Сочинение на тему: Образ Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека» М. Шолохова. Характеристика андрея соколова из произведения судьба человека Оптимизм андрея соколова из рассказа судьба человека

Сочинение на тему: Образ Андрея Соколова в рассказе «Судьба человека» М. Шолохова


Этот небольшой рассказ был издан спустя 11 лет после Великой Отечественной войны. Замысел о написании произведения появился давно, ещё весной 1946 года. Послужила тому встреча Михаила Александровича с неизвестным ему фронтовиком, который поведал свою историю-исповедь. Шолохов пообещал себе, что обязательно напишет об этом рассказ. Только спустя 10 лет, после прочтения книг нескольких зарубежных авторов, он за неделю создал рассказ «Судьба человека».

Образ главного героя раскрывается с помощью различных художественных приёмов, через взаимоотношения Андрея с другими людьми, его поступков в тех или иных ситуациях. Позиция автора по отношению к Соколову понятна читателям, поскольку он при помощи различных литературных методов даёт свою оценку деяниям героя.

Рассказ ведётся от первого лица, таким образом, персонаж сам характеризует свои действия. Встреча читателя с Андреем возникает в тот момент, когда он горюет над своей судьбой, спрашивая, за что его так жизнь наказала и покалечила. Перед читателем возникает простой русский мужик, одетый в ватник, который сам же и заштопал. При всей внешней запущенности солдата к нему сразу же возникает симпатия и сочувствие. Его большие руки напоминают о тяжёлой работе, которую он каждый день выполнял сначала за баранкой машины, потом в плену у немцев.

Многие писатели, изображая своих героев, отдельное внимание уделяют глазам, которые считаются зеркалом души. Шолохов не раз во время рассказа обращается к этому приёму. Вначале повествования автор рисует Соколова с глазами как будто посыпанными пеплом, что говорит о пережитых несчастьях. Когда же главный герой заканчивает свой рассказ о погибших родственниках – жене, двух дочках и сыне, то глаза его становятся потухшими. Появляется сравнение с мёртвыми зеницами, что характеризует насколько важны для Андрея события прошедших лет.

О достоинстве и гордости главного героя можно понять через эпизод, когда, находясь в плену, он выпил предложенную фашистом водку, не закусывая. На тот момент солдат был голоден, но своим поступком показал, что давиться подачками врага не желает. Широта русской души раскрыта в ситуации с едой, которую он получил от коменданта Мюллера, честно разделив всё между пленными.

Пройдя через плен, потерю близких, Андрей не ожесточился, сохранив чувство собственного достоинства. Судьба дарит ему встречу с сиротой Ваней, в котором Соколов видит свою родственную душу. В рассказе Шолохов обобщил жизнь одного русского солдата, его судьба – это удел многих людей, которые в войну потеряли близких, сохранив при этом человеческую душу.

Роль произведений М.А. Шолохова в литературе советского времени сложно переоценить: таким искренним и проникновенным патриотизмом пронизаны они, такой любовью к Родине и народу. Рассказ «Судьба человека» появился не случайно: в первую весну после войны писатель встретил незнакомца, исповедь о жизни которого стала основой будущего произведения. Идеи Шолохов копил целых десять лет - и в 1956 году родилась «Судьба человека» - рассказ о непростой жизни Андрея Соколова.

Главный герой является собирательным образом советского гражданина, в котором соединились все лучшие качества русской души: мужественность, стойкость перед трудностями, скромность и отзывчивость. Сначала автор ведет повествование со своей стороны, словно знакомит и подготавливает читателя к встрече с Андреем. Описывая героя, он неоднократно подчеркивает его усталость, явное чувство тоски и больших потерь. Глаза Соколова - словно присыпаны пеплом, они полны такой грусти, что тяжело смотреть. Начиная исповедь, герой горбится, ему сложно рассказывать о своей непростой судьбе.

Основную часть произведения мы воспринимаем уже со стороны самого Соколова. Герой родился вместе с новым веком, и испытания выпали на его долю с самого детства. Пройдя гражданскую войну на стороне советской власти, он уезжает на Кубань, затем возвращается домой в деревню близ Воронежа. Тут у Соколова появляется семья, он находит работу. Но война рушит все его надежды на спокойную и счастливую жизнь.

В самом начале войны Андрея ранили, затем он был контужен и попал в плен. За два года, которые Соколов пробыл в плену, его дух не был сломлен, несмотря на все ужасы пребывания у фашистов. Он не теряет чувства собственного достоинства, не прогибается, расправляясь с предателем, неоднократно пытается бежать. Когда ему это удается, он узнает о новых лишениях: жена и маленькие дочки погибли, а дом разрушен. Соколов вновь уходит на фронт - защищать родную землю.

Затем погибает и сын Андрея. Война закончилась, но герой остался совсем один, исполненный горя, но стойко переносящий эти мучения и страдания. Выход переживаниям он находит в усыновлении сироты - Ванюша становится его смыслом жизни. Авторское заключение - это вновь взгляд со стороны, исполненный грусти за героя, пронизанный его болью, но также полный надежды на дальнейшее счастье как самого Соколова, так и Ванюши.

Пережить такую трагедию, не сломаться и подарить новую жизнь и отцовскую поддержку чужому ребенку может только человек с очень сильной волей и большой душой - именно таким можно назвать героя рассказа «Судьба человека». Для Андрея Соколова семья является главным в жизни, но ему пришлось потерять её дважды. Выжить, начать всё заново, ему помогает высочайшая степень нравственности и мужественности. В образе Андрея Шолохов показал благородство и несгибаемую силу русского человека, способного вынести даже самые страшные невзгоды. Судьба Андрея Соколова - это истинный подвиг и пример для каждого читателя.

Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был опубликован впервые в 1956 году. Сюжет произведения основан на реальных фактах. История, услышанная автором от бывшего фронтовика, стала рассказом о трудной судьбе человека. Главный герой рассказа испытал на себе все ужасы прошедшей войны.

История жизни Андрея Соколова начинается с довоенных лет. Молодой человек женился и со временем в его семье появились дети: сын и две дочери. Жили они дружно и счастливо. Война, принесшая горе миллионам людей, вторглась и в жизнь Соколовых. Главу семьи уже на второй день войны призывают в армию. Супруга, не желавшая отпускать мужа на войну, просто повисла на нём. Тогда Андрею пришлось силой оторвать её от себя и оттолкнуть. Позже, когда он будет вспоминать об этом дне, он будет корить себя за эту грубость.

За четыре года войны многое пришлось пережить Соколову. На фронте, как и в мирной жизни, он был шофёром. В плен он попал после того, как в его машину угодил вражеский снаряд. Андрей получил ранение и был контужен. В плену на его долю выпало столько тяжёлых испытаний, что хватило бы на несколько человеческих жизней. Героя рассказа переводили из лагеря в лагерь. И в каждом лагере его ожидали тяжелейшие условия выживания и тяжёлый, изнуряющий труд.

Но что-то держало на этом свете, когда рядом умирало столько людей. В самые трудные минуты испытаний у него перед глазами возникал образ супруги и детей. Наверное, это и придавало ему сил для того, чтобы всё преодолеть и вернуться домой живым. Однажды, в запальчивости, Соколов высказал вслух своё недовольство условиями жизни в лагере. Кто-то донёс на него. Эти слова были переданы администрации лагеря. Герой был вызван комендантом лагеря.

Неизвестно, как поступил бы на месте Андрея кто-то другой, но Соколов держался с достоинством. Храброго фронтовика в счёт поощрения назначили водителем у военного инженера. И в голове героя созрел план побега. Первый его побег из лагеря был неудачным, его поймали и поместили в карцер на целый месяц. Во второй раз Соколов захватил в плен военного инженера и на машине, на которой он возил своего начальника, пересёк линию фронта.

За побег из плена с захваченным «языком» Андрея поощрили кратковременным отпуском. Он поехал на родину. Всю дорогу он думал о встрече с семьёй. А приехав на место, увидел вместо своего дома огромную воронку от бомбы. Супруга и две его дочери погибли. Герой возвратился снова на фронт. Его душу греет только то, что его сын, воюющий где-то на фронте, жив и здоров. Соколов только и грезил о встрече с сыном. Но встреча не состоялась. Его сын погиб в самом конце войны.

Убитый горем Андрей не стал возвращаться в родные места, где у него не было уже ни дома, ни родных. Он уезжает в другую местность и устраивается на работу водителем грузовика. Случай сделал ему подарок в виде маленького мальчишки-сироты. Ванюшка потерял во время войны родителей и стал беспризорником. В истерзанном сердце фронтовика затеплилась надежда. В лице мальчика Вани он нашёл свою новую семью

Сочинение Образ и характеристика Андрея Соколова

В рассказе Михаила Александровича Шолохова описаны военные времена, на переправе встречаются люди это Андрей Соколов с приемным сыном Ванечкой и рассказчик. Андрей Соколов решает поговорить с рассказчиком, так ему одиноко, что хоть кому-то выговорится.

Он рассказывает историю, когда он в камере неправильно высказался про коменданта, и кто-то на него донес. Его вызвали и хотели, расстреляет, но показав свой русский дух гордости и непреклонности, спасло ему жизнь. Андрей Соколов, несмотря на то, что его так била жизнь всегда в любой ситуации оставался человеком и никогда не скупился на эмоции.

На фронте Андрей узнает, что семья его погибла, жену и двух дочерей завалило в доме после бомбежки, а сын неизвестно где. Соколов в одночасье стал одиноким и несчастным, он потерял абсолютно все, мир рухнул и земля уходит из-под ног. Вскоре Андрей получает письмо от своего сына Анатолия, он тоже на фронте и уже успел дослужиться до хорошего чина. Они договариваются о встрече, и здесь огромный удар ждет Соколова сына, убивает снайпер, Андрей потерял последнего близкого человека.

Андрей Соколов уезжает к своему другу и устраивается там на работу, там же он встречает беспризорника Ваню и называется его отцом. Сам по себе мужчина очень добрый и жалостливый, несмотря на то, что война забрала у него всех родных он не стал черствым и жестоким. Он решает осчастливить мальца, который, так же как и он остался один в этом мире и обещает ему позаботиться о нем.

Пройдя тысячу испытаний, на своем пути Андрей Соколов не перестал помогать людям и не оставался равнодушным к чужому горю. Соколов хотел воспитать парнишку и дать ему все, что он только может, заполнив пустоту в его сердце и своем. Шолохов в своем рассказе описал человека с большой русской душой, которого не сломила война, а сделала лишь сильнее. Андрей Соколов замечательный пример для каждого человека, что никогда не стоит сдаваться.

Вариант 3

События Великой Отечественной войны – одна из основных тем писателей советского периода. Героизм народа и отдельных личностей в страшных условиях военного времени не раз становились центральной идеей произведений.

Не исключение и творчество М.А.Шолохова. В своем рассказе «Судьба человека» описана жизнь обычного человека, на долю которого выпали все ужасы войны, потери близких людей и возвращение к жизни после трагедии. Интересен тот факт, что прототипом главного героя стал реальный человек, поведавший историю своей жизни автору.

Андрей Соколов - главное действующее лицо повествования. Участник гражданской войны, он хороший и любящий муж и отец. Война прервала счастливую и спокойную жизнь семьи Соколовых. Андрей уходит на фронт, после ранения он попадает в плен к фашистам. Герой мужественно переносит весь ужас плена, он пытается бежать, но неудачно. Его приговаривают к расстрелу, проявленное им мужество и гордость перед захватчиками спасли Андрею жизнь. Коменданты не только не расстрелял его, но и дал ему еды. Соколов поделился с товарищами. В этом поступке проявляется щедрая душа героя. Для Андрея Соколова плен хуже смерти, он снова пытается бежать на этот раз удачно. Целеустремленный человек всегда добивается своей цели.

После побега еще один страшный удар - известие о гибели жены и дочери. Мужественный человек он не прогибается под тяжестью утраты. Мечта о сыне, с которым они должны встретиться, становится смыслом его жизни. Но его надежде не суждено было оправдаться. Сын погибает на войне.

Тяжело возвращаться Андрею с фронта. Дома больше нет, родных то же. Кажется, для чего теперь жить, но сила духа не дает опустить руки. Встретив сироту Ванюшу, Соколов становится для мальчика настоящим отцом.

Удивительная судьба человека показана Шолоховым в произведении. Но таких судеб в те времена было множество. Сила человеческой души, мужество и безмерный героизм обыкновенного солдата изображена в образе главного героя. Ему не надо наград, почестей, он хочет обыкновенного земного счастья. И хочется верить, что после перенесенного горя, он обретает его. В этом и есть главный смысл рассказа.

Русский человек - символ мужества и беззаветной преданности своей Родине. Храбрость и великодушие, ум и честь, воля и справедливость - основные качества, которыми наделил автор своего героя.

Произведения о войне учат нас жить по совести, помнить, что мирное небо на земле подарено нам вот такими обыкновенными солдатами, как Андрей Соколов. Мы должны чтить память героев и твердо понимать, что допускать войны нельзя.

Несколько интересных сочинений

    Галина Четвертак – это одна из главных героинь повести «А зори здесь тихие …» известного советского писателя, фронтовика и потомственного офицера Бориса Львовича Васильева. Из всех девушек-зенитчиц - она самая молодая.

  • Роман Евгений Онегин - энциклопедия русской жизни 9 класс сочинение

    Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» славится не только своим лёгким и воздушным стилем повествования и не одной лишь сюжетной линией отношений Татьяны и Онегина. Я полагаю, что в первую очередь произведение необходимо

  • Описание внешности Тараса Бульбы 7 класс

    Итак, каким предстает перед нами Тарас? Мы видим довольно толстого мужчину с курительной трубкой в руках, которого украшают большие усы и чуб. О его возрасте говорят, что он средних лет.

  • Образ и характеристика Дуняши в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Дуня Мелехова младшая сестрёнка Григория Мелехова в романе Тихий Дон. В начале романа

  • Сочинение по картине Сирень в корзине Кончаловского 5 класс (описание)

    Художнику удалось запечатлеть удивительное мгновение, тем самым, позволил другим людям насладиться натюрмортом десятки лет и всмотреться в него. Ведь мало кто останавливается, что бы посмотреть, в какие тона разукрашено небо


Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы достойно выдержать испытания, посланные судьбой? Такой вопрос задает читателям в своем рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов.

С давних времен лучшими качествами характера считались: честность, верность, трудолюбие, стойкость, великодушие, патриотизм, самоотверженность и умение любить. Всеми этими качествами обладает главный герой произведения Андрей Соколов. Доказательством этому служит вся его жизнь.

Андрей, успев помыкаться по белу свету, в конце концов, осел в Воронеже, женился на любимой девушке Ирине. Жила молодая семья счастливо и дружно. От большой любви на свет появились дети, которые всегда радовали своих родителей.

Старший сын Анатолий оказался очень способным к математике, про него даже в газете писали. Герой видит настоящее счастье в простых, но очень важных вещах: дом, мир в семье, здоровые дети, любящая и понимающая жена. В его жизни царит гармония, и будущее представляется ясно, определенно. Но внезапно в этот бережно построенный мир врывается война. Рушится все, что было создано с такой любовью. Свой рассказ-исповедь Андрей Соколов начинает с воспоминаний о довоенной жизни, потому что со временем то, что казалось простым и обыкновенным, стало еще дороже.

Сцена прощания героя со своей семьей очень трогательная. Она раскрывает читателю любящую и чуткую душу Соколова. Своих дочерей он зовет ласково: «Настенька и Олюшка». Свою любовь и верность единственной жене Андрей Соколов доказывает даже после ее смерти. Ведь прошло уже несколько лет, а он по-прежнему одинок. Андрей с горечью вспоминает недовольство, которое он проявил когда-то по отношению к жене.

Тяжело складывалась судьба Андрея на фронте. Повоевать ему пришлось недолго. В мае 1942 года Андрей попал в плен к фашистам под Лозовеньками. Он готов был мужественно встретить смерть, но его не расстреляли, а забрали в плен. Но даже в плену Соколов демонстрирует лучшие человеческие качества: бесстрашие, отзывчивость, искренность.

В сцене допроса Андрея у Мюллера особенно ярко показан характер героя. Он открыто высказался жестокому коменданту лагеря о невыносимых условиях жизни пленных. Андрей вел себя очень достойно, хотя его жизнь полностью зависела в тот момент от коменданта. Последний оценил мужество пленного, назвал его «настоящим русским солдатом». А уважение врага многого стоит. Андрей, несмотря на свою усталость и голод, держится очень храбро и сохраняет свою честь.

Гостинец, который Андрей получил от коменданта, он честно разделил на всех военнопленных. Этот поступок характеризует его, как человека доброго и щедрого.

Сбежав из плена, Андрей Соколов мечтает вернуться к семье в Воронеж, но узнает страшную весть о трагической смерти самых дорогих ему людей.

Жизнь героя потеряла смысл после утраты родных. Лучик надежды на возрождение семьи мелькнул в душе Андрея, когда он получил весточку от сына. Но и эта надежда была разрушена. Сын погиб в День Победы...

Человек, попавший в такую ситуацию, может озлобиться и возненавидеть всех вокруг. Но этого не происходит с Андреем Соколовым. Несчастья и лишения не ожесточили его. Он продолжает жить и работать, хотя ему это дается непросто. Однажды Андрей случайно встретил Ванюшу, мальчика-сироту, к которому очень быстро привязался и вскоре усыновил. У героя хватило душевной теплоты, чтобы обогреть сироту и сделать мальчика счастливее. Взамен он обрел смысл жизни, он понял, что она продолжается, несмотря ни на что. В этом проявляется небывалая сила его характера.

Обновлено: 2012-04-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

ФИО: Елисеева Алена Анатольевна.

Должность:учитель

место работы: МБОУ

«Ключевская ООШ» Тюльганский район

Название предмета: литература

УМК Литература, 9 класс, Коровина . Год публикации: 2013

Уровень обучения: базовый

Тема урока: М. А. Шолохов. Слово о писателе. Композиция рассказа «Судьба человека»..

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: 2-й урок (из 2-х).

Цель : уточнить и дополнить образ Андрея Соколова, черт его характера на основе прочитанных эпизодов, формирование образа русского солдата-освободителя, его характера по рассказу М.Шолохова «Судьба человека».

Задачи:

1) Обучающие: Дать характеристику главному герою – Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа; Сопоставить судьбу главного героя с судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой отечественной войны, выявить сильные черты характера человека в трудных жизненных ситуациях; отметить умение человека выстоять перед жизненными невзгодами.

2) Развивающие:. развивать навыки анализа художественного произведения; расширить знания детей о жизни русских военнопленных в концлагерях;

3) Воспитательные: способствовать воспитанию духовности, патриотизма. формировать у учащихся представления о судьбах людей, прошедших войну; воспитывать нравственные качества, чувство сопереживания и сострадания, чувство патриотизма, гордость за мужество русских людей;

Оборудование: учебник-хрестоматия, иллюстрации, запись фильма С.Бондарчука.

Планируемые результаты:

Предметные: раскрытие идейного содержания посредством выявленных особенностей его композиции; владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения, воспитание интереса к чтению произведений патриотического характера о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны, развитие речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД : выявление заложенных в рассказе нравственных ценностей и их современного звучания, воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, к памяти о событиях ВОВ, чувства ответственности и долга перед Родиной;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Техническое обеспечение урока: ноутбук с колонками, фрагмент из фильма «Судьба человека», проектор, экран.

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

    Актуализация знаний.

    Анализ произведения.

    Динамическая пауза.

    Анализ произведения.

    Реализация индивидуального домашнего задания.

    Итог урока.

    Задание на дом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент .

2. Мотивация учебной деятельности.

Вступительное слово учителя

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Какой литературный герой задавал себе такие вопросы, задумывался о смысле жизни? (Печорин)

А вы когда-нибудь задавали себе такие вопросы.

Народ подобен огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история и духовные традиции.
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

– Обратимся к теме урока. Скажите, что станет предметом нашего разговора?

(Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и о судьбе всего народа, выстоявшего в войне, выявим сильные черты характера русского человека в трудной жизненной ситуации, а также выявить смысл названия рассказа)

- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеет нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом наш разговор на уроке.

III. Актуализация знаний учащихся. Аналитическая беседа по материалам первого урока.

Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?

IV. Анализ рассказа.
- Как проявляется характер героя в мирное время? В чем видит А. С. свое счастье в довоенной жизни? (Не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.)

Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? (Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.)

– Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? (У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой - вот что главное. В душе - один из источников победы.)

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

Плен. Эпизод в церкви

С какой целью ввел Шолохов описание плена? (Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели.).

В каких эпизодах характер героя проявляется с наибольшей силой? Рассмотрим их подробнее.

Какое значение имеет эпизод «В церкви»? (раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.)

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене?

– Какая жизненная позиция ближе всего Соколову? (В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.)

Зачем,по-вашему, автор вводит в рассказ образ предателя? (1. Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека.
2. Он принял смерть от рук тех, чьи жизни хотел отдать врагу во имя своего спасения.
3. Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.)

Эпизод в лагере. Иллюстрация: в плену.

Военнопленный Соколов, лагерный номер 331, идет по вызову, готовясь к смерти. А можно ли подготовиться к смерти, привыкнуть к ней?(К смерти нельзя привыкнуть, к ней нельзя подготовиться. Но принять ее можно по-разному, в зависимости от того, есть ли у человека характер, так называемый стержень. Сила Соколова в любви и гордости за свою Родину, за русского человека.)

- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? (Подчеркивает его моральную стойкость.)

Что мы узнали о Мюллере как человеке? (зачитать)

Почему комендант Мюллер "великодушно" подарил Андрею Соколову жизнь?

Дороги ли нам его слова?

Таким образом, диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)
– Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

Иллюстрация: Прощание с семьёй.

Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен.

– Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души ». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах...
«Словно присыпанные пеплом» – то есть какие, какого цвета?

– А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла? (Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? (Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)
– Произошло ли это с Андреем Соколовым? (Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

V. Динамическая пауза.

Просмотр отрывка из кинофильма С.Бондарчука «Судьбы человека» Встреча с Ванюшкой.

VI. Анализ рассказа.

Иллюстрация: С Ванюшей

– Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши? (Две сироты, жизни которых искорежены войной)
– Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («Светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)
– Каково цветовое значение этого образа? (Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко-жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)
– Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд? (Показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).
– Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.
– К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
– А теперь давайте еще раз обратимся к началу рассказа. С чего Шолохов начинает произведение? (С описания природы )
– Представьте себе эту картину. Какие цвета противопоставлены в описании? (мертвенно-белый, снежный цвет зимы и живой бурый, грязно-желтый, серый цвет ранней весны)
– Символом чего является такое противопоставление? (Как на смену зиме с белой холодностью приходит теплая, пусть пока не праздничная, но весна, так жизнь побеждает смерть).
– Какое небо рисует автор в начале рассказа? (Синее, с проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками).
– О чем свидетельствуют эти детали? (О наступающем мире, об ощущении умиротворенности и покоя)
– В рассказе описаны трагические события, но все-таки здесь находится место горячему, яркому, солнцу. Подтвердите это примером из текста. Почему Шолохов несколько раз повторяет слова о солнце? (Всё больше и больше солнца, блеска, тепла даруется героям рассказа. Всё больше и больше мира проникает в их душу. Жёлтый солнечный цвет символизирует наступающее счастье)
– Таким образом, описание природы, данное в начале повествования, является ключевым для понимания смысла произведения. Но, что интересно, значимость этой пейзажной зарисовки мы понимаем только, закончив чтение.
– А теперь обратимся к заключительному эпизоду рассказа.
– Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы – человек несгибаемой воли)
– Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой? (Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

Согласно концепции Шолохова, человек есть песчинка, травинка на ветру, дрожащий листок, прижатый к ветке, именно такие метафоры использует писатель в рассказе, описывая героев.
– А что такое судьба?

Словарная работа : Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.
V II . Реализация индивидуального домашнего задания.

Мы живем в мирное время, но не всегда спокойно на российской земле. Именно сейчас необходимо заново осмыслить величие подвига тех, кто выстоял войну. Это не только солдаты на фронте, это и мальчишки, которые стояли у станков, и деревенские женщины, которые кормили армию и страну, и люди, подвиг которых мог заключаться в том, чтобы просто оставаться людьми в нечеловеческих условиях оккупации. Дома по желанию вы должны были подготовить сообщение о судьбе вашего родственника или односельчанина.

V III Подведение итогов урока

– Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе - живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни.

IX Домашнее задание.

Сочинение на тему «Война в судьбах наших соотечественников»