Тема милосердия. Как соотносятся в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» милосердие, всепрощение и справедливость? (Булгаков Михайл) Проблема милосердия всепрощения и справедливости в романе мастер маргарита

Абсолютная ценность добра и милосердия, кажущаяся весьма сомнительной для рационального материалистического сознания (особенно в эпоху «квартирного вопроса»), становится бесспорной на контрастном фоне торжествующего зла и возмездия - единственной и неизбежной альтернативы добру и милосердию, которые ждут изуверов.

Инициируя убийство Иуды и предрекая Кайфе гибель Ершалаима, Пилат открывает цепь событий, завершением которых в пространстве-времени булгаковского романа является миссия Воланда и его свиты в Москве - возмездие изуверам и очищение злом от зла тех, кто забыл о Боге в мире, погружённом во тьму порядка, на который опирается власть и который служит основой её благополучия.

В мире, отрёкшемся от Христа, вочеловечивается дьявол и правит бал во время, которое ему отведено: с вечера Страстной пятницы до утра воскресенья, что в Ершалаиме, что в Москве. Потому что «вечером… на Патриарших…» происходит повторение распятия: Христос, открывшийся в творческом акте Ивану Бездомному как «…живой, хота и не привлекающий к себе персонаж», отправлен на Голгофу логическими нравоучениями продажного литератора Лукин Ю. «Хозяйка бала должна непременно носить имя Маргариты…» //Литература. - 2002. - № 27-28. - С. 19..

Но применительно к московским главам возможно и такое толкование: именно в Москве, благодаря Мастеру и Маргарите, на эзотерическом уровне осуществляется второе пришествие Христа. Только, по Иоанну Богослову, второму пришествию должен предшествовать Армагеддон и власть на Земле, где страх перед государством и попрание нравственных основ человеческой жизни становятся нормой, где власть получит дьявол, осуществляющий возмездие человечеству, отрёкшемуся от Бога, чтобы те - на самом деле немногие, кому это дано, - о Боге вспомнили…

В отличие от искупительного наказания («каждому - по делам его»), возмездие обращено на всех. Возмездие исходит от Воланда концентрическими кругами, поражая в первую очередь тех, в ком сильнее выражена измена человеческой природе ради конъюнктурных интересов, но возмездие не минует и прочих жителей Москвы, в том числе и Мастера за его слабость и отступничество, хотя и кратковременное. Но конца света тем не менее не происходит: поле деятельности Воланда замыкается в круг, в диаметр которого выписаны вершины равностороннего треугольника - «Дом Грибоедова», клиника Стравинского и Варьете, - а в центре находится «нехорошая квартира». Внутри этого диаметра - за чертой у чёрта - оказываются только те, кому там и надлежит быть, но и у Воланда нет права выйти за эту черту, что подтверждается сценой в Варьете после того, как Бенгальскому оторвала голову:

«…Ради Бога, не мучьте его! - вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос…» Даже испорченным «квартирным вопросом», любящим деньги легкомысленным москвичам «милосердие иногда стучится в <…> сердца».

Мир обречён лишь тогда, когда его нельзя спасти и незачем спасать. И спасение мира («Не стоит земля без праведника») связано в первую |очередь с Мастером и Маргаритой - отнюдь не праведниками, потому что в XX веке деформация общественного сознания в сторону дегуманизации делает человека праведного и доброго перед лицом силы беззащитным и слабым. Выпрямление этого сознания зачастую прямо и косвенно зависит от насильственного воздействия, благодаря которому человек оказывается в ситуации выбора, когда альтернативой добру и милосердию выступает только небытие, то есть смерть в физическом и духовном смысле. Недаром возрождение Мастера и нравственное выпрямление Ивана Бездомного осуществляется в сумасшедшем доме - клинике Стравинского.

По отношению к тем, кто оказался внутри круга возмездия, интересы Воланда и Маргариты совпадают: женщина превосходит дьявола превосходством первобытной силы над силой производной, реализуя право на возмездие и борьбу до полного уничтожения всему, что мешает ей быть любимой и любящей. Люди, олицетворяющие собой уклад жизни, при котором она «ни одной минуты» не была счастлива, как и те, кто непосредственно виновен в трагедии Мастера, заслужили наказание, которое, даже исходя от дьявола, в свете искренних чувств разгневанной женщины становится справедливым.

В этой своей части миссия Воланда оправдывается Маргаритой, то есть сатанинское зло перестаёт быть бессмысленным, если осуществляется как взрыв в локальной и строго ограниченном пространстве, в котором сгорает вся накопившаяся мерзость и которое благодаря этому взрыву очищается для будущего. Такое зло неизбежно служит добру, приближая его конечное и неизбежное торжество. Но это возможно лишь благодаря Маргарите. (При правильном понимании значения этого образа в романе М. Булгакова - единственно правильном, потому что любое другое толкование приводит к ужасной в эсхатологическом смысле ошибке - представлению о Воланде как о борце за справедливость и неизбежной в этом качестве идеализации его, наделением положительными качествами, которыми дьявол по природе своей обладать не может. Потому как «сатана есть божья обезьяна», а не равновеликая противоположность Богу, что эзотерически понимать так: обезьяна, пытаясь подражать человеку, остаётся жалкой пародией на него) Лукин Ю. Указ. соч. С.19..

Воланд, как и Мефистофель у Гете, является ипостасью дьявола, персонифицирующей Дух Познания прежде всего (даже исконно дьявольские функции возмездия и глумления а романе Булгакова перепоручены свите).

Познание же относительно по отношению к Истине и зависимо от неё. И при этом Воланд тем не менее остаётся частью той силы, которая олицетворяет собою абсолютное зло - зло всем, без разбора на правых и виноватых. То, что зло, инициируемое Воландом, начинает служить добру, происходит вопреки его воли. Абсолютное зло абсурдно, потому что невозможно и неосуществимо: чем сильнее сгущается тьма, тем ярче в ней видится любой лучик света, даже если это «…один лунный луч… который… просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и в паутине висела забытая икона, из-за киота которой высовывались концы двух венчальных свечей»» В конце концов, усиление энтропии всегда заставляет жизнь делать новый эволюционный скачок.

Таким образом, абсолютное зло возможно лишь как идея, фикция с позиции материализма, независимо от материализма не становившаяся от этого менее действенной и ужасающей своими последствиями, потому что определяющий человеческое сознание и самосознание фактор борьбы идей реально существует. А идее возмездия для всех без разбора может противостоять лишь идея всепрощения - милосердие для всех.

Маргарита становятся хозяйкой на балу у Воланда не только потому, что между ними существует общность и их интересы совпадают, как говорилось об этом выше. В круге возмездия изменникам против нравственной человеческой природы Маргарита равна Воланду и даже превосходит его первобытным содержанием силы, изначально свойственной женской составляющей мироздания, - это на эзотерическом уровне запечатлено в культах богини Тёмной Любви и Смерти (атрибутами которой считаются Луна и чёрная кошка, что, кстати, проясняет эзотерическую природу симпатяги Бегемота), а также в мифе о Цирцее, превратившей спутников Одиссея в свиней, воздействием на тёмные инстинкты естественной женской магией, проявив их сходную похотливую сущность, подобно гоголевской панночке и булгаковской Наташе, обративших своих кавалеров в «перевозочное средство…»

Присутствие на балу, как и волшебный полёт, - это искушение Маргариты («Никогда ни у кого ничего не просите!»), которому Маргарита не поддаётся; любящая женщина, просветленная любовью, не способна изменить своей природе. Разгром массолитовского дома, учинённый Маргаритой, - отнюдь не одно и то же, что глумливый вояж неразлучной парочки, Коровьева и Бегемота, в Дом Грибоедова, - оскорблённая женщина способна и имеет право на месть без ущерба для своей нравственности, если знает, когда остановиться: «…мальчик спал. Маргарита тихонько положила молоток на подоконник и вылетела из окна…»

Неудача Воланда в искушении Маргариты превращается в его полное поражение, а с прощения Фриды начинается его изгнание из Москвы: он не в силах противостоять милосердию даже в своей исконной вотчине, внутреннее устройство которой очень даже рационально благодаря разумному и весьма справедливому осуществлению принципа: каждому по делам - и вере! - его.

Жизнеутверждающее чувство сильнее разума, потому что изощрённый разум неизбежно приводит к выводу о тщетности и суете существования-то есть к тому, чего дьявол добивается и что оборачивается его торжеством. Фрида, как и гости на балу у Воланда, в отличие от Берлиоза и барона Майгеля, преступники, но не изуверы. Преступники, переступившие черту нравственного закона, но не лишённые нравственности, так как принимают наказание по вине своей, не рассчитывая на прощение, ибо наказание их - справедливо. Но величие христианской религии и заключается в том, что она явила миру идею Богочеловека, собственным страданием искупившего вину человечества, чья природа в её физической составляющей слаба и подвержена искушению хотя бы уже потому, что природа эта, как и само состояние мира, отнюдь не совершенна. Поэтому Христос - Спаситель - судит человека, в котором не убито его духовное, нравственное начало, не только по делам его, но и по милосердию своему.

Естественное чувство сострадания Маргариты к женщине, погубившей своего ребенка, - чувство вопреки естественному ужасу понимания ее преступления - оборачивается торжеством идеи милосердия в рационально устроенном мире Воланда-то есть прообразом эсхатологический окончательной победы сил света над силами тьмы.

Истина, впервые явленная Понтию Пилату нищим философом Га-Ноцри, чья человеческая природа в богочеловеческую сущность Христа окончательно преосуществляется в пространстве-времени романа только сейчас, благодаря Мастеру, открывшему её в сердце женщины, через любовь и милосердие Маргариты, становится неопровержимой ценностью и для тех читателей, которых судьба героев книги и примеры «седьмого доказательства» не оставили равнодушными.

Учитывая, что в двадцатом веке религиозные представления о нравственном идеале самыми рациональными средствами советским государством искоренялись, роман Булгакова и приобретает исключительное значение. Подобно Соне Мармеладовой, спасающей мир своей безграничной любовью и христианской кроткостью, Маргарита, чьё любящее сердце оказывается самым ярким источником нравственного света в почти затерянном мире, возрождает нравственный идеал в себе… И - собою - для других.

Разделы: Литература

«Я – часть той силы, что вечно хочет
зла и вечно совершает добро»
Гёте «Фауст»

I. Начало урока. 5 минут

1. Организационный момент.

Урок начинается с установления контакта с учениками. Здороваемся, вспоминаем о прекрасных результатах, которые показал класс на прошлых уроках (композиция романа, система персонажей, судьба Мастера).

2. Вопросы на выявление восприятия.

– О чём роман Мастера?

– Как Иешуа развивает понятие истины?

– Чего боится Понтий Пилат?

– Чему посвящён роман М.Булгакова?

В быстром обмене репликами восстанавливаем основные выводы прошлых уроков: роман Мастера – о Понтии Пилате; понятие истины Иешуа развивает так: никто не может распорядиться его жизнью («перерезать волосок…может лишь тот, кто подвесил»), он верит в силу слова, к истине готов идти при помощи убеждения, слова; Понтий Пилат боится потерять власть (будучи смелым воином, он становится трусом тогда, когда дело касается власти), следовательно, он – несвободный человек; он наказан за трусость, причём наказан бессмертием, муками совести; Булгаков убеждён, что трусость – один из самых страшных пороков; роман посвящён вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

3. Формулирование темы урока, его цели и задач.

Коллективно формулируем тему урока, исходя из его главной цели: проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Ставим задачи:

  • что мы сегодня узнаем? (узнаем, почему Мастер не заслужил света; что такое покой; какова стержневая тема романа)
  • чему мы сегодня научимся? (научимся вести диалог, опираясь на первичное восприятие текста, давать личную оценку героям и их поступкам)
  • что каждый из нас сумеет сделать? (каждый попытается выразить своё отношение к вечным темам, затронутым в романе, дать личную оценку).

II. Первичная актуализация знаний. 7 минут

Задача этого этапа урока: выразить оценочные суждения.

Работа с письменными ответами учащихся (проверка домашнего задания). Дома ребята пытались разобраться в вопросе: зачем в роман, посвящённый жизненным проблемам, включены фантастические картины, связанные с пребыванием в Москве «нечистой силы»? Даю возможность ребятам выслушать друг друга, поспорить. Основные положения, которые можно выделить в ответах учеников, таковы: Булгаков изобразил жизнь, которую нельзя считать нормальной. Она абсурдна, ирреальна. Если эту жизнь можно назвать адом, то появление в ней Князя Тьмы закономерно. Фантастические картины обнажают действительность, представляют её в гротесковом виде и заставляют ужаснуться тому, мимо чего часто проходят, не замечая.

III. Системная актуализация. 10 минут

Задача: дать возможность учащимся вести учебный диалог, комментировать свои мысли, отвечать на вопросы учителя.

– Кого из героев романа, написанном Мастером, напоминает Маргарита в своём стремлении спасти возлюбленного? Маргарита так же отважна, как Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа.

– Как вернёт она любовь? Люди сделали всё, чтобы разлучить влюблённых, а вернуть Мастера поможет нечистая сила.

– Вспомним, как состоялось знакомство Маргариты с Воландом? Маргарита много месяцев не знает, куда исчез Мастер. «Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» А подручный дьявола тут как тут. За сведения о возлюбленном Маргарита должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. С достоинством вынесет она эту страшную ночь. Но Мастера нет, и спросить о нём она не может.

– Воланд обещает Маргарите выполнить только одно её желание. Что просит Маргарита? Освободить Фриду. Почему? Она ей обещала. У Маргариты в душе живёт ненависть к гонителям Мастера, но не исчезло милосердие.

– Наверное, человек воспользовался бы промахом Маргариты, но не дьявол. Он должен вернуть ей Мастера. Но ведь он обещал выполнить только одно обещание. Как же быть? Прощать Фриду будет сама Маргарита.В этом есть символический смысл: прощать человека будет человек. А её желание выполнит Воланд.

– И вот Мастер здесь, перед ней и Воландом. Чудесным образом окажется возрождённым и сожжённый роман («Рукописи не горят!») Что хочет подчеркнуть Булгаков этой деталью? (утверждается мысль о бессмертии искусства – это одна из коренных идей романа)

– Чем поражена Маргарита, наконец-то увидевшая своего любимого? Мастер сломлен. Он скажет Воланду, что роман, который ещё недавно был смыслом его жизни, теперь ему ненавистен.

– Обратимся к 29 главе. С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей? Дать Мастеру покой.

– А почему Мастер не заслужил света? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Вероятно, Мастер сделал своё дело на земле: создал роман об Иешуа и Пилате; показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком, который либо возвысит и обессмертит его, либо заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретённого бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за своё детище. Может быть, поэтому он не заслужил света?

– А что такое покой? Прибежище для усталой, безмерно измученной души. (Вспомним Пушкина: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…») Покоя достоин тот, кого не отягощают муки совести.

– Достоин ли Мастер своего героя Иешуа? И да, и нет. Иешуа, который не отступил от истины, заслужил свет, а Мастер – только покой.

IV. Этап усвоения нового материала (10 минут)

Задача этого этапа: формирование у учащихся умения обобщать, делать выводы, используя приём интегрированного решения нескольких задач.

– Поговорим о том, как соотносятся в романе понятия «милосердие», «всепрощение», «справедливость». (Для обсуждения этого вопроса следует вспомнить лексическое значение этих слов, т.к. они кажутся ребятам понятными, но их точное толкование поможет ответить более осознанно).

Выводим на экран:

  • Всепрощение – полное прощение
  • Милосердие – готовность помочь
  • Справедливость – беспристрастное действие в соответствие с истиной.

– Вернёмся к вопросу о соотношении в романе этих трёх понятий. Кто такой Воланд – носитель зла или добра? Воланд – злой дух, должен разрушать и наказывать, а он награждает – в этом загадка романа. Добро невозможно без зла, они всегда рядом. Именно благодаря Воланду возрождается правда. Его справедливость жестока, но без неё у людей не открылись бы глаза. Именно силы зла наделены у Булгакова правом вершить справедливость, т.е. жестоко наказывать за зло и щедро вознаграждать за добро. Воланд – исполнитель «грязной» работы. А Иешуа проповедует милосердие и всепрощение. Он верит в человека и говорит о том, что нельзя на зло отвечать злом. Справедливость несёт наказание. Милосердие даёт возможность самому искупить вину. Надо уметь прощать, нельзя вечно носить в душе обиду. В мире должно сохраняться равновесие между милосердием и справедливостью. Как часто мы прощаем тех, которых не следует прощать, и осуждаем тех, кто заслуживает прощения.

– Приходим к выводу: Воланд – зло, которое необходимо для существования добра.

Вспомним эпиграф романа Гёте, который послужил эпиграфом и для нашего урока: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Ради торжества истины иногда приходится разрушать и строить вновь («Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»).

V. Завершающий этап урока. Обобщение, подведение итогов. 0 минут

Задача: финальные выступления учащихся, комментарии учителя.

В связи с определённой потерей темпа урока, вызванной утомлением учащихся, несколько меняю «сценарий» урока: ученики как бы «разбирают» роли: одни высказывают собственную точку зрения, другие выступают в роли критиков, третьи – эксперты, оценивают ответы товарищей.

– Наступила пора подводить итоги разговора о романе М.Булгакова. Вернёмся к тому, с чего начинали знакомство с героями – к вопросу о том, что такое истина.

На экране – картина М.Чюрлениса «Истина» (на фоне лица человека – горящая свеча и летящий на пламя мотылёк. Он погибнет, но не может не лететь на свет).

– Кого из героев романа напоминает вам этот мотылёк? Иешуа Га-Ноцри – знает, чем грозит ему желание говорить только правду, но иначе вести себя не может. И наоборот – стоит струсить хоть один только раз, как Понтий Пилат, и совесть не даст тебе покоя.

– Какова же стержневая идея романа? Идея внутренней свободы человека, который при любых обстоятельствах должен поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он несёт добро – и пусть его не понимают, но свобода, истина превыше всего, они бессмертны.

– Почему роман заканчивается сценой, связанной с не таким уж важным на первый взгляд героем, как Иван Бездомный? Как и у Иешуа, у Мастера есть последователь Покидая этот мир, Мастер оставляет в нём человека, который прекратил заниматься поэзией, стал сотрудником Института истории и философии.

– В чём смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева? Бездомный – эта фамилия говорила о неприкаянности души, об отсутствии собственного взгляда на жизнь. Знакомство с Мастером переродило этого человека. Теперь именно он может нести слово истины в мир.

– Итак, в чём же заключается истина? В торжестве добра, милосердия, всепрощения. Эти три качества, взаимосвязанные друг с другом, делают человека красивым. Эти три качества и есть сама красота.

В заключение читаем фрагменты из главы 32 – о Воланде и его спутниках, которые покидают Москву. Строки эти заканчивают разговор о романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

VI. Домашнее задание, оценки за работу на уроке. 3 минуты

Письменная работа-размышление «Что есть добро и зло» (на литературном материале или по жизненным впечатлениям).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

В.М.Васнецов «Витязь на распутье». «Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам будет убит, а конь жив».

2 слайд

Описание слайда:

Проблемы милосердия, всепрощения и справедливости в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учитель русского языка и литературы МБОУ «Цнинская СОШ №1» Зотова Татьяна Николаевна

3 слайд

Описание слайда:

Эпиграфы Как великолепен человек, если это человек настоящий! Менандр Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Цели урока Определить, как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость; проверить знание содержания романа; уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи урока помочь учащимся определить свою точку зрения на общечеловеческие ценности, понять, что только от самого человека зависит нравственный выбор; . совершенствовать навыки составления письменного высказывания. отрабатывать навыки самостоятельной работы с текстами художественных произведений.

7 слайд

Описание слайда:

Тяжкое бремя выбора… «Я прошу Советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене… Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равноценна для меня погребению заживо». (Из письма Булгакова Советскому Правительству)

8 слайд

Описание слайда:

Главный роман в творчестве Булгакова Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» обращен к читателю образованному, посвященному в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, историей еретических движений. Такой читатель – прежде всего исследователь творчества писателя. Карпов И.П. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в православном прочтении. М.: «Московский лицей», 2001 г.

9 слайд

Описание слайда:

Никогда не разговаривайте с неизвестными …так кто ж ты, наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте. Фауст.

10 слайд

Описание слайда:

Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость? По академическому толковому словарю: Всепрощение – полное прощение всего и всех. Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия. А также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Справедливость – от прилаг. «справедливый». т.е.действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; -соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым и т.п. нормам, требованиям.

11 слайд

Описание слайда:

Работа в группах 1 группа – «Что проповедует Иешуа Га-Ноцри? Справедливостью или всепрощением должно руководствоваться человечество?» 2 группа – « Какова роль Воланда в романе?» 3 группа – «Как борется Маргарита за свою любовь?» 4 группа – «Сохраняется ли, по-вашему, в мире равновесие между милосердием и справедливостью?»

12 слайд

Описание слайда:

Индивидуальные задания «Какова, по-вашему, стержневая идея романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»? Сравните варианты суперобложек нескольких изданий романа «Мастер и Маргарита». Какая из них наиболее полно отражает стержневую идею романа? Предложите свой вариант суперобложки.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Что есть истина? У литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса есть картина, которая называется «Истина». На фоне лица человека - горящая свеча и летящий на пламя мотылек. Он погибнет, но не может не лететь на свет! Так и Иешуа Га-Ноцри. Знает, чем грозит ему желание говорить только правду (да и просто неумение лгать!), но иначе никогда себя не поведет. И наоборот, стоит струсить только один раз, как Понтий Пилат, и совесть не даст тебе покоя.

15 слайд

Описание слайда:

В. Лакшин о Маргарите: «Маргарита в романе оказалась плохой христианкой, так как мстила за зло, хотя и очень импульсивно, по-женски, побив стекла щеткой и разгромив квартиру критика. Ей не чужда та мудрость, что если прощать всякое зло, то нечем будет платить за добро. И все же милосердие для Булгакова выше отмщения. Маргарита громит квартиру Латунского, но отвергает предложение Воланда его уничтожить. И точно так же Левий Матвей, с его фанатизмом верного ученика, готов убить Пилата, а Иешуа прощает его. Первая ступень истины - справедливость, высшая - милосердие».

16 слайд

Описание слайда:

Тест по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. В чем проявляется своеобразие композиции романа? а) кольцевая композиция б) хронологический порядок развития событий в) параллельное развитие трех сюжетных линий г) параллельное развитие двух сюжетных линий 2. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? а) соответствие библейскому сюжету б) автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру г) автор стремится показать Иешуа бедняком 3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся овый храм Истины». В чем смысл этого изречения? а) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый храм б) речь идет не о вере, а об истине в) автор передает общий смысл библейской легенды 4. Почему для Иешуа один из самых страшных грехов – трусость? а) трусость ведет к предательству б) трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла в) трусость – малодушие, недостаток душевной силы 5. Как решен в романе образ Левия Матвея? а) ученик Иешуа, принявший его идеи и следующий им б) Левий Матвей верит фанатично, не понял основной идеи учителя в) Левий Матвей не может принять страдания достойно, он отрекается от Бога г) автор воссоздает образ евангельского Матфея

17 слайд

Описание слайда:

Тест по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (продолжение) 6. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»? а) в основу положены принципы двойничества б) персонажи объединены общей идеей произведения в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира г) система образов построена по принципу антитезы 7. Какой из «миров» романа наиболее населен? а) библейский б) потусторонний в) московский 8. Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»? а) Азазелло в) Варенуха б) Коровьев г) Бездомный 9. В ходе встречи Берлиоза и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое. а) историческое в) объяснение устройства вселенной б) теологическое г) «от противного» 10. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия. а) обед Н.И.Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо посыпанная зеленым луком» б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра» в) завтрак Степана 3) «водка в пузатом графинчике, паюсная икра в вазочке, Лиходеева белые маринованные грибы, кастрюлька с сосисками, сваренными в томате»


М. А. Булгаков затрагивает множество острых проблем в романе «Мастер и Маргарита». Одна из них – проблема милосердия. Автор раскрывает её в двенадцатой и двадцать четвертой главах.

В главе двенадцатой описывается сеанс черной магии в театре «Варьете». Воланд испытывает московское общество на нравственность, и одно из таких испытаний – отрывание головы конферансье. Потрясенные зрители умоляют Воланда простить Бенгальского, из чего он делает вывод, что в них, несмотря на стремление владеть материальными ценностями, еще осталась человечность.

Также эта проблема раскрывается в двадцать четвертой главе романа с помощью образа Маргариты. Она прошла множество испытаний, стала ведьмой, хозяйкой бала висельников и убийц, выдержала испытание Воланда на чувство собственного достоинства и была награждена одним желанием.

Но, несмотря на стремление вернуть Мастера, она потратила это желание на то, чтобы Фриде больше не подавали платок, которым она задушила своего ребенка. Воланда поражает её доброта и высокие моральные принципы. «Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно пролезает в самые узенькие щелки».

Не случайно проблема милосердия вынесена в кульминации первой и второй частей романа. Булгаков считал, что, хотя современное общество в большинстве своем бездуховно, люди еще могут исправиться, пока в их душах сохраняется сострадание к ближнему, подавляющее приоритет материальных ценностей и собственных потребностей.

Обновлено: 2017-08-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Тема милосердия связывается в романе в первую очередь с личностью Иешуа, униженного, слабого и незащищенного, но ни на секунду не поколебавшегося в своей вере, что все люди добры и что царство истины настанет. В рамках “романа в романе”, сочиненного Мастером, Иешуа предстает перед жестоким и трусливым прокуратором как человек, а перед читателями романа - как сын Божий, как Иисус, о котором на первых страницах романа сказано, что он существовал, и который действительно существует, спасая человека Милосердием. Представить дело так, что Милосердие - это какое-то смягчающее добавление к Справедливости, которое вносится естественной жалостью человеческого сердца, - это, значит, уйти от существа большой духовной проблемы, редкостного феномена, данного христианством.

В самом деле, никакими силами Справедливости снять страданий Пилата нельзя, даже если счесть дветысячилетние муки искуплением. Сверхчеловеческая сила любви дает ему милосердное прощение, которое, в отличие от доступной и понятной Справедливости, всегда останется для человека чудом и тайной. Пилат даже просит Иешуа поклясться в том, что казни не было и тот, улыбаясь, клянется в этом. Созвучная этому воззрению концепция темы излагается А.Маргулевым. Зло или тьма в романе предстает равнозначной Добру или Свету силой.

В романе “ведомство” Воланда предстает дополнительным к “ведомству” Иешуа, реализуя таким образом религиозно - философский принцип дуализма. Не случайно в последней, 32-ой главе, Воланд обращается к Маргарите, сострадающей Пилату, сидящему в своем вечном каменном кресле: “ Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремиться разговаривать...”. Иешуа суверенно просит Воланда за Пилата, как он чуть раньше через посредство Левия Матвея попросил за Мастера.

Воланд забирает мастера и уносит его в покой, он уже устами Мастера отпускает Пилата (“Свободен! Свободен! Он ждет тебя. “). Таким образом “Князь тьмы” выступает как земной администратор Божественного правосудия. Тему Добра и Зла в своеобразной трактовке усматривает П. Андреев в своих “фантастических рассуждениях о фантастическом романе “. Согласно его разработкам “ Добро унижено и уничтожено, попрано, оклеветано; полновластвует нечистая сила. Она ведь хоть нечистая, но сила, и все остальное беспомощно перед ней”.

В художественном восприятии эта сила может выглядеть в известной степени привлекательной и даже благородной, как одна из высших сил. Этого, безусловно, нет в мелочном и обыденном земном зле. Силу эту готов принять и разум, оправдывая своеобразной диалектикой, заключенной в эпиграфе к роману. “... ныне - где добрые люди? “ - вопрошает автор статьи “Беспросветные и просвет” - “ Их нет, не осталось добрых...”

Это беспросветье приводит в последнюю фазу отчаяния художника - Мастера. Роман Булгакова, по мнению П.Андреева, - это роман о гибели человека в мире без добра, который по сути дела представляет собой своего рода “ анти - Фауста “.

Герой Гете весь устремлен к бесконечному познанию, он весь - порыв, стремление, перед которым оказывается бессильной даже сила зла. Истиной, которую постигает умирающий Фауст, являются слова: “ Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой “. Современный писатель выглядит на этом фоне неудачником. Он сыт горькими плодами “века разума”. Он ни на что не дерзает, тем более на вечное; он боится бессмертия, как изображенный им Пилат. Человек сломлен, его предали, его “хорошо отделали”.