Темное царство в пьесе "Гроза" - что это? «Темное царство» в пьесе А.Н. Островского «Гроза Изображение темного царства в драме островского гроза

», А.Н. Островский впервые изображает реалистичный мир «темного царства». Кто в него входил? Это большая часть того общества – самодуры, которые имели в своих руках власть денег, которые хотели поработить бедных и еще больше нажиться на их бесплатном труде. Островский впервые открывает мир купечества со всеми реалиями и правдивыми событиями. В этом мире нет ничего человечного, доброго. Нет веры в свободного человека, в счастье, в любовь и порядочный труд.

В чем конфликт пьесы? В столкновении интересов и морали отжившего и будущего поколения людей. С особым смыслом изображены сложные образы персонажей данной пьесы. Богатый купец – Дикой – достаточно важная персона в городе. Кудряш, тобишь Савел Прокофьевич – представляет себя вершителем мира и хозяином окружающей его жизни. Многие персонажи его бояться и просто трепещут перед его образом. Беспредел в поведение Дикого прикрывается властью и значимостью его денежного состояния. Он имеет покровительство государственной власти.

Островский создает достаточно неоднозначный и сложный образ Дикого. Этот персонаж сталкивается с проблемой не внешнего противостояния окружающих к его персоне. Он переживает внутренний протест. Герой понимает, насколько черства его середина и его сердце. Он поведывает рассказ о том, как по пустяку бранил мужичка, который возил дрова. Дикой на него накинулся и чуть не прибил ни с чего. А затем стал каяться и прощения просить. И признавался, что сердце у него такое, «дикое».

Именно в этом образе мы видим потайной смысл «темного царства». Оно изнутри изживало себя. Внутренний протест самодуров того времени разрушал их самих же.

Проводя анализ еще одного образа пьесы «Темное царство», можно заметить и прочие особенности самодуров того времени.

Персона вызывает у нас недоумение. По ее мнению, все взаимоотношения в семье должны подчиняться страху. Она деспотична и лицемерна. Она привыкла жить по устоям старого общества. Она совершенно заела все домашних и жизни спокойной им не дает.

Второстепенный образ странницы Феклуши выступает на защиту отмирающему «темному царству». Она вступает в беседу с Кабанихой и все проповедует ей свои мысли о скорой гибели «темного царства».

В своей пьесе, дабы донести до читателя все свои мысли и рассуждения, Островский создает множество символических образов. Именно гроза является одним из них. Финал пьесы доносит мысли автора о том, что жизнь в таком «темном царстве» невыносима и ужасна. Читатель понимает, что мир самодуров перебарывает пробужденный человек, который наполнен настоящими, человеческими чувствами, который может побороть фальшь и лицемерие того «темного царства».

Мрачную картину самодурных отношений: произвола, с одной стороны, бесправия и угнетения, с другой, рисует Островский в драме «Гроза».
Действие происходит в уездном городке Калинове, на берегу Волги. Глубокое невежество, умственный застой, бессмысленная грубость - вот та атмосфера, среди которой развивается действие.

Калинов - поистине «темное царство», как метко окрестил Добролюбов весь изображаемый Островским мир. О том, что совершается за пределами их городка, и как там живут люди, калиновцы узнают большей частью от разных странниц, вроде Феклуши. Сведения эти обыкновенно самого фантастического свойства: о неправедных судьях, о людях с песьими головами, об огненном змее. Такого же характера и исторические познания, например, о Литве, которая «с неба свалилась». Главную роль в городе играют купцы-самодуры, держащие в своих руках бесправную
массу мещан и пользующиеся, благодаря своим деньгам, поддержкой уездного начальства.

Чувствуя свою полную безнаказанность, они утесняют всех подвластных, помыкают по своему желанию, а иногда прямо издеваются над ними. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», - говорит про Дикого один из обывателей. Впрочем он является «ругателем» только по отношению к людям зависимым и безответным, подобно Борису и Кулигину; когда же его самого на перевозе обругал гусар, он не посмел ничего сказать ему, но зато все домашние две недели от него по чердакам и по чуланам прятались.

Никаких общественных интересов у обывателей Калинова нет, и потому они, по словам Кулигина, все дома, запершись, сидят. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что, сударь, за этими замками разврату темного, да пьянства!» «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» - говорит тот же Кулигин в другом месте.

Грубости и невежеству калиновцев вполне соответствует их самомнение и самодовольство: и Дикой, и Кабанова вполне уверены, что иначе, чем они живут, и жить нельзя. А живут они по старине, с недоверием, даже с ненавистью относясь ко всякому новшеству. К науке и к знанию вообще они питают полное презрение, что видно из разговора Дикого с Кулигиным об электричестве. Считая себя во всем правыми, они проникнуты уверенностью, что только ими свет держится. «Что-то будет, когда старики перемрут, - говорит Кабанова, - как будет свет стоять, уже я и не знаю». Не имея никаких твердых нравственных понятий, они тем упорнее держатся за дедовские обычаи и обряды, в которых видят самую суть жизни. Для Кабановой, например, не важно, чтобы Катерина на самом деле любила своего мужа, но важно, чтобы она это показывала, например, «выла» на крыльце после его отъезда. Такой же обрядностью отличается и религиозность калиновцев: они ходят в церковь, строго соблюдают посты, принимают у себя странников и странниц, но внутренняя, нравственная сторона религии совершенно чужда их душе; поэтому их религиозность носит отпечаток ханжества и нередко связывается с грубым суеверием.

Все семейные отношения в Калинове основаны, преимущественно, на страхе. Когда Кабанов говорит матери, что ему вовсе не нужно, чтобы жена боялась его, достаточно, если она его любит, - Кабанова с негодованием возражает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Поэтому, когда Катерина при прощании бросается на шею мужу, Кабанова строго ее останавливает и заставляет поклониться в ноги: для нее в отношениях жены к мужу важно именно выражение страха и рабской подчиненности, а не истинного чувства.

В «Грозе» Островский показал, как такой семейный деспотизм действует на угнетаемых. Натуры более сильные и стойкие стараются обмануть бдительность домашних тиранов, прибегают к притворству и ко всяким ухищрениям; такова, например, Варвара, дочь Кабановой; напротив того, натуры слабые и мягкие, подобно ее сыну Тихону, окончательно утрачивают всякую волю, всякую самостоятельность; единственный их протест против постоянного гнета заключается в том, что, вырвавшись временно на свободу, освободившись из-под надзора, они предаются безобразному разгулу, стараются «на целый год отгуляться». В ответ на упреки матери, что в нем нет «своего ума», Тихон даже грозится: «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью: пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится...» И весьма возможно, что эту угрозу он когда-нибудь и приведет в исполнение.


Но особенно тяжело в «темном царстве», подобно Калинову, положение таких лиц, которые наделены значительной душевной силой, не позволяющей им окончательно сломиться под гнетом деспотизма, утратить всякое сознание своей личности, но которые, вместе с тем, слишком слабы, чтобы постоять за себя, и слишком чисты душою, чтобы прибегать к хитрости и обману; для них трагический исход становится почти неизбежным. В таком именно положении находится Катерина, глвная героиня «Грозы».

Творчество А. Н. Островского стоит у истоков нашей национальной драматургии. Фонвизин, Грибоедов и Гоголь начали создание великого русского театра. С появлением же пьес Островского, с расцветом его таланта и мастерства драматическое искусство поднялось на новую высоту. Недаром критик Одоевский отмечал, что до Островского в отечественной литературе были только 3 драмы: «Недоросль», «Горе от ума» и «Ревизор». Пьесу «Банкрот» он назвал четвертой, подчеркнув, что она является последним недостающим краеугольным камнем, на которых и будет воздвигнуто величественное «здание» русского театра.

От «Банкрота» до «Грозы»

Да, именно с комедии «Свои люди - сочтемся» (второе название "Банкрота") начинается широкая популярность Александра Николаевича Островского, драматурга, объединившего в своем творчестве и мастерски переработавшего лучшие традиции «натуральной» школы - социально-психологические и сатирические. Став «Колумбом Замоскворечья», он открыл миру дотоле неизвестный пласт русской жизни - среднее и мелкое купечество и мещанство, отразил его самобытность, показал, как яркие сильные, чистые характеры, так и мрачную суровую действительность мира торгашества, лицемерия, отсутствия высоких порывов и идеалов. Произошло это в 1849 году. И уже в своей первой значительной пьесе писатель намечает штрихами особый тип личности, который будет у него появляться снова и снова: от Самсона Силыча Большого к Титу Титычу Брускову из «В чужом пиру похмелье» и далее, к Марфе Игнатьевне Кабановой и Савелу Прокопьевичу Дикому из «Грозы» - тип самодура, названный очень точно и емко и вошедший, благодаря драматургу, в наш речевой обиход. Под эту категорию подходят люди, напрочь нарушающие логические и морально-нравственные, человеческого общежития. «Самодурами русской жизни» названы критиком Добролюбовым Дикой и Кабаниха, представляющие «темное царство» в пьесе Островского «Гроза».

Самодурство как социально-типологическое явление

Разберем подробнее указанное явление. Отчего появляются в обществе самодуры? В первую очередь от осознания собственной полной и абсолютной власти, полного нивелирования интересов и мнений других по сравнению с собственными, чувства безнаказанности и отсутствия сопротивления со стороны жертв. Таким и показано «темное царство» в пьесе Островского «Гроза». Дикой и Кабанова - самые богатые жители маленького провинциального городка Калинов, расположенного по берегу Волги. Деньги позволяют им ощутить личную значимость и значительность. Они же дают им и власть - над своими домашними, над чужими, в чем-то зависимыми от них людьми, и шире - над общественным мнением в городе. «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» страшно тем, что оно губит или корежит малейшие проявления протеста, любые веяния свободы и независимости. Самодурство - оборотная сторона рабства. В равной степени развращает оно как самих «хозяев жизни», так и тех, кто зависим от них, отравляя своим тлетворным дыханием все России. Именно поэтому, по определению Добролюбова, «темное царство» в пьесе Островского «Гроза» и является синонимом самодурства.

Конфликт драмы

Обладая глубоким пониманием действительности, писатель умел изобразить самые существенные и значимые ее стороны. В предреформенный 1859 год он под впечатлениями от путешествия по Волге в 1856-1857 гг. создает пьесу, признанную впоследствии одним из лучших его творений, - драму «Гроза». Что интересно: буквально через месяц после того, как пьеса была закончена, в Костроме произошли события, как по сценарию воспроизводящие литературное произведение. О чем это говорит? О том, насколько точно прочувствовал и угадал Александр Николаевич конфликт и как реалистично отражено «темное царство» в пьесе «Гроза».

Островский не зря в качестве основной коллизии выбрал главное противоречие русской жизни - столкновение между консервативным началом, основанном на патриархальных традициях, формируемых веками и базирующихся на непререкаемом авторитете, моральных устоях и запретах, с одной стороны, и с другой - началом бунтарским, творческим и живым, потребностью личности сломать стереотипы, идти вперед в духовном развитии. Потому не только Дикой и Кабаниха воплощают «темное царство» в пьесе «Гроза». Островский дает понять, что малейшее уступничество ему, попустительство и непротивление автоматически переводят человека в ранг пособников.

Философия «темного царства»

С первых же строк пьесы в наше сознание врываются две стихии: вольного чудесных далей, широких горизонтов и душная, сгущенная атмосфера предгрозовья, томительное ожидание каких-то потрясений и жажда обновления. Представители «темного царства» в пьесе «Гроза» ужасаются катаклизмам природы, видя в них проявление гнева Божьего и грядущих наказаний за грехи - явные и мнимые. Об этом твердит все время Марфа Игнатьевна, вторит ей и Дикой. На просьбу Кулигина пожертвовать денег на строительство громоотвода для горожан он упрекает: "Гроза-де дана в наказание, а ты, такой-сякой, от Господа хочешь шестом оборониться". В этой реплике наглядно показана философия, которой придерживаются представители «темного царства» в пьесе «Гроза»: нельзя противиться тому, что господствовало веками, нельзя идти против воли или наказания свыше, смирение и покорность должны оставаться этическими нормами современности. Что интересно: сами же главные самодуры Калинова не только искренне верят в такой порядок вещей, но и признают его единственно правильным.

Ханжа под личиной добродетели

«Темное царство» в пьесе А. Н. Островского «Гроза» многолико. Но столпами его в первую очередь являются Дикой и Кабанова. Марфа Игнатьевна, дородная купчиха, хозяйка дома, за высоким забором которого льются невидимые слезы и происходит каждодневное унижение человеческого достоинства и свободной воли, названа в пьесе однозначно - ханжа. О ней говорят: "Нищих оделяет милостынями, ходит в церковь, истово крестится, а домашних ест поедом, точит, словно ржа железо". Внешние законы старины она старается соблюсти во всем, при этом особо не заботясь о их внутреннем содержании. Кабаниха знает, что младшие должны подчиняться старшим и требует во всем слепого повиновения. При прощании Катерины с Тихоном перед его отъездом она заставляет ту кланяться в ноги мужу, а сына - дать жене строгий наказ, как себя вести. Там и «матушке не перечить», и «на парней не заглядываться» и еще множество других «пожеланий». Причем все присутствующие хорошо понимают фарсовость ситуации, ее фальшивость. И только Марфа Игнатьевна упивается своей миссией. Решающую роль в трагедии Катерины сыграла тоже она, исковеркав характер сына, испортив семейную жизнь ему, надругавшись над душой самой Катерины и заставив ту сделать роковой шаг с берега Волги в бездну.

Ложь в ранге закона

«Темное царство» в драме А. Н. Островского «Гроза» - самодурство в высшем его проявлении. Катерина, сравнивая жизнь в родной семье и в семье мужа, подмечает важнейшее отличие: здесь все как будто «из-под неволи». И это правда. Либо ты подчиняешься бесчеловечным правилам игры, либо тебя сотрут в порошок. Кулигин прямо заявляет о том, что нравы в городе «жестокие». Кто богат, тот старается закабалить бедняков, чтобы на их грошах увеличить состояние. Тот же Дикой куражится над зависимым от него Борисом: "Будешь мне угождать, так отдам наследство!" Но угодить самодуру невозможно, и судьба несчастного Бориса и его сестры предопределена. Они останутся униженными и оскорбленными, бесправными и беззащитными. Есть ли выход из положения? Есть: лгать, изворачиваться, пока возможно. Так поступает сестра Тихона - Варвара. Ее просты: делай, что хочешь, лишь бы никто ничего не заметил, все «шито да крыто» было. А когда Катерина возражает, что не умеет лукавить, не может врать, Варвара говорит ей попросту: "И я не умела, а нужно стало - выучилась!"

Кудряш, Варвара и другие

А что вообще представляют собою жертвы «темного царства» по драме А. Н. Островского «Гроза»? Это люди с поломанной судьбой, искалеченными душами, изуродованным нравственным миром. Тот же Тихон от природы добрый, мягкий человек. Самодурство матери убило в нем зачатки собственной воли. Он не может сопротивляться ее давлению, не умеет противостоять и утешение находит в пьянстве. Поддержать жену, стать на ее сторону, защитить от кабановского произвола тоже ему не под силу. По наущению матери он бьет Катерину, хотя и жалеет ее. И только гибель жены заставляет его открыто обвинить мать, но понятно, что очень быстро запал пройдет, и все останется по-прежнему.

Совсем иное дело другой мужской персонаж - Ваня Кудряш. Тот дает отпор всякому и даже «пронзительному» Дикому не спускает грубости. Однако и этот характер испорчен мертвящим влиянием «темного царства». Кудряш - копия Дикого, только еще не вошедшего в силу, не заматеревшего. Пройдет время, и он окажется достойным своего хозяина. Варвара, ставшая лгуньей и терпящая притеснения матери, в конце концов убегает из дома. Ложь стала ее второй натурой, и потому героиня вызывает у нас сочувствие и сострадание. Робкий Кулигин редко осмеливается защитить себя перед нахрапистостью самодуров «темного царства». По сути, никто, кроме Катерины, тоже, кстати, жертвы, не имеет достаточной твердости, чтобы бросить этому "царству" вызов.

Почему Катерина?

Единственным героем произведения, у кого достает нравственной решимости осудить быт и нравы «темного царства» в пьесе А. Н. Островского «Гроза», является Катерина. Ее естественность, искренность, горячая порывистость, окрыленность не позволяют смириться с произволом и насилием, принять диктуемый еще с домостроевских времен этикет. Катерине хочется любить, радоваться жизни, испытывать естественные чувства, быть открытой миру. Подобно птице, мечтает она оторваться от земли, от мертвящего быта и взвиться в поднебесье. Она религиозна, но не по-кабановски. Ее прямодушную натуру разрывает надвое противоречие между долгом по отношению к мужу, любовью к Борису и осознанием своей греховности перед Богом. И все это глубоко искренне, из самых глубин сердца. Да, Катерина тоже жертва «темного царства». Однако она сумела разорвать его оковы. Поколебала вековые устои. И смогла указать выход другим - не только самой своей смертью, но протестом вообще.

Пьеса Островского «Гроза» вызвала бурную реакцию в сфере литературоведов и критиков. Свои статьи этому произведению посвящали А. Григорьев, Д. Писарев, Ф. Достоевский. Н. Добролюбов спустя некоторое время после выхода «Грозы» в печать написал статью «Луч света в тёмном царстве». Будучи хорошим критиком, Добролюбов подчеркнул хороший стиль автора, похвалив Островского за глубокое знание русской души, и упрекнул других критиков в отсутствии прямого взгляда на произведение. Вообще, взгляд Добролюбова интересен с нескольких точек зрения. Например, критик считал, что в драмах должно показываться пагубное влияние страсти на жизнь человека, поэтому Катерину он называет преступницей. Но Николай Александрович тем не менее говорит, что Катерина является также и мученицей, ведь её страдания вызывают отклик в душе зрителя или читателя. Добролюбов даёт очень точные характеристики. Именно он назвал купечество «тёмным царством» в пьесе «Гроза».

Если проследить то, как купечество и смежные с ним социальные пласты отображались на протяжении десятилетий, то складывается полная картина деградации и упадка. В «Недоросле» Простаковы показаны ограниченными людьми, в «Горе от ума» Фамусовы – застывшие изваяния, которые отказываются жить честно. Все эти образы – предшественники Кабанихи и Дикого. Именно на эти двух персонажах и держится «тёмное царство» в драме «Гроза».

Автор знакомит нас с нравами и порядками города уже с первых строк пьесы: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» В одном из диалогов между жителями поднимается тема насилия: «У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить… А между собой – то, сударь, как живут!… Враждуют друг на друга». Сколько бы люди ни скрывали того, что происходит внутри семей, остальным и так всё известно. Кулигин говорит, что и Богу здесь давно никто не молиться. Все двери заперты, «чтоб люди не видали, как… своих домашних едят и семью тиранят». За замками – разврат и пьянство. Кабанов ходит пить к Дикому, Дикой практически во всех сценах появляется пьяный, Кабаниха тоже не прочь пропустить рюмку - другую в компании Савла Прокофьевича.

Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.

Кабаниха ратует за сохранение патриархального строя. Она настоящий тиран, способный свести с ума любого, кто ей не нравится. Марфа Игнатьевна, прикрываясь тем, что почитает старые порядки, по сути, разрушает семью. Её сын, Тихон, рад уехать как можно дальше, лишь бы не слышать приказов матери, дочь ни во что не ставит мнение Кабанихи, врёт ей, и в конце пьесы просто сбегает с Кудряшом. Больше всех доставалось Катерине. Свекровь открыто ненавидела невестку, контролировала каждое её действие, была недовольна любыми мелочами. Наиболее показательной представляется сцена прощания с Тихоном. Кабаниха была оскорблена тем, что Катя обняла мужа на прощание. Ведь она женщина, а, значит, всегда должна быть ниже мужчины. Удел жены – бросаться мужу в ноги и рыдать, моля о скором возвращении. Кате не нравится такая точка зрения, но она вынуждена покориться воле свекрови.

Добролюбов называет Катю «лучом света в тёмном царстве», что тоже очень символично. Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати. Ведь даже Борис боится общественного мнения, он зависим от Дикого и возможности получения наследства. Он также связан цепью обмана и лжи, ведь Борис поддерживает идею Варвары обманывать Тихона, чтобы сохранить тайные отношения с Катей. Применим здесь и второй закон. В «Грозе» Островского «тёмное царство» настолько всепоглощающе, что из него невозможно найти выход. Оно съедает Катерину, заставляя принять на себя один из страшных с точки зрения христианства грехов – самоубийство. «Тёмное царство» не оставляет другого выбора. Оно найдёт её где угодно, даже если бы Катя сбежала с Борисом, даже если бы ушла от мужа. Недаром Островский переносит действие в вымышленный город. Автор хотел показать типичность ситуации: такая обстановка была характерна всем городам России. Но только России ли?

Неужели выводы так неутешительны? Власть самодуров понемногу начинает слабнуть. Это чувствует Кабаниха и Дикой. Они чувствуют, что вскоре их место займут другие люди, новые. Такие как Катя. Честные и открытые. И, возможно, именно в них возродятся те старые обычаи, которые усердно защищала Марфа Игнатьевна. Добролюбов писал, что финал пьесы нужно рассматривать в положительном ключе. «Нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли нельзя иначе. Жить в «тёмном царстве» хуже смерти». Этому становятся подтверждением слова Тихона, который впервые открыто противостоит не только матери, но и всему порядку города. «Этим восклицанием заканчивается пьеса, и нам кажется, что ничего нельзя было придумать сильнее и правдивее такого окончания. Слова Тихона заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим».

Определение «тёмного царства» и описание образов его представителей пригодятся ученикам 10 классов при написании сочинения на тему «Темное царство в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

"Темное царство" в "Грозе" Островского

Пьеса Островского «Гроза» в соответствии с критической и театральной традициями истолкования понимается как социально-бытовая драма, так как в ней особое значение придается быту.

Как почти всегда у Островского, пьеса начинается с пространной, неторопливой экспозиции. Драматург не просто знакомит нас с героями и местом действия: он создает образ мира, в котором живут герои и где развернутся события.

Действие происходит в вымышленном глухом городке, но, в отличие от других пьес драматурга, город Калинов обрисован подробно, конкретно и многосторонне. В «Грозе» немаловажную роль играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним видна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Высокий волжский обрывистый берег и заречные дали вводят мотив простора, полета.

Прекрасная природа, картины ночного гулянья молодежи, песни, звучащие в третьем действии, рассказы Катерины о детстве и своих религиозных переживаниях – все это поэзия калиновского мира. Но Островский сталкивает ее с мрачными картинами повседневной жестокости жителей друг к другу, с рассказами о бесправии большинства обывателей, с фантастической, невероятной «затерянностью» калиновской жизни.

Мотив совершенной замкнутости калиновского мира все усиливается в пьесе. Жители не видят нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они сохранили только смутные, утратившие связь и смысл предания (разговор о Литве, которая «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего». Новости из большого мира приносит жителям странница Феклуша, и они с одинаковым доверием слушают и о странах, где люди с песьими головами «за неверность», и о железной дороге, где для скорости «огненного змия стали запрягать», и о времени, которое «стало в умаление приходить».

Среди действующих лиц пьесы нет никого, кто не принадлежал бы к калиновскому миру. Бойкие и кроткие, властные и подначальные, купцы и конторщики, странница и даже старая сумасшедшая барыня, пророчащая всем адские муки, - все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутого патриархального мира. Не только темные калиновские обыватели, но и Кулигин, выполняющий в пьесе некоторые функции героя-резонера, тоже плоть от плоти калиновского мира.

Этот герой изображен как человек необычный. В перечне действующих лиц о нем сказано: «... мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле». Фамилия героя прозрачно намекает на реальное лицо – И.П. Кулибина (1735 – 1818). Слово «кулига» означает болото с устоявшимся оттенком значения «дальнего, глухого места» благодаря широко известной поговорке «у черта на куличках».

Как и Катерина, Кулигин – натура поэтическая и мечтательная. Так, именно он восхищается красотой заволжского пейзажа, сетует, что калиновцы к нему равнодушны. Он поет «Среди долины ровныя...», народную песню литературного происхождения. Это сразу же подчеркивает отличие Кулигина от других персонажей, связанных с фольклорной культурой, он же человек книжный, хотя и довольно архаической книжности. Он доверительно сообщает Борису, что пишет стихи «по-старинному», как когда-то писали Ломоносов и Державин. Кроме того, он механик-самоучка. Однако технические идеи Кулигина явный анахронизм. Солнечные часы, которые он мечтает установить на калиновском бульваре, пришли еще из античности. Громоотвод – техническое открытие XVIII в. А его устные рассказы о судейской волоките выдержаны в еще более ранних традициях и напоминают старинные нравоучительные повести. Все эти черты показывают его глубинную связь с миром Калинова. Он, конечно же, отличается от калиновцев. Можно сказать, что Кулигин «новый человек», но только новизна его сложилась здесь, внутри этого мира, порождающего не только своих страстных и поэтических мечтательниц, как Катерина, но и своих «рационалистов» - мечтателей, своих особенных, доморощенных ученых и гуманистов.

Главное дело жизни Кулигина – мечта об изобретении «перпетуум-мобиле» и получении за него миллиона от англичан. Миллион этот он намеревается потратить на калиновское общество, дать работу мещанству. Кулигин действительно человек хороший: добрый, бескорыстный, деликатный и кроткий. Но едва ли он счастлив, как думает о нем Борис. Его мечта постоянно вынуждает его вымаливать деньги на свои изобретения, задуманные на пользу общества, а обществу и в голову не приходит, что от них может быть какая-нибудь польза, для земляков Кулигин – безобидный чудак, что-то вроде городского юродивого. А главный из возможных «меценатов» Дикой и вовсе набрасывается на изобретателя с бранью, подтверждая общее мнение, что он неспособен расстаться с деньгами.

Кулигинская страсть к творчеству остается неутоленной: он жалеет своих земляков, видя в их пороках результат невежества и бедности, но ни в чем не может им помочь. При всем трудолюбии, творческом складе своей личности Кулигин – натура созерцательная, лишенная всякого напора и агрессивности. Вероятно, только поэтому калиновцы с ним и мирятся, несмотря на то, что он во всем от них отличается.

Лишь один человек не принадлежит к калиновскому миру по рождению и воспитанию, не похож на других жителей города обликом и манерам – Борис, «молодой человек, порядочно образованный», по ремарке Островского.

Но хоть и чужой, он все-таки уже взят в плен Калиновым, не может порвать связь с ним, признал над собой его законы. Ведь связь Бориса с Диким даже не денежная зависимость. И сам он понимает, и окружающие ему говорят, что никогда не отдаст ему Дикой бабушкиного наследства, оставленного на столь «калиновских» условиях («если будет почтителен к дядюшке»). И все-таки он ведет себя так, как будто материально зависит от Дикого или обязан ему подчиняться как старшему в семье. И хотя Борис становится предметом великой страсти Катерины, полюбившей его именно потому, что внешне он так отличается от окружающих, все-таки прав Добролюбов, сказавший об этом герое, что он должен быть отнесен к обстановке.

В известном смысле так можно сказать и обо всех остальных персонажах пьесы, начиная с Дикого и кончая Кудряшом и Варварой. Все они яркие и живые. Однако композиционно в центр пьесы выдвинуты два героя: Катерина и Кабаниха, представляющие собой как бы два полюса калиновского мира.

Образ Катерины, несомненно, соотнесен с образом Кабанихи. Обе они максималистки, обе никогда не примирятся с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Обе, наконец, верят одинаково, религия их сурова и беспощадна, греху нет прощения, и о милосердии они обе не вспоминают.

Только Кабаниха вся прикована к земле, все ее силы направлены на удержание, собирание, отстаивание уклада, она - блюститель окостеневшей формы патриархального мира. Кабаниха воспринимает жизнь как церемониал, и ей не просто не нужно, но и страшно подумать о давно исчезнувшем духе этой формы. А Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв.

Островский показал, что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характер поразительной красоты и силы, вера которого – истинно калиновская – все же основана на любви, на свободной мечте о справедливости, красоте, какой-то высшей правде.

Для общей концепции пьесы очень важно, что Катерина появилась не откуда-то из просторов другой жизни, другого исторического времени (ведь патриархальный Калинов и современная ему Москва, где кипит суета, или железная дорога, о которой рассказывает Феклуша, - это разное историческое время), а родилась и сформировалась в таких же «калиновских» условиях.

Катерина живет в эпоху, когда сам дух патриархальной морали – гармония между отдельным человеком и нравственными представлениями среды – исчез и окостеневшие формы отношений держатся только на насилии и принуждении. Ее чуткая душа уловила это. Выслушав рассказ невестки о жизни до замужества, Варвара удивленно восклицает: «Да ведь и у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», - роняет Катерина.

Все семейные отношения в доме Кабановых являются, в сущности, полным попранием сути патриархальной морали. Дети охотно выражают свою покорность, выслушивают наставления, нисколько не придавая им значения, и потихоньку нарушают все эти заповеди и наказы. «А, по-моему, делай что хочешь. Только бы шито да крыто было», - говорит Варя

Муж Катерины в перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано: «ее сын». Таково, действительно, положение Тихона в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Тихон по-своему знаменует конец патриархального уклада.

Молодежь Калинова уже не хочет придерживаться старинных порядков в быту. Однако Тихону, Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и, в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжек гнет старших, но они научились обходить его, каждый сообразно своему характеру. Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они постоянно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.

Тихон ни в коей мере не соответствует роли мужа в патриархальной семье: быть властелином и в то же время опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины нетакое, какое она должна питать к нему по ее собственным представлениям.

Для Тихона вырваться из-под опеки матери на волю – значит удариться в загул, запить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, Тихон готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество за нее сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.