Стивен Шор: от диагноза "аутизм" до профессора университета

Стивен Шор - взрослый человек с синдромом Аспергера, посетил Москву, где провел несколько встреч и конференций со специалистами, родителями детей с аутизмом и взрослыми аутистами при содействии Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» .

В частности, Стивен выступил с докладом на Форуме детей, имеющих расстройство аутистического спектра (РАС), который прошел на базе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ), при поддержке Фонда «Выход». Родители детей с аутизмом несколько раз прерывали его речь аплодисментами, а закончилось его выступление спонтанным исполнением на фортепьяно и овацией стоя в зале.

В полтора года он внезапно потерял речь и социальные навыки и, по его собственным словам, стал «очень аутичным ребенком». В четыре года он оставался невербальным, а один врач сказал его родителям, что еще никогда «не видел такого больного ребенка». В те времена родителям могли предложить только один вид «помощи» - отдать ребенка в интернат.

По счастью, родители от такой помощи отказались, и стали сами, практически наугад искать способы помочь своему сыну. Во многом их находки совпадают с тем, что сейчас принято называть «ранним вмешательством на дому». Многие приемы родителей оказались особенно удачными, например, они старались понять что его интересует и для этого имитировали его собственное, «странное» поведение. Это позволяло им установить с ребенком контакт, а затем «привести его в свой мир».

Сейчас Стивен Шор - профессор университета, доцент факультета специальной педагогики, страстный музыкант-любитель и учитель музыки для детей с аутизмом. Кроме того, Стивен Шор пишет о своем опыте, выступает с лекциями, консультирует по вопросам аутизма у взрослых, является членом попечительского совета нескольких благотворительных и общественных организаций, занимающихся вопросами аутизма. Вот уже 24 года он женат на женщине, с которой познакомился еще в колледже.

В своих выступлениях профессор Шор подчеркивает важность выявления сильных сторон ребенка с аутизмом и их развития вместо того, чтобы все внимание уделять только его сложностям. Он много говорит о так называемых «специальных интересах», всепоглощающих увлечениях, характерных для детей и взрослых с аутизмом и о том, как можно найти им применение в области трудоустройства. Также он много говорит о необходимости индивидуального подхода в зависимости от того, с какой областью связаны проблемы человека с аутизмом.

Ниже приводится небольшое интервью со Стивеном Шором.

Сегодня Всемирный день информирования об аутизме, что этот день значит лично для вас?

Я думаю, что это неплохое начало. Нужно начинать с информирования. Потому что вы сначала начинаете с информирования, а потом переходите к принятию. А от принятия вы переходите к уважению. Информированность означает, что вы знаете, что нечто существует. Принятие означает, что это нечто может вам не нравиться, но вы принимаете это как факт жизни. Уважение означает, что вы также понимаете, какие положительные аспекты может принести с собой аутизм.

Что бы вы сказали родителям, которые совсем недавно узнали, что у их ребенка аутизм?

Я бы сказал, что их ребенок может добиться успеха, точно также, как и все остальные. Он просто будет обучаться иначе, чем другие дети, и воспринимать мир иначе. Им придется найти сильные стороны ребенка и стараться их поощрять.

Какова самая распространенная ошибка, которую допускают родители детей с аутизмом?

Попытки превратить их в таких же детей, как и все остальные. Потому что они просто не могут ими быть. В лучшем случае вы получите очень плохую имитацию типичного человека.

Что бы вы сказали аутичным подросткам и взрослым людям, которые чувствуют себя изолированными и не имеют доступа к необходимым службам?

В первую очередь, постарайтесь присоединиться к сообществу аутизма. Это проще всего сделать в Интернете. В Интернете есть группы поддержки для аутистов, есть возможность познакомиться с другими аутичными людьми, возможно, они находятся в других странах, но вы можете написать им по электронной почте, общаться с ними.

Не могли бы вы сказать пару слов о своей книге «За стеной», которая сейчас вышла на русском языке?

Это книга посвящена моему опыту в отношении аутизма, в первую очередь, это касается образования, защиты своих прав, изучения музыки и перехода ко взрослой жизни.

Ниже приводится запись видео-конференции Стивена Шора,

«Не обязательно страдать аутизмом , чтобы почувствовать полезное воздействие музыки»

Доктор Стивен Шор — профессор в Университете Адельфи в США, а также всемирно признанный эксперт по проблемам аутизма. В детстве ему поставили диагноз — синдром Аспергера.

«После 18 месяцев нормального развития я был поражен так называемой аутичной бомбой , потерял коммуникативную функцию, у меня начались нервные срывы, я изолировал себя от окружения. Я был довольно-таки артистичным маленьким ребенком. Диагноз аутизма в те дни был сродни пожизненному приговору в специальном заведении. Профессионалы говорят, что никогда не видели такого больного ребенка. Мои родители применили то, что сейчас называют домашней программой раннего вмешательства. Они делали акцент на музыке, движениях чувственной интеграции, рассказах и имитациях. Я думаю самой важной отличительной чертой моих родителей являлась их готовность принимать меня таким, какой я есть, и одновременно осознание тех трудностей, которые мне предстояло преодолеть для полноценной жизни».

С тех пор музыка занимала важное место в жизни Стивена. Сейчас он использует музыку для коммунникации с детьми с аутизмом.

«Музыка — это прекрасный способ коммуникации. Она существенно отличается от вербального общения. Что бы ни поражало вербальные центры мозга, отвечающие за речь, оно не задевает музыкальные центры. Таким образом, музыка может стать средством коммуникации или помочь в установлении вербального общения».

Стивен даже с женой познакомился благодаря музыке

«Мы сначала познакомились на уроках музыки. Начинали с того, что проверяли друг у друга домашнее задание. После этого мы стали также вместе участвовать в общественной жизни. А потом однажды на пляже она неожиданно поцеловала и обняла меня, держась за руку. Когда это произошло, у меня началась настоящая жизнь в обществе. Я понял, что, если женщина целует и обнимает вас, то она, видимо, хочет стать для вас больше, чем просто другом. Это тот случай, когда вам лучше дать немедленный ответ. Ты можешь ответить «да», «нет» или провести дальнейший анализ. Это здорово. Сейчас мы женаты уже более 23 лет.

«Моя цель — помочь людям с аутизмом . Помочь вести им полноценную жизнь…»

В настоящее время Стивен много путешествует по миру, принимая участие в конференциях и мероприятиях, поддерживая людей-аутистов в их выступлениях на публике.

«Это может казаться противоречивым: человек, страдающий аутизмом, может выступать перед аудиторией в полторы тысячи зрителей. Потому что это социальное взаимодействие. Тем не менее, презентация представляет собой скорее длинный монолог. Когда разговор заходит о конкретных интересах, мы можем раскрыться»

«Начнем с того , что вы знаете людей аутистов…»

Благодаря своей деятельности Стивен разработал удивительное понимание того, как помочь изменить общественное восприятие аутизма.

«Что касается меня, то моя мама работала всего два часа в день… В 18 месяцев я потерял функцию общения… Многое изменилось в восприятии и понимании аутизма с тех времен, когда я был ребенком. Когда меня впервые обследовали, аутизм относили к запущенным психиатрическим расстройствам, вызванным плохим воспитанием. Аутизм выявляли у одного из десяти тысяч пациентов. Сейчас Центр по контролю над заболеваниями в Атланте (США) выявляет пропорцию 1: 50. То ли аутистов стало больше, то ли мы лучше научились диагностировать аутизм. Скорее всего, правда где-то посредине.

Стивен Шор родился 8 октября 1947 года. Стивен заинтересовался фотографией с ранних лет. Будучи самоучкой, он получил набор принадлежностей для печати фотографий когда ему было всего 6 лет. Карьера Стивена Шора началась, когда в четырнадцать лет он показал свои фотографии Эдварду Стейчену, куратору отдела фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке. Стейчен купил три его работы.
Примерно в то же время Шор познакомился с Энди Уорхолом, он начал часто наведываться в его студию, делая портреты Уорхола и окружающих его людей.


В 24 года Шор стал первым фотографом, у которого состоялась персональная выставка в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Он выставлялся также в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Чикагском институте искусства, в Доме Джорджа Истмена в Рочестере и в Кунстхалле в Дюссельдорфе.
Серия его выставок в галерее “Лайт” в Нью-Йорке в начале 70-х годов вызвала новый всплеск интереса к цветной фотографии и к использованию павильонной фотокамеры для документальной съемки.
В 1972 году Стивен Шор начал работать над своей известной серией фотографий об Америке. Сюжеты снимков были простые, обыденные, но именно благодаря своей простоте и мастерству автора в использовании цветовых решений - эта серия стала известной всему миру.
Он пересек с другом всю Америку и поставил себе задачу показать страну такой, какой она смотрится с автострады. Бензозаправки, придорожные гостиницы, мелкие магазинчики, гостиничные кровати, телевизоры, гамбургеры, снятые форматной камерой — главные действующие объекты фотоснимка.
Проект задумывался как документирование первой дальней поездки человека, всю жизнь прожившего в одном городе. Фиксация его опыта исследователя окружающего мира."До 23 лет моя жизнь в основном протекала в нескольких квадратных милях под названием Манхэттен. В 1972 году мы с другом поехали в Амарилло, Техас. Он вел машину, а я впервые видел Америку в рамке пассажирского окна", - рассказывал Стивен.
Эта поездка принесла тогда Стивену Шору множество снимков, а также однозначное отношение к цветной фотографии, за что его впоследствии стали считать одним из самых больших экспертов цветного фото.
И в его творчестве нас с вами интересует участок, затрагивающий роль автомобиля в американской жизни, фоновая роль, конечно же.
Ну а то, что снимки сделаны профессионалом, добавляют удовольствия от просмотра.





















Американский фотограф Стивен Шор одним из первых начал документировать незначительные детали быта в цвете - за что вошел в историю и удостоился ретроспективы в MoMA. О том, как Шор «придумал» инстаграм за 40 лет до его изобретения, рассказывает Ирина Попова.

Если бы Стивен Шор не был фотографом, он стал бы основателем инстаграма. Фактически он придумал фотографическое наполнение инстаграма за сорок лет до появления этого сервиса. Снимки Шора - звучные, сочные, на них изображено красивое Ничто; моменты, которые ничего не решают, но которые хочется поедать взглядом. Если бы фотография была съедобна, то работы Шора были бы восхитительными и вредными жирными пирожными из ближайшего фастфуда.

Майкл и Сэнди Марш, Амарилло, Техас, 27 сентября 1974 года / Фото: Стивен Шор, 303 Gallery

Красивая биография

Стивен Шор родился в Америке. Он как будто сам себе заранее составил биографию успешного фотографа: в шестилетнем возрасте получил в подарок от дяди пленочный фотоаппарат, в четырнадцать показал работы Эдварду Стейхену, который тогда был куратором МоМА. Тот был в восторге и купил сразу три в коллекцию. В семнадцать лет Шор встретил Энди Уорхола. Бросил арт-школу, поняв, что мастерская Энди - лучшая арт-школа. Зависал там три года. Сохранился автопортрет Шора с Уорхолом - одно из первых селфи в жанре «я и звезда». Считаться приятелем Уорхола было в то время самой прямой дорогой в богемный и избалованный мир искусства.

Из серии «Уорхол» / Фото: Стивен Шор, 303 Gallery

Цветная Америка

К югу от Кламат-Фолс, Орегон, 21 июля 1973 года / Фото: Стивен Шор, 303 Gallery

Мотели вместо достопримечательностей

Иконический перекресток

Иконой американского безвременья стал знаменитый перекресток в Лос-Анджелесе - бульвар Беверли и Ла-Бреа-авеню , - изображенный Шором 21 июня 1975 года. Перекресток примечателен тем, что на нем находятся сразу четыре заправки, в каждом углу этого креста. На фото меньше крупных деталей, больше пустоты, а в малоразличимый хаос слились не только заправки вдалеке, но и проезжающие машины (символ незначительности, визуального мусора). Снимок отмечен датой - любой банальный день может стать вечностью. Летнее солнцестояние, звенящий от жары воздух, скучнейший перекресток.

Эта фотография - символ бессмысленности искусства: когда хочется предъявить претензию современному искусству, достаточно спросить, о чем этот снимок. Он будто специально существует затем, чтобы вы спросили. Что может быть проще, что может быть более лишено юмора, что может быть гениальнее. Так фотография переходит на территорию искусства - когда вы первым догадываетесь запечатлеть то, на что другим не приходило в голову обращать внимание.

Media playback is unsupported on your device

Профессор Шор: как сделать жизнь с аутизмом нормой, а не чудом

Несколько лет назад я прочитала книгу "За стеной", которую написал Стивен Шор - американский профессор, один из ведущих специалистов по аутизму, который сам имеет этот диагноз.

В книге доктор Шор делится своей историей. В первые годы жизни он был невербальным ребенком, бьющимся головой о бортики детской кроватки. Но, благодаря усилиям родителей, смог пойти в школу, выучиться игре на нескольких музыкальных инструментах, окончить университет, жениться и стать всемирно известным экспертом в области аутизма, которого в том числе знают и уважают в России.

Я познакомилась с доктором Шором через "Фейсбук", и в конце декабря 2017-го года он неожиданно сообщил, что приезжает с лекциями в Лондон и был бы рад встретиться. Шор также добавил, что если родителям детей с аутизмом будет интересно, он с удовольствием сделает для них презентацию.

Я немедленно объявила об этом в соцсетевых группах, посвященных аутизму, в том числе и в русскоязычной. И вот все откликнувшиеся уже сидят в аудитории красивейшего здания лондонского кампуса Нью-Йоркского университета и слушают презентацию Стивена Шора.

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Стивен Шор и Анна Кук

Около двух часов доктор Шор рассказывал нам о своем опыте жизни с аутизмом - вплоть до бытовых деталей. Он всегда носит кепку, чтобы защитить глаза от раздражающего мерцания ламп дневного света, и всегда ходит в просторных футболках из-за повышенной чувствительности к плотно прилегающей одежде.

Он затронул множество тем: о важности занятий музыкой, о том, как сообщать ребенку о его аутизме, об отношениях с братьями и сестрами. О некоторых их них я подробнее расскажу в следующих блогах.

После основной презентации Стивена я взяла у него интервью для Русской службы Би-би-си, в котором попросила ответить на самые распространённые и противоречивые вопросы родителей детей с аутизмом.

Анна Кук: Стивен, для меня, как и для многих других родителей детей с аутизмом, вы являетесь воплощением мечты, чуда. Из неговорящего ребенка с проблемным поведением вы стали всемирно известным профессором, который ездит с лекциями по всему миру и помогает другим лучше понять аутизм. И в этом вы видите, главным образом, заслугу своих родителей. Может ли подход ваших родителей совершить подобное чудо для каждого ребенка с аутизмом?

Стивен Шор : Что касается усилий моих родителей, я бы хотел верить, что продуктивная, наполненная смыслом жизнь вполне может стать нормой, а не исключением из правил для большинства людей с аутизмом.

Вместо того, чтобы говорить о "чуде", которое произошло лишь с горсткой людей с аутизмом, давайте сделаем так, чтобы так было со всеми!

То, что делали мои родители, сейчас бы назвали интенсивной программой раннего вмешательства на дому.

Они использовали движение, музыку, сенсорную интеграцию, имитацию и комментировали все вокруг.

В те времена (более 50 лет назад) концепции раннего вмешательства просто не существовало. А сейчас нечто похожее называется методом Миллера.

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Стивен Шор встретился с родителями детей с аутизмом в Лондоне

Может ли это "чудо" случиться с каждым? Все находятся на разном уровне развития. Мы можем помочь родителям и педагогам установить изначальные доверительные отношения с ребенком и затем двигаться дальше.

Какие-то дети будут лучше реагировать на музыку или движения, кто-то выберет другое. К счастью, у нас сейчас есть много подходов. Мы не можем сказать, что один метод лучше другого, мы можем сказать, что какой-то метод лучше конкретно для этого ребенка.

Анна Кук: Но если это возможно, почему так много людей с аутизмом не работают, не реализуют свой потенциал, проводят годы в специализированных центрах досуга?

Стивен Шор : Это происходит очень часто. Сейчас вместо того, чтобы сконцентрироваться на способностях и возможностях человека с аутизмом, мы концентрируемся на его проблемах, ограничениях, функциональных расстройствах.

И нам нужно избавиться от "модели недостатков" - пользу признания достоинств каждого человека. Выяснить, что этот человек может делать? Какие у него сильные стороны?

Все успешные люди с аутизмом, которых я знаю, смогли применить в работе свои сильные стороны и "особые интересы", построили на этом карьеру.

Анна Кук: Какие самые распространенные ошибки делают родители детей с аутизмом?

Стивен Шор : Одна из самых распространённых ошибок - то, что родители не видят истинную причину сложного поведения ребенка и думают, что он специально плохо себя ведет.

Но дело в том, что, как правило, ребенок не пытается нарочно испортить вам день, просто что-то в окружающей обстановке происходит такое, что он не может понять.

Поэтому нам надо найти способ научить ребенка справляться с проблемами, развить в них лучшее понимание происходящего. А также нельзя забывать, что потенциал вашего ребенка с аутизмом безграничен - как и потенциал любого ребенка.

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption В книге "За стеной" Стивен Шор рассказывает историю своей жизни

Анна Кук: Откуда родители могут черпать силы и энергию, чтобы заботиться о своем ребенке? Я получаю много сообщений из России от изможденных матерей, которые пребывают в отчаянии и не знают, как собраться и поддержать своего ребенка.

Стивен Шор : Прежде всего, родители должны позаботиться о себе, чтобы потом помочь ребенку. Во время демонстрации правил безопасности в самолетах говорят, что сначала надо надеть кислородную маску на себя, а затем - помочь сидящему рядом ребенку. Если вы сделаете наоборот и сначала начнете помогать ребенку, вы потеряете сознание из-за недостатка кислорода. Так же и здесь.

Анна Кук: Как заботилась о себе и восстанавливала свои силы ваша мама, ведь у нее было трое детей?

Стивен Шор : У моих родителей было много забот. Нас было трое - я с аутизмом, мой брат, у которого диагностировали умственную отсталость, думаю, приправленную аутизмом, и моя старшая сестра, тоже с набором проблем.

Но родители смогли найти поддержку, прежде всего - у своих родственников. Мои бабушка и дедушка переехали ближе к нашему дому, они всегда были рядом.

Также мои родители обращались за поддержкой в различные организации - тогда была Ассоциация умственно отсталых граждан США.

Я не помню, чтобы мама и папа часто посещали группы поддержки, но, по крайней мере, они заручились поддержкой близких.

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Родители Стивена опирались на поддержку близких

Сейчас родители детей с аутизмом могут найти поддержку в различных организациях, а также у других родителей. В любой школе можно найти родителей в той же ситуации, что и вы.

Анна Кук: Один из самых сложных вопросов, которые задают родители детей с аутизмом, - диета и биомедицинское вмешательство, детоксикация. Действительно ли это ключ к улучшению состояния ребенка с аутизмом?

Стивен Шор : Cамый эффективный способ помощи ребенку - это найти подход, который бы удовлетворял нужды именно этого ребенка.

Есть дети с пищевой непереносимостью, им нужна безглютеновая и безказеиновая диета. Но не всем! Я знаю людей с аутизмом, которые едят очень ограниченный набор продуктов, накормить их - ужасная проблема. А есть люди с аутизмом на "всеядной" диете - они видят еду и все съедают.

Так что у некоторых людей есть проблемы со здоровьем, и им нужна диета, а у других нет этих проблем.

К сожалению, много есть различных "врачей", которые обещают исцеление от аутизма, если вы купите определенный крем, естественно, очень дорогой, причем только у этого человека. Такие истории портят репутацию биомедицинскому вмешательству.

Лучшие врачи, занимающиеся биомедом, прежде всего смотрят на общее состояние здоровья ребенка и медицинские проблемы. То есть, оценивают состояние ребенка с медицинской точки зрения, вне зависимости, есть у него аутизм или нет.

Анна Кук: А что касается прививок?

Стивен Шор : Проблема в том, что черты аутизма начинают проявляться у ребенка, когда "взрывается бомба аутизма", - иными словами, наступает регрессивный аутизм.

Его проявление совпадает по времени с графиком прививок - когда ребенку полтора-два года.

Но в то же время, мы не имеем четкого представления о причинно-следственной связи прививок и аутизма, и это очень важно.

Я не доктор медицинских наук, и не могу говорить от имени врачей, но здравый смысл подсказывает, что необходимо рассматривать каждый случай отдельно. Если у ребенка плохая реакция на прививки, значит, надо разбирать эту проблему с медицинской точки зрения.

Анна Кук: Специализированная школа или обычная школа?

Стивен Шор : Лучшее место для ребенка с аутизмом - там, где он будет делать успехи. В идеале каждый ребенок доложен учиться в обычной школе, потому что мир - это не спецшкола, а большое общество. Однако зачастую обычная школа не может обеспечить ребенку необходимую поддержку.

Чтобы ребенок успешно развивался, возможно, нужно поискать спецшколу. Не обязательно на все время школьного обучения. Может быть, на ближайшие пару лет, а потом он сможет вернуться в обычную школу.

Думаю, если менять систему в школе и лучше обучать учителей, которые работают с детьми с аутизмом, то нам удастся сместить фокус с так называемого "дефицита навыков при аутизме" на сильные стороны ребенка, на его способности.

Никто же не строит карьеру на том, что он делает плохо. А я заметил, что ученики с аутизмом проводят больше времени, чем другие дети, выполняя задания, которые им даются с трудом.

Анна Кук: Например, когда учителя заставляют ребенка писать прописью, а у него проблемы с мелкой моторикой? Моей дочке очень плохо дается письмо от руки, а она занимается этим ежедневно.

Да, это хороший пример. Я считаю, что лучше сместить фокус с чистописания и найти способ, с помощью которого она сможет общаться. Например, ей больше может подойти общение с помощью клавиатуры. Я знаю много людей с аутизмом, которым намного удобнее печатать, чем писать.

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption Стивен Шор посетил десятки стран с лекциями об аутизме

Анна Кук: Вы были в России, Британии, других странах. Где для людей с аутизмом самые хорошие условия?

Стивен Шор : Я посетил 47 стран с лекциями об аутизме. Лучше всего говорить не о лучшей стране, а о лучшей программе, которую в идеале можно найти в вашей стране, чтобы не переезжать, хотя, может, придется и переехать.

Почти везде, где я побывал, я заметил, что лучшие организации и программы были основаны родителями детей с аутизмом.

Родители собираются вместе, создают центр, 5-10 детей этих родителей там занимаются. Родители изучают литературу, находят лучшие программы, они сколачивают все "на коленке". И в итоге у них отлично получается, они разрастаются в большой центр. Например, в Москве есть замечательный центр "Наш солнечный мир".

Анна Кук: Но Москва - это не Россия. Я получала комментарии от матерей из российской глубинки, которые очень страдают, они находятся в изоляции, они не могут выйти на улицу. Они стыдятся своих детей, потому что подобное поведение им диктует общество.

Да, поэтому так важно просвещение! Может, надо встречаться с другими родителями, рассказывать им об аутизме. Некоторые родители носят при себе маленькие карточки с информацией об аутизме. Если вдруг в общественном месте что-то происходит, и другие люди с осуждением смотрят на ребенка, можно раздавать такие карточки.

Обычно на таких карточках написано "У моего ребенка аутизм. Он не опасен. Он по-другому воспринимает окружающий мир. И поэтому он ведет себя таким образом".

Анна Кук: Вы счастливо женаты более 27 лет, но никогда не говорите о том, есть ли у вас дети. Извините за личный вопрос.

Нет-нет, ничего такого личного. Мы решили, что не будем заводить детей и не потому, что существует вероятность, что родится ребенок с аутизмом. А если родится без аутизма? И что я буду делать с ребенком без аутизма, если я лучше понимаю аутизм?

Это просто личное решение нас как супругов. В мире тысячи, миллионы детей с аутизмом, с которыми я могу поиграть в любое время.

Анна Кук: Вы думаете, что как человек с аутизмом, вы понимаете детей с аутизмом лучше, чем нейротипичные люди?

Стивен Шор : В каком-то смысле да. Если я наблюдаю какой-то тип поведения или способ коммуникации, если я вижу чрезвычайный интерес ребенка по какому-то узкому вопросу, думаю, я понимаю такие вещи лучше.

Но в то же время, когда общаются два человека с расстройством аутистического спектра, это не означает, что они непременно понимают друг друга или нравятся друг другу. Как и люди любой группы. Например, двое русских совершенно не обязательно любят и понимают друг друга.

Правообладатель иллюстрации Anna Cook Image caption "Анне и Лизе - наилучшие пожелания от Стивена Шора"

Стивен Шор производит впечатление доброжелательного, располагающего к себе человека. Не укладывается в голове, что много лет назад врачи настоятельно рекомендовали его родителям поместить Стивена в спецучреждение.

Если у Стивена и его родителей получилось, получится ли у меня с Лизой?

На это можно ответить знаменитой цитатой Стивена Шора: "Если вы встретили одного человека с аутизмом, вы встретили только одного человека с аутизмом".

Никакого секрета нет. Никакой "волшебной таблетки" нет. Мы должны делать все возможное, чтобы найти подход именно к своему ребенку. И знать, что даже если результаты наших занятий не всегда заметны, они есть. Качество жизни ребенка в любом случае будет лучше, чем без этих занятий. Даже если он не станет потом всемирно известным профессором.

Image caption Анна Кук

Журналист Анна Кук живет в Англии с 2007 года. У ее старшей дочери в три года был диагностирован аутизм. Анна ведет блог на сайте Русской службы Би-би-си.