Тест на знание героя нашего времени. Контрольная работа по повести "Бела", "Максим Максимыч" тест по литературе (9 класс) на тему. Где Печорин впервые увидел Бэлу

Тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

Наконец рассвело. Нервы мои успокоились. Я посмотрелся в зер­кало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окруженные коричневою те­нью, блистали гордо и неумолимо. Я остался доволен собою.
Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне. Погружа­ясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и ду­шевные силы мои возвращались. Я вышел из ванны свеж и бодр, как будто собирался на бал. После этого говорите, что душа не зависит от тела!..
Возвратясь, я нашел у себя доктора. На нем были серые рейтузы, архалук и черкесская шапка. Я расхохотался, увидев эту маленькую фигурку под огромной косматой шапкой: у него лицо вовсе не воин­ственное, а в этот раз оно было еще длиннее обыкновенного.
— Отчего вы так печальны, доктор? — сказал я ему. — Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам еще неизвестной, — и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете надо мною сделать теперь несколько важных физиологических на­блюдений… Ожидание насильственной смерти не есть ли уже на­стоящая болезнь?
Эта мысль поразила доктора, и он развеселился.
Мы сели верхом; Вернер уцепился за поводья обеими руками, и мы пустились, — мигом проскакали мимо крепости через слободку и въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьем, через который нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась.
Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он зо­лотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густо­лиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню -в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любо­пытно всматриваться каждую росинку, трепещущую на широком ли­стке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь все становился уже, утесы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной. Мы ехали молча.
— Написали ли вы свое завещание? — вдруг спросил Вернер.
— Нет.
— А если будете убиты? ..
— Наследники отыщутся сами.
— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..
Я покачал головой.

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Как называется литературное направление, отражающее законо­мерности жизни, взаимосвязь человека и среды, к которому при­надлежит произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни»?

2. От чьего лица ведется повествование в представленном фрагменте?

3. Какое событие последует непосредственно после описанного в дан­ном эпизоде?

4. Как называется прием психологизма, заключающийся в изобра­жении внешности героя литературного произведения?

Я посмотрелся в зеркало; тусклая бледность покрывала лицо мое, хранившее следы мучительной бессонницы; но глаза, хотя окружен­ные коричневою тенью, блистали гордо и неумолимо…

5. Как называется разговор двух действующих лиц в литературном произведении, завершающий приведенный фрагмент?

Задания с развернутым ответом

6.

7.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Укажите жанр данного произведения?

2. Как называется глава, из которой взят фрагмент?

3. Какой герой появится в тексте непосредственно после описанного в данном эпизоде?

4. Как называется описание природы в литературном произведении, отражающее душевное состояние героя?

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказа­лось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умираю­щей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томле­ние…

5. Укажите название художественного определения, обладающего особой выразительностью: миллионы радужных лучей, в дымную даль, непроницаемою стеной.

Задания с развернутым ответом

6. Какова роль доктора Вернера в приведенном фрагменте и в произ­ведении в целом?

7. Какова роль картин природы в приведенном фрагменте?

8. Сопоставьте фрагменты из произведений М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А.С. Пушкина «Цыганы». Чем различаются картины природы и их роль в этих произведениях?

Фрагмент произведения А.С. Пушкина «Цыганы»

Алеко спит. В его уме
Виденье смутное играет;
Он, с криком пробудясь во тьме,
Ревниво руку простирает;
Но обробелая рука
Покровы хладные хватает —
Его подруга далека…
Он с трепетом привстал и внемлет…
Все тихо — страх его объемлет,
По нем текут и жар и хлад;
Встает он, из шатра выходит,
Вокруг телег, ужасен, бродит;
Спокойно все; поля молчат;
Темно; луна зашла в туманы,
Чуть брезжит звезд неверный свет,
Чуть по росе приметный след
Ведет за дальные курганы:
Нетерпеливо он идет,
Ку да зловещий след ведет.

Могила на краю дороги
Вдали белеет перед ним…
Туда слабеющие ноги
Влачит, предчувствием томим,
Дрожат уста, дрожат колени,
Идет… и вдруг… иль это сон?
Вдруг видит близкие две тени
И близкой шепот слышит он —
Над обесславленной могилой.

Ответы на тест по литературе Герой нашего времени (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. реализм
2. Печорин
3. дуэль
4. портрет
5. диалог
2 вариант
1. роман
2. Княжна Мери
3. Грушницкий
4. пейзаж
5. эпитет

1. Кто рассказывает историю Бэлы и Печорина?
а) сам Печорин;
б) повествователь;
в) Максим Максимыч.

2. Действие повести «Бэла» происходит»:
а) в Пятигорске;
б) в Крыму;
в) на Кавказе.

3. Печорина звали:
а) Григорий Александрович;
б) Александр Григорьевич;
в) Григорий Алексеевич.

4. Сколько лет Печорину:
а) 20; б) 25; в) 30.

5. Какого цвета были волосы Печорина?
а) чёрные;
б) белокурые;
в) рыжие.

6. Какая черта характерна для взгляда Печорина?
а) проницательный и тяжелый;
б) гордый и заносчивый;
в) решительный и властвующий.

7. Национальность Бэлы:
а) грузинка;
б) осетинка;
в) черкешенка.

8. Что просил Азамат у Казбича в обмен на младшую сестру:
а) шашку; б) кинжал; в) коня.

9. Как погибла Бэла:
а) застрелил Казбич; б) зарезал кинжалом Казбич;
в) бросилась в реку; г) застрелил Печорин.

10. Куда ехал Печорин, когда в последний раз встретил Максим Максимыча:
а) в Персию;
б) в Турцию;
в) в Россию.

11. Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

а) интерьер
б) пейзаж

в) деталь

12. Назовите средство художественной выразительности «бахрома снегов»
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение.

М.Ю. Лермонтов. «Бэла». «Максим Максимыч».

Эталоны ответов

Контрольный тест «Герой нашего времени»

А. рассказ; В. быль;

Б. роман; Г. повесть.

А. «Княжна Мери»

Б. «Тамань»

В. «Бела»

Г. «Фаталист»

Е. «Максим Максимыч»

А. «Княжна Мери»

Б. «Тамань»

В. «Бела»

Г. «Фаталист»

Д. Предисловие к журналу Печорина

Е. «Максим Максимыч»


А. Максима Максимыча;

Б. М.Ю. Лермонтова;

В. Веры;

7

А. Казбич; В. Карагёз;

Б. Азамат; Г. Черкес.

8

А. никому – наследники отыщутся сами; В. Максиму Максимычу;

9

А. из зависти к Грушницкому;

Г. из-за «удовольствия от подчинения его воли всего, что его окружает», от желания «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха»,..- для «торжества его власти».

10. Выберете мнение Печорина:

11

Б. литературные труды;

В. спокойную семейную жизнь;

Г. приобретение друзей.

12 героем своего времени.

Контрольный тест ОТВЕТЫ

1.Определите жанр изученного произведения.

А. рассказ; В. быль;

Б. роман; Г. повесть.

2.Расставьте главы в сюжетном порядке: 3. ...в хронологическом (фабульном) порядке:

А. «Княжна Мери»

Б. «Тамань»

В. «Бела»

Г. «Фаталист»

Д. Предисловие к журналу Печорина

Е. «Максим Максимыч»

А. «Княжна Мери»

Б. «Тамань»

В. «Бела»

Г. «Фаталист»

Д. Предисловие к журналу Печорина

Е. «Максим Максимыч»


4. Какая характеристика внешности не относится к Печорину?

А. «Несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке»;

Б. «Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год»;

В. «Глаза его не смеялись, когда он смеялся…это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском…»;

Г. «В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность».

5. С чьих слов мы знакомимся с портретом Печорина?

А. Максима Максимыча;

Б. М.Ю. Лермонтова;

В. Веры;

6. Какая из характеристик относится к Печорину?

А. «…Человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист,… а вместе с тем поэт… на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов»;

Б. «Он довольно остёр,… однако никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»;

В. «Бывало, по целым часам слова от него не добьёшься, зато уж иногда как начнёт рассказывать, так животики надорвёшь от смеха… Да-с, с большими странностями, и должно быть, богатый человек…»;

Г. «Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казачками он вовсе не волочился».

7. Как звали коня, на которого Печорин выменял Бэлу?

А. Казбич; В. Карагёз;

Б. Азамат; Г. Черкес.

8. Кому завещает Печорин своё состояние перед дуэлью?

А. никому – наследники отыщутся сами; В. Максиму Максимычу;

Б. доктору Вернеру; Г. любимой женщине.

9. Зачем Печорин добивался любви княжны Мэри?

А. из зависти к Грушницкому;

Б. из-за «истинной, бесконечной страсти» к Мэри;

В. она «казалась непобедимой красавицей»;

Г. из-за «удовольствия от подчинения его воли всего, что его окружает», от желания «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха»,..- для «торжества его власти».

10. Выберете мнение Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что...

А. в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе»;

Б. я ничем не жертвовал для тех, кого любил; я любил для себя, для собственного удовольствия»;

В. я никогда не делался рабом любимой женщины»;

Г. как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! – моё сердце превращается в камень».

11. Какое средство Печорин предполагает в будущем использовать от пустоты своей жизни?

А. путешествие в Америку, Аравию или даже в Индию;

Б. литературные труды;

В. спокойную семейную жизнь;

Г. приобретение друзей.

12 . Согласны ли вы с М.Ю. Лермонтовым, называющим Печорина героем своего времени.

Приведите несколько аргументов.

Тест по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1. Кто является героем «своего времени» в романе?

а) Казбич б) Максим Максимыч

в) Вернер г) Печорин

Ответ :

2. Как звали Печорина?

а) Максим Григорьевич б) Александр Григорьевич

в) Григорий Александрович г) Максим Максимыч

Ответ :

3. Кто рассказывает историю Бэлы?

в) Печорин г) Максим Максимыч

Ответ :

4. Кого из героев романа критик так охарактеризовал?

«…Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце…»

а) Максим Максимыч б) Вулич

в) Казбич г) Печорин

Ответ :

5. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?

«…он из тех людей, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим…»

а) Максим Максимыч б) Грушницкий

в) Вернер г) Вулич

Ответ :

6. Определите тему романа «Герой нашего времени»

а) жизнь светского общества

б) жизнь военных на Кавказе

в) тема взаимодействия личности, общества и судьбы

г) тема взаимодействия незаурядной личности с «водяным обществом»

Ответ :

7. Роман «Герой нашего времени»

а) романтический

б) сентиментальный

в) нравственно – психологический

г) детективный

Ответ :

8. Зачем Лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?

а) чтобы разнообразить повествование

б) чтобы выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени

в) чтобы показать развитие героя, его эволюцию

г) всё вышеперечисленное

Ответ :

9.Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе

а) Вулича

б) Грушницкого

в) Максима Максимыча

г) Доктора Вернера

Ответ :

10. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»

а) проблема положительного героя

б) проблема любви и дружбы

в) проблема современного поколения

г) проблема отцов и детей

Ответ :

11. Кому принадлежат данные слова?

«У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была

только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»?

а) Печорину б) Грушницкому в) Вернеру

Ответ :

12. Кто из героев романа умер по дороге из Персии?

А) Грушницкий б) Печорин в) Вернер г) Вулич

Ответ :

13. В какой из повестей романа «Герой нашего времени» звучит песня?

Уж не тронь ты, злое море,
Мою лодочку.
Везет моя лодочка
Вещи драгоценны,
Правит ею в темну ночь
Буйная головушка.


а) «Бэла»
б) «Княжна Мери»
в) «Тамань»
г) «Фаталист»

Ответ :

14. Что понял Печорин после расставания с Верой?

а) что она была единственной женщиной, которая заставила биться его сердце;
б) что он никогда ее не любил;
в) что женитьба на ней помогла бы ему избавиться от одиночества и скуки.

Ответ :

15. Чем является роман «Герой нашего времени» (по авторскому определению)?

а) историей любви;

б) историей жизни;

в) историей души человеческой

Ответ :

Ответы: 13 в

14 а

15 в

Класс делится на 4 команды, каждая из которых имеет на руках текст романа “Герой нашего времени”. Если цитирование происходит по памяти, команде присуждается 2 балла, если по тексту – 1 балл. Оценивается точность и быстрота ответов. О готовности к ответу сигнализирует поднятая вверх красная карточка.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841 г.г.)

1. О каком романе Лермонтова Гоголь сказал, что “никто ещё не писал у нас такой правильной, прекрасной и благоуханной прозой ”, а Лев Толстой отметил, что роман произвел на него “ очень большое впечатление ”?
2. Как определил жанр своего романа “Герой нашего времени” сам автор?
3. Каким было первоначальное заглавие романа?
4. Кого из литературных героев Лермонтова Герцен назвал “младшим братом Онегина”?
5. Какое реальное историческое лицо выведено в “Бэле”?
6. Какие народные песни звучат в “Бэле” и “Тамани” и кто их поёт?
7. Место действия “Княжны Мери”?
8. С чьей исповедью сравнивает Лермонтов “Журнал Печорина”?
9. Кто и где произносит фразу: “История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...”?
10. В каких ролях видит себя Печорин: “Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль... или... ”, “сколько раз я играл роль... в руках судьбы”?
11. “Я ехал на перекладных из Тифлиса...”, “ Я однако ж не позабыл подметить, где поставили наших лошадей, знаете, для непредвидимого случая”, “Раз, – это было за Тереком, – я ездил с абреками отбивать русские табуны...”, “Вчера я приехал в Пятигорск...”. Кто эти “я”?
12. Признавал ли Печорин равенство в дружбе?
13. Что он предсказал Вуличу? Сбылось ли это предсказание?
14. “После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом?” После чего? И сделался ли Печорин фаталистом?
15. Кто о ком говорит: “...никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства...”?
16. В романе “Герой нашего времени” часто используется приём подслушивания: “Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова”, “Я тихонько подошёл сзади, чтобы подслушать их разговор”, “Я слез и подкрался к окну: неплотно притворённый ставень позволил мне видеть пирующих и расслышать их слова”, “Судьба вторично доставила мне случай подслушать разговор, который должен был решить его участь”. Кого и что подслушивают герои?
17.Какой офицер в романе М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” напоминает капитана Миронова из “Капитанской дочки” А.С.Пушкина?
18. Назовите лермонтовские сравнения: “Воздух чист и свеж, как... ”, “Как…брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как... едва сам не пошел ко дну”.

Ответы на вопросы.

1. Роман “Герой нашего времени”.
2. “Сочинение”, “цепь повестей”.
3. “Один из героев начала века”.
4. Печорина.
5. Казбич – вождь горцев, воевавших против русских.
6. Черкесскую песню “Много красавиц в аулах у нас...” поет Казбич, русскую “Как по вольной волюшке...” – девушка в “Тамани”.
7. Пятигорск.
8. С “Исповедью” Ж.-Ж.Руссо.
9. Автор-повествователь в “Предисловии” к “Журналу Печорина”.
10. “...палача или предателя”, “...топора”.
11. Автор, Максим Максимыч, Казбич, Печорин.
12. Нет. “Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся...”.
13. “Вы нынче умрёте” – и ночью он был зарезан пьяным казаком.
14. После трех испытаний судьбы – пари Вулича, его гибели и захвата убийцы живым. Но “Я люблю сомневаться во всем” – Печорин не стал фаталистом.
15. Вера о Печорине в письме к нему.
16. Максим Максимыч – разговор Казбича и Азамата, Печорин – Грушницкого и княжны Мери, заговор против себя офицеров, хвастовство Грушницкого о ночном приключении с участием Печорина.
17. Штабс – капитан Максим Максимыч.
18. “...поцелуй ребенка”, “...камень” (дважды).

Чей это портрет? (По роману “Герой нашего времени”.)

1. “ … Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре”.
2. “Из-за полуопущенных ресниц они [глаза] сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражения жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный”.
3. “... Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль”.
4. “На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду”.
5. “…был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей”.
6. “У нее такие бархатные глаза – именно бархатные, я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах: нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках …”.
7. “И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу”.
8. “Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка…”.

1. Казбич.
2. Григорий Александрович Печорин.
3. Грушницкий.
4. Максим Максимыч.
5. Доктор Вернер.
6. Княжна Мери.
7. Бэла.
8. Вера.

Кто из героев романа “Герой нашего времени”…

1. “…ходил на кабана один на один”, а иной раз ветер “ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет”?
2. “… при встрече с противником “махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза”?
3. “…ужасно падок был на деньги”?
4. “…хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку…”.
5. “…не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей…”.
6. “…трепал рукою по гладкой шее своего скакуна, давая ему разные нежные названья”.
7. “…читает Байрона по-английски и знает алгебру”.
8. “…был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных и семейных тайн; …страсть к игре”.

1. Печорин.
2. Грушницкий.
3. Азамат.
4. Максим Максимыч.
5. Янко.
6. Казбич.
7. Княжна Мери.
8. Вулич.

Кто сказал о Лермонтове:

1. “… И через всю жизнь пронесем мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого ”.
2. “Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова”.
3. “Вот в ком было это вечное, сильное искание истины”.
4. “Уже недалёко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем”.

1. И.Андроников.
2. А.П.Чехов.
3. Л.Н.Толстой.
4. В.Г.Белинский.