Сочинение на тему «Береги честь смолоду. Сочинение на тему: «Береги честь смолоду Эссе береги честь смолоду

Крутяк! 6

анонс:

Народная пословица о том, что честь нужно беречь смолоду, будучи эпиграфом к роману Александра Пушкина «Капитанская дочка», дает понять смысл этого произведения как своего рода гимн чести. Следование кодексу чести в мире пушкинских героев – главная добродетель, которая оказывается выше любого военного противостояния.

сочинение:

Одной из главных проблем, затронутых в романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», можно назвать проблему сохранения чести. Не зря эпиграфом к роману является народная пословица «Береги честь смолоду», выступающая своего рода ключом к пониманию сути произведения.

Трагизм героев «Капитанской дочки», и в то же время весь смысл их жизни состоит в их зависимости от долга чести. Понятие чести у героев Пушкина означает кодекс поведения, правила жизни, выработанные самой природой и обществом. Их не выбирают, они не зависят от личной воли, однако следование этим правилам дает человеку право называться честным. Вместе с тем, честь – это не просто сословный предрассудок, человек, лишившийся чести, в мире героев Пушкина подлежит однозначному осуждению.

Кодекс чести может мешать героям, так именно честь создает преграды для женитьбы Петра Гринева и Марии Мироновой, поскольку честная капитанская дочка настаивает на том, что не выйдет замуж за молодого дворянина без благословения его родителей. Однако именно честь позволяет героям в трагическое время действия романа, припавшее на годы пугачевщины, до последнего сохранять в себе человеческие черты.

Произведение описывает период гражданской войны под предводительством Емельяна Пугачева, где российская армия, защищающая государство и порядок, противостоит жестоким разбойникам из числа взбунтовавшихся казаков. При этом ключевая особенность «Капитанской дочки» в том, что следование кодексу чести присуще далеко не только безусловно положительным офицерам и храбрецам военным.

Более того, пример Швабрина, выступающего в романе как главная противоположность честного Гринева, показывает, что не столько страшен свирепый разбойник Пугачёв, сколько бесчестный офицер, под конец сделавшийся совершенно жалким, но даже в заключении не растерявший своей подлости. И наоборот, какими бы чудовищно кровавыми не были свирепства Пугачева, этот страшный человек не может смириться с тем, что кто-то смеет обижать беззащитную сироту. Именно то, что Пугачеву удается сберечь своё представление о чести, делает его привлекательным для Гринева.

Из всех бунтовщиков Гриневу остается небезразличной именно пугачевская судьба, его страшит мысль о казни этого дикого, но в то же время честного самозванца: «Емеля, Емеля! зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь? Лучше ничего не мог бы ты придумать». Однако перейти на сторону восставших Гринев никак не может, поскольку положение «природного дворянина» заставляет его следовать предписанному для него кодексу чести. Гриневу не в чем раскаиваться, ведь ему все же удалось, несмотря на все испытания, сберечь честь смолоду.

Гринев не только сохраняет свою честь, он всячески помогает и защищает главный символ чести в романе – капитанскую дочку Марию Миронову. Именно в отношении к этой, возможно не очень примечательной девушке, и раскрывается представление главных героев о чести. Для Гринева Мария – возлюбленная, за которую он готов сражаться и которую готов спасти всеми силами; для Пугачева – это несчастная сирота, которую он никому не даст в обиду; для Швабрина – это глупая девушка, с которой можно сделать всё, что угодно.

Образ Марии – это ожившая в романе честь: простая, беззащитная, но вместе с тем готовая до последнего биться за честное имя порядочного Гринева. История со спасением Марией своего невинно осужденного возлюбленного показывает, что перед силой чести не могут устоять даже сильные мира сего, как не смогла устоять Екатерина II перед слабой провинциальной девушкой. Автор подчеркивает, что благородные люди всегда будут вознаграждены за свое следование кодексу чести.

Еще больше сочинений на тему: «Береги честь смолоду»:

Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» - тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению - русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы - старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», - уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг - для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша - дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку - эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести - воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», - вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев - природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась - он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

Источник: sochineniesuper.ru

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главное место занимает вопрос чести. На примере двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина, он показал, как по разному ведут себя люди в одинаковых ситуациях.

Петру Гринёву с детства внушали, что не зависимо от обстоятельств он должен быть всегда честным и благородным. Гринёв получил хорошее воспитание и жил среди нравственных людей у которых были сильные моральные устои. Когда отец отправлял его служить, то дал наказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Хотя Гринёву было всего 17 лет, он хорошо запомнил слова отца и не отходил от его завета ни на шаг.

Когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты Савельича, он заставил его вернуть долг, так как это было делом чести. Таким образом, мы в первый раз заметили его благородство.

В Белгородской крепости Гринёв познакомился с Алексеем Швабриным, который был дворянином и имел хорошее образование, но был очень корыстным, злопамятным и неблагородным. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу, только потому, что она не ответила ему взаимностью; распускать сплетни было для него обычным делом. Гринёв же, как благородный человек сразу же заступился за неё и вызвал Швабрина на дуэль, хотя знал, что дуэли запрещены. Просто для Гринёва честь человека так же важна, как и офицерская честь.

Когда началась осада крепости, Швабрин понял, что победит банда Пугачёва, и поэтому сразу перешёл на их сторону. Гринёв же предпочёл смерть, чем измену Родине и нарушения присяги. От повешения Петра спасла своя же доброта: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому подарил заячий тулуп; в свою очередь Емельян тоже помнил добро и помиловал Гринёва. Но когда Пугачёв предложил служить ему, Пётр отказался, мотивируя это тем, что уже присягнул служить императрице и нарушить клятву верности не может. Он честно сказал Пугачёву, что если прикажут, он будет сражаться против него, но Пугачёв всё равно отпустил Петра, так как хоть Емельян и бандит, но у него было какое то великодушие.

В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Справедливости добивается Маша, и Петра освобождают от пожизненной ссылки. Маша рассказывает императрице всю правду, хотя Гринёв из соображений чести предпочёл не говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтоб она заново не переживала ужасы, которые перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, чтоб таким образом выразить свою благодарность за спасения Маши и их счастье.
В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что в обществе честь не пустое слово, а в него вложено большое значение и что человек чести всегда счастливее и удачливее человека бесчестного.

Источник: www.sdamna5.ru

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем-триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину». Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Честь – это внутреннее достоинство человека, верность своему слову, преданность, честность. Человек с молодых лет должен быть верен своему долгу, своей чести. Если он утрачивает честь, то её уже трудно вернуть.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» центральной является проблема долга и чести. В ней противопоставлены два героя: Гринёв и Швабрин. События, описанные в произведении, происходят в 1773 году во время Пугачёвского бунта. Оба героя служат в Белогорской крепости под началом капитана Миронова, оба влюблены в капитанскую дочку Марью Ивановну. Но ведут себя офицеры по-разному. Получивший отказ на предложение руки и сердца Швабрин порочит имя девушки, а Гринёв защищает честное имя Маши Мироновой на поединке.

По-разному ведут себя герои и в момент захвата крепости пугачёвцами.

Швабрин сразу же переходит на сторону бунтовщиков, забывая о своей офицерской чести. Гринёв остался верен клятве императрице, помня наказ своего отца: «Береги платье снову, а честь смолоду».

В поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» проблема чести и бесчестия раскрывается на примере двух образов. Один из них – любимый опричник царя Ивана Васильевича – Кирибеевич, который гордится тем, что богат, что есть у него роскошная одежда, острая сабля, боевой конь, но счастья это ему не приносит. На царском пиру Кирибеевич объясняет свою грусть и тоску неразделённой любовью к одной красавице. «Лукавый раб» не признаётся царю в том, что красавица эта в Божьей церкви перевенчана, понимая, что его страсть беззаконна, бесчестна, но не может побороть в себе это чувство. Тёмным вечером Кирибеевич подкарауливает купеческую жену Алёну Дмитриевну и. признаваясь в любви, начинает целовать и обнимать женщину на глазах у соседей. Узнав о позоре своей жены, о том бесчестье, которое нанёс ему и его семье Кирибеевич, Калашников решает биться за правду с царским опричником до последнего. В кулачном бою Калашников одерживает как нравственную, так и боевую победу над своим врагом. Но купец не хочет признаваться царю, зачем убил Кирибеевича «вольной волею», потому что не хочет бросать тень позора и бесчестия на свою семью.

Мы видим, что один герой поступает бесчестно, поэтому имя его не сохранилось в народной памяти. Другой герой следует закону чести, отстаивает народную правду, противостоит беззаконию царского опричника, и поэтому его имя сохранилось в народной памяти.

Проанализировав произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, мы пришли к выводу, что потерять своё доброе имя и честь легко, а сохранить трудно, поэтому нужно беречь честь смолоду. (379 слов).

Остались позади волнительные переживания по поводу собственных курсов, обучения, собственных учебных презентационных работ…

Пора было приступать к делу, ради которого собственно все и затевалось!

С одной стороны, хотелось скорее попробовать, как все получится в реалиях школьного учебного процесса.

С другой – появлялись опасения (а вдруг!..): смогут ли мои восьмиклассники – сложно! Достаточно ли глубоким окажется изучение одного из любимых школьниками произведений?

Так приближался конец первой четверти, сомнения мои не убывали. Вот уже завтра последний урок первой четверти. Откладывать уже некуда!

Решено! Объявляю на уроке о том, как мы будем изучать повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Попутно уточняю количество ребят, у которых дома имеются компьютеры (14 компьютеров на 26 человек). Для изучения произведения по программе отводится 8 часов.

Предупреждаю об обязательном полном прочтении произведения.

На первом уроке после каникул – беседа по повести: выясняю, насколько полно прочитана, как осмыслена, что вызвало затруднения, понятна ли авторская идея.

Вместе формулируем основные проблемы произведения, записываем, предлагаю еще раз обдумать вопросы дома и определиться, над какой проблемой хотелось бы работать и попробовать найти себе единомышленников в классе.

Пока все хорошо. Повесть прочитана. Радуюсь, что договоренность выполнена. Можно приступать.

Следующий урок – «мозговой штурм», работа в группах.

Три группы определились без моей помощи.

Еще трем группам помогаю организоваться, с темой они уже справляются сами.

Знакомлю ребят с особенностями проекта: проблемный вопрос, основополагающий, гипотеза… Идут за мной смело. (Мне, кажется, было труднее!)

Активно принимаются за работу – составление сценария презентации. Звонок сегодня явно не к месту!

Следующий этап уже сложнее. Идем в кабинет информатики. В распоряжении каждой группы два компьютера. Только шесть девочек знают, как работать в Power Point.

Короткая консультация. В глазах ожидание: на какую кнопочку нажать! И вот уже жаркие споры о фоне, шрифте – дизайне слайдов.

Опять удивляюсь, как быстро ребята входят в курс дела. Шумновато, правда! Вот и девчата мои уже при деле, помогают.

Много вопросов по программе. «Ага, понятно!» - самая «произносимая» сегодня фраза. И много-много экспериментов!

На мониторах - разнообразие цвета. Буквы и слова падают, сыплются горохом, выползают, мечутся по экранам!

Две группы, не поддавшись соблазну экспериментов, довольно уверенно набирают тексты по слайдам. Кто-то набирает пока только заголовки к слайдам.

Темп работы неодинаков. Видно, кто набирает текст с хорошей скоростью, а кто по одной букве.

На следующих двух уроках работаем также в кабинете информатики. Но работа пошла более продуктивно.

В группах распределены обязанности. Кто диктует, кто печатает. Оказывается, можно добавить иллюстрации. Кто-то уже сканирует с помощью лаборанта, кто-то еще совещается с группой, подойдут ли именно такие, которые они выбрали.

Первая и пятая группы исследуют проблему, легко ли жить по законам чести. Вдруг внутри первой группы возникает дискуссия.

Оказывается, сформулированную группой гипотезу о том, что по законам чести жить легко, весьма проблематично доказывать.

Приходят к мнению, что все-таки очень трудно во всех ситуациях оставаться честным. Для души, оговаривают, легко!

Счастье Петра Гринева следует из его поступков. Наказание Швабрина тоже.

Третья группа не может однозначно ответить на вопрос, кто такой Емельян Пугачев.

Злодей, разбойник? Или спаситель, народный заступник? Или в нем и то и другое вместе? Как быть?

Так ребята учатся выслушивать друг друга, защищать свою точку зрения, принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде.

Вторая группа ищет доказательства о том, что Петр Гринев и Швабрин никогда бы не смогли стать друзьями.

Я не мешаю спорить, стараюсь не вмешиваться – идет творческий процесс! Помогаю, когда помощи просят. Ох, что же они «натворят»!

Четвертая и шестая группы (здесь только девочки) заняты исследованием, является ли любовь Маши Мироновой и Петра Гринева настоящим чувством.

Одна группа ищет доказательства, приводя цитаты из текста, другая пытается объяснить свою точку зрения, приводя собственные выводы с опорой на текст, формулируя и обсуждая каждое предложение.

Обе группы согласны в одном: любовь героев, безусловно, настоящая, так как и Маша, и Петр выдержали достойно все выпавшие на их долю испытания и доказали силу своих чувств.

Двое, Сережа и Алеша, работают над созданием буклета «Историческая основа повести» в программе Publisher.

У них на столе вижу учебник истории, книгу В.И. Буганова «Емельян Пугачев».

Вижу, как достаточно уверенно ребята ориентируются в программе Power Point. Некоторые работают с анимациями. (Думала, что до этого и не дойдем в первый раз!)

Возникла необходимость и в домашней доработке презентаций. Объемы разные. У некоторых все уместилось на дискетах, у других только на дисках.

Любопытно взглянуть, что получается у соседей! И снова за дело, в полной уверенности в том, что «наше» лучше!

Договариваемся о защите созданных презентаций.

Дело коллективное, одни представляют, другие члены группы помогают отвечать на, возможно, возникнувшие вопросы ребят из других групп.

Прошу всех быть внимательными и доброжелательными друг к другу.

Последний этап – защита презентаций.

Немного волнуюсь сама. Вижу, что ребята тоже переживают. Одно дело - работать, ощущая плечо товарища по группе, совсем другое – выступать перед всей публикой.

Еще и гости! (Мои самые близкие коллеги-единомышленники). Защита прошла активно.

Выступающие отвечали на вопросы, им помогали члены их групп. Второй группе (рук. Алеша Хлыбов) даже аплодировали.

На протяжении всей работы ребята размышляли над важными нравственными понятиями: долг, честь, совесть, милосердие, великодушие, любовь. Как живут по ним герои повести? А мы сами?

Закончен проект. Что он дал моим ученикам? Я думаю, много.

Во-первых, это новые возможности учителя для развития компетентностей учащихся: учебных, исследовательских, социально-личностных, коммуникативных; безусловно, умений сотрудничать и работать в команде, организаторских, личностно-адаптивных.

Во-вторых, ребята увидели возможности использования компьютера как помощника в их исследовательской работе, т.е. в учебных целях.

В-третьих, ученики познакомились с двумя новыми для них программами: Power Point, Publisher, закрепили навыки работы с текстовым редактором Microsoft Word.

Я уже не говорю о живой атмосфере творчества, интереса, увлеченности, духа соперничества, здорового азарта, включенности каждого в коллективное дело!

Ведь иногда взгляд сверстника на проблему кажется понятнее и ближе.

А самый главный итог – это вопросы ребят: «А когда еще?..»

Вы наверняка слышали пословицу “Береги честь с молоду, а платье снову». Что же обозначает это выражение, сохранилась ли его актуальность сегодня? Или понятие о чести кануло в Лету вместе с серебряным веком русской литературы? В статье постараемся в этом разобраться.

Несколько слов о чести

Не обращаясь к словарю, попробуем дать определение слову «честь». Прежде всего, это внутреннее определяемое каждым человеком самим для себя. Под понятие «честь» можно отнести нравственность, совесть, достоинство, доблесть. Кто-то добавит к этому списку благородство, самоотверженность, смелость, правдивость. И это все так, потому что «честь» - понятие всеобъемлющее. Измеримо ли это качество, можно ли воспитать в человеке сознание того, что оно для него важно? Нет, это состояние души, невидимое глазу человеческому и тем не менее существующее наравне с любовью, смелостью или благородством.

Чем хорошо новое платье?

На самом деле большинству людей известна только первая половина выражения - «Береги честь с молоду». Пословица же оканчивается многозначительным высказыванием, что платье нужно беречь снову.

Вспомните новое, только что купленное платье. Оно цело, красиво, сидит идеально. Если носить платье аккуратно, заботиться о нем, постирать-подлатать вовремя, вещь прослужит долго.

Честь - это не платье. Насколько она цела и оберегаема, никому не известно, кроме личности. Так нужно ли заботиться о ней, как о платье?

"Береги честь с молоду!" А зачем?

Стоит ли заботиться о том, чего никому не видно? На людях можно играть в смелость и благородство, но полезны ли эти качества? Современный мир не предполагает заботы о ком-то, кроме себя. От родителей, воспитателей, учителей мы слышим, что мир жесток, и нужно бороться, буквально «идти по головам». О каких же достоинстве и чести может идти речь в данном случае?

Школьники, изучая классические произведения и натыкаясь на фразу «Береги честь с молоду», значение ее не улавливают. «Честь нынче не в чести», - шутит молодежь, готовясь идти в бой с жизнью и соперниками за место под солнцем.

Задумайтесь о главном

У каждого из нас есть голос совести, хотим мы этого или нет. Именно он нашептывает осуждающе нам громче всех, стоит сделать что-то неблагородное. Если это чувство общее для всех, значит, честь не исчезла во времени за ненадобностью. Мир - это не плацдарм для боевых действий, и правило «или ты, или тебя» совершенно не работает. Что работает, так доброта смелость и благородство. Люди мудрые понимают, что чем больше ты даешь, тем больше приобретаешь.

«Береги честь с молоду» - это не красивые слова, а руководство к действию. Ведите себя правильно, но не так, как требует общество, а как подсказывает душа. Пусть жизнь не похожа на прогулку по парку, и иногда кажется логичным и правильным подставить коллегу, предать друга, изменить супругу. Эти соблазны ждут нас на каждом шагу, и пусть никто не узнает никогда об этом поступке, мы сами о нем будем знать. И на душе будет неспокойно и неприятно из-за этого. Береги честь с молоду! Будь честным, отважным, благородным, не изменяй себе - и ты будешь счастлив!