Темное царство в пьесе "Гроза" - что это? «Тёмное царство» в пьесе «Гроза Сообщение на тему представители темного царства

», А.Н. Островский впервые изображает реалистичный мир «темного царства». Кто в него входил? Это большая часть того общества – самодуры, которые имели в своих руках власть денег, которые хотели поработить бедных и еще больше нажиться на их бесплатном труде. Островский впервые открывает мир купечества со всеми реалиями и правдивыми событиями. В этом мире нет ничего человечного, доброго. Нет веры в свободного человека, в счастье, в любовь и порядочный труд.

В чем конфликт пьесы? В столкновении интересов и морали отжившего и будущего поколения людей. С особым смыслом изображены сложные образы персонажей данной пьесы. Богатый купец – Дикой – достаточно важная персона в городе. Кудряш, тобишь Савел Прокофьевич – представляет себя вершителем мира и хозяином окружающей его жизни. Многие персонажи его бояться и просто трепещут перед его образом. Беспредел в поведение Дикого прикрывается властью и значимостью его денежного состояния. Он имеет покровительство государственной власти.

Островский создает достаточно неоднозначный и сложный образ Дикого. Этот персонаж сталкивается с проблемой не внешнего противостояния окружающих к его персоне. Он переживает внутренний протест. Герой понимает, насколько черства его середина и его сердце. Он поведывает рассказ о том, как по пустяку бранил мужичка, который возил дрова. Дикой на него накинулся и чуть не прибил ни с чего. А затем стал каяться и прощения просить. И признавался, что сердце у него такое, «дикое».

Именно в этом образе мы видим потайной смысл «темного царства». Оно изнутри изживало себя. Внутренний протест самодуров того времени разрушал их самих же.

Проводя анализ еще одного образа пьесы «Темное царство», можно заметить и прочие особенности самодуров того времени.

Персона вызывает у нас недоумение. По ее мнению, все взаимоотношения в семье должны подчиняться страху. Она деспотична и лицемерна. Она привыкла жить по устоям старого общества. Она совершенно заела все домашних и жизни спокойной им не дает.

Второстепенный образ странницы Феклуши выступает на защиту отмирающему «темному царству». Она вступает в беседу с Кабанихой и все проповедует ей свои мысли о скорой гибели «темного царства».

В своей пьесе, дабы донести до читателя все свои мысли и рассуждения, Островский создает множество символических образов. Именно гроза является одним из них. Финал пьесы доносит мысли автора о том, что жизнь в таком «темном царстве» невыносима и ужасна. Читатель понимает, что мир самодуров перебарывает пробужденный человек, который наполнен настоящими, человеческими чувствами, который может побороть фальшь и лицемерие того «темного царства».

Темное царство в пьесе «Гроза» Островского - это аллегорическое высказывание знакомо всем с легкой руки его современника, литературного критика Добролюбова. Именно так Николай Иванович счел нужным охарактеризовать тяжелую социальную и моральную атмосферу в городах России в начале XIX века.

Островский - тонкий знаток русской жизни

Александр Николаевич Островский совершил яркий прорыв в русской драматургии, на что и получил достойную статью-рецензию. Он продолжил традиции русского национального театра, заложенные Фонвизиным, Гоголем, Грибоедовым. В частности, Николай Добролюбов высоко оценил глубокое знание и правдивое отображение драматургом специфики русской жизни. Показанный в пьесе приволжский город Калинов стал своеобразной моделью всей России.

Глубокий смысл аллегории «темное царство»

Темное царство в пьесе Островского «Гроза» - четкая и емкая аллегория, созданная критиком Добролюбовым, имеет в своей основе и широкое социально-экономическое объяснение и более узкое - литературное. Последнее сформулировано относительно провинциального города Калинова, в котором Островский изобразил усредненный (как сейчас говорят - среднестатистический) русский городишко конца XVIII века.

Широкий смысл понятия «темное царство»

Вначале охарактеризуем широкий смысл данного понятия: темное царство в пьесе Островского «Гроза» - образная характеристика социально-политического состояния России на определенной стадии ее развития.

Ведь вдумчивый читатель, интересующийся историей, четко себе представляет, о какой России (конец XVIII века) идет речь. Огромная страна, фрагмент которой показал драматург в пьесе, жила по старинке, в то время, когда в странах Европы динамично происходила индустриализация. Народ был социально парализован (которое отменили в 1861 году). Еще не строились стратегические железные дороги. Народ в своей массе был безграмотным, необразованным, суеверным. Фактически государство социальной политикой занималось мало.

Все в провинциальном Калинове как бы «варится в собственном соку». Т. е. люди не задействованы в крупных проектах - производстве, строительстве. Их суждения выдают полную некомпетентность в простейших понятиях: например, в электрическом происхождении молнии.

Темное царство в пьесе Островского «Гроза» - общество, лишенное вектора развития. Еще не оформился класс промышленной буржуазии и пролетариата… Финансовые потоки общества не были сформированы недостаточными для глобальных социально-экономических преобразований.

Темное царство города Калинов

В узком же смысле - темное царство в пьесе «Гроза» - это образ жизни, присущий мещанству и купечеству. Согласно описанию, данному Островским, в этом сообществе абсолютно доминируют зажиточные и наглые купцы. Они постоянно осуществляют психологический прессинг на окружающих, не обращая внимания на их интересы. Управы нет на этих упырей, которые «поедом едят». Для этих самодуров деньги эквивалентны общественному положению, а человеческая и христианская мораль - не указ в их поступках. Практически они творят, что им заблагорассудится. В частности, реалистичные, художественно-завершенные образы - купец Савел Прокопьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова - инициируют «темное царство» в пьесе «Гроза». Что это за персонажи? Рассмотрим их подобней.

Образ купца Савелия Прокофьича Дикого

Купец Дикой является самым богатым человеком Калинова. Однако состоятельность в нем граничит не с широтой души и хлебосольством, а с «крутым нравом». И понимает он свою волчью натуру, и хочет как-то измениться. «О посту как-то, о великом, я говел…» Да самодурство является его второй натурой. Когда к нему приходит «мужичонка» с просьбой одолжить денег, Дикой грубо его унижает, более того, дело едва не доходит до избиения несчастного.

Причем этот психотип поведения характерен для него всегда. («Что поделать, сердце у меня такое!») Т. е. он строит свои отношения с окружающими на основании страха и своего доминирования. Это его обычная модель поведения относительно людей с низшим

Этот человек не всегда был богат. Однако он пришел к состоятельности путем примитивной агрессивной сложившейся социальной модели поведения. Отношения с окружающими и родственниками (в частности, с племянником), он строит на одном только принципе: унизить их, формально - лишить социальных прав, а затем воспользоваться ими самому. Впрочем, ощутив психологический отпор от человека с равным статусом (например, от вдовы купца Кабанихи, он начинает к нему относиться более уважительно, не унижая). Это - примитивная, двухвариантная схема поведения.

За грубостью и подозрительностью («Так ты знай, что ты - червяк!») скрыта жадность и корысть. Например, в случае с племянником он фактически лишает его наследства. Савел Прокофьич вынашивает в душе ненависть ко всему окружающему. Его кредо - рефлекторно всех давить, всех подминать, расчищая для себя жизненное пространство. Живи бы мы в это время, такой идиот (извините за прямоту) вполне бы мог, просто посреди улицы, ни за что ни про что избить бы нас, просто для того, чтоб мы перешли на другую сторону улицы, расчистив для него путь! А ведь такой образ был привычен для крепостной России! Не зря ведь темное царство в пьесе «Гроза» Добролюбов назвал чутким и правдивым отображением российской действительности!

Образ купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой

Вторым типажом диких нравов Калинова является богатая купеческая вдова Кабаниха. Ее социальная модель поведения не столь примитивна, как у купца Дикого. (Почему-то относительно этой модели вспоминается аналогия: «Плохое зрение носорога - это проблема окружающих, а не самого носорога!) Марфа Игнатьевна Кабанова, в отличие от купца Дикого, выстраивает свой социальный статус постепенно. Инструментом также является унижение, однако - совершенно другого рода. Она воздействует, в основном, на членов своей семьи: сына Тихона, дочь Варвару, невестку Катерину. В основу своего доминирования над окружающими она ставит как свое материальное превосходство, так и моральное.

Ханжество - вот ее ключ к У купчихи - двойная мораль. Формально и внешне следуя христианскому культу, она далека от настоящего милосердного христианского сознания. Наоборот, свой статус оцерквления она трактует, как своеобразную сделку с Богом, считая, что ей дано право не только поучать всех окружающих всему, но и указывать, как им следует поступать.

Этим она занимается постоянно, совершенно уничтожив своего сына Тихона, как личность, и подтолкнув невестку Катерину к самоубийству.

Если купца Дикого, встретив на улице, можно обойти, то относительно Кабанихи дело обстоит совсем иначе. Если можно так выразиться, то она непрерывно, постоянно, а не не эпизодически, как Дикой, «генерирует» темное царство в пьесе «Гроза». Цитаты произведения, характеризующие Кабаниху, свидетельствуют: она зомбирует своих близких, требуя, чтобы Катерина кланялась мужу, когда тот входит в дом, внушая, что «матушке перечить нельзя», чтобы муж давал строгие наказы жене, а по случаю и избивал ее…

Слабые попытки противостоять самодурам

Что же противопоставляет сообщество города Калинов экспансии двух вышеупомянутых самодуров? Да практически ничего. Те пребывают в комфортном для себя социуме. Как писал Пушкин в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует…». Кто-то, образованный, пытается робко высказывать свое мнение, как инженер Кулигин. Кто-то, как Варвара, искалечил себя морально, живя двойной жизнью: поддакивая самодурам и делая, что самой заблагорассудится. А кого-то ждет внутренний и трагический протест (как Катерину).

Заключение

Встречается ли в нашей обыденной жизни слово «самодурство»? Мы надеемся, что для большинства наших читателей - гораздо реже, чем для жителей крепостного города Калинова. Примите сочувствия, если самодуром является ваш начальник, либо кто-либо из семейного круга. В наше время это явление не распространяется сразу на весь город. Однако оно местами существует. И из него следует искать выход…

Вернемся к пьесе Островского. Создают «темное царство» в пьесе «Гроза» представители. Их общие черты - наличие капитала и стремление доминировать в обществе. Однако не опирается ни на духовность, ни на созидательность, ни на просвещение. Отсюда вывод: следует изолировать самодура, лишив его возможности руководить, а также лишая общения (бойкот). Самодур силен, пока ощущает незаменимость себя любимого и востребованность своего капитала.

Следует просто лишить его такого «счастья». В Калинове сделать это не представлялось возможным. В наше время это реально.

Тест предполагает подробное знание произведения и его героев, а также знание жизни и творчества писателя и его взглядов. Ученики должны знать мнения критиков по поводу данного произведения, знать терминологию. К тесту прилагаются ключи. Тест рассчитан на последний урок в системе уроков по творчеству А. Н. Островского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зайцева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района,

Нижегородской области.

Предмет: литература

Класс: 10

Тема: Тест по пьесе А. Н. Островского «Гроза».

1.Статью «Темное царство» написал:

А) Н. Г. Чернышевский;

Б) В. Г. Белинский;

В) Н. А. Добролюбов.

2.Яркими представителями «темного царства» являются:

А) Тихон; в) Кабаниха;

Б) Дикой; г) Кулигин.

3.Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

А) Тихон; в) Феклуша;

Б) Варвара; г) Кабанова.

4.Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новой силы, поднимающейся на борьбу за человеческие права. На кого возлагает надежды автор?

А) Катерина;

Б) Тихон;

В)Борис.

5.Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

А) Варвару; в) Тихона;

Б) Катерину; г) Кулигина.

6.Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости;

Б) духовной слабости и бессилия;

В) моментного эмоционального взрыва.

7.Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

А) «Такая ли была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!» «Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»

Б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие!(…)

В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

В) «Не слыхала, мой друг, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».

(Кабаниха; Катерина; Феклуша.)

8. В речи героев присутствует (найдите соответствие):

А) церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием;

Б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика;

В) мещанско-купеческое просторечие, грубость;

Г) литературная лексика 18 века с ломоносовскими и державинскими традициями.

9.Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:

А) «Кто ж… угодит, коли у …вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета без брани не обходится… А беда, коли поутру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

Б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела (заел) совсем».

(Дикой; Кабаниха).

10.Кто произносит эти слова?

«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

А) Варвара; в) Глаша;

Б) Катерина; г) Феклуша.

11.А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды. Какой именно?

А) помещичье-дворянской;

Б) купеческой;

В) аристократической;

Г) народной.

12.В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский?

А) «Москвитянин»;

Б) «Отечественные записки»;

В) «Современник»;

Г) «Библиотека для чтения».

13.Высшим критерием художественности А. Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Что такое «народность»?

А) особое свойство литературного произведения, в котором автор воспроизводит в его художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа;

Б) литературное произведение, рассказывающее о жизни народа;

В) проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своем произведении.

14.А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр?

А) Художественный театр;

Б) Малый театр;

В) театр «Современник»;

Г) Большой театр.

Ключи к тесту:

1 - в).

2 - б), в).

3 - б).

4 - а).

5 - б).

6 - а).

7 - а) Катерина; б) Феклуша; в) Кабаниха.

8 - а) Кабаниха; б) Катерина; в) Дикой; г) Кулигин.

9 - а) Дикой; б) Кабаниха.

10 - б).

11 - б).

12 - а).

13 - а).

А.Н. Островский родился и жил в Москве, на Малой Ордынке. В этом районе издавна обосновалось купечество. Он с детства примечал картины быта и своеобразные нравы этого купеческого мирка. И понятно, почему писатель в своих произведениях использовал прежде всего свой богатый запас наблюдений над бытом купцов, приказчиков и мещан. Ему был чужд и противен весь склад этой пустой, темной жизни. Островский написал 48 пьес, и все они имели большой успех, что говорит о небывалом таланте автора.

Одно из наилучших произведений А.Н. Островского – это драма «Гроза», написанная им в 1859 г. Она была написана в то время, когда на смену домостроевских порядков, на смену прогнившей, никому не нужной старины приходит стремление к учебе, к знаниям, стремление по-настоящему жить и свободно любить. В «Грозе» Островский показал типичных представителей «темного царства», «отцов» города Калинова, которые, опираясь на свое богатство, унижают и обкрадывают бедных людей, творят любые бесчинства как у себя дома, так и на улицах города.

Самый богатый калиновский купец – Савёл Прокофьевич Дикой. Это властный и суровый человек, привыкший, чтобы все окружающие подчинялись ему, а те идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневать его. Дикой чувствует свою власть над остальными жителями Калинова, и потому ему ничто не стоит обругать, обокрасть бедного человека и вытолкать его ногой за дверь. Ради денег он готов пойти на любое мошенничество и обман. И он прямо заявляет городничему: «Много у меня в год-то народа перебывает… не доплачу им по копеечке, у меня из этого тысячи составляются, так что оно мне и хорошо». Все члены семьи Дикого находятся в постоянном страхе, боясь хоть чем-нибудь прогневить своего хозяина самодура. Вот что говорит Кулигин: «Уж такого-то ругателя как Савёл Прокофьевич, поискать еще!»

Дикой очень темный и малограмотный человек. Когда механик-самоучка Кулигин объяснил ему, что такое гроза, он с возмущением воскликнул: «Какое еще там елестричество!? Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами, да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?»
Кулигин советуется с Диким о постройке солнечных часов, громоотвода – всех тех вещей, которые необходимы в городе. Но этот богач настолько невежественный и темный, что не только не дает денег Кулигину, а угрожает ему тюрьмой за вольнодумие: «А за эти вот слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!»

Дикой – представитель старых порядков, он очень религиозен. Боясь прогневать господа бога, он в то же время бесчинствует над бедняками. У меня к Дикому имеется единственное чувство – это неприязнь, презрение. Как он подло поступил со своим племянником Борисом? Блеск золота довел этого купца до того, что он нарушил завещание своей матери и не отдал ту часть наследства, которая предназначалась его племяннику. Во всем своем облике этот человек ужасно противен. Страшный эгоист.

Вторым представителем калиновского купечества является Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Это лицо так же типично для представителей «темного царства», но еще более зловещее и мрачное. Кабаниха сурова и властна. Она ни с кем не считается и заставляет всю семью ползать на коленях перед ней.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - так правильно и метко определяет характер Кабанихи Кулигин.

Она строго соблюдает порядки домостроевской старины и пытается подчинить этим порядкам своих детей, которые, как она видит, живут уже по другим, совсем ей непонятным правилам. Она не представляет, как будут жить молодые люди после смерти их «премудрых» отцов и матерей: «… Что будет, как старшие перемрут, как свет будет стоять, уж и не знаю!»
Кабаниха, также как и Дикой, темна, невежественна. Страннице Феклуше она так отвечает, когда та рассказывает ей о новых удивительных машинах: «Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть золотом осыпь, так я не поеду».

Она зла и деспотична. Требуя повиновения, она не дает жить Тихону и Катерине, не дает им самостоятельно действовать. Невзлюбив Катерину за ее свободолюбие, гордость, за непослушание, она даже рада смерти этой прекрасной девушки, которая хотела жить и любить свободно, чтобы ее не связывали рамки домостроевщины. Властность Кабанихи сказывается и тогда, когда она заставляет Катерину вставать на колени перед Тихоном: «В ноги, в ноги!»
Дикой и Кабаниха сходны между собой, но в то же время у них есть резкие отличия: Кабаниха прежде всего умнее Дикого, она более сдержана, внешне бесстрастна и сурова. Она единственный человек в городе, с которым как-то считается Дикой.

Кабаниха и Дикой типичные представители «темного царства», которые препятствуют развитию всего нового, передового.

Заслуга А.Н. Островского заключается в том, что он очень точно, метко смог показать нам представителей купеческого мирка в драме «Гроза». Н.А. Гончаров писал: «С какой бы стороны она ни была взята, - со стоны ли плана, или драматического движения, или наконец характеров – всюду запечатлена она силою творчества, тонкостью наблюдательности и изяществом отделки».

По всему ходу драмы мы видим неизбежную обреченность «темного царства», всех Кабановых и Диких, которые мешают правильной свободной жизни.

«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали,
как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».

Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» - мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями?

В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.

В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» - так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города - безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».

Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.

Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.

Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир - на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.

Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.

Тест по произведению