Сообщение на тему история архитектуры. Архитектурные стили в хронологической последовательности с примерами и фото. Возвращение раннехристианских зодчих к деревянным стропильным перекрытиям

Представьте, что вы отправились в путешествие в другую страну. Без культурной программы и туристических маршрутов не обойтись, иначе какой смысл вообще куда-то ехать. Можно, конечно, закрыться в отеле на время всего отпуска и отлично проводить дни, традиционно лежа в кровати..

Если же вы заранее подготовитесь к поездке и изучите традиции страны, в которую отправляетесь, то чужая культура станет намного понятнее. Как насчет того, чтобы научиться отличать архитектурные стили и поставить еще одну галочку в список своего самообразования? Помимо этого, вы сможете произвести впечатление на девушек, и это будет намного эффективнее, чем, например, навык отличать сорта пива с закрытыми глазами.

Вообще, архитектурные стили – довольно запутанная и сложная тема для новичка, и если вы не хотите изучать скучную литературу, мы предлагаем вам упрощенный гайд по мировой архитектуре (да простят нас профессиональные архитекторы).

1. Классицизм

Классицизм – это оплот симметричности, строгости и выпрямленности. Если видите что-то похожее, да еще и с круглыми длинными колоннами – это классицизм.

2. Ампир

Ампир – это когда классицизм решил стать пафосным до невозможности, да еще и стремится быть выше.

3. Сталинский ампир

Конечно же, вождю всех народов – товарищу Сталину – в обычном ампире недоставало пафоса и торжественности, и, чтобы показать мощь СССР во всей красе, этот стиль был возведен в куб. Так появился сталинский ампир — архитектурный стиль, который пугает своей колоссальностью.

4. Барокко

Барокко – это когда здание похоже на пироженку со взбитыми сливками, часто украшенную золотом, каменными скульптурами и витиеватой лепниной, которая отчетливо говорит свое «фи!» классицизму. Этот архитектурный стиль распространился по всей Европе, в том числе был перенят русскими архитекторами.

5. Рококо

Если вам показалось, что здание проектировала женщина, и на нем присутствует много всяких рюшечек и бантиков, покрытых золотом – это рококо.

6. Ультрабарокко

Если вы смотрите на здание и от обилия лепнины и скульптур перестаете понимать, что происходит вокруг, то можете быть уверены – это ультрабарокко. Главное – не потерять сознание при созерцании такой красоты.

7. Русское барокко

Русское барокко – это уже не пироженка, это настоящий торт, расписанный под хохлому.

8. Псевдорусский стиль

Псевдорусский стиль – это когда попытался «закосить» под древность, но перестарался и слишком богато все украсил.

9. Неоготика

Неоготика – это когда боишься порезаться о здание от одного взгляда на него. Тонкие длинные шпили, оконные проемы и боязнь уколов.

10. Готика

Если смотришь на здание и опасность порезаться меньше, а в центре у него круглое окно или витраж с башнями по бокам – это готика. На лепнине таких зданий в архитектурном стиле часто любят помучить всяких грешников и прочих асоциальных личностей.

11. Ар-деко

Ар-деко – это когда при взгляде на здание в голове у вас заиграли старые американские песни, исполненные Фрэнком Синатрой, а по улицам начали ездить воображаемые автомобили из 60-х годов.

12. Модернизм

Здесь все просто. Модернизм в архитектурном стиле – это дом из будущего, но построен с нотками ностальгии по прошлому.

13. Модерн

По модерну в архитектуре можно изучать античную историю. Очень много мелочей и проработанных деталей, которые в совокупности представляют собой цельную композицию.

14. Конструктивизм

Конструктивизм в архитектурном стиле – это когда любители цилиндров и других строгих геометрических фигур начинают строить дома. Ставят какую-нибудь трапецию или цилиндр и прорезают в ней окна.

15. Деконструктивизм

Если вы смотрите на здание и видите, что его совсем-совсем сломали, изогнули и сморщили – это деконструктивизм. Настоящий геометрический ад для перфекциониста.

16. Хай-тек

Хай-тек архитектура включает в себя постройки, где много стекла, бетона, все прозрачное, зеркальное и блестит на солнце. Максимум геометричности, строгости и угловатости.

17. Постмодернизм

Постмодернизм – это когда смотришь на здание, как на «Черный квадрат» Малевича и не понимаешь, что хотел сказать автор, как ему разрешили это построить и почему не лечили от наркотической зависимости. Впрочем, в таких причудливых формах тоже есть свои плюсы.

Конечно, профессиональные архитекторы могут посчитать такой топ архитектурных стилей кощунственным и вообще обидеться, но сделайте скидку тем, кто не так хорош в истории и определении стилей. В конце концов, автомобильный механик тоже будет снисходительно улыбаться, глядя на то, как архитектор пытается определить, с какой стороны подойти к коленчатому валу.

Как вид искусства относится к изобразительному искусству и стоит в одном ряду с живописью, скульптурой и т. д. Но при этом, в отличии от живописи и скульптуры, архитектура является функциональной и необходимой.

Архитектура как вид искусства лежит на стыке собственно искусства и науки. Невозможно стать архитектором, не зная физики, химии и математики (особенно геометрии), но при этом необходимо также обладать и эстетическим чутьем, умением видеть, чувствовать, понимать и создавать красоту, умением схватывать прекрасное в окружающих предметах и явлениях.

Аархитектура как вид искусства развивается не только в форме росписи жилищ и резьбы по дереву, но экспериментирует также над формами зданий. Широким культурным фоном для архитектуры как вида искусства являются эстетика христианства и ислама , эстетика феодализма , рыцарства , буржуазии , крестьянства , советская пролетарская эстетика и так далее до бесконечности.

Архитектура (греч. αρχη — здесь: основа , происхождение ; и лат. tectum — дом, укрытие) — это наука и искусство проектирования и строительства. Архитектура - это система зданий и сооружений, являющая собой художественно организованное пространство. Это «каменная летопись», «музыка в камне».

Специфика архитектуры как вида искусства:

1) Двуединство архитектуры как синтеза материальной и художественной сторон, т.к. она выполняет в жизни людей не только эстетическую функцию, но и практическую. Древнеримский архитектор Витрувий назвал их: прочность , польза (функциональное назначение) и красота (создание художественного образа). Единство и гармония этих трёх факторов и создаёт архитектуру. Архитектура — это и художество, и инженерия, и строительство, требующее огромного сосредоточения коллективных усилий и материальных средств.

2) Архитектура как вид искусства статична, пространственна. Хотя для ее восприятия имеет значение и временной фактор, т.к. единым взором не обозреть одновременно интерьер и экстерьер здания.

3) Архитектурные постройки обладают двумя «художественными измерениями» - внутренним (интерьер) и внешним (экстерьер, внешний фасад). Их образы связаны друг с другом определенной художественной логикой.

4) Архитектура тяготеет к ансамблевости. Ее сооружения искусно вписываются в естественный (природный) или урбанистический (городской) пейзаж .

5) Архитектура не воспроизводит действительность изобразительно, а носит выразительный характер. Она не изображает действительность, а выражает какие-либо абстрактные идеи.

6) Она тесно связана с социальной средой, ярко и выпукло отражает эпоху и одновременно создает его стиль.


Особенности архитектурного образа .

1) Архитектура не изображает натуру, она изображает идею - идею определенного художественного образа. (Н-р: античная архитектура - идея меры, гармонии, этой мерой является человек; готический храм - идея стремления к Богу , к божественному миру). Архитектура стремится к воплощению не индивидуальных качеств человека, предмета, явления, а наиболее общих социальных и философских идей времени.

2) Художественный образ создается не изобразительным способом, а при помощи специфически выразительных средств. Ритм, соотношение объемов и масс, формы, цвет, линий, плоскостей, связь с окружающим пейзажем — это средства выразительности архитектуры.

3) Архитектурный образ соотносится с ландшафтом и климатом. (Н-р: широкие улицы, большие окна у домов в северных странах, напротив, узкие улочки, маленькие окна в южных городах.)

Разновидности архитектуры :

1) зодчество - художественное проектирование и возведение всех возможных зданий;

2) архитектура малых форм - художественное конструирование предметов, окружающих здания, - фонарные столбы, киоски, решетки оград и т.п.;

3) архитектура крупных форм - монументальные объекты (мосты, обелиски, триумфальные арки и т.п.).

Материал архитектуры - дерево, камень (гранит, мрамор, известняк, валун и др.), кирпич, стекло, железо и бетон.

Стоечно-балочная система

Дольмен Пулнаброн в Ирландии. 2005 год SteveFE/Flickr

Простейшая архитектурная конструкция, известная с эпохи неолита . С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон.

Около 2500 года до н. э.

Начало оформления колонн


Гробница фараона V династии Сахуры. Реконструкция Людвига Борхардта. 1910 год Wikimedia Commons

Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Колонны в их храмах стали изображать пальму, лотос или связку папируса. Эти каменные «заросли» рассказывают о загробном лесе, через который души умерших должны пробраться к новой жизни. Так архитектура стала изобразительным искусством. Позже делать из архитектуры огромную скульптуру стали и в Междуречье . Однако там предпочитали ваять быков, грифонов и других существ животного мира.

Около 700 года до н. э.

Складывание античного ордера


Храм Т в Селинунте. Рисунок Жака Игнаса Гитторфа. 1859 год Wikimedia Commons

Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Они просят сочувствия зрителей и для убедительности подражают строению и пропорциям человеческой фигуры — мужской, женской или девичьей. Выстроенная строго логично система из поддерживающих и поддерживаемых элементов называется ордером Ордер — (от лат. ordo) воинский строй, порядок. . Обычно различают три главных ордера — дорический, ионический и коринфский — и два дополнительных — тосканский и композитный. Это момент рождения европейского зодчества.

Около 70 года н. э.

Начало широкого применения арочных конструкций


Колизей в Риме. Гравюра Джованни Баттисты Пиранези. 1757 год Wikimedia Commons

Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции (своды и купола). Горизонтальная балка может треснуть, если она слишком длинная; клиновидные же части в арочной дуге при нагрузке не переламываются, а сжимаются, а разрушить камень давлением непросто. Поэтому арочными конструкциями можно перекрывать гораздо большие пространства и нагружать их значительно смелее. Вместе с тем, освоив арку, архитекторы Рима не стали сочинять новый архитектурный язык взамен древнегреческого. Стоечно-балочная система (то есть колонны и поддерживаемые ими элементы) осталась на фасадах, но теперь часто не работала, а лишь украшала здание. Таким образом, римляне сделали ордер декором.

318 год

Возвращение раннехристианских зодчих к деревянным стропильным перекрытиям


Базилика Святого Петра в Риме. Реконструкция Генри Уильяма Брюэра. 1891 год Wikimedia Commons

Падение Западной Римской империи обрушило экономику тех территорий, которые мы сегодня называем Западной Европой. Средств на строительство каменных перекрытий не хватало, хотя потребность в больших зданиях, прежде всего в храмах, была. Поэтому византийским строителям пришлось вернуться к дереву, а с ним — и к стоечно-балочной системе. Из дерева делались стропила — конструкции под кровлю, где часть элементов (подкосы) согласно законам геометрии работает не на излом, а на разрыв или сжатие.

532 год

Начало применения византийскими зодчими купола на парусах


Купол Софийского собора в Константинополе. 2012 год Hochgeladen von Myrabella / Wikimedia Commons

Технологический прорыв византийской архитектуры — постановка изобретенного еще в Древнем Риме купола не на круглые стены, замыкающие внутреннее пространство, а на четыре арки — соответственно, всего с четырьмя точками опоры. Между арками и подкупольным кольцом образовывались двояковогнутые треугольники — паруса. (В храмах на них чаще всего изображаются евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн — четыре опоры церкви.) В частности, благодаря этой конструкции православные церкви имеют привычный для нас вид.

Около 1030 года

Возвращение к строительству арочных сводов в архитектуре романики


Шпайерский собор в Германии. Рисунок Августа Эссенвейна. 1858 год Wikimedia Commons

К началу второго тысячелетия нашей эры в Европе стали складываться могущественные империи, и каждая считала себя наследницей Рима. Возродились и традиции римского зодчества. Величественные романские соборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами.

1135 год

Готические архитекторы придают арочным конструкциям стрельчатые очертания


Собор Святого Креста в Орлеане Renaud Camus / Flickr

У арки и арочных конструкций есть один серьезный недостаток. Они стремятся «разъехаться». До готики архитекторы боролись с этим эффектом, строя толстые стены. Затем был найден другой прием: арки и своды стали делать стрельчатыми. Конструкция такой формы давит больше вниз, на опоры, чем в стороны. Кроме того, с боков эта система подпиралась специальными «мостиками» — аркбутанами, которые перекидывались от отдельно стоящих столбов — контрфорсов. Так стены освобождались от всякой нагрузки, делались легкими или даже исчезали, уступая место стеклянным картинам — витражам.

1419 год

В эпоху Ренессанса, барокко и классицизма стили формируются вне зависимости от новизны применяемых конструкций


Вид на площадь Святейшего Благовещения. Картина Джузеппе Дзокки. XVI век На площади находится портик Оспедале-дельи-Инноченти («Приют невинных») архитектора Филиппа Брунеллески (1419-1445 годы).
christies.com

Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира. Ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм и ампир родились скорее благодаря философам, теологам, математикам и историкам (и в какой-то степени тем, кто ввел в моду галантные манеры), чем изобретателям новых конструкций перекрытий. Вплоть до эпохи промышленной революции новшества в строительных технологиях перестают быть определяющим фактором в смене стилей.

1830 год

Начало «железнодорожной лихорадки» привело к массовому применению в строительстве металлических конструкций


Запуск железной дороги Ливерпуль — Манчестер. Рисунок А. Б. Клейтона. 1830 год Wikimedia Commons

Рельсы, поначалу предназначавшиеся только для железных дорог, оказались идеальным строительным материалом, из которого легко создаются прочные металлические конструкции. Бурное развитие наземного парового транспорта способствовало росту мощностей металлопрокатных производств, готовых предоставить инженерам любое количество швеллеров и двутавровых балок. Из таких деталей и сегодня делаются каркасы высотных зданий.

1850 год

Стекло становится полноправным строительным материалом


Хрустальный дворец в Гайд-парке. Рисунок Филиппа Браннана. 1850-1851 годы Victoria and Albert Museum

Фабричное производство оконного стекла больших размеров позволило отработать технологии строительства сначала больших оранжерей, а затем и грандиозных зданий иного назначения, в которых либо все стены, либо крыши делались стеклянными. Сказочные «хрустальные дворцы» начали воплощаться в реальности.

1861 год

Начало промышленного применения железобетона


Чертеж дома Франсуа Куанье из ноябрьского номера журнала L"Ingénieur за 1855 год histoire-vesinet.org

Попытки упрочнить бетон предпринимались еще в Древнем Риме; металлические стержни для армирования перекрытий начинают активно применять с начала XIX века. В 1860-х годах садовник Жозеф Монье в поисках средства сделать садовые кадки более прочными случайно обнаруживает, что, если в бетон заложить металлическую арматуру, прочность получившейся детали возрастает многократно. В 1867 году открытие было запатентовано, а затем продано профессиональным инженерам, разработавшим методы применения этой новейшей технологии. Однако предприимчивый садовник был лишь одним из нескольких отцов новой строительной технологии. Например, в 1853 году во Франции инженер Франсуа Куанье построил дом целиком из железобетона, а в 1861 году опубликовал книгу о его применении.

1919 год

Соединение всех технологических возможностей в новом
«современном» стиле


Павильон «Эспри нуво» Ле Корбюзье в Париже. Открытка 1925 года delcampe.net

В своем манифесте в журнале «Эспри нуво» один из лидеров архитекторов-модернистов Ле Корбюзье формулирует пять принципов современной архитектуры, которые возвращают ее к античным идеалам — не внешне, но в главном: образ здания опять стал правдиво отражать работу конструкций и функциональное назначение объемов. К началу XX века декор на фасадах стал восприниматься как обман. Появилась потребность обратиться к истокам, брать пример с древнегреческих храмов, правдиво рассказывавших о работе конструкций. Однако теперь перекрытия делались из железобетона, смысл применения которого в том, что там, где деталь работает на излом, замурованная в ней арматура сопротивляется разрыву. Поэтому современные конструкции могут перекрывать пролеты почти любой ширины. Теперь здания смогли совсем лишиться колонн, украшений, смогли иметь сплошное остекление, то есть обрести привычный нам «современный вид». 

Муниципальное общеобразовательное учреждение Буранная средняя общеобразовательная школа



Архитектура. Виды архитектуры


Выполнил

ученик 9А класса

Волошин В

Проверила

Оськина Е.А


п. Буранный 2012г.


Введение

Архитектура

Виды архитектуры

Стили в архитектуре

Заключение

Литература


Введение


Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура - искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

Выбор темы «Архитектура. Виды архитектуры» был обусловлен моим личным к ней интересом, а также тем, что архитектура - искусство, идущее в ногу со временем и всегда актуальное. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в, то, же время всегда связана с окружающим пространством. Архитектура должна удовлетворять практическим нуждам человека, но она ещё и способна вызывать «эстетическое волнение», завораживать и удивлять. Этим и интересна архитектура. Цель моей работы раскрыть особенности архитектуры как вида искусства через художественные стили.

архитектура готика пространство барокко

Архитектура


Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Искусство архитектуры - воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делает архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Искусство архитектуры - воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени.

В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.


Виды архитектуры


Архитектура объемных сооружений.

Архитектура объемных сооружений включает, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и другие) промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.)

2. Ландшафтно-парковая архитектура.

Этот вид архитектуры связан с организацией садово-паркового пространства. Это скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.

Градостроительство/

Градостроительная деятельность - деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания


Стили в архитектуре


Архитектура всегда была тесно связана с историей развития общества, его мировоззрением и идеями, с уровнем развития строительной техники, с представлением человека о пользе и красоте. Все это влияло на архитектурный стиль, то есть исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов. Архитектурный стиль проявляется в способах организации пространства, выборе характерных для данной эпохи архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений. Знакомство с различными архитектурными стилями много может рассказать о прошлом человека. В отличие от греков, знавших только колону, перекрытую балкой, и помещения с плоскими потолками, римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов. Римские своды поражают изобразительностью, масштабами, обилием разновидности. Едва ли не высшим достижением римской конструкторской мысли был сомкнутый феерический свод, называемый обычно куполом. Один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры - Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме в 125 году нашей эры. Круглое в плане зданий перекрыто грандиозным куполом диаметром более 43 метров.

Только в XIX веке, с изобретением железобетонных конструкций, люди научились сооружать купола такого размера, а римляне построили купол Пантеона с помощью бетона и кирпичного каркаса. Здание чрезвычайно продумано. Высота его ровняется диаметру, купол представляет собой полусферу. В центре купола находится отверстие, через которое проникает поток света, освещающий все внутреннее пространства огромного зала. Пантеон поражал великолепием своего убранства. Квадратные углубления, необходимые для облегчения массы купола, так называемые кессоны, были заполнены бронзовыми золоченными розетками, стены внутри были выложены разноцветным мрамором, а колоны наружного портика были выточены из цельных гранитных монолитов.

Древнеегипетский.

Древнеегипетский стиль зародился в Нильской долине около 5000 лет до нашей эры и просуществовал до 300 года нашей эры. Древнеегипетская архитектура отличается условностью и однообразием. Это было связано с тем, что добыча камня и его обработка находилась в руках государства, методы работы установились так прочно, что не менялись на протяжении 3500 лет. Изолированность египетской цивилизации привело к тому, что в древнем государстве отсутствовала конкуренция в архитектуре, которая оказала бы благотворное влияние на ее развитие, как, например, в Европе.

Классический.

Этот стиль зародился в Европе в XVII веке в результате влияния итальянского Возрождения. В это время искусство Ренессанса уже широко распространилось на континенте.

Романский.

Романский стиль - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе <#"justify">5. Древнерусский.

Древнерусским называется искусство в историческую эпоху, условно ограниченную, с одной стороны, датой крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем (988), а с другой - рубежом XVII-ХVIII веков, началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом. Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном, и ортодоксальном вариантах.

6. Барокко.

Стиль барокко появился в XVI - XVII веках в итальянских городах: Риме <#"justify">7. Классицизм.

Классицизм зародился в европейском искусстве XVII <#"justify">Заключение


Среди множества стертых от долгого употребления "золотых мыслей" имеется и такая: "Жизнь коротка - искусство вечно". Почти каждый где-нибудь да наталкивался на эти слова, но не всякому удается понять всю суть этой фразы. В одном ряду с величайшими книгами и картинами, изваяниями и симфониями встали архитектурные сооружения - так давно и так прочно, что никому не приходит в голову в этом усомниться. Эту прочную позицию в мире искусств архитектура заняла благодаря особенному качеству, что зовется гармоничностью, музыкальной согласованности частей. Слаженности целого и соразмерности деталей. А также тому особому свойству, которое до некоторой степени и другие искусства разделяют с архитектурой, но в ней оно проявляется наиболее внятно в особой масштабности человеку. Благодаря своему проекту я понял, что архитектура, будучи красивым и элегантным видом искусства, стала неотъемлемой частью нашей жизни. Она тем отличается от других художеств, что это -искусство, в котором живут люди.


Литература


1. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. - М., 1996.

Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. - М., 2000.


Теги: Архитектура. Виды архитектуры Реферат Строительство


Архитектура

Архитектура - это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, сады и парки. Во многих городах нашей страны вы встретите древние кремли и церкви, дворцы и особняки, современные здания театров, библиотек, дворцов молодежи, перед которыми вам захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть.

Так же вы стояли бы в музее перед интересной картиной или скульптурой. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой тоже могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и образует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Вот дома, где вы живете; школы, техникумы, институты, где учитесь; в театрах, цирках и кино - развлекаетесь; в садах, парках и дворах - отдыхаете. На заводах и в учреждениях работают ваши родители; магазины, столовые, вокзалы, метро постоянно заполнены посетителями. Трудно даже представить, как можно обойтись без этих и многих других сооружений.

Разнообразие архитектуры зависит не только от творческой фантазии зодчего (так называли архитектора на Руси), но и от условий строительства: теплого или холодного климата, равнинной или гористой местности, возможностей строительной техники, деревянных, каменных или металлических конструкций, эстетических вкусов жителей и многого другого. В строительстве используется труд людей многих профессий - каменщиков, конструкторов, ученых и художников. Все они трудятся под руководством архитектора. (Архитектор по-гречески означает "старший строитель".) Человек этой профессии должен обладать большими техническими и художественными познаниями. Любуясь готическим собором, Московским Кремлем или велотреком в Крылатском, мы восхищаемся не только своеобразной красотой этих сооружений, но и трудом и умением строителей.

Еще в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами - пользой, прочностью, красотой. Каждое здание должно быть полезным, отвечать своему прямому назначению. Это проявляется и в его внешнем облике, и в характере его внутренних помещений. Жилой дом, театр и учебное заведение - три разных типа сооружений. У каждого из них свое назначение, и каждое здание должно быть удобным: в одном случае - для жилья, в другом - для показа спектаклей, в третьем - для учебы. Также важно, чтобы каждое из них было долговечным, прочным. Ведь здания создаются не на один год, а надолго. Но архитектура не стала бы искусством, если бы игнорировалось третье важное требование - красота.

Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск все новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения. Вот мы и видим самые разные здания и среди древних, и среди современных. Взять хотя бы многоэтажные жилые дома: один высокий, как башня, другой - в виде длинной прямой пластины, третий изгибается по кругу. У них одинаковое назначение и похожие конструкции, они рассчитаны на один и тот же климат, стоят в одном городе, однако фантазия архитектора для каждого из них нашла свою форму, свое цветовое решение. Так возникают сооружения со своими индивидуальными чертами, по которым мы узнаем их. И каждое здание производит свое впечатление: одно имеет торжественный, праздничный облик, другое - строгий, третье - лирический. Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и художественные вкусы людей тех времен. Посмотрите на рисунки, и вы убедитесь в этом сами.

Яркий период в истории русского зодчества -середина XVIII в. Это время бурного строительства дворцов, больших храмов, время расцвета стиля барокко. Крупнейшим архитектором, во многом определившим стиль сооружений той поры, был В. В. Растрелли (1700-1771). Фасады его построек, расцвеченные белым, синим и позолотой, необычайно нарядны. Великолепны богато украшенные лепкой анфилады залов, редкой красоты деревянные мозаичные полы. Лучшие постройки В. В. Растрелли - Екатерининский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец и Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Большой дворец в Петергофе. На острове Кижи в Онежском озере сохранились деревянные Преображенская (1714) церковь, колокольня (1874) и Покровская церковь (1764), построенные без единого гвоздя. Эйфелева башня в Париже. Ее спроектировал в середине 19-го в. инженер Гюстав Эйфель. Оригинальность, смелость конструкции и архитектурной формы сделали башню знаменитой.