Сочинение по картине Фирсова Ивана «Юный живописец. Сочинение по картине «Юный живописец» Фирсова Иван фирсов юный живописец картина

Картина Ивана Фирсова «Юный живописец» принадлежит к числу самых ранних, но уже совершенных образцов русского бытового жанра.
Сюжет этой картины незамысловат. В просторной, залитой ровным светом мастерской сидит перед мольбертом мальчик-художник и с увлечением пишет портрет девочки. Взрослая женщина, мать или старшая сестра, уговаривает маленькую натурщицу сидеть спокойно и сохранять позу. У ног художника стоит раскрытый ящик с красками, на столе - обычный реквизит живописной мастерской: мраморный бюст, несколько книг, манекен из папье-маше, изображающий человеческую фигуру.
Сценка, написанная Фирсовым, кажется выхваченной из жизни. Художник искусно передает непринужденную естественность поз и движений.
С меткой наблюдательностью, свойственной подлинному реалисту, изображены спокойная и ласковая строгость матери, лукавство и нетерпение маленькой натурщицы, самозабвенное увлечение юного живописца. Правдивая верность характеров и создает то чувство поэтического очарования, которым проникнута вся картина.
По уровню художественного мастерства картина Фирсова принадлежит к числу самых совершенных произведений русской живописи XVIII века.

Вполне очевидно, что Фирсов - первоклассный художник, безупречно владеющий средствами живописного выражения. Его рисунок отличается свободой и точностью; пространство, в котором развертывается сцена, построено с безукоризненным умением, в композиции не чувствуется никакой нарочитой схемы, она естественна и вместе с тем ритмична. Особенной поэтической выразительностью наделен колорит картины, с его розово-серой, серебристой гаммой, так хорошо передающей душевную атмосферу героев Фирсова.
По своему содержанию, замыслу и изобразительной форме «Юный живописец» не встречает аналогий в русском искусстве XVIII столетия.
Развитие жанровой живописи в XVIII веке шло замедленным темпом. Она почти не имела спроса среди заказчиков и не пользовалась покровительством Академии художеств. Среди русских художников были специалисты по портрету, по исторической живописи, были декораторы и к концу столетия появились пейзажисты, но не было ни одного мастера, который целиком посвятил бы себя бытовому жанру.
Такое положение вещей сложилось, разумеется, отнюдь не случайно. Пренебрежение к бытовой тематике характерно для придворной и дворянской культуры. Известно, что Людовик XIV распорядился снять со стен Версальского дворца картины великих голландских жанристов, назвав их «уродцами». Успехи бытового жанра в мировом искусстве XVIII века непосредственно связаны с развитием буржуазной идеологии и подъемом общественной и политической роли третьего сословия. В русской действительности елизаветинского и екатерининского времени не было условий для расцвета жанровой живописи, поскольку руководство культурной жизнью страны полностью оставалось в руках дворянства. Бытовая тематика, обращенная к живой современности, противоречила официальным художественным установкам с их требованием «возвышенного» и «героического» в искусстве. К «высокому» искусству не причислялся даже портрет, столь необходимый в дворянском быту и развивавшийся вопреки официальному непризнанию. А бытовая живопись занимала самое последнее, низшее место в иерархии жанров, разработанной академическими теоретиками.
Этим объясняется крайняя малочисленность бытовых картин в русском искусстве XVIII века. Примечательно, однако, что количественный недостаток в полной мере возмещается необыкновенно высоким художественным качеством того, что было сделано русскими мастерами в области жанра. В чем разгадка этого удивительного явления? Не в том ли, что произведения на презираемые дворянским обществом бытовые темы создавались художниками «для себя», со всей искренностью, возникающей из внутренней потребности творчества, без оглядок на вкусы заказчика и официальные требования Академии?
В коротенький список русских художников XVIII века, работавших в области бытового жанра, входят, кроме Фирсова, портретист М. Шибанов с картинами «Крестьянский обед» и «Празднество свадебного договора» и исторический живописец И. Ерменев, автор удивительной по силе акварельной серии, посвященной изображению русских крестьян.
Фирсов со своим «Юным живописцем» занимает хронологически первое место в этом списке. О судьбе и дальнейшем творчестве художника до нас не дошло почти никаких сведений. Имя этого мастера появилось в истории русского искусства и заняло в ней почетное место, в сущности, совсем недавно.
В XIX веке «Юный живописец» числился работой А. Лосенко и даже имел его поддельную подпись «А. Losenko 1756». Правда, уже в начале XX века специалистам-искусствоведам было вполне ясно, что картина не имеет ничего общего с творчеством Лосенко. Но ее авторство оставалось гадательным. Высказывались разнообразные предположения, клонившиеся к тому, что автора этой картины следует искать среди западноевропейских мастеров. Было даже названо имя известного немецкого гравера и живописца Д. Ходовецкого. Но в 1913 году по инициативе И. Грабаря подпись Лосенко была удалена и под ней обнаружилась - подлинная, написанная по-французски «I. Firsove».
Архивные документы свидетельствуют, что русский художник Иван Фирсов, декоратор императорских театров, жил и работал в Париже в середине 1760-х годов. Можно предполагать, что и «Юный живописец» был написан в Париже: на это указывает, в частности, нерусский облик персонажей картины.
Сохранилась еще одна работа, подписанная Иваном Фирсовым, - декоративное панно «Цветы и фрукты», датированное 1754 годом и некогда украшавшее Екатерининский дворец. Но в этой работе, грубоватой и ученической, трудно найти сходство с виртуозной живописью «Юного живописца». Известно также, что в 1771 году Фирсов исполнил ряд икон и декоративных росписей, которые до нас не дошли. «Юный живописец» остается одиноким в творчестве замечательного русского мастера. По-видимому, Фирсов был наиболее одарен как раз в той области искусства, которая так мало могла найти применения в русской действительности второй половины XVIII века.

И немного о биографии художника...
Считается, что Иван Фирсов родился в 1733 году. Отец и дед его были художниками. Пятнадцати лет, по императорскому указу, он отправился, вместе со столярами, резчиками и позолотчиками, в Петербург участвовать в украшении города по случаю бракосочетания наследника престола - будущего Петра III с немецкой принцессой - будущей Екатериной II. Фирсов выполнял "золотарные работы", однако быстро обратил на себя внимание художников.
В 1747 г. он находится уже в "живописной команде" Канцелярии от строений и работает под руководством И. Я. Вишнякова и Д. Валериани.
В 1759 г. Фирсов становится придворным живописцем наследника Петра Федоровича, едет в Ораниенбаум, пишет декорации к оперным постановкам и оформляет некоторые дворцовые интерьеры.
В 1762 г. Фирсова зачисляют в ведомство Дирекции императорских театров, с которым он будет связан до конца своей деятельности.
Его талант был отмечен, и по личному указанию Екатерины II, будучи уже одним из известных русских художников, он был отправлен «в чужие краи на два года для лучшего живописной и театральной науке обучения».
В 1765 г. художник оказался в Париже, в в поразившей его атмосфере свободы, независимости, почтительности.Фирсов пробыл в Париже лишь два с небольшим года. Он нередко терпел "крайнюю нужду", так как деньги из России во Францию поступали с большими задержками.
Тяжело сложилась судьба художника по возвращении в Россию. Работа театрального декоратора - за мизерное жалованье, без выходных и праздников, под началом третьестепенных иностранных художников - вконец истощила его здоровье. В 1784 г. он заболел тяжелым психическим расстройством, и никаких сведений о его дальнейшей судьбе не сохранилось.

Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери.

Лить слёзы о лете ушедшем не надо,
Оно непременно вернётся в наш город -
В осенней поре тоже много отрады.
Сентябрь шагает, прекрасен и молод.

Все знают, что он настоящий художник,
Умеет пейзажи писать и портреты.
В друзьях у него: тёплый ласковый дождик,
Рассветы, закаты, певцы и поэты.

Он юн и беспечен, в природу влюблён он,
Немного наивен, как многие дети.
Раскрасить мечтает понурые кроны
В багрянец и золото в память о лете...

Долгое время числящаяся как "картина неизвестного художника", только в двадцатом веке картина получила имя настоящего своего создателя.
Им оказался Фирсов И.И.
В восемнадцатом веке., когда была создана эта картина Академия художеств не признавала жанровой живописи. Только изображения богов и героев древностей могло быть выставлено как "достойное полотно".
А Фирсов И.И. рисовал декорации к первым операм, оформлял пышные праздники.
Сюжет картины прост и незамысловат. Юный художник рисует девочку, в своей мастерской, которая вся занята предметами искусства. Окно, занавешенное богатой зеленой бархатной шторой, показывает нам, что действие происходит в богатом поместье. В углу стоит мраморный бюст прелестной девушки, на стене, за ним висит портрет, но это не парадный портрет, видно., что это портрет женщины с гитарой, может быть,даже работы самого юного дарования. Иначе бы он висел в парадных комнатах вельможи. Еще одна картина висит рядом, но что изображено на ней разобрать невозможно. Рядом стоит манекен для того, чтобы одевать на него пышные платья дам того времени, чтобы художник мог без помех нарисовать все его складки, рюши и банты.
На переднем плане сам живописец. Он сидит за мольбертом, на котором укреплена картина, над которой он трудится. На картине изображена девочка, которая сидит тут же.
Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери. Молодая женщина, в платке на голове, одета в красно-полосатое платье с белой юбкой. Женщина в положении, ей тоже тяжело стоять, но, она понимает важность момента и успокаивает дочку.
Прелестная жанровая картина показывает нам мастерскую художника в давно прошедшие времена и мы хотели бы, чтобы юноша получил признание, равное его таланту.


Картина «Юный живописец» была написана в восемнадцатом веке, когда жанровая живопись не пользовалась популярностью и не признавалась Академией художеств. Долгие годы не было установлено авторство полотна. И лишь в двадцатом веке доподлинно стало известно, что это творение русского художника И.И. Фирсова, который занимался оформлением спектаклей, в том числе первой русской оперы «Мельник-колдун, обманщик и сват», пышных празднеств, устраиваемых вельможами.


Картина проста и незамысловата. Картина проста и незамысловата. Юное дарование, художник, рисует портрет. Натурщицей ему служит такая же юная особа. Девочке трудно усидеть на месте. Ее глаза горят озорством и лукавинкой. Ей хочется соскочить и посмотреть, что же делает мальчик за мольбертом. Но строгая мама грозит ей пальцем, призывая к терпению и усидчивости. И девочка, сдерживая свой порыв, прижалась к матери. А юный художник так увлечен своим творчеством, что не замечает ничего, кроме своего творения.


На полу рядом с ним стоит ящик с красками. Слева от него скульптура и бюст, на стене размещены картины. Комната ярко освещена солнечным светом, падающим из окна. Яркая зеленая штора завершает убранство комнаты. На полу рядом с ним стоит ящик с красками. Слева от него скульптура и бюст, на стене размещены картины. Комната ярко освещена солнечным светом, падающим из окна. Яркая зеленая штора завершает убранство комнаты.


Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней. Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней.


И.И. Фирсов с удивительным мастерством «загромождает» свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность. И.И. Фирсов с удивительным мастерством «загромождает» свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность.


1. Картина И.И. Фирсова – один из лучших образцов бытового жанра. 1. Картина И.И. Фирсова – один из лучших образцов бытового жанра. 2. Описание картины. А) сюжет картины Б) описание персонажей В) изображение художественной мастерской Г) цветовая гамма 3. Мастерство художника.


Интерьер – внутреннее пространство помещения Интерьер – внутреннее пространство помещения Манекен – деревянная кукла для изображения человеческих поз художником Мольберт – подставка для холста на подрамнике Палитра – тонкая дощечка для смешивания красок Цветовая гамма – подбор красок для картины


Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал; Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал; Картина, художественное полотно, произведение искусства, бытовая зарисовка; Художник, живописец, Иван Фирсов; Юный художник, молодой живописец; Девочка, натурщица, маленькая озорница.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

Сочинение (в том числе миниатюра) оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за умение в рамках продуманной композиции раскрыть тему и выразить главную мысль (реализовать свой замысел), а также за умение правильно и уместно использовать с этой целью соответствующие языковые средства; вторая – за соблюдение языковых норм.

Схема оценивания может быть следующей: Л – Ф – Р, где Л – логические ошибки, Ф – фактические, Р – речевые ошибки и недочёты; І – ν – Г, где І – количество орфографических ошибок, ν – количество ошибок пунктуационных, Г – грамматические ошибки. При проверке учитель также обращает внимание на нарушения последовательности в изложении содержания, на соответствие всех частей сочинения теме и задаче выражения главной мысли и на полноту раскрытия темы. При анализе речевого оформления работы учитываем разнообразие и выразительность использованных языковых средств и грамматического строя речи, стилевое единство сочинения.

Тема. Подготовка к сочинению по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец».

Цели урока: 1)развивать умение описывать произведение живописи;

2) формировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению;

3) добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

I . Подготовка к сочинению (рассмотрение картины, составление плана).

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова – один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных образцов бытового жанра.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счет и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и в Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во времяего пребывания в Париже.

Попросим пятиклассников вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений. Пятиклассники могут назвать пейзажи А. А. Рылова («Полевая рябинка»), В. Д. Поленова («Осень в Абрамцево»), портреты М. А. Врубеля («Царевна-Лебедь»), В. Л. Боровиковского («Портрет Е. Н. Арсеньевой») и др.

Обратим внимание учащихся на то, что сейчас перед ними картина, которая относится к жанру, с которым ученики ещё незнакомы, -- к жанру бытовому. Расшифруем для пятиклассников это понятие. Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый отражению событий и сценок из повседневной жизни. Предложим ребятам рассмотреть и описать бытовую зарисовку И. И. Фирсова.

Прежде всего попросим пятиклассников изложить сюжет художественного полотна и постараемся добиться чёткого его определения. Ответ может быть примерно следующим.

И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

После этого вырабатываем умение более подробно описывать расположение фигур в художественном пространстве, а также выражение лица каждого из персонажей картины.

Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд его сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но молодой человек этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.

Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно так долго сидеть без движения, она послушно сложила ручки, но на личике её играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную и ласковую строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.

Мастерская живописца залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от художника. Художник установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтобы игра света и тени не мешала созданию портрета.

На заднем плане картины – обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене – две картины.

В картине «Юный живописец» художник одновременно сумел передать прелесть обыденной, повседневной жизни и поэтическое очарование процесса свободного творчества.

Молодой художник, изображённый за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринуждённы, выражения лиц естественны и сообразны с тем моментом, в который они запечатлены. Вместе с тем основной темой картины можно считать творческий процесс, и создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника-главного персонажа картины.

Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. И. Э. Грабарь так писал о мастерстве художника: « Фирсов пишет свободно и мягко... Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине.
Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней».

II . Составление плана.

План полезно будет составить совместно. Он может быть примерно следующим.

I . Картина И. И. Фирсова «Юный живописец» – один из лучших образцов бытового жанра.

II . Описание картины.

1. Сюжет картины.

2. Персонажи произведения живописи.

3. Изображение художественной мастерской.

4. Цветовая гамма.

III . Мастерство художника.

III . Словарная работа.

1. Определение лексических значений малознакомых слов.

Интерьер – внутреннее пространство какого-либо помещения.

Манекен – деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз.

Мольберт – подставка, на которой помещается холст на подрамнике, или доска для работы художника.

Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, которая служит художникам для смешивания красок.

Цветовая гамма – подбор красок для картины.

2. Лексический анализ данных в упр. 336 словосочетаний.

Читаем словосочетания и определяем возможность их использования в сочинении.

3. Запись словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины для характеристики её персонажей и интерьера изображённой художественной мастерской.

Памятник русской жанровой живописи, шаловливая и непоседливая натурщица, ящик с красками, сосредоточенный взгляд, охвачен вдохновением, самозабвенно и увлечённо творит, лукавая улыбка, искусно передать, спокойная и ласковая строгость, терпеливо объяснять, залита ровным светом, льётся из окна, развернуться к окну, откинуть голову, игра света и тени, атрибуты художественной мастерской, мраморный бюст, манекен, прелесть обыденной, повседневной жизни, поэтическое очарование, процесс свободного творчества, непринуждённые позы, поэтическая атмосфера, серо-розовая гамма.

4. В сильном классе можно предложить учащимся изложение или свободный диктант по высказыванию И. Э. Грабаря и обсуждение этого высказывания.

Д. з.: сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец» (упр. 336).