Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор. Русская деревня в изображении а. солженицына (по рассказу «матренин двор») В какой деревне жила матрена

Аннотация. В данной научно-исследовательской работе будет проанализирован рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор». В статье показано, какой была русская деревня в изображении самого автора. Писатель затрагивает тему крестьянства и его быта, на что обратили внимание исследователи данной работы.

Abstract. In this research work the story by A.I. Solzhenitsyn «Matryona’s place» will be analyzed. In article it is shown what was the Russian village in the image of the author. The writer touches upon a subject of the peasantry and it is life what researchers of this work paid attention to.

Ключевые слова. А.И. Солженицын, Матренин двор, деревня, жизнь, рассказ, быт, выбор, персонаж.

Keywords. A.I. Solzhenitsyn, Matryona’s place, village, life, story, life, choice, character.

Довольно многие страницы в творчестве А.И. Солженицына рассказывают об истории России, крестьянства, и о русской земле. В малом жанре писатель старается передать все свои мироощущения и познания жизни.

Год 1956 – это время освобождения от насилия и тирании власти для многих людей. Общепризнанным является тот факт, что двадцатый век стал для истории России кровавой эпохой, принесшей стране и ее народу много испытаний и страданий.

Человек – вот на ком все сосредоточено, он несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа достаточно хорошо показаны в произведениях А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор», в котором описываются несправедливость, нищета и боль, в нем изображена русская деревня 50 – х годов прошлого столетия.

Следует отметить, что почти все произведения писателя пропитаны болью и страданием людей. Читая его рассказы оставаться равнодушным просто невозможно.

«Матренин двор» – был написан А.И Солженицыным в 1959 году. Рассматривая содержательно-формальный уровень исследуемого произведения, подчеркнем, что начинается рассказ с того, как некий учитель математики пытается поселиться в деревне. Объездив несколько, ему пришлась по душе деревня Тальново, в которой жила Матрена, одинокая женщина лет шестидесяти, по болезни освобожденная от работы в колхозе. Деревня, в которой жила героиня, не отличалась богатством, а напротив, ее поглощала бедность.

В произведениях показано типичная деревня того времени. Автор описывает не только материальное, но и духовное обнищание людей. Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно выстроен. Автор подробно описал Матренин кров, показывая тем самым нищету русского крестьянства. Писателю не просто интересна жизнь народа, эта тема связана для него с идеей наследственности, с верностью традициям, а также с нравственными проблемами. Нет в этой деревне гармонии, есть только зависть, безответственность, скупость, корысть и обман. По словам А.И Солженицына колхозная жизнь уничтожила деревню, люди не хотели работать на колхоз, поэтому вынуждены воровать торф, чтобы заработать на жизнь. Единственная Матрена живет добросовестно среди этого исковерканного мира, однако героиню мало кто ценит и уважают среди односельчан. После смерти ее шестерых детей, один за другим, деревня решила, что в ней – порча.

То, что происходило в деревне, было результатом массового духовного заболевания, переживаемого людьми. Матрена прошла все тяготы жизни. На первой мировой войне пропал без вести ее жених – Фаддей, он вернулся спустя три года, когда уже Матрена была замужем за его брата Ефима. Умерли дети, не вернулся со второй мировой муж. У женщины тяжелая и неоплачиваемая работа в колхозе, беспросветная бедность, одиночество и голод.

Таким образом, Матрена является воплощением авторского идеала. Женщина, которая всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. В этой жизни она была одинока, у окружающих происходит деформация нравственных понятий: добро – богатство. Жадность овладевает людьми. Матрена живет на заработанные собственными руками средства, ничего не выпрашивая ни у власти, ни у людей. Еще при жизни Матрены, ее родня начинает делить дом. Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Именно из-за этого погибают Матрена и еще два человека. Жадность овладевает людьми, даже Фаддей на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Для него дороже богатство, чем жизнь человека.

Вот такой является среда, в которой живут эти люди, сама ситуация доводит их до воровства, скупости и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человечность, не случайно, автор так хорошо передал нам чисто русский характер главной героини произведения, ее доброту и сочувствие ко всему живому.

Откуда в ней столько тепла и гуманизма? Думаем, что силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал черствым ее душу и сердце. Вся трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройства общества. Мы наблюдаем в рассказе, как нищета доводит человека до звериных поступков. Кроме нашей героини Матрены, у которой чисто русский характер, человек с бескорыстной душой, абсолютно безответная, смиренная, честная, справедливая праведница, по словам самого автора.

Идея произведения заключается в том, что автор хотел подчеркнуть мысль о том, что именно на простом народе держится любое государство, поэтому нельзя забывать людей, человека надо просвещать и учить добру и правде с малых лет. Только тогда из него вырастет духовно богатая личность. Наиболее часто используемый троп писателем, - это аллегория.

Только после смерти Матрены рассказчик понимает настоящий ее характер и смысл ее существования. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Бесспорно, Матрена является праведницей не по вере, а по образу жизни. По мнению А.И Солженицына именно на таких людях и держится общество, именно в таких людях скрыта суть национального характера. Следует отметить, что с рассказа «Матренин двор» и началась деревенская проза писателя. Писатель изображает героиню как нечто, теряющее прошлое и все дальше уходящее от истоков. Спасение А.И Солженицын видит только в одном – в тех праведниках, что остались в русских деревнях, в тех истинно национальных характерах, что смогли пережить все испытания и способны спасти страну.

Смерть героини – это гибель нравственных устоев деревни, которые поддерживала своей жизнью Матрена. Она единственная в той деревне жила в своем мире, устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, она смогла сохранить свою душу и внутреннюю свободу. Несмотря на трагизм событий, в рассказе звучат очень даже теплые, светлые, пронзительные ноты. Писатель настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления. Сквозь серость жизни пробивается надежда на что-то «светлое», и это воплощено в самой героине Матрены. Следовательно, рассказ пронизан пафосом героизма и трагизма.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что почти все произведения А.И Солженицына помогают бороться за мир и благо человечества. Учат нас быть добрее и терпеливее друг к другу. Автор показал на примере одной индивидуально взятой судьбы человека, как нравственный выбор может изменить жизнь человека, и зависит этот выбор от него же самого. Для наших современников произведения А.И. Солженицына имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Они помогают читателю воспитывать в себе чувства патриотизма и любви к малой, без которой не может быть большая родина.

В заключении отметим, что положительная героиня А.И Солженицына – Матрена – простая и внешне малозаметная женщина, однако именно она праведница без которой, по пословице приведенной учителем-рассказчиком «не стоит ни село, ни город». На трудолюбии таких людей, как она, держится вся страна.

А.И. Солженицыну удалось создать и передать читателям образ героя, воплощающего в себе невероятно нравственную и духовную силу. Такой и оказалась главная героиня рассказа Матрена.

Список литературы:

  1. Солженицын А. И. Матренин двор // Рассказы. М., 1990. С. 112-146
  2. Солженицын А. И. Матренин двор// Собрание сочинений. Т.З. Вермонт-Париж, 1997. С. 7 - 122.

>Сочинения по произведению Матрёнин двор

Русская деревня в изображении Солженицына в рассказе

Многие произведения А. И. Солженицына повествуют об истории России. Через них он пытался передать правду о жизненных нравах, условиях быта народа, и описать целый период советского времени. Невозможно оставаться равнодушным, читая его рассказы. Одним из таких произведений является «Матренин двор» – рассказ, который был назван «основополагающей вещью» всей русской «деревенской литературы». Он повествует о возвращении на родину человека, прошедшего сталинские тюрьмы и лагеря. Действие происходит летом 1956-го года. Примечательно то, что герой возвращался не к родственникам или близким по духу людям, а в обезличенное общество, развращенное социальной ложью.

Главного героя звали Игнатич и он, вернувшись из ссылки, устроился на работу учителем математики в маленькой деревушке Тальново. Не найдя подходящего пристанища, он остановился у пожилой женщины по имени Матрена , чей дом не отличался богатством, а, наоборот, утопал в нищете. В свои шестьдесят лет, проработав безвозмездно всю жизнь на колхоз, она не могла даже претендовать на пенсию или выплату по утере кормильца, недостаточно было справок.

Перед тем, как перенести читателей в Тальново писатель с публицистической прямотой изображает и другие поселки. Так, например, изначально Владимирское ОблОНО намеревалось отправить Игнатича в деревню Высокое Поле. С одной стороны, это было место «где не обидно было бы жить и умереть». С другой стороны, там даже не пекли хлеб и не торговали ничем съестным. Местным жителям приходилось мешками таскать снедь из областного города. Следующим в списке был поселок с удивительным названием Торфопродукт. Туда и приводит судьба главного героя. Эта деревня – воплощение нового типа цивилизации, сложившегося после разрушения традиционного патриархального строя. Автор отмечает, что нравственные устои в этом поселке были заменены анархическим своеволием, то есть пьянством, дебошами, танцами под радиолу.

Из слов одной женщины на базаре он узнал, что на другой стороне железной дороги есть деревня Тальново, а за ней целый ряд деревень: Часлицы,­ Овинцы, Шевертни и т.д. Оглушенный такими названиями, рассказчик попросил женщину отвести его в Тальново и помочь с размещением. Так он и оказался у Матрены Васильевны, в простеньком доме «с четырьмя оконцами на холодную сторону». Матренин двор стал для него символом настоящей крестьянской России, а сама Матрена – праведницей, на которой держалось все село.

Писать сочинения по творчеству Соженицына - значит писать о целой эпохе, целом периоде советского государства, названного позже "тоталитарным режимом". всем нам знакомы слова "коллективизация", "колхозные хозяйства", "крестьяне". Ценность того или иного произведения Александра Исаевича Солженицына заключается, прежде всего, в его способности реалистично и правдиво излагать события. Видя всю жестокость, несправедливость и лживость режима, Солженицын писал не как многие о "светлом будущем коммунизма", а о тяжелом настоящем: о том какими методами власть внедряла коллективизацию в массы, как невиновные люди осуждались по приговору суда на пять, восемь, десять лет лагерей...

"Коллективизация без прикрас", образ русской, а точнее советской, колхозной деревни показан Солженицыным в рассказе "Матренин двор". Как и многие другие произведения автора, рассказ "Матренин дворосновывется на фактах из биграфии писателя.

Данное произведение написано целиком о женщине. Несмотря на множество, не связанных с нею событий, она - крестьянка, простая русская женщина - является главным действующим лицом рассказа.

Ее ставит автор в ценр сюжета. Действие рассказа происходит в 1956 году в обычной руской деревне, коих очень много - таких же бедных, разрозненных. Мы видим жизнь деревни, самой Матрены, ее избу глазами молодого учителя, поселившегося у нее. Бедно и убого жила крестьянка.

Об этом очень много говорят такие детали как, ветхость избы - "этот старый серый изгнивающий дом..., под которым бегали мыши", ее колченогая кошка, которая вызывает жалость, впрочем, как и сама Матрена.

Односельчане ее живут так же бедно, не имея ни хорошо налаженного хозяйства, ни стремления завести таковое. Неужели в пятидесятые годы, когда позади осталась коллективизация, разрушительная война, крестьяне жили так бедно?

У главной героини рассказа нет даже огорода или хотя бы полисадника. Все ее скудное хозяйство складывается из одной козы грязно-белого цвета, да кошки, хромающей на одно ногу.

Жизнь Матрены очень тяжела, а судьба трагична: в молодости не довелось испытать счастья, да и в старости нет покоя. Болезнь, изнутри точившая Матрену, не поддавалась лечению. посещения врача приносили ей больше неудобства, чем помогали. Работать в колхозе на благо государства, подымать страну из разрухи она не могла, потому как тяжело болела. Инвалидом ее никто не признавал, а потому и пенсия ей не полагалась.

Считалось, что она иждевенка. Пенсию за умершего мужа она тоже не могла получить - слишком много учреждений и волокиты нужно было вынести...

Своей христианской добротой, духовной чистотой Матрена разительно отличается от других Она очень добра и отзывчива к чужим бедам: живет не для себя, а для других; всем соседним старухам копает картошку. Помогая другим, зачастую и вовред себе, она не замечает откровенной людской наглости, насмешек и грубости. Такой образ праведницы Солженицын ввел не зря. Зачем он это сделал? Какую истину пытался он донести до читателя?

Именно на таких как эта женщина-крестьянка и держится мир от окончательного саморазрушения, вызванногог алчностью и иными пороками; от падения в бездну. Такие как она - "опораи "столпы", держацие мир на себе.

Злость и жадность окружающих в итоге погубили крестьянку. Во время перевоза горницы попадают под поезд несколько человек, в том числе и Матрена. Ее гибель, вернее то, что осталось от нее после смерти свидетельствует об особой ее отмеченности Богом.

Все тело превращается в кровавое месиво, и только лицо и правая рука чудом уцелели. "Ручку то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться", - замечает одна из женщин.

Жестокий, злой мир без нравственногсти и морали показал Александр Солженицын. Люди, которых "перековалажизнь, разрушительная война и само государство, перестали быть добрыми, отзывчивыми, нравственно и духовно богатыми. Образ праведницы Матрены показателен. В таких людях как она автор видит спасение от неминуемой катастрофы.

Нужно жить по законам христианской морали, по заповедям Христа, нести веру в своем сердце, лишь тогды мы сможем спастись от мира злобы, отчаяния и зла, - так считает Солженицын. С ним соглашаюсь и я.

Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. 1956 год - это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его произведениях. Правда, горькая правда жизни не будет скрыта в рассказах Солженицына. Произведения писателя пропитаны болью, страданием людей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозможно. Примером является известный рассказ Солженицына «Матренин двор», где будут также описаны нищета, боль и несправедливость.

Начинается этот рассказ с того, как учитель математики пытается поселиться в какой-либо деревушке. Объездив несколько деревень, ему понравилась та, где жила Матрена, женщина лег шестидесяти. Это место было похоже на многие места того времени. Оно не отличалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность.

Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно сделан: «Дом Матрены стоял тут же* неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону» крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низенький- восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка». Автор подробно описал Матренин дом, показав тем самым нищету русского крестьянина.

«Просторная изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по табуреткам и лавкам - горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны. В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным можно было видеть, что болезнь измотала ее». Матрену «измотала болезнь», - и это действительно так. Матрена много болела, а иногда не вставала с печи. Женщина, которая всю жизнь провела в труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет назад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вернулся с войны, а дети умерли один за другим. В этой жизни она была одинока: «Кроме Матрены и меня жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы».

Эта женщина многое в жизни пережила, но даже не была удостоена заслуженной пенсии: «Наворочено было много несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе- не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца». Такая несправедливость царила в то время во всех уголках России. Человек, который своими руками делает добро для страны, не ценится в государстве, его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь заслужила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и осталась без денег. Эта нелепость законов скорее вгонит в фоб человека, чем обеспечит его материальное положение.

Так несправедлива жизнь к Матрене. Государство не интересуется, как живут такие, как Матрена. Показан бюрократический аппарат, который работает не для человека. Перечеркнут лозунг «Все для человека!». Богатство не принадлежит народу, люди - крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагивает А.И. Солженицын.

Главная героиня не имеет даже скота, кроме козы: «Все животы ее были - одна грязно-белая криворогая коза». Еда у нее состояла из одной картошки: «По воду ходила и варила в трех чугунах: один чугун - мне, один - себе, один - козе. Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе - мелкую, а мне - с куриное яйцо». Болото бедности засасывает людей, а хорошей жизни не видно.

Взять случай с торфом: «Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, а только везли - начальству». Это говорит о том, что все достается только тем, кто распределяет, то есть начальству. А воровать приходится честным людям, потому что не остается другого выхода, иначе - смерть. «Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф у треста». Здесь показана покорность народа. Крестьяне терпят произвол и воруют.

Но Солженицын показывает не только материальное обнищание, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит деформация нравственных понятий: добро - богатство. При жизни Матрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушенную горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под скорый поезд. Из-за этого погибают Матрена и еще два человека. Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил

Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Ему дороже богатство, чем человеческая жизнь.

Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жадности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и становятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человечность. Прекрасно показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствие ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источник ее души? В работе - отвлечение от всего, вдохновение, забота. Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убогим ее сердце и душу.

Трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройства общества. Нищета и убогость условий доводят человека до звериных поступков. На народе держится государство, и надо все силы вкладывать во благо народа. Будет жить хорошо народ- будет хорошо и государству. Нужно не забывать людей, а просвещать и учить добру и правде. Только тогда из людей вырастут духовно богатые личности.

Общепризнанным является тот факт, что 20 век в истории России является кровавой эпохой, принесшей стране и ее народу много страшных испытаний. Одним из них стал «советский режим», повлекший за собой массовую эмиграцию огромного количества талантливых людей. Однако можно уехать в другую страну и сменить гражданство, но ностальгия всё равно будет возвращать тебя к истокам. Подтверждение тому можно найти в творчестве многих русских писателей, в том числе и в произведениях А. И. Солженицына.
«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад - просто в Россию… Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России - если такая где-то была, жила», - так начинается рассказ писателя «Матренин двор».
Он повествует о возвращении героя, но не к «своим» - родственникам или людям, близким по духу, культуре, убеждениям. Это возвращение человека, прошедшего сталинские тюрьмы и лагеря, возвращение в общество, обезличенное и развращенное социальным насилием и ложью. Это тщетная попытка обрести истинную Россию, найти потерянные ценности, нравственную опору.
Вместе с Игнатьичем кочуем мы из одного поселка в другой в поисках работы, тишины и родины. В процессе этих поисков перед нами предстаёт российская глубинка, вся её подноготная. Первоначально герою улыбается удача, и он попадает в местечко Высокое Поле, «где не обидно было бы жить и умереть». Но эта удача оказывается иллюзорной: «Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города».
Писатель с публицистической прямотой противопоставляет Высокое поле, целиком зависимое от города, «зажиточному» областному центру. И в этой параллели угадывается противопоставление дореволюционной России и России советской, монархической страны и «страны Советов».
Символом старой России предстает в рассказе русский лес. Рокот его деревьев, шелест ветвей близок сердцу рассказчика: «На взгорке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое лесом, с прудом и плотинкой, Высокое Поле было тем самым местом, где не обидно было бы жить и умереть. Там я долго сидел в рощице на пне…» Олицетворением советской России является железная дорога. Именно поэтому в начале рассказа герой мечтает «навсегда поселиться где-нибудь подальше от железной дороги». Боится железной дороги и героиня рассказа Матрена: «Как мне в Черусти ехать, с Нечаевки поезд вылезет, глаза здоровенные свои вылупит, рельсы гудят - аж в жар меня бросает, коленки трясутся. Ей-богу, правда!»
Роковая неизбежность приводит Игнатьича в поселок Торфопродукт («Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!»). Этот населенный пункт является здесь символом советской действительности. «На этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз» - в этих строках открыто звучит неприятие советского настоящего, нарушившего многовековой исторический уклад.
В образе поселка Торфопродукт воплощается новый тип цивилизации, который сложился в итоге разрушения патриархального строя. Первой чертой такой формы жизни становится отсутствие целостности, гармонии. Очень показателен в этом смысле образ дома, из которого уходит человеческий тип пространства, и он оказывается пригодным только для публичной жизни (стены не доходят до потолка). Исчезновение живой души народа выражается и в том, что на смену живому пению приходят здесь танцы под радиолу, и в том, что на смену традиционной нравственности приходит анархическое своеволие (пьянство и дебоши в поселке).
В конце концов, рассказчик поселяется в Тальново, где русское также поставлено в условия жесткой зависимости от советского. Чтобы выхлопотать себе жалкую пенсию, героиня рассказа Матрена вынуждена мыкаться по различным советским учреждениям, ведь «...собес от Тальново был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы». Церковь - место духовного причастия героини - также находится за пять верст от деревни.
Приютом Игнатьича становится домик «с четырьмя оконцами вряд на холодную некрасную сторону» - жилище Матрены. Но не Тальново как географический объект обогрело Игнатьича, а матренин двор - символ настоящей России. Матрёна изображена в рассказе как праведник, на которых испокон веков держалась наша родина в дни испытаний, праведник, без которых «не стоит село». Вот она где, исконная крестьянская избяная Россия, брошенная в огонь трагических испытаний века!
Автор отмечает своеобразие речи Матрены, что тоже указывает на её принадлежность к «настоящей» России: «Меня поразила её речь. Она не говорила, а напевала умильно»: «Пей, пей с душою желанной. Ты, потай, приезжий?»; «Только у неё не так уборно, в запущи живёт, болеет»; « Не умемши, не варёмши - как утрафишь?»
Матрёна у Солженицына - воплощение идеала русской крестьянки. Её облик подобен иконе, жизнь - житию святой. Её дом - сквозной символический образ рассказа - как бы ковчег библейского праведника Ноя, в котором он спасается от «советского потопа».
Матрёна - праведница. Но односельчане не ведают о её утаённой святости, считают женщину глупой, не умеющей жить, чересчур простой, хотя именно она хранит высшие черты русской духовности.
Житие святой должно завершаться счастливой смертью, соединяющей её с Богом. Фактическая же гибель Матрены символизирует гибель послереволюционной России, причина которой кроется в «советском» поезде, наводящем панический ужас на героиню рассказа. Недаром она погибает от двух железных сцепленных паровозов, которые разносят деревянный Матренин двор, самодельные сани и ее саму.
Таким образом, в рассказе Солженицына «Матренин двор» изображена русская деревня 50-ых годов 20 века. Писатель изображает ее как нечто, теряющее прошлое и всё дальше уходящее от истоков. Спасение Солженицын видит только в одном - в тех праведниках, что остались в русских деревнях, в тех истинно русских характерах, что смогли пережить все испытания и способны спасти страну.