Сочинение по картине В. Васнецова «Алёнушка. В. М. Васнецов "Алёнушка" Изложение аленушка в м васнецова

Цели: формировать умение составлять текст – описания по картине, умение использовать в сочинении образные средства, сравнения, эпитеты, олицетворения; научить читать картину, выделять микротемы в описании; учить составлять план и придерживаться его при написании связного текста.

Материал к уроку: картина В.М. Васнецова “Аленушка”; у каждого ученика стихотворение М. Пожаровой “ Девочка в лесу”; толковые словари; портрет самого художника В.М. Васнецова.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовительная работа.

– Ребята, недавно мы с вами побывали в Государственной Третьяковской галерее. Давайте вспомним с творчеством какого художника мы познакомились? (В.М.Васнецова)

– Что нового узнали о художнике? (Написал много картин на исторические темы и сказочные сюжеты, художник – передвижник.)

– Кто помнит, какие картины он написал? (Баба-Яга, Богатыри, Иван царевич на сером волке, Аленушка)

– Перед вами на партах лежит стихотворение. Прочитайте его.

(Один ученик читает вслух.)

Девочка в лесу.

“О чем ты плачешь, девочка,
В задумчивой глуши,
У озера, где зыблются
Седые камыши?

Зачем слезинки вспыхнули
И льются на траву!” –
“Я жду к себе русалочку,
Зову ее, зову!

Никто не откликается, –
И скучно мне одной!
Вокруг так неприветливо
И лес такой пустой.

М. Пожарова

– Какие слова по лексическому значению вызывают трудности? (Глушь, зыблются.)

– К какому словарю обратимся, чтобы найти значение этого слова? (К толковому.)

(Два человека зачитывают значение этих слов по словарю.)

– К героине какой русской народной сказки можно отнести эти строки стихотворения? (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)

– На уроках чтения мы читали эту сказку. И как все сказки – эта сказка с благополучным концом. Добро победило зло. Дома вы нарисовали портрет Аленушки. (Оформлена выставка детских рисунков.)

– Какой вы себе представляете Аленушку из сказки? Выберите из всех рисунков те, которые соответствуют словесной характеристике героини.

– Как вы представляете себе облик девочки в тот момент, когда случилась беда?

3. Рассматривание картины. Беседа о картине.

– А вот художник В.М.Васнецов по-своему увидел эту героиню.

И сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине “Аленушка”, наша задача описать главную героиню картины и передать ее настроение.

– Давайте внимательно рассмотрим эту репродукцию. (Дети смотрят.)

– Кого мы видим в центре картины? Почему художник изобразил героиню на переднем плане картины?

– Где находится наша героиня? (Она сидит у озера на камне.)

– Опишите ее внешний вид. (Худенькая, босая, волосы сбились в беспорядке и т.д.)

– В какой позе изобразил ее художник? Почему? (Сидит сжавшись в комочек, обхватив колени руками, опустив голову.)

– Как вы думаете, о чем грустит героиня? (О братце, который превратился в козленочка.)

– Аленушка – сиротка. У нее нет родных, никто ее не пожалеет и никто ей не поможет. Вот она и пришла сюда в лес к озеру, посидеть и погоревать в одиночестве. Художник показывает душевную красоту Аленушки. Люди не жалеют сиротку, а вот природа ей словно сочувствует и грустит вместе с ней.

4. Выявление основных микротем.

– Опишите, что вы видите на заднем плане картины? (Лес.)

– Какой лес? (Густой, темный, таинственный, загадочный)

– Что изобразил художник на переднем плане? (Озеро.)

– Какое озеро? (Темное, глубокое, печальное, холодное.)

– А какое время года изобразил художник? (Осень.)

– Как вы догадались? (По воде плавают желтые листья, c деревьев опадает листва.)

– Виктор Михайлович не случайно выбрал это время года. Ведь осень – грустная пора. Природа грустит вместе с Аленушкой. Природа помогает нам понять состояние девушки. Лес темный и на душе Аленушки темно. В лесу нет, ни единого лучика и на душе Аленушки нет ничего радостного и светлого.

– Посмотрите, внимательно, кто-то еще грустит вместе с Аленушкой? (Это птички.)

– На березке сидят ласточки, смотрят на Аленушку, сочувствуют ей, но ничем помочь не могут, скоро они должны покинуть родные края. Ласточка – это символ дружелюбия к добрым людям.

– Какое настроение вызывает картина? (Грустное, печальное.)

– Мы с вами уже не раз писали сочинения – описания, какие признаки его вы знаете?

5. Составление плана сочинения.

– Давайте подумаем о чем будем писать в каждой части. С чего начнем сочинение?

– Что будем описывать в основной части?

– О чем напишем в концовке?

(На доске появляется план:

  1. Вступление.
    Художник В.М.Васнецов и картина “Аленушка”.
  2. Основная часть.
    Образ Аленушки. Описание леса. Описание озера и т.д.
  3. Заключение.
    Наше отношение и отношение художника к героине.)

6. Составление устного рассказа по плану.

– Какие слова можно использовать при описании леса?

– А подойдет ли выражение: “Лес, точно терем расписной, зеленый, золотой, багряный?” (Нет. Изображена не яркая золотая осень, а серый осенний вечер.)

– Какие слова будете использовать при описании неба? (Серое, осеннее, пасмурное.)

– При описании озера? (Холодное, темное, печальное.)

– Вы знаете, что сочинение можно начать с эпиграфа. Им могут быть слова из песни, стихотворения, пословицы.

Посмотрите на стихотворение М. Пожаровой, какие строки подойдут к эпиграфу?

– Что отражает эпиграф? (Главную мысль.)

(Дети зачитывают строки, которые подойдут к эпиграфу.)

– На доске слова, которые помогут вам при написании сочинения.

Слова для справок: замечательный русский художник, передо мной, не подвижно, сж авшись в ко мочек, о бня ла ко лени, пе чалится , спутанн ые, свеши ваются , си рота, порванн ое, со чув ствуют, на стро ение, мрачное, пе чальное.

– Найдите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

– Назовите словарные слова.

– Найдите и назовите слова с удвоенной согласной.

7. Письменное сочинение по картине.

(После окончания работы дети перечитывают сочинение по слогам. Около понравившейся части ставят (!). Несколько ребят зачитывают свои работы.)

8. Итог работы.

Понравилась ли картина, какие она вызвала чувства?

Молодцы! Хорошо потрудились! На уроках русского языка мы проходили тему “ Местоимение”. Дома из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” выписать 3 местоимения и разобрать их как часть речи.

Аленушка

Создание картины «Аленушка» было окончено в 1881 году. Она является одной из многих известных работ автора. Известная картина написанная по сюжету сказки о «Сестрице Аленушке и братце Иванушке». Работа исполнена маслом. Героиней картины была простая деревенская девушка из Ахтырки.

По центру картины мы видим на большом камне молодую, красивую девушку, что сидит, подогнув под себя ноги. Опустив голову на колени, одинокая девушка смотрит в глубокое озеро печальными глазами сиротской доли. В глазах девушки отображается боль и грусть. Все ее мысли о братце Иванушке, что потерялся. Хотя девушка совсем юная, но взгляд достаточно взрослый. Художник создал точный психологический портрет героини и сумел сделать ее образ понятным.

Одежда девушки простая и скромная, что было типично для простых христианских семей. Старая черная юбка с цветами, кофточка и босые ноги что говорит о бедности девушки. Темные тона в которых выполнена работа, контрастируют с румянцем простой девушки.

Начало осени это время года, что изображено на картине.Об этом свидетельствует опавшая листва на воде темного и глубокого озера. Поверхность воды гладкая из которой прорастает осока. Создатель картины настолько реалистично передал ту грусть и боль девушки. Что это чуствует даже природа. Густой и неприветливый лес на заднем фоне, хмурится осеннее небо. Картина создает такое ощущение, будто все замерло вокруг, не шелохнется ни одна веточка.

Только стайка ласточек, которые несут позитив и приятные ощущения.

С помощью красок создатель добивается нужного впечатления. Общий тон картины неяркий, преобладают зеленые, серые цвета.

Художник пытался понять, выразить русский дух и ему это удалось.

Эта картина у каждого человека вызывает чувство жалости и печали.

Сочинение описание картины Аленушка Васнецова

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка», встречается мне далеко не впервые. Эту иллюстрацию я помню с младенческого возраста, когда родители читали мне увлекательные сказки и показывали картинки из книжек. Это изображение я лицезрела на многих выставках на ряду с работами мирового значения. Картина «Аленушка» была частым гостем в книгах с русскими сказками, она стала настоящим символом русской народной сказки.

Такая популярность не вызывает особого удивления, ведь полотно написано выдающимся мастером, который определенно заслужил такую популярность.

Виктор Михайлович Васнецов, родился 15 мая 1848 года в семье с говорящей, древне русской фамилией. Обучался в духовном училище и конечно брал уроки рисования, кстати говоря, его младший брат пошел по стопам старшего и тоже стал художником, но не обрел такой популярности, как Виктор. Уже в 1893 году Васнецов стал полноценным членом Академии Художеств. Он внес несравнимый вклад в развитие всего русского искусства, а в особенности живописи, так как являлся непревзойденным живописцем, мастером кисти.

Картина «Аленушка», была создана в 1881 году, но до начала работы над картиной, художник написал ряд этюдов, на которых были изображены лесные пейзажи, а уже в итоговом варианте, он будто соединил их воедино и добавил девушку. Получилось прекрасное, сказочное полотно. На заднем плане можно заметить раскидистый дремучий лес, который одновременно манит, но и наводит жуть своей чернотой и непроходимыми елями, на переднем плане мы видим водоем, на котором вальяжно плавают уже пожелтевшие листики, что говорит о приближении осени.

На побережье спокойно лежат великаны-валуны, и на одном из них сидит юная девушка, она склонила голову на колени и смотрит печальным взглядом на воду. О чем она думает? О своем женихе? О братце Иванушке? Или о злой бабе-яге, которая подстерегает ее? Каждый додумывает свою историю, сочиняет свою собственную волшебную сказку. Можно обратить внимание на небольшие березки, растущие на берегу, они говорят о том, что это русская земля и только русская, что Аленушка простая русская девушка со своим богатым духовным миром.

Любоваться этим произведение искусства можно бесконечно, в любом случае оно вызывает много размышлений и у взрослого и у ребенка, позволяет заглянуть за кулисы известных сказок, разбудить в себе дремлющий русский дух.

5 класс, 6 класс

Сочинение рассуждение по картине

Она такая грустная и несчастная! И даже так, красивая.

У Алёнушки рыжие волосы. Темный сарафан с цветами, белая юбка под сарафаном и светлая кофта. Не похоже, чтобы это была праздничная одежда… И вообще, картина веселой совсем не выглядит. Цвета тёмные, девушка печальная. Вокруг неё чаща, а сидит она над темной водой – над омутом. Печалится, думает всякое.

Страшно, что она так и бросится с тоски в омут этот. Жаль было б её, ведь она такая красивая. Ей бы парня найти, а не грустить так уж тут.

Она как принцесса в мультфильмах. Но это и есть сюжет сказки. Она грустит из-за своего глупого брата. Он попал, конечно, в какую-то переделку очередную, а ей его выручать. По-моему, он выпил из лужи! Ну, выпил глупый грязной воды (с микробами) вот и отравился. Практически в больницу попал! В сказке это называется – «стал козлёнком». А пил он из лужи, которая была по форме похожа на след от копыта козлиного.

Кстати, а у всяких бесов тоже ведь козьи отпечатки! Не без проделок злых духов тут и темных сил. Вот и сидит Алёнушка, и плачет. Как теперь с таким братом жить? А если его кто зажарит?!

На картине осень. Рядом с героиней даже небольшие деревья – елочки и березки. Они похожи немного на неё. На поверхности воды осенние желтые листья. Небо серое, дождевое. Вот-вот ливень хлынет!

Не сидела б тут Алёнушка, а то промокнет, заболеет. Что над таким глупым братом-то плакать?

Когда она его расколдует, а она точно это сделает, даже если нужно пройти сотню испытаний, то она его ещё и простит. Не станет эта добрая девушка его ругать, а пожалеет. И после ни разу не вспомнит о его таком глупом поступке. А в итоге он опять во что-нибудь попадёт. А ей опять вытаскивать его!

А ведь, правда, почему не рискнуть? Если за тебя горой старшая сестра встанет, вытащит из любой беды.

Над Алёнушкой на ветке птички. Вот бы они, как в мультфильме, подсказали ей, как не быть такой доброй!

Конечно, сейчас надо брата выручить, хорошо. Можно списать на возраст юный такое поведение его. Но после пусть сам за себя отвечает! Чтобы не вырос совсем уж козленком.

  • Сочинение по картине Пластова Жатва 6 класс (описание)

    Пластов на своей картине Жатва изображает старичка в окружении молодых ребятишек, которые прервались от работы, чтобы перекусить. Возможно, они из одной семьи или просто из одной деревни и ребятишки помогают делать покос взрослому.

  • Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

    Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина Поединок на Куликовском поле. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику.

  • Сочинение по картине Бродского Летний сад осенью 7 класс (описание)

    Богатая, яркая и в то же время грустная и унылая - это осенняя пора. Но, несмотря на это прекрасная пора года так и манит художников – рисовать ее. Много осенних картин написал и русский художник - Исаак Бродский

  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 класс

    На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец - место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.

  • Сочинение по картине Щербакова Русь Подмосковная (описание)

    Картина русского живописца Щербакова «Русь подмосковная» - одна из самых известных его работ. Она является, простой и в то же время точно отражает дух своего народа.

Образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Алёнушка» написана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.

Рассматривание картины

  • - Какой вам представляется Алёнушка? Отличается ли ваше представление об Алёнушке от представлений художника? (Нет, художник изобразил героиню, наверное, в тот момент, когда братец превратился в козленочка. Алёнушка очень грустна и печальна).
  • - Что вы можете сказать о названии этой картины? (Оно напоминает русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
  • - Верно. Замысел картины навеян русской народной сказкой. «Я всегда жил и живу Русью», - говорил о себе В.М. Васнецов. Детство художника прошло среди крестьян. Он хорошо знал жизнь народа, поэтому в картине В.М. Васнецова нашла отражение не только сказка, но и сама действительность.

Комплексный анализ картины под руководством учителя

Какое впечатление производит картина?

Какие чувства она вызывает?

Описание Алёнушки

Кого вы видите в центре картины?

Почему Васнецов изобразил Алёнушку в центре, на переднем плане картины? (Художник хочет, чтобы мы сразу на неё обратили внимание, она - главный персонаж в этой картине)

Где находится Алёнушка? (Она сидит на камне у озера)

Опишите позу девушки. (Алёнушка одиноко сидит у озера на сером холодном камне, обхватила колени рук, согнулась, положила голову на сцепленные руки)

Почему она приняла такую позу? (Она печально смотрит на воду, думая о чём-то грустном. Она пригорюнилась, поникла)

Какое у Алёнушки настроение? (Печальное, безотрадное, мрачное, унылое, безрадостное, сокрушённое, тоскливое, грустное, подавленное; она задумалась)

Как вы думаете, в чём причина печали Алёнушки? (У неё случилась беда; она грустит о братце, у неё тяжёлая безрадостная судьба, она осталась одна)

Какими словами можно охарактеризовать горе Алёнушки? (большое, великое, безутешное)

С помощью чего художник показал, что у неё безрадостная судьба? (Поношенные вещи, рваный обветшалый сарафан, старая, поблекшая от времени голубая кофта, на ногах нет обуви)

Как Виктор Михайлович относится к своей героине? (Он её любит, жалеет. Лицо показано добрым, обаятельным. Это душевная, сердечная девушка)

С помощью каких художественных приёмов художник привлекает внимание к лицу Алёнушки? (Он его сделал светлым, а вокруг всё тёмное)

Описание природы

Что можно сказать о природе, окружающей Алёнушку?

Опишите всё, что вы видите на переднем и заднем плане.

Какое время года изображено на картине?

Какие детали об этом свидетельствуют? (Желтые листья затаились на водной глади, берёзки усыпаны жёлтыми листьями, тоненькие трепетные осинки застыли в безмолвном молчании, серое мрачное унылое небо)

Как выдумаете, почему художник выбрал осень? (Осень - грустное, печальное время года. Природа увядает, умирает. Это вызывает грусть.)

Художник показывает, что природа грустит вместе с бедной девочкой.

При помощи каких средств художник показал это? (Молодые тонкие берёзки притихли. Осинки согнулись и склонили свои ветви к воде, кое-где поникли листья осоки)

Кто ещё на картине сочувствует горю Алёнушки? (Птички)

Почему вы так думаете? (Если бы им было весело, они бы летали, резвились, а на картине они изображены сидящими рядом с Алёнушкой, как бы внимают её тоске, но ничего не могут поделать)

Какие краски художник использует, чтобы создать печальное, безутешное настроение? (Холодные тона, мрачные краски создают грустное впечатление)

Обобщите сказанное. (Сильный ученик)

Поза девушки, выражение её глаз, одежда, время года, тёмный лес, серое небо, холодные безрадостные тона картины вызывают печальное, грустное настроение.

Отношение к картине

Выскажите своё отношение к картине, к Алёнушке? (Картина выражает печаль, главную героиню хочется пожалеть, образ Алёнушки вызывает сострадание)

Какое отношение к Алёнушке у Васнецова? (Он любит свою героиню и сострадает ей)

Да, художник очень любил этот образ. Он постарался взволновать зрителя образом простой, бедной, но обаятельной девушки. Эта картина вызывает чувства волнения и тревоги, сострадания и грусти. Она никого не оставляет равнодушным, заставляет нас грустить вместе с героиней.

Творчество выдающегося живописца конца XIX - начала XX века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. В начале своей творческой дея­тельности художник писал картины бытового жанра: «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался орнаменталь­ным искусством, был архитектором. Но основным направлением в его творчестве стало былинно-историческое. Живописец создал такие полотна, как: «Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр - самолёт» и другие. Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского народа. Впоследствии критики стали назы­вать В. М. Васнецова «истинным богатырём русской живописи».

Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Живопис­ца не оставил равнодушным образ бедной трудолюби­вой девушки, оставшейся сиротой вместе с маленьким братом. Героиня живописного произведения распо­ложена в самом центре картины. Одетая в простое старое цветастое платье, она одиноко сидит на сером большом камне, обхватив руками свои босые ноги. Её голова с растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. У девушки доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот. Необъятная тоска читается во всём её виде. Наверное, главная героиня в этот момент ду­мает о своём братике, превратившемся в козлёночка, не знает, как помочь ему в этом безутешном горе, её сердце переполняется печалью и тревогой.

Алёнушка изображена живописцем на фоне пей­зажа ранней осени. На переднем плане картины - неподвижная водная гладь, по которой, как лодоч­ки, плывут жёлтые листья. В зеркале реки видно отражение Алёнушки, сидящей на камне.

Высокие стебли камыша с тонкими листьями жи­вописно расположились в озере и покрыли почти весь берег. За девушкой виднеются невысокие берёз­ки и осинки, листья которых уже начали покрываться жёлтой краской и дрожат на ветру. На одной из веток сидит стайка птиц. Они не перелетают с ветки на ветку и не поют весёлых песен. На заднем плане густой стеной расположились вечнозелёные лесные красавицы - ели. Тёмная лесная чаща добавляет мрачности. Вся природа предчувствует начинающееся увядание и грустит вместе с Алёнушкой.

Серый неприветливый небосвод, лишённый лу­чей яркого солнца, дополняет грустью композицию, составленную В. М. Васнецовым.

Живописное полотно написано художником в кон­трастных тонах. Автор намеренно привлекает внима­ние к лицу героини. Оно выполнено в светлых тонах на тёмном фоне. Чувствуется, что живописец сочув­ствует горю Алёнушки и сопереживает ей. Во всей композиции В. М. Васнецов использует холодные, блёклые тона, которые помогают создать печальное настроение.

При просмотре картины В. М. Васнецова «Алёнуш­ка» возникает грусть, печаль, появляется сочувствие и сострадание к бедной сироте, хочется разделить с ней все невзгоды и помочь.

Здесь искали:

  • сочинение по картине аленушка
  • сочинение по картине васнецова аленушка
  • сочинение по картине васнецова аленушка 5 класс по плану

Кажется неправдоподобным само предположение, что в России можно встретить человека, который не был бы знаком с творчеством русского художника Виктора Васнецова, и который не видел бы чудесной меланхоличной картины Аленушка. Эту работу художника Васнецова можно назвать иллюстрацией не только к русским таинственным сказкам, но и к самой жизни. Жизни загадочной, непредсказуемой, полной потрясений, непонятной для иностранцев, той жизни и того славянского мира, из которого выходят настоящие колоссы – вот об этом и будет мой рассказ по известной картине Аленушка.

Сочинение по картине художника В. Васнецова Аленушка

На красивом полотне живопи Аленушка, изображена меланхолия, тоскливая грусть и светлая печаль, и воспоминания о чем-то очень дорогом сердцу. Героиня устало склонила голову на колени, взгляд ее направлен в темные воды лесного пруда, а престолом ей служит большой замшелый камень. И столько в ней одиночества, сиротской скорби и кручинной думы, что не сопереживать героине картины просто нельзя. Окружает ее лесная чаща, темная, почти непроходимая. Ели встают стеной, а меж ними в просветах видны синие дали – необъятна Русь, нет числа ее лесам, рекам, лугам и болотам. От этого становится радостно и немного жутко. На эту патриотическую мысль в моем сочинении по картине живописца Васнецова Аленушка наводит меня тайное содержание картины русского мастера.

Краски, которыми пользовался великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, подчеркивают переживания героини. Лето заканчивается, на поверхность пруда осыпается бледная листва. Завершается, меркнет день, и тревожно становится за судьбу девочки, оставшейся в одиночестве в лесу. В дополнение к сочинению по картине художника Васнецова Аленушка, я скажу, что обычно в пору золотой осени лес предстает на пейзажах мастеров русской живописной школы, расцвеченный праздничными, жаркими красками – зелеными, желтыми, красными. Но в полотне Аленушка мастер живописи использовал мрачные оттенки. Природа скорбит вместе с юной героиней, и ни одна деталь не уводит зрителя от главного – от ее печали.

Мой рассказ по картине Васнецова Аленушка

На известной картине Аленушка видна вода темная, возникает ощущение того, что озеро глубокое, бездонное, словно омут, в котором теряются отражения девушки, леса – вода все поглощает. Небо затянуто облаками, сквозь которые пробивается рассеянный больной свет. От всего пейзажа, от детализированного образа природы исходит скорбь не только о прошедшем лете, но и о нелегком положении Аленушки. В этом мрачном окружении, словно янтарь светится ее обнаженная рука, ее голова, устало склоненная к коленям, полная безрадостных дум. Лицо совсем юное, нежное, а глаза умудренной жизненным опытом женщины. Густые темно-русые волосы, словно водопад, стекают по ее плечам. Девочка не жалуется на судьбу, а только просит помощи, терпения и сил у родной природы. Образ Аленушки очень трогателен. Чем можно завершить рассказ по картине русского художника В. Васнецова Аленушка? Это откровение мастера о трудной судьбе сироты, об одиночестве и тоске. И это плач по всему русскому народу.