Скульптура екатерины 2 18 век. Самые известные скульпторы мира и их работы. Известные российские скульпторы. А. С. Пушкин

Скульптура 18 века краткое сообщение и получил лучший ответ

Ответ от Орбитальная группировка[гуру]
Скульптура XVIII века
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет
отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С
трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к
языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского мастера в
первой половине XVIII в. , но тем блистательнее был её взлёт в следующий
период. Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры
явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей,
что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф. И. Шубин, Ф. Г. Гордеев,
М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, И. П. Прокофьев, И. П. Мартос – каждый сам по
себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный
след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые
они усвоили ещё в Академии в классе скульптуры профессора Никола Жилле.
Русских художников объединяли также общие идеи гражданственности и
патриотизма, высокие идеалы античности.
Интерес к “героической античности” влияет и на выбор богов и героев: на
смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей,
Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, герои гомеровского
эпоса. Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе черты
героической личности, а в женском – идеально прекрасное, гармонически
ясное, совершенное начало. Это прослеживается как в монументальной,
архитектурна-декоративной, так и в станковой пластике.
В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в эпоху
классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в основном
в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает
здание, читаясь на фоне неба.
Русская скульптура второй половины 18 века
Рядом с исключительной по значимости фигурой Шубина встает плеяда его выдающихся современников, как и он, способствовавших блестящему расцвету русской скульптуры во второй половине XVIII века.
Вместе с отечественными мастерами славе российского ваяния немало способствовал скульптор Этьен-Морис Фальконе (1716__1791, в России - с 1766 по 1778), автор одного из лучших монументов XVIII века - памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге {ил. 161). Грандиозность задач, высота идейных и эстетических критериев, напряженность творческой атмосферы в русском искусстве тех лет позволили скульптору создать самое совершенное из его произведений, неразрывно связанное со страной, где оно родилось.
Первоначальный эскиз был готов уже в 1765 году. Приехав в Петербург, Фальконе принялся за работу и к 1770 году закончил модель в натуральную величину. К месту установки памятника была доставлена каменная скала, весившая после ее частичной обрубки около 275 тонн. В 1775-1777 годах происходила отливка статуи из бронзы, открытие же памятника состоялось в 1782 году. Помощницей Фальконе в работе над памятником была его ученица Мари-Анн Колло (1748-1821), изваявшая голову Петра. После отъезда Фальконе установкой памятника руководил скульптор Ф. Г. Гордеев.
Фальконе был иностранцем, однако он сумел так понять личность Петра и его роль в историческом развитии России, что созданный им монумент должен рассматриваться именно в рамках русской культуры, предопределившей данную скульптором проникновенную трактовку образа Петра.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Скульптура 18 века краткое сообщение

Каждый новый век рождает новые направления в искусстве, раскрывает таланты еще совсем неизвестных художников, скульпторов и архитекторов. Одним из самых выдающихся периодов расцвета скульптуры в России стало 18 столетие. С приходом к власти последнего царя всея Руси искусство начинает переживать совершенно новый этап. Перед человеком распахнулась дверь в мир европейских творцов.

В этот период времени в России стало разворачиваться масштабное строительство парков, усадеб, совершенно новой столицы - все это вызвало потребность в пластике, которая должна была быть ориентирована на европейские образцы. Взгляд на скульптуры стал совершенно иным. Из-за границы начинают завозиться новые образцы, например, статуя Венеры Таврической. Петр Первый даже издал специальный указ покупать и привозить скульптуры дальних стран.

Но, несмотря на то, что перед нашими скульпторами были открыты новые возможности, требовалось еще некоторое время, чтобы отойти от древнерусской скульптуры. Именно поэтому в начале 18 века многая пластика была сделана руками иностранных мастеров.

Памятник Петру I

Приехавший из-за границы мастер пластического искусства Бартоломео Карло Растрелли создал уникальную скульптуру – бюст Петра Великого. В величественном повороте головы, в суровом взгляде Растрелли смог полностью передать пылкий и решительный характер российского императора. Работа была выполнена в 1723 году. Воедино слились два стиля – классицизм и барокко, что с точностью показало непреклонность характера и величественный облик государя.

Первый конный памятник. Памятник Петру I у Михайловского замка

Еще один шедевр скульптора Карло Растрелли. Этот памятник был сделан по задумке самого императора после победы в битве под Полтавой. Но увидеть его царю так и не удалось: скульптура была отлита только во время правления Павла Первого. Установлен он был в Петербурге, рядом с Михайловским замком. Создавался он в духе европейских монарших конных статуй. Гордая посадка, античное одеяние, несомненно, подчеркивают властность и божественность царя непоколебимой державы. Нам представлен не просто образ живого человека, а сила и нравственность, которые присущи только великим.

Портрет Александра Меньшикова

Еще одно произведение искусства итальянского скульптора. Обратите внимание на множественные награды, которые украшают бюст сподвижника и военного деятеля Петра Великого, и на его роскошный парик. Автор сделал это неспроста. Этот образ передает значимость Меньшикова и его безмерную любовь к дорогому убранству и роскоши.

Анна Иоанновна с арапчонком

Перед нами предстает величественная фигура императрицы, изображенная в полный рост, и еще совсем хрупкая и детская “фигурка” юного слуги. Выполненная Растрелли в духе барокко скульптура таким противопоставлением передает царственность и величие Российской империи.

Алтарь Петропавловского собора в Петербурге

Самым выдающимся российским скульптором начала XVIII столетия был Иван Зарудный. Он сочетал традиции русской архитектуры и пластики с европейским духом. Алтарь Петропавловского собора в Петербурге стал одним из самых выдающихся его творений. Но Зарудный был, скорее, больше архитектором, чем мастером пластичного искусства. Он сделал огромный вклад в развитие архитектуры, нежели скульптуры.

Во второй половине 18-го столетия все больше стали появляться работы уже наших, российских скульпторов. Созданная академия художеств (создатель — Петр Великий) выпустила таких известных авторов как Козловский, Шубин, Гордеев, Щедрин, Мартос. Роль иностранных мастеров еще была достаточно значительной, но мы уже делали первые шаги к завоеванию мира культуры.

Екатерина II — Законодательница

Шубин Федор Иванович сделал эту мраморную скульптуру специально к празднику, устроенному графом Потемкиным в честь императрицы. Реалистичная трактовка образа подчеркивает парадность и торжественность в сочетании с неповторимыми чертами самой Екатерины.

Все работы этого автора отличаются некой пластичностью, своеобразным темпераментом и подлинной реалистичностью. Мраморные бюсты Е.М. Чулкова, Павла Первого, М.В. Ломоносова, князя Голицына, Екатерины II передают их нрав и показывают, какими они были на самом деле.

На протяжении 18-го столетия российское искусство подверглось заметным переменам. Мы смогли выйти на более новый уровень — проделали путь от традиций русской скульптуры, ориентированной церковью, освоили стиль Барокко и перешли на совершенно новый стиль в искусстве — коассицизм.

В древней Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение , в основном как украшение архитектурных сооружений. В ХVIII веке неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, свободнее выражавших новые, светские идеалы общества. Прежде всего начинает развиваться монументально - декоративная пластика, тесно связанная с архитектурой и продолжающая старые традиции. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники.

Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли. Он с сыном приехал из Франции в 1746 году по приглашению Петра I и нашел в России свою новую родину так как получил большие возможности для творчества. Самое лучшее, что он сделал, - это скульптурный портрет Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Статуя Анны тоже по-барочному эффектна, ее облик тоже устрашает, но устрашает по-другому: нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины, которая важно движется не видя кругом себя ничего. Редкий пример разоблачительного парадного портрета.

Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Развиваются все виды ее и жанры. Русские скульпторы создают и монументальные памятники, и портреты, и садово-парковую пластику, работают над украшением многочисленных архитектурных сооружений. Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». В отличии от Б, Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более глубокий по содержанию образ Петра, показав его законодателем и преобразователем государства. Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника, огромную и властную силу его утверждающего жеста правой руки. Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских скульпторов - Ф. Шубин, Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Щедрин.

Ф. Шубин родился на севере в семье холмогорских крестьян. В детстве познакомился с резьбой по кости, тогда и зародилась его любовь к искусству. Творчество Шубина - преимущественно портретиста - развивалось, оставаясь необыкновенно цельным и единым. Он знал пластику барокко, но выше всего для него было античное искусство. Он творчески воспринял это наследие, оставаясь самобытным художником. Шубин мастерски исполнил бюст князя А. Голицина. За бюст Голицина Екатерина II наградила скульптора золотой табакеркой. Русская знать считала за честь портретироваться у Шубина. Шубин вписал блестящую страницу в историю русской скульптуры. М. Козловский тридцати лет поступил в Академию художеств. Здесь он выделился своим дарованием не только в скульптуре но и в рисовании. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию. В 1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую «Самсон разрывающий пасть льва». Этот образ библейского героя воспринимался как памятник неувядаемой славе русских в их борьбе за свою независимость и свободу. В конце своей жизни Козловский ярче всего проявил себя в памятнике А. Суворову. Порывистость движения, энергичный поворот головы в античном шлеме - все подчеркивает героический характер образа великого полководца. Последние произведения Козловского завершают поиски русских скульпторов XVIII века. Героический характер пластических образов, стремление к благородству и уравновешенности как бы предвосхищают особенности русского искусства первой четверти XIX века.

Живопись, архитектура, скульптура

Основные тенденции искусства в это время – переход от барокко (сере­дина XVIII в.) к классицизму (вторая половина века), победа светского искусства, создание государственных учреждений искусства (Академии художеств в 1757 г., Эрмитажа в 1764 г.).

  1. Изобразительное искусство. При Петре I в России появляется гравюра, одним из ярчайших представителей которой был А. Ф. Зу­бов. Основными жанрами живописи были исторический (А. П. Но­сенко, Г. И. Угрюмов), портретный (И. Н. Никитин, А. П. Антропов, И. П. Аргунов, Ф. С. Рокотов, Л. Г. Левицкий, В. Л. Боровиков­ский), пейзажный (С. Щедрин, М. Иванов), сцены из народной жиз­ни (М. Шибанов). Народная живопись развивалась в виде лубоч­ных картинок.
  2. XVIII в. – время появления русской скульптуры (в том числе из-за государственных нужд), в которой сначала господствовало барокко (бюсты Петра I и А. Д. Меншикова Б. К. Растрелли), а со второй по­ловины века – классицизм (памятник Петру I – «Медный всадник» скульптора Э. М. Фальконе). Великие русские скульпторы XVIII в. – Ф. И. Шубин (бюсты М. В. Ломоносова, Павла I, статуя «Екатери­на II – законодательница»), М. И. Козловский (памятник А. В. Суво­рову, статуя Самсона для большого каскада фонтанов в Петергофе).
  1. Среди тенденций развития архитектуры выделяются:
  • господство гражданской (светской) архитектуры (особенно го­сударственных учреждений и общественных зданий);
  • переход к регулярному градостроительству и ансамблевой за­стройке городов;
  • переход от барокко – нарышкинского и петровского (Петро­павловский собор и здание Двенадцати коллегий Д. Трезини при Петре I, Зимний дворец и Смольный институт в Петербурге, Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе В. В. Растрелли) – к классицизму второй половины XVIII в. (Дом Пашкова в Москве и Михайловский замок в Петербурге В. И. Баженова, здание Сената в Московском Кремле, Московского университета и дома князей Долгоруких М. Ф. Казакова, Таврический дворец И. Е. Старова) и сентимен­тализму (парки конца XVIII в.). После Манифеста о вольности дворянской 1762 г. появляется архитектурный и культурный феномен дворянской усадьбы.

Вывод: новый подход государства к науке, образованию и культуре и распространение европейских образцов позволили вывести русскую культуру в XVIII в. на качественно новый уровень, создать фундамент для золотого века русской культуры.

Здесь искали:

  • живопись и скульптура 18 века в россии
  • живопись и скульптура 18 века
  • архитектура и скульптура 18 века

С приходом 18 века, Россия стала резко меняться. Реформы императора Петра затронули все сферы жизни, в том числе и искусство. Строительство новой столицы, парков, усадеб потребовало новых умений от строителей и архитекторов. Все перемены происходили на пике популярности стиля Барокко в Европе. Традиции русской скульптуры, до сих пор ориентированные на церковь, оказались невостребованными в новых условиях. Поэтому главные шедевры России первой половины 18 века созданы иностранцами. Из можно назвать лишь Ивана Зарудного, который создал алтарь Петропавловского собора в Петербурге. Однако, вклад его более ощутим в архитектуре, нежели скульптуре.


Неоспоримое первенство в русском пластическом искусстве первой половины 18 века принадлежит Карло Растрелли. Среди его работ особенно можно выделить скульптурный портрет Петра Первого. Автор необыкновенно точен в передаче портретного сходства, скрупулезен в деталях. Его портрет оказался одним из самых реалистичных изображений первого русского императора. Зритель получает полное представление о характере Петра, о его внутренней энергии и решительности.


Парадный памятник Петру, установленный возле Михайловского замка в Петербурге создан в соответствии с европейскими традициями монарших конных статуй. Величественная посадка, стилизованная одежда, античные сандалии - все в этой работе призвано подчеркнуть божественное происхождение власти правителя, его связь в древней историей державы. Перед зрителем изображение не обычного живого человека, но правителя, идеального, властного и справедливого.


Несомненной удачей автора можно назвать мраморный скульптурный портрет Александра Меньшикова. Государственный деятель и верный сподвижник императора несколько идеализирован. Но Растрелли удалось намекнуть на любовь к роскоши своего героя. Стоит только обратить внимание на обилие наград и тщательно выполненный парик героя.


Скульптурная композиция "Анна Иоанновна с арапчонком", украшающая один из залов , пример великолепной барочной скульптуры, пышной и эмоциональной.


Вторая половина 18 века вносит некоторые коррективы в эстетические представления, появляются русские имена среди известных художников. Императорская академия художеств к этому времени выпускает таких известных мастеров как Шубин, Щедрин, Гордеев, Мартос, Козловский. Однако, иностранцы продолжают преобладать.

Скульптурные портреты Шубина отличаются реализмом, темпераментом и особой пластичностью. Портреты Голицына, Ломоносова, Орлова, Павла Первого - шедевры не только русской, но и мировой скульптуры.

Конец 18 века принес с собой новый стиль в искусстве - классицизм. В новой эстетике творили скульпторы Козловский (Поликрат, Яков Долгорукий, Волхов и Нева и др.), Щедрин (Венера, Диана), а также Прокофьев (Морфей, Актеон Преследуемый). Новая эстетика требовала от художников прославление разума и гражданских добродетелей. Эмоциональность и декоративность Барокко более востребованы не были.