встал и пошел догонять того крестьянина, что сказал, что он упадет. Нагнал, повалился ему в ноги:

Батюшка родимый! Вижу, что ты святой, скажи же мне теперь, когда будет конец моей жизни!

Крестьянину вздумалось посмеяться над дураком - он сказал:

Поезжай теперь домой, простись с домашними и опять возвращайся сюда: умрешь у той сосны, которую хотел рубить на дрова.

Мужик испугался и спросил:

А что, батюшка, если я не поеду больше в лес, то, может, и не умру?

Нет, уж лучше послушайся меня, а не послушаешься - хуже будет.

Мужик вернулся к своей лошади. Ему уж было не до дров; сел на лошадь и поехал домой.

Баба давно дожидалась своего мужа, а когда увидела, что он приехал без дров, стала его ругать. Но он не слушал ее и рассказал, что встретил в лесу святого человека и что тот предсказал ему скорую смерть. Жена сказала:

Полно врать-то! Над тобой посмеялись, а ты слушаешь!

Но мужик простился со своими домашними и поехал в лес.

Приехал, слез с лошади и пошел искать ту сосну, которую хотел рубить на дрова. Долго ходил искал и вдруг запнулся, свалился. «Ну, - подумал, - теперь уж, видно, умер», - и не смел встать.

Лошадь его постояла, постояла да и пошла домой. Мужик хоть и слышал, что лошадь уходит, но не посмел открыть глаз и встать на ноги, а лежал и не шевелился.

Начинало темнеть. Выбежала стая волков, погналась за лошадью. Мужик и тут не встал: на что ему лошадь, если умер?

Баба долго дожидалась мужа, беспокоилась, а утром объявила сельскому старосте, что муж не вернулся из лесу.

Староста собрал крестьян и пошли они искать мужика. Долго бродили по лесу, наконец один наткнулся на дурака. Собрались все около него, смотрят, думают, что он и вправду умер.

А он вдруг и говорит:

Вам чего нужно?

Староста спрашивает:

А ты чего тут лежишь?

Видишь, умер; слеп, что ли?

А если ты умер, так я воскрешу тебя! - Снял староста ремень да и давай хлестать дурака.

Мужик вскочил на ноги и стал всех обнимать, благодарить, что воскресили, а потом бегом домой.

У своей деревни видит: несут покойника на погост. Мужик говорит:

Несите в лес, там его воскресят. Я сам вчера умер, да сегодня меня воскресили!

Отколотили его и прогнали. С тех пор и прозвали глупого мужика покойником.