Тайна кубка ликурга или древние нанотехнологии. Древнейшие нанотехнологии: кубок «Ликурга Ещё из "Забавные строки, подаренные читателями"

С фигурным узором. Представляет собой стеклянный сосуд 165 мм в высоту и 132 мм в диаметре, предположительно александрийской работы IV века н. э. Экспонируется в Британском музее .

Уникальность кубка состоит в способности менять цвет с зелёного на красный в зависимости от освещения. Этот эффект объясняется наличием в стекле мельчайших частиц коллоидного золота и серебра (приблизительно 70 нанометров) в соотношении трёх к семи. Обод из золочёной бронзы и ножка сосуда представляют собой позднейшие привнесения эпохи раннего ампира .

На стенках кубка изображена гибель фракийского царя Ликурга , которого за оскорбление бога вина Диониса опутали и задушили виноградные лозы. Существует гипотеза, что кубок был изготовлен в честь победы Константина над Лицинием и передавался из рук в руки вакхантами при дионисийских возлияниях . Во всяком случае, его необычная расцветка могла символизировать созревание винограда .

Судьба сосуда прослеживается с 1845 года, когда его приобрели банкиры Ротшильды . Широкая публика впервые увидела кубок на выставке в музее Виктории и Альберта в 1862 году. В 1958 году барон Ротшильд продал кубок за 20 тысяч фунтов Британскому музею.

См. также

Напишите отзыв о статье "Кубок Ликурга"

Литература

  • Harden D.B. and Toynbee J.M.C., The Rothschild Lycurgus Cup , 1959, Archaeologia, Vol. 97,
  • Scott, G. A Study of the Lycurgus Cup , 1995, Journal of Glass Studies (Corning), 37
  • Tait, Hugh (editor), Five Thousand Years of Glass , 1991, British Museum Press

Отрывок, характеризующий Кубок Ликурга

Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.

Артефакт, меняющий цвет

Кубок Ликурга - единственная сохранившаяся с античных времен диатрета - изделие, выполненное в форме колокола с двойными стеклянными стенками, покрытыми фигурным узором. Внутренняя часть сверху украшена резной узорной сеткой. Высота кубка - 165 миллиметров, диаметр - 132 миллиметра. Ученые предполагают, что изготовлен он в Александрии или Риме в IV веке. На кубок Ликурга можно полюбоваться в Британском музее.

Этот артефакт знаменит прежде всего своими необычными свойствами. При обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок зеленого цвета, а если его подсветить сзади, он становится красным.

Меняет артефакт цвет и в зависимости оттого, какая жидкость в него налита. К примеру, кубок светился голубым, когда в него наливали воду, но, заполненный маслом, становился ярко-красным.


Сюжет о вреде алкоголя.

К этой тайне мы еще вернемся. А сначала попробуем выяснить, почему диатрета названа кубком Ликурга. Поверхность чаши украшает красивый горельеф, изображающий страдания бородатого мужчины, опутанного виноградными лозами. Изо всех известных мифов Древней Греции и Рима более всего под этот сюжет подходит миф о гибели фракийского царя Ликурга, возможно, жившего около 800 года до нашей эры.

По легенде, Ликург, ярый противник вакхических оргий, напал на бога виноделия Диониса, перебил многих его спутниц-менад и изгнал их всех из своих владений. Придя в себя от такой наглости, Дионис подослал к оскорбившему его царю одну из нимф-гиад по имени Амвросия. Явившись к Ликургу в виде знойной красавицы, гиада сумела его обворожить и уговорила выпить вина.

Опьяневшего царя охватило безумие, он напал на собственную мать и попытался изнасиловать ее. Затем он помчался вырубать виноградник - и разрубил на куски топором собственного сына Дрианта, приняв его за виноградную лозу. Потом такая же участь постигла его супругу.

В конце концов Ликург стал легкой добычей Диониса, Пана и сатиров, которые, приняв вид виноградных лоз, оплели его тело, закружили и замучили до полусмерти. Пытаясь высвободиться из этих цепких объятий, царь взмахнул топором - и отрубил собственную ногу. После этого он истек кровью и умер.
Историки считают, что тема горельефа выбрана не случайно. Она якобы символизировала победу, которую в 324 году одержал римский император Константин над жадным и деспотичным соправителем Лицинием. И вывод этот они делают, скорее всего, исходя из предположения специалистов, что кубок изготовлен в IV веке. Заметим на это, что точное время изготовления изделий из неорганических материалов определить практически невозможно. Не исключено, что эта диатрета пришла к нам из эпохи куда более древней, чем Античность. К тому же совершенно непонятно, на основе чего Лициния отождествляют с мужчиной, изображенным на кубке. Никаких логических предпосылок для этого нет.

Также не факт, что горельеф иллюстрирует миф о царе Ликурге. С таким же успехом можно предположить, что здесь изображена притча об опасности злоупотребления алкоголем - своеобразное предупреждение пирующим, дабы не теряли головы. Место изготовления также определено предположительно, на том основании, что Александрия и Рим славились в античные времена как центры стеклодувного ремесла. Кубок обладает удивительным по красоте решетчатым орнаментом, способным придавать изображению объем. Такие изделия в позднеантичную эпоху считались весьма дорогими и были по карману лишь богачам.


Нет единого мнения и о предназначении этого кубка. Одни считают, что он использовался жрецами в Дионисийских мистериях. Другая версия гласит, что кубок служил определителем того, содержится ли в напитке яд. А некоторые полагают, что чаша определяла уровень зрелости винограда, из которого сделали вино.


Памятник древней цивилизации
Точно так же никто не знает, откуда взялся артефакт. Есть предположение, что он был найден черными копателями в гробнице знатного римлянина. Потом несколько веков пролежал в сокровищницах Римско-католической церкви. В XVIII веке его конфисковали французские революционеры, нуждавшиеся в средствах.
Известно, что в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золоченой бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями.
В 1845 году кубок Ликурга приобрел Лионель де Ротшильд, а в 1857 году его увидел в коллекции банкира знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген. Пораженный чистотой огранки и свойствами стекла, Вааген несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на всеобщее обозрение. В конце концов банкир согласился, и в 1862 году кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Однако после этого он вновь стал недоступен для ученых почти на столетие.
Только в 1950 году группа исследователей упросила потомка банкира, Виктора Ротшильда, открыть им доступ к изучению реликвии. После этого наконец было выяснено, что кубок изготовлен не из драгоценного камня, а из дихроического стекла (то есть с многослойными примесями металлических окисей).
Под влиянием общественного мнения в 1958 году Ротшильд согласился продать кубок Ликурга за символические 20 тысяч фунтов Британскому музею. Наконец-то ученые получили возможность тщательно изучить артефакт и разгадать тайну его необычных свойств. Но разгадка не давалась очень долго.

Только в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось выяснить, что все дело в особом составе стекла. На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре -в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли.
Получившийся золото-серебряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения. Возникает вопрос: если кубок действительно изготовили александрийцы или римляне, то каким образом они смогли измельчить серебро и золото до уровня наночастиц?

Откуда у древних мастеров взялись оборудование и технологии, позволяющие им работать на молекулярном уровне? Кто-то из очень креативных ученых мужей выдвинул такую гипотезу. Древние мастера и до создания этого шедевра порой добавляли в расплавленное стекло частицы серебра. А золото могло попасть туда совершенно случайно. Например, серебро не было чистым, а содержало золотую примесь. Или в мастерской остались частицы сусального золота от предыдущего заказа, и они угодили в сплав.
Так и получился этот удивительный артефакт, возможно, единственный в мире.
Версия звучит почти убедительно, но… Чтобы изделие меняло цвет подобно кубку Ликурга, золото и серебро должны быть измельчены до наночастиц, в противном случае цветового эффекта не будет. А таких технологий в IV веке просто не могло быть.

Остается предположить, что кубок Ликурга гораздо древнее, чем считалось до сих пор. Возможно, он создан мастерами высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей и погибшей в результате планетарного катаклизма (вспомните легенду об Атлантиде).

В Британском музее экспонируется кубок Ликурга – единственная сохранившаяся со времён античности диатрета с фигурным узором. Диатреты были для римлян изысканными и дорогими изделиями. Эти сосуды из стекла были преимущественно колоколообразной формы с двойными стенками: тулово сосуда находится внутри внешней стеклянной ажурной «сетки» прорезной работы.

Первый экземпляр диатреты был обнаружен в 1680 г. в северной Италии. Начиная с этого времени предпринимались попытки восстановить методику производства и создать копии.

Форма диатрет и надписи на них позволяют предположить, что они использовались как сосуды для напитков. Однако своеобразная кромка сохранившихся диатрет (у одного из экземпляров, хранящегося в Музее Корнинга в Нью-Йорке, на ней даже сохранилось бронзовое кольцо с тремя ручками) свидетельствует против этой версии: за кольцо диатрета могла подвешиваться как светильник.

Известны античные законы, регулировавшие ответственность шлифовальщиков за порчу диатрет. Самые ранние экземпляры диатрет датируются I в. н. э. Расцвет производства диатрет приходится на III и IV вв. На сегодняшний день известно около 50 экземпляров стеклянных сосудов этого вида, которые зачастую сохранились лишь частично, в осколках.

Кубок Ликурга, с 1958 г. находящийся в собственности Британского музея, наиболее известная диатрета. Изделие представляет собой стеклянный сосуд 165 мм в высоту и 132 мм в диаметре, предположительно александрийской работы IV века. Этот единственный целиком сохранившийся стеклянный сосуд по своему цветовому эффекту и отделке считается уникальным.

Уникальность кубка состоит в способности менять цвет с зелёного на красный в зависимости от освещения. Этот эффект объясняется наличием в стекле мельчайших частиц коллоидного золота и серебра (приблизительно 70 нанометров) в соотношении трёх к семи. Обод из золочёной бронзы и ножка сосуда представляют собой позднейшие привнесения эпохи раннего ампира.

Как удалось создателям на уровне нанотехнологий создать такое творение – наука пока объяснить не в силах. Никто не знает, откуда взялся артефакт. Есть предположение, что он был найден в гробнице знатного римлянина. Потом, возможно, несколько веков пролежал в сокровищнице Римско-католической церкви.

В XVIII веке кубок был конфискован французскими революционерами, которые нуждались в средствах. Примерно в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золоченой бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями.

В 1845 году кубок Ликурга приобрел Лионель де Ротшильд, а в 1857 году его увидел в коллекции банкира знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген, который несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на всеобщее обозрение. В 1862 г. банкир согласился и кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, где впервые был представлен широкой публике. Затем кубок вновь стал недоступен почти на столетие.

В 1950 г. лорд Виктор Ротшильд попросил Британский музей исследовать кубок. В 1956 году немецкий ученый Фриц Фремерсдорф опубликовал отчет, в котором указал, что кубок был произведен путем резки и шлифовки. Эта версия в настоящее время считается основной. В 1958 году барон Ротшильд продал кубок за символические 20 тысяч фунтов Британскому музею.

В 1959 году подробный отчет о кубке Ликурга опубликовали Дональд Харден и Джоселин Тойнби. Современные реплики кубка были сделаны несколько раз, частично для проверки гипотезы метода изготовления.

Исследователи считают, что на стенках кубка изображена гибель фракийского царя Ликурга, возможно жившего около 800 г. до н. э., которого за оскорбление бога вина Диониса опутали и задушили виноградные лозы.

По легенде, Ликург, ярый противник вакхических оргий, напал на бога виноделия Диониса, уничтожил многих его спутниц-менад и изгнал их всех из своих владений. Придя в себя от такой наглости, Дионис подослал к оскорбившему его царю одну из нимф-гиад по имени Амвросия. Гиада явилась к нему под видом обворожительной красавицы, околдовала его своей красотой и уговорила выпить вина.

Опьянев, царь обезумел: он напал на собственную мать и попытался изнасиловать ее, затем помчался вырубать виноградник – и разрубил на куски топором собственного сына Дрианта, приняв его за виноградную лозу, потом та же участь постигла его супругу.

В конце концов, Ликург стал легкой добычей Диониса, Пана и сатиров, которые, приняв вид виноградных лоз, оплели его тело, закружили и замучили до полусмерти. Пытаясь высвободиться из этих цепких объятий, царь взмахнул топором и отрубил собственную ногу, после чего истек кровью и умер.

Существует гипотеза, что тема горельефа выбрана не случайно. Она якобы символизировала победу, которую в 324 году одержал римский император Константин над жадным и деспотичным соправителем Лицинием.

Считают, что кубок мог передаваться из рук в руки вакхантами при дионисийских возлияниях. Во всяком случае, его необычная расцветка могла символизировать созревание винограда. Специалисты предполагают, что кубок мог быть изготовлен в IV веке. Однако, точное время изготовления изделий из неорганических материалов определить практически невозможно. Не исключено, что эта диатрета могла быть изготовлена в более древнюю эпоху. Место изготовления также неизвестно и определено предположительно на основании того, что Александрия и Рим славились в античные времена как центры стеклодувного ремесла.

Нет единого мнения и о предназначении этого кубка. Одни считают, что он использовался жрецами в Дионисийских мистериях. Другая версия гласит, что кубок служил определителем того, содержится ли в напитке яд. А некоторые полагают, что чаша определяла уровень зрелости винограда, из которого делали вино.

Однако артефакт знаменит прежде всего своими необычными свойствами. При обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок зеленого цвета, а если его подсветить сзади, он становится красным.

Меняется цвет кубка и в зависимости оттого, какая жидкость в него налита. К примеру, кубок светился голубым, когда в него наливали воду, но, заполненный маслом, становился ярко-красным.

Убедительных гипотез изготовления кубка нет, также как и не было достаточных для изготовления кубка нанотехнологий в IV веке.

Только в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось выяснить, что все дело в особом составе стекла. На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре – в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Получившийся золотосеребряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения.

Ученые считают, что принцип действия технологии следующий: на свету электроны драгоценных металлов начинают вибрировать, меняя цвет кубка в зависимости от расположения источника освещения. Инженер, специалист в области нанотехнологий Университета штата Иллинойс Лю Ган Логан и его команда исследователей обратили внимание на огромный потенциал этого метода в сфере медицины – для диагностики заболеваний человека.

Исследователи предположили, что при наполнении кубка жидкостями его цвет, благодаря различной вибрации электронов, будет меняться.

Ученые не могли экспериментировать с ценным артефактом, поэтому они использовали пластиковую пластину размером примерно с почтовую марку, на которую через миллиарды крошечных пор нанесли наночастицы золота и серебра. Таким образом, у них получилась миниатюрная копия Кубка Ликурга. Исследователи наносили на пластину различные вещества: воду, нефть, растворы сахара и соли. Как выяснилось, при попадании данных веществ в поры пластины ее цвет менялся. Например, светло-зеленый цвет получался при попадании в ее поры воды, красный – при попадании нефти

Прототип оказался в 100 раз более чувствительным к изменению уровня соли в растворе, чем распространенный сегодня коммерческий датчик, созданный для аналогичных тестов. «Принцип работы» кубка Ликурга физики из Массачусетского университета (США) решили использовать для создания портативных тестеров. Они могут выявлять патогены в образцах слюны и мочи или распознавать опасные жидкости, проносимые террористами на борт самолета. Таким образом, неизвестный создатель кубка Ликурга стал соавтором революционных изобретений XXI века.


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Слово «нанотехнологии» в наши дни стало чрезвычайно модным. Правительства всех развитых стран, в том числе и России, принимают программы по развитию наноиндустрии. Но что это такое? Нано - миллиардная доля чего-либо, например, нанометр - миллиардная часть метра.

Нанотехнологии - это возможность создавать новые материалы с заданными свойствами из мельчайших элементов - атомов. Но не зря говорится, что все новое - это хорошо забытое старое. Оказывается, нанотехнологиями владели наши далекие предки, создавая такие необычные изделия, как кубок Ликурга. Как им это удавалось, наука пока объяснить не в силах.

Артефакт, меняющий цвет

Кубок Ликурга - единственная сохранившаяся с античных времен диатрета - изделие, выполненное в форме колокола с двойными стеклянными стенками, покрытыми фигурным узором. Внутренняя часть сверху украшена резной узорной сеткой. Высота кубка - 165 миллиметров, диаметр - 132 миллиметра. Ученые предполагают, что изготовлен он в Александрии или Риме в IV веке. На кубок Ликурга можно полюбоваться в Британском музее.

Этот артефакт знаменит прежде всего своими необычными свойствами. При обычном освещении, когда свет падает спереди, кубок зеленого цвета, а если его подсветить сзади, он становится красным.

Меняет артефакт цвет и в зависимости оттого, какая жидкость в него налита. К примеру, кубок светился голубым, когда в него наливали воду, но, заполненный маслом, становился ярко-красным.

Сюжет о вреде алкоголя

К этой тайне мы еще вернемся. А сначала попробуем выяснить, почему диатрета названа кубком Ликурга. Поверхность чаши украшает красивый горельеф, изображающий страдания бородатого мужчины, опутанного виноградными лозами.

Изо всех известных мифов Древней Греции и Рима более всего под этот сюжет подходит миф о гибели фракийского царя Ликурга, возможно, жившего около 800 года до нашей эры.

По легенде, Ликург, ярый противник вакхических оргий, напал на бога виноделия Диониса, перебил многих его спутниц-менад и изгнал их всех из своих владений. Придя в себя от такой наглости, Дионис подослал к оскорбившему его царю одну из нимф-гиад по имени Амвросия. Явившись к Ликургу в виде знойной красавицы, гиада сумела его обворожить и уговорила выпить вина.

Опьяневшего царя охватило безумие, он напал на собственную мать и попытался изнасиловать ее. Затем он помчался вырубать виноградник - и разрубил на куски топором собственного сына Дрианта, приняв его за виноградную лозу. Потом такая же участь постигла его супругу.

В конце концов Ликург стал легкой добычей Диониса, Пана и сатиров, которые, приняв вид виноградных лоз, оплели его тело, закружили и замучили до полусмерти. Пытаясь высвободиться из этих цепких объятий, царь взмахнул топором - и отрубил собственную ногу. После этого он истек кровью и умер.

Историки считают, что тема горельефа выбрана не случайно. Она якобы символизировала победу, которую в 324 году одержал римский император Константин над жадным и деспотичным соправителем Лицинием. И вывод этот они делают, скорее всего, исходя из предположения специалистов, что кубок изготовлен в IV веке.

Заметим на это, что точное время изготовления изделий из неорганических материалов определить практически невозможно. Не исключено, что эта диатрета пришла к нам из эпохи куда более древней, чем Античность. К тому же совершенно непонятно, на основе чего Лициния отождествляют с мужчиной, изображенным на кубке. Никаких логических предпосылок для этого нет.

Также не факт, что горельеф иллюстрирует миф о царе Ликурге. С таким же успехом можно предположить, что здесь изображена притча об опасности злоупотребления алкоголем - своеобразное предупреждение пирующим, дабы не теряли головы.

Место изготовления также определено предположительно, на том основании, что Александрия и Рим славились в античные времена как центры стеклодувного ремесла. Кубок обладает удивительным по красоте решетчатым орнаментом, способным придавать изображению объем. Такие изделия в позднеантичную эпоху считались весьма дорогими и были по карману лишь богачам.

Нет единого мнения и о предназначении этого кубка. Одни считают, что он использовался жрецами в Дионисийских мистериях. Другая версия гласит, что кубок служил определителем того, содержится ли в напитке яд. А некоторые полагают, что чаша определяла уровень зрелости винограда, из которого сделали вино.

Памятник древней цивилизации

Точно так же никто не знает, откуда взялся артефакт. Есть предположение, что он был найден черными копателями в гробнице знатного римлянина. Потом несколько веков пролежал в сокровищницах Римско-католической церкви.

В XVIII веке его конфисковали французские революционеры, нуждавшиеся в средствах. Известно, что в 1800 году для обеспечения сохранности к чаше приделали обод из золоченой бронзы и такую же подставку, украшенную виноградными листьями.

В 1845 году кубок Ликурга приобрел Лионель де Ротшильд, а в 1857 году его увидел в коллекции банкира знаменитый немецкий искусствовед и историк Густав Вааген. Пораженный чистотой огранки и свойствами стекла, Вааген несколько лет упрашивал Ротшильда выставить артефакт на всеобщее обозрение. В конце концов банкир согласился, и в 1862 году кубок оказался на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Однако после этого он вновь стал недоступен для ученых почти на столетие. Только в 1950 году группа исследователей упросила потомка банкира, Виктора Ротшильда, открыть им доступ к изучению реликвии. После этого наконец было выяснено, что кубок изготовлен не из драгоценного камня, а из дихроического стекла (то есть с многослойными примесями металлических окисей).

Под влиянием общественного мнения в 1958 году Ротшильд согласился продать кубок Ликурга за символические 20 тысяч фунтов Британскому музею.

Наконец-то ученые получили возможность тщательно изучить артефакт и разгадать тайну его необычных свойств. Но разгадка не давалась очень долго. Только в 1990 году с помощью электронного микроскопа удалось выяснить, что все дело в особом составе стекла.

На миллион частиц стекла мастера добавляли 330 частиц серебра и 40 частиц золота. Удивляют размеры этих частиц. Они составляют примерно 50 нанометров в диаметре -в тысячу раз меньше, чем кристаллик соли. Получившийся золото-серебряный коллоид и обладал свойством менять цвет в зависимости от освещения.

Возникает вопрос: если кубок действительно изготовили александрийцы или римляне, то каким образом они смогли измельчить серебро и золото до уровня наночастиц? Откуда у древних мастеров взялись оборудование и технологии, позволяющие им работать на молекулярном уровне?

Кто-то из очень креативных ученых мужей выдвинул такую гипотезу. Древние мастера и до создания этого шедевра порой добавляли в расплавленное стекло частицы серебра. А золото могло попасть туда совершенно случайно. Например, серебро не было чистым, а содержало золотую примесь. Или в мастерской остались частицы сусального золота от предыдущего заказа, и они угодили в сплав. Так и получился этот удивительный артефакт, возможно, единственный в мире.

Версия звучит почти убедительно, но... Чтобы изделие меняло цвет подобно кубку Ликурга, золото и серебро должны быть измельчены до наночастиц, в противном случае цветового эффекта не будет. А таких технологий в IV веке просто не могло быть.

Остается предположить, что кубок Ликурга гораздо древнее, чем считалось до сих пор. Возможно, он создан мастерами высокоразвитой цивилизации, предшествовавшей нашей и погибшей в результате планетарного катаклизма (вспомните легенду об Атлантиде).

Физик и эксперт по нанотехнологиям из Университета штата Иллинойс Лю Ганн Логан предположил, что когда жидкость или свет наполняют кубок, они воздействуют на электроны атомов золота и серебра. Те начинают вибрировать (быстрее или медленнее), из-за чего меняется цвет стекла. Для проверки этой гипотезы исследователи изготовили пластиковую пластину со «скважинами», насытив ее золотыми и серебряными наночастицами.

Когда вода, масло, сахарный и соляной растворы попадали в эти «скважины», материал начинал различным образом менять цвет. Например, «скважина» становилась красной от масла и светло-зеленой от воды. Вот только, к примеру, оригинальный кубок Ликурга в 100 раз более чувствителен к изменениям уровня соли в растворе, чем изготовленный пластиковый датчик...

Тем не менее «принцип работы» кубка Ликурга физики из Массачусетского университета (США) решили использовать для создания портативных тестеров. Они могут выявлять патогены в образцах слюны и мочи или распознавать опасные жидкости, проносимые террористами на борт самолета. Таким образом, неизвестный создатель кубка Ликурга стал соавтором революционных изобретений XXI века.

Юрий ЕКИМОВ

В современное время понятие - нанотехнологии стало популярным, поэтому слышать его можно часто. Наши ученые сравнительно недавно стали использовать настоящие подобные технологии для создания новых материалов, аппаратуры и прочего, что пригодится современному человеку в будущем. Само вышесказанное слово произошло от слова «нано» - миллиардная составляющая чего-то, к примеру, нанометр – миллиардная часть метра.

В случае с нанотехнологиями, новые материалы создаются из сверхмелких составляющих, например, атомов, что делает их более износостойкими, функциональными, долговечными. Но, следует заметить, что существует пословица, которая в данной статье раскроет себя полностью «новое является хорошо забытым старым». Оказывается, наши предки в свое время уже использовали определенные нанотехнологии, создавая необычайные изделия, секреты которых по сей день не могут раскрыть представители современной науки. Одним из таких изделий является кубок «Ликурга» - прекраснейшая чаща с богатым перечнем возможностей.

Таинственный артефакт, меняющий периодически цвет

Вышеописанный кубок является единственным подобным изделием, которое сохранилось до наших дней с античных времен. Данную чашу называют еще «диатретой» - изделием в форме колокола, оснащенным двойными стенками из особенного стекла, покрытым разнообразными узорами. Внутренняя часть кубка сверху имеет декоративную сетку, в которой содержится резной узор. Параметры «Ликурга» следующие: высота 16,5 см, диаметр 13,2 см.

Исследователи, которым кубок попадал в руки, уверены, что его изготовили в четвертом столетии в Риме либо в Александрии. В нынешнее время данным артефактом может полюбоваться каждый желающий, так как он хранится во всемирно известном Британском музее.

Основной особенностью кубка «Ликурга» является функционал. Когда свет на кубок падает прямо, он кажется зеленым, но если его подсветить сзади, его цвет меняется на красный. Кроме этого, цвет кубка зависит от жидкости, которая в него налита. Если в нем находится вода, его бока кажутся голубыми, если масло – ярко-красными.

История кубка «Ликурга»

Название кубка отображается в его узорах. На внешней его стороне изображен бородатый мужчина, который якобы страдает от того, что опутан виноградными лозами. В древнегрецких мифах имеется аналогичный персонаж – фракийский царь Ликург. Возможно, когда-то данный человек действительно существовал, но эту информацию подтвердить не удалось. В мифах сказано, что он жил в 800-ом годе до н. э.

По легенде, Ликург являлся ярым противником алкогольных вечеринок и оргий, которые устраивал бог Дионисий. Обозлившись, царь убил многих спутниц Дионисия, а также изгнал из своего царства всех, кто ему казался пьяницей либо развратником. Оправившись от шока, Дионисий подослал к царю одну из своих нимф-гиад, которую звали Амвросией. Нимфа приняла облик знойной красавицы, околдовала царя Ликурга и заставила его выпить бокал вина.

Опьяневший царь потерял рассудок, накинулся на свою мать и попытался ею овладеть насильно. После он помчался уничтожать виноградники. Среди виноградных лоз гулял его сын Дриант, которого он тоже зарубил, перепутав с лозой. Потом он зарубил свою жену – мать Дрианта.

После таких злодеяний Ликург стал доступным для Диониса, сатиров и Пана, которые, перевоплотившись в лозы винограда, надежно запутали ноги и руки злосчастного царя. Потом ошалевшего пьяницу замордовали до смерти. Пытаясь вырываться, царь отрубал себе ногу, после чего скончался от потери крови.

Вернемся к артефакту – кубку «Ликурга»

Следует отметить, что даже современные технологии не могут точно определить возраст артефакта. Для того чтобы провести максимальное количество анализов, которые помогли бы точнее называть год изготовления кубка, артефакт пришлось бы разрушить, что недопустимо, так как он единственный в своем роде. Возможно, кубок произвели в более древней эпохе, чем Античность. В таком случае, ценность его только возрастает.

Мастера, которые производили кубок, явно пытались предостеречь его будущего владельца от алкогольной зависимости. К слову, место рождения артефакта тоже определили условно. Дело в том, что в древности именно Рим и Александрия являлись центрами ремесла стеклодувов. Точно можно сказать только одно, что кубок изготовили для знатной особы, так как насколько сложные и красивые вещи в те времена обычным людям были недоступны из-за невероятно высокой цены.

О предназначении кубка «Ликурга» можно сказать следующее: мнения по этому поводу разделились. Некоторые историки считают, что с помощью этого изделия проводились обряды жрецами в храмах, посвященных Дионисию. По другой версии, с помощью уникальной способности кубка его владелец мог определить, есть ли в его напитке яд. Некоторые уверяют, что кубок определял зрелость винограда, сок которого в него заливали, после чего он менял цвет.

Все дело в особом составе стекла

Известно, что впервые о кубке узнали в восемнадцатом веке. До 1990 года изучить его детально ученым не давали, но после этого им разрешили взглянуть на материал изготовления кубка (стекло) через электронный микроскоп. Выяснилось, что способности артефакта появились из-за особого состава стекла.

Анализы показали, что древние мастера применяли нанотехнологии для создания чудесного материала, который мог менять цвет. Специальное стекло они изготавливали следующим образом: на 1 млн. частиц стекла мастера добавляли 330 серебряных частиц и не больше 40-а золотых частиц. Размеры данных составляющих удивили современных исследователей особенно, так как приравнивались к 50 нанометрам в диаметре. Для сравнения, кристаллик соли больше такой частички в 1 тысячу раз. Ученые попытались изготовить аналогичный материал. Полученный экземпляр тоже менял цвет при смене освещения.

Остается без ответа вопрос: как древние римляне могли измельчить составляющие материала изготовления кубка «Ликурга» до таких крошечных размеров? Как они высчитывали пропорции составляющих?

Некоторые ученые предполагают, что создатели чаши измельчали серебро в мельчайшую крошку специально, после чего добавляли его в стекло. Золото, по их мнению, могло оказаться в составе совершенно случайно, так как его количество слишком мало. Так как кубок представлен в едином экземпляре, то можно предположить, что он получился неожиданно.

Даже если вышеописанная версия является правдоподобной, остается вопрос: как и чем измельчали серебро до наночастичек? Таких технологий в древности быть попросту не могло.

Если представить, что кубок произвели задолго до существования Александрии и Рима, то можно предположить, что мастерами-создателями являлись представители высокоразвитой цивилизации, которая существовала на Земле до человека. Представители такой цивилизации, конечно же, могли обладать высокими технологиями, позволяющими производить подобные вещи. Данная версия кажется еще более мифической и невозможной, чем предыдущая. Пока единого ответа на вопрос: кто создал кубок «Ликурга», нет. Несмотря на это, ученые уже придумывают способы применения древнейшей технологии в современном мире.

Физики из «Массачусетского университета» (Соединенные Штаты) уже успели придумать, как можно использовать материал, из которого изготовлен кубок «Ликурга». Они предлагают создавать из усовершенствованного аналогичного материала портативные тестеры. Данное оборудование сможет производить различные тесты быстро и в любом месте, к примеру, определять патогенны в образцах слюны, распознавать токсичные, взрывоопасные жидкости и многое другое. Таким образом, можно сказать, что неизвестный создатель кубка «Ликурга» в будущем станет соавтором различных изобретений 21 столетия.