Сообщение детские приключения м твена. Марк твен краткая биография. В годы Гражданской войны

Твен Марк (Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) (1835-1910 гг.)

Американский писатель. Родился в поселке Флорида (штат Миссури). Детство провел в городке Ханнибал на Миссисипи. Был учеником наборщика, позднее вместе с братом издавал газету в Ханнибале, затем в Мескатине и Кеокуке (штат Айова). В 1857 г. стал учеником лоцмана, воплотив свою детскую мечту «познать реку», в апреле 1859 г. получил права лоцмана.

В 1861 г. переехал к брату в Неваду, почти год был старателем на серебряных приисках. Написав несколько юморесок для газеты «Территориал энтерпрайз» в Вирджиния-Сити, в августе 1862 г. получил приглашение стать ее сотрудником. Для псевдонима взял выражение лотовых на Миссисипи, выкликавших «Мерка 2», что означало достаточную глубину для безопасного плавания.

В мае 1864 г Твен уехал в Сан-Франциско, два года работал в калифорнийских газетах, в т.ч. корреспондентом калифорнийской «Юнион» на Гавайских островах. В 1871 г переехал в Хартфорд (штат Коннектикут), где прожил 20 лет -самые счастливые свои годы. В 1884 г он основал издательскую фирму.

Твен пришел в литературу поздно. В 27 лет стал профессиональным журналистом, в 34 года опубликовал свою первую книгу. Ранние публикации интересны в основном как свидетельство хорошего знания грубоватого юмора американской глубинки. С самого начала его газетные публикации несли черты художественного очерка.

В 1872 г вышла автобиографическая книга «Закаленные» - о людях и нравах Дикого Запада. Через три года Твен выпустил сборник лучших своих рассказов - «Старые и новые очерки», после чего его популярность резко возросла. В 1876 г. опубликовал «Приключения Тома Сойера», и феноменальный успех книги заставил написать продолжение, названное «Приключения Гекльберри Финна».

Между этими романами Твен выпустил еще одну автобиографическую книгу - «Жизнь на Миссисипи». Увлекался историей европейского Средневековья и написал сначала повесть «Принц и нищий», затем роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». В 1895 г. совершил кругосветное путешествие, посетив с лекциями Австралию, Новую Зеландию, Цейлон, Индию и Южную Африку.

Умер в Раддинге, штат Коннектикут.

Все работы знаменитого американского прозаика Марка Твена столь популярны и реалистичны потому, что сам автор в своей жизни пережил немало приключений. Подлинное имя писателя Семюэл Лэнгхорн Клеменс. Родился прозаик в осеннюю пору, в тот день, когда над нашей планетой проносилась комета Галилея. По невероятному стечению обстоятельств повторный перелет кометы над землей произошел точно в день смерти писателя.

Детство невероятного Марка Твена

Прозаик родился в 1835 году. Его день рождения пришелся на ноябрь. Несмотря на то, что отец мальчика Джон Клеменс работал судьей, семья испытывала серьезные материальные трудности. Из-за долгов Клеменсы и были вынуждены покинуть штат Миссури. Семья переехала в город Ганнибал возле реки Миссисипи. Именно с этим местом были связаны самые теплые воспоминания Сэма о детстве.

Человек, известный миру, как Марк Твен, родился на 2 месяца раньше срока. До семилетнего возраста мальчик много болел. Всего в семействе Клеменсов было 7 детей, Семюэл стал для родителей 6 ребенком .

Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отец умер. Джон скончался от пневмонии, не оставив родным ни гроша на дальнейшее будущее. Все дети в семье бросили школу, и начали работать, чтобы помочь родным прокормиться. Старший брат Сэма Орион на тот момент стал владельцем типографии. Сэм устроился работать к нему наборщиком печати.

В юном возрасте будущий писатель уже пробовал себя в роли памфлетиста и прозаика. Некоторые его статьи находили хороший отклик у читателей.

Молодые годы писателя

В восемнадцатилетнем возрасте Сэм Клеменс решил отправиться в путешествие по Америке. Во время путешествия молодой человек посещал лучшие библиотечные залы самых крупных городов. Пробелы в образовании ему помогли заполнить книжные хранилища Нью-Йорка. Так юноше удалось получить должность помощника на корабле. Клеменсу нравилось работать на реке Миссисипи. Он так бы и остался помощником лоцмана, но в 1861 году началась Гражданская война. Сэм воевал на стороне конфедератов. Через некоторое время он отправился на Дикий запад. На золотых приисках молодой человек не смог заработать много денег, но именно там, на Диком Западе, открылся его главный талант к сочинительству историй.

В 1863 году писатель придумал себе псевдоним Марк Твен. Псевдоним родился из его судоходной практики. На Диком Западе Клеменс написал первый юмористический рассказ. Его произведение о скачущей лягушке стало известно во всех Штатах Америки.

В семье писателя когда-то был один раб, но сам Сэм не поддерживал идеологию рабства. Воевать писатель пошел, чтобы поддержать собственные южные корни .

Пару лет Марк Твен никак не мог найти редакцию, где ему было бы комфортно работать. В этот период Твен начал выступать перед зрителями в качестве рассказчика. Много переезжая, он стал писать в стиле реализма. Именно эти произведения в данном стиле принесли Твену славу и сделали его одним из главных классиков Штатов в 19 веке.

В семидесятых годах Марком Твеном было написано произведение «Приключения Тома Сойера». Это отчасти автобиографическое произведение было создано на основе детства самого писателя. Затем на свет появились работы «Принц и Нищий», «Янки из Коннектикута», а также легендарные «Приключения Гекельберри Финна». В восьмидесятых годах Клеменс сотворил еще одно произведение, ставшее бестселлером. Книга называлась «Воспоминания». Она была посвящена президенту Соединенных Штатов Гранту. В зрелом возрасте Семюэлю Клеменсу были присвоены докторские степени по литературе и философии, что очень польстило прозаику даже не окончившему школу.

Личная жизнь Марка Твена

О личной жизни Клеменса известно немного. Согласно историческим данным в 1870 году Сэм женился на Оливии Лэнгдон, сестре своего друга. За совместную жизнь у писателя родилось четверо детей. Первенец умер во младенчестве, две дочери скончались, не дожив до тридцатилетнего возраста.

Больше всего на свете Марк Твен любил обучать дочерей игре в бильярд. Несмотря на то, что за романы Марка Твена платили огромные деньги, в итоге писатель все же обанкротился. Так как он совершенно не умел вкладывать деньги в инвестиционные проекты.

Однажды Твену было предложено вложить деньги в разработку телефонного аппарата. Прозаик лишь посмеялся над таким предложением, но потом пожалел об этом, когда Грем Белл все же создал телефон .

За свою длинную жизнь Клеменс не только писал, работал репортером, а также выступал на сцене, он еще и изобретал полезные вещи для дома. Мало кто знает, что незамысловатые клейкие листочки для блокнотов изобрел именно Марк Твен.

В 1891 году Твен решил перебраться в Европу, чтобы снизить расходы. Еще он считал, что в Европе смогут поправить пошатнувшееся здоровье его жены. Чтобы избежать полного банкротства и раздать долги, Марк Твен неоднократно отправлялся в мировые турне со своими выступлениями. С долгами рассчитаться писателю удалось, а вот вновь разбогатеть уже не получилось.

В 1904 году умерла жена Твена. За ней следом вследствие трагедии ушли из жизни дочери писателя. Из-за этого у него началась ужасная депрессия. Месяцами он просиживал дома, не выходил на улицу, не общался с людьми. Единственное, чем занимался Твен — это созданием новых произведений. Новинки были наполнены болью и пессимизма. Наверно поэтому последние работы Твена не получили большую известность.

Социальная жизнь писателя

Есть мнение, что Клеменс дружил с Николой Тесла. Большая разница в возрасте никак не мешала мужчинам общаться на разнообразные темы. Сэм помогал Тесле в экспериментах по физике. Часто, Клеменс подшучивал над другом, пока однажды тот не отшутился в ответ.

Когда Семюэл Клеменс начал стареть, Никола Тесла в шутку предложил ему новое средство для омоложения. Сэм поверил другу и выпил средство. Через некоторое время писатель оказался в туалете с сильными болями в животе.

Биография президента Гранта была написана Твеном потому, что мужчины также длительный период являлись друзьями .

Затем Клеменс завязал дружбу с финансистом Генри Роджерсом. Банкир слыл скрягой, но дружба с писателем преобразила его. После долгих лет общения Роджерс не только стал меценатом и благотворителем, но и открыл фонды в поддержку молодых талантов. Еще Генри Роджерс благодаря влиянию Твена организовывал рабочие места для инвалидов.

Последние годы и закат творчества

Предсмертными произведениями писатели стали работы «Таинственный незнакомец», а также «Письмо с Земли». Под конец жизни, перенеся огромные личные потери, Марк Твен окончательно утвердился в собственной религиозности. В последних произведениях автор с большой долей сарказма описывает взгляды атеистов на жизнь. Семюэл Клеменс умер вследствие стенокардии. Очередной приступ окончил жизнь величайшего писателя Америки весной 1910 года.

Твен умер в городе Реддинг штат Коннектикут. Его последние работы были опубликованы только спустя год после похорон прозаика. Поскольку Марк Твен был банкротом, он не оставил после себя завещание, либо большого состояния. На похоронах писателя было очень много людей.

Единственная пережившая отца дочь Клара, вышла замуж и родила девочку. Внучку Твена звали Ниной Габрилович, но, к сожалению, у женщины не было своих детей, и прямая линия Клеменсов оборвалась с ее смертью.

Особенности творчества прозаика

В своих рассказах Семюэлю Клеменсу удавалось говорить с читателем о серьезных вещах на простом и понятном языке. У Твена нет поверхностных произведений, все его работы обладают явным, либо скрытым смыслом, способным менять оттенки со сменой поколений. Скорее всего, поэтому писатель остается одним из самых любимых детских авторов и сегодня.

Повествование от первого лица, намеренное упрощение, гуманизм и уважение к другим вперемешку с искрометным юмором красной нитью проходят через многие работы прозаика.

Юмор для Твена был самым мощным оружием морального воздействия на умы и сердца юного поколения. Первые произведения писателя обязаны своей популярностью именно юмору. В дальнейшем, Твен начал вплетать в свои рассказы и романы нотки реализма, которые потеснили юмор с пьедестала его работ. К примеру, приключения Гекельберри Финна написаны более прямолинейно, чем история Тома Сойера.

В последних творениях мастера реализма прослеживаются депрессивные аккорды. На закате жизни Марк Твен пережил череду тяжелых потрясений, которая наложила отпечаток и на его творчество. Тема религиозности больше не кажется автору такой смешной и лицемерной, в предсмертных романах Твен всерьез рассуждает о Боге и Сатане, прикрывая фундаментальные вопросы интересными поворотами сюжета. Автор рассуждает о жизни после смерти, о ценности души человека и о человеческих взаимоотношениях с Божественным началом. Книги «Сделка с Сатаной» и «Дневник Евы» наполнены не реализмом, а мистицизмом. Возможно, таким кардинальным переменам в творческом стиле писателя способствовало его членство в рядах масонов.

Биография великого американского писателя сама по себе похожа на приключенческий роман. Что еще можно рассказать о столь выдающейся личности? О Марке Твене стоит знать следующее:

  • Работая на пароходе, Марк устроил туда и своего младшего брата Генри. В одно из плаваний произошла ужасная трагедия. Рванул отопительный котел на судне. Брат Твена Генри погиб;
  • Любимым литературным персонажем Твена был Шерлок Холмс;
  • Среди сотен рассказов и множества романов, Марком была написана единственная пьеса «Жив или мертв»;
  • Известно, что писатель очень любил кошек. Держал их в доме по несколько особей сразу, а клички им придумывал с неизменным для него юмором. Так в свое время кошек Твена звали Болтун, Вельзевул и Зороастр;
  • Клеменс подписывал своими работы разными псевдонимами. Кроме Твена, его перу принадлежат рассказы, подписанные Рамблером и Сержантом Фантомом;
  • Марк Твен был одаренным лектором. Несколько его лекций посетил Зигмунд Фрейд;
  • В возрасте 26 лет Марк Твен вступил в масонскую ложу;
  • Неоднократно Твен бывал в России. Он посещал Ливадию и Севастополь;
  • Главными пристрастиями писателя были курение и игра в бильярд;
  • Многие лекции Твена не были опубликованы, так как затрагивали очень щекотливые темы;
  • В городе Волгограде есть улица, названная в честь прозаика;
  • Гекельберри Финн – это персонаж, списанный писателем с реального мальчика, с которым ему довелось дружить в детстве;
  • В 20 веке роман о Гекельберри Финне был исключен из школьной литературы США. В департаменте образования сочли этот рассказ расистским;
  • Некоторое время писатель был так богат, что смог позволить себе автомобиль за 200 тысяч долларов. Для сравнения можно привести цифры, на которые жила среднестатистическая семья во времена прозаика – это 1,2 тысячи долларов в год.

Марк Твен был уникальным человеком. Не имея законченного школьного образования, он покорил весь мир своими романами, навсегда войдя в американскую литературу, как величайший автор 19 века.

Твен был очень жизнерадостным человеком. Он высоко ценил отличные шутки и тонкий юмор, не давая жизненным невзгодам сломить его. Марк Твен легко сходился с людьми, меняя их своим общением к лучшему. Он был разносторонней личностью, интересовался не только литературой, но и инженерным делом, любил путешествовать.

Единственное, что было не подвластно Твену – это сохранение и преумножение денег. Почти все его проекты в финансовой сфере терпели крах, писатель не обладал предпринимательской жилкой. Зато он собирал полные залы на свои лекции и был блестящим рассказчиком. Твен выбирал очень неожиданные темы для выступлений. Например, однажды, прозаик прочитал лекцию на тему о том, как он украл первый арбуз, его монолог тогда отметили громкими овациями. Удивительный человек, рожденный в день Кометы, и ушел вместе с ней, как будто был даром свыше, который небеса давали людям лишь на время.

Марк Твен (литературный псевдоним Сэмюэла Ленгхорна Клеменса) – выдающийся американский писатель, журналист, общественный деятель. Его родиной был штат Миссури, небольшой поселок Флорида, где он появился на свет 30 ноября 1835 г. в семье судьи. Их семейство переехало в город Ганнибал, когда мальчику было 4 года. Проведенные там детские годы оставили столь огромный багаж впечатлений, что его хватило на все последующее творчество. В частности, в знаменитых «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен описал именно этот городок и его обитателей.

После смерти в 1847 г. отца семейство Клеменсов осталось с большими долгами. Трудовой путь Сэма начался с 12 лет. Поначалу он помогал старшему брату, который стал издавать свою газету, и именно там время от времени появлялись его самые первые статьи. Проведя несколько лет в скитаниях по стране, Сэмюэл устраивается работать лоцманом, плавает по Миссисипи. После уничтожения Гражданской войной частного пароходства Клеменс вынужден был оставить профессию, которой был готов посвятить жизнь.

В 1861 г. он последовал за старшим братом на запад страны, в Неваду. Желание разбогатеть привело Твена на серебряные рудники, в ряды старателей. Однако удача ему не сопутствовала, и он стал работать в газете. Именно в это время впервые в его биографии прозвучал псевдоним «Марк Твен». В 1864 г. новым местом жительства становится Сан-Франциско, и в этом городе он сотрудничает уже с целым рядом периодических изданий.

Первый писательский успех приходит к Марку Твену в 1865 г. благодаря юмористическому рассказу «Знаменитая скачущая лягушка из калавераса», написанного по фольклорным мотивам. Это произведение читали во всех уголках страны, и оно было удостоено звание лучшего на то время американского произведения юмористического жанра. Рассказ был написан во время длительного путешествия: Твен плыл на пароходе в Европу и Палестину. Подобных путешествий на протяжении жизни писателя окажется еще немало.

Закрепила успехи на литературном поприще книга «Простаки за границей» (1769), популярность которой была просто невероятной. У многих американцев именно с этим сборником путевых очерков ассоциировалось имя Марка Твена всю его жизнь. В 1870 г. писатель приезжает в г. Баффало (оттуда - в Хартфорд) после женитьбы на Оливии Лэнгдон. Брак позволил ему ближе узнать промышленников, представителей большого бизнеса. Его отношение к эпохе экономического роста с ее попранием демократии, коррупцией, властью чистогана выразилось в метком определении, которое со свойственным ему остроумием дал ей писатель – «позолоченный век».

В 1876 г. вышли имевшие ошеломительный успех «Приключения Тома Сойера», а в 1885 г. - их продолжение «Приключения Гекльберри Финна». В свое время Э. Хемингуэй сказал, что из одной этой книги «вышла вся современная американская литература». Писателя перестали воспринимать только как автора блестящих юмористических произведений, острослова и шутника. В этом произведении он открывает другую Америку, где можно столкнуться с жестокостью, насилием, несправедливостью, расизмом. Ряд остросоциальных работ Твена не был опубликован как при его жизни, так и в течение многих лет после смерти.

Начало 90-ых гг. открывает самый непростой период в биографии писателя. В 1894 г. издательская компания Марка Твена обанкротилась, что заставило его срочно искать другие источники дохода. Ему пришлось совершать крайне утомительные поездки, в ходе которых он активно выступал перед читателями. По этой же причине он целый год провел в кругосветном путешествии, устраивая публичные лекции и читая свои произведения. В очередной раз повидав мир, Марк Твен становится страстным обличителем имперских амбиций, колониальной политики США, что проявилось в серии написанных в эти годы памфлетов. Творчество этого периода, в частности, повесть «Таинственный незнакомец» (издана в 1916), несет на себе отпечаток пессимизма, горечи, сарказма, мизантропических настроений. Смерть застала Марка Твена в штате Коннектикут, г. Реддинг 21 апреля 1910 г.; похоронили писателя в Элмайре.

Марк Твен (англ. Mark Twain, псевдоним, настоящее имя Samuel Langhorne Clemens - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс; 1835-1910) - выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и лектор. На пике карьеры он был, вероятно, самой популярной фигурой в Америке. Уильям Фолкнер писал, что он был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор - его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что «вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.

Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» (англ. Mark Twain) был взят им в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а термином «марк твен» называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов (это 2 морских сажени, 365,76 см). Однако есть мнение, что в действительности этот псевдоним запомнился Клеменсу со времен его весёлых деньков на Западе. Там говорили «марк твен!», когда, выпив двойной виски, не хотели платить сразу, а просили бармена записать это на счёт. Какой из вариантов происхождения псевдонима правильный - неизвестно. Кроме «Марка Твена», Клеменс один раз в 1896 году подписался как «господин Луи де Конте» (фр. Sieur Louis de Conte).

Сэм Клеменс родился 30 ноября 1835 года в городе Флориде (штат Миссури, США). Он был третий из четырёх выживших детей Джона и Джейн Клеменс. Когда Сэм ещё был ребёнком, семья в поисках лучшей жизни переехала в город Ганнибал (там же, в Миссури). Именно этот город и его жители позже были описаны Марком Твеном в его знаменитых произведениях, особенно в «Приключениях Тома Сойера» (1876).

Отец Клеменса умер в 1847 году, оставив много долгов. Самый старший сын, Орайон, скоро начал издавать газету, и Сэм начал вносить туда свой посильный вклад как типограф и, иногда, как автор статей. Некоторые из самых живых и самых спорных статей газеты как раз вышли из-под пера младшего братца - обычно, когда Орайон был в отъезде. Сам Сэм также иногда путешествовал в Сент-Луис и Нью-Йорк.

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к карьере лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году. Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад. Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора штата Невада. Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в штате Невада добывали серебро.

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско, штат Калифорния, где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Весной 1866 года Твен был командирован газетой «Sacramento Union» на Гавайи. По ходу путешествия он должен был писать письма о своих приключениях. По возвращении в Сан-Франциско эти письма ждал оглушительный успех. Полковник Джон МакКомб, издатель газеты «Alta California», предложил Твену поехать в турне по штату, читая увлекательные лекции. Лекции сразу же стали бешено популярны, и Твен исколесил весь штат, развлекая публику и собирая по доллару с каждого слушателя.

Первого успеха как писатель Твен добился в другом путешествии. В 1867 году он упросил полковника МакКомба спонсировать его поездку в Европу и на Средний Восток. В июне в качестве корреспондента «Альта Калифорния» в «Нью-Йорк трибюн» Твен едет на пароходе «Квакер-Сити» в Европу. В августе он посетил также и Одессу, Ялту и Севастополь (в «Одесском вестнике» от 24 августа помещён «Адрес» американских туристов, написанный Твеном). Письма, написанные им в путешествии по Европе, отправлялись и печатались в газете. А по возвращении эти письма легли в основу книги «Простаки за границей». Книга вышла в 1869 году, распространялась по подписке и имела огромный успех. До самого конца его жизни многие знали Твена именно как автора «Простаков за границей». За свою писательскую карьеру Твен попутешествовал по Европе, Азии, Африке и даже Австралии.

В 1870 году, на пике успеха от «Простаков за границей», Твен женился на Оливии Лэнгдон и переехал в город Баффало, штат Нью-Йорк. Оттуда он перебрался в город Хартфорд, штат Коннектикут. В этот период он часто читал лекции в США и Англии. Затем он начал писать острую сатиру, резко критикуя американское общество и политиков, это особенно заметно в сборнике рассказов «Жизнь на Миссисипи», написанном в 1883 году.

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна». Многие считают это вообще лучшим литературным произведением, когда-либо созданным в США. Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник реальных историй «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с юмористических куплетов, а заканчивал жуткими и почти вульгарными хрониками человеческого тщеславия, лицемерия и даже убийства.

Твен был прекрасным оратором. Он помог создать и популяризировать американскую литературу как таковую, с её характерной тематикой и ярким необычным языком. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла, они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура. Нужно было неплохо разбираться в науке для создания такого сюжета. А позже Марк Твен даже запатентовал собственное изобретение - улучшенные подтяжки для штанов.

Ещё двумя известными увлечениями Марка Твена были игра в бильярд и курение трубки. Посетители дома Твена иногда говорили, что в его кабинете стоял такой табачный дым, что самого Твена уже нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин. В ответ на кровавую резню, в которой погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году, через 14 лет после смерти Твена.

Однако успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

В 1893 году Твен был представлен нефтяному магнату Генри Роджерсу, одному из директоров компании «Standard Oil». Роджерс помог Твену выгодно реорганизовать финансовые дела, и они стали близкими друзьями. Твен часто гостил у Роджерса, они выпивали и играли в покер. Можно сказать, что Твен даже стал для Роджерсов членом семьи. Внезапная смерть Роджерса в 1909 году глубоко потрясла Твена. Хотя Марк Твен многократно публично благодарил Роджерса за спасение от финансового краха, стало ясно, что их дружба имела взаимовыгодный характер. Видимо, Твен значительно повлиял на смягчение крутого нрава нефтяного магната, имевшего прозвище «цербер Роджерс». После смерти Роджерса его бумаги показали, что дружба со знаменитым писателем сделала из безжалостного скряги настоящего благотворителя и мецената. Во время дружбы с Твеном, Роджерс начал активно поддерживать образование, организовывал образовательные программы, особенно для афроамериканцев и талантливых людей с ограниченными физическими возможностями.

Сам Твен умер 21 апреля 1910 года от грудной жабы (стенокардии). За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось.

В городе Ганнибал, штат Миссури, сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве, и которые потом были описаны в знаменитых «Приключениях Тома Сойера», туда теперь приходят туристы. Дом Марка Твена в Хартфорде превращён в его личный музей и объявлен в США национальным историческим достоянием.

Уже с первых своих шагов Твен не был обделен вниманием ни читателей, ни критиков. Объем критической литературы, посвященной Твену, огромен. «Твениана» представляет особое самостоятельное направление в истории американистики. И хотя исследователями его творчества проделана значительная аналитическая и публикаторская работа, самый знаменитый американский писатель по-прежнему остается не до конца изученным.

Марк Твен жил в переломную эпоху для национальной истории страны, когда резко и быстро менялся весь ее облик. Начало творчества Твена совпало с гражданской войной (1861-1865) - ключевым событием в жизни США, которое называли второй американской революцией. В результате крушения рабства открылись широкие возможности для капиталистического развития страны. Ускорялись темпы промышленного производства, усилился приток эмигрантов в США. Менялась структура американской экономики; появлялись первые монополии и тресты. Твен стал свидетелем первых забастовок, рождения влиятельных политических партий, выражавших интересы как промышленных рабочих, так и фермеров. На исходе XIX века Твен был в рядах тех, кто осудили испано-американскую войну, носившую откровенно агрессивный характер. На его глазах укреплялась экономическая мощь страны, рос ее научный потенциал.

Жизненный опыт Твена был исключительно богат, по-своему уникален. Это нашло многообразное отражение в его книгах, в которых присутствует ярко выраженное автобиографическое начало. Этот жизненный опыт явился одним из решающих факторов, определивших постоянный интерес писателя к истории, к ее урокам. Твену было присуще ощущение жизни в ее движении, внутренней динамике.

Твен постоянно путешествовал. Более десяти раз писатель пересек Атлантику. Он совершал поездки по всей Европе, становясь свидетелем важнейших социально-политических коллизий и потрясений. Можно сказать, история творилась у него на глазах.

Художник, наделенный огромной силы фантазией, Твен творил в различных литературных жанрах: был романистом, мастером рассказа, публицистом, мемуаристом. Огромную роль в творческом наследии Твена занимает документалистика. Писатель активно выступал в жанре путевого очерка. Он был просветителем и гуманистом, художником чутко реагировавшем на все социальные и политические события, что подтвердили публикации архива писателя. Долгое время за Твеном был закреплен «имидж» юмориста, баловня судьбы, чуждого постановке серьезных историко-философских проблем.

Литературной школой Твена была газета, а его излюбленными жанрами долгое время оставались сатирический очерк, комическая зарисовка, юмореска, нередко использующая ходы и приемы повествования, типичные для фольклора. Особую роль сыграл в становлении Твена фольклор, созданный на «фронтире» (продвигавшаяся на Запад граница, за которой лежали территории, куда еще не пришла цивилизация). «Фронтиром» в детские годы Марка Твена был Ганнибал, в пору его молодости - Невада и Калифорния, где к нему пришла слава выдающегося журналиста и корифея юмора.

Начиная с хрестоматийного рассказа «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865) определились творческие особенности, сохраняющиеся и в ранних очерковых книгах Твена («Простаки за границей», 1869, «Налегке», 1872, «Жизнь на Миссисипи», 1883): близость к формам фольклорного рассказа-анекдота, обилие ярких бытовых деталей, создающее картину реальности с ее контрастами и парадоксами, ощущение могучей, неиссякающей энергии жизни, юмор, понимаемый как «способность смешить, сохраняя полную серьезность». Под натиском юмора, считал писатель, «не устоит ничто». Воплотившийся в «Приключениях Тома Сойера» и философской сказке «Принц и нищий» (1882) идеал Марка Твена - свобода от всего условного и безжизненного, органичный демократизм, вера в разумность истории и в духовные силы рядового человека. Насмешка над искусственностью и обветшавшими формами отношений, которые будут сметены прогрессом, отвечала умонастроению, преобладавшему в тогдашней Америке, готовой признать Твена своим национальным гением.

Однако репутация Марка Твена начала меняться с выходом книги о Геке Финне, содержавшей трагические эпизоды, в которых юным героям открывается реальная будничность захолустья с его скудоумием и своекорыстием, возникает проблема нравственного выбора перед лицом несправедливости, насилия и расизма.

Переселившись в 1870 из Калифорнии в Хартфорд, Марк Твен постоянно соприкасался с миром промышленников и бизнесменов, к которому после женитьбы он сам оказался причастен. Писатель проникался все более нескрываемым отвращением к «позолоченному веку», как была им названа тогдашняя эпоха бурного экономического роста, сопровождаемого разгулом коррупции и попранием демократических принципов. Роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889), повесть «Простофиля Вильсон» (1896), памфлеты и сатирические рассказы того же периода говорят о нарастании обличительного начала в прозе Твена, который постепенно становится самым непримиримым критиком американских социальных институтов и массовой общественной психологии. Доминирующей метафорой у Марка Твена была мистификация, разрастающаяся до вселенских масштабов: подделкой оказываются и установленные в обществе моральные нормы, и само общество, и духовные ценности, на деле говорящие лишь о самообольщении человека, не желающего осознать, как он ничтожен и убог в своих устремлениях.

Усиливающаяся мизантропия Твена, памятником которой остался многократно им переделанный «Таинственный незнакомец», отчасти объяснялась тем, что неудачные деловые начинания привели его в 1894 к банкротству, вследствие чего ему пришлось ради денег предпринимать изнурительные поездки с чтением своих рассказов, а затем и кругосветное турне, описанное в книге очерков «По экватору» (1897). Эта поездка превратила Марка Твена в страстного противника империализма и колониальных амбиций Америки, резко им осужденных в серии памфлетов, написанных в начале 1900-х гг.

Не все из них были опубликованы: окружение Твена стремилось сохранить в общественном сознании образ непоколебимого жизнелюба и беспечного юмориста, заставляя его утаивать даже от своих домашних особенно гневные страницы, в частности главы автобиографии, которую он диктовал секретарю в последние годы жизни. Настроения этих лет переданы эпиграфом к книге «По экватору»: «Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет».

Марк Твен еще при жизни стал чем-то вроде «главной иконы американской культуры» и «национальным монументом». Первым признал в нём великого писателя критик Брэндер Мэтьюз в своём объёмном предисловии к собранию сочинений Твена в издательстве «Харперз» в 1899 г. Он поставил Твена в один ряд с Чосером и Сервантесом, Мольером и Филдингом и заявил, что никакой другой писатель не выразил столь полно всего разнообразия американского опыта.

В первых же откликах на смерть Марка Твена в 1910 г. писатели Хэмлин Гарленд и Бут Таркингтон в США, Александр Куприн и Корней Чуковский в России высказали общее мнение, что он был настоящим воплощением Америки. Б. Таркингтон писал:»… когда я думаю о подлинных Соединённых Штатах, частью этого понятия для меня стал Марк Твен. Ибо, хотя он был полноправным гражданином мира, он был ещё и Душою Америки». Гарленд, подчеркнув, что Твен «до последнего оставался американцем Среднего Запада», назвал его «представителем нашей литературной демократии… наряду с Уолтом Уитменом».

Арчибальд Хендерсон в 1910 г. выразился так: Марк Твен и Уолт Уитмен, «эти два великих истолкователя и воплощения Америки», представляют собой «наивысший вклад демократии в мировую литературу». В дальнейшем эта мысль станет общим местом многих рассуждений о месте Твена в литературе США. Двумя годами позже Альберт Б. Пейн, литературный душеприказчик Твена и создатель самой обстоятельной его биографии, заявил, что Марк Твен - «самый характерный американец в каждой своей мысли, в каждом слове, в каждом деянии».

Парадоксально, но в этом сходились такие отчаянные антагонисты, как Ван Вик Брукс и Бернард Де Вото: одним из немногих пунктов согласия у них было восприятие Твена как «национального писателя». Знаменитая книга Брукса «Пытка Марка Твена» (1920), в которой утверждалась идея, что Твен не состоялся как великий сатирик, потому что его развитие было сковано и сдержано воздействием косной пуританской среды, начиналась с заявления, что Марк Твен «несомненно был воплощением характера и особенностей современной Америки», «чем-то вроде архетипа национального характера на протяжении долгой эпохи». Но так же считал и Де Вото, программно назвавший свою книгу «Америка Марка Твена» (1932), просто он по-другому относился к старой Америке фронтира. Если Брукс видел в ней духовное убожество, Девото находил как раз плодотворные творческие импульсы для литературы. Он целую главу этой работы назвал «Американец как художник» и доказывал, что именно в творчестве Твена «американская жизнь стала великой литературой», потому что «он более других писателей был знаком с национальным опытом в самых различных его проявлениях». Лучшие произведения Твена, по мнению Девото, были «рождены Америкой и в этом их бессмертие. Он написал книги, в которых с непреложной правдивостью была выражена самая суть национальной жизни».

Крупнейшие американские писатели XX века признали Твена родоначальником национальной литературной традиции. «Истинным отцом американской литературы» и «первым неподдельно американским художником королевской крови» назвал Твена Хенри Льюис Менкен в 1913 г. Это мнение в той или иной степени разделяли Теодор Драйзер, Карл Сэндберг, Томас Вулф, Уолдо Фрэнк и другие. Два великих художника слова, два антагониста, как известно, не склонные соглашаться друг с другом по большинству вопросов, Эрнест Хемингуэй и Уильям Фолкнер сошлись во мнении, что из творчества Марка Твена родилась настоящая американская литература. Хемингуэй заявил это в 1935 г., Фолкнер - лет на двадцать позднее. Подобное схождение можно отметить ещё у двух антиподов, у двух великих поэтов: роман Твена «Приключения Гекльберри Финна» восхищал и Томаса С. Элиота, уроженца штата Миссури, который перебрался в Англию и стал британским подданным, и Уистена Хью Одена, англичанина, прижившегося в Соединённых Штатах. Элиот в 1950 г. и Оден в 1953 г. объявили твеновского героя воплощением национального характера.

С тех пор это мнение стало само собой разумеющимся. Достаточно взять любую историю американской литературы, любое собрание критических работ о Твене, чтобы убедиться в этом. В юбилейном сборнике работ о главном романе Твена 1984 года его герои - Том Сойер и Гек Финн, Янки из Коннектикута и Простофиля Уилсон - и через сто лет после их создания воспринимаются «символами новой нации, её грубости, незрелости и нравственной неопределенности».

Кульминационным в изучении Марка Твена на его родине стал, наверное, юбилейный 1985 год, когда исполнилось 150 лет со дня его рождения и 100 лет с момента выхода в свет его главного романа. К этому времени уже накопилась весьма обширная и разнообразная литература о Твене, так дотошные библиографы подсчитали, что за сто лет появилось около 600 статей и книг только о «Приключениях Гекльберри Финна». Казалось бы, после этого поток публикаций должен хотя бы на время утихнуть, как это бывало с другими фигурами и юбилеями, однако за прошедшие двадцать лет он не только не иссяк, но даже вырос и, надо сказать, весьма впечатляюще, так что по количеству написанного - больше сотни книг, посвященных Твену, - эти два десятилетия могут поспорить и с тремя четвертями века, что прошли со дня смерти писателя. Дело в том, что американское литературоведение во второй половине XX века, восприняв традицию дотошности и фундаментальности немецкой науки позапрошлого столетия, добавило к этому собственную предприимчивость и приобрело вполне индустриальный характер. Сейчас это - самое мощное и массовое, самое разветвленное и специализированное и, наконец, технически самое оснащенное и передовое литературоведение за всю историю этой сферы деятельности. В нем развиты самые различные направления и пласты - от текстологии до теории литературы. Конечно, это не могло не сказаться в изучении главного национального писателя США.

Статья посвящена краткой биографии Марка Твена - писателя из США, ставшего известным прежде всего произведениями о Томе Сойере.

Биография Твена: становление писателя

Марк Твен (С. Клеменс) родился в 1835 г. в небольшом поселке во Флориде. Вскоре семья переехала в город Ханнибал, с которым связаны детские воспоминания Твена, отразившиеся в образе родного города Т. Сойера. С детства будущий писатель был частым посетителем библиотеки. В 1859 г после обучения некоторое время работал лоцманом на Миссисипи.
В 1861 г. Твен перебрался в Неваду. Некоторое время работал на серебряных приисках. Поместив несколько статей в одну из газет, будущий писатель был приглашен на должность постоянного сотрудника. Публикации Твена изначально были похожи на художественные произведения. В них он с юмором описывал обычную жизнь американской провинции.
С 1864 г. писатель жил в Сан-Франциско, где также работал корреспондентом. В 1872 г. Твен издал книгу-автобиографию "Закаленные", а через некоторое время - сборник рассказов. В 1875 г. была издана книга, прославившая писателя по всему миру - "Приключения Тома Сойера". Бешеная популярность произведения подтолкнула Твена к изданию "Приключений Гекльберри Финна". Писатель на волне успеха пробовал писать продолжение истории о двух главных героях, но эти произведения уже не пользовались большим успехом.
Приключения двух мальчиков - не только увлекательное чтение для детей, полное юмористических происшествий и опасностей. В похождениях Г. Финна Твеном мастерски обрисована жизнь обычной американской провинции с ее размеренной жизнью, со своими радостями и разочарованиями. Чрезвычайно важен образ беглого негра Джима, олицетворяющий собой всю порочность системы рабовладения. Автор не высказывается прямо против рабства, а делает это через чувства и переживания мальчика. Путешествие Гека с Джимом уравнивают их в общественном положении. Читатель видит, что беглый раб - такой же человек, обращающийся с Геком даже лучше, чем "нормальные" белые люди. Твен ввел в американскую литературу употребление негритянских диалектных слов и выражений, доказав, что они являются нераздельной частью культуры США.
На рубеже 80-х гг. Твен становится одним из самых известных писателей-реалистов Америки, его творчество считается олицетворением всей американской жизни.
Твен интересовался средневековой историей. В этой области им была написан фантастический роман "Янки при дворе короля Артура".

Биография Твена: зрелые годы

В 1884 г. смог основать собственное издательство. В 90-е гг. писатель начинает работать в жанре острой социальной сатиры, его произведения и сатирические памфлеты направлены против практически всех американских общественных институтов. Марк Твен досконально знал и любил патриархальную жизнь американской глубинки. Жизнь и деятельность простого американского человека он считал единственно правильными и верными. Бурные события рубежа веков показали, что приходит новый социальный строй со своими законами и порядками.
Ранние юмористические рассказы Твена утверждали могущество человека - покорителя Америки. Герои рассказов являлись носителями "американской мечты", согласно которой любой человек при равных стартовых возможностях в состоянии добиться в жизни всего, чего пожелает. Постепенно писатель сталкивается с суровой действительностью нового буржуазного века. Наряду с прежним юмором в его произведениях звучит горечь несбывшихся надежд. Выражением этих настроений писателя стала повесть "Простофиля Вильсон", в которой он изобразил несостоятельность традиционной американской жизни. Твен был разочарован развитием американской демократии, он признал, что его прежние убеждения и идеалы оказались просто мечтами.
В начале 90-х гг. издательская фирма Марка Твена потерпела финансовый крах. С целью улучшения своего материального положения писатель совершил кругосветное путешествие, сопровождаемое чтением публичных лекций.
Умер писатель в 1910 г. в штате Коннектикут. Многие известные писатели утверждали, что современная американская литература была создана Твеном. Том Сойер и Гекльберри Финн стали любимыми детскими героями большого числа читателей.