Сообщение гриша добросклонов. «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). Сочинение Гриша Добросклонов. Образ и характеристика

Создавая поэму « », Николай Некрасов хотел посвятить ее народу, простому и самоотверженному. Поет нередко наблюдал за теми людьми, которые до последнего боролись за свою свободу, за свое счастье. Именно поэтому, в своей поэме, автор решил создать образ борца, который все отдаст за народ.

Таким персонажем становится Григорий Добросклонов. Родился и жил он в такой бедной семье, что мать его хлеб слезами солила. Отец Григория, дьяк по прозванию, был еще беднее самого несчастного крестьянина. Поэтому, мальчишка с ранних лет насмотрелся на ужасы голодной жизни.

В свои пятнадцать лет он твердо знал, за кого отдаст жизнь свою. Григорий Добросклонов стремится помочь всем нуждающимся. Он появляется там, где слышно горе, где есть зов о помощи.

Герой не задумывается о своем личном богатстве и благополучие. Настоящий революционер готов хоть сейчас распрощаться со своей жизнью, чтоб изменить судьбу народа к лучшему. И в своих помыслах Григорий был не одинок. Множество людей готовы были участвовать в протесте против такой «собачьей» жизни.

Добросклонова не пугают все те трудности, которые могут возникнуть на пути к свободе. Григорий до последнего верит в силу и победу народа, который находился на грани, на последней точке кипения. Мысль о том, что многомиллионные народные протесты в скором времени заполонят земли русские, тешит и радует его. Речи и слова Добросклонова заводят толпу, они оказывают магическое действие на окружающих, вдохновляя на борьбу и на победу.

Григорий Доброскловов – сильный, смелый, волевой герой некрасовской поэмы. Такой человек может стать настоящим вождем и повести за собой народное восстание. Своим призванием он считает борьбу за права угнетенных и обездоленных. Ведь сколько простому народу можно гнуть спины для других, сколько можно терпеть унижение и безвольно подчинятся.

На главный вопрос поэмы о том, кому же все-таки хорошо живется на Руси, Николай Некрасов отвечает: «борцам за народное счастье».

Сочинение на тему «Образ народного заступника Гриши Добросклонова. 3.00 /5 (60.00%) 2 votes

В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» мы видим огромное множество образов и героев. Все они разные: богатые и бедные, рабочие и церковнослужители, баре и князья. Каждый из образов важен и, несомненно, несет огромный смысл.
Всех героев поэмы можно разделить на две группы. Первая группа – это крестьяне, рабочие. К ним можно отнести Якима Нагого, Ермилу Гринина, старика Савелия, Ипата, Клима и других крестьян. Эта группа людей – простые рабочие, которые впали в экономическую зависимость и никак не могут обрести настоящего счастья. Каждый из них рассказывает свою историю, все они разные, но смысл у них один: тяжелая доля русского народа не дает ему спокойно и счастливо жить. Крестьяне находятся в постоянном подчинении, можно даже сказать «рабстве» у своих хозяев. Постоянно занятые тяжелым трудом, вынося все тяготы повседневной крестьянской жизни, люди могли «отдохнуть» лишь в праздники. Единственным развлечением для рабочих крестьян была выпивка. Горькое пьянство сгубило многих из них.
Вторая группа – э то бояре, князья – правящий класс. Многие из крестьян рабски преданы им и счастливы, что могут подчиняться боярам.


Среди многообразия всех героев можно выделить одного, не такого как все. Это Григорий Добросклонов. Гриша – сын деревенского дьячка, он является одним из представителей крестьянства в поэме. Жизнь этого героя должна быть иной, чем у крестьян, ведь по закону, крепостное право не должно было распространяться на церковных служащих. Но, жизнь Григория Добросклонова и его родных ничем не отличалась от жизни остальных рабочих крестьян. Герою близка крестьянская жизнь, он на себе познал все тяготы и заботы крестьян. С самого детства Григорий был отважным и не боялся ни работы, ни тяжелой жизни. Вот как пишет о нем Некрасов:
«И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей величине
Слилась – и лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Кому отдаст всю жизнь свою
И за кого умрет».
В подтверждение вышесказанного привожу цитату: «В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так, то, стало быть, и не находил ничего святее, незыблемее, истиннее, перед чем преклониться. Не мог же он полагать все самооправдание лишь в стишках о народе. А коли так, то, стало быть, и он преклонялся перед Правдой народною. Если не нашел ничего в своей жизни более достойного любви, как народ, то, стало быть, признал и Истину народную, И Истину в народе, И что истина есть и сохраняется лишь в народе. Если не вполне сознательно, не в убеждениях признавал он это, то сердцем признавал, неудержимо, неотразимо. В этом порочном мужике, униженный и унизительный образ которого так его мучил, он находил, стало быть, и что-то истинное, и святое, что не мог не почитать, на что не мог не отзываться всем сердцем своим». (Из «Дневника писателя») С. А. Андреевский.
Мы видим, что Григорий был готов заступаться, биться и, если понадобится, сражаться за народ. На мой взгляд, Некрасов сопоставляет этого героя с собой и через его действия и слова выражает свое отношение к происходящему вокруг.
Григорий Добросклонов, выросший в бедной семье ленивого и бездарного дьячка, в голоде и холоде, с самого детства был закален жизнью. Именно поэтому он так рано определил для себя жизненную цель и ни на шаг от нее не отступал.
Герой обладает такими важными качествами, как способность к состраданию, сообразительность, ум, твердые убеждения, трудолюбие, физическое здоровье.
Значение этого героя в поэме «Кому на Руси жить хорошо» велико, можно сказать, что образ Григория Добросклонова – главный образ во всей поэме.
Некрасов всем своим творчеством, а в частности этой поэмой хотел донести до народа необходимость бороться за свои жизни, за лучшую жизнь, за свои права. Поэт считал, что самое главное – это бороться за счастье.
На примере других героев, Некрасов показывает нам, исход людей, желающих «плыть по течению», ленящихся и считающих, что ничего у них не выйдет. Например, Яким Нагой видел свое счастье в выпивке, в прочем, как и многие другие. Многие из крестьян считали, что нужно некоторое время подождать, и все само собой наладится. Это мнение ошибочно, поэт призывает всех жить как Гриша Добросклонов, как настоящий борец за счастье народа. Некрасов пишет, что «сила неисчислимая» таится в народе русском. Только эту силу пускали в ненужное русло. Поэт призывал крестьян бороться за свои жизни, за счастье и достойное будущее. Образцом для подражания Некрасовым был «назначен» Григорий Добросклонов – мужественный, сильный и храбрый герой.

Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

Описание отца героя и жизни в его доме

Григорий - сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

«захудалого последнего крестьянина».

В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.

Учеба героя

Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом». В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности. Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

Мечты героя

Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа. Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав. Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:

  • крепостничество;
  • тяжелый непосильный труд;
  • разгул пьянства среди мужиков;
  • страшная нищета и голод;
  • жадность и лень барства;
  • невежественность простого народа.

Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

Прототип Гриши

Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:

  • уникальная целеустремленность;
  • трудолюбие;
  • одаренность и талант.

Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

Выбор героя

Григорий – представитель революционно настроенных молодых людей, которые в будущем обеспечат народу достойную жизнь. Судьба героя – яркий путь, громкое имя, слава заступника и защитника, но в этом же ряду стоят чахотка и Сибирь. Гриша много размышляет. Молодой поэт пришел к выводу, что у людей есть к счастью две дороги. Одна приведет человека к богатству, власти и почету. Это счастье строится на достижении материального благосостояния. Второй путь – духовное счастье. Оно предполагает единство с теми, кому служат, - с народом. Второй путь тяжелый и тернистый. Григорий призывает идти к заветным целям, сделать счастливыми как можно больше людей: «вольготно – весело на всей святой Руси» будут жить хлебопашец, бурлак и простой мужик. Таких, как персонаж поэмы, уже сотни, но автор верит, что их станет еще больше. Весь многомиллионный русский народ просыпается и встает на путь борьбы.

«Рать подымается – Неисчислимая, сила в ней скажется Несокрушимая!». Песня «Русь» - гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.

Само появление Гриши как действующего лица служит в общей концепции главы «Пир на весь мир» залогом нарастания и грядущей победы новых начал. Заключительная глава поэмы «Доброе время — добрые песни» связана полностью с его образом. Народ расходится по домам. Доброе время в его жизни еще не наступило, веселых песен он еще не поет,

Еще конец страданию

Народному далек,

Еще далеко солнышко,

но предчувствие этого освобождения пронизывает главу, придавая ей бодрый, радостный тон. Не случайно действие развертывается на фоне утреннего пейзажа, картины восхода солнца над простором волжских лугов.

В корректуре «Пира...», подаренной Некрасовым А. Ф. Кони, заключительная главка имела заголовок: «Эпилог. Гриша Добросклонов». Очень важно, что финал последней главы сюжетно незавершенной поэмы Некрасов рассматривал как эпилог, как логичное завершение ее основных идейно-смысловых линий, притом возможность этого завершения связывал с фигурой Григория Добросклонова.

Вводя в финальную главу поэмы образ юноши Гриши Добросклонова, автор давал выношенный размышлениями и опытом всей жизни ответ на вопрос, во имя чего должен жить человек и в чем состоит его высшее назначение и счастье. Тем самым получила завершенность этическая проблематика «Кому на Руси жить хорошо». В предсмертном лирическом цикле «Последние песни», который создавался одновременно с главой «Пир на весь мир », Некрасов высказывает непоколебимое убеждение, что высшим содержанием человеческой жизни является альтруистическое служение «великим целям века»:

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет... («Зине»)

К этому типу людей, всецело отдающих свою жизнь борьбе «за брата человека», по замыслу Некрасова, принадлежит и Гриша Добросклонов. Для него нет большего счастья, чем служение народу:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Он живет во имя того, чтобы землякам его

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Как и героя стихотворения «Памяти Добролюбова», Некрасов относит Гришу к тому типу «особеных», «отмеченных / Печатью дара божьего» людей, без которых «заглохла б нива жизни». Данное сопоставление не случайно. Общеизвестно, что, создавая образ Добросклонова, Некрасов придал герою отдельные черты сходства с Добролюбовым, человеком, умевшим находить счастье в борьбе за «великие цели века». Но, как уже говорилось выше, рисуя нравственно-психологический облик Добросклонова, Некрасов опирался не только на воспоминания о великих шестидесятниках, но и на факты, которые давала ему практика революционно-народнического движения 70-х годов.

В задуманном художественном образе юноши Григория Добросклонова поэт и хотел воплотить особенности духовного облика революционной молодежи этого времени. Ведь это о них в поэме строки:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути.

Это ведь им «судьба» не готовила, а уготовила (как в прошлом Добролюбову и Чернышевскому) «чахотку и Сибирь». К этим людям, отмеченным «печатью дара божьего», приравнивает Некрасов и Гришу Добросклонова: «Как ни темна вахлачина», но и она

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

И видимо, на определенном этапе работы над «Эпилогом» Некрасов написал знаменитое четверостишие о будущем героя:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Нельзя забывать и о лирической основе образа Гриши. Борьбу за «долю народа, / Счастье его» Некрасов воспринимал как свое личное, кровное дело. И в годину мучительной

болезни, беспощадно казня себя за недостаточное практическое участие в этой борьбе («Песни мне мешали быть борцом... »), поэт, однако, находил опору и утешение в сознании того, что его поэзия, его «кнутом иссеченная Муза» помогает движению к победе. Не случайно и Гришу автор «Кому на Руси...» сделал поэтом. В образ юного героя поэмы он вложил лучшую часть самого себя, в его сердце — свои чувства, в его уста — свои песни. Эту лирическую слитность авторской личности с образом юноши — поэта особенно хорошо выявляют черновые рукописи главы.

Читая «Эпилог», мы подчас уже не различаем, где Гриша, а где автор-повествователь, великий народный поэт Николай Алексеевич Некрасов. Попробуем отделить Гришу от Некрасова, результат от намерения и, пользуясь только текстом поэмы (включая и черновые варианты), вглядеться, каким же предстает на страницах «Эпилога» поэмы сын дьячка-выпивохи Трифона и труженицы Домны семнадцатилетний семинарист Гриша Добросклонов. Некрасов говорил, что «своеобразность» его поэтического творчества состоит в «реальности», опоре на факты действительности. И мы помним, что из своих охотничьих поездок в глубинку России поэт привозил немало сюжетов. В 1876 году Некрасов уже не ездил на охоту, не беседовал у костра с окрестными мужиками, но и прикованный к постели, он все-таки стремился «держать связь» с миром, опираться на какие-то реальные факты.

Побеседовав с вахлаками, Гриша на весь остаток ночи уходит «в поля, в луга» и, будучи в приподнятом состоянии души, сочиняет стихи и песни. Вот увидел идущего бурлака и сочинил стихотворение «Бурлак», в котором от души желает этому труженику, возвращающемуся домой: «Дай бог дойти и отдохнуть!» Сложнее с «песней» «В минуты унынья, о родина-мать!», представляющей пространное размышление об исторических судьбах России с древних времен до современности, написанное в традициях гражданской лирики некрасовской поры и вполне бы закономерно прозвучавшее в сборнике стихов Некрасова. Но с образом выросшего в селе Большие Вахлаки семнадцатилетнего Гриши никак не вяжется архаизированная гражданская лексика стиха («сопутница дней славянина», «русская дева», «влекут на позор»). И если Н. А. Некрасов в итоге своего жизненного и творческого пути пришел к выводу, что

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином,

то вскормленный темной вахлачиной Гриша Добросклонов этого никак не мог знать. А ключевой для понимания сущности образа Гриши является песня, которую братья-семинаристы Гриша и Савва поют, уходя с вахлацкого «пира»:

Доля народа,

Счастье его,

Свет и свобода

Прежде всего!

Мы же немного

Просим у бога:

Честное дело

Делать умело

Силы нам дай!

О каком же «честном деле» молятся Богу юные семинаристы? Слово «дело» в те времена имело и революционный подтекст. Так что же, Гриша (и Савва тоже) рвется в ряды революционных борцов? Но ведь здесь слово «дело» поставлено рядом со словами «жизнь трудовая». А может быть, Гриша, который в будущем «порывается» в Москву, «в новорситет», мечтает стать «сеятелем знанья на ниву народную», «сеять разумное, доброе, вечное» и просит у Бога помощи в этом честном и трудном деле? Что больше ассоциируется с мечтой Гриши о «честном деле», карающий меч «демона ярости» или призывная песня «ангела милосердия»?

А. И. Груздев, в процессе подготовки 5-го тома академического издания Некрасова тщательно изучавший рукописи и все материалы, связанные с «Пиром...», пришел к выводу, что, рисуя образ Гриши, Некрасов все более освобождал его от ореола революционности и жертвенности: вычеркнуто четверостишие про чахотку и Сибирь, вместо «Кому отдаст всю жизнь свою / И за кого умрет» появилась строка «Что будет жить для счастия... ».

Так что «честное дело», которому мечтает посвятить свою жизнь Григорий Добросклонов, все более становится синонимом «самоотверженного труда на просвещение и благо народа».

Итак, счастливый человек в поэме изображен, хотя мужикам-правдоискателям не дано этого знать. Гриша счастлив, счастлив мечтой, что он своей жизнью и трудом внесет хоть какой-то вклад в дело «воплощения счастия народного». Думается, что текст главы не дает достаточных оснований для того, чтобы трактовать образ Гриши Добросклонова как образ юноши-революционера, что в некрасоведении стало почти тривиальным. Но дело, видимо, в том, что в сознании читателя этот образ как-то двоится, ибо существует некий зазор между персонажем Гришей — парнем из деревни «Большие Вахлаки» (юным семинаристом с поэтической душой и чутким сердцем) и несколькими авторскими декларациями, в которых он приравнивается к категории «особенных людей», отмеченных «печатью дара божьего», людей, которые «звездой падучею» проносятся на горизонте русской жизни. Эти декларации, видимо, идут от первоначального намерения поэта нарисовать образ революционера, вышедшего из недр народных, намерения, от которого Некрасов постепенно отходил.

Так или иначе, но образ Гриши Добросклонова как-то выпадает своей контурностью и бесплотностью из образной системы эпопеи, где каждая, даже вскользь мелькнувшая фигура зрима и осязаема. Эпическую недорисованность образа Гриши нельзя объяснить ссылкой на свирепость цензуры. Есть непреложные законы реалистического творчества, от которых не мог быть свободен даже Некрасов. Он, как мы помним, придавал большое значение образу Добросклонова, но при работе над ним поэту не хватало «реальности», непосредственных жизненных впечатлений для художественной реализации задуманного. Как семи мужикам не дано знать о счастье Гриши, так и Некрасову не дано было действительностью 70-х годов «строительного материала» для создания полноценного реалистического образа «заступника народного», вышедшего из глубин народного моря.

«Эпилог. Гриша Добросклонов», — написал Некрасов. И хотя «Эпилог» Некрасов связывал с Гришей, позволим себе, отделив Некрасова от Гриши, эпилог, итог всей эпопеи «Кому на Руси жить хорошо» связать с голосом самого поэта, сказавшего последнее слово своим современникам. Как будто странно, что у эпической поэмы — лирический финал, две исповедальные песни умирающего поэта: «Средь мира дольного...» и «Русь». Но этими песнями Некрасов сам, не скрываясь за созданными его пером героями, стремится дать ответ на два, пронизывающие поэму от начала до конца вопроса: о понимании счастья человеческой личностью и о путях к народному счастью.

Лишь высокогражданское, а не потребительское отношение к жизни может дать человеку ощущение счастья. Думается, что обращенный к демократической интеллигенции призыв Некрасова сыграл свою роль в формировании ее гражданского сознания.

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого
Последнего крестьянина
Жил Трифон.
Две каморочки:
Одна с дымящей печкою,
Другая в сажень - летняя,
И вся тут недолга;
Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,
А чем они питаются -
И думать позабыл.
Он сам был вечно голоден,
Весь тратился на поиски,
Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась - и лет пятнадцати
Григорий твердо знал у же,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.
Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.
Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.