Тема войны звучит в трилогии о Тимуре А.П. Гайдара , сквозная тема которой - подготовка юношей к грядущей войне. В годы Великой Отечественной войны по образцу придуманной писателем детской организации, помогавшей семьям фронтовиков, возникли многочисленные реальные «тимуровские команды», продолжившие благородные начинания вымышленных героев трилогии. В июле 1941 года А.П. Гайдар уехал на фронт корреспондентом «Комсомольской правды»; в сентябре он отказался вылететь последним самолетом из окруженного фашистами Киева и, оставшись в партизанском отряде, геройски погиб во время краткого боя.
Идеи гуманизма и патриотизма, воплощенные в образах «прекрасного мира России», который надо уберечь от врага, воплощены в написанной накануне войны лирико-философской эпической поэме М.М. Пришвина «Фацелия».
Свою печать наложило время и на изображение человека в литературе военных лет. В центре ее стоял характер героический - привлекательный и яркий. В своем психологизме она почти целиком
устремлена к тому, чтобы показать психологию борьбы, подвига, столкновения, минуя при этом многие сложности общественной и человеческой жизни, ее противоречия и оттенки. Нравственно-психологическая жизнь героев сосредоточена на одном и раскрывается в одном - в подвиге, в подготовке к подвигу, в решимости совершить его. И все остальные чувства, привязанности, конфликты подчинены этой жесткой определенности характеров. Писателями была создана галерея собирательных образов, воплощающих русский национальный характер: Василий Теркин у А.Т. Твардовского, Иван Судаков у А.Н. Толстого, Алексей Куликов у Б.Л. Горбатова, Игнатьев у В. С. Гроссмана.
В лучших произведениях военных лет ощутим трагизм человеческих судеб, глубина драматических переживаний. Но трагедия народа не заслоняла перед писателями веры в его силы, в его бессмертие, в его непобедимость. К.М. Симонов в предисловии к своим военным дневникам писал: «Какая бы тяжелая обстановка ни складывалась на том участке фронта, где мы были, мы по зернышку собирали в горсть все, что говорили нам о надеждах на будущее, о непреложности веры в окончательную победу. ...Найти факты, подтверждающие нашу веру в победу, было не только нашим гражданским долгом, но и душевной потребностью».
Военная действительность с ее уникальным богатейшим материалом требовала скорейшего художественного осмысления, и потому главное место в литературе военных лет заняли «оперативные» жанры: очерк, публицистическая статья, рассказ, лирическое стихотворение, к которым обратились почти все писатели, независимо от своего предшествующего творческого опыта.
В первую очередь в освещении нуждалась подлинная героика фронтовых событий. «Враг в тот памятный день, когда он напал на нас, для многих был абстракцией... Писатели помогли увидеть врага», - писал И.Г. Эренбург. Весь ход войны, ее эпизоды и факты, облик людей, защищающих родину, получали широкое освещение в документальных очерках, которые заняли одно из ведущих мест в литературе военной поры. В то же время война настолько выкристаллизовала события и характеры, что часто не требовалось образного переосмысления действительности, чтобы раскрыть смысл реальных эпизодов и биографий. Следуя строгой документальности, писатели стремились дать подлинным фактам художественную трактовку и психологическую мотивировку. Первой ступенью на этом пути были литературные записи подлинного рассказа или имитации такого рассказа, в который вводился образ рассказчика.
За четыре военных года Илья Григорьевич Эренбург (1891- 1967)написал около полутора тысяч статей для газеты «Красная звезда», более трехсот статей для зарубежных агентств. Одним из главных направлений в его публицистике военных лет было разоблачение фашистской идеологии, защита общечеловеческих ценностей. Главным оружием писателя была сила идейно-эмоционального подтекста, яркая метафоричность.
Алексею Николаевичу Толстому (1882-1945) принадлежит более шестидесяти статей и очерков, созданных за период с 1941 - 1945 год, среди которых «Что мы защищаем», «Родина», «Русские воины», «Блицкриг», «Почему Гитлер должен потерпеть поражение».
К национальной истории обращался в своих очерках «Слава России», «Твой брат Володя Куриленко», «Ярость», «Расправа» Леонид Максимович Леонов (1899-1994).
Главным объектом очерков Василия Семеновича Гроссмана (1905-1964) был Сталинград. С начала Великой Отечественной войны и до ее окончания В. Гроссман работал специальным корреспондентом газеты «Красная звезда»; он отступал с армией до Сталинграда, победу встретил в Берлине. Прочное место в литературе о войне занимают созданные им суровые, лишенные патетики очерки.
Широкий диапазон исторических ассоциаций и философских раздумий свойствен очеркам Михаила Александровича Шолохова (1905-1984).
Публицистический жанр оказал влияние и на художественную прозу, основывавшуюся на подлинных фактах и событиях военной действительности. А.Н. Толстой, К.М. Симонов, В.С. Гроссман и другие авторы лишь расширяли подлинные обстоятельства, дополняя детали и биографии героев. «Рассказчику стало недосуг оглядываться назад. Насущные вопросы, сегодняшние герои плотным кольцом окружали его. Рассказ становился все более современным. Читатель привыкал ощущать в его сердцевине надежную косточку жизненной правды и узнавать себя» 1 . Следствием влияния публицистики на художественную прозу явилось возникновение новой жанровой формы очерка-рассказа: «Наука ненависти» М.А. Шолохова, «Рассказы Ивана Сударева» А.Н. Толстого, «Морская душа» Л.С. Соболева.
Среди прозы, написанной в годы войны, особое место занимает «философский эпос» Андрея ПлатоновичаПлатонова (1899-1951). В начале Великой Отечественной войны он с семьей был эвакуирован в Уфу, но уже в 1942 году добровольно отправился на фронт рядовым. Затем стал военным корреспондентом газеты «Красная звезда». В это время писатель публикует сборники рассказов «Одухотворенные люди», «Рассказы о Родине», «Броня», «В сторону заката солнца».
Произведения А. П. Платонова военных лет отмечены особой философской насыщенностью: в рассказах «Мать», «Цветок на земле», «Афродита» писатель размышляет о связи времен, о бессмертии духовных ценностей народа. Герои его военных рассказов - «Оборона Семидворья», «Одухотворенные люди», «В сторону заката солнца», «Девушка Роза», «Маленький солдат», «Неодушевленный враг» - ощущают свою связь с народом; личное для них оказывается синонимом народного. В художественной ткани произведений, созданных в годы войны, А.П. Платонов подробное описание деталей военного быта соединяет с вечными философскими вопросами жизни и смерти. Так, в рассказе «Три солдата» символами вечности становятся ребенок и брошенное в землю зерно, которые должны вырасти. Сквозной в прозе А.П. Платонова мотив «мертвых душ» предстает в новой военной ипостаси: в рассказе «Одухотворенные люди» при встрече с «убийцей тружеников» - врагом - желание «отучить фашистов от жизни» достигает предельного накала.
В годы войны, когда возникла опасность уничтожения русской культуры и русского языка, особое значение приобрела проблема национального характера. Интерес к идее развития национального самосознания отразился уже в самих заглавиях произведениий: «Русский характер», «Русская сила», «Разгневанная Россия» А.Н. Толстого, «Мы - русские» В.В. Вишневского, «Слава России» Л.М. Леонова, «Дума о России» Д.Б. Кедрина и др. Обостренное чувство сострадания родине приобрело патриотическую окраску:
Трижды поверив, что жизнь уже вся, Я все-таки горд был за самую милую, За русскую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано, Что русская мать нас на свет родила, Что, в бой провожая нас, русская женщина По-русски три раза меня обняла.
(КМ. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»)
Первые повести о войне стали появляться с 1942 года. В них крупным планом изображались конкретные люди - участники боев, защитники Москвы, Сталинграда, других городов и сел.
Исследователи отмечают, что предпочтение в военной прозе отдавалось героям, представлявшим не столько качества отдельной личности, сколько всеобщие, типичные свойства широкой народной массы. Характеры литературы того времени очерчены крупно, резко, обобщенно, без психологической обусловленности и индивидуализации. Эпически приподнятому и обобщенному изображению соответствовал и образно-стилистический строй героической повести военных лет, тяготеющей к героико-романтическим и патетическим формам. Проза военных лет широко использует символические образы и мотивы, приемы песенной лирики и былинного эпоса. Авторы не отделяют себя от героев и событий, их прямая речь органично входит в повествование, придавая ему эмоциональную взволнованность и лирическую насыщенность.
В одном из первых эпических произведений военных лет - повести В.С. Гроссмана «Народ бессмертен» - раскрывается духовная и нравственная сила советского народа, вступившего в смертельную схватку с фашизмом. Эта мощь проявляется и в эпических сценах описания боев, и в лирических отступлениях, содержащих философские размышления автора, и в образе главного героя Игнатьева - воина, наделенного чертами былинного богатыря.
Попытка показать психологическое состояние человека, находящегося в жесточайших условиях войны, реализована в повести А.А. Бека «Волоколамское шоссе». Подвиг самопожертвования в условиях повседневных военных будней изображен в повести К.М. Симонова «Дни и ночи».
В 1943-1944 годах появилось несколько незавершенных глав романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину». Война в нем показана глазами простого русского солдата, испытавшего горечь отступления, чувство ненависти к фашистам, огромное желание победить.
Уже во время войны стала остро ощущаться потребность в изображении жизни в тылу, грандиозной работы, которую вели его труженики. Среди произведений этой тематики - романы Ф.И. Панферова «Борьба за мир», А.А. Караваевой «Огни», А.А. Первенцева «Испытание».
Первым завершенным романом о Великой Отечественной войне стала «Молодая гвардия» Александра Александровича Фадеева (1901-1956). В годы войны А.А. Фадеев, занимавший руководящий пост в Союзе писателей СССР, много сделал для вовлечения литераторов в патриотическое движение. Сам он часто выезжал на фронт в качестве корреспондента газеты «Правда» и Совинформбюро. Встречи с участниками движения сопротивления фашизму в городе Краснодоне вдохновили А.А. Фадеева на работу над романом «Молодая гвардия». Книга вызвала споры: одни объявляли ее шедевром, другие критиковали автора за то, что он создал произведение на основе вымышленного сюжета о никогда не существовавшей в действительности подпольной организации. На деле писатель отталкивался от реальных фактов, переосмысляя действия прототипов, стремился к художественному синтезу различных изобразительных средств: в романе присутствуют эпичность, психологизм, лирическое начало, героико-романтический пафос.
Несмотря на то что роман «Молодая гвардия» пользовался огромной популярностью (в честь трагически погибших юных героев слагались песни, на основе романа создавались инсценировки, был снят художественный фильм, изучение произведения вошло в обязательную школьную программу), он подвергся резкой критике также и за то, что в нем была недостаточно освещена руководящая роль коммунистов. Писатель остро переживал критику, но в конечном счете, согласившись с ней, подготовил вторую редакцию романа, добавив образы коммунистов-партизан Краснодона. В целом роман А.А. Фадеева звучит как скорбный реквием по молодым, погибшим от рук фашистов.
С самого начала войны исключительную мобильность проявила драматургия, вставшая в один ряд с наиболее оперативными литературными жанрами - публицистикой, патриотической лирикой, массовой песней. На протяжении военных лет она следовала по горячим следам фронтовой действительности, изображая невыдуманных героев, способных сохранять в самых нечеловеческих условиях человечность.
Драматические произведения, созданные в годы войны, обогащались элементами разных родов и жанров литературы. В лучших пьесах военной поры переплетались страстная публицистичность с тонким лиризмом, широкая эпическая масштабность с глубоким психологизмом, изображение картин военных будней было окрашено глубоко трагедийным пафосом. Но главным в драматургии военных лет выступало начало героическое, в котором раскрывалось величие души воина-освободителя.
В пьесах Л.М. Леонова «Нашествие» и «Ленушка», К.М. Симонова «Русские люди», А.А. Крона «Офицер флота» изображались сложные переломы в сознании и психологии людей, произошедшие в годы войны, переход от первых иллюзий к горькой правде реальной исторической обстановки.
Произведения художественной литературы, созданные в первые послевоенные годы, были посвящены трагедии только что отгремевшей войны, и в первую очередь тем великим жертвам, которые были принесены страной ради победы.
Скорбный мотив прощания с погибшими пронизывает лирические произведения А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, С.С. Орлова, О.Ф. Берггольц, М.А. Дудина, А.А. Прокофьева, М.В. Исаковского, Е.М. Винокурова, Ю.В. Друниной.
В стихотворении С.С. Орлова образ солдата, которого похоронили в «мавзолее» Земли, вырастает до вселенского образа-символа:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей Земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной, Как будто в мавзолей...
(«Его зарыли в шар земной...»)
До конца жизни военные темы и мотивы не оставляли А.Т. Твардовского. В шедеврах его послевоенной лирики «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война...», «Я знаю, никакой моей вины...» поэту удалось выразить чувства глубокой скорби и печали по погибшим, волновавшие целое поколение.
Пронзительная печаль наполняет строки стихов Евгения Михайловича Винокурова (1925-1993) о не вернувшихся с войны московских «мальчиках»:
В полях над Вислой сонной Лежат в земле сырой Сережка с Малой Бронной И Витька с Моховой.
А где-то в людном мире, Который год подряд, Одни в пустой квартире Их матери не спят...
(«Москвичи»)
Е.М. Винокуров вступил в поэзию, когда входили в силу поэты-фронтовики старшего поколения - М.А. Дудин, С.С. Орлов, СП. Гудзенко, за плечами которых был огромный трагический опыт войны. Он был призван в армию после окончания артиллерийского училища и в неполных 18 лет стал уже «отцом-командиром».
Это стихотворение в журнале «Новый мир» обратило на себя внимание известного киноактера и исполнителя песен М. Бернеса, который попросил композитора А.Я. Эшпая написать музыку на его слова. А.Я. Эшпай вспоминал, что стихотворение поразило его «странным совпадением»: «Все, о чем говорилось в прекрасных стихах Е.М. Винокурова «Сережка с Малой Бронной» <второе название стихотворения было у меня в жизни. Фронт начался у меня с Вислы, откуда я с боями дошел до Берлина; моя мать до сих пор ждет старшего брата, пропавшего* без вести в первые дни войны, и жили мы на Бронной (правда, Большой)».
Положенное на музыку А.Я. Эшпаем стихотворение Е.М. Винокурова в исполнении М.Н. Бернеса стало одной из любимых народом песен - «Москвичи», или «Сережка с Малой Бронной».
Великая Отечественная война не могла не оказать огромного воздействия на общественное сознание. Однако влияние это не было однозначным. С одной стороны, в атмосфере всеобщего ликования триумф советского народа расценивался как свидетельство мудрости сталинского руководства и как подтверждение правильности политики советского строя. На этом фоне официальной критикой всячески поощрялась тенденция приукрашивающего, «лакировочного искусства», придававшего недавней войне искаженный, парадный лик (произведения П.А. Павленко, А.А. Первенцева и некоторых других писателей и поэтов). С другой стороны, у многих из тех, кто имел мужество принимать на фронте ответственные решения, кто кровью своей расплачивался за просчеты вождя, возросло чувство собственного достоинства, произошло определенное раскрепощение психологии и самосознания. Такие люди верили, что после победы у них будет совсем другая, непохожая на довоенную, жизнь. Но этим надеждам не суждено было сбыться: после победы народ вновь оказался в атмосфере страха, во власти тоталитарной системы. Талантливым произведениям литературы, в которых раскрывалась правда о войне, была уготована трудная судьба.
В первые послевоенные годы авторам не надо было выдумывать героев - действующими лицами произведений становились реальные люди, совершившие подвиг во имя отчизны, а писателями - недавние участники войны. На передний план выдвинулась документальная проза - дневники, очерки, записки, письма и воспоминания, запечатлевшие события военных лет: «В лесах Смоленщины» Т. Логуновой; «Война в тылу» Героя Советского Союза Г. Линькова; «Французские записки», повествующие об освободительной борьбе во Франции, А.Н. Рубакина. Авторами вышедших в конце 40-х - начале 50-х годов книг мемуарно-очеркового жанра «невыдуманных рассказов» чаще всего становились руководители партизанского движения - С.А. Ковпак («От Путивля до Карпат»), П.П. Вершигора («Подпольный обком действует»), Д.Н. Медведев («Это было под Ровно»).
В жанре мемуаров написаны «Страницы из Записных книжек» А.Т. Твардовского. Присутствие в его очерках «Родина и чужбина» лирического героя предвосхитило стилевую манеру лирической прозы о войне, созданной в конце 50-х годов.
Нравственные истоки подвига человека, защищавшего родину, исследовали, опираясь на документальный материал, Б.Н. Полевой в «Повести о настоящем человеке» и В.Ф. Панова в «Спутниках». В этих произведениях документальная основа сюжета сочетается с героико-романтическим пафосом.
Событийная основа отодвигается на второй план мощной лирической стихией в повести Эммануила Генриховича Казакевича (1913-1962) «Звезда». Будучи по состоянию здоровья невоеннообязанным, писатель добровольно ушел в армию, служил в разведке, был командиром взвода. Повесть «Звезда» выдержала свыше 50 изданий более чем на 20 языках. Произведение, овеянное светлой печалью, повествует о подвиге разведчиков, погибших в тылу врага, чтобы ценой своих жизней добыть сведения о танковой дивизии СС. Несмотря на трагический финал, произведение проникнуто радостным предчувствием скорой победы.
Сложной оказалась судьба опубликованной в 1946 году повести Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987) «В окопах Сталинграда». С 1941 года он находился в армии; сражался в Сталинграде, в Украине и в Польше. Повесть «В окопах Сталинграда» оказалась самым высоким достижением писателя и этапным произведением для всей советской литературы о Великой Отечественной войне. «Первое очевидное достоинство книги - то, что, лишенная внешне сюжетных, фабульных приманок, она заставляет прочесть себя одним духом. Большая достоверность свидетельства о тяжелых и величественных днях борьбы накануне «великого перелома», простота и отчетливость повествования, драгоценнейшие детали окопного быта и т.п. - все это качества, предваряющие несомненный успех книги у читателя... Это правдивый рассказ о великой победе, складывавшейся из тысяч маленьких, неприметных приобретений боевого опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир. И рассказ этот - литературно полноценный, своеобычный, художнически убедительный...» - писал А.Т. Твардовский о повести В.П. Некрасова. Однако все эти особенности некрасовского произведения официозной критикой трактовались как опасные, писателя обвинили в «очернительстве», «дегероизации», в приверженности «абстрактному гуманизму» и «окопной правде». Изданная многомиллионными тиражами, переведенная на 36 языков мира, повесть вскоре после первой публикации была фактически запрещена за «недостаток идейности».
Психологический натурализм «В окопах Сталинграда» с пронзительной ясностью изображает страшную реальность войны, ее трагический опыт.
Писатель первым в нашей литературе заговорил о нравственной ответственности командира, посылающего бойцов на верную гибель ради выполнения необдуманного приказа. Впоследствии эта тема окажется главной в творчестве В.В. Быкова, Г.Я. Бакланова, Ю.В. Бондарева. В.В. Быков писал о прозе В.П. Некрасова, что в ней выражен прежде всего «честный, незамутненный, человеческий взгляд на войну с немецким фашизмом... чрезвычайно важно, что Некрасов (может быть, первый в нашей литературе) явил миру правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, утвердил ее правоту и ее значение как носителя духовной ценности в условиях, так мало способствующих какой-либо духовности. Конечно, он опередил свое время и был за это сурово наказан. Остается уповать на его бессмертную художественную прозу о войне. На его некогда потрясшие мир, исполненные особой, некрасовской правды «Окопы Сталинграда».
Произведения о Великой Отечественной войне были самым значительным жанрово-тематическим течением в «оттепельные» 1950-1960-е годы. Писатели-фронтовики, вступившие в это время в литературу, в силу сходства биографического опыта, близости воззрений и восприятия современности, стягивались в некое творческое единство, выражающееся не только в общности военной темы и волнующих авторов проблем, но и в параллельности исканий в области поэтики. И на рубеже 1950-1960-х годов из большого массива их произведений образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой».
«Лейтенантская» проза открыла новый тип героя. Писателей интересовал процесс становления характера в трагических обстоятельствах войны, которая описывалась как тяжелый каждодневный труд. Исповедальная интонация авторов делала образы воинов живыми. Моральный аспект вышел в произведениях на первый план. Таковы повести «Батальоны просят огня» и «Последние залпы» Ю.В. Бондарева, «Журавлиный крик», «Третья ракета» В.В. Быкова, рассказы и повести К.Д. Воробьева, Г.Я. Бакланова, Ю.Д. Гончарова, В.П. Астафьева, В.О. Богомолова.
Развитию нового оригинального «поискового» жанра в публицистике положила начало книга Сергея Сергеевича Смирнова (1915-1976) «Брестская крепость». С начала Великой Отечественной войны С.С. Смирнов в составе группы студентов-выпускников Литературного института вступил добровольцем в истребительный батальон, с января 1943 года командовал взводом зенитно-артиллерийской дивизии, затем был сотрудником редакции армейской газеты «Мужество», с которой фронтовыми дорогами прошел путь от Курской дуги до Австрии.
В литературу С.С. Смирнов вошел как летописец Отечественной войны (книги «В боях за Будапешт», «Сталинград на Днепре», «На полях Венгрии», «Крепость на границе»). Преодолевая сопротивление тех, кто не хотел обнародования правды о трагедии 41-го года, С.С. Смирнов рассказал сначала на радио, а затем в телепередачах о людях, принявших на себя бой 22 июня, которые мужественно сражались в полном окружении, на пределе и даже за пределами возможного. Они до конца исполнили свой долг, попали в плен, а после войны их объявили предателями. Выступления С.С. Смирнова пробили брешь в ранее запретной области - за ними пошел целый поток мемуаров и сборников воспоминаний бывших узников концлагерей. Параллельно писатель работал над книгами «В поисках героев Брестской крепости» и «Герои Брестской крепости», из них выросла новая большая книга «Брестская крепость». Она воскрешала имена забытых павших, возвращала доброе имя живым - бывшим узникам фашистских и советских концлагерей.
О поколении фронтовиков, чья юность совпала с годами Великой Отечественной войны, поэт Д.С. Самойлов писал: «...я обращаюсь к войне не только потому, что стараюсь воплотить в творчестве свои гражданские понятия. Есть еще одна сторона дела: лирическая. Мы ведь были очень молоды тогда - в сорок первом и сорок пятом году. Это время было нашей юностью, и все прекрасное, что связано с юностью, у нас отнесено в то время».
Одним из поэтов послевоенного поколения, с воодушевлением принявших эстафету от писателей-фронтовиков, был Роберт Иванович Рождественский (1932 - 1994). В «оттепельные» годы, пытаясь найти гражданский идеал, способный одолеть безверие, сомнения, нигилизм, он обратился к героической эпохе Великой Отечественной войны. Теме войны посвящены такие яркие стихотворения, как «Мамаев курган», «Когда война закончилась...», а также лирико-драматическая поэма «Реквием». Лирический герой «Реквиема» - современник поэта, безрезультатно пытающийся превозмочь боль от того, что было пережито народом. Через все произведение проходят мотивы памяти-верности, памяти-преклонения, памяти-долга, памяти-предостережения:
Помните! Через века,
через года, - помните!
Не плачьте! В горле
сдержите стоны, горькие стоны. Памяти
достойны!
Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью
просторной, каждой
секундой, каждым
дыханьем будьте достойны!
В конце 50-х годов впервые перед широкой аудиторией вместе с поэтами «оттепельной» поры выступил один из поэтов фронтового поколения Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). Талант поэта формировался в жестоких испытаниях, под артиллерийским и минометным обстрелами. Б.Ш. Окуджаве было семнадцать лет, когда он добровольцем ушел на фронт. Свою первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось...» он написал на войне и о войне. Впоследствии на протяжении всего творческого пути военная тема занимала центральное место как в его поэтическом наследии, так и в прозе.
В песнях о войне «Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и других раскрывается духовный мир человека, прошедшего испытание огнем и сохранившего в душе веру, надежду, любовь ко всему
живому на земле. Поэту и его лирическому герою присуще неприятие «подлой» войны, принесшей «разлуки и дым», загубившей юность целого поколения. Для них характерно утверждение жизни, вера в ее торжество и победу над смертью.
В 1961 году в сборнике «Тарусские страницы» была опубликована первая, во многом автобиографическая повесть Б.Ш. Окуджавы «Будь здоров, школяр!», рассказывающая о судьбе юноши, попавшего на фронт. В ней правдиво показаны обыкновенные военные будни. Проникнутая ненавистью к войне, повесть подверглась резкой критике за «гипертрофирование страха», «дегероизацию событий» и за выраженные в ней пацифистские настроения. В 1965 году в соавторстве с режиссером В.Я. Мотылем Б.Ш. Окуджава написал по этой повести киносценарий для кинофильма «Женя, Женечка и «катюша», в котором лирический дневник школяра переходит «в комедийно-авантюрный сюжет».
Тема Великой Отечественной войны занимает значительное место в творчестве другого мастера авторской песни - Владимира Семеновича Высоцкого (1938-1980), посвятившего ей один из своих песенных циклов. Он обладал талантом слушать собеседника и творчески переосмысливать его рассказ. И хотя герои и сюжеты его песен о войне - вымышленные, но, написанные необыкновенно живо и от первого лица, они оставляли впечатление полной, достоверности. Когда началась война, поэт был трехлетним ребенком, но читатели, принимавшие в ней участие, в письмах, адресованных поэту, спрашивали его, не воевал ли он. Через весь цикл военных песен В.С. Высоцкого проходит сквозной мотив памяти о героическом и трагическом военном времени:
И еще будем долго огни принимать за пожары мы, будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов, про войну будут детские игры с названьями старыми, и людей будем долго делить на друзей и врагов.
А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется, и когда наши кони устанут под нами скакать, и когда наши девушки сменят шинели на платьица, - не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять...
(«Как призывный набат...»)
Первой большой удачей эпической традиции послевоенных лет стала трилогия «Живые и мертвые» К.М.Симонова . Писатель говорил, что его «привлекают события, существенные для жизни многих людей, шире говоря - народа и страны, события, касающиеся всех персонажей и так или иначе определяющие их судьбу». Хотя действие трилогии ограничено событиями 41-го года, она вобрала в себя множество событий: отступление, сражение на Волге, бои за Белоруссию. Книга написана в жанре исторической хроники; лишь за редким исключением в ней действуют вымышленные персонажи.
В романе выражены общественные настроения 60-х годов. Его появление во многом определялось осознанием нравственного долга писателя перед миллионами людей, ставшими первыми жертвами и первыми героями Великой Отечественной войны. Но в отличие от простой летописи событий, в романе К.М. Симонова поставлен вопрос: «Как это произошло, почему это стало возможным, как случилось, что мы отступаем?»
Высшим критерием исторической целесообразности в романе К.М. Симонова выступает человечность. Наиболее значительное достижение писателя - образ Серпилина, в котором сочетаются талант полководца и страстная человеколюбивая натура. Даже на бесчеловечной войне он остается самим собой, никогда не пренебрегая ни жизнью солдат, ни их личным достоинством.
Через длительное увлечение «лейтенантской» прозой прошел писатель Борис Львович Васильев (р. 1924). Юношей он ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского полка. Был в окружении в боях под Смоленском. В этих условиях всю ответственность за решения приходилось брать на себя. Так появилась повесть «А зори здесь тихие...», получившая восторженные отклики читателей и критики. Произведение Б.Л. Васильева выдержало неоднократные переиздания и получило сценические и музыкальные интерпретации, среди которых - одноименный кинофильм режиссера СИ. Ростоцкого, удостоенный многих премий.
В повести «А зори здесь тихие...» изображены экстремальные условия крошечного замкнутого пространства, на котором оказывается старшина Васьков с несколькими девушками. Б.Л. Васильев неожиданно меняет сюжетный поворот прибытия «девушек-вояк», переводя повесть в трагические рамки. «А зори здесь тихие...» - произведение глубоко лиричное, овеянное романтическим пафосом, наполненное описаниями природы, воспоминаниями девушек, их предчувствиями. Благодаря этому ярче высвечивается ее главный нравственно-философский аспект: несовместимость войны, несущей убийство, смерть, и природы человека, особенно женской, призванной дарить жизнь, а не отнимать ее.
В 1970-е годы из произведений художественной литературы постепенно исчезают собственно военные реалии - все меньше страниц уделено в них описаниям военных действий; в центре внимания писателей оказываются психологические коллизии. Тяжелейшие последствия войны изображены в повести «Живи и помни» Валентина Григорьевича Распутина (р. 1937). Писатель подошел к военной теме с необычной стороны: он исследует психологию дезертира - бывшего крестьянина, сбежавшего с фронта и скрывающегося от односельчан. Истоки нравственного надлома героя восходят к его детским годам, когда Гражданская война жестоко истребила всю его семью. В повести звучит протест против войны, калечащей человеческие жизни и судьбы.
Жестокая фронтовая реальность остается за пределами изображаемой действительности в повести о Великой Отечественной войне «Усвятские шлемоносцы» Евгения Ивановича Носова (р. 1925). Писатель родился в семье деревенских мастеров и воспитывался в атмосфере мирных - хлебопашеских и ремесленных - традиций русского села. На фронт ушел в 1943 году, служил артиллеристом. Особенность художественного мышления писателя в разработке военной тематики сказывается в последовательном утверждении мысли об исконном миролюбии русского народа. Ключом к пониманию замысла повести могут служить слова Е.И. Носова: «Суть человека труда, и особенно хлебороба, такова, что он к войне не готов... Обращение земледельца в солдата - это всегда трудный психологический порог, всегда тяжелая внутренняя ломка» 1 . Повесть «Усвятские шлемоносцы» построена на антитезе войны и мира: в ней рассказывается о нескольких днях сенокосной поры, последних мгновениях семейной и трудовой идиллии после известия о начале войны.
Благодаря поддержке К.М. Симонова в феврале 1979 года в журнале «Дружба народов» увидела свет повесть «Сашка» Вячеслава Леонидовича Кондратьева (1920-1993). В.Л. Кондратьев начал писать поздно, когда ему было за пятьдесят, и путь в печать его произведений был нелегким: рассказанная в них горькая правда о войне отпугивала редакторов.
«Сашка» - высшее достижение В.Л. Кондратьева, самое глубокое, самое совершенное его произведение. Главная его удача, подлинное открытие - характер главного героя. При внешней простоте и ясности он таит в себе и глубину, и сложность, и значительность. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства, твердость нравственных принципов и критический взгляд на происходящее отличают героя. Писатель раскрывает высоконравственный характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты своего поколения (этим объясняются и та близость и взаимопонимание, которые так естественно и легко возникают у Сашки - деревенского парня и у его ротного, бывшего студента, лейтенанта Володьки, выросшего в интеллигентной московской семье).
Сказовая форма повествования, используемая обычно для изображения народного характера, предоставляющая человеку из народа возможность говорить от своего имени, позволила В.Л. Кондратьеву через строй речи героя раскрыть изнутри его характер, ход мыслей, мир чувств. Обращение к сказу свидетельствовало, что повесть «Сашка» возникла на пересечении самых влиятельных и плодотворных литературных тенденций той поры: она вобрала опыт не только В.П. Некрасова и «лейтенантской» прозы, но и «деревенской» прозы, а также «Одного дня Ивана Денисовича» А.И. Солженицына.
Один из сквозных, проходящих через все творчество В.Л. Кондратьева мотивов - зря пролитая кровь, бессмысленно, по бездушию высокого начальства и по дурости военных служак, загубленные жизни. Он проводит мысль о том, что для победы над очень сильной, хорошо подготовленной и вооруженной армией надо превзойти ее не только воинским умением. Эту армию, отличающуюся необычайной жестокостью, чудовищным обращением с противником и мирным населением, могли победить только воины, защищающие те простые и великие ценности человеческой жизни, без которых она лишается смысла. Отказавшись расстрелять пленного, Сашка объясняет это просто: «Люди же мы, а не фашисты...» Именно человечность и была тем рубежом, который фашисты одолеть не могли, она стала духовным фундаментом трудно дававшейся победы. Проза В. Кондратьева, в которой так беспощадно нарисован жуткий лик войны - грязь, вши, кровь, трупы, - проникнута верой в торжество человечности. Антифашистский, антивоенный пафос претворен в ней в пафос гуманистический 1 .
В 1986 году была опубликована написанная в 1943 году повесть Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975) «Это мы, Господи!», основанная на документальных записях пережитых автором событий. Главная тема, поднятая в ней, - участь советских военнопленных - находилась под запретом советского Главлита до 1956 года.
К.Д. Воробьев был призван на фронт, вскоре попал в плен и прошел несколько лагерей; в 1943 году он совершил дерзкий побег из плена и создал партизанскую группу.
Жестокий натурализм изображения нечеловеческих страданий - допросов, пыток, каторжного труда - сочетается в повести К.Д. Воробьева с сюрреалистическим описанием видений главного героя, пребывающего в трагической ситуации насилия и постоянной угрозы смерти. Основная мысль произведения выражена уже в предпосланном ему эпиграфе из «Слова о полку Игореве»: «Плен - хуже смерти». Сюжетный центр повести - трагическая судьба русского воина, лейтенанта Сергея Кострова, не покорившегося обстоятельствам и не сломленного духовно. По словам В.Л. Кондратьева, произведение К.Д. Воробьева погружает читателя «в кромешный сорок первый год, в самое крошево войны, в самые кошмарные и бесчеловечные ее страницы».
Человек на войне
(По одному из произведений современной литературы.)
Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.
Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.
Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.
В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.
Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.
Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.
Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.
Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.
Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.
Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.
Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.
Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.
Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.
В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.
Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.
Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.
«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».
Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.
Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.
И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 8 похожих сочинений.
О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов написано немало книг. К теме «человек на войне» обращались К. Симонов, Б. Васильев, В. Быков, В. Астафьев, В. Распутин, Ю. Бондарев и многие другие. При этом невозможно не упомянуть, что эту тему затрагивали и до них, ведь в истории России было немало войн, и все они нашли отражение в литературных произведениях. Война 1812 года - в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», Первая мировая и гражданская война - в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Для двух этих авторов характерен своеобразный подход к теме «человек на войне». Толстой рассматривает в основном психологическую сторону явления, причем как с точки зрения русского солдата, так и со стороны противника. Шолохов же и вовсе дает изображение гражданской войны глазами белогвардейцев, то есть, по сути дела, врагов.
Но обычно тема «человек на войне» подразумевает именно Великую Отечественную войну. Одно из первых произведений о Второй мировой войне, приходящее на ум, - поэма «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. Герой поэмы - простой русский солдат. Его образ - это воплощение всех солдат, всех их качеств и свойств характера. Поэма представляет собой ряд зарисовок: Теркин в бою, Теркин в рукопашной схватке с немецким солдатом, Теркин в госпитале, Теркин на отдыхе. Все это складывается в единую картину фронтового быта. Теркин, будучи «простым парнем», тем не менее, совершает подвиги, но не ради славы и почестей, а ради исполнения своего долга. Наделяя Теркина многими располагающими к себе чертами русского национального характера, Твардовский подчеркивает, что этот человек - лишь отражение народа. Не Теркин совершает подвиги, а весь народ.
Если Твардовский разворачивает перед нами широкую картину войны, то Юрий Бондарев, например, в своих повестях («Батальоны просят огня», «Последние залпы») ограничивается описанием одного боя и очень короткого промежутка времени. При этом бой сам по себе не имеет особого значения - это лишь один из неисчислимых боев за очередной населенный пункт. Об этом сказал все тот же Твардовский:
Пусть тот бой не упомянутВ списке славы золотой.
День придет - еще повстанут
Люди в памяти живой.
Неважно, идет ли бой местного или общего значения. Важно, как себя в нем проявит человек. Об этом и пишет Юрий Бондарев. Его герои - это молодые люди, почти мальчики, попавшие на фронт прямо со школьной скамьи или из студенческой аудитории. Но война делает человека взрослее, сразу старит его. Вспомним Дмитрия Новикова - главного героя повести «Последние залпы». Он ведь совсем молод, молод настолько, что сам стесняется этого, а многие завидуют, что в столь юном возрасте он добился таких военных успехов. Действительно, неестественно быть столь юным и иметь такие полномочия: распоряжаться не только действиями, но и судьбами людей, их жизнью и смертью.
Бондарев и сам говорил о том, что человек на войне оказывается в положении неестественном, поскольку сама война - неестественный способ разрешения конфликтов. Но, тем не менее, будучи поставлены в такие условия, герои Бондарева проявляют лучшие человеческие качества: благородство, смелость, решительность, честность, стойкость. Поэтому мы испытываем жалость, когда герой «Последних залпов» Новиков умирает, только что обретя любовь, почувствовав жизнь. Но писатель как раз и стремится утвердить мысль, что такими жертвами оплачивается победа. Очень многие положили свои жизни на то, чтобы День Победы все же наступил.
А есть писатели, у которых совсем иной подход к теме войны. Например, у Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» именно война движет развитие сюжета. Но она как будто проходит стороной, лишь косвенно влияя на судьбы героев. В повести «Живи и помни» мы не встретим описания боев, как у Твардовского или Бондарева. Здесь затрагивается иная тем^ - тема предательства. Действительно, дезертиры существовали в Великую Отечественную войну, как и в любую другую, и нельзя закрывать на это глаза. Андрей Гуськов самовольно уходит с фронта, тем самым навсегда отделяя себя от людей, ведь он предал свой народ, свою Родину. Да, он остается жить, но жизнь его куплена слишком дорогой ценой: он уже никогда не сможет открыто, с высоко поднятой головой войти в дом своих родителей. Он отрезал для себя этот путь. Более того, он отрезал его для своей жены Настены. Она не может радоваться Дню Победы с другими жителями Атамановки, ведь ее муж - не герой, не честный солдат, а дезертир. Вот что гложет Иастену и подсказывает ей последний выход - броситься в Ангару.
Женщина на войне - это еще более неестественно, чем мужчина. Женщина должна быть матерью, женой, но никак не солдатом. Но, к сожалению, многим женщинам в Великую Отечественную войну приходилось надевать военную форму и идти в бой наравне с мужчинами. Об этом говорится в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» Пять девушек, которым надо было бы учиться в институте, флиртовать, нянчить детей, оказываются лицом к лицу с врагом. Все пятеро погибают, ие все пятеро геройски, но, тем не менее, то, что они Совершили все вместе, - подвиг. Они погибли, положив свои юные жизни на то, чтобы еще чуть-чуть приблизить победу. Должна ли быть женщина на войне? Вероятно, да, ведь если женщина чувствует, что обязана защищать свой дом от врага наравне с мужчинами, то было бы неправильным ей препятствовать. Такие жертвы жестоки, но необходимы. В конце концов не только женщина на войне - неестественное явление. Неестественен вообще человек на войне.
В школьную программу входят произведения военной прозы. Ученики обсуждают и анализируют книги советских писателей. А затем пишут сочинение на тему «Человек на войне». Какие источники можно использовать при выполнении этого творческого задания?
«Убиты под Москвой»
Одним из произведений, на основе которых учителя рекомендуют писать сочинение на тему «Человек на войне», является повесть Константина Воробьева. «Убиты под Москвой» - одна из знаменитых книг, повествующих об обороне советской столицы в 1941 году.
Главный герой повести - Алексей Ястребов. Лейтенант мужественно и самоотверженно сражается против немецких захватчиков. Автор реалистично и точно описал положение на фронте в первый период войны. Достоверно передан внешний облик солдат, их быт. Непросто сражаться за Родину тогда, когда не хватает пулеметов, а есть лишь гранаты, бутылки с бензином и самозарядные винтовки. Герой повести Воробьева испытывает отвращение и страх, идя на немца. Ведь он такой же человек…
В книге Воробьева показан не только подвиг, но и простые человеческие эмоции: страх, трусость. Ястребову встречаются как герои, так и дезертиры. Сочинение на тему «Поведение человека на войне» требует подготовки, то есть прочтения различных произведений отечественной литературы.
Безусловно, о событиях 1941-1945 годов как нельзя лучше могут сказать очевидцы и участники ВОВ. Константин Воробьев прошел войну. Был контужен, дважды бежал из плена. Советские критики называли книгу «Убиты под Москвой» клеветнической. В ней было слишком много правды и мало пафоса. Сочинение на тему «Человек на войне» стоит писать именно под впечатлением таких честных, достоверных произведений.
«Сашка»
В повести Кондратьева показана война глазами молодого человека из простой московской семьи. Кульминационным событием в книге является момент, когда герой оказывается перед выбором: выполнить приказ командира или остаться человеком, но пойти под трибунал.
Кондратьев изобразил довольно подробно детали военной жизни. Пачка концентрата, раскисшая картошка, черствые лепешки - все это составляющие фронтовой жизни. Но как уже было сказано, именно кульминация повести поможет в выполнении такого творческого задания, как сочинение на тему «Человек на войне».
На фронте время шло катастрофически стремительно. Военные события увлекали за собой человека, порою не оставляя перед ним выбора. По приказу комбата Сашка должен расстрелять пленного - такого же, как и он, молодого солдата.
Сочинение-рассуждение на тему «Человек на войне» пишут по различным произведениям военной прозы. Однако в повести Кондратьева как нигде показаны сомнения советского солдата. Если Сашка расстреляет немца, изменит своим нравственным убеждениям. Если же откажется, станет изменником в глазах однополчан.
«Сотников»
Тема войны занимает центральное место в произведениях Писатель затрагивал такие проблемы, как совесть, верность своему долгу. Однако превыше всего его интересовала тема героизма. Причем не внешнее его проявление, а то, каким путем солдат приходит к нему. Сочинение на тему «Подвиг человека на войне» следует писать после прочтения повести «Сотников».
Долгая жизнь в мирное, спокойное время не дает иногда человеку возможности узнать о том, кто он - герой или трус. Война все ставит на свои места. Она не оставляет возможности для сомнений. Раскрытие этой сложной философской темы является характерной особенностью творчества Быкова. Именно поэтому сочинение на тему «Война в жизни человека» стоит написать по одному из произведений советского классика.
«А зори здесь тихие»
Эта повесть является в некотором роде уникальной. Война - явление античеловеческое. Но особенно страшной воспринимается ее смертоносная суть в противопоставлении с женской судьбой. Сочинение на тему «Война в судьбе человека», пожалуй, невозможно написать без упоминания повести Васильева. В книге «А зори здесь тихие» автор передал нелепость такого явления, как женщина на войне.
Героини повести только начинают жить. Материнство - главное их предназначение в жизни - познать удалось лишь одной из них. Молодые зенитчицы из повести Васильева погибают, защищая Родину. Они совершают подвиг. Но ведь у каждой из них были свои надежды, мечты.
Ключевым моментом в книге является описание последних минут жизни Жени Камельковой. Девушка уводит за собой немцев, понимает, что смерть уже рядом, и вдруг осознает, насколько глупо и нелепо умирать в восемнадцать лет.
История о гибели зенитчиц в карельских лесах помогает постичь ужас войны детям и подросткам, родившимся спустя более полувека после Великой Победы. А потому читать книгу Васильева следует не только перед написанием сочинения на заданную тему.
«В списках не значился»
Миллионы историй о военном подвиге рассказаны очевидцами. Столько же - преданы забвению. Во время войны погибло около двадцати пяти миллионов советских людей. И самое страшное, что известно о судьбе далеко не каждого. В повести «В списках не значился» автор рассказал о человеке, имя которого неизвестно. Он сражался в первые дни войны. Провел в Брестской крепости почти год. Он не получал писем из дома, и его имя не выгравировано на одной из братских могил, которых в нашей стране чудовищно много. Но он был.
«Живые и мертвые»
Трилогия Симонова - еще один пункт в списке обязательной литературы о войне. Этот писатель - основатель панорамного романа о ВОВ. «Живые и мертвые» - книга, которая отличается широтой охвата, изображением различных судеб. Человек на войне - центральная тема романа Симонова. Но заслугой этого писателя стало не только изображение людей в трагический период отечественной истории. Автор «Живых и мертвых» попытался ответить на такие вопросы: в чем причина провала советской армии в первые годы войны, как культ Сталина отразился на человеческих судьбах?
«Прокляты и убиты»
О военных событиях Астафьев рассказал спустя годы. Книга «Прокляты и убиты» была создана в начале девяностых. Это произведение - своего рода взгляд в прошлое. Впрочем, яркость и подлинность картины военного времени, несмотря на давность лет, в книге присутствуют. Автор погружает читателя в атмосферу холода, голода, страха и болезней. Современные школьники должны иметь верное представление о войне. Ведь ее составляющие - не только подвиг и отвага. Книгу Астафьева читать непросто, но необходимо.
«Судьба человека»
Современные критики подвергают сомнению достоверность повести Шолохова. Как известно, советский солдат после пребывания в плену не имел возможности надеяться на снисхождение. Согласно множеству исторических данных, герой повести «Судьба человека» мог быть расстрелян в первые же дни возвращения к своим. Но Соколов после побега выжил.
Несмотря на очевидную недостоверность и, как выразился писатель и бывший диссидент А. Солженицын, «лживость», книга Шолохова имеет высокую литературную ценность. Читать ее непременно нужно перед написанием письменной работы.
С необыкновенной трагичностью раскрыта тема войны в «Судьбе человека» Шолохова. Сочинение можно писать на основе второй части произведения. В ней показаны последствия войны. Ведь она не заканчивается после объявления победы. Ее последствия ощущают и участники боевых действий, и даже их дети.
Для подготовки к написанию сочинения также рекомендуется ознакомиться с произведениями Бондарева, Гроссмана, Адамовича.