Сообщение по следам путешественников каменного века. Жизнь и занятия людей каменного века

Конспект урока

Составитель: Бусалаева Оксана Владимировна

Преподаватель географии

МОУ «Нижнедобринская СОШ»

Предмет география Класс: 5

Общая дидактическая цель урока : создать условия для изучения новой темы: «П о следам путешественников каменного века»

Тип урока: Изучение нового материала

Направления деятельности: Формирование представлений о возможностях совершения путешествий древними людьми

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Учащиеся смогут:

Определять причины и следствия географических путешествий и открытий;

Объяснять влияние путешествий на развитие географических знаний;

Понимать значение путешествия Т. Хейердала на «Кон-Тики» и что оно доказывает.

Метапредметные:

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения

Ставить учебную задачу под руководством учителя;

Планировать свою деятельность под руководством учителя;

Выявлять причинно-следственные связи;

Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные:

Сформировать у обучающихся личное отношение к вопросу о расселении людей по материкам и островам. Уметь оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей. Вырабатывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Решаемые учебные проблемы: Как можно доказать, то, что древние люди могли совершать длительные путешествия по морю? Почему существуют необитаемые острова?

Образовательный аспект :

    Проверить степень усвоения материала по теме, выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект :

    Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

    Коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

    Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации, схемы и др.);

    Учебно-исследовательской : самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

    Социальной : определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

    Рефлексивной : анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства : работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа

Понятия и персоналии: Путешествие, экспедиция, Тур Хейердал, « Кон-Тики» , Тихий океан, Южная Америка.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Мультимедийный проектор с экраном, цифровые изображения и карты, рабочая тетрадь,

Образовательные интернет-ресурсы: Интернет-энциклопедия Википедия – Т. Хейердал и его путешествия




Как вы думаете О чём могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием? Что там, за горизонтом? Какие люди живут за высокими горами? Есть ли за морями другие страны? Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей.






Океанийцы были искусными мореходами и судостроителями. Ориентируясь по звездам и нехитрой «узелковой» карте, они совершали плавания за тысячи километров от родных островов. Их лодки с двойным балансиром до сих пор используются на островах. «Узелковая» карта полинезийцев


Тур Хейердал Тур Хейердал () знаменитый норвежский путешественник и учёный- антрополог. выдвинул гипотезу о том, что Океанию могли заселить выходцы из Южной Америки.





Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. А среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.






7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами.


Экипаж Кон-Тики Тур Хейердал () - руководитель экспедиции. (на фото 3-й) Эрик Хессельберг () - штурман и художник. (на фото 4-й) Бенгт Даниельссон () - исполнял обязанности кока. (на фото 2-й) Кнут Хаугланд () - радист. (на фото1-й) Турстейн Робю () - второй радист. (на фото 5-й) Герман Ватцингер () – вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й) Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.






1. Выберите правильное утверждение, характеризующее население островов Тихого океана. А) коренные жители островов Тихого океана являются потомками переселенцев из Европы; Б) предки людей, живущих на островах Тихого океана, приплыли из Южной Америки; В) жители островов Тихого океана являются потомками переселенцев из Азии.


ЛИЦЕЙ №46 Г. УФА
ТЕМА:
ПО СЛЕДАМ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ КАМЕННОГО ВЕКА.
Подготовила: ученица
5В класса
Симонян Марьянна
Company
LOGO

КОРОТКО О ГЛАВНОМ!

КАК
КАК ЛЮДИ
ЛЮДИ В
В ДРЕВНОСТИ
ДРЕВНОСТИ
ПУТЕШЕСТВОВАЛИ
ПУТЕШЕСТВОВАЛИ ПО
ПО
ПОВЕРХНОСТИ
ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
ЗЕМЛИ
1
МЫ
УЗНАЕМ
2
3
КТО
КТО ТАКОЙ
ТАКОЙ ТУР
ТУР ХЕЙЕРДАЛ
ХЕЙЕРДАЛ И
И
КАКОЕ
КАКОЕ ОН
ОН ИМЕЕТ
ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЕ
ОТНОШЕНИЕ КК
ДРЕВНИМ
ДРЕВНИМ ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ.
ПУТЕШЕСТВЕННИКАМ.
КАК
КАК ЛЮДИ
ЛЮДИ РАССЕЛЯЛИСЬ
РАССЕЛЯЛИСЬ ПО
ПО
МАТЕРИКАМ
МАТЕРИКАМ И
И ОСТРОВАМ
ОСТРОВАМ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНОСТИ

ГЕОГРАФИЯ – НАУКА О ПРИРОДЕ, НАСЕЛЕНИИ
И ХОЗЯЙСТВЕ ЗЕМЛИ, КОТОРОАЯ
ЗАРОДИЛАСЬ ОЧЕНЬ ДАВНО. ОНА ПОМОГАЛА
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦАМ ВЫБИРАТЬ МЕСТО ДЛЯ
ПОЛЯ; МОРЕПЛАВАТЕЛЯМ ВЕСТИ СВОИ
КОРАБЛИ ПО МОРЯМ И ОКЕАНАМ; КУПЦАМ
УСПЕШНО ТОРГОВАТЬ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ.
ИМЕННО МОРЕПЛАВАТЕЛИ И КУПЦЫ БЫЛИ
ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЯМИ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ.

ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНОСТИ

С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ ЛЮДИ ПРИДУМЫВАЛИ
НОВЫ КАРТЫ КОТОРЫЕ ПОМОГАЛИ ИМ
ПЕРЕПЛЫВАТЬ ДЛИННЫЕ РАСТОЯНИЯ.
ОДНИМ ИЗ ТАКИХ БЫЛА «УЗЕЛКОВЫАЯ»
КАРТА ПОЛИНЕЗИЙЦЕВ.

КТО ТАКОЙ ТУР ХЕЙЕРДАЛ

ТУР ХЕЙЕРДАЛ – ЗНАМЕНИТЫЙ
НОРВЕЖСКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК И УЧЕНЫЙАНТРОПОЛОГ. ВЫДВИНУЛ ГИПОТЕЗУ О ТОМ,
ЧТО ОКЕАНИЮ МОГЛИ ЗАСЕЛИТЬ ВЫХОДЦЫ
ИЗ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ.

ОДНО ИЗ ДОСТИЖЕНИЙ ТУР ХЕЙЕРДАЛА

ОН ВЫШЕЛ В ОКЕАН СО СВОЕЙ КОМАНДОЙ ИСПОЛЬЗУЯ
ЛИШЬ ТЕ СРЕДСВТА КОТОРЫЕ БЫЛИ ДОСТУПНЫ ЛУДЯМ
КАМЕННОГО ВЕКА И ТЕМ САМЫМ ДОКАЗАЛ ЧТО В ТО ВРЕМЯ
МОГЛИ ЛЮДИ ПЕРЕПЛЫВАТЬ ОГРОМНЫЕ РАССТОЯНИЯ В
ОКЕАНЕ.

КОН-ТИКИ

В ПЕРУ ИЗ БАЛЬСОВОГО ДЕРЕВА И ДРУГИХ
ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ БЫЛ ПОСТРОЕН
ПЛОТ ПАЭ-ПАЭ, КОТОРЫЙ ОНИ НАЗВАЛИ
КОН-ТИКИ.

КОН-ТИКИ

ПЛОТ ПОЛУЧИЛ ЭТО НАЗВАНИЕ В ЧЕСТЬ ИМЕНИ БОГА
СОЛНЦА ДРЕВНИХ ИНКОВ. В ТЕ ВРЕМЕНА ЛЮДИ
ПОКЛОНЯЛИСЬ ЭТОМУ БОГУ И ВЫРЕЗАЛИ ЕГО ГОЛОВУ В
РАЗНЫХ СТАТУЯХ. ИЗОБРАЖЕНИЕ ОДНОЙ ИЗ ЭТИХ
СТАТУЙ ПОЯВИЛОСЬ НА ПАРУСЕ ЭТОГО СУДНА

КОН-ТИКИ

СУДНО БЫЛО СОБРАНО БЕЗ ЕДИНОГО ГВОЗДЬЯ И ВСЕ
ЧАСТИ ЕГО БЫЛИ СВЯЗАНЫ ВЕРЕВКАМИ.ТОЧНО ТАК ЖЕ
СООРУЖАЛИ СВОИ ПЛОТЫ ДРЕВНИЕ ЖИТЕЛИ ЭТИХ
МЕСТ – ИНКИ.

МАРШРУТ КОН-ТИКИ

ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ОКЕАНА

7 АВГУСТА 1947 ГОДА, ПО ПРОШЕСТВИИ 101 ДНЯ
МОРЕПЛАВАНИЯ, КОН-ТИКИ, ПРЕОДОЛЕВШИЙ В ТИХОМ
ОКЕАНЕ 4300 МОРСКИХ МИЛЬ (8000 КМ), ПРИБЫЛО К
РИФАМ АТОЛЛА РАРОИА ОСТРОВ ТУАМОТУ.
ТУР ХЕЙЕРДАЛ И ЕГО КОМАНДА ДОКОЗАЛА
ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ
ТИХОГО ОКЕАНА ЮЖНОАМЕРИКАНСКИМИ ИНДЕЙЦАМИ.

Страница 9 из 44

§ 7. По следам путешественников каменного века

Тестовый практикум

  1. Доказательством факта путешествий первобытных людей может служить заселение островов Тихого океана.
  2. Первым путешественником, доказавшим, что люди могли пересекать просторы Тихого океана был Тур Хейердал.
  3. Команда представляла Норвегию.
  4. Плавание Тура Хейердала состоялось в 1947 году.
  5. Для своего перемещения команда использовала плот.
  6. Судно называлось "Кон-Тики"
  7. Плавательное средство получило свое название в честь одного из богов индейцев Южной Америки.
  8. Начальным пунктом отправления был материк Южная Америка.
  9. Экспедиция закончилась высадкой команды на одном из островов.
  10. Дополните предложения:

Летом 1947 года "Кон-Тики" вышел в открытое море и взял курс на запад. ... Из современных предметов на борту была только кинокамера - в дороге экипаж снимал фильм... На борту плота был еще один современный предмет. Один из членов экспедиции не мог расстаться с гитарой...

Тематический практикум

Ответ: китовая акула


Картографический практикум

1. Географические объекты от города Рио-де-Жанейро до Панамского канала: Рио-де-Жанейро - Атлантический океан, Остров Огненная Земля - Тихий океан, горы Анды, Панамский канал - Карибское море.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

По следам путешественников каменного века Т.Б.Плеханова Учитель географии г.Томск

Вспомните Как люди путешествуют? Какие трудности могут встать перед любым путешественником?

Вы узнаете Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли. Кто такой Тур Хейердал и какое он имеет отношение к древним путешествиям. Как люди расселялись по материкам и островам.

Как вы думаете О чём могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием? Что там, за горизонтом? Какие люди живут за высокими горами? Есть ли за морями другие страны? Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей.

Остова Тихого океана заселены людьми. Откуда они там взялись?

Заселение Океании Из Азии Из Америки

Океанийцы были искусными мореходами и судостроителями. Ориентируясь по звездам и нехитрой «узелковой» карте, они совершали плавания за тысячи километров от родных островов. Их лодки с двойным балансиром до сих пор используются на островах. «Узелковая» карта полинезийцев

Тур Хейердал (1914 - 2002) знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог. выдвинул гипотезу о том, что Океанию могли заселить выходцы из Южной Америки.

В Перу из бальсового дерева и других природных материалов был построен плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики». Цветок бальсового дерева Самое легкое дерево в мире

Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. А среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева.

Маршрут Кон-Тики

7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами.

Экипаж Кон-Тики Тур Хейердал (1914-2002) - руководитель экспедиции. (на фото 3-й) Эрик Хессельберг (1914-1972) - штурман и художник. (на фото 4-й) Бенгт Даниельссон (1921-1997) - исполнял обязанности кока. (на фото 2-й) Кнут Хаугланд (1917-2009) - радист. (на фото1-й) Турстейн Робю (1918-1964) - второй радист. (на фото 5-й) Герман Ватцингер (1916-1986) – вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й) Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музеи, в Осло.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ

1 . Выберите правильное утверждение, характеризующее население островов Тихого океана. А) коренные жители островов Тихого океана являются потомками переселенцев из Европы; Б) предки людей, живущих на островах Тихого океана, приплыли из Южной Америки; В) жители островов Тихого океана являются потомками переселенцев из Азии.

2. Какой из океанов пересекла экспедиция Тура Хейердала? а) Атлантический б) Индийский в) Тихий

3. Плавательное средство экспедиции Тура Хейердала называется а) корабль б) лодка в) плот

4. Тур Хейердал решил пересечь океан, для того чтобы а) отдохнуть на другом побережье океана б) доказать, что древние люди могли пересекать океан в) проложить морской торговый путь

5. Плавательное средство экспедиции Тура Хейердала во время его плавания по Тихому океану называлось а) «Ра» б) «Кон-Тики» в) «Святая Мария»

6. Какие современные предметы взяли с собой в путешествие Тур Хейердал и его товарищи? а) кинокамеру б) радиостанцию в) мобильный телефон г) гитару

Проверим свои знания 1 б 2 в 3 в 4 б 5 б 6 а,б,г