Сочинение «Сочинение Н. В. Гоголь Портрет. Сочинение на тему: Два художника в повести Портрет, Гоголь Эссе по произведению н в гоголь портрет

Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести « » является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.

В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.

Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.

Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись «1000 червонных». Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.

Когда-то бедный художник становится модным художником. С его мнением начинают считаться, его приглашают оценить работы других мастеров. Чартков меняется и внутренне. Теперь он не боится критиковать других, считает художников, которые пишут картины месяцами бездарными.

В один из дней его приглашают оценить картину одного молодого художника. Чартков, взглянув на работу, понимает, как она великолепна. Теперь он понимает, что продал свой талант. Чартков начинает скупать работы великих художников и уничтожать их. В конечном итоге, он, сойдя с ума, умирает.

Далее мы оказываемся на аукционе, где выставлен портрет старика. Когда торги были в самом разгаре, один художник заявил права на эту картину. Присутствующим он рассказал историю про человека, изображенного на портрете. Этот человек был очень богат, любой мог занять у него денег. Но все, кто прикасался к деньгам старика, трагически заканчивали свою жизнь. В один из дней этот старик попросил отца рассказчика нарисовать его портрет. Работа очень утомляла мастера. В конечном итоге, он ее бросил. А жизнь художника наполнилась злостью и завистью. Тогда он решил уйти в монастырь, где написал икону Рождение Иисуса Христа. Эта икона позволила исцелить душу художника. А своему сыну он завещал найти и уничтожить портрет старика.

В образах двух художников Гоголь показал нам, как может быть губительна жажда денег и славы и то, что искусство должно быть истинным.

Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.

В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: "У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро..., утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.

Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.

Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором - путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Николай Васильевич любил в своих повестях пофантазировать, создать мистический сюжет, что видно из его известных рассказов «Вий», «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но если здесь читателю предстоит окунуться в вымышленный мир фольклорного характера, то Гоголя «Портрет» показывает, что автор хотел фантастику перенести и на социальные явления. В этом Николай Васильевич напоминает многих зарубежных литераторов, у которых «сверхъестественное» захватывает мир. В нашем случае злом выступают деньги.

Внутреннее противостояние богатства и таланта

В начале повести перед читателем предстает молодой, подающий большие надежды художник Чартков. Он беден, поэтому завидует судьбе живописцев, которым стоит нарисовать несколько картин, чтобы купаться в роскоши. Молодой человек ропщет на свою судьбу, ведь ему приходится жить в безызвестности и бедности. И тут создает нетипичную и совершенно фантастическую ситуацию Гоголь. Анализ произведения «Портрет» показывает постепенное превращение Чарткова из талантливого художника в завистливого и жадного человека, погубившего свой талант.

В лавочке на Щукином дворе художник находит таинственный портрет, который в результате становится источником его обогащения. В картине заключена частица дьявольской души ростовщика Петромихали. Сначала Чартков на полученные деньги покупает гравюры и манекены, чтобы серьезно заняться искусством, но потом поддается искушению, приобретая совершенно бесполезные и ненужные ему вещи. Доходит до того, что молодой человек скупает талантливые картины других живописцев и дома их уничтожает.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что желание иметь все и сразу может убить талант. Чартков красиво рисовал, но даже его учитель заметил, что тот нетерпелив и присматривается к модным веяниям. Преподаватель наставляет молодого художника, чтобы тот не тратил свой талант на рисование портретов за деньги. Но Чарткову хочется мгновенной славы и денег. Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что за все нужно платить, живописец получил богатство, но его кисть приобрела бесцветность, он потерял свой дар.

Искупление грехов и служение искусству

Н.В. Гоголь «Портрет» написал, чтобы противопоставить совершенно разные характеры людей и их взгляды на искусство. Автором дьявольского портрета был отец рассказчика. Этот человек, как только понял, какую силу имеет картина, и какой он грех совершил, сразу же пошел в монастырь, замаливать свои грехи. Писатель не видит ничего плохого в том, что с помощью искусства изображено зло, но человек должен в этом раскаяться и не губить свой талант.

Анализ произведения Гоголя «Портрет» показывает, что иконописец, который в молитвах провел не один год, смог нарисовать картину рождества Иисуса такой, что все ее герои кажутся живыми. Даже настоятель был поражен святостью фигур, сказав, что кистью живописца водила высшая сила. Николай Васильевич на примере двух людей показал отношение к искусству. Чартков прошел путь от таланта к гибели, а иконописец - от совершения греха к добру.

Произведение «Портрет», анализ которого мы сейчас сделаем, входит в сборник «Петербургские повести» Николая Гоголя, куда также включены «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего». При всей разнице сюжетов они объединены не только местом действия, но и общей проблематикой. Безусловно, разбор этой повести поможет лучше понять задумку Гоголя, что поможет вам, например, при написании сочинения или просто если вы делаете краткий анализ повести «Портрет» Гоголя.

Проблематика повести «Портрет» Гоголя

Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника за своё творение. Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» - вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота. Звучит в повести «Портрет», анализ которой мы проводим, тема утраченных иллюзий, которая в этот период активно разрабатывалась многими европейскими писателями, например, французскими романистами О. де Бальзаком, Ф. Стендалем.

Анализ повести «Портрет» Гоголя - композиция

Произведение имеет двухчастную композицию. Первая посвящена судьбе художника Чарткова, прослежена его жизнь от ранней молодости до старости, показано разрушение таланта и духовная деградация под влиянием служения золотому тельцу.

Во второй части показан истинный художник, который понимает ответственность за созданное им произведение искусства. Совершив ошибку, он стремится её исправить, проходит путь духовного очищения.

Две части противопоставлены друг другу, два художника – два нравственных полюса: один разрушение, второй созидание. Продолжим анализ повести «Портрет».

Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя

Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, учтите этот момент. При подготовке вам также поможет краткое содержание повести «Портрет».

В первой части читатель видит молодого, подающего надежды художника Чарткова. Он беден, мечтает иметь свою мастерскую, чтобы погрузиться в творчество, не отвлекаясь ни на какие житейские проблемы. Профессор пророчит ему большое будущее, видя в нём настоящий, но пока ещё не полностью развитый талант. Учитель предостерегает его от торопливости, объясняет, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника. В лавке он неожиданно находит портрет старого ростовщика, поразивший его пронзительными, как будто живыми глазами. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает золотые червонцы. Проснувшись, юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета.

Благодаря анализу повести «Портрет» ясно, что внешне повествование укладывается в рамки традиционного мотива продажи души дьяволу: сатана, явившийся в образе ростовщика, искушает героя деньгами, и тот поддаётся соблазну. Однако вдумчивый анализ повести показывает: Гоголь неоднократно подчёркивает, что не слепой случай и даже не дьявол виноваты в судьбе героя. Дальнейшее поведение Чарткова – результат его собственного выбора. Так, после получения денег молодой человек размышляет, на что их потратить. Первым побуждением было снять небольшую комнату и работать, совершенствуя картины. Но затем он решает поехать в парикмахерскую завить волосы, сходить в лучший ресторан, снять огромную, богато обставленную квартиру, да ещё и заказать журналисту похвальную статью о себе.

Выбор художника - тема для сочинения

Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться их требованиям и написать посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу. Но в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Выберите эту тему, чтобы раскрыть ее в своем сочинении, а анализ повести «Портрет» Гоголя вам поможет в этом, как и краткое содержание.

Только увидев прекрасную картину истинного художника, много лет прожившего в Италии затворником, совершенствуя мастерство, Чартков осознаёт, что зря потратил жизнь. Но воскрешения не наступает: наоборот, он сходит с ума, скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их.

В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще нам становится ясно, когда мы делаем анализ повести «Портрет» Гоголя?

Художник понимает, что создав эту картину, он впустил в мир зло: портрет приносит несчастья всем обладателям. Искупить свою вину герой пытается уйдя в монастырь, отмаливая свой грех. Только очистив душу, он решается написать произведение живописного искусства на религиозную тему. Художник завещает сыну найти портрет, приносящий зло, и «истребить» его.

Словами этого художника об искусстве выражены мысли самого писателя: талант – «драгоценнейший дар Бога», «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», настоящее «высокое создание искусства» снисходит в мир «для успокоения и примирения всех».

Вы прочитали анализ повести «Портрет» Гоголя, и надеемся, что эта информация оказалась полезной и интересной для вас. Посетите наш литературный блог , где сотни статей на подобную тематику помогут вам познакомиться с известными произведениями, а также будут хорошим подспорьем при написании сочинений. Также читайте

Пошлое и трагическое лицо Петербурга в повести Н. В. Гоголя

Все не то, чем кажется...

Он лжет во всякое время,

этот Невский про-спект...

Н. В, Гоголь

Молодым человеком Гоголь приехал из родной Мало-россии в Петербург и за короткое время успел познако-миться с жизнью столичных чиновников и петербург-ских художников — будущих своих персонажей.

Писа-тель словно повторил этот маршрут, перенеся «мир» сво-его творчества из Диканьки и Запорожской Сечи на Нев-ский проспект.

А теперь перед нами Невский проспект - «всеобщая коммуникация Петербурга», В начале одноименной пове-сти показана жизнь этой главной улицы главного города во всякое время суток. Картина полна движения, но у каждого лица и у разных «кругов и кружков» свое пере-мещение в свои часы; все объединяются только местом — Невским проспектом. Здесь тоже «все несется», но по-другому, чем на Сорочинской ярмарке.

«Все, что вы ни встретите на Невском проспекте...», а именно: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные... Здесь вы встретите усы чудные...». В этих неумеренных похвалах, выраженных в превосходной степени, чита-тель слышит фальшь. За восторгом мы слышим иронию, и в самой интонации похвалы на пер-вой странице повести уже нам слышится то, что автор скажет в конце: «О, не верьте этому Невскому проспек-ту!». Так сразу же «тон делает музыку»; в этом несоот-ветствии интонации и смысла мы сразу воспринимаем «на слух» несоответствие внешнего и внутреннего — тему всей повести «Невский проспект». В Петербургской повести как-то странно нарушенная «пропорция» бросается нам в глаза. «Усы чудные», представляющие «все», выделя-ются из целой картины и занимают огромное место. И вообще на Невском проспекте вместо людей какие-то внеш-ние признаки — наружный вид, положение в обществе — разрастаются и становятся «всем». А так как со всем, что мы видим, сливаются представления о достоинстве, ценности и значимости — то это и есть источник путани-цы и «чепухи». Читатель и в повествовании автора чув-ствует несоразмерность, как будто и здесь спутана пра-вильная «пропорция», отношение части и целого, значи-тельного и мелкого, важного и ничтожного. В этом мире возможно все. В самом повествовании мы замечаем ка-кую-то странную логику: то и дело важное «все» обора-чивается в пустое «ничто»; например, о таланте поручи-ка Пирогова смешить девиц говорится, что «для этого нужно большое искусство или, лучше сказать, совсем не иметь никакого искусства».

«Внутреннее строение» мира петербургских повестей открывается нам глазами бедного Пискарева: «Ему каза-лось, что какой-то демон искрошил весь мир на множе-ство разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». Но «демоническая» картина— это уже не смешная картина. Раздробленная «фантастическая» действительность имеет у Гоголя две стороны, два лица: одно из них — пошлое, комическое, другое — трагичес-кое.

В повести Гоголя есть Невский проспект дневной и ночной. Днем это выставка, где «бакенбарды единствен-ные» представляют собой всего человека. Вечернее осве-щение порождает новые точки зрения и новые проблемы. От вечернего фонаря расходятся в разные стороны ху-дожник Пискарев и поручик Пирогов, образуя две па-раллельные линии сюжета, на сопоставлении которых строится "Невский проспект". Одного влечет красота, другого интрижка; обоих ждет неудача, и каждый по-своему переживает свое поражение и находит свой вы-ход: один погибает, другой продолжает жить, легко за-бывая стыд и позор за пирожками в кондитерской и ве-черней мазуркой.

Гоголь дает поразительную картину ночного города, как он чудится летящему за своей мечтой и отуманенно-му этим полетом художнику:

«Тротуар несся под ним, кареты с скачущими лошадьми казались недвижимы, мост растягивался и ломался на своей арке, дом стоял крышею вниз, будка валилась к нему навстречу, и алебарда часового вместе с золотыми словами вывески и нарисованными ножницами блестела, казалось, на самой реснице его глаз». Этому миру ночной петербургской фантастики принадлежит и мечта Писка-рева, прекрасная дама, так жестоко его обманувшая эс-тетическая иллюзия. В заключении повести слова «меч-та» и «обман» объединены: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется!». Чтобы понять Гоголя, надо хорошо слушать его нео-быкновенную речь. В «Невском проспекте» она растека-ется на два потока, движущихся в параллельных руслах сюжета. Автор объединяет свой голос то с художником Пискаревым, то с поручиком Пироговым и поэтому в раз-ных местах говорит на ту же самую тему противополож-ные вещи и совершенно различным тоном; Открыто он выступает в заключительном монологе, «снимая» обе при-нятые им на себя интонации и своим голосом подводя итог параллельному действию: «Все не то, чем кажет-ся... Он лжет во всякое время, этот Невский проспект...».

Пушкин нашел очень верные слова, когда назвал го-голевский «Невский проспект» самым полным из его про-изведений. В самом деле, в этой повести соединяются гоголевский комизм и гоголевская лирика, пошлое и трагическое лицо гоголевского Петер-бурга.

Тема искусства в повести «Портрет»

Кто заключил в себе талант,

тот чище всех должен быть душою.

Н.В. Гоголь

Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать свою историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Н.В. Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов ХIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

С художником Чартковым мы знакомимся в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю.

Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него, а, возможно, дала способность видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых « самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести такую заманчивую светскую жизнь и наслаждаться благополучием; богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Своим успехом Чартков обязан тому, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок Психеи, где чувствовалась, физически ощущалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав бесцветной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», - говорит отец сыну во второй части повести. Гоголь пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла, но губит себя и свой талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают, развлекают, «чаруют» заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству, способному возвышать, очищать, подвигать к поиску нового… Замечательная картина художника, который в течение нескольких лет, голодая, испытывая лишения, избегал всех удовольствий, обучался в Италии, вызвала у Чарткова потрясение. Но потрясение, испытанное им, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь, достойный «ничтожества от искусства»: он начинает изгонять из мира божественное, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Художник, прикоснувшийся к злу, написавший глаза ростовщика, которые « глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах».

Гоголь показывает нам три истории разных художников. Из каждой истории можно извлечь урок. Они, как известно, был наделены талантом от Бога. Но далее Бог бессилен: каждый распоряжается своим талантом, как хочет и как может. Каждый сам решает, чему будет служить его талант: добру или злу. Но, как я уже заметила, злодейство и гений - вещи несовместные. Что из этого следует? А то, что если художник служит злу, то его гений, талантливое начало непременно погибнет. Да, это поможет ему в достижении каких-то целей, но в то же время заберет у него самое святое. Чартков выбрал зло. Но, осознав это, не попытался измениться, как художник, создавший ростовщика, а продолжил свое «дьявольское» дело - на этот раз стал уничтожать произведения тех, кто не изменил своему таланту ради «золотого божка».

Итак, Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста.