Тебальди рената, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. Биография – Когда же вы дебютировали

В детстве будущая певица училась игре на фортепиано у частного педагога, затем поступила на фортепианный факультет Пезарской консерватории. Продолжала музыкальное образование уже на вокальном отделении Пармской консерватории у Д. Кампогальяни. Закончив его в 1943 году, она еще некоторое время занималась со знаменитой певицей Кармен Мелис.

Дебют Тебальди на сцене оперного театра города Ровиго состоялся в 1944 году; в опере "Мефистофель" Бойто двадцатидвухлетняя певица спела партию Елены. Но подлинное признание начинающей вокалистке принесло участие в концерте Артуро Тосканини, когда в мае 1946 года он впервые после войны дирижировал оркестром миланского театра "Ла Скала". Певица исполнила отрывки из оперы "Моисей" Россини и "Реквиема" Верди. Крупный успех у публики и поддержка прославленного маэстро позволили молодой артистке сразу же войти в состав труппы театра.

Начиная с сезона 1946/47 года Тебальди выступает на подмостках миланской оперы. Исполнение партий Аиды, Виолетты, Дездемоны ("Аида", "Травиата", "Отелло" Верди), Тоски, Мими ("Тоска", "Богема" Пуччини), Мадлен ("Андре Шенье" Джордано) принесло ей огромную популярность. Эти роли признаны высшими достижениями певицы. Критики называли ее голос "чудом", особенно поражаясь тому, как сочетаются в нем драматическая сила и лирическая выразительность.

С 1950 года Рената Тебальди начала гастролировать за рубежом. Лучшие оперные театры Западной Европы и Америки наперебой приглашали ее, но все же большую часть времени артистка проводила в Италии. Кроме Милана, она пела в оперных театрах Рима, Неаполя, Флоренции и других крупнейших итальянских городов.

Как раз в этот период ею особенно заинтересовались американские антрепренеры. Начиная с 1955 года, когда Тебальди дебютировала в нью-йоркском театре "Метрополитен опера", певицу чаще всего слушают американские любители музыки.

Расцвет артистической деятельности Ренаты Тебальди приходится на вторую половину пятидесятых - начало шестидесятых годов. Она поет на сценах Венской государственной оперы, лондонского театра "Ковент-Гарден", парижской "Гранд опера", западно-берлинского театра "Дойче опер", часто выступает с сольными концертами.

В середине 60-х годов размах ее артистической деятельности несколько ослабевает, хотя и в эти годы она много записывается на пластинки. Однако в оперном театре уже выступает реже, основное внимание уделяя концертному исполнительству. В качестве камерной певицы Рената Тебальди посетила Россию осенью 1975 года. Ее концерты в Москве, Ленинграде и Киеве прошли с триумфальным успехом. В следующем году знаменитая певица прекратила артистическую деятельность.

Искусство Ренаты Тебальди служит высоким образцом преемственности лучших традиций итальянской вокальной культуры. Как певица она имела в Италии не много равных себе и, по единодушному мнению, обладает одним из замечательных голосов нашего столетия.

Лучшие дня

Вокальные средства, которыми располагает Тебальди, позволяли ей проявить себя в самом разнообразном репертуаре; она могла стать превосходной "моцартовской" или даже, может быть, "вагнеровской" певицей, прославиться как исполнительница произведений эпохи Беллини-Доницетти, требующих настоящего "бельканто".

Но Рената Тебальди выбрала другой путь: в историю вокального искусства она вошла как "вердиевская" певица.

Вердиевская вокальная школа, ставившая своей задачей создание полнокровного вокально-сценического характера на оперной сцене, придавала важное значение выразительности вокальной декламации, строго индивидуальному подходу к каждому музыкальному образу. Искусство Тебальди восходит к более поздним образцам вердиевской вокальной школы, обогащенной в конце 90-х годов прошлого столетия завоеваниями веризма. Непосредственной предшественницей Тебальди поэтому следует считать знаменитую итальянскую певицу Клаудию Муцио (1892-1936).

Почти весь свой оперный репертуар Тебальди записала на грампластинки. Среди грамзаписей Тебальди есть и сцена письма Татьяны из "Евгения Онегина" - в этой опере певица выступала в "Ла Скала" в 50-х годах.

Тонкое вокальное мастерство певицы, большое исполнительское обаяние, какая-то особая грациозность и непосредственность, с которыми Тебальди держалась на концертной эстраде, глубокое проникновение в эмоциональную сущность художественного образа - все это привлекало к камерным вечерам певицы не меньший интерес любителей музыки, чем к оперным спектаклям с ее участием. В историю вокальной культуры XX века Рената Тебальди вписала яркую, блистательную страницу.

Сопрано Рената Тебальди родилась 1 февраля 1922 года в итальянском городе Пезарро. С ранних лет Рената слышала пение матери и игру отца на виолончели. В восемь лет она начала обучаться игре на фортепиано, а со временем поступила в городскую консерваторию. Из нее могла выйти прекрасная пианистка, но преподаватели разглядели в голосе девушки выдающиеся способности к вокалу.

Дебют Ренаты Тебальди состоялся 23 мая 1944 года в городе Ровиго, где она исполнила роль Елены в опере «Мефистофель» композитора Арриго Бойто. В 1946 году Тебальди сильно впечатлила публику выступлением в опере«Отелло » Джузеппе Верди. В этом же году она попадает в список певцов для нового сезона «Ла Скала » Артуро Тосканини. 11 мая 1946 года, будучи единственной незнакомой европейском публике оперной исполнительницей, Рената блистательно выступает на сцене миланского театра. С тех пор за ней закрепляется статус всеобщей любимицы. «La divina Renata» - в переводе с итальянского «божественная Рената» - так называют европейцы новую восходящую звезду оперного искусства.

Ежегодно играет в лучших спектаклях театральных сезонов «Ла Скала». Певица дает много концертов, активно сотрудничает с крупнейшими театрами и известными дирижерами, записывает пластинки. Ей удалось невероятное: выступить в сорока городах Италии и пятидесяти зарубежных сценах (в Англии, Австрии, Франции, США и других). Неподражаемый голос Тебальди завоевывает все больше поклонников с каждым годом. Единственной достойной соперницей становится великолепная Мария Каллас .

В середине 50-х годов ХХ века Рената Тебальди покидает «Ла Скала» и становится примадонной Нью-Йоркской «Метрополитен-опера ». К 1958 году зрители настолько соскучились по своей «божественной Ренате», что после выступления 40 минут не отпускали певицу со сцены, наградив ее бурными овациями. Стоит отметить: соперничество двух талантливых исполнительниц в большей степени разогревалось прессой и публикой. Однако артистки понимали, что на самом деле это здорово влияет на карьеру обеих. Бурное обсуждение и сравнение вокальных способностей Каллас и Тебальди затихло только после 16 сентября 1968 года, когда за кулисами Мария Каллас поздравила Ренату Тебальди с хорошим выступлением дружескими объятиями. С тех пор певицы никогда более не встречались, но друг о друге высказывали исключительно положительные отзывы.

В СССР Рената Тебальди впервые выступила осенью 1975 года. Она исполнила арии из опер и вокальные миниатюры. Ей удалось покорить сердца шести тысяч слушателей в одно мгновение. Гастроли проходили в Киеве, Москве и Ленинграде. Отточенная техника пения, грациозность и яркость исполнения пришлись по душе советскому зрителю.В 1976 году певица дала прощальный концерт в миланском театре «Ла Скала», официально завершив карьеру. К тому времени сценические успехи Тебальди состояли из 1262 выступлений, среди них 1048 опер и 214 концертов. Кроме того насчитывается 134 видео- и аудиозаписи с участием певицы. Характерные черты ее исполнения - хороший вкус и выдержанное пение, без напускной итальянской страсти. Голос артистки передает тонкости исполняемых ролей, он волнует сердца слушателей. Критики отмечают, что индивидуальный подход Тебальди чувствуется в каждой ноте: иногда ее голос звучит легко и непринужденно, как свободный музыкальный рассказ, а порой он поражает своей силой и диапазоном. Однако в невероятных триумфах не было никакой загадки: выдающиеся вокальные данные певицы говорили сами за себя. Тем не менее, лирико-драматическое сопрано редкой силы и красоты считалось истинным чудом своего времени.

Рената Тебальди умерла 1 февраля 2004 года в Сан-Марино. Она внесла огромный вклад в развитие оперного искусства ХХ века. Имя певицы входит в Зал славы журнала «Gramophone», открытого в честь 110-летия индустрии звукозаписи классической музыки. Артистка запомнилась миру как одна из самых популярных и любимых публикой оперных певиц послевоенного времени.

Для каждого, кто слышал Тебальди, в ее триумфах не было загадки. Они объяснялись, прежде всего, выдающимися, прямо-таки уникальными вокальными данными. Ее редкому по красоте и силе лирико-драматическому сопрано были подвластны любые виртуозные трудности, но в равной степени и любые оттенки выразительности. Итальянская критика называла ее голос чудом, особо подчеркивая, что драматические сопрано редко достигают гибкости и чистоты сопрано лирического.

Рената Тебальди родилась 1 февраля 1922 года в Пезарро. Ее отец был виолончелистом и играл в маленьких оперных театрах страны, а мать - певицей-любительницей. С восьми лет Рената начала заниматься на фортепиано у частного педагога и обещала стать неплохой пианисткой. В семнадцать лет она поступила учиться в Пезарскую консерваторию по классу фортепиано. Однако вскоре специалисты обратили внимание на ее выдающиеся вокальные данные, и Рената стала заниматься у Кампогалльяни в Пармской консерватории уже как вокалистка. Далее она берет уроки у знаменитой артистки Кармен Мелис, а также изучает оперные партии с Дж. Паисом.

23 мая 1944 года в Ровиго дебютирует в роли Елены в «Мефистофеле» Бойто. Но только по окончании войны Рената смогла продолжить выступления в опере. В сезоне 194546 года молодая певица поет в пармском театре «Реджио», а в 1946 году выступает в Триесте в «Отелло» Верди. То было начало блистательного пути артистки «Песня об иве» и молитва Дездемоны «Ave Maria» произвели на местную публику большое впечатление. Успех в этом небольшом итальянском городке дал ей шанс выступить в «Ла Скала». Рената попала в список вокалистов, представленных Тосканини в период его подготовки к новому сезону. В концерте Тосканини, состоявшемся на сцене «Ла Скала» в знаменательный день 11 мая 1946 года, Тебальди оказалась единственной солисткой, незнакомой прежде миланской аудитории.

Признание Артуро Тосканини и громадный успех в Милане открыли перед Ренатой Тебальди широкие возможности в короткий срок «La divina Renata», как называют артистку в Италии, стала общей любимицей европейских и американских слушателей. Сомнений не было - итальянская оперная сцена обогатилась выдающимся талантом. Молодая певица была сразу принята в труппу и уже в следующем сезоне пела Елизавету в «Лоэнгрине», Мими в «Богеме», Еву в «Тангейзере», а затем и другие ведущие партии. Вся последующая деятельность артистки была тесно связана с лучшим театром Италии, на сцене которого она выступала из года в год.

С театром «Ла Скала» связаны крупнейшие достижения певицы - Маргарита в «Фаусте» Гуно, Эльза в «Лоэнгрине» Вагнера, центральные сопрановые партии в «Травиате», «Силе судьбы», «Аиде» Верди, «Тоске» и «Богеме» Пуччини.

Но наряду с этим Тебальди с успехом пела уже в 40-х годах во всех лучших театрах Италии, а в 50-х - за рубежом в Англии, США, Австрии, Франции, Аргентине и других странах. На протяжении длительного периода она совмещала обязанности солистки «Ла Скала» с регулярными выступлениями в «Метрополитен-опера». Артистка сотрудничала со всеми крупнейшими дирижерами своего времени, много концертировала, записывалась на пластинки.

Но даже в середине 50 х годов далеко не все восторгались Тебальди. Вот что можно прочитать в книге итальянского тенора Джакомо Лаури-Вольпи «Вокальные параллели»:

«Будучи певицей особого плана, Рената Тебальди, применяя спортивную терминологию, проходит дистанцию в одиночестве, а тот, кто бежит один, всегда приходит к финишу первым. Она не имеет ни подражательниц, ни соперниц... Некому не то что встать на ее пути, но даже составить ей хоть какое-то подобие конкуренции. Все это вовсе не означает попытки принизить достоинства ее вокала. Наоборот, можно утверждать, что даже одна лишь «Песня об иве» и следующая за нею молитва Дездемоны свидетельствуют, каких высот музыкальной экспрессии способна достичь эта одаренная артистка. Однако это не помешало ей в миланской постановке «Травиаты» испытать унижение провала, и как раз в ту минуту, когда она вообразила, что бесповоротно завладела сердцами публики. Горечь этого разочарования глубоко травмировала душу молодой артистки.

К счастью, прошло совсем немного времени и, выступая в той же опере в неаполитанском театре «Сан-Карло», она познала слабость триумфа.

Пение Тебальди навевает покой и ласкает ухо, оно полно мягких оттенков и светотеней. Личность ее растворена в ее вокале, подобно тому как сахар растворяется в воде, делая ее сладкой и не оставляя видимых следов».

Но прошло пять лет, и Лаури-Вольпи вынужден был признаться, что его прошлые наблюдения нуждаются в существенных поправках. «Сегодня, - пишет он, - то есть в 1960 году, в голосе Тебальди есть всё: он нежен, тепел, плотен и ровен во всем диапазоне». Действительно, со второй половины 50-х годов слава Тебальди нарастает от сезона к сезону. Успешные гастроли в крупнейших европейских театрах, покорение Американского континента, громкие триумфы в «Метрополитен-опера»... Из партий, исполненных певицей, число которых приближается к пятидесяти, необходимо отметить партии Адриенны Лекуврер в одноименной опере Чилеа, Эльвиры в «Дон Жуане» Моцарта, Матильды в «Вильгельме Телле» Россини, Леоноры в «Силе судьбы» Верди, мадам Баттерфляй в опере Пуччини, Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Непререкаем авторитет Ренаты Тебальди в театральном мире. Единственная ее достойная соперница - Мария Каллас. Их соперничество подогревало воображение оперных болельщиков. Обе они внесли грандиозный вклад в сокровищницу вокального искусства нашего столетия.

«Неотразимая сила искусства Тебальди, - подчеркивает известный знаток вокального искусства В.В. Тимохин, - в исключительном по красоте и силе голосе, необыкновенно мягком и нежном в лирических моментах, а в драматических эпизодах захватывающем огненной страстностью, и, кроме того, в замечательной технике исполнения и высокой музыкальности... У Тебальди - один из самых прекрасных голосов нашего века. Это поистине чудесный инструмент, даже грамзапись живо передает его обаяние. Голос Тебальди восхищает и эластичным «сверкающим», «искрящимся» звуком, удивительно чистым, одинаково красивым как в фортиссимо, так и в волшебных пианиссимо в верхнем регистре, и протяженностью диапазона, и ярким тембром. В эпизодах, исполненных сильного эмоционального напряжения, голос артистки звучит так же легко, свободно, непринужденно, как и в спокойной, плавной кантилене. Регистры его равно превосходного качества, а богатство динамических оттенков в пении, великолепная дикция, мастерское использование певицей всего арсенала тембровых красок еще в большей мере содействуют огромному впечатлению, производимому ею на аудиторию.

Тебальди чуждо желание «блеснуть звуком», непременно продемонстрировать специфически «итальянскую» страстность пения вне зависимости от характера музыки (чем нередко грешат даже некоторые видные итальянские артисты). Она во всем стремится следовать хорошему вкусу и художественному такту. Хотя и в ее исполнении встречаются порой недостаточно прочувствованные «общие» места, в целом пение Тебальди всегда глубоко волнует слушателей.

Трудно забыть интенсивные звуковые нарастания в монологе и сцене прощания с сыном («Мадам Баттерфляй»), необычайный эмоциональный подъем в финале «Травиаты», характерные «замирания» и трогательную задушевность заключительного дуэта в «Аиде» и мягкий, грустный колорит «угасания» в прощании Мими. Индивидуальный подход артистки к произведению, отпечаток ее художественных устремлений чувствуется в каждой спетой ею партии».

Певица всегда успевала вести активную концертную деятельность, исполняя и романсы, и народные песни, и многие арии из опер; наконец, участвовать в записи оперных произведений, в которых ей не доводилось выходить на сцену; любители грампластинки признали в ней великолепную мадам Баттерфляй, так и не увидев ее в этой роли.

Благодаря строгому режиму она в течение долгих лет умела сохранять отличную форму. Когда незадолго до своего пятидесятилетия артистка стала страдать от излишней полноты, она за несколько месяцев сумела сбросить более двадцати лишних килограммов веса и снова предстала перед публикой, как никогда элегантной и изящной.

Слушатели нашей страны встретились с Тебальди лишь осенью 1975 года, уже на излете ее карьеры. Но певица оправдала большие ожидания, выступая в Москве, Ленинграде, Киеве. Она с покоряющей силой исполнила арии из опер и вокальные миниатюры. «Мастерство певицы не подвластно времени. Ее искусство все так же пленяет своей грацией и тонкостью нюансировки, отточенностью техники, ровностью звуковедения. Шесть тысяч любителей пения, заполнивших в этот вечер громадный зал Дворца съездов, горячо приветствовали замечательную певицу, долго не отпускали ее со сцены», - писала газета «Советская культура».

История жизни
Для каждого, кто слышал Тебальди, в ее триумфах не было загадки они объяснялись, прежде всего, выдающимися, прямо-таки уникальными вокальными данными. Ее редкому по красоте и силе лирико-драматическому сопрано были подвластны любые виртуозные трудности, но в равной степени и любые оттенки выразительности. Итальянская критика называла ее голос чудом, особо подчеркивая, что драматические сопрано редко достигают гибкости и чистоты сопрано лирического.
Рената Тебальди родилась 1 февраля 1922 года в Пезарро. Ее отец был виолончелистом и играл в маленьких оперных театрах страны, а мать - певицей-любительницей. С восьми лет Рената начала заниматься на фортепиано у частного педагога и обещала стать неплохой пианисткой. В семнадцать лет она поступила учиться в Пезарскую консерваторию по классу фортепиано. Однако вскоре специалисты обратили внимание на ее выдающиеся вокальные данные, и Рената стала заниматься у Кампогалльяни в Пармской консерватории уже как вокалистка. Далее она берет уроки у знаменитой артистки Кармен Мелис, а также изучает оперные партии с Дж. Паисом.
23 мая 1944 года в Ровиго дебютирует в роли Елены в «Мефистофеле» Бойто. Но только по окончании войны Рената смогла продолжить выступления в опере. В сезоне 194546 года молодая певица поет в пармском театре «Реджио», а в 1946 году выступает в Триесте в «Отелло» Верди. То было начало блистательного пути артистки «Песня об иве» и молитва Дездемоны «Ave Maria» произвели на местную публику большое впечатление. Успех в этом небольшом итальянском городке дал ей шанс выступить в «Ла Скала». Рената попала в список вокалистов, представленных Тосканини в период его подготовки к новому сезону.
В концерте Тосканини, состоявшемся на сцене «Ла Скала» в знаменательный день 11 мая 1946 года, Тебальди оказалась единственной солисткой, незнакомой прежде миланской аудитории.
Признание Артуро Тосканини и громадный успех в Милане открыли перед Ренатой Тебальди широкие возможности в короткий срок «La divina Renata», как называют артистку в Италии, стала общей любимицей европейских и американских слушателей.
Сомнений не было - итальянская оперная сцена обогатилась выдающимся талантом. Молодая певица была сразу принята в труппу и уже в следующем сезоне пела Елизавету в «Лоэнгрине», Мими в «Богеме», Еву в «Тангейзере», а затем и другие ведущие партии. Вся последующая деятельность артистки была тесно связана с лучшим театром Италии, на сцене которого она выступала из года в год.
С театром «Ла Скала» связаны крупнейшие достижения певицы - Маргарита в «Фаусте» Гуно, Эльза в «Лоэнгрине» Вагнера, центральные сопрановые партии в «Травиате», «Силе судьбы», «Аиде» Верди, «Тоске» и «Богеме» Пуччини.
Но наряду с этим Тебальди с успехом пела уже в 40 х годах во всех лучших театрах Италии, а в 50-х - за рубежом в Англии, США, Австрии, Франции, Аргентине и других странах. На протяжении длительного периода она совмещала обязанности солистки «Ла Скала» с регулярными выступлениями в «Метрополитен-опера». Артистка сотрудничала со всеми крупнейшими дирижерами своего времени, много концертировала, записывалась на пластинки.
Но даже в середине 50 х годов далеко не все восторгались Тебальди. Вот что можно прочитать в книге итальянского тенора Джакомо Лаури-Вольпи «Вокальные параллели»
«Будучи певицей особого плана, Рената Тебальди, применяя спортивную терминологию, проходит дистанцию в одиночестве, а тот, кто бежит один, всегда приходит к финишу первым. Она не имеет ни подражательниц, ни соперниц... Некому не то что встать на ее пути, но даже составить ей хоть какое-то подобие конкуренции. Все это вовсе не означает попытки принизить достоинства ее вокала. Наоборот, можно утверждать, что даже одна лишь «Песня об иве» и следующая за нею молитва Дездемоны свидетельствуют, каких высот музыкальной экспрессии способна достичь эта одаренная артистка. Однако это не помешало ей в миланской постановке «Травиаты» испытать унижение провала, и как раз в ту минуту, когда она вообразила, что бесповоротно завладела сердцами публики. Горечь этого разочарования глубоко травмировала душу молодой артистки.
К счастью, прошло совсем немного времени и, выступая в той же опере в неаполитанском театре «Сан-Карло», она познала слабость триумфа.
Пение Тебальди навевает покой и ласкает ухо, оно полно мягких оттенков и светотеней. Личность ее растворена в ее вокале, подобно тому как сахар растворяется в воде, делая ее сладкой и не оставляя видимых следов».
Но прошло пять лет, и Лаури-Вольпи вынужден был признаться, что его прошлые наблюдения нуждаются в существенных поправках. «Сегодня, - пишет он, - то есть в 1960 году, в голосе Тебальди есть все он нежен, тепел, плотен и ровен во всем диапазоне».
Действительно, со второй половины 50 х годов слава Тебальди нарастает от сезона к сезону. Успешные гастроли в крупнейших европейских театрах, покорение Американского континента, громкие триумфы в «Метрополитен-опера»... Из партий, исполненных певицей, число которых приближается к пятидесяти, необходимо отметить партии Адриенны Лекуврер в одноименной опере Чилеа, Эльвиры в «Дон Жуане» Моцарта, Матильды в «Вильгельме Телле» Россини, Леоноры в «Силе судьбы» Верди, мадам Баттерфляй в опере Пуччини, Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Непререкаем авторитет Ренаты Тебальди в театральном мире. Единственная ее достойная соперница - Мария Каллас. Их соперничество подогревало воображение оперных болельщиков. Обе они внесли грандиозный вклад в сокровищницу вокального искусства нашего столетия.
«Неотразимая сила искусства Тебальди, - подчеркивает известный знаток вокального искусства В.В. Тимохин, - в исключительном по красоте и силе голосе, необыкновенно мягком и нежном в лирических моментах, а в драматических эпизодах захватывающем огненной страстностью, и, кроме того, в замечательной технике исполнения и высокой музыкальности... У Тебальди - один из самых прекрасных голосов нашего века. Это поистине чудесный инструмент, даже грамзапись живо передает его обаяние. Голос Тебальди восхищает и эластичным «сверкающим», «искрящимся» звуком, удивительно чистым, одинаково красивым как в фортиссимо, так и в волшебных пианиссимо в верхнем регистре, и протяженностью диапазона, и ярким тембром. В эпизодах, исполненных сильного эмоционального напряжения, голос артистки звучит так же легко, свободно, непринужденно, как и в спокойной, плавной кантилене. Регистры его равно превосходного качества, а богатство динамических оттенков в пении, великолепная дикция, мастерское использование певицей всего арсенала тембровых красок еще в большей мере содействуют огромному впечатлению, производимому ею на аудиторию.
Тебальди чуждо желание «блеснуть звуком», непременно продемонстрировать специфически «итальянскую» страстность пения вне зависимости от характера музыки (чем нередко грешат даже некоторые видные итальянские артисты). Она во всем стремится следовать хорошему вкусу и художественному такту. Хотя и в ее исполнении встречаются порой недостаточно прочувствованные «общие» места, в целом пение Тебальди всегда глубоко волнует слушателей.
Трудно забыть интенсивные звуковые нарастания в монологе и сцене прощания с сыном («Мадам Баттерфляй»), необычайный эмоциональный подъем в финале «Травиаты», характерные «замирания» и трогательную задушевность заключительного дуэта в «Аиде» и мягкий, грустный колорит «угасания» в прощании Мими. Индивидуальный подход артистки к произведению, отпечаток ее художественных устремлений чувствуется в каждой спетой ею партии».
Певица всегда успевала вести активную концертную деятельность, исполняя и романсы, и народные песни, и многие арии из опер; наконец, участвовать в записи оперных произведений, в которых ей не доводилось выходить на сцену; любители грампластинки признали в ней великолепную мадам Баттерфляй, так и не увидев ее в этой роли.
Благодаря строгому режиму она в течение долгих лет умела сохранять отличную форму. Когда незадолго до своего пятидесятилетия артистка стала страдать от излишней полноты, она за несколько месяцев сумела сбросить более двадцати лишних килограммов веса и снова предстала перед публикой, как никогда элегантной и изящной.
Слушатели нашей страны встретились с Тебальди лишь осенью 1975 года, уже на излете ее карьеры. Но певица оправдала большие ожидания, выступая в Москве, Ленинграде, Киеве. Она с покоряющей силой исполнила арии из опер и вокальные миниатюры. «Мастерство певицы не подвластно времени. Ее искусство все так же пленяет своей грацией и тонкостью нюансировки, отточенностью техники, ровностью звуковедения. Шесть тысяч любителей пения, заполнивших в этот вечер громадный зал Дворца съездов, горячо приветствовали замечательную певицу, долго не отпускали ее со сцены», - писала газета «Советская культура».

В 1946 её пригласил Тосканини для участия в торжественном открытии после войны восстановленного здания Ла Скала. Выступала в Ла Скала до 1960 года. Пела в Ковент Гардене, Венской опере и на других крупнейших сценах мира.


Рената Тебальди (Tebaldi) (р. 1922) - итальянская певица (сопрано). Дебютировала в 1944 году (Ровиго, партия Елены в "Мефистофеле" Бойто). В 1946 её пригласил Тосканини для участия в торжественном открытии после войны восстановленного здания Ла Скала. Выступала в Ла Скала до 1960 года. Пела в Ковент Гардене, Венской опере и на других крупнейших сценах мира. В 1949 исполнила партию Памиры в опере "Осада Коринфа" Россини (французская версия оперы "Магомет II"). В 1950 пела партию Аиды в театре Сан-Франциско, в 1951 в Гранд-Опера и Неаполе заглавную партию в "Жанне д"Арк" Верди. В 1953 с большим успехом исполнила партию Леоноры в опере "Сила судьбы" Верди во Флоренции. Пела заглавную партию в "Федоре" Джордано (1961, Неаполь).

С 1955 Тебальди пела в Метрополитен Опера (дебют в партии Дездемоны). В 1975 гастролировала в СССР. В 1976 оставила сцену. Среди лучших партий Тоска, Мими, Валли в одноимённой опере Каталани, Адриана Лекуврёр и другие. Среди записей партии Валли (дирижёр Клева, Decca), Лиу (дирижёр Лайнсдорф, RCA Victor), Чио-Чио-сан (дирижёр Серафин, Decca).