Сочинение на тему Мужские образы в романе Г Флобера «Госпожа Бовари. Мужские образы в романах джейн остин Илья Обломов: депрессивный мечтатель

Флобер назвал Свой первый роман именем героини — Эммы Бовари. И это закономерно, так как в основе произведения — описание короткой и печальной жизни молодой женщины. Но мужские образы в романе занимают не менее важное место. Ведь именно они, мужчины, которые окружали Эмму, обусловили ее трагическую судьбу. Герои романа — мужчины разных поколений. Сначала мы видим родителей Эммы и Шарля Бовари. Отец Шарля — отставной фельдшер роты, был вынужден уйти со службы, вступить в брак и заняться сельским хозяйством, в котором ничего не понимал. «Поженившись, он года два-три проживал приданое — хорошо обедал, поздно вставал, курил фарфоровые трубки, каждый вечер бывал в театрах и часто заглядывал в кафе». Когда родился Шарль, господин Бовари, в противоположность стремлением жены и желанию ребенка, старался развивать сына суровым спартанским воспитанием, не предоставляя большого значения умственному развитию. Не «в обучении счастью, — кто ловкий, тот всегда в люди выйдет», — любил он говорить. Но в скором времени судьба сына совсем перестала его интересовать, как и хозяйственные дела. Он беззаботно доживал свою жизнь без никакого интереса к нему, без дела, без любви.

Отец Эммы, отец Руо, тоже без особого сожаления расстался со своей дочерью, когда появился жених, Шарль Бовари. Эмма, по его словам, все равно ничего не понимала в хозяйстве, к которому он и сам не имел ни наименьшей склонности. Так же, как и отец Шарля, отец Эммы «не наносил себе особых хлопот, денег на свои нужды не жалел — пища, тепло и сон были у него на первом месте». Отношения с семьей дочери ограничивались тем, что раз в год он посылал им индейку.

Муж Эммы Шарль Бовари во многом похожий на представителей старшего поколения. Он тоже занимается тем, чего не любит и не знает. Шарль добросовестно ездит по вызовам, стремясь не причинять вреда своим пациентам. Хотя одному из них пришлось отрезать ногу по глупости и безответственности Шарля. Из мужских образов в романе Шарль отличается тем, что любит Эмму. Но его любовь ничего не дала Эмме. «Он ничего не учил, ничего не знал, ничего не желал». Он был целиком удовлетворенный собой и своей жизнью с Эммой. И Эмма, выйдя замуж, «никак не могла убедить себя, что эта тихая пойма и есть то счастье, о котором она мечтала». Поиски настоящего счастья, красивой жизни толкают Эмму к другим мужчинам. Но красавец Родольф ищет лишь удовлетворений и приключений. А для Леона Эмма — способ самоутверждения. Как только Эмме понадобилась помощь, ее любимые сразу отказались от нее. Те, ради кого она разрушила свою семью, разорила мужчину, оказались ничем не лучше других. И Эмма оказалась на краю пропасти. Немалое содействие этому оказал и торговец Лере. Он накопил незаурядный капитал для своих махинаций, используя положение Эммы. Лере хорошо обдумал свои действия и спокойно, шаг за шагом, разорял Эмму и Шарля.

Аптекарь Оме — один из самых отрицательных героев в романе. Глупый, напыщенный, амбиционный, он использует всю вульгарность и серость городка Ионвиля. Именно в аптеке Оме Эмма нашла мышьяк и здесь решила наложить на себя руки.

И никто из окружающих ее мужчин не мог ни понять Эмму, ни помочь ей.

Даже такая чистая и юная душа, как Жустин, причастна к гибели Эммы — именно он освещает ей путь к гибели: он держит свечку, когда Эмма ищет яд. В конце романа, возле кровати умирающей Эммы появляется еще один персонаж — хирург Ларивьер, мастер своего дела, чуткий и проникновенный. Он единственный из персонажей, в ком есть величие, ум, профессионализм. Он уже ничем не мог помочь Эмме и быстро покинул Ионвиль. И что ему здесь делать? Он человек другой жизни, которой Эмма никогда не видела, не знала. Она только невыразительно чувствовала, что где-то есть другая, яркая, красивая жизнь. Но мужчины, которые окружали ее, не умели и не хотели жить по-другому.

Мужчины в романе Флобера — это герои, на которых держится ненавистный писателю новый буржуазный порядок, когда «вульгарность и скудоумие нагло празднуют свой триумф всюду». Эмма оказалась единственной героиней в романе, которой в этом мире невыносимо скучно и одиноко. И это выделяет ее в серой, самодовольной и неинтересной толпе мужчин.

Мужские образы в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»

Другие сочинения по теме:

  1. Роман «Пани Бовари» Гюстав Флобер написал в середине XIX столетие. Это время общественного спада, когда среди трудной будничности особенно четко...
  2. Молодой лекарь Шарль Бовари впервые увидел Эмму Руо, когда его вызвали на ферму ее отца, сломавшего ногу. На Эмме было...
  3. Выдающийся французский прозаик Флобер начал литературу новую, тем не менее наследуя главные принципы художественного творчества, которое были его времена. Главной...
  4. По сюжету роману Гюстава Флобера «Пани Бовари». Жизнь — это весьма сложная вещь. Иногда человек, чтобы оторваться от тяжелой будничности,...
  5. Черты реалистической повести в произведении Бальзака «Гобсек». Вопрос — Идея написания «Гобсека». По замыслу автора, повесть «Гобсек» должна была войти...
  6. «Реализм как основной творческий метод». В чем отличительная особенность зарубежной литературы XIX столетия? Каждая историческая эпоха порождает свой способ отражения...
  7. Роман Стендаля «Красное и черное» разнообразный по тематике, интересный и поучительный. Поучительные и судьбы его героев. Мне хочется рассказать, чего...
  8. Из всех исторических лиц, показанных в «Войне и мире», одного Кутузова Толстой называет истинно великим человеком. А Наполеону он отказывает...
  9. Народ у Хемингуэя не возвеличен, а велик, и писателю нет нужды льстить и приукрашивать его, он показывает парод в процессе...
  10. Еще к выходу своего первого великого прозаического произведения «Тигроловы» Иван Багряный был известен, как поэт-романтик. В его стихах часто можно...
  11. Цель: развивать умение анализировать такие способы высказывания авторской позиции, как эпиграфы, лирические отступления и пейзажи; понимать психологическую мотивацию поведения героев,...
  12. Лев Николаевич Толстой полностью разделял взгляды своего родственника Афанасия Фета о двух видах ума: ум ума и ум сердца. Может,...
  13. Характеризуя Кэти и Гэртона, Э. Бронте постоянно подчеркивает, что это здоровые, полные сил и энергии молодые люди. Кэти в детстве...
  14. Лучшие черты этих девушек порождены передовой русской культурой. Тургенев делает своих героинь умными, решительными и бескомпромиссными. Таковы Наталья и особенно...

Флобер назвал свой первый роман именем героини - Эммы Бовари. И это закономерно, так как в основе произведения - описание короткой и печальной жизни молодой женщины. Но мужские образы в романе занимают не менее важное место. Ведь именно они, мужчины, которые окружали Эмму, обусловили ее трагическую судьбу. Герои романа - мужчины разных поколений. Сначала мы видим родителей Эммы и Шарля Бовари. Отец Шарля - отставной фельдшер роты, был вынужден уйти со службы, вступить в брак и заняться сельским хозяйством, в котором ничего не понимал. «Поженившись, он года два-три проживал приданое - хорошо обедал, поздно вставал, курил фарфоровые трубки, каждый вечер бывал в театрах и часто заглядывал в кафе». Когда родился Шарль, господин Бовари, в противоположность стремлением жены и желанию ребенка, старался развивать сына суровым спартанским воспитанием, не предоставляя большого значения умственному развитию. Не «в обучении счастью, - кто ловкий, тот всегда в люди выйдет», - любил он говорить. Но в скором времени судьба сына совсем перестала его интересовать, как и хозяйственные дела. Он беззаботно доживал свою жизнь без никакого интереса к нему, без дела, без любви.

Отец Эммы, отец Руо, тоже без особого сожаления расстался со своей дочерью, когда появился жених, Шарль Бовари. Эмма, по его словам, все равно ничего не понимала в хозяйстве, к которому он и сам не имел ни наименьшей склонности. Так же, как и отец Шарля, отец Эммы «не наносил себе особых хлопот, денег на свои нужды не жалел - пища, тепло и сон были у него на первом месте». Отношения с семьей дочери ограничивались тем, что раз в год он посылал им индейку.

Муж Эммы Шарль Бовари во многом похожий на представителей старшего поколения. Он тоже занимается тем, чего не любит и не знает. Шарль добросовестно ездит по вызовам, стремясь не причинять вреда своим пациентам. Хотя одному из них пришлось отрезать ногу по глупости и безответственности Шарля. Из мужских образов в романе Шарль отличается тем, что любит Эмму. Но его любовь ничего не дала Эмме. «Он ничего не учил, ничего не знал, ничего не желал». Он был целиком удовлетворенный собой и своей жизнью с Эммой. И Эмма, выйдя замуж, «никак не могла убедить себя, что эта тихая пойма и есть то счастье, о котором она мечтала». Поиски настоящего счастья, красивой жизни толкают Эмму к другим мужчинам. Но красавец Родольф ищет лишь удовлетворений и приключений. А для Леона Эмма - способ самоутверждения. Как только Эмме понадобилась помощь, ее любимые сразу отказались от нее. Те, ради кого она разрушила свою семью, разорила мужчину, оказались ничем не лучше других. И Эмма оказалась на краю пропасти. Немалое содействие этому оказал и торговец Лере. Он накопил незаурядный капитал для своих махинаций, используя положение Эммы. Лере хорошо обдумал свои действия и спокойно, шаг за шагом, разорял Эмму и Шарля.
Аптекарь Оме - один из самых отрицательных героев в романе. Глупый, напыщенный, амбиционный, он использует всю вульгарность и серость городка Ионвиля. Именно в аптеке Оме Эмма нашла мышьяк и здесь решила наложить на себя руки.

И никто из окружающих ее мужчин не мог ни понять Эмму, ни помочь ей.

Даже такая чистая и юная душа, как Жустин, причастна к гибели Эммы - именно он освещает ей путь к гибели: он держит свечку, когда Эмма ищет яд. В конце романа, возле кровати умирающей Эммы появляется еще один персонаж - хирург Ларивьер, мастер своего дела, чуткий и проникновенный. Он единственный из персонажей, в ком есть величие, ум, профессионализм. Он уже ничем не мог помочь Эмме и быстро покинул Ионвиль. И что ему здесь делать? Он человек другой жизни, которой Эмма никогда не видела, не знала. Она только невыразительно чувствовала, что где-то есть другая, яркая, красивая жизнь. Но мужчины, которые окружали ее, не умели и не хотели жить по-другому.

Мужчины в романе Флобера - это герои, на которых держится ненавистный писателю новый буржуазный порядок, когда «вульгарность и скудоумие нагло празднуют свой триумф всюду». Эмма оказалась единственной героиней в романе, которой в этом мире невыносимо скучно и одиноко. И это выделяет ее в серой, самодовольной и неинтересной толпе мужчин.

Замутить с Мелеховым, выйти за Левина

Пару месяцев назад популярный блогер, выступающая под ником Ашотовна, здорово взбудоражила читающую общественность, предложив критический разбор женских образов в произведениях русской классики ( ) .

«С детства в нас вколачивают, что любовь - это боль и трагедия, а почти все героини подают юным школьницам нелогичные примеры поведения», - сделала свои выводы пытливая девушка.

Настала пора пробежаться по мужчинам. К тому же приближается гендерный праздник 23 февраля, который по традиции делает его главными героями не только военных, но и всех представителей сильного пола. Как с этими представителями обстоят дела в литературном плане, Ашотовна и разбирается. Не все пассажи автора мы разделяем - тем более любопытно услышать ваше мнение об этом. Пишите, звоните - с удовольствием обсудим.

Евгений Онегин: недолюбленный ребенок

Избалованный мальчик, которого в детстве засыпали игрушками и деньгами, но не дали настоящей родительской любви. Замужняя Татьяна - это аллюзия на мать. Она кажется ему недоступной и напоминает о детских переживаниях, которые ассоциируются со счастьем. Но только такой женщине он готов поклоняться.

Если вы ищете отношений с таким типом, как Онегин, вы всегда должны сохранять некую дистанцию, чтобы он мог вас обожать, но не подчинять своей воле.

Печорин: бездушный страдалец

Нарцисс, который мечется между собственным величием и ничтожностью, для которого женщины - всего лишь инструмент, чтобы держать себя в форме. Для таких мужчин с болезненным эго есть только один идеал - он сам.

Если вы женщина-трофей и без ума от персонажей, которые интересуются вами ровно до момента, пока не добьются взаимности, то Печорин - ваш вариант. Но вы для него - одушевленный предмет, не более.

Андрей Болконский: папенькин сынок

Сомневающийся в себе подросток, подавляемый отцом-тираном. Карьерные достижения его интересуют мало, он стремится к ним, ожидая родительского одобрения.

Из-за перманентной пассивной агрессии люди подобного склада часто склонны к алкоголизму. Если он принципиальный трезвенник, то гастрит, тремор и иногда эректильная дисфункция обеспечены.

Поскольку он тотально скован, ему нужна взбалмошная и легкомысленная женщина - такая, как Наташа Ростова. Для него это образ свободы.

Анатоль Курагин: очаровательный мерзавец

Первые грабли, на которые наступает девушка без опыта во флирте. Ни грамма интеллекта, как личность - дрянь, но смазливая физиономия и стандартный пакет комплиментов делают свое дело. Такие особи часто квартируют у богатых женщин бальзаковского возраста, которые все еще жаждут секса.

Пьер Безухов: наивный тюфяк

Запасной аэродром после марафона по бабникам. Добрые, честные, без критического мышления и понимания собственных границ. Наивны как дети, без гордости и воли. На таких можно остановиться, когда умерла последняя надежда на принца. Ему нужна деспотичная жена-мама, которая будет отдавать приказы, воспитывать и вытирать ему сопли. Но сильным волевым женщинам этот вариант мало подходит - раздавите нечаянно. А если не раздавите, то будете презирать.

Илья Обломов: депрессивный мечтатель

Мочи нет смотреть, как всю книгу терзают человека с тяжелой формой депрессии. Так и хочется крикнуть Гончарову : «Оставьте его в покое! Хватит!»

Но те времена были еще далеки от изобретения ингибиторов обратного захвата серотонина, поэтому клиническое состояние бедного Ильи Ильича списывали на позорную лень и все время его, как сейчас модно говорить, шеймили.

Таких мужчин даже трогать не надо, просто отойдите, дайте им пролежать свою жизнь в блаженной прострации.

Андрей Штольц: ангел-разрушитель

Ну и раз уж мы заговорили об Обломове, то не станем обходить вниманием человека с обратным диагнозом - гиперактивностью.

Такие люди - предприниматели и карьеристы, которых разрывает от бурлящей внутри энергии. Они громкие, быстрые и бесцеремонные. Готовьтесь к тому, что будете круглосуточно и без выходных работать на воплощение его безумных идей.

Григорий Мелехов: деструктивный мазохист

Король драмы. Такие мужчины специально раскидывают себе под ноги капканы, чтобы было максимально кроваво. Они обожают страдать и органически не выносят стабильности, поэтому их жизнь состоит из того, что они создают, рушат, чинят, снова рушат и снова создают.

Это люди адреналиновых профессий, граничащих со смертью: военные, моряки, спасатели, испытатели.

Очень горячо и страстно иметь с ними роман, но лучше быстро закруглиться, иначе постареете раньше времени и останетесь ни с чем: семья таким не нужна.

Алексей Вронский: герой-соблазнитель

Улучшенная версия Анатоля Курагина. Та же дрянь, но с прожилками интеллекта. Подходит фаталисткам, голодным до чувственного секса.

Созревает для семейной жизни годам к 50, когда уже обрюзг, располнел, приобрел повышенное давление, отчего головная боль и багровая шея.

Обычно находит молодую симпатичную простушку, которая рожает ему не менее трех детишек и нежно следит за тем, чтобы Боренька, Витенька или Настюша хорошо кушали и вовремя ходили на горшок.

Константин Левин: домашний тиран

Самый вменяемый кандидат в мужья. Хозяйственный, ответственный, амбициозный, работящий. Из недостатков: ревнивый, замкнутый, домашний тиран. Его бережливость может перетекать в жадность.

Не подойдет карьеристкам, феминисткам и предпринимательницам. Такой мужчина хочет видеть женщину на кухне перманентно беременной. Ну, еще босой, чтобы полностью зависела от него и никуда не убежала.

Данко: альфонс-революционер

Обычно живет на вписках или снимает грошовые комнаты в центре города. Много пьет, беспорядочно сношается, периодически впадает в апатию. Мечтает сесть в тюрьму и стать символом революции, поэтому не упускает случая с кем-нибудь подраться. Вечно в протесте, первый на баррикадах. Имеет условную судимость.

Женщин привлекает тем, что живет ради убеждений (обычно еще и красивый). Может быть альфонсом, но всегда оправдается, уверяя, что тратит на «революционные нужды».

Демон: неврастеник и фаталист

Герой поэмы Михаила Лермонтова живет под девизом «Все или ничего!». Чаще выбирает «ничего», чтобы впасть в отчаяние. Раздутое эго и гора комплексов.

Больше всего на свете боится унижения, при этом сам любит унижать искусно и с наслаждением.

В отношениях должен доминировать. Любит скандалы и выяснения отношений с битьем посуды. Но эти отношения никогда не длятся долго, потому что ему положено страдать и вечно искать, а не радоваться жизни. К семейной жизни, разумеется, не пригоден.

Из всего изложенного я вынуждена сделать вывод: почти никто из перечисленных персонажей к здоровым отношениям (и тем более к браку) отношения не имеет. Самые популярные в отечественной литературе типажи не обещают женщине покой и безмятежность. В реальности жизнь с такими людьми крайне неприятна и грозит хроническими болезнями.

Свой опус закончу цитатой писательницы Айрис Мердок : «Человек безудержных страстей привлекателен только в книгах». Вот пусть он там и остается.

Хотите больше публикаций об отношениях между мужчинами и женщинами, подписывайтесь на канал в Telegram .

В системе образов, мужских и женских, в романах и рассказах Гарди надо отнести умение писателя так строить свой сюжет, что на первый план в одном произведении обычно выдвигается малое число персонажей - три, четыре, пять. Например, первая часть романа "Возвращение домой" так и называется "Три женщины". Вокруг главных лиц группируются второстепенные, и звучит сельский "хор" - голоса эпизодических героев, представителей массы: крестьян, батраков, лесорубов, возчиков, служанок и пр. Главные же персонажи, мужские и женские, в романах Гарди группируются, как правило, по традиционным в европейской литературе композиционным правилам пар и треугольников - влюбленные мужчина и женщина, две соперницы, либо подруги (бинарная группа), либо женщина и двое мужчин и т. д.

При этом отношения героев внутри такой "малой группы" всегда развиваются динамично: "треугольники" распадаются, а иногда и воссоздаются, возникают новые ансамбли, либо даются какие-то иные комбинации, группировки персонажей. Зато всегда неизменным фоном и по-своему также участником действия в цикле остается природа, точнее, Природа с большой буквы, как великое существо, как воплощение Вечно-Женственного начала.

Концепция женского характера, образа Женщины как представительницы "прекрасной половины" Человечества, складывалась у Томаса Гарди постепенно в ходе эволюции его творчества - от первого несохранившегося его романа "Бедняк и леди" и книги "Рука Этельберты" до последних лирических стихотворений, в которых старый мастер все еще жил восторгами любви, пел, от лица своей любимой героини Тэсс, грустную песню ("Деревенские женщины"), воссоздавал далекий от христианской ортодоксальности образ девы Марии ("Вечер в Галилее").

Женственность, для Гарди - это, наряду с мужским началом, одна из тех таинственных сил, которые, будучи по сути своей непознаваемыми, стихийными, определяют ход событий в природе, истории, в обыденной жизни людей.

К поражению и гибели ведет героев Гарди их характеры и влияние общества, их стремление вырваться из неизменных границ бытия. Но нельзя и преувеличивать роль этой тяги его персонажей к самодостаточности.

Единственная разница между мужчинами и женщинами Гарди в этом общем плане только та, что образы последних, как уже отмечалось, в большей степени мифологизированы. Это сказывается в большом количестве уподобления его героинь античным и кельтско-скандинавским богиням, в том, как фигуры женщин у писателя ассоциируются с образами ведьм, фей из "местного" пантеона, в романтической "демониации" некоторых представительниц высшего света. Для Гарди женщина все-таки ближе к природе, к Матери-природе, чем мужчина, ибо женщина связана с нею, и духовно (земля, вода, растительность, особенно цветы-все это издавна ассоциировалось с женским началом в мифологии, в фольклоре) .

Например, хорошо себя чувствует на ферме и в поле, Тэсс мечтает вырваться из Лондона в родную деревню. Софи, героиня рассказа "Запрет сына". Марти Саут, как пишет о ней автор романа "В краю лесов", была одной из тех женщин, которая "действительно приблизилась к тончайшему идеальному пониманию природы" .

Марти Саут, второстепенная, героиня романа, понимавшая природу столь же глубоко, как и любимый ею лесник Уинтерборн, удостаивается апофеоза в финале книги: "Ничто женское почти не улавливалось в этом строгом облике, она казалась святой, без сожаления отрекшейся от своей земной сущности во имя более высокого назначения человека - любви ко всему живому под солнцем". Увы, это апофеоз трагический, ибо ее любовь к Уинтерборну осталась безответной, герой погиб, и она скорбит над его могилой.

Любовь ко всему живому остается, вопреки всем трагическим препятствиям, является лучшей и самой выразительной чертой характера у большинства героинь писателя.

О женской любви и ее различных оттенках, о путях и стадиях ее развития и угасания в произведениях Гарди можно найти богатейший материал. И сам писатель мог бы, по примеру Стендаля, создать книгу, которая представляла бы еще один вариант трактата "О любви". Английский романист рассказывает десятки и сотни историй о любви, внезапно вспыхивающей или медленно зарождающейся, бурной, страстной, или, наоборот, почти незаметной для окружающих, как бы едва тлеющей. О борьбе мотивов в душах и сознании влюбленных, борьбе то элементарно простой, то усложненной, принимающей причудливые формы, борьбе между соображениями житейскими (корыстные и тщеславные расчеты, учет мнений "миссис Гранди") и духовными, высшими, о компромиссах в личных отношениях, столь характерных для нравственного климата Англии, либо о трагедиях и катастрофах.

Среди героев и героинь Гарди нет политиков, таких, например, как радикал Феликс Холт из одноименного романа Д. Элиот. Ни одна из его героинь не помышляет о феминистском движении, о борьбе за социальное равноправие женщин с мужчинами. Они, как правило, подчиняются власти отцов, родителей, хотя, став женами, могут и проявлять свой характер, диктовать мужьям, любовникам свою линию поведения. Их сила - в их слабости или, говоря иначе, в их женских чарах (у Анны Зегерс есть сборник рассказов "Сила слабых"). Хотя против власти Судьбы (Воли, Неизвестной Причины) у Гарди бессильны все.

Не будучи участником социальных движений, писатель был в принципе согласен с теми передовыми людьми Англии, вроде Дж. Ст. Милля и Дж. Элиот, которые хотели добиться для женщин большей свободы в обществе и ратовали за расширение женского образования. Недаром многие героини Гарди стараются заниматься, как сейчас говорят, самообразованием, ведут на равных интеллектуальные беседы с мужчинами, особенно в этом плане выразителен образ Сьюзен Брайдхед. Вместе с тем романист полагал, что женщина зачастую сильнее мужчин в другой сфере, в интуитивном постижении жизни. Вот как пишет он о миссис Ибрайт, матери Клайма: "Ей была в высшей степени свойственна проницательность, своего рода проникновение в жизнь, тем более удивительное, что сама она в жизни не участвовала. В практической жизни такой одаренностью отличаются чаще всего женщины; они могут следить за миром, которого никогда не видали" ("Возвращение на родину", книга З, глава З).

Гарди подчеркивал в своих героинях ту природную духовную одаренность, которая, как уже отмечалось нами, связана с мифологией, с "супер натуральными" способностями.

У писателя нет злодеев и отъявленных подлецов, каких было немало в творчестве Диккенса, Теккерея, Уилки Коллинза, Бульвера-Литтона. Либо у более близких к Гарди по времени, Р. Стивенсона, Киплинга, Брэма Стоукера, с его знаменитым "Дракулой", Г. Уэллса. Если же его персонажи и проявляют жестокость, корыстолюбие, тщеславие, недальновидность, то их личная вина все-таки несоизмерима с той большой мерой зла, какая привносится в жизнь благодаря их действиям. Так, много бедствий приносит своим землякам бывший сержант Трой, но сам он, в сущности, не злодей ("Вдали от безумной толпы"). Майкл Хенчард по натуре груб и может быть свиреп, но в глубине его души есть некая женственная "анима", не позволяющая ему пойти на убийство, толкающая на добрые дела. ("Анима", согласно гипотезе К.Г. Юнга - это "женская" составляющая подсознания мужчины). После драки с Фарфрэ, герой спит, свернувшись клубком. "В этой позе было что-то по-женски слабое, и то, что принял ее такой мужественный и суровый человек, производило трагическое впечатление" ("Мэр Кэстербриджа", глава 38). Подобной "женственностью", то есть добротою и беззащитностью перед мрачным ликом Судьбы, отмечено большинство мужских персонажей Гарди.

Героини Гарди, будь то знатные дамы, герцогини, зажиточные фермерши вроде Бэтшебы Эвердин, будь то служанки, батрачки, мелкие торговки, гувернантки и пр. - все они, как правило, бывают обмануты Судьбой, хотя стремились к счастью, так или иначе добивались его. Но ирония событий - это лишь иное название для того явления, которое у Гарди зовется Имманентной Волей, ее "вечными художествами", либо "хитроумными механизмами", действующими во зло людям.

Сказанное о мужских персонажах писателя в еще большей мере относится к его героиням. Они, как правило, добры, они по природе своей предназначены для любви, но трагическая парадоксальность их ситуации в том, что Судьба - это неблагоприятные социальные обстоятельства, власть патриархальных обычаев, стечение обстоятельств, либо субъективный фактор - иллюзии, заблуждения, предрассудки героинь - все ведет, их к поражению. И лишь сравнительно редко судьба улыбается его женщинам - см. роман "Под деревом зеленым", счастливый брак Элизабет Джейн с Фарфрэ ("Мэр Кэстербриджа"), удачный союз Томазин с охранником Венном из "Возвращения на родину". Хотя Гарди в специальном примечании предупреждал читателей, что этот "хэппи-энд" был с его стороны уступкой викторианской цензуре. Можно еще назвать счастливые финалы в некоторых новеллах и повестях Гарди, но общее грустное настроение от его картины жизни в целом остается.

Чернышевский указывал, что особенностью реализма Толстого является изображение им внутреннего психологического процесса человеческой жизни, «диалектика души» человека. Толстой большое внимание уделяет внутренней жизни героев. Его герои пытаются ответить на вечно существующие вопросы: «Что такое добро и зло? Зачем г живу и кто я такой? В чем смысл жизни человека?» Надо пережить большую душевную драму, перепробовать себя на самых разных поприщах, ошибаться, падать и вновь возрождаться, чтобы в конце концов прийти в гармонии жизни. Толстой рисует своих героев в определенной среде, в определенную эпоху, показывая как эта среда, это окружение влияют на мировоззрение людей.

Мы знакомимся с Андреем Болконским и Пьером Безуховым в салоне Шерер и тут же замечаем общее, что роднит их и выделяет из светского общества. Оба дворяне по происхождению. Их отцы хорошо знают друг друга, когда-то вместе служили, может быть, здесь и кроются истоки их дружбы, Но светское общество по-разному к ним относится. Князь Андрей Болконский - свой, равный, если не по взглядам, то по происхождению. А Безухова приветствуют лишь наклоном головы, ведь он незаконнорожденный. Андрей большую часть прожил в имении у своего отца. Там его семья. Пьер Безухов только что вернулся из Парижа, где заканчивал свое образование. Отличаются они и по внешнему виду. Князь Андрей - светский человек. Он одет по последней моде, у него великолепное французское произношение, тихая медленная походка и вселенская скука в глазах. Пьер же толст, огромен и неуклюж, он очень мало походит на светского щеголя. Андрей старше Пьера, но им нравится общество друг друга. Князь Андрей предстает перед нами вполне зрелым человеком, чего не скажешь про Пьера Безухова. Становление этого героя происходит все семь лет романной жизни. При встрече князь Андрей говорит Пьеру о неудовлетворенности той жизнью, которую он ведет. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне», - говорит князь Андрей. Попробуем проследить, о чем говорили князь Андрей и Пьер Безухов после того, как покинули салон. Сначала вроде идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере и женитьбе Пьера. Но Толстой уже здесь

раскрывает внутренний мир Андрея, говоря, что «князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами о вечном мире». Значит, его интересует другое. Что же? Речь заходит о войне, и князь Андрей высказывает свои взгляды. Андрей жаждет славы, верит в Наполеона и хочет подражать ему. Пьер в это время тоже восхищается Наполеоном, ошибочно видя в нем вождя революционной Франции.

После встречи у Шерер дороги Андрея и Пьера ненадолго расходятся. Князь Андрей поступает на службу в штаб главнокомандующего. Он мечтает свершить подвиг, чтобы его заметили. В Аустерлицком сражении, ведя солдат в бой, он был замечен, даже тем же Наполеоном, которым он раньше так восхищался. Но теперь это уже не главное для Андрея. Раненый, он видит голубое высокое небо и начинает понимать, что счастье в нем самом. Он думает о родных, которые остались дома. Разочаровавшись в военной карьере, так и не найдя на войне смысла жизни, Болконский возвращается домой.

Что же делает в это время Пьер? У него жизнь проходит в забавах и кутежах в компании Курагина. Умирает старый граф Безу-хов, отец Пьера, и делает незаконнорожденного сына своим единственным наследником. Пьер получает богатство и титул. Его замечают в свете, теперь он желанный гость всех салонов и домов. Он женится на самой красивой женщине - Элен Курагиной, которая при всей ее красоте оказывается глупой и пустой особой. Теперь уже Пьер начинает задумываться над смыслом жизни, искать ответы на вечные вопросы. Он проводит ряд преобразований, чтобы облегчить жизнь своим крепостным, но остается непонятым крестьянами, многие из них считают его попросту глупцом. Чтобы понять народ и быть понятым им, Пьеру еще надо будет пожить среди этого народа, пройти вместе с ним через весь ужас войны.

Князь Андрей, вернувшись с войны, получает еще один удар - умирает жена, оставив ему маленького сына. Потрясенный этой трагедией, Андрей заживо хоронит себя в деревне. Он теперь пробует, как и Пьер, заняться улучшением жизни крестьян. Пьер приезжает в Богучарово и застает Андрея совсем поАустерлиц, видел бессмысленность, жестокость убийства. Он опустошен, все его мечты и надежды рухнули. У Пьера, наоборот, душевный подъем: он увлекается масонством и считает, что познал истину. Пьер поначалу не понимает причину несчастья Андрея. Речь заходит об убийстве, можно ли убивать вообще? Князь Андрей после войны считает, что есть люди, которых можно убивать, так как они сами убивают. Пьер напутан этими словами и советует жить по Божьим заповедям: поступай по отношению к другим так, как хочешь, чтобы люди относились к тебе. Андрей считает, что в жизни надо стремиться к счастью, а счастье - это отсутствие угрызений совести и болезней. Чтобы отвлечь друга, Пьер рассказывает ему о масонстве. Князь Андрей вслушивается в слова Пьера, но видит дальше масонской философии. Слова Пьера открывают для него новый путь. Андрей смотрит вверх, видит такое же высокое и вечное небо, как то, в которое он смотрел при Аустерлице, и вот тут-то на него и нисходит откровение. Уже во второй раз в жизни. Кажется, что он заново постигает тайны мироздания. «Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась во внешности, и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В Отрадном Андрей знакомится с Наташей, весь облик которой его завораживает. В ней столько энергии, радости жизни, что ему невольно хочется и самому испытать нечто подобное. Теперь уже князь Андрей считает, что жизнь в 31 год не заканчивается, а только начинается. Болконский уезжает в Петербург. Там он встречается с новыми людьми, участвует в работе правительственных комиссий. Князь Андрей стремится принести пользу отечеству, но вся его работа оказывается праздной. Андрей возвращается к Наташе, но та увлеклась Анатолем Ку-рагиным и дала себя уговорить на побег ее из дома. Гордый князь Андрей не может простить ей этот поступок. Когда французские войска вторгаются в Россию, он снова уходит на войну.

Идет воевать и Пьер. Продав свое имение, он направляет деньги на формирование

полка. Ему тоже пришлось пройти через войну, как и Андрею. Пьер живет среди солдат, спит с ними бок о бок, так же, как и они, голодает. Там он знакомится с Платоном Каратаевым, который становится для него настоящим учителем. Пьер многое вынес и многое понял. Ему суждено было еще раз увидеться с князем Андреем, но эта встреча стала последней. Разговор между ними шел о войне. Оба понимали, что ожидающее русские войска сражение - решающее, в котором они должны победить любой ценой. Пьер со страхом смотрит на непохожего на самого себя, озлобленного, то и дело срывающегося на крик князя Андрея, который предлагает не брать пленных. Но в Бородино именно князь Андрей не делает ни одного выстрела, а Пьер помогает солдатам на батарее Раевского. Тяжело раненный, князь Андрей надеется обрести душевный покой через постижение своего внутреннего мира. И вновь в этом ему помогает Наташа. Уже не та, прежняя, а другая, но теперь она бесконечно дорога ему. Князь Андрей умирает, но перед смертью он обретает ту высшую истину, которую искал всю жизнь. Его продолжателем, как в физическом, так и в духовном смысле, станет его сын Николинька.

Пьеру еще предстояло изведать земное счастье. После того как умерла Элен, он счастливо женился на Наташе. На примере их брака Толстой показал модель семьи, к которой надо стремиться.

На протяжении всего того времени, которое отпущено им в романе, герои ищут ответы на важные жизненные вопросы, пытаются понять смысл человеческого существования на земле. Болконский считает, что жить надо для себя. Счастье для Пьера заключается в том, чтобы приносить пользу другим. Пьер считает несправедливостью, что есть зло для другого человека. Каждый герой нашел свое счастье и свое понимание жизни.

Закончить я бы хотела словами Толстого: «Живой человек тот, который идет вперед, туда, где освещено… впереди его двигающимся фонарем, и которой никогда не доходит до освещенного места, а освещенное место идет впереди него. И это жизнь. И другой нет». Человек должен постоянно искать себя, свое место в жизни.