Тема живой и мёртвой души в поэме Н. Гоголя. Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души За мертвыми душами души живые

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Крестьянская Русь в поэме «Мертвые души» для 9 класса. Образ народа в поэме

Когда мы слышим упоминание о «Мертвых душах» Гоголя, у нас непроизвольно всплывают перед глазами «приобретатель» Чичиков и тянущаяся за ним плеяда порочных помещиков. И это правильная ассоциация, ведь самыми частыми темами для размышления были именно эти образы, недаром все-таки поэма названа «Мертвые души». Но много ли людей пытались отыскать, на каких же страницах Гоголь спрятал живые души, светлые образы, в которых чувствуется надежда автора на будущее России? Есть ли они там вообще? Может быть, писатель приберег этих героев для двух других томов, которые так и не смог закончить? Да и, в конце концов, существуют ли эти «живые души» вообще, или в нас таится только зло, унаследованное от тех самых помещиков?

Сразу хочу развеять сомнения: для пытливого читателя живые души у Гоголя припасены! Стоит лишь внимательно вглядеться в текст. Писатель только вскользь упоминает о них, то ли не желая раньше времени показывать эти образы, то ли неукоснительно соблюдая концепцию произведения, в соответствие с которой должны были быть только мертвые души. Эти образы мы видим на страницах «ревизских сказок», которые написал Собакевич про своих умерших крестьян в надежде продать их подороже. Степан Пробка значился у него как «богатырь, что в гвардию годился бы», Максим Телятников — «чудо, а не сапожник», Еремей Сорокоплехин — тот, что «одного оброку приносил по пятьсот рублей». Так же некоторые беглые крестьяне Плюшкина были удостоены мини-биографии. Например, Абакум Фыров, вольный бурлак, тянущий свою лямку «под одну бесконечную, как Русь, песню». Все эти люди мелькают лишь единожды, на их именах мало кто даже остановится при первом прочтении, но именно с помощью их историй Гоголь создает еще больший контраст между «мертвым и живым» в поэме. Получается двойной оксюморон: с одной стороны люди живые представлены в поэме «мертвыми», безнадежными, пошлыми, а люди, ушедшие в мир иной, кажутся нам более «живыми» и светлыми. Не намек ли это на то, что Гоголь видит лишь упадок в стране, где достойные люди, фундамент, на котором стоит держава, «уходят в землю», а «мертвые» помещики продолжают богатеть и наживаться на честных работниках?

Писатель выражает свою мысль о том, что все величие страны держится не на гнусных помещиках, которые не несут никакой пользы Отечеству, а наоборот, только плодят её бедность, бесясь с жиру, губят своих крепостных. Вся надежда автора ложится на русский народ, простых людей, которых притесняют и всячески обижают, но которые не сдаются, по-настоящему любя свою страну и собственными усилиями пролагая верную дорогу «птице-тройке».

Сложно понять, кто действительно «мертвая душа», а кто нет, потому что у Гоголя это все не так однозначно и понимается при неоднократном прочтении. «Настоящую книгу вообще нельзя читать — её можно только перечитывать», — говорил Набоков, и это точно про «Мертвые души». В этой поэме много нерешенных вопросов, но и столько же данных автором ответов на то, что есть наша страна и народ в ней, кто является большим злом на пути России к процветанию, а кто, не зная о величии своих каждодневных маленьких дел, все-таки ведет её к благополучию и успеху.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В основе названия поэмы «Мёртвые души» лежит художественный прием-оксюморон, это сочетание несочетаемого, действительно, как душа может быть мертвой? Но это сочетание остается не только в названии. Если со списками мертвых крестьян все понятно, мертвые и мертвые, то вот с помещиками все намного сложнее. Они внешне вроде бы и живы, но на самом же деле каждый из них статичен, они ничего не меняют в этой жизни(лишь только Чичикову и Плюшкину дана биография и только у них видны некие изменения, а отсюда появляется и другой взгляд на систему помещиков, но о ней позднее).

Композиция этого произведения круговая, и это не случайно, колесо и дорога вообще являются одними из центральных образов поэмы. (N——Манилов— —Коробочка—- -Ноздрев——Соб акевич——Плюшк ин——N——уез жает из города).

«Все герои мертвые…»,-сказа л один из критиков. Посмотрим же на изменения в этих помещиках. Это путь деградации личности. «Герои все больше становятся «мертвыми», чтобы приблизиться к Плюшкину».

По словарю Даля, слово мертвый значит невозрожденный, а значит имеет возможность к возрождению. Все, кто слышал, как Гоголь читал 2 том(а замысел был написать произведение с композицией как у Данте, ад, возрождение), говорили, что это был искрометный юмор, первый том в этом свете воспринимался совсем в другом свете.

Парадным фасадом помещичьей России взят Манилов. Люди сначала притягиваются в нему. Поначалу с ним хорошо, но дальше-хуже. От него не дождешься легкого слова, его ничего не интересует вообще. В усадьбе ничего нет интересного, кроме двух баб. Манилов-это внешняя красота, за которой ничего не стоит. Это сплошные кружева, какие-то изысканные манеры, но лишь манеры и ничего более. Даже книгу он читал одну всю жизнь, но дошел лишь до 14 страницы, видимо читается книга для вида. Маниловщина-это отсутствие жизненного начала, прикрытое кружевами.

Следующей на него пути оказывается Коробочка. Это полный антипод Манилову. Все аккуратно, все лежит на местах, никаких внешних украшений, она вникает в каждую мелочь. Но она недалекая, отрешенная от мира.. даже окна ей были нужны лишь для наблюдения за хозяйством.

Потом мы видим Ноздрева. Это человек публичный, но в своих речах не затрагивает никак свои личные темы. Он любит поесть, лицо соответствующее этому занятию, круглое. Для него нет условностей, в отличие от предыдущих двух помещиков. Ноздрев любит приврать, приукрасить, похвастать, он искренне верит, что прав. Его главная черта- прикрытие бездействия действием. Все хорошие качества перерождаются в дурные.

Ноздрев и Собакевич противоположны, но очень схожи в своей неизменности во времени(они точно мертвые). У Собакевича все мощно, все сильно, но опять же бездейственно.

И последним в нашем цикле оказывается Плюшкин. Это совсем скупой, мелочный человек. Он имеет даже склад из всяких ненужных вещей, он боится их выкинуть… Все в его доме заросло пылью.

Можно сказать, что это именно путь деградации, что качества становятся все хуже и хуже…но есть некоторые факты, которые подтверждают обратное:

1) Дана биография Плюшкина, а значит он имел прошлое, развивался, в его жизни была эта страсть, которая описана в биографии. Может он не такой уж и «мертвый», он скорее «умирает», когда все предыдущие скорее «мертвы».

2) Дано описание сада, в котором природа начинает расцветать. Природа способна к самовозрождению. И не случайно этот сад Плюшкина. Может и Плюшкин способен к возрождению?

3) Лицо Плюшкина озарилось, когда он вспомнил школьного приятеля. Возник лучик в его сердце. Это было искренне чувство, в его душе еще что-то есть, как тот живой листик в саду.

Возможно Гоголь хотел сказать, что возрождение может случиться, вероятно, Гоголь не показывает нам путь деградации, которые бросается в глаза при поверхностном просмотре. Ведь Манилов, это полностью «мертвая» душа. В ней ничего не осталось человечного, одни лишь кружева и манерности.

Но какую именно точку зрения имел в виду Гоголь, сейчас мы узнать не можем, ведь том второй был частями сожжен, а третий и не написан… Хоть автор и не смог написать пути этого возрождения, но это не значит, что его не возможно, просто дело в несовершенстве души самого Гоголя… Но я думаю, сейчас мы как раз находимся на переломном рубеже, где будет или не будет это возраждение.

2.3 Кто является «мёртвыми душами» в поэме?

«Мертвые души» - это заглавие носит в себе что-то, наводящее ужас… Не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и прочие - вот мертвые души и мы их встречаем на каждом шагу», - писал Герцен.

В этом своем значении выражение «мертвые души» обращено уже не к крестьянам - живым и умершим, - а к хозяевам жизни, помещикам и чиновникам. И смысл его метафорический, переносный. Ведь физически, материально, «все эти Ноздревы, Маниловы и прочие» существуют и в большинстве своем процветают. Что может быть несомненнее, чем медведеподобный Собакевич? Или Ноздрев, о котором сказано: «Свет он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». Но физическое бытие еще не есть человеческая жизнь. Растительное существование далеко от настоящих духовных движений. «Мертвые души» обозначают в данном случае мертвенность, бездуховность. А проявляется эта бездуховность по крайней мере двояко. Прежде всего - это отсутствие каких-либо интересов, страстей. Помните, что говорится о Манилове? «От него не дождешься никакого живого или даже заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свое, а у Манилова ничего не было. Большинство увлечений или страстей не назовешь высокими или благородными. Но у Манилова не было и такой страсти. У него вообще ничего своего не было. И главное впечатление, которое производил Манилов на собеседника - это ощущение неопределенности и «скуки смертельной».

Другие персонажи - помещики и чиновники - далеко не так бесстрастны. Например, у Ноздрева и у Плюшкина есть свои страсти. Есть свой «задор» и у Чичикова - задор «приобретательства». И у многих других персонажей есть свой «задирающий предмет», приводящий в движение самые разнообразные страсти: алчность, честолюбие любопытство и так далее.

Значит в этом отношении «мертвые души» мертвенны по-разному, в разной степени и, так сказать, в разных дозах. Но в другом отношении они мертвенны одинаково, без различия и исключений.

Мертвая душа! Это явление кажется противоречивым в самом себе, составленным из исключающих друг друга понятий. Разве может быть мертвая душа, мертвый человек, то есть то, что по природе своей одушевлено и духовно? Не может жить, не должно существовать. Но существует.

От жизни остается некая форма, от человека - оболочка, которая, однако, исправно отправляет жизненные функции. И тут нам открывается еще одно значение гоголевского образа «мертвые души»: ревизские мертвые души, то есть условное обозначение умерших крестьян. Ревизские мертвые души - конкретные, оживающие лица крестьян, с которыми обходятся так, как будто это не люди. А мертвые духом - все эти Маниловы, Ноздревы, помещики и чиновники, мертвая форма, обездушенный строй человеческих взаимоотношений…

Все это грани одного гоголевского понятия - «мертвые души», художественно реализованного в его поэме. И грани не изолированные, но составляющие единый, бесконечно глубокий образ.

Следуя за своим героем, Чичиковым, переезжая из одного места в другое, писатель не оставляет надежды найти таких людей, которые бы несли в себе начало новой жизни и возрождения. Цели, которые ставит перед собой Гоголь и его герой, в этом отношении прямо противоположны. Чичикова интересуют мертвые души в прямом и переносном смысле этого слова - ревизские мертвые души и люди, мертвые духом. А Гоголь ищет живую душу, в которой горит искра человечности и справедливости.

Анализ поэмы "Однофамилец" О. Чухонцева

Несмотря на официальное и неофициальное признание заслуг перед русской литературой, Олег Чухонцев и его поэзия, не так часто привлекают внимание литературоведов. Количество исследовательских работ о нем невелико...

Англия глазами Байрона в поэме "Дон Жуан"

Ставя себе целью показать подлинную, неукрашенную жизнь, Байрон от общей картины Англии своего времени переходит к сатирическому изображению светской черни. Наиболее выразительно даны в поэме образы лорда и леди Амондевилль...

Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

«Мёртвым душам» поэмы противопоставлены «живые» - народ талантливый, трудолюбивый, многострадальный. С глубоким чувством патриота и верой в великое будущее своего народа пишет о нём Гоголь. Он видел бесправие крестьянства...

Образом Чичикова Гоголь вводил в русскую литературу складывавшийся в русской действительности тип буржуа-приобретателя, который делает ставку не на дарованные судьбой титулы и богатства, а на личную инициативу и предприимчивость...

Идейно-художественное своеобразие поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Образы, нарисованные Гоголем в поэме, были неоднозначно восприняты современниками: многие упрекали его в том, что он нарисовал карикатуру на современную ему жизнь, в смешном, нелепом виде изобразил действительность...

Образ Киева в творчестве А.С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин посетил Киев дважды и был здесь в общем не более 12-14 дней. Но еще до того он знал город и даже "поселили" в нем героев своей первой поэмы "Руслан и Людмила". Впоследствии "Киев", "киевляне"...

Образ Петра І в произведениях А.С. Пушкина "Арап Петра Великого", "Полтава", "Медный всадник"

Художественный опыт «Арапа Петра Великого» как эпическое решение темы Петра I отразился и в поэме «Полтава»(1828--1829). Поэма начинается как семейная драма, а разворачивается как народная трагедия. Кочубей, Мария...

Образ помещицы Коробочки в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Главной философской проблемой поэмы «Мертвые души» является проблема жизни и смерти в душе человека. На это указывает само название - «мертвые души», которое отражает не только смысл авантюры Чичикова - покупку «мертвых», т.е...

Петербург в творчестве писателей ХIХ века

Первое, что поражает в "Медном Всаднике", это - несоответствие между фабулой повести и ее содержанием. В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном...

Представления о добре и зле у англосаксов (поэма "Беовульф")

Противопоставление добра и зла играет важную роль в дуалистических мифах, где каждый из персонажей и символов относится либо к положительному ряду как носитель добра, либо к отрицательному ряду как воплощение злого начала. Однако...

Представления о добре и зле у англосаксов (поэма "Беовульф")

Мир культуры, радостный и многоцветный, олицетворяется в "Беовульфе" Хеоротом - чертогом, сияние которого распространяется "на многие страны". В его пиршественном зале бражничают и веселятся вождь и его сподвижники...

Представления о добре и зле у англосаксов (поэма "Беовульф")

Хеороту, "Оленьему залу" (его кровля украшена позолоченными рогами оленя) противостоят дикие, таинственные и полные ужаса скалы, пустоши, болота и пещеры, в которых обитают чудовища...

Русь "помещичья", "Русь народная" в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

"Давно уже в мире не было писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь важен для России". Н.Г.Чернышевский Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" - величайшее произведение мировой литературы. В омертвении душ персонажей - помещиков...

Художественная система образов в поэме Д. Мильтона "Потерянный рай"

мильтон жанр поэма эпический Подобно многим художникам своего времени, Мильтон обожествлял разум и отводил ему высшую ступень на иерархической лестнице духовных способностей человека. По его мнению, Гнездится в душах много низших сил...

Цель поездки по губернским городам предприимчивого Чичикова - покупка ревизских душ, числящихся еще в списках живых, но уже умерших. Мертвые и живые души в поэме Гоголя обретают новый смысл. Классик самим названием произведения заставляет задуматься о жизни людей, ценности и материальности человеческого существования.

Ревизская душа

Ирония Гоголя прячется за огромной проблемой. «Мертвые души» – это емкая фраза, расширяющаяся с каждой страницей. Два слова не могут стоять вместе. Они противоположны по значению. Как душа становится мертвой? Граница между усопшим рабочим людом и пышущим здоровьем купцом теряется, размывается. Почему нельзя было найти другое название? Например, люди (человек) без души, ревизская душа, торговля людьми? Можно было спрятать суть сделки главного героя названием о странствовании чиновника.

Как только появился на свет чиновник, бюрократ, так и начались преступления, основанные на документах. Умело изощряются «бумажные» душонки, чтобы обогатиться. Даже из ревизских списков умудряются найти выгоду. Чичиков - яркий представитель таких людей. Он задумал выдать усопших в иной мир мужиков за живых, поднять с их помощью свое социальное положение, предстать в свете богатым помещиком с большим количеством душ. А какие они, мертвые или уже нет, никому будет неизвестно.

Мертвые хозяева жизни

Переносный смысл названия поэмы тяжел для вдумчивого читателя. Физически все помещики выглядят живыми и крепкими. Вокруг них не витает смерть и болезни. Собакевич никогда не испытал недугов. Ноздрев пьет больше мужиков, но здоровьем пышет тело, а лицо - «кровь с молоком». Манилов наслаждается видом природы, улетает, мечтая, выше Москвы. Коробочка - бойко торгует всем, что делают ее крепостные. Плюшкин тащит в дом то, что может поднять. Никого из них нельзя представить мертвым. Но автор стремится донести другой смысл. Помещики мертвы душой. Противоречие вызывает массу вопросов: живой человек - мертвая суть. Что осталось от человека? Почему его нельзя считать обычным живым, страстным и активным?

От человеческого образа остается только форма, оболочка. Помещики выполняют свои физиологические потребности: едят, спят, бродят. Того, что должен делать живой человек, нет. Нет развития, движения, стремления принести пользу другим.

С позицией автора спорили литературоведы. Одни пытались доказать жизненность персонажей наличием страсти, которая может быть только у живых. Алчность, жадность, грубость, хитрость - отрицательные качества подтверждают бездуховность, но не мертвенность представителей помещиков.

Большинство согласились с классиком. Помещики выстроены в порядке возрастания деградации: от начальной стадии (Манилов) до полного распада личности (Плюшкин).

Живые образы

Другими чертами выделяются русские мужики, это они живые души в поэме «Мертвые души». Даже помещики признают в них живых. Крепостные столько сделали для них хорошего, что купцам жаль усопших. Жалость, конечно, построена на алчности: нет дохода. Даже мертвых они хотят продать подороже. У каждого крестьянина из списка Чичикова есть свое ремесло, талант и любимое дело. Гоголь верит в будущее России с таким народом. Он надеется, что и помещики начнут преображаться, возрождаться. Птица тройка уносит Русь от рабства и нищеты в другой мир, свободной красивой природы, полета.

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.

Maxim Gorky

Живые и мёртвые в поэме "Мёртвые души"

" " - это правдивая история о России, об её прошлом, настоящем и будущем. Проблему совершенствования нации автор ставит в прямую связь с преобразованием каждого человека.
Поэтому разговор о настоящем и будущем России оказывается размышлением о возможности нравственного перерождения души.

В романе "Мёртвые души" условно можно выделить две группы героев: души мёртвые (души, которые не способны к возрождению) и души живые (способны к возрождению или живут духовной жизнью). Всех мёртвых героев поэмы объединяет бездуховность, мелочность интересов, замкнутость на одной какой-либо страсти. Мёртвые души - помещики, показанные крупным планом (Манилов, Собакович, Ноздрев, Коробочка).

В каждом из этих героев Н.В. отмечает какие-то типичные черты. Манилов - слишком слащавый, сентиментальный, беспочвенно мечтательный и неспособный к решительному действию. Собакевич - воплощение бездуховности, плотского начала, прижимистости ("человек-кулак"). Коробочка обвиняется в транжирстве, бесшабашности, расточительности, лжи, вранье, тупости, низости интересов.

Миру мёртвых душ противостоят живые души крепостных крестьян. Они появляются в лирических отступлениях и в думах Чичикова и у них даже есть имена (умелые, которые любят трудиться, мастеровые люди, Максим Телетняков, Степан Пробка, Пименов).

Изображая в своём произведении живые души, автор не идеализирует народ: есть в народе любящие выпить, есть и ленивцы, вроде лакея Петрушки, есть и бестолковые, вроде дяди Митя. Но в целом, народ, хотя он бесправен и задавлен, стоит выше мёртвых душ, и не случайно части книги, посвященные ему, овеяны лёгким лиризмом. Пародокс в том, что мёртвые души долго живут, а живые почти все умерли.