Сравнительная речевая характеристика дикого и кабанихи. Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») Характеристика дикого и кабанихи из пьесы гроза

Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островского. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темного царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге — Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представляет собой некую патриархальную идиллию. Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высоких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливаются жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных событий. Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с песьими головами.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке. Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите... А у кого деньги, ...тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют друг на друга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!.. И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства!» — восклицает Кулигин.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе является купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дикого — грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характера. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», — говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расчеты, ни поездки на базар — «ничего у него без брани не обходится». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. «...Только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», — говорит он Кабановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наследство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит племянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным механиком-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную причину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Прокофьевич, честного человека обижать изволите?» На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, — вот и все... говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».

«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее...», — писал Добролюбов о самодурстве Дикого.

Как и большинство калиновцев, Савел Прокофьевич беспросветно невежествен. Когда Кулигин просит у него денег на установку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами... обороняться».

Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пьесе. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других людей. И только потом уже на богатстве.

Характерно, что практически никто не оказывает Дикому активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ним и Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», — прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка. Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дикого его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений. «Кому своего добра не жалко!» — восклицает он.

Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, культивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, постоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает бесконечные нравоучения невестке, пытается контролировать поведение дочери.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домостроя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родителей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их. Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недовольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никакого порядка», — рассуждает она в одиночестве. Катерину она попрекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» — стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце...», — поучает она невестку. Тихон же, по мнению Кабановой, слишком мягок в обращении с женой, не почтителен в должной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважают», — говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.

Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны — не что иное, как фарисейство: «Ханжа... Нищих оделяет, а домашних совсем заела», — замечает о ней Кулигин. В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, всепрощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихону жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах — Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «добивается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона. «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене», — пишет Добролюбов.

Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности своих чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями». Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись. Все это привело Тихона к определенной эмоциональной глухоте: он часто не понимает состояния Катерины.

Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно подавляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недостатке мужественности. Подсознательно он и стремится восполнить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гулянках» «на воле». Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может — вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и собственного мнения, и собственных чувств. Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилизмом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако вероятно, она не осознает степень своей причастности к этому.

В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности. Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «усвоила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их. В героине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, однако ее ложь — это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Куряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.

Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное качество его природы — под названием „широты натуры"; плутовство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под названием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.

Меню статьи:

В литературе очень часто появляются образы исключительно негативные. В то время, когда в основном высказывается мнение о двойственности человеческой души и природы и наличии и положительной и отрицательной стороны личности, мастера художественного слова то и дело намеренно наделяют своих персонажей только плохими чертами характерами, исключая даже малейшие проявления положительного влияния деятельности героя.

В пьесе «Гроза» Островского одним из таких персонажей является Кабаниха.

Характеристика личности Кабанихи

Полное имя героини – Марфа Игнатьевна Кабанова, но в тексте ее чаще всего называют Кабанихой. Марфа Игнатьевна состоит в дружеских отношениях с Диким, также он является ее кумом. Стоит отметить, что такая дружба не удивительна, ведь оба персонажа очень похожи по характеру.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.

Кабаниха – состоятельная купчиха. Ее положение в обществе подразумевало толерантное отношение к окружающим, но на самом деле повадки у нее совсем не дворянские. Кабаниха обладает твердым и непоколебимым характером. Она жестокая и грубая женщина.


Марфа Игнатьевна слишком консервативна, она «застряла» в прошлом времени и живет принципами и устоями давно минувшими, не понимая, что в мире произошли перемены и жить по-старому уже невозможно. Она считает, что мудрость человека определяется его возрастом – молодые люди априори не могут быть умными, это только прерогатива стариков: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают».

Кабаниха уверена, что дети обязательно должны кланяться в ноги своим родителям, а муж должен все время «приказывать» своей жене. Марфу Игнатьевну очень огорчает, когда эти нормы поведения не соблюдаются и думает, что это проблема невоспитанности молодого поколения: «Ничего-то не знают, никакого порядка».

Кабаниха привыкла играть на публику – она старается в глазах общества быть добродетельной и благородной женщиной, хотя на самом деле такой не является. Марфа Игнатьевна часто дает милостыню нищим, но делает это не по велению сердца, а для того, чтобы все думали, что она добрая и щедрая женщина.

Кабаниха очень набожная женщина, но, судя по всему, ее религиозность тоже напускная, так как несмотря ни на что, Кабаниха не придерживается законов Божьих и часто пренебрегает основными правилами поведения по отношению к другим людям.

Семья и отношение к родным

Сложность характера во всю силу проявляется по отношению к своим родным людям. В составе ее семьи три человека – сын, дочь и невестка. Со всеми ими у Кабанихи сложились крайне противоречивые отношения.

Все сложности и конфликты в семье связанные с авторитарным характером матери, ее консервативностью и особой любовью к скандалам.

Предлагаем вдумчивым читателям ознакомиться с в пьесе Островского “Гроза”.

Сын Кабанихи – Тихон – на момент повествования уже взрослый человек, он мог бы быть вполне самостоятельным, но мать не дает ему возможности это сделать. Женщина все время опекает сына и старается проконтролировать его каждый шаг, ссылаясь не некомпетентность Тихона. В результате

Кабаниха стала не просто давать советы сыну, а буквально жить вместо него: «поедом ест, проходу не дает».

Марфа Игнатьевна постоянно вмешивается в отношения сына и невестки и порой приказывает побить жену сына, ибо такой порядок: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала».

Тихон же, несмотря на свой возраст и убеждения в том, что такие грубые действия по отношению к жене не нужны, все же беспрекословно выполняет волю матери.

К молодой невестке Катерине у Кабанихи не лучшее отношение – она все время недовольна ней и всегда найдет, чем упрекнуть молодую девушку. Причина такого отношения кроется не в недобропорядочном отношении Катерины к Кабанихе или же не в не выполнении своих обязанностей со стороны Катерины, а в привычке Кабанихи всеми командовать и ревности, возникшей по отношению к невестке.

Кабаниха не может принять взрослость своего сына, ей обидно, что Тихон отдает предпочтение жене, а не своей матери.

Дочь Кабанихи Варвара не столь прямолинейна, она уже давно поняла, что отстоять свою позицию у нее никогда не получится: мать, которая по своей сути была домашним тираном, просто не выносила ничего подобного и не допускала никаких вольностей. Из этой ситуации девушка нашла только один выход – обманывать мать. Варвара всегда говорила то, что хотела услышать Марфа Игнатьевна, но поступала так, как ей хочется: «У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Такие действия внутри семьи со стороны Кабанихи стают причиной множества трагедий. Дочь ее Варвара сбегает из дому, чтобы никогда не появляться уже здесь – для девушки побег стал единственным спасением от домашнего тиранства матери. Тихон и Катерина, которые даже не задумывались о том, как возможно изменить их положение, а всего лишь заняли выжидательную позицию и молча терпели оскорбления и унижения со стороны матери, не смогли добиться успеха.


Катерина, изменив мужу, чтобы почувствовать себя счастливой, под давлением морали и стыда признается в своем поступке, а затем, но уже под давлением унижений Кабанихи, заканчивает жизнь самоубийством. Только лишь после смерти Катерины Тихон нашел в себе силы дать словесный отпор матери и упрекнуть ее в неправомерных действиях по отношению к своим близким: «Вы ее погубили! Вы! Вы!». Однако из-за мягкости характера Тихона вряд ли он сможет отстоять свою позицию до конца.

Отношение окружающих к Кабанихе

Несмотря на все старания убедить окружающих в том, что она добрая и хорошая женщина, у Марфы Игнатьевны это не получилось. Правда о ее склочном характере и любви к тирании все равно просочилась и окружающие периодически судачат об этом.

Основной обличительный массив информации о характере Кабанихи приходится на высказывания Кулигина и Кудряша. Кудряш обличает двойственность ее поведения. Марфа Игнатьевна живет «на показ людям» и «так как есть на самом деле». По мнению Кудряша, у Кабанихи все происходит «под видом благочестия».

Эту же тему развивает в своих рассказах и Кулигин: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Таким образом, благодаря литературной мистификации у читателя есть возможность увидеть необычный образ, состоящий исключительно из негативных качеств характера. Кабаниха старается своими кардинальными поступками сохранить старый строй, который стремительно рушиться, добиться положительного результата такими методами у нее не получается, но при этом Марфа Игнатьевна рушит судьбы своих детей, что выглядит крайне печально.

Кабанова, или как ее называют – Кабаниха – одна из главных героинь в пьесе Островского «Гроза». Марфа Игнатьевна является богатой купчихой, а также вдовой. У нее двое детей: сын Тихон и дочь Варвара. В ее доме сын Тихон проживает вместе со своей женой Катериной.

Кабаниха представлена, как злая, завистливая и лицемерная женщина, которая ненавидит, казалось бы, всё вокруг себя. Ее любимое занятие - это читать морали сыну и дочери, а Катерин она вообще держит в страхе. Один ее вид грозен и бесстрашен.

Писатель не зря наделяет главу семейства таким странным прозвищем. Оно полностью передает характер героини. Оценив ее действия, можно с уверенностью назвать ее бессердечной.

Самым большим ее проступком является то, что сына своего она вырастила безвольным и бесхарактерным человеком. Он не может и шага ступить, не спросив ее. Таким образом, он не может и даже не пытается защитить свою жену от нападок свекрови. Со стороны же Кабанихи читатель видит обыкновенную ревность к собственному сыну.

Ее образ противоречив: она верит в Бога, но творит зло, подает милостыню, но обижает своих близких. Она умело играет на глазах окружающих: прикидывается непонимающей, называет себя старой и изможденной, но вместе с тем полна решимости поучать других.

Естественно, что образ Кабановой – это прототип Екатерины, ее противоположность. Хотя, общее между ними всё-таки есть. Они обе уважают старину, но понимают ее по-разному. Для свекрови старина – это то, что должно подчинять молодежь. Ее установка говорит о том, что старые люди должны приказывать, а молодые беспрекословно подчиняться. У Катерины же другие представления. Для нее старина – это любовь и забота к ближнему, это милосердие и сострадание не только в отношении пожилых людей, но и ко всем окружающим. Катерина является жертвой Кабанихи, которая терпит издевательства и ругань, в то время как Варвара лишь делает вид, что слушает мать, придерживаясь на самом деле только своих взглядов.

После прочтения пьесы читатель осознает, что именно Кабаниха способствовала гибели Катерины. Она угрожала, что сведет счеты со своей жизнью, явно убегая от нападков свекрови. Может, Кабаниха и не желала такой развязки, но желание сломить невестку в любом случае преобладало. Как итог, семья Кабановой рушится. Дочь обвинила мать в гибели Катерины и ушла из дома, Тихон же впадает в запой.

2 вариант

Всем нам известна драматическая пьеса Островского «Гроза», в которой есть интересная героиня – Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Кабаниха представлена в образе богатой купчихи. Марфа Игнатьевна является давно овдовевшей женщиной.

Эту женщину можно охарактеризовать как любительницу показывать свою силу. Власть и сила духа – главные черты образа Кабанихи.

От всех Марфа Игнатьевна требует обязательного подчинения, в том числе и от родных. Она практически всегда недовольна ими. Ежедневно их ругает и воспитывает, особенно недовольна своим сыном и Катериной. От людей Кабаниха требует выполнять обряды и чины. Она считает, что семейный порядок важно поддерживать в страхе.

Кабаниха любит заниматься разными делами и основные интересы выражаются в выполнении установленных порядков.

Кабаниха и Катерина имеют небольшую схожесть в том, что обе не способны к примирению слабым чертам характера. Вторая схожесть выражается в религиозности, обе почитают её, при этом не веря в прощение. На этом схожесть черты характеров их заканчивается.

Различия в характерах выражаются тем, что она одухотворена и мечтательница, вторая любительница соблюдения порядков в мелочах. Для Катерины на первом месте стоит – любовь и воля, у Кабанихи – выполнение приказов.

Кабаниха чувствует себя блюстительницей порядка, считая, что с её кончиной в мире и дома наступит хаос. Никто не сомневается, что у барыни властный характер, который она периодическим всем показывает.

Сама Кабаниха, сколько бы не ругала своих детей за то, что они непослушны, никогда не жалуется на них. Поэтому, когда невестка открыто при людях признается, для нее это неприемлемо и оказывается страшным ударом по её самолюбию, к которому добавился бунт сына, кроме этих неприятностей добавляется еще одно – побег дочери из родного дома.

В окончание пьесы автор показывает крушение властного, на первый взгляд несокрушимого мира Кабанихи. Для нее страшный удар, что все вышло всё из - под контроля барыни. Разумеется, что читатель ей не сочувствует, потому что в этом её вина. Что заслужила, то и получила.

В заключение хочется отметить, что образ Марфы Игнатьевны олицетворяет патриархальный уклад жизни. Она утверждает, что не её дело хорошо это или плохо, но соблюдать его нужно.

Развязка пьесы трагична: Катерина погибает, сын бунтует, дочь убегает из дома. Со всеми происходящими событиями в пьесе мир Кабанихи рушится, вместе с ним и она.

Сочинение на тему Кабаниха

Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой. Богатая купчиха и вдова имела двоих детей, Варвару и Тихона, который имел в женах Екатерину. Она была типичным представителем старшего поколения, который любит давать наставления и читать нотации. Для нее самым главным приоритетом в жизни было соблюдать установленные в обществе обычаи и порядки. Она не любила своих детей, держала весь дом в страхе, и часто обижала людей.

Автор пьесы описывает свою героиню как грозную, строгую, злую, жестокую и бессердечную женщину. Она не пренебрегала тем, чтобы проявлять лицемерие. На людях она старалась вести себя порядочно. Помогала бедным, но в то же время обижала родных детей и свою невестку Екатерину. Она нередко уходила ото всех, чтобы помолиться Богу. Но это не помогало ей жить святой жизнью. Ее дети считали, что выжить в доме их матери можно только одним способом, научиться обманывать. Своего Сына Марфа Игнатьевна предпочитала держать в страхе. Часто ревновала его к молодой жене. В своих наставлениях она не раз повторяла, чтобы молодые люди уважали стариков. На самом деле она имела только себя. Ей не так важно было, чтобы слушались других. Просто ей нравилось держать всех в страхе и чувствовать, что она держит все в своих руках. Кабаниха строго соблюдала традиции и заставляла молодежь делать то же самое.

Героиня была весьма суровой женщиной. Часто можно было услышать, как она бранит и критикует всех вокруг. В ее характере можно было наблюдать деспотизм, который являлся результатом ее слепого доверия сложившимся обычаям. Суровость ее выражалась и в отношении к собственной невестке. Каждое слово Екатерины она обрывала и делала ядовитые замечания. Она осуждала невестку за то, что та ласково обращалась со своим мужем. По ее мнению, женщина должна бояться мужа настолько, чтобы чувствовать себя его рабою.

В итоге своим поведением и отношением к жизни Кабаниха задушила все живое вокруг себя. Дети ее были несчастны. Судьба каждого из них не является привлекательной для читателей. Возможно, каждый, кто читал пьесу, задумался, а стоит ли быть таким суровым почитателем придуманных человеком традиций.

Александр Николаевич Островский написал свою пьесу «Гроза» в 1859 году. В центре сюжета находится конфронтация между поколениями. Старшее поколение всегда держалось на старых нравах, опытах и обычаях. Они отказывались понимать молодых. А те, напротив, никогда не стремились следовать установленным веками традициям. Поэтому старшие пытались перевоспитать их волю Данная проблема, которую описал в своей пьесе Островский навсегда останется значимой, пока существуют отцы и дети. Родители желают, чтобы дети были похожи на них, и следовали их путями.

Несколько интересных сочинений

  • Иван крестьянский сын и Чудо-юдо - анализ сказки (5 класс)

    Сказка «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» относится к волшебным сказкам: в ней изображаются необыкновенные, волшебные события, превращения, присутствуют фантастические существа.

  • Характеристика и образ Кукшиной в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    В книге Ивана Тургенева хорошо раскрыт новый для той эпохи образ женщины-эмансипатора. Этот образ отображается слишком резко, наигранно и преувеличенно в лице Кукшиной Авдотьи Никитишны

  • Правда Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

    Одним из самых известных произведений М.А.Шолохова является роман-эпопея «Тихий Дон». Это исторический роман, в котором писатель отразил события гражданской войны, а именно среди донского казачества

  • Сочинение Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс

    Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» - уже давно вышел за пределы данного произведения.

  • Анализ романа Чернышевского Что делать?

    Литературный критик, революционер и журналист вовремя своего заточения в Петропавловскую крепость написал роман «Что делать?». На создание произведения ушло месяца три

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Однако интерес к ней не снижается и в наши дни. Что же делает это небольшое произведение таким актуальным? Какие проблемы поднимает в произведении драматург?

В центре повествования социальный конфликт, отражающий противостояние старых и новых сил. Ярким олицетворением старого мира являются Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
Это типичные представители общества, которое критик Добролюбов справедливо и метко назвал «тёмным царством». Деспотизм этих людей не знает предела. Они, словно спрут, раскинувший свои щупальца, стремятся распространить свою власть на окружающих.

Не может не вызывать гневного неприятия зажиточный купец Дикой. Он имеет достаточное влияние в Калинове. Горожанам он известен как скандалист и скупердяй. Ругань стала его неотъемлемой частью. Савел Прокофьевич и дня не может прожить без нравоучительных речей. Он всегда найдёт объект нападок, будь то родные, племянник или работники. Очень строг ко всем домочадцам, не даёт никому свободно дышать.

В его тоне всегда можно распознать грозные ноты поучительности.

Дикой до неприличия жаден. Родных племянников ставит в унизительное положение, не желая отдавать им наследство, завещанное бабушкой. Стремясь извлечь собственную выгоду, оговаривает условия. Так, Борису, чтобы не разгневать дядю, следует вести себя почтительно, выполнять все его поручения, терпеть его тиранию. Дикой всегда найдёт, к чему придраться. Удручённый Борис не очень верит в то, что дядя выполнит бабушкину волю.

Не уступает Дикому в невежестве, грубости и Марфа Игнатьевна Кабанова. От неё стонут все в доме.

Кабаниха всех держит в полном подчинении.

Повиновение стало нормой жизни для её сына. Контроль матери превращает Тихона в бессловесную тень, не имеющую ничего общего с понятием «мужчина». Он даже жену не может защитить от деспотизма матери.

Дочь Варвару Кабаниха довела до того, что та вынуждена ей всё время лгать, так как не желает жить по законам, установленным матерью.

Настоящей жертвой деспотизма Кабанихи становится Катерина.

Свекровь считает, что невестка должна во всём беспрекословно подчиняться своему мужу. Проявление собственной воли недопустимо. Более того это наказуемо! Её дикость, невежество и деспотизм настойчиво формировали в её сознании мысль о том, что муж должен «воспитывать» жену побоями. Никаких тёплых, человеческих отношений между ними не должно быть. Доброта к жене – это, по мнению Марфы Игнатьевны, проявление слабости. Невестка обязана раболепствовать перед супругом, прислуживать ему и его матери.

Таким образом, «жестокие нравы» города Калинова имеют своих вдохновителей, которые и представлены образами Дикого и Кабанихи.

Вариант 2

А.Н. Островский отражает в «Грозе» мир самодурства, тирании и глупости. А также действительность людей, которые не противятся этому злу. Все это литературный критик Добролюбов назвал «темным царством». И это понятие прижилось.

Действия пьесы разворачиваются в волжском городе Калинове. Название взято вымышленное. То, что описывается в прозе было действительностью всех российских городов того времени. А населенный пункт, отгороженный от внешнего мира крупной рекой, ещё более закрыт и консервативен. Поэтому жители узнают обо всем от юродивых странниц. И верят в то, что где-то живут правители с песьими головами, народ еще больше угнетен. А значит им самим хорошо еще живется. И надо молиться за местных «благодетелей».

«Темное царство» Калинова держится на двух людях: Диком и Кабанихе. Своеволие, эгоизм, неограниченная грубость, жесткость, любовь к власти – общие черты этих двух личностей. Это глупые и деспотичные люди. Они – сила и власть в этом городе. Им не перечит даже городничий. Савел Прокофьевич – зажиточный купец, «вся жизнь которого основана на ругательстве». Каждый день он кого-то тиранит, унижает, бранит. И если попадается человек, над которым нет у Дикого власти и ему отвечают такой же бранью, то всю злость он вымещает на домашних. Они не ответят, семья беззащитна перед ним. Страдает и боится жена купца, его дети и племянник Борис, которому достается больше всех.

Деспотичен герой и в отношении своих работников. Дикой очень жадный. Не терпит вообще, когда с ним заговаривают о деньгах. Даже, если понимает сам, что должен человеку заплатить или вернуть долг. Редко барин платит причитающиеся мужикам. И этим доволен. Даже городничему разъясняет какую прибыль имеет, если каждому работнику не доплачивает. И племяннику наказывает, чтобы тот работал. А жалованье будет через год, сколько дядя захочет дать. Корыстолюбие – его главная отличительная черта. Этот человек уважает только богатых. Всех, кто ниже его в материальном плане, он жестоко унижает.

Кабаниху же, наоборот, жадной нельзя назвать. Марфа Игнатьева на людях щедра и даже в какой-то степени добра. Привечает у себя дома странниц и богомолок. Кормит их, подает милостыню. Все для того, чтобы эти старики хвалили ее прилюдно, это тешит ее самолюбие. Мать Тихона не менее своенравна и эгоистична, чем Дикой. И также любит самоутвердиться за счет принижения чужого достоинства. Своеволие и бесчинства она проявляет только в семье. К чужим добра, а домашних «заела поедом». Тогда как Савел Прокофьевич не делает исключения не для кого. Вот только эмоциональные пытки Кабановой куда изощреннее. Даже собственного сына она превратила в безвольное существо. И самое страшное то, что она уверена в своей правоте. Она ведь старше, мудрее и все знает лучше. Кто молодежь еще научит? У них своего ума нет, они должны жить умом родителей. А значит то, что она делает, это не тирания и самодурство. А проявление материнской любви и заботы.

Различаются Дикой и Кабаниха лишь в своем подходе к унижению окружающих. Понимают, что они, на самом деле, слабы и могут лишиться власти. Поэтому зажимают людей в тиски. Чтобы ни у кого и мысли не возникло им противостоять.

Дикой и Кабаниха в рассказе Гроза Островского

В пьесе «Гроза» Александра Николаевича Островского показаны главные герои и столкновение между ними, связанное с их различными взглядами на мир, несхожими идеями и ценностями. Произведение доказывает, что с ходом времени постоянно меняются жизненные устои. Представители «тёмного царства», купец Дикой и Кабаниха, живут по домостроевскому порядку, который диктует патриархальные нормы, старые традиции новому поколению, что ведёт к зарождению межличностного конфликта в произведении.

Кабаниха, купеческая вдова Марфа Кабанова, предстаёт перед читателем тираном и ханжой. Являясь консерватором в силу своей неграмотности, не знает и даже не думает, что можно жить как-то по-другому, активно проповедует свои идеалы, так как считает, что старший в семье - главный (исходя из норм патриархата). Кабанова понимает, что рушится патриархальный уклад, поэтом насаждает ещё жёстче, это служит в дальнейшем причиной развала семьи.

Кабаниха старается удержать старое, из-за чего абсолютно не видит настоящих чувств и не испытывает их, подавляет в других. Стыдится того, что Катерина, проявляет чувства к её сыну открыто, так как считает неприемлемым «виснуть» на шее мужа, заставляет кланяться ему в ноги. Говорит в повелительном тоне с грубыми выражениями, считая, что вправе указывать ведь она старшая, главная в доме. Максималистка, никогда не идёт на уступки, не терпит воли, веруя обычаям старины.

Купец Дикой также является представителем «тёмного царства», сторонником Кабанихи. Но его образ имеет несколько отличий от образа Кабанихи. Самодурство Дикого заключено в поклонении деньгам. Скупой эгоист, ищущий во всём выгоду, когда претерпевает убытки, то выходит из себя, раздражается, воспринимает это как наказание.

Необразованность Дикого А. Н. Островский показывает в сцене диалога с Кулигиным, самоучкой-механиком, который предлагает установить громоотвод, но Дикой, считающий, что гроза посылается в наказание, начинает кричать на Кулигина. Брань этого героя является его своеобразной защитой. Дикой привык всех запугивать, подавлять других, чувство власти над другими приносит ему уверенность, наслаждение.

Следует обратить внимание на то, что А. Н. Островский наделил героев «говорящими» фамилиями, которые позволяют выявить суть их грубых, вздорных характеров.

Таким образом, проблема существования представителей «тёмного царства», которые стараются удержать окаменевшие формы жизни, находит место в русской классической литературе, затрагивает в произведении не только быт, а охватывает другие сферы жизни, перерастает в более масштабный конфликт.

Образец 4

Провинциальный город Калинов, в котором происходит действие пьесы «Гроза», расположен на высоком берегу Волги. Казалось бы, жизнь обитателей города на фоне красивого пейзажа должна была протекать спокойно и ровно. Но это не так. За внешним спокойствием кроются жестокие нравы. Кулигин, механик-самоучка, рассказывая Борису о тяжелом положении простых жителей города, говорит: «А богатые-то что делают?..Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видели, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят!..»

Изображая быт и нравы города, А.Н. Островский обличает хозяев жизни в лице купцов Дикого и Кабанихи.

Савёл Профьич Дикой – деспот, невежа, грубиян. Он требует от всех беспрекословного повиновения. Страдают его домашние: от гнева Дикого они прячутся, чтобы не попасться ему на глаза. Тяжелее всех приходится Борису, племяннику Дикого, который зависит от него материально. Дикой держит в руках весь город, издевается над людьми. Унижает Кулигина, когда тот просит у него деньги на солнечные часы для города. Деньги для Дикого – всё, он не может с ними расстаться. Ради денег готов пойти на обман и мошенничество. Своим работникам он недоплачивает. Жаловаться на Дикого бесполезно, он в приятельских отношениях с самим городничим. За грубость и ругательства приказчик Кудряш называет Дикого «пронзительный мужик».

Марфа Игнатьевна Кабанова – глава дома Кабановых, тиран и деспот. В доме всё всегда происходит только по её воле. Она полностью контролирует семью и держит в страхе весь дом. Кабаниха – ярая сторонница старых основ жизни, обычаев и обрядов. Говорит, что следует соблюдать «Домострой», но сама берет оттуда лишь наиболее жестокие нормы, оправдывающие ее деспотизм. Кабаниха суеверна, посещает все церковные богослужения, подает деньги нищим, принимает в доме странниц. Но это показное благочестие. А самое ужасное в том, что Кабаниха не сомневается в своей правоте.

Свои жертвы Кабаниха мучит и преследует изо дня в день, подтачивая, «как ржа железо». Ее сын Тихон вырос безвольным и бесхарактерным человеком. Он любит свою жену и пытается ее успокоить после нападок матери, но изменить что-либо не в силах и советует Катерине не обращать на мать внимание. При любой возможности Тихон старается вырваться из дома и напиться. Кабаниха свела в могилу Катерину. Варвара, сестра Тихона, приспособилась к такой жизни, она научилась скрывать от матери правду. Но и Варвара не выдерживает, уходит из дома после гибели Катерины. Нравы этого дома способны погубить каждого человека, попавшего туда.

Патриархальный мир, представителями которого являются Дикой и Кабаниха, силен и беспощаден, но он уже на грани распада.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс

    Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.

  • Сочинение по повести Старик и море Хемингуэя

    Старик и море является одним из заключительных произведений в творчестве автора. Хемингуэй после этого не писал практически никаких завершенных крупных произведений, тем не менее, именно Старик и море

  • Наверно, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные подарки или исполнения желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.

  • Сочинение по Повести о Петре и Февронии Муромских анализ

    В России очень много святых, чьи имена известны пожалуй не только в нашей стране. Не станут исключением и знаменитые русские святые Пётр и Феврония Муромские.

  • Некоторые учителя навсегда оставляют свой след в нашей жизни. Они заставляют нас думать, работать над собой, овладевать чем-то новым, порой трудным и непонятным

Властная и грубая Марфа Игнатьевна Кабанова или Кабаниха — один из центральных женских персонажей пьесы Островского «Гроза».

Характеристика героини

(Фаина Шевченко в роли Кабанихи, драматическая постановка, 1934 )

Кабаниха — богатая купчиха и вдова, живущая в провинциальном городе Калинове с дочерью, сыном и женой. Она единолично руководит все делами семьи и не приемлет никаких возражений, имеет очень сильную и властную натуру. Для неё главные понятия в семейном укладе, которые она требует неукоснительно исполнять, это «страх» и «приказ».

Несмотря на то, что она религиозна и является ревностной христианский, далека от духовной жизни, а интересуется исключительно земными и насущными проблемами. Она очень лицемерная, холоднокровная и хитрая старуха, которая на людях подает милостыню нищим, а дома обижает и тиранит детей и невестку. Ей ничего не стоит оскорбить или унизить человека, она отличается жесткостью и суровостью, ей нравиться держать людей в страхе, так ими лучше управлять и подчинять своей воле.

(Иллюстрация Герасимова С,В, детгиз 1950 )

Кабаниха — типичный представитель старого патриархального уклада жизни, для неё в первую очередь важны порядки и обычаи, с чувствами и желаниями близких она просто не считается и думает, что имеет полное моральное право унижать их, «читать морали» и всячески ими управлять. Причем оправдываясь родительской заботой и любовью к детям она совсем не считает себя тираном и твердо верит в то, что действует во благо. Кабаниха уверена в том, что она совсем не обязана рассуждать верно она поступает или нет, главное жить по завету отцов и неукоснительно выполнять их наставления, тогда везде будет царить мир и порядок. По её разумению только люди в возрасте обладают достаточным умом и мудростью, молодые должны все делать по их наставлению, сами они не могут принимать никаких решений.

Больше всех от тирании злобной Кабанихи страдает тихая и покорная невестка Катерина, которую та ненавидит всей душой и бешено ревнует к сыну. Мать считает его тряпкой, а проявления ласки по отношению к молодой жене - слабостью, перед его отъездом она советует ему как можно строже отчитать Катерину, чтобы боялась его и уважала. От неё не ускользают перемены в поведении невестки и она подозревает её в измене мужу. Когда Тихон возвращается мать доводит Катерину до того, что она во всем сознается. Кабаниха полностью удовлетворена, ведь она оказалась во всем права - ласковое отношение к жене не может привести ни к чему хорошему.

Образ героини в произведении

Образ Кабанихи, тирана и самодура в женском обличье, символизирует нравы и моральные устои, царившие в купеческом обществе в России 19-го столетия. Погрязшие в устаревших догмах и незыблемых традициях, они имеют силы и финансовые возможности, чтобы сделать государство лучше, но не обладая достаточным самосознанием и увязнув в косности и ханжестве, не могут на это решиться.

В конце произведении злобную и жестокую Кабаниху ждет своя собственная «гроза» и полное крушение её мира: невестка Катерина признается в чувствах к другому мужчине, сын публично восстает против неё, дочь убегает из дома. Все заканчивается весьма печально: Катерина под давлением стыда и морали, доведенная Кабанихой до полного отчаянья, бросается с обрыва в реку, дочь находит спасение в побеге, а сын Тихон наконец отбросив все годы унижений и потаканий капризам маменьке наконец говорит правду: « Вы её погубили!Вы!».

В своем произведении Островский создал страшный и мрачный вымышленный город Калинов, настоящее воплощение жестокого и бесчеловечного отношения к людям. Это царство тьмы, где безраздельно властвуют такие монстры как купчиха Кабаниха и её кум Дикой. Иногда там пробиваются редкие лучики света и доброты, такие как Катерина, но выразив свой протест против страшного и темного царства, погибают, не выдержав неравной борьбы с засильем зла и жестокости. И все же царство тьмы рано или поздно будет рассеяно, и люди в Калинове заживут новой, счастливой жизнью.