Сообщение о творчестве марка твена. Краткая биография марка твена, выдающегося американского писателя. Экранизации произведений, театральные постановки

Твен Марк (Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) (1835-1910 гг.)

Американский писатель. Родился в поселке Флорида (штат Миссури). Детство провел в городке Ханнибал на Миссисипи. Был учеником наборщика, позднее вместе с братом издавал газету в Ханнибале, затем в Мескатине и Кеокуке (штат Айова). В 1857 г. стал учеником лоцмана, воплотив свою детскую мечту «познать реку», в апреле 1859 г. получил права лоцмана.

В 1861 г. переехал к брату в Неваду, почти год был старателем на серебряных приисках. Написав несколько юморесок для газеты «Территориал энтерпрайз» в Вирджиния-Сити, в августе 1862 г. получил приглашение стать ее сотрудником. Для псевдонима взял выражение лотовых на Миссисипи, выкликавших «Мерка 2», что означало достаточную глубину для безопасного плавания.

В мае 1864 г Твен уехал в Сан-Франциско, два года работал в калифорнийских газетах, в т.ч. корреспондентом калифорнийской «Юнион» на Гавайских островах. В 1871 г переехал в Хартфорд (штат Коннектикут), где прожил 20 лет -самые счастливые свои годы. В 1884 г он основал издательскую фирму.

Твен пришел в литературу поздно. В 27 лет стал профессиональным журналистом, в 34 года опубликовал свою первую книгу. Ранние публикации интересны в основном как свидетельство хорошего знания грубоватого юмора американской глубинки. С самого начала его газетные публикации несли черты художественного очерка.

В 1872 г вышла автобиографическая книга «Закаленные» - о людях и нравах Дикого Запада. Через три года Твен выпустил сборник лучших своих рассказов - «Старые и новые очерки», после чего его популярность резко возросла. В 1876 г. опубликовал «Приключения Тома Сойера», и феноменальный успех книги заставил написать продолжение, названное «Приключения Гекльберри Финна».

Между этими романами Твен выпустил еще одну автобиографическую книгу - «Жизнь на Миссисипи». Увлекался историей европейского Средневековья и написал сначала повесть «Принц и нищий», затем роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». В 1895 г. совершил кругосветное путешествие, посетив с лекциями Австралию, Новую Зеландию, Цейлон, Индию и Южную Африку.

Умер в Раддинге, штат Коннектикут.

Американский писатель, завоевавший своим неповторимым ироничным творчеством миллионы детских, взрослых сердец – это Марк Твен (Сэмюэл Клеменс). Он был не просто писателем, а также журналистом, общественным деятелем.

Родился 30.11.1835 г. в штате Миссури. В возрасте 4 лет, он вместе с семьей переехал в небольшой городок Ганнибал. В своем знаменитом произведении «Приключения Тома Сойера» писатель описывает город его детства, который оставил неизгладимые впечатления.

Работать Сэмюэл начал с 12 лет, из-за смерти отца, большого количества долгов. Помогая брату работать в газетном издании, он пробует себя в написании статей. Здесь обнаруживается писательский талант.

После Сэмюэл устраивается на должность лоцмана, плавает по стране. Профессия моряка так пришлась ему по душе, что он решает посвятить ей жизнь. Однако условия жизни диктуют свои правила. Он решает заняться добычей серебра. Занятие это не принесло ему денег. Сэмюэл снова приходит работать в газету. Именно здесь он берет псевдоним «Марк Твен». В 1864г. Марк переезжает в Сан-Франциско, где просыпается его писательский «гений».

Известность ему принес юмористический рассказ в 1865г. «Знаменитая скачущая лягушка из калавераса». Рассказ был популярен, читаем в каждом городишке, поселении. Произведение получило статус лучшего в юмористическом жанре. Марк Твен написал его, когда длительно путешествовал в Европу, Палестину. За свою жизнь писатель проедет не 1000 километров.

Далее идут книги «Простаки за границей», «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», которые обрели всемирную известность. «Приключения Тома Сойера» считается классикой жанра, одним из лучших произведений мировой литературы.

В своих последних произведениях Марк Твен старается показать Америку, как страну где жестокость, насилие, несправедливость встречаются на каждом шагу. Особенно его волновала проблема расизма. Писателя перестают воспринимать как юмориста, сатирика. Часть его работ были запрещены к прочтению, распространению среди населения, в них он наиболее жизненно описывает острые социальные проблемы.

В 90-х годах XIX в. Марк Твену пришлось тяжело. Его издательство закрылось. Чтобы заработать, он стал ездить по миру, читать свои произведения, лекции. Сложная жизненная ситуация, сказалась на его произведениях. Написанная в 1916г. повесть «Таинственный незнакомец», содержит в себе горечь, сарказм, пессимизм разочарованного человека.

Умер гениальный писатель 21.04.1910г.

Рассказы, повести, романы Марка Твена заставляют нас перечитывать их снова и снова. Читая их можно почувствовать атмосферу того времени, отношение людей друг к другу. Через свои книги автор передает нам нотки сострадания, любви к людям. Благодаря неповторимости, своих произведений Марк Твен мой любимый писатель.

Вариант 2

Почти каждый ребенок в детстве или юношестве читал книгу о Томе Сойере и его друге Гекльберри Фине. Создателем этих интересных и забавных историй стал американский писатель Марк Твен. Именно он внес большой вклад в американскую и мировую литературу. При этом он писал не только для детей, но и для взрослых.

На самом деле Марк Твен – это псевдоним. От рождения писателя звали Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Другое имя к нему пришло еще в юности с буквальным переводом: «метка двойка». Такое Твен выкрикивал с борта корабля, когда работал там еще до своего писательства. Родился Сэмюэл в Флориде, США в 1835 году. Его семья не имела чистые американские корни. В генах Марка смешались Шотландские, Ирландские и Английские корни. Писать мальчик стал после смерти отца, когда старший брат стал выпускать газету и ему была необходима помощь с интересными статьями, но долго это не продлилось. Сэм ушел работать на пароход лоцманом. Гражданская война не позволила Твену работать на пароходе всю жизнь и тогда ему пришлось пережить многое. Именно эти пережитые годы сформировали основную идею его второй книги.

В 1867 году Марк Твен отправился в большое путешествие, в котором побывал и в России. В это время он писал письма и отправлял на родину в газету. Позже из них была составлена его первая книга под названием «Простаки за границей». После большого успеха этой книги Марк Твен женился. Пиком творческой карьеры писателя стал выпуск романа «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера». Кроме этого высоко ценятся и такие его произведения, как: «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Литературоведами было замечено, что начинал писать автор в легком юмористическом стиле, а заканчивал свою карьеру глубоко сатирическими произведениями.

Марк Твен еще при жизни стал знаменитым и признанным писателем. В зрелом возрасте он стал прекрасным оратором и посвятил свою жизнь поиску молодых талантов. Кроме литературы его увлекала наука, его близким другом был Никола Теста. Последние годы его жизни нельзя назвать счастливыми и успешными. Его жена и дети умерли, а издательская компания разорилась. Несколько его книг были отданы плагиаторам, что привело его в глубокую депрессию. Но даже незадолго до смерти Марк Твен не переставал шутить. Писатель связывал свое рождение с кометой Галлея, и к ее повторному приходу ждал своей смерти. Так и случилось в апреле 1910 года Великий американский писатель скончался от стенокардии.

Творчество Твена

Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс (Марк Твен) – американский писатель и общественный деятель. Он писал свои произведения в таких стилях - юмор, сатира, философская фантастика и другие.

Будущий писатель появился на свет 30 ноября 1835 года во Флориде, в многодетной семье. У него было 4 брата и 2 сестры. К сожалению, два старших брата и сестра умерли ещё в детском возрасте. В 4-летнем возрасте мальчик со своей семьёй переезжает жить в город Ганнибал, который спустя много лет опишет в своём труде «Приключения Тома Сойера».

В 12-летнем возрасте талантливый юноша теряет из-за болезни своего отца. Весь груз ответственности за семью ложится на плечи его старшего брата Орайон, который приблизительно в это время открывает типографию и издаёт газеты. Сэмюэл старался ему помогать по работе, поэтому занимал в издательстве должность наборщика текста и иногда сам писал статьи для газеты.

Начинающий писатель очень любит реку, поэтому уходит из издательства. Устроившись на пароход на должность лоцмана, он решает связать свою жизнь с рекой. Но, благодаря сложившимся обстоятельствам, ему не удаётся реализовать свои планы. Поэтому Сэмюэлю приходиться заниматься добычей ценных металлов. Это занятие со временем также увенчалось не так благополучно, как того хотелось бы. Поэтому талантливый писатель начинает сотрудничать с местной газетой и выпускает свои труды под вымышленным именем Марк Твен.

Переехав в 1864 году в Сан-Франциско, Марк творит свои сочинения для нескольких издательств сразу. Через год к нему приходит первый писательский успех за собрание повествований «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса».

С этого времени Марк Твен начинает много путешествовать, во время которых пишет книги, пользующиеся огромным признанием и интересом у читателей. Параллельно он часто делает доклады в США и Англии.

В 1870 году Марк вступает в брак с Оливией Лэнгдон и прожил с ней более 20 счастливых лет.

Со временем писатель пишет и выпускает в свет «Приключения Гекельберри Финна», «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и «Жизнь на Миссисипи». Эти сочинения сразу же понравились великой публике и сделали его одним из самых общеизвестных писателей того времени.

В более поздних своих трудах писатель категорически осуждает расизм, отрицательно высказывался об американских правителях, рассказывал о несправедливости и жестокости, царящих на улицах страны. Поэтому ещё при жизни писателю пришлось столкнуться с резкой критикой в адрес многих своих произведений, написанных в стиле острой сатиры. Большинство книг не было допущено к печати.

В 1890-х годах Марк Твен потерял очень большую сумму денег благодаря тому, что его издательская типография обанкротилась, и наглые плагиаторы выпустили несколько его книг под своим именем. В то время писателю на помощь пришёл магнат Генри Роджерс, который смог поправить не очень хорошее материальное положение Марка. Со временем они стали близкими друзьями.

  • Какое первое животное запустила франция в космос?

    Франция, удивительная страна, она имеет свой неповторимый колорит с привкусом романтики. Поступки французов всегда были неординарными, и касается это не только банальных вещей, но и даже первого полета животного в космос.

    Артур Игнейшус Конан Дойл – величайший английский писатель ирландского происхождения. Автор огромного количества произведений в разных жанрах литературы. Самые знаменитые его творения: сочинения про гениального детектива Шерлока


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ.

Творчество Марка Твена Реферат по литературе США

Выполнила: студентка
Юрьева Ю.А.
ДГЛ -201
Проверила:
Сидорова Инна Николаевна

Москва 2010

Содержание
Введение………………………………………………………… …….3
Часть 1. Творчество Марка Твена……………………………………
Ранние годы и дальнейшее творчество……………………………….
Поздние годы…………………………………………………………..
Особенности юмористических произведений Марка Твена……….
Интересы и увлечения писателя……………………………… ………
Часть 2. Роман «Приключения Тома Сойера» ………………………
Заключение…………………………………………………… ……….
Список литературы………………………………… …………………

Введение

"Замечательно, что Америку открыли, но было бы куда более замечательно, если бы
Колумб проплыл мимо". Эту саркастическую максиму мог бы произнести житель
европейской страны, страдающей сегодня от засилья заокеанской "технологической
культуры", но ее высказал "американец из американцев" Марк Твен, о котором
Хемингуэй писал: "Вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется "Гекльберри Финн".
В данной работе представлено описание творчество Марка Твена, а так же особенности характера написания его произведений.
Я считаю, что ознакомление с фактами жизни и работами этого великого писателя следует знать каждому. Произведения Марка Твена читают до сих пор, проблемы этих произведений по-своему актуальны.
Данный реферат состоит из двух частей.
Первая часть включает в себя описание творчества писателя и характерные черты, проблемы его работ.
Вторая часть представляет анализ произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера»

Ранние годы и дальнейшее творчество Марка Твена

Родился в маленьком городке Флорида (штат Миссури, США) в семье купца Джона Маршала Клеменса и Джейн Лемптон Клеменс. Был шестым ребенком в семье из семи детей.
Когда Марку Твену было 4 года, его семья переехала в городок Ганнибал - речной порт на реке Миссисипи. Впоследствии именно этот город послужит праобразом местечка Санкт-Петербург в знаменитых романах "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна". В это время Миссури был рабовладельческим штатом, потому уже в это время Марк Твен столкнулся с рабством, которое будет впоследствии описывать и осуждать в своих произведениях.
В марте 1847 года, когда Марку Твену было 11 лет, его отец умер от пневмонии. В следующем году он начинает работать помощником в типографии. С 1851 занимается набором и редакцией статей и юмористических очерков для "Hannibal Journal" - газеты, владельцем которой был его брат Орион.
Газета Ориона вскоре закрылась, пути братьев разошлись намного лет, чтобы снова пересечься уже к концу Гражданской войны в Неваде.
В возрасте 18 годов он оставил Ганнибал и работал в типографии в Нью-Йорке, Филадельфии, Сент-Луисе и других городах. Он занимался самообразованием, много времени проводя в библиотеке, таким образом получив столько знаний, сколько он получил бы закончив обычную школу.
В возрасте 22 лет Твен уехал в Новый Орлеан. На пути к Новому Орлеану Марк Твен путешествовал на пароходе. Тогда же у него появилась мечта стать капитаном корабля. Твен тщательно учил маршрут реки Миссисипи два года, до тех пор пока не получил в 1859 году диплом капитана корабля. Сэмюэл приобщил своего младшего брата работать с ним. Но Генри погиб 21 июня 1858 года, когда пароход, на котором тот работал, взорвался. Марк Твен считал, что в первую очередь он виноват в смерти своего брата и чувства вины не побросало его на протяжении всей его жизни вплоть до самой смерти. Однако он продолжал работать на реке и работал до тех пор, пока не вспыхнула Гражданская война и судоходство на Миссисиппи прекратилось. Война заставила его поменять профессию, хотя Твен жалел об этом до конца жизни.
Сэмюэлю Клеменсу пришлось стать солдатом Конфедерации. Но так как он еще с детства привык быть свободным, через две недели он дезертирует из рядов армии жителей Юга и направляет свой путь на запад, к брату в Неваду. Только прошел слух, что в диких прериях этого штата нашли серебро и золото. Здесь Сэмюэл работал целый год на серебряном руднике. Параллельно с этим он писал юмористические рассказы для газеты "Territorial Enterprise" в Вирджинии-сити и в августе 1862 получил приглашение стать ее сотрудником. Вот здесь и пришлось Сэмюэлю Клеменсу искать для себя псевдоним. Клеменс утверждал, что псевдоним "Марк Твен" был взят им из терминов речной навигации, которым называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов. Вот так на пространствах Америки и появился писатель Марк Твен, который сумел в будущем завоевать своим творчеством мировое признание.

Через пару лет Сэм продолжил свою охоту за удачей: в 1861 году уехал на Дальний
Запад, работал старателем на серебряных приисках Невады и как репортер сотрудничал с местной газетой; затем перебрался в Калифорнию и стал золотоискателем, но репортерскую работу не оставлял, сразу же проторив дорожки в калифорнийские газетные издания. В юморесках этого периода Марк Твен осваивал приемы народного ("дикого") юмора, пока наконец не появился его рассказ на фольклорный сюжет "Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" (1865), принесший ему первую известность.
В 1867 году Марк Твен отплыл на пароходе "Квакер-Сити" в Европу и Палестину. Он
побывал во Франции, в Италии, Греции, Турции, Крыму, посылая в американские
газеты свои юмористические репортажи. Через год издал книгу, куда вошли впечатления от этого путешествия, - "Простаки за границей"; она имела шумный успех. Критика писала о "триумфальном вступлении фольклорного юмора в большую литературу". Однако не только это определило ее популярность - книга была пронизана гордостью представителя Нового Света перед Старым и верой в особую миссию его страны на фоне "раболепствующей" Европы с ее историческим "мракобесием". Надо заметить, что насмешки "простаков" над европейской стариной и культурой нередко грешат утилитаризмом янки. Досталось в этой книге не только Европе, но и Священному писанию. В главах о Палестине, полемизируя с традиционными религиозными представлениями, Марк Твен превращает в бурлеск сюжеты из Библии . Эта линия в его творчестве будет продолжаться на протяжении всей жизни и выразится в воинствующем атеизме. После возвращения из Европы Марк Твен познакомился с Оливией Ленгдон, дочерью крупного углеторговца, и решил жениться. Богатый клан вряд ли был польщен
перспективой иметь такого родственника. Однако молодой писатель, окрыленный
успехом первой книги, добился успеха и здесь. В 1870 году брак был заключен, и
молодая пара переехала в Хартфорд (штат Коннектикут). Этот союз оказался счастливым и в семейном, и в творческом плане. Среди родственников своей жены Марк Твен нашел и мишени для своих "ядовитых" стрел. Так, героем сатиры "Письмо ангела-хранителя" стал углеторговец Эндрю Ленгдон, черный делец, прикрывающийся лицемерной благотворительностью, к которому обращены такие далеко не родственные строки: "Чего стоит готовность... десяти тысяч благороднейших душ отдать свою жизнь за другого - по
сравнению с даром в пятнадцать долларов от самой гнусной и скаредной гадины, обременявшей когда-либо землю своим присутствием!" Рассказ был опубликован много
времени спустя после его смерти - в 1946 году.
В 1872 году вышла вторая книга Марка Твена - "Закаленные" (в русском переводе "Налегке"), куда вошли его автобиографические очерки о работе на серебряных и золотых приисках Невады и Калифорнии. В рассказах о жизни старателей, которые также ведутся от лица "простака", черный юмор переплетается с былинностью повествования. Теодор Драйзер расценил эту книгу как "яркую картину фантастической и все же совершенно реальной эпохи американской истории".
Действительно, в ту пору начиналась новая для Америки эпоха. Марк Твен писал, что в его бытность в городке Ганнибал богатство не было основным смыслом жизни для американцев и только открытие золота в Калифорнии "породило ту страсть к деньгам, которая стала господствовать сегодня". Этой же теме - о том, как деньги наводят порчу на целые города - посвящен и его поздний рассказ "Человек, который совратил Гедлиберг" (1899).
Большой жанр Марк Твен осваивал сообща с Ч.Д. Уорнером, написав совместный роман
"Позолоченный век" (1873) о послевоенном времени (с 1861 по 1865 год между Северными и Южными штатами шла гражданская война) - времени бешеных денег, грандиозных прожектов и обманутых надежд.
И все же малый жанр по-прежнему оставался пока главным в творчестве писателя. В
1875 году Марк Твен издал сборник " Старые и новые очерки", куда вошли рассказы,
ставшие хрестоматийными: "Журналистика в Теннеси" (1869), "Как меня выбирали в
губернаторы", "Как я редактировал сельскохозяйственную газету" (1870), "Разговор с интервьюером" (1875) и др. Написаны они от лица наивного повествователя, который не вполне представляет себе (вернее, совсем не представляет) дело, за которое берется, что и рождает комичность положений.
Наконец в 1876 году появился первый самостоятельный роман Марка Твена "Приключения Тома Сойера", принесший ему мировую славу. Писатель не скрывал автобиографические корни этого произведения. В Томе Сойере без труда можно разглядеть "протестантскую" натуру самого писателя, проявлявшуюся с детства. Если попытаться дать характеристику главного героя в нескольких словах, можно сказать: нарушитель запретов и "подрывник" традиций. Американская критика увидела в Томе Сойере "маленького дельца", то есть национальный тип Делового американца: мечты Тома разбогатеть, умение извлечь выгоду из окраски забора, махинации с билетиками в воскресной школе...

Любопытно, что Марк Твен задумывал эту книгу как критику на американскую действительность, однако романтизм детских впечатлений, поэтизация жизни, добродушный юмор придали ей эпические черты. "На мой взгляд, - писал Марк Твен, - повесть для мальчиков надо писать так, чтобы она могла заинтересовать... и любого взрослого мужчину, который когда-либо был мальчиком". "Приключения Гекльберри Финна", которые должны были стать продолжением "Тома Сойера", писались десять лет. В этом романе мягкий юмор уже перерастает в жесткую сатиру, поэтому не случайно автор начал с "Предупреждения": "Лица, которые попытаются найти в этом повествовании мотив, будут отданы под суд; лица, которые попытаются найти в нем мораль, будут сосланы; лица, которые попытаются найти в нем сюжет, будут расстреляны". Гек, заскучавший в доме добродетельной вдовы, взявшей его на воспитание, становится бездомным бродягой и видит мир уже в более реалистичных, контрастных, тонах, нежели Том. Юный люмпен, путешествующий в компании с чернокожим и борющийся за его свободу, оскорблял американские нравы того времени. Вскоре после издания (1885) роман изъяли из многих библиотек, как "никчемную книжонку, пригодную только для трущоб". Спустя век эту же книгу обвинили в... расизме и унижении достоинства негритянского населения, а некий член школьного совета из Чикаго даже предложил ее сжечь. Неослабевающий интерес писателя к европейскому средневековью нашел выражение в знаменитой повести "Принц и нищий" (1882). К тому времени гордость "свободного гражданина свободной страны" трансформировалась у Марка Твена в иное чувство: он находил причины расслоения американского общества на угнетателей и угнетаемых - в средневековье, откуда вышли предки современных американцев. Аллегорический рассказ о том, как королевский отпрыск и оборванец поменялись местами, показывает условность любого социального статуса и восходит к притчевой мудрости, которую можно выразить русской поговоркой: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся".
К средневековому циклу можно отнести и его роман "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" (1889). Эта пародия на средневековые рыцарские романы о короле Артуре и рыцарях "Круглого стола" подарила фантастам нашего века такой неисчерпаемый прием, как путешествие во времени (механик из штата Коннектикут получил удар по голове, потерял сознание и очнулся в далеком прошлом рядом с легендарным Камелотом).
В начале 1890-х годов двадцатилетний хартвордский период жизни Марка Твена, наполненный творческими удачами и семейными радостями, неожиданно завершился
крахом. Еще в 1884 году писатель основал собственную издательскую фирму,
финансировал изобретателя новой типографской машины, но все больше и больше увязал в долговой зависимости, а в 1894 году предприятие окончательно разорилось. Чтобы поправить дела, Марк Твен отправился в кругосветное путешествие, выступая с лекциями в Австралии,
Новой Зеландии, на Цейлоне, в Индии и Южной Африке. После тяжелой поездки его
настиг более жестокий удар - умерла любимая дочь Сюзи.
С повести "Простофиля Вильсон" (об осмеянном мудреце; 1894) в творчестве Марка
Твена начался период, который можно назвать сменой вех. Он разочаровался в
буржуазной демократии, отметив в записной книжке: "Большинство всегда неправо",
отверг американский патриотизм, который, по его мнению, отравил сознание многих
его соотечественников ("...торгашеский дух заменил мораль, каждый стал лишь патриотом своего кармана", - писал Марк Твен), утратил веру в американский прогресс и особую его миссию: "Шестьдесят лет тому назад "оптимист" и "дурак" не были синонимами. Вот вам величайший переворот, больший, чем произвели наука и техника. Больших изменений за шестьдесят лет не происходило с сотворения мира". Подвергая своих "корыстных, трусливых и лицемерных" современников яростной критике, он восхищался "тернистым путем" русских революционеров, о чем сообщал в письме революционеру-народнику Степняку-Кравчинскому.
На пике своих "революционных" эмоций он пишет "Личные воспоминания о Жанне
д"Арк" (1896) - о мужестве французской национальной героини. Эту книгу он называл своей самой любимой работой.
С 1901 года Марк Твен начал публиковать дерзкие политические памфлеты: "Человеку, сидящему во тьме", "Моим критикам-миссионерам", "В защиту генерала Фанстона", в которых выступал против американской империалистической политики и военщины. Затем вышли "Монолог царя" (едкая сатира на русское самодержавие; 1905) и "Монолог короля Леопольда" (возмущение бельгийским колониальным режимом в Конго) и др.
"Лирическим" героем позднего Марка Твена становится Сатана, наиболее ярко представленный в повести "Таинственный незнакомец", - в его уста писатель вложил свой злой сатирический смех над человеческими обольщениями и свои мысли. Эту повесть можно считать манифестом Марка Твена, завершающим его творческую жизнь.
Еще в 1899 году он писал своему другу, американскому писателю У.Д. Гоуэллсу, что намерен прекратить литературную работу для заработка и взяться за свою главную книгу: "...в которой я ничем не буду себя ограничивать, не буду бояться, что задену чувства других, или считаться с их предрассудками... в которой выскажу все, что думаю... начистоту, без оглядки..." Работа над повестью длилась до конца жизни, сохранились три ее варианта. При жизни опубликована не была.
Вообще дьяволомания была характерна для искусства многих стран на переломе столетий. Литературные Вельзевул, Люцифер, Сатана, Антихрист (имена дьявола) начала XX века ведут свое происхождение от Мефистофеля Гёте ("Фауст"; 1831), и свою литературную "задачу" одолжили у него же: "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо" (то есть говорит человеку нелицеприятную правду о нем самом же). К примеру, эти слова Михаил Булгаков взял эпиграфом к своему знаменитому роману "Мастер и Маргарита" о Воланде (еще одно имя дьявола), а задолго до этого, в 1902 году, Зинаида Гиппиус декларировала в стихах: "Я Дьявола за то люблю, / Что вижу в нем - мое страданье".
Свою "дьяволиаду" Марк Твен начал еще с конца 1860-х годов, когда приступил к
работе над повестью "Путешествие капитана Стормфилда в рай", где зло высмеивал
религиозные чувства и христианские представления о "райских кущах". Повесть была
закончена за несколько лет до смерти писателя и опубликована (не полностью) в 1907 году.

Поздние годы
Звезда писателя неумолимо катилась к упадку. В конце XIX века в США начинают публиковать собрание произведений Марка Твена, возводя тем самым его в разряд классиков давно прошлых дней. Однако, ожесточенный мальчишка, который сидел внутри пожилого, уже совсем седого, Сэмюэля Клеменса и не думал сдаваться. В двадцатый век Марк Твен вошел с острой сатирой на сильных мира сего. Бурное революционное начало века писатель ознаменовал произведениями, призванными разоблачать неправду и несправедливость: «Человеку, ходящий во тьме», «Соединенные Линчующие Штаты», «Монолог царя», «Монолог короля Леопольда в защиту его господства в Конго». Но в умах же американцев Твен оставался классиком «легкой» литературы.
В 1901 году он получил почетную степень Доктора литературы от Йельского университета. В следующем году - почетная степень доктора права от Университета Миссури. Он очень гордился этими званиями. Для человека, который в 12 лет покинул школу, признание его таланта учеными мужами знаменитых университетов льстило ему.
В 1906 году Твен обзавелся личным секретарем, которым стал А.Б.Пейн. Молодой человек выразил свое желание написать книгу о жизни писателя. Однако, Марк Твен уже несколько раз садился за написание своей автобиографии. В итоге писатель начинает диктовать Пейну историю своей жизни. Через год его опять отметили ученой степенью. Он получает почетную степень Доктора литературы от Оксфордского университета.
В это время он уже тяжело болеет, а большинство членов его семьи умирают друг за другом - он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и его любимая жена Оливия. Но, несмотря на то, что он находился в глубокой депрессии, он все еще мог шутить. Писателя мучают жестокие нападения стенокардии. В конечном итоге сердце не выдерживает и 24 апреля 1910 года в возрасте 74 годов Марк Твен умирает.
Его последнее произведение - сатирическая повесть «Таинственный незнакомец» опубликовано посмертно в 1916 году по незавершенной рукописи.

Особенности юмористических произведений Марка Твена

Твен – очеркист неотделим от Твена – юмориста, и подтверждение этому можно найти в его ранних юмористических рассказах. Они написаны тем же "почерком". В своих юмористических произведениях Твен сумел воспроизвести не только стиль западного фольклора, но и его атмосферу жизнерадостного, задорного "буйства". Тем самым закладывались предпосылки важнейшей литературной реформы. Вместе с фольклором Запада в литературу Америки вторгалась живая, неприкрашенная, неотлакированная жизнь и, громогласно утверждая свои права, вступала в борьбу со всем, что становилось ей "на горло".
Влияние западного фольклора стало важнейшим формирующим фактором творчества Твена. Хотя большинство его юмористических рассказов было создано в 60- 70х годах, юмор с обычными для него фольклорными приемами пронизывает все его творчество (правда, в убывающей прогрессии). Даже в 80-90х годах, когда писатель находился во власти растущих пессимистических настроений, он иногда возвращался к своей прежней манере, и под его пером возникали такие юмористические шедевры, как "Похищение белого слона" (1882). Эти внезапные всплески великолепного, сочного юмора, неожиданно вырывавшиеся откуда-то из творческих глубин сознания Твена, свидетельствовали о неистребимости его гуманистических первооснов. Ранние рассказы Твена были написаны "в защиту жизни" и этим определяются принципы их художественного построения.
Опорой при осуществлении этой программы Твену служила не только фольклорная традиция, но и те литературные явления, которые, подобно его собственному творчеству, взошли на почве западного фольклора. Его повествовательная манера многими своими сторонами соприкасалась с традициями так называемого газетного юго-западного юмора.
Традиции эти составляют один из первоисточников американского реализма. Рассказы талантливых юмористов Себы Смита, Лонгстрита, Халбертона Гарриса, Хупера, равно как и Артемуса Уорда и Петролеума Нэсби, являлись попытками критического осмысления действительности. Эти писатели обладали остротой взгляда, свободой суждений и смелостью мысли и еще в эпоху господства романтизма стремились приковать внимание читателей к уродствам американской общественной жизни в их реальном, "будничном" воплощении. Впервые в истории литературы США они ввели в обиход национального искусства образы циничных политиканов, беззастенчивых дельцов, наглых шарлатанов всех мастей.
В их произведениях Твен нашел богатейший материал для своего творчества, и они же подсказали великому сатирику многие приемы. Некоторые особенности метода Твена - "минимум описаний и отвлеченных рассуждений, максимум действия, динамизм повествования, меткость языка, использование диалекта" и интонации устного рассказа, несомненно, берут свое начало в юмористике 30-70-х годов (а она в свою очередь-из фольклора). Из этого богатого реалистического фонда черпал он и многие свои сюжеты. Обновляя новеллистическую традицию Америки, он вводил в ее обиход особую форму "штриховой" бытовой зарисовки, впоследствии получившую дальнейшую жизнь у Ринга Ларднера. Для предшествующей Твену американской литературы характерен иной тип рассказа и новеллы. Их ядром обычно служило некое необычное, а иногда и фантастическое происшествие, обраставшее в ходе повествования столь же необычными драматическими перипетиями, не выпадавшими, впрочем, из строго очерченных границ последовательно развивающегося, крепко спаянного, четко обрисованного сюжета. Образцом такого остросюжетного построения могут служить новеллы Эдгара По. Фантастически бредовый характер изображаемых в них событий особенно оттеняется логической ясностью и математической организацией их сюжетного развития. Эта каноническая для американской литературы XIX в. схема новеллистического повествования у Твена подвергается пародийному переосмыслению. Он был первым писателем Америки, окончательно порвавшим и с условностью сюжета, и с традиционными сюжетными схемами. "Я терпеть не могу... Готорна и всю эту компанию",- писал он Хоуэллсу, поясняя, что сюжетная интрига у этих писателей "слишком литературна, слишком топорна, слишком красивенька". Сам Твен обладал несравненным умением лепить сюжеты (или их подобие) из "ничего": из будничных явлений повседневной жизни, из банальнейших действий обыкновенных, рядовых, ничем не замечательных людей, из мельчайших деталей их повседневного быта. Извлекая из всего этого прозаического материала множество "сюжетных выкрутасов", Твен создавал в своих рассказах ощущение динамически развивающегося действия. Ощущение это отнюдь не обманчиво". У рассказов Твена есть свой особый "драматический" конфликт, и именно он служит источником их скрытого динамизма. Внутренней коллизией его юмористического цикла является столкновение живой, свободной, энергически деятельной жизни с системой омертвевших искусственных установлении, теснящих ее со всех сторон.
Юмористические рассказы Твена переносят читателя в особый мир, где все бурлит и клокочет, все буйствует. Даже сиамские близнецы превращаются здесь в чрезвычайно беспокойных и скандальных субъектов, которые в нетрезвом виде швыряют камнями в процессию "добрых храмовников", а покойник, вместо того чтобы мирно покоиться в гробу, садится рядом с кучером на козлы собственного катафалка, заявляя, что ему хочется в последний раз взглянуть на своих друзей. Здесь капитан Стромфильд, попав на небеса, немедленно устраивает состязание с первой попавшейся кометой; здесь обыкновенный велосипед едет куда хочет и как хочет, невзирая на усилия седока, тщетно пытающегося преодолеть сопротивление своенравной машины, а безобидные карманные часы умудряются с дьявольской изобретательностью придать своим стрелкам все мыслимые и немыслимые положения.
Писатель как бы высвобождает скрытую энергию жизни, обнаруживая ее не только в одушевленных, но и в неодушевленных предметах. Сила ее внутреннего напора ощущается даже в атрибутах повседневного быта, в комфорте и покое домашнего очага. В рассказах Твена чашка утреннего кофе нередко соседствует с томагавком или содранным скальпом. "Что бы вы сделали, если бы размозжили ударом томагавка череп вашей матушке за то, что она пересластила ваш утренний кофе? Вы сказали бы, что прежде, чем вас осуждать, нужно выслушать ваше объяснение..."
Даже в это время юмор не являлся для Твена самоцелью и должен был играть в его творчестве отчасти служебную роль. У этого, казалось бы, столь беззаботного писателя было очень четкое представление о характере своей творческой миссии как юмориста. Он твердо верил, что "чистые юмористы не выживают" и если юморист хочет, "чтобы его произведения жили вечно, он должен учить и проповедовать". Даже самые его безобидные юморески выполняют особое социальнокритическое задание: они служат орудием разрушения догматов, условностей и всех видов лжи и фальши как в жизни, так и в литературе.
В процессе освобождения от моральных, религиозных и литературных "стандартов" жизненная реальность как бы впервые находила свой истинный облик. С любознательностью Колумба Твен открывал новую Америку, в каждой самой скромной подробности ее будничного быта обнаруживая неожиданное и занимательное содержание. В этом, как и во многом другом, он был последователем "газетных" юмористов. Двигаясь вдоль колеи, проложенной ими, он, подобно им, умел придать самым общеизвестным истинам и сверхбанальным ситуациям оттенок неожиданности и сенсационности. При всем том реалистическое новаторство Твена не только несводимо к приемам "газетного" юмора, но в смысле своего художественного уровня несоизмеримо с ним. При всей полноте сюжетных совпадений рассказов Твена с другими произведениями американской юмористики они непохожи ни на один из своих прообразов. Даже в самых незначительных из его ранних рассказов проявляется несравненное умение Твена проникать в душу явлений, изображать их в индивидуальной неповторимости, во всем богатстве их реального бытия. В гротескных, фантастических рассказах писателя закладывались основы поэтики реализма в формах, поражающих своей свежестью и новизной. Его образы обладают огромной выпуклостью и рельефностью, метафоры сочны и красочны до предела, его сравнения отличаются неожиданностью и меткостью. В метафорической структуре его речи есть нечто от "синкретического" мышления. Он обладает несравненным умением сочетать несочетаемое, воспринимать явления жизни в комплексе, делая это с непринужденностью и простотой, свойственной целостному, наивному, мифотворческому сознанию.
Открывая мир заново, писатель подвергает рассмотрению каждое из явлений его жизни, стараясь при этом не упустить ни одной микроскопической подробности, касающейся объекта его внимания. Приближая предмет к читателю, он всегда стремится повернуть его какой-то особой, новой, неожиданной стороной. Иногда эта цель достигается посредством смещения пропорций. Дабы освежить характер читательского восприятия, Твен демонстрирует явление в увеличенном виде.
Одной из важнейших сторон его изобразительной манеры является особый эпически неторопливый ритм повествования. Так, в "Укрощении велосипеда" одно ультранезначительное событие в жизни героя, о котором, казалось бы, и говорить-то не стоит, разрастается до масштабов своеобразной "Илиады", излагается с учетом всех его перипетий, периодов и этапов. "Мы тронулись с места значительно быстрее, тут же наехали на кирпич, я перелетел через руль, свалился головой вниз, инструктору на спину, и увидел, что машина порхает в воздухе, застилая от меня солнце...". Подобный отстраненный ракурс восприятия, позволяющий как бы обновить представления о привычных, примелькавшихся, по-будничному незначительных событиях жизни, распространяется на явления не только материального, но и духовного мира читателя. Несравненный мастер комического диалога Марк Твен любит уточнять смысл отвлеченных пон
и т.д.................

Марк Твен (псевдоним; настоящее имя - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс), американский писатель. Родился в 1835 г. в деревне Флорида, штат Миссури, в семье судьи. Детство провел в городке Ханнибал на реке Миссури. Когда его отец умер, он оставил школу и стал работать наборщиком в местных газетах. С 18 до 22 лет скитался по стране, затем стал лоцманом на Миссисипи. В 1861 г. Твен уехал на Дальний Запад, где был старателем на серебряных рудниках Невады и золотоискателем в Калифорнии. В это же время он попробовать себя в роли репортера газеты в Виргиния-Сити, где опубликовал ряд юмористических очерков и рассказов. В 1865 г. он отправился на пароходе в Европу и Палестину, посылая с дороги юмористические репортажи. Широкую известность получил рассказ Твена на фольклорный сюжет «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Посетив Францию, Италию, Грецию, Турцию, Крым и Святую Землю, возвратился в США. В 1869 г. издал сборник путевых очерков «Простаки за границей», который имел громадный успех.

В 1872 г. вышла автобиографическая книга «Закаленные» о людях и нравах Дикого Запада. Через три года Твен выпустил сборник своих лучших рассказов - «Старые и новые очерки», после чего его популярность еще более возросла. В 1876 г. он опубликовал «Приключения Тома Сойера», и т. к. книга имела грандиозный успех, в 1885 г. он издал продолжение: «Приключения Гекльберри Финна». Между двумя этими романами Твен выпустил еще одну автобиографическую книгу - «Жизнь на Миссисипи» (1883).

Всю жизнь Твена занимала проблема средневековья. Иерархическое общество прошлого представлялось ему гротескным. В 1882 г. он опубликовал повесть «Принц и нищий», а в 1889 г. увидел свет остропародийный роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
В начале 90-х гг. в жизни писателя настала тяжелая пора. Крах его издательской фирмы (1894) вынудил Твена много работать, предпринять годовое путешествие вокруг света (1895) с чтениями публичных лекций. Новый удар нанесла смерть дочери. Многие страницы, написанные Твеном в последние два десятилетия его жизни, пропитаны чувством горечи. Умер в 1910 г. в Рад-динге, штат Коннектикут.

АФОРИЗМЫ МАРКА ТВЕНА


  • Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
    Если вы говорите только правду, вам не нужно ни о чем помнить.
    Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.
    Один раз в жизни счастье стучит в дверь каждого, но часто этот каждый сидит в соседнем кабачке и не слышит стука.
    Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста - это обычная капуста, получившая позднее высшее образование.
    Не многие из нас могут вынести счастье - разумею, счастье ближнего.
    Нет большей вульгарности, чем чрезмерная утонченность.
    Правда - наше самое драгоценное состояние. Давайте бережно с ней обходиться.
    Человек был создан в последний день творения, когда Бог уже утомился.
    Человек - это единственное животное, которое краснеет или, при определенных обстоятельствах, должно краснеть.
    Люди, у которых свое горе, умеют утешать других.
    Мир, счастье, братство людей - вот что нужно нам на этом свете!
    Морщины должны только обозначать места, где раньше были улыбки.
    Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
    Шум ничего не доказывает. Курица, снесши яйцо, часто клохчет так, как будто она снесла небольшую планету.
    Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
    Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в возможность добиться чего-то значительного в жизни. Эта черта свойственна мелким душонкам.
    Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает.
    В мире много забавного; среди прочего - убеждение белого человека, что он - в меньшей степени дикарь, чем все другие дикари.
    Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину.
    Когда сомневаетесь, говорите правду.
    Адам был счастливым человеком: когда ему в голову приходило что-нибудь смешное, он мог быть твердо уверен, что не повторяет чужих острот.
    Адам был человеком: он пожелал яблока с райского древа не потому, что оно было яблоко, а потому, что оно было запретным.
    Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.
    Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже.
    Лучший способ приободриться - подбодрить кого-нибудь другого.

Знаменитый писатель Марк Твен (настоящее имя Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в американской многодетной семье. Его родителями были Джон и Джейн Клеменс, уроженцы штата Миссури. Сэмюэл был шестым ребенком, кроме него в семье росли еще четыре мальчика и две девочки.

Но не все дети смогли пережить тяжелые годы, трое из них скончались в раннем возрасте. Когда Сэму исполнилось четыре года, семейство Клеменс переехало в поисках лучшей доли в город Ганнибал. Позже, этот город с его забавными жителями и веселые приключения Сэмюэля в нем, найдут свое отражение в известном произведении писателя “Приключения Тома Сойера”.


С юных лет Марка Твена привлекала водная стихия, он мог подолгу сидеть на берегу реки и смотреть на волны, несколько раз даже тонул, но его благополучно спасали. Особенно его интересовали пароходы, Сэм мечтал, что когда вырастет, он станет моряком и будет плавать на собственном корабле. Именно благодаря этому пристрастию был выбран псевдоним писателя - mark twain, что в переводе означает “глубокая вода”, дословно “мера два”.

В Ганнибале Сэмюэл познакомился с Томом Бланкеншипом, сыном старого бродяги и алкоголика, живущего в хижине возле реки. Они стали лучшими друзьями, со временем собралась целая компания таких же любителей приключений. Том стал прототипом Гекльберри Финна, главного героя многих детских популярных книг автора.

Когда Сэму исполнилось 12 лет, скоропостижно скончался от воспаления легких его отец. Незадолго до смерти Джон Клеменс взял на себя долги близкого друга, но так и не смог их полностью выплатить. Сэмюэл был вынужден искать работу, чтобы помочь семье. Старший брат Орион устроил его в типографию местной газеты наборщиком текста. Сэм пробовал печатать в газете собственные стихи и статьи, но поначалу это вызывало только раздражение Ориона, Помимо местной прессы, юный писатель отсылал свои первые произведения в другие редакции, где их охотно печатали.

Юность и начало карьеры

В 1857 году Марк Твен становится учеником лоцмана, а через два года получает права на собственное вождение судном. Однако в связи с развязавшейся в 1861 году гражданской войной он был вынужден оставить любимое дело и искать новую работу. В этом же году Марк Твен отправляется вместе с братом Орионом на запад, в штат Невада. Там он почти год трудился на серебряных приисках в шахтерском городке, в надежде разбогатеть, но удача не была на его стороне.

В 1862 году Твен устроился на работу в редакцию местной газеты, в ней же он первый раз использовал свой творческий псевдоним для подписи. Через несколько лет его произведения и статьи издавались в нескольких печатных изданиях. В 1865 году к Марку Твену пришла известность, его юмореска “Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса” стала популярна по всей Америке, множество издательств неоднократно ее публиковали.

В разгар своей писательской карьеры Марк Твен много путешествовал, побывал в Англии, Австралии, Африке и даже в Одессе, объездил всю Европу. Во время этих странствий он отправлял в родной город письма, которые потом публиковались в газете. Позже эти письма станут основой для книги “Простаки за границей”, которая была первым серьезным творением писателя. Она увидела свет в 1869 году и принесла Твену заслуженный большой успех.

На пике своей славы от издания первой книги Марк Твен женился на Оливии Лэнгдон, дочери успешного предпринимателя. Но сначала писателю пришлось хорошо постараться, чтобы расположить к себе родителей Оливии. В 1870 году они обручились. Марк Твен безумно любил свою жену и считал ее совершенной и идеальной женщиной, заботился о ней и никогда не критиковал. Оливия же считала его вечным мальчишкой, который никогда не повзрослеет. За 30 лет брака у них появилось на свет четверо детей.

В 1871 году Марк Твен с женой переезжает в Хартфорд, где он провел самые спокойные и счастливые годы своей жизни. В этом городе он основал собственную издательскую фирму, которая стала приносить неплохой доход. Сам Марк Твен в эти годы увлекся сатирой, писал длинные рассказы, высмеивая пороки американского общества.

Идея создать автобиографический роман зрела у писателя давно, и после нескольких неудачных попыток, за два года с небольшими перерывами, Марк Твен создал “Приключения Тома Сойера”. В основу романа легли детские воспоминания автора. Но самым значительным вкладом писателя в литературу считается роман ” Приключения Гекльберри Финна”. Некоторые критики называют это произведение вершиной американского литературного искусства, настолько живо и ярко были прописаны характеры персонажей романа.

Всю жизнь Марк Твен интересовался средневековьем, его волновали некоторые вопросы и проблемы тех годов. В 1882 году увидела свет повесть писателя “Принц и нищий”, где Твен с большим задором и апломбом отрицает мир социального неравенства. А в 1889 году был издан еще один исторический роман “Янки при дворе короля Артура”, на каждой странице которого было достаточно острой иронии и сатиры.

Марк Твен был лично знаком с Никола Тесла, его живой ум интересовали научные достижения современности. Они часто проводили в лаборатории Тесла опыты и эксперименты. Некоторые технические подробности в его романах, например, о перемещении во времени, появились именно благодаря тесному общению с Николой Тесла.

Также современники писателя отмечали его пристрастие к курению трубки. По словам многих, часто в кабинете Твена стоял такой насыщенный табачный дым, что в нем, как в тумане, ничего нельзя было разглядеть.

В 1904 году внезапно умерла Оливия, горячо любимая жена Твена. Еще в юности, неудачно упав на льду, она стала инвалидом, и с возрастом ее состояние только ухудшалось. Писатель очень тяжело пережил утрату супруги, его физическое и психическое здоровье пошатнулось. Ему не хотелось жить без его обожаемой Оливии. После смерти жены Марк Твен полностью прекратил общение с женским полом хотя были претендентки на его сердце, но он остался верен супруге. Кроме того, трагически погибли трое его детей. Все эти печальные события привели к тому, что у писателя началась тяжелая депрессия. Произведения, изданные в конце жизни, немного отличались по жанру от предыдущих, в них была заметна ядовитая ирония и даже сарказм либо, наоборот, горечь и усталость. Финансовое положение Марка Твена тоже ухудшилось - потерпела крах его издательская компания, в которую он вложил большую часть своих средств.

Одно из самых известных и читаемых произведений Марка Твена Одно из самых известных и читаемых произведений Марка Твена - приключения двух бедного мальчика и принца, которые на время поменялись своими ролями.

В образе Гека в своей книге Марк Твен постарался передать образ беззаботного и благородного мальчишки, чье низкое социальное положение никак не мешает ему радоваться жизни.

Некоторые произведения писателя так и не увидели свет, многие рукописи отклонялись из-за их резкого содержания. Так, например, Твен любил писать всякие эссе и стихи с эротическим уклоном, но распространялись такие творения только в узком кругу близких лиц. Самой известной работой в этом жанре является эссе “1601 год: беседы у камина”, речь в котором идет о самой английской королеве и ее подданных.

Конец жизненного пути
Марк Твен ушел из жизни в апреле 1910 года, скончавшись от стенокардии. Незадолго до смерти, он сам себе предсказал, что жить ему осталось год.

В городе Ганнибал до сих пор сохранился тот дом, в котором рос маленький Сэмюэл, те пещеры, которые он тщательно исследовал вместе со своими друзьями, эти места стали популярными для туристов города. Дом, в котором он прожил 20 лет в Хартфорде, теперь музей имени Марка Твена, и назван в Америке национальным достоянием истории страны.