Только чистые вещества содержатся в наборе. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Все существующие предметы, жидкости и газы представляют собой чистые вещества и смеси. Не зная, что они такое, очень легко их спутать. Как же отличить одно от другого? Давайте разбираться.

От элементов к веществу

В настоящий момент в мире известно 118 химических элементов. Они обладают своими названиями и химическими символами, которые обозначаются латинскими буквами. Каждый из них представляет один вид атомов, которые обладают определенным количеством электронов, расположенных в строгом порядке.

Элементы - это своеобразные строительные материалы. Их можно сравнить с кирпичами: соприкасаясь, они формируют стены, а то и целое здание. Так, соединяясь друг с другом, атомы одного элемента могут «построить» простое вещество (кислород O 2 , водород H 2 , азот N 2 и т.д.). Сложное, в свою очередь, образуется от слияния разных элементов (вода H 2 O, аммиак NH 3 и т.д.).

И в том, и в другом случае они являются чистыми веществами. Почему? Потому что соединение происходит при помощи химических реакций. При этом может выделяться или поглощаться энергия.

Что такое смесь?

Смесь тоже состоит из двух или более различных компонентов. Но её составляющими частями являются не отдельные элементы, а вещества (могут быть и сложными, и простыми). Смеси бывают гетерогенные и гомогенные.

Первые понять гораздо проще. В них компоненты смешиваются чисто механически и спокойно отделяются друг от друга фильтрацией, магнитом, отстаиванием и другими методами. Гетерогенные смеси неоднородны, а их компоненты целиком сохраняют индивидуальные свойства.

Примером такого образования может служить добавление речного песка в воду. Они не смогут смешаться и образовать новое вещество, и легко отделяются, если использовать сито.

Гомогенные смеси образуют однородное на первый взгляд вещество. Они представляют собой газы, твердые или жидкие растворы. Их компоненты тоже сохраняют первичные свойства, но не могут быть отделены механическим способом. Для их разделения используют более изощренные методы: перегонку, кристаллизацию, сорбцию (поглощение), экстракцию (растворение одного компонента) т. д.

Типичная гомогенная смесь - это воздух. Он состоит из различных газов, крупинок пыли, капель воды. Морская вода тоже не является чистым веществом. Кроме собственно воды, в ней содержатся соли металлов (натрия, хлора, калия и других).

Отличия смеси от веществ

Порой смеси и чистые вещества очень просто перепутать. Например, латунь обладает металлическими свойствами и внешне напоминает какой-нибудь металл. Однако она является сплавом, который состоит из меди, цинка и других компонентов (часто это бывает олово, никель, свинец, железо).

В чем же разница? Главным отличием является то, что вещество - это полностью однородное образование. Разделить его составные части можно, только используя химические реакции. Свойства чистого вещества отличаются от свойств его компонентов по-отдельности, оно является новой структурой и приобретает иные качества.

Кроме того, вещество обладает постоянным составом. Существует даже специальный реестр с перечнем всех известных структур. Смесь, наоборот, не обладает четким составом. В той же латуни может быть меньше никеля, и больше другого металла, но это все равно латунь. В чай, например, можно добавить больше или меньше сахара, но чаем он от этого быть не перестанет. Если же из молекулы чистой воды H 2 O убрать кислород (O), то это будет не вода, а молекула водорода - бесцветного газа.

Особо чистое вещество

В природе чаще встречаются смеси, чем вещества. Так, в земной коре залегает множество минералов, металлических руд и газов, но чистыми их назвать сложно. Большинство из них содержат примеси.

Для промышленного производства они, как правило, не подходят. Поэтому их очищают и отделяют друг от друга всевозможными способами. Вещества, которые содержат настолько небольшой процент примесей, что они не могут повлиять на его свойства, называют ультрачистыми или особо чистыми. Их получают при помощи очень тщательной очистки. Так, для создания полупроводников нужно максимально однородное вещество, поэтому от примесей избавляют не только материал для него, но и воздух в помещении, где его производят.

Каждое вещество обладает присущим только ему набором свойств, однако эти свойства являются вполне определенными только для отдельно взятого индивидуального вещества, не смешанного с другими веществами. Поэтому необходимо отличать чистые вещества от смесей веществ.

ЧИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

Физические и химические свойства постоянны, если вещество является чистым.

Примерами практически чистых веществ могут служить некоторые металлы, у которых содержание примесей не превышает нескольких сотых или тысячных долей процента по массе. Например, медь с чистотой 99,99 % или слитки золота, в которых его содержание выражается цифрами 99,999 %. Это означает, что на 100 000 атомов металла приходится лишь 1 другой атом.

Чистыми называют вещества, не содержащие примесей других веществ. Любое чистое вещество обладает присущим только ему набором свойств. Постоянство свойств является признаком чистоты вещества.

СМЕСИ ВЕЩЕСТВ

В природе вещества почти никогда не встречаются в чистом виде. Одни вещества смешаны вместе с другими образуют смеси.

Если смесь почти целиком состоит из одного вещества, то ее обычно называют так же, как и само это вещество. Примеры смесей, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни, даны на рисунке.

Можно заметить, что эти смеси состоят из нескольких составных частей — компонентов.

Минералы - смесь нескольких веществ

Молоко - неоднородная смесь

РАЗДЕЛЕНИЕ СМЕСЕЙ

Чистые вещества встречаются редко, например, в химических лабораториях, в аптеке, на химических предприятиях (примеры чистых веществ - на рисунке).


Чтобы их получить, необходимо научиться разделять смеси и выделять каждое вещество в отдельности. Для этого существуют различные методы разделения смесей.

РАЗДЕЛЕНИЕ НЕОДНОРОДНЫХ СМЕСЕЙ

Один из самых простых методов разделения — отстаивание . Этот метод основан на различной плотности компонентов смеси и может быть использован для разделения неоднородных смесей двух жидких веществ (например, бензин — вода), жидкого и твердого вещества (например, песок — вода).

Такой метод, как фильтрование , основан на способности некоторых пористых материалов задерживать частицы, размер которых больше размера пор данного материала. С помощью фильтрования можно разделить неоднородные смеси твердого и жидкого веществ (мел — вода, глина — вода).

Разделение смесей различных веществ, с помощью отстаивания и фильтрования

РАЗДЕЛЕНИЕ ОДНОРОДНЫХ СМЕСЕЙ

- Выпаривание . Метод основан на различии температур кипения компонентов смеси и может быть использован для разделения однородных смесей твердых и жидких веществ (соль — вода, сахар — вода). Метод выпаривания обычно используется тогда, когда из однородной смеси твердого и жидкого веществ необходимо выделить только твердое вещество.

Выпаривание. Выпаривание соли на соляном озере

- Дистилляция (или перегонка) основан на разности температур кипения компонентов смеси. Чаще всего дистилляцию применяют для разделения однородных смесей нескольких жидких компонентов или твердого и жидкого компонентов. В отличие от метода выпаривания дистилляцию применяют для выделения из смеси всех компонентов. В химических лабораториях с помощью этого метода получают дистиллированную воду, не содержащую растворенных солей. В странах Ближнего Востока этот метод широко используется для получения питьевой воды из морской.


Лабораторная установка для перегонки жидкостей

Итак, сегодня мы узнали:

Чистыми называют вещества, которые не содержат примесей других веществ;

Чистое вещество обладает постоянными свойствами, по которым его можно отличить от других веществ;

Смеси бывают однородные и неоднородные;

Выделить вещества из неоднородной смеси можно с помощью отстаивания и фильтрования;

Выделить вещества из однородной смеси можно с помощью выпаривания и дистилляции.

Пройти тест по параграфу

I. Новый материал

При подготовке урока использованы материалы автора: Н.К.Черемисиной,

учителя химии средней школы № 43

(г. Калининград),

Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхает воздух , а это смесь газов (азота, кислорода и других), выдыхаем углекислый газ . Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьём молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира , и не только: здесь еще есть молочный белок казеин , минеральные соли , витамины и даже сахар, но не тот, с которым пьют чай, а особый, молочный - лактоза . Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ - здесь и сахар , и яблочная кислота , и витамины ... Когда прожеванные кусочки яблока попадают в желудок, на них начинают действовать пищеварительные соки человека, которые помогают усваивать все вкусные и полезные вещества не только яблока, но и любой другой пищи. Мы не только живем среди химических веществ, но и сами из них состоим. Каждый человек - его кожа, мышцы, кровь, зубы, кости, волосы построены из химических веществ, как дом из кирпичей. Азот, кислород, сахар, витамины – вещества природного, естественного происхождения. Стекло , резина , сталь – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ). И стекло, и резина - искусственного происхождения, в природе их не было. Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.

Чем же отличаются чистые вещества от смесей веществ?

Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами). Только чистая дистиллированная вода имеет tпл = 0 °С, tкип= 100 °С, не имеет вкуса. Морская вода замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, вкус у нее горько-соленый. Вода Черного моря замерзает при более низкой, а закипает при более высокой температуре, чем вода Балтийского моря. Почему? Дело в том, что в морской воде содержатся другие вещества, например растворенные соли, т.е. она представляет собой смесь различных веществ, состав которой меняется в широких пределах, свойства же смеси не являются постоянными. Определение понятия «смесь» было дано в XVII в. английским ученым Робертом Бойлем : «Смесь – целостная система, состоящая из разнородных компонентов».

Сравнительная характеристика смеси и чистого вещества

Признаки сравнения

Чистое вещество

Смесь

Состав

Постоянный

Непостоянный

Вещества

Одно и то же

Различные

Физические свойства

Постоянные

Непостоянные

Изменение энергии при образовании

Происходит

Не происходит

Разделение

С помощью химических реакций

Физическими методами

Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду.

Классификация смесей показана в таблице:

Приведём примеры суспензий (речной песок + вода), эмульсий (растительное масло + вода) и растворов (воздух в колбе, поваренная соль + вода, разменная монета: алюминий + медь или никель + медь).

В суспензиях видны частицы твердого вещества, в эмульсиях – капельки жидкости, такие смеси называются неоднородными (гетерогенными), а в растворах компоненты не различимы, они являются однородными (гомогенными) смесями.

Способы разделения смесей

В природе вещества существуют в виде смесей. Для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нужны чистые вещества.

Для очистки веществ применяются различные способы разделения смесей

Эти способы основаны на различиях в физических свойствах компонентов смеси.

Рассмотрим способы разделения гетерогенных и гомогенных смесей .

Пример смеси

Способ разделения

Суспензия – смесь речного песка с водой

Отстаивание

Разделение отстаиванием основано на различных плотностях веществ. Более тяжелый песок оседает на дно. Так же можно разделить и эмульсию: отделить нефть или растительное масло от воды. В лаборатории это можно сделать с помощью делительной воронки. Нефть или растительное масло образует верхний, более легкий слой . В результате отстаивания выпадает роса из тумана, осаждается сажа из дыма, отстаиваются сливки в молоке.

Разделение смеси воды и растительного масла отстаиванием

Смесь песка и поваренной соли в воде

Фильтрование

На чем основано разделение гетерогенных смесей с помощью фильтрования ?На различной растворимости веществ в воде и на различных размерах частиц. Через поры фильтра проходят лишь соизмеримые с ними частицы веществ, в то время как более крупные частицы задерживаются на фильтре. Так можно разделить гетерогенную смесь поваренной соли и речного песка . В качестве фильтров можно использовать различные пористые вещества: вату, уголь, обожженную глину, прессованное стекло и другие. Способ фильтрования – это основа работы бытовой техники, например пылесосов. Его используют хирурги – марлевые повязки; буровики и рабочие элеваторов – респираторные маски. С помощью чайного ситечка для фильтрования чаинок Остапу Бендеру – герою произведения Ильфа и Петрова – удалось забрать один из стульев у Эллочки Людоедки («Двенадцать стульев»).

Смесь порошка железа и серы

Действие магнитом или водой

Порошок железа притягивался магнитом, а порошок серы – нет .

Несмачивающийся порошок серы всплывал на поверхность воды, а тяжелый смачивающийся порошок железа оседал на дно .

Разделение смеси серы и железа с помощью магнита и воды

Раствор соли в воде – гомогенная смесь

Выпаривание или кристаллизация

Вода испаряется, а в фарфоровой чашке остаются кристаллы соли. При выпаривании воды из озер Эльтон и Баскунчак получают поваренную соль. Этот способ разделения основан на различии в температурах кипения растворителя и растворенного вещества.Если вещество, например сахар, разлагается при нагревании, то воду испаряют неполностью – упаривают раствор, а затем из насыщенного раствора осаждают кристаллы сахара.Иногда требуется очистить от примесей растворители с меньшей температурой кипения, например воду от соли. В этом случае пары вещества необходимо собрать и затем сконденсировать при охлаждении. Такой способ разделения гомогенной смеси называется дистилляцией, или перегонкой . В специальных приборах – дистилляторах получают дистиллированную воду , которую используют для нужд фармакологии, лабораторий, систем охлаждения автомобилей . В домашних условиях можно сконструировать такой дистиллятор:

Если же разделять смесь спирта и воды, то первым будет отгоняться (собираться в пробирке-приемнике) спирт с t кип = 78 °С, а в пробирке останется вода. Перегонка используется для получения бензина, керосина, газойля из нефти.

Разделение однородных смесей

Особым методом разделения компонентов, основанным на различной поглощаемости их определенным веществом, является хроматография .

Дома вы можете проделать следующий опыт. Подвесьте полоску из фильтровальной бумаги над сосудом с красными чернилами, погружая в них лишь конец полоски. Раствор впитывается бумагой и поднимается по ней. Но граница подъема краски отстает от границы подъема воды. Так происходит разделение двух веществ: воды и красящего вещества в чернилах.

С помощью хроматографии русский ботаник М. С. Цвет впервые выделил хлорофилл из зеленых частей растений. В промышленности и лабораториях вместо фильтровальной бумаги для хроматографии используют крахмал, уголь, известняк, оксид алюминия. А всегда ли требуются вещества с одинаковой степенью очистки?

Для различных целей необходимы вещества с различной степенью очистки. Воду для приготовления пищи достаточно отстоять для удаления примесей и хлора, используемого для ее обеззараживания. Воду для питья нужно предварительно прокипятить. А в химических лабораториях для приготовления растворов и проведения опытов, в медицине необходима дистиллированная вода, максимально очищенная от растворенных в ней веществ. Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности .

Прочитайте стихотворение Л. Мартынова «Дистиллированная вода»:

Вода
Благоволила
Литься!
Она
Блистала
Столь чиста,
Что ни напиться,
Ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз,
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало
Чистой –
Дистиллированной воде!

Применение дистиллированной воды

II. Задания для закрепления

1) Поработайте с тренажёрами №1-4 (необходимо загрузить тренажёр, он откроется в браузере Internet Explorer)

РАЗДЕЛ И. ОБЩАЯ ХИМИЯ

6. Смеси веществ. Растворы

6.2. Смеси, их типы, названия, состав, методы разделения

Смеси - это совокупность различных веществ, из которых может складываться одно физическое тело. Каждое вещество, что содержится в смеси, называют компонентом. При смешивании новое вещество не возникает. Все вещества, которые входят в состав смеси, сохраняют присущие им свойства. Но физические свойства смеси, как правило, отличаются от физических свойств отдельных компонентов. Смеси бывают однородными и неоднородными.

Однородные (гомогенные) смеси - это смеси, в которых компоненты смешаны на молекулярном уровне (однофазный материал); их невозможно обнаружить при рассматривании невооруженным глазом и даже при использовании мощных оптических приборов. Например, водные растворы сахара, поваренной соли, спирта, уксусной кислоты, металлические сплавы, воздух.

Неоднородные (гетерогенные) смеси формируют так называемые дисперсные системы. Они образуются при смешивании двух и более веществ, которые не растворяются друг в друге (не образуют однородных систем) и не реагируют химически. Компоненты дисперсных систем называют дисперсионным средой и дисперсной фазой; между ними существует поверхность раздела.

По размеру частиц дисперсной фазы системы разделяют на:

Грубодисперсные (> 10 -5 м);

Мікрогетерогенні (10 -7 -10 -5 м);

Ультрамікрогетерогенні (10 -9 -10 -7 м), или золи (коллоидные системы) 1 .

Если частицы дисперсной фазы имеют одинаковый размер, системы называют монодисперсними; если разный - полідисперсними (таковыми являются практически все природные системы). В зависимости от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, различают такие простые дисперсные системы:

Дисперсная фаза

Дисперсионную среду

Обозначения

Название

Пример

газообразная

газообразное

г/г

не образуется*

жидкое

г/г

газовая эмульсия,пена

морская, мыльная пена

твердое

г/т

пористое тело (твердая пена)**

пемза, активированный уголь

жидкая

газообразное

г/г

аэрозоль

облака, туман

жидкое

г/г

эмульсия

молоко, нефть

твердое

р/т

капиллярные системы

поролоновая губка, пропитанная водой

твердая

газообразное

т/г

аэрозоль

дым, песчаная буря

жидкое

т/г

суспензия, золь, взвесь

паста, взвесь глины в воде

твердое

т/т

твердая гетерогенная система

горные породы, бетон, сплавы

* Газы образуют однородные смеси (газообразные растворы).

** Пористые тела по размеру полостей разделяют на:

Микропористые (2 нм);

Лезопористі (2-50 нм);

Макропористые (> 50 нм).

Смеси разделяют с помощью физических методов. Для разделения неоднородных смесей используют отстаивание, фильтрование, флотацию и иногда действие магнита.

Отстаивание

Для разделения смеси, содержащей твердые нерастворимые в воде частицы или нерастворимые друг в друге жидкости. Твердые нерастворимые Частицы или капли жидкости оседают на дно сосуда или всплывают на поверхность смеси. С помощью делительной воронки разделяют жидкости, которые не смешиваются

глина и вода; медные опилки, опилки и вода; масло и вода

Фильтрация

Для разделения смеси растворимых и нерастворимых в растворителе веществ. Твердые нерастворимые частицы остаются на фильтре

вода + песок; вода + опилки

Флотация

Для разделения смесей веществ с разными показателями смачиваемости

Обогащение полезных ископаемых

Действие магнита

Для разделения смесей, содержащих железо или другие металлы (Ni , Co ), которые притягиваются магнитом (ферромагнетики)

железо + сера; железо + песок

Для разделения однородных смесей используют выпаривание и перегонку (дистилляцию).

_____________________________________________________________

1 Если размеры частиц дисперсной фазы не превышают размеров молекул или ионов (до 1 нм), такие системы называют истинными растворами.


Тема. Чистые вещества и смеси.

Цели по содержанию:

Образовательная:

    сформировать понятие о чистом веществе и смеси.

Развивающая:

    сформировать умения распознавать чистые вещества и смеси;

    сформировать умения составлять план действий разделения смесей веществ;

    сформировать умения разделять смеси фильтрованием, действием магнита.

    ознакомить с понятием адсорбция, отстаивание, декантация.

Воспитательная:

    способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, адекватной оценке своей деятельности.

Ожидаемый результат : Каждый ученик должен четко представлять понятия «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексия деятельности.

Методы обучения: проблемный.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная.

Средства обучения:

    Химия «Вводный курс» – учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриеляна – М., Дрофа, 2006.

    Презентация в MS Power Point.

    Демонстрационный эксперимент:

    • Разделение смеси фильтрованием;

      Разделение смеси действием магнита.

Оборудование и вещества: Компьютер, проектор.

    Разделение смеси нерастворимого в воде вещества и растворителя (растворимого вещества): Лабораторный штатив с кольцом, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба или стакан химический.

Ход урока

А) Мотивационно-ориентировочный этап.

I. Организационный момент.

Приветствие, выявление эмоционального настроения у учащихся.

Что такое массовая доля растворенного вещества (это отношение растворенного вещества к массе раствора ).

В чем измеряется массовая доля (в процентах )

Где можно и нужно использовать знания о приготовлении растворов?

В каких областях народного хозяйства можно использовать растворы и

Какие вам известны профессий в данных отраслях?

В домашних условиях (подкормка комнатных цветов, использование правильного количества чистящих веществ)

В пищевой промышленности (повара, технологи )

В сельском хозяйстве (агрономы рассчитывают удобрения для выращивания растений)

В аптеках ( фармакологи )

В медицине ( очень важны медсестры, потому что они занимаются разведением лекарств, и врачи, потому что они назначают лекарства )

В строительстве (маляр, штукатур , множество строительных смесей, разведение клея )

II. Подготовка к восприятию нового материала. Объявление темы.

Беседой выясним вопросы :

? Как выдумаете растворы, полученные при смешивании соли и воды, сахара и воды это чистые вещества?

? А знаете ли Вы какую воду называют дистиллированной? (чистую ), а что представляет собой морская вода? (смесь веществ ).

А теперь давай те запишем тему сегодняшнего занятия: «Чистые вещества и смеси»

? А что Вы хотели бы узнать по данной теме? Какие бы цели Вы поставили перед собой на сегодняшнем занятии?

Цели урока обсуждаются с учащимися и как результат совместных действий.

Выяснить:

    Какое вещество считают чистым.

    Что такое смесь?

    Какие бывают смеси?

    Какими способами можно разделить смеси?

Б) Операционно-исполнительный этап.

1. Объяснение нового материала.

а) Чистое вещество.

А теперь приступим к реализации поставленных целей.

Учитель демонстрирует слайд и поясняет условия эксперимента (в двух сосудах нагревали до кипения дистиллированную и морскую воду). Через определенное время измеряли температуры кипения в этих сосудах.

Ученики обсуждают результаты эксперимента. Сам собой напрашивается вопрос-проблема , которую озвучивает учитель, «Почему у морской воды t кип не постоянная в разные промежутки времени, по сравнению с t кип дистиллированной воды».

Учащиеся делают вывод, что соленость морской воды влияет на t кип . С помощью учителя формулируется определение «Чистым веществом называется такое вещество, у которого постоянные физические свойства (температуры кипения, температуры плавления, плотность).

Демонстрируется слайд

Ребята записывают в листе учёта знаний выводы.

Учитель дополняет , что в чистом веществе могут содержаться примеси, если в незначительных количествах, то они не влияют на физические и химические свойства. Пример чистого вещества – дистиллированная вода.

б) Смеси и их классификация .

Учитель предлагает ученикам рассмотреть смеси, находящиеся на демонстрационном столе (раствор поваренной соли, речной песок и вода, смесь опилок и кнопок, смесь порошка серы и железных опилок, морская вода), и примеры смесей, представленные на слайде.

Далее ребята дают определение смеси , как комбинации их нескольких веществ, находящихся в непосредственном контакте друг с другом . Эта формулировка появляется на слайде.

Учащиеся фиксируют содержание слайда в листе учёта знаний.

Учитель дополняет, что в природе нет абсолютно чистых веществ. Вещества встречаются преимущественно в виде смесей. Он рассказывает о воздухе, как смеси, которая состоит из газов – азота, кислорода, аргона и др.

А можем ли мы различить эти газы в воздухе нашего класса? (нет).

(Демонстрируется слайд «Состав воздуха», на который можно перейти по гиперссылке Воздух предыдущего слайда. По окончании рассказа, щелчок на стрелочку слева внизу переместит на слайд «Классификация смесей»).

А почему? ( т.к. это бесцветные, газообразные вещества . Они одинаковы по агрегатному состоянию.)

Далее педагог обращает внимание учащихся на то что, неоднородными называются смеси, в которых невооруженным глазом или при помощи микроскопа видны частицы веществ, составляющих смесь.

Однородными называют смеси, в которых нельзя заметить частицы веществ, входящих в смесь (даже при помощи микроскопа).

Учащиеся выполняют задание: приводят примеры однородных и неоднородных смесей из общего списка смесей. (см. выше). Проверка выполненных заданий.

Дополнительный материал рассказывает учитель, если позволяет время на занятии . [Для научных исследований и промышленности, в основном требуются чистые вещества. Некоторые примеси даже в небольших количествах способны сильно поменять свойства веществ. Например, в полупроводниковой технике применяют сверхчистые вещества, где примеси составляют всего 1 атом на миллион атомов основного элемента (Si, Ge). Превышение нормы ведет к резкому ухудшению полупроводниковых свойств этих веществ. В то же время необходимо выделить, что невозможно получить абсолютно чистое вещество, т.к. любое чистое вещество содержит хотя ничтожное малое количество примесей.]

в) Основные способы разделения смеси.

А теперь поговорим о способах разделения смесей в зависимости от вида смеси.

Демонстрация схемы способов очистки смесей в зависимости от вида смеси.

«Разделение смеси серы с железом»

Демонстрация способов разделения смесей: фильтрования, отстаивания, действия магнитом.

Работа с текстом 8-10 мин

Какая информация для вас знакома, вы слышали о ней, использовали ее в своей жизни (информация о активированном угле, использование в медицине, какие профессии вам известны; противогазы используют пожарные, военные, ученые)

В) Оценочно-рефлексивный этап.

Рефлексивный тест :

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в жизни.

    На уроке было над чем подумать.

    На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

    На уроке я поработал(а) добросовестно.

После выполнения теста учитель просит поднять руки тех учащихся, у которых поставлено в тесте 5 плюсов, затем тех, у которых 4 и 3 плюса.

Или в качестве рефлексии – беседа по вопросам:

А) Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Б) Что запомнилось?
В) Что понравилось, а что не удалось, на ваш взгляд?

Дз: параграф 12,16, привести примеры различных неоднородных смесей и способы их разделения

1. Что такое чистые вещества?

Чистые вещества – вещества, которые имеют постоянный качественный и количественный состав.
Смеси –
это многокомпонентные системы, в которых свойства веществ сохраняются.
Неоднородные смеси –
это гетерогенные системы, в которых обнаруживается поверхность раздела фаз.
Однородные смеси –
это гомогенные системы, в которых невооружённым глазом поверхность раздела фаз не обнаруживается.

2. Чем смеси отличаются от чистых веществ?
В смеси свойства компонентов сохраняются, состав смеси непостоянен.

3. Подчеркните названия чистых веществ: сталь, алюминий , кока-кола, кислород, спиртовой раствор иода, поваренная соль , морская вода, воздух, железо , почва, дистиллированная вода .

4. Чтобы выявить свойства вещества, нужно брать для исследования чистые вещества, потому что смеси, т.е. компоненты смесей, будут мешать исследованию.

5. Зачем нужно разделение смесей?
Для того, чтобы получить чистые вещества.

6. На чем основано разделение смесей?
На различных химических свойствах их компонентов.

7. Метод фильтрования основан на выделении веществ из неоднородной смеси, образованной растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

8. Метод отстаивания основан на различии в плотностях веществ, смешанных с водой.

9. Метод выпаривания основан на разных температурах кипения компонентов смеси, выделяют таким образом вещества из гомогенной смеси.

10. Метод дистилляции (перегонки) основан на разделении однородных смесей путём испарения летучих жидкостей с последующей конденсацией их паров.

11. Метод кристаллизации основан на частичном упаривании воды, при охлаждении растворённое вещество выделяется в виде кристаллов.

12. Метод хроматографии основан на различном поглощении разделяемых веществ поверхностью другого вещества.

13. В сахарный песок случайно попали древесные опилки. Опишите способ, которым можно очистить сахар от примесей.

1) растворить в воде;
2) отфильтровать – отделить опилки;
3)выпарить – на дне чашки останется сахар.

14. Опишите способ, которым можно разделить смесь, состоящую из речного песка, древесных опилок и поваренной соли.

1) растворить в воде – соль растворится, а песок, как более тяжёлый осядет на дне;
2) отфильтровать опилки;
3) выпарить воду – на дне чашки останется поваренная соль.

15. При исследовании образца воды было выявлено, что в воде содержатся нерастворимые частички твердого вещества (предположительно древесные стружки), несмешивающаяся с водой жидкость (возможно масло). Образец имеет неприятный запах и неестественный цвет, кроме того, содержит растворенную соль. Как очистить такую воду? Опишите последовательность операций.

1) отделить воду от масла делительной воронкой – отделится масло;
2) отфильтровать – отделятся древесные стружки;
3) выпарить – на дне чашки останется соль, которая была растворена в воде.

Тема: Разделение смесей

Цель:

1) построение знаний о чистых веществах и смесях;

2) формирование знаний о способах разделения смесей;

3) отработка практических умений и навыков разделения смесей

Ход урока:

1. Стадия вызова

Учитель наливает в стакан воду из-под крана.

- Скажите, что у меня в стакане? (вода)

- Мы можем, эту воду использовать для изучения свойств воды? (Нет, она не чистая)

- Что в воде находится еще? (Ответы детей: хлорка, соли, ржавчина)

- Значит в стакане не просто вода?

- Как мы можем назвать, то, что находится в стакане? (смесь)

- Какие смеси вам известны из вашего жизненного опыта?

- Значит для того, чтобы изучать свойства вещества нужно его очистить.

- Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (варианты предлагают учащиеся)

2. Стадия содержания

Смеси: однородные и неоднородные

Попробуйте дать определение этим смесям.
- Существуют разные способы очистки веществ. Сегодня я предлагаю вам, познакомится с некоторыми из них. (Сократовский диалог – все -1-2-3-4-все)

Способы очистки веществ: Фильтрование 1 с. 86 - 87 Адсорбция 2 с. 87 - 88 Дистилляция 3 с. 89-90 Кристаллизация 4 с 90-91

Давайте все вместе зададим вопросы, на которые постараемся найти ответы, используя вопросительные слова:

Что такое?

Какие?

Каким Образом?

На каких?

Где?

(работа в группе, совместное обсуждение точности вопросов)

В группе разделите номера с 1 по 4.

Каждый из вас отвечает за свой способ разделения смеси, после завершения работы с текстом вы должны ответить на вопросы своим партнерам по группе.
(хранитель времени, сигнальные карточки, колокольчик.)

Наш лаборант случайно в баночку с медным купоросом высыпала песок. Сможем ли мы, помочь разделить эту смесь.
Каким образом обсудите в группе, и предложите план разделения смеси.

1. Растворить смесь в воде.

2. Профильтровать.

3. Выпарить.

(Инструктаж ТБ, уточнение деталей работы)

3. Стадия рефлексии

Оформление практической работы в тетради по плану:
1. Что делали?

2. Что наблюдали?

3. Рисунок.

4. Вывод.

Фильтрованием можно …