Толкование евангелия от луки глава 14. Толкование нового завета феофилактом болгарским. Взаимные отношения Евангелий

Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? И не могли отвечать Ему на это. Господь хотя знал развращение фарисеев, однако ж, входил в дом их; входил потому, что заботился о пользе их душ. Ибо они, если желали, могли бы получить себе пользу то от слов Его и учения, то от проявления знамений. Поэтому, когда предстал на средину "страждущий водяною болезнью", Господь смотрел не на то, чтоб не соблазнить их, но на то, чтобы оказать благодеяние нуждающемуся в исцелении. Ибо там, где предстоит очень много пользы, нам не должно заботиться о тех, кои безумно соблазняются. Господь обличает неразумие тех, кои намеревались упрекнуть Его; поэтому и спрашивает, позволительно ли лечить в субботу, или нет. Не явно ли Он позорит их как безумных? Ибо тогда, как Сам Бог благословил субботу, они возбраняют делать добро в оную и таким образом делают ее проклятой. Ибо не благословен тот день, в который не совершают никакого доброго дела. Но они, поняв, к чему клонится вопрос, умолчали. Тогда Иисус творит Свое дело и чрез прикосновение исцеляет больного человека. Потом этим поступком пристыжает и фарисеев, говоря им как бы так: если Закон воспретил миловать в субботу, то неужели ты не попечешься о сыне, подвергшемся бедствию в субботу? И что говорю о сыне? Неужели ты оставишь вола без помощи, если увидишь его в беде? Как же не безумно подстерегать за исцелением в субботу человека, страждущего водянкой? - Водянкой страждет и всякий, кто от распутной и беспечной жизни страшно заболел душой и нуждается во Христе. Таковый будет исцелен, если предстанет пред Христом. Ибо кто постоянно содержит в мысли, что он пред Богом и Бог видит его, тот будет грешить сколь можно меньше.

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Видишь ли, каковы вечери (ужины) Христовы, как они обращаются на пользу душ, а не на пресыщение чрева? Ибо, смотри, уврачевал Он страждущего водянкой, научил фарисеев тому, что творить добро в субботу есть благое дело. Потом, когда увидел, что они делают шум из-за сидения в передних местах, врачует и эту страсть, происходящую не от малой причины, но от великой и неудобоизбежной, то есть от тщеславия. И никто не считай учение о сем маловажным и недостойным величия Божия. Ибо ты отнюдь не можешь назвать человеколюбивым врачом того, кто лечить подагру и какую ни есть важную болезнь обещается, а ушиба пальца или зубной боли лечить не берется. Потом, как считать маловажной страсть тщеславия, когда она во всех отношениях беспокоит любящих садиться на передних местах? Итак, нужно было Учителю, Начальнику и Совершителю смирения, - Христу, нужно было пересечь всякую ветвь этого злого корня - тщеславия. Прими, пожалуй, во внимание и то. Если бы теперь не время стола было и Господь заговорил бы о сем, оставив речь о прочем, то могли бы Его упрекнуть: а теперь, когда время было ужина и когда страсть к первенству мучила несчастных в глазах Спасителя, Его увещание весьма благовременно. Смотри с другой стороны и на то, от какого посмеяния освобождает Он человека и как научает его благоприличию. Ибо сколько стыда в том случае, если ты займешь место, тебе неприличное, а потом придет кто-нибудь почетнее тебя, и звавший тебя скажет: "уступи ему место!" А это (может случиться) часто. И ты сам должен будешь уступить, а те сядут выше. Напротив, сколь похвально то, когда достойный первого места в начале сядет ниже других, а потом окажется председательствующим, так что все уступают ему первенство. Ужели же тебе кажется маловажным такое убеждение Господа, которое предписывает высочайшую из добродетелей - смирение, поселяет оное в душах слушателей и покорного ему приводит к благоприличию? Тому же учил впоследствии и ученик Христов Павел: "все, - говорит, - должно быть благопристойно и чинно" (1 Кор. 14, 40). Как же это будет? "Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Флп. 2, 4). Видишь ли, ученик проповедует то же, что и Учитель? - Как разуметь слова: "всякий возвышающий сам себя унижен будет"? Ибо многие, сами себя возвышающие в жизни сей, наслаждаются честью. Будет унижен означает то, что кто в мире сем пользуется большой честью, тот жалок и низок пред Богом. Притом таковой бывает в чести не до конца и не у всех, но сколько одни уважают его, столько же другие поносят, может быть и из тех самых, кои уважают его. Итак, это изречение истины справедливо. И всякий недостойный высокого места, но присвояющий оное себе, будет унижен и пред Богом во время последнего суда, хотя бы в сей жизни был и выше всех. - По природе же всякий человек недостоин возвышения. Поэтому пусть никто не возвышает себя, чтобы не быть униженным до крайности.

Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздается тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! На ужине было два разряда возлежащих - звавшие и званые. Господь прежде обратился с увещанием к званым, научил их спасительному смиренномудрию и предложил им пищу неизысканную, а потом воздает почесть позвавшему Его и отплачивает за угощение увещанием, чтобы он не делал угощений из-за какого-нибудь людского благоволения и ожидал тотчас воздаяния. Ибо малодушные, приглашая друзей или родных, делают это в видах скорой благодарности, и если не получают оной, то приходят в досаду. А великодушные, терпя до будущей жизни, получают вознаграждение от Того, Кто поистине богат (Еф. 2, 4. 7). - Господь, говоря сие, отклоняет нас торговать дружелюбием. А некто, услышав сие и подумав, что Бог почтит и угостит праведников чувственными яствами, сказал: "блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием". Вероятно, он не был духовен, чтоб понять, то есть водился человеческими размышлениями. Ибо душевный человек таков, что ничему сверхъестественному не верит, ибо обо всем судит по законам природы. Бывают три состояния в человеке: плотское, душевное и духовное. "Плотское" - когда кто желает наслаждаться удовольствиями и радоваться, хотя бы это сопряжено было с причинением зла другим. Таковы все любостяжательные. "Душевное" состояние - когда кто не желает ни вредить, ни вреда получить. Такова жизнь по закону природы. Ибо это внушает нам и сама природа. А "духовное" состояние - когда кто ради добра согласен даже потерпеть вред и оскорбление. Первое состояние близко к природе, среднее - сообразно с природой, а третье - выше природы. Всякий, кто мыслит о человеческом и не может понять ничего сверхъестественного, называется душевным (1 Кор. 2, 14), так как он водится душой и духом. Но когда кто водится духом и не живет уже сам, но живет в нем Христос (Гал. 2, 20), тот духовен, тот возвысился над природой. Итак, подумавший, что воздаяние святым будет чувственное, был душевен, так как не мог понять ничего сверхъестественного.

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. Так как возлежавший с Господом сказал: "блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием", то Господь довольно пространно научает его, как мы должны разуметь угощение Божие, и произносит настоящую притчу, называя человеком Своего человеколюбивого Отца. Ибо в Писании, когда делается намек на силу Божию наказующую, Бог именуется львом и медведицей (по церковно-славянски - пантерой, барсом) (Ос. 13, 7-8); а когда имеется в виду обозначить какое-либо действие человеколюбия Его, тогда Бог представляется в лице человека (Лк. 15, 11-24), подобно как и в настоящем месте. - Поскольку притча говорит о человеколюбивейшем домостроительстве, которое Бог совершил в нас, сделав нас причастниками Плоти Сына Своего, то и назван Он человеком. Это домостроительство названо "большим ужином". "Ужином" названо потому, что Господь пришел в последние времена и как бы при "ужине" века, а "великим ужином" - потому, что тайна спасения нашего беспрекословно велика (1 Тим. 3, 16). "И когда наступило время ужина, послал раба своего". Кто этот раб? Сын Божий, который принял образ раба, соделавшись Человеком (Флп. 2, 7), и о Котором как Человеке, говорится, что Он послан. Обрати внимание на то, что не просто сказано "раба", но "того" раба, который в собственном смысле благоугодил Богу по человечеству и хорошо послужил. Ибо не только как о Сыне и Боге, благоугодном Отцу, но и как о Человеке, который Один только Сам безгрешно покорился всем определениям и заповедям Отца и исполнил всякую правду (Мф. 3, 15), говорится о Нем, что Он послужил Богу и Отцу. Почему рабом Божиим в собственном смысле Он только Один и может быть назван. - Послан Он "когда наступило время ужина", то есть в определенное и благоприличное время. Ибо для спасения нашего не другое какое время было благоприличнейшим, как время царствования Августа кесаря, когда злоба взошла на самый верх и ей нужно было пасть. Как врачи оставляют гнойную и дурную болезнь дотоле, пока она выточит всю дурную влагу, а потом уже прикладывают и лекарства, так нужно было, чтоб и грех обнаружил все свойственные ему виды, а потом, чтоб великий Врач положил лекарство. Поэтому-то Господь допустил диаволу исполнить меру злобы и потом, воплотившись, уврачевал всякий вид злобы совершенно святой Своей жизнью. Он послал "в год", то есть в настоящее и приличное время, как и Давид говорит: "Препояшь по бедру мечом Твоим и красотою Твоею" (Пс. 44, 4). Меч, без сомнения, есть Слово Божие. Бедром означается рождение во плоти, которое совершилось при зрелости плода, то есть в надлежащее время. - Послан был "сказать званым". Кто сии званые? Может быть, и все люди, так как Бог всех призывал к познанию Себя то чрез благоустройство видимых вещей, то чрез закон естественный, а может быть, по преимуществу израильтяне, которые были призваны чрез Закон и пророков. К ним, к овцам дома Израилева, по преимуществу послан был Господь (Мф. 15, 24). - Он говорит: "идите, ибо уже все готово". Ибо Господь всем благовествовал: близко Царствие Небесное (Мф. 4, 17), и оно внутри вас (Лк, 17, 21). А они "начали все извиняться", то есть как бы сговорясь за одно. Ибо все начальники иудейские отказались иметь Иисуса Царем, и потому не удостоились (вкусить) вечери, кто по любви к богатству, кто по любви к удовольствиям. Ибо под теми, из которых один купил землю, а другой - пять пар волов, можно разуметь пристрастных к богатству, а под женившимся - сластолюбца. Если хочешь, пожалуй, разумей под купившим землю того, кто по мудрости мирской не принимает таинства (спасения). Ибо поле есть мир сей и вообще природа, а кто смотрит только на природу, тот не принимает сверхъестественного. Итак, фарисей, быть может, заглядевшись на землю, то есть наблюдая только законы природы, не принял того, что Дева родила Бога, так как это выше природы. Да и все хвалящиеся внешней мудростью из-за сей земли, то есть из привязанности к природе, не признали Иисуса, обновившего природу. Под купившим пять пар Волов и испытывающим их можно разуметь и человека, привязанного к веществу, который пять чувств душевных совокупил с телесными и душу сделал плотью. Поэтому, как занятый земным, он не хочет участвовать в духовной вечери. Ибо и премудрый говорит: "Как может сделаться мудрым тот, кто правит плугом" (Сир. 38, 25). А под отпадающим из-за жены можно разуметь пристрастного к удовольствиям, который, пристав к плоти, союзнице души, и будучи с ней одно, как совокупившийся с ней, не может угодить Богу. Можешь все это разуметь и буквально; ибо мы отпадаем от Бога как из-за пары волов, так и из-за женитьбы, когда привязываемся к ним, на них исстрачиваем всю жизнь, из-за них трудимся даже до крови, а Божественного ничего, ни мысли, ни изречения, не помыслим, не исследуем.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. Начальники иудейские были отвергнуты, и никто из них не уверовал во Христа, как и сами они хвалились своей злобой. Когда, - говорили они, - "уверовал ли в Него кто из начальников" (Ин. 7, 48)? Итак, эти законники и книжники, как сказал пророк, объюродевше отпадоша благодати, а простодушные из иудеев, которые уподобляются хромым и слепым, и увеченным, "незнатное мира и уничиженное" (1 Кор. 1, 27-28), были призваны. Ибо народ дивился словам благодати, исходившим из уст Иисусовых (Лк. 4, 22), и радовался о учении Его. Но после того как вошли израильтяне, то есть избранные из них, которых Бог предназначил к славе Своей (Рим. 8, 29-30), каковы были: Петр, сыны Зеведеевы и прочее множество уверовавших, - после того благодать Божия излилась и на язычников. Ибо в находящихся на "дорогах" и "переулках" можно разуметь язычников. Израильтяне были внутри города, так как они приняли законоположение и наследовали городской образ жизни. А язычники, будучи чужды заветов и отчуждены законоположения Христова, и не будучи согражданами святых (Кол. 1, 21. 12; Еф. 2, 12. 3), проводили жизнь не на одной дороге, но на многих "дорогах" беззакония и невежества, и в "изгородях", то есть в грехах; ибо грех есть большая изгородь и средостение, отделяющее нас от Бога (Ис. 59, 2). Словом "на дорогах" намекается на скотоподобную и разделенную на многие мнения жизнь язычников, а словом "в переулках" указывается на жизнь их во грехах. - Не просто повелевает позвать сих (находящихся по дорогам и по изгородям), но понудить, хотя вера есть дело произвола каждого. Для того сказал он: понуди, чтобы мы познали, что уверование язычников, находившихся в глубоком неведении, есть знамение великой силы Божией. Ибо если бы немного было силы у Проповедуемого и невелика была истина учения, то как люди, служащие идолам и совершающие постыдные дела, могли бы убедиться, вдруг познать истинного Бога и совершать духовную жизнь? Желая указать на чудность сего обращения, и назвал оное понуждением. Как бы кто сказал: язычники и не желали оставить идолов и чувственных наслаждений, однако ж, истиной проповеди принуждены были оставить их. Или иначе: сила знамений составляла великое побуждение обратиться к вере во Христа. - Вечеря сия приготовляется ежедневно, и все мы призываемся в Царство, которое Бог уготовал людям еще прежде создания мира (Мф. 25, 34). Но мы не удостаиваемся оного, одни по любопытству мудрости, другие по любви к вещественному, иные по любви к плоти. А человеколюбие Божие дарует сие Царство другим грешникам, которые слепы разумными очами, не понимают, что есть воля Божия, или и понимают, но хромы и неподвижны к исполнению оной, и нищи, как лишившиеся небесной славы, и увеченные, как не обнаруживающие в себе непорочной жизни. К сим-то грешникам, блуждающим по широким и пространным путям греха, Отец Небесный посылает с приглашением на вечерю Сына Своего, который стал рабом по плоти, пришел позвать не праведников, но грешников (Мф. 9, 13), и обильно угощает их вместо тех разумных и богатых, и угождающих плоти. На многих Он посылает болезни и бедствия, и через то невольно заставляет отказаться от такой жизни, по судьбам, по каким Сам знает, и приводит их на Свою вечерю, обращая в побуждение для них наведение бедствий. Примеров сему много. - В более простом смысле, притча научает нас подавать лучше нищим и увечным, чем богатым. К чему Господь убеждал несколько выше, к тому самому, кажется, сказал и притчу сию, уверяя оною еще более, что угощать должно нищих. Научаемся (сей притчей) еще и другому, именно: что мы должны быть так усердны и щедры на принятие братьев (меньших), что должны убеждать их к участию в наших благах и тогда, когда они не желают. В этом для учителей сильное внушение, чтобы они наставляли учеников своих должному и тогда, когда сии не желают.

С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником. Поскольку из ходящих за Иисусом многие следовали не со всем усердием и самоотвержением, но имели очень холодное расположение, то Он, научая, каков должен быть ученик Его, высказывает Свои мысли о сем, как бы изображает и живописует его, утверждая, что он должен ненавидеть не только близких ему совне, но и душу свою. Смотри же, в простоте своей и неопытности не соблазнись сим изречением. Ибо Человеколюбец не бесчеловечию учит, не самоубийство внушает, но хочет, чтобы искренний Его ученик ненавидел своих родных тогда, когда они препятствуют ему в деле богопочитания и когда он при отношениях к ним находит затруднения в совершении добра. Напротив, когда они не препятствуют сему, Он учит даже почитать их до последнего издыхания. И как учит? Самым лучшим учением, то есть собственными делами. Ибо Он повиновался Иосифу (Лк. 2, 51), несмотря на то, что сей не был отцом Его в собственном смысле, но мнимым. И о Матери Своей Он всегда имел большое попечение, так что и вися на кресте, Он не забыл Ее, но поручил возлюбленному ученику Своему (Ин. 19, 26-27). Как же Он, одному уча на деле иное будет внушать на словах? Нет, как я сказал. Он заповедует нам ненавидеть родителей тогда, когда они угрожают опасностью богопочтению. Ибо тогда они уже не родители, не родные, когда противодействуют нам в столь полезном деле. Утверждаемое нами видно и из того, что заповедуется ненавидеть душу свою. Ибо этой заповедью, без сомнения, повелевается не убивать себя, но оставлять душевные пожелания, отлучающие нас от Бога, и не заботиться о душе (жизни), если предстоять будет мучение, лишь бы предлежало вечное приобретение. А что Господь сему научает, а не самоубийству, это Сам же Он показывает, во-первых, тем, что, когда диавол, искушая Его, предлагал Ему броситься вниз с кровли церковной, Он отверг искушение (Мф. 4, 5-7), и, во-вторых, тем, что Он не предавал Себя иудеям (каждый раз), но удалялся и, проходя посреди их, укрывался от убийц (Лк. 4, 30). Итак, кому родные вредят в деле богопочтения, и он, однако ж, с удовольствием продолжает расположение к ним, ставит оное выше благоугождения Богу, а иногда из любви к жизни, в случае угрозы мучения, склоняется к отречению от веры, - тот не может быть учеником Христовым.

Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Притчей о башне Господь научает нас, чтобы мы, однажды решившись следовать за Ним, сохранили сие самое намерение и не полагали одного только основания, то есть следовать начали бы, а до конца не последовали, как неимеющие достаточного приготовления и усердия. Таковы были те, о коих евангелист Иоанн говорит; "многие из учеников Его отошли от Него" (Ин. 6, 66). И всякий человек, решившийся творить добродетель, но недостигший до Божественного знания, поскольку начал добродетель несовершенно и неразумно, строит несовершенно, так как не может достигнуть башни высокого знания. Почему и бывает посмешищем смотрящих на него людей и бесов. И иначе: под основанием можешь разуметь слово учительское. Ибо слово учителя, рассуждающее, например, о воздержании, брошенное на душу ученика, подобно основанию. На этом слове, как на основании, нужно и "построение", то есть совершение дел, чтобы "башня", то есть добродетель, которую мы вознамерились творить, была окончена у нас, и притом была крепка пред лицом неприятеля. А что слово есть основание, а дело - построение, сему довольно научает нас апостол, когда говорит: "Я положил основание", Иисуса Христа, "а другой строит" (1 Кор. 3, 10), и далее перечисляет различные построения (ст. 12-15), то есть совершение дел или добрых, или злых. Итак, будем бояться, чтобы не стали над нами бесы смеяться, о которых пророк говорит: "дети (славянское - ругатели) будут господствовать над ними" (Ис. 3. 4), то есть отверженными от Бога.

Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит! И эта притча научает нас не раздвояться душой, не пригвождаться к плоти и прилепляться к Богу, но, если имеем намерение вести войну против лукавых сил, наступать на них как на врагов и самым делом противоборствовать им. - Царем бывает и грех, царствующий в смертном нашем теле (Рим. 6, 12), когда мы допускаем его. Царем же создан и ум наш. Поэтому, если он намерен восстать против греха, должен воевать против него всей дутой, ибо воины его сильны и страшны, и кажутся больше и многочисленнее нас; поскольку воины греха суть бесы, которые против наших десяти тысяч направляют, по-видимому, двадцатитысячное число. Они же, будучи бестелесны и состязаясь с нами, живущими в теле, имеют, по-видимому, большую силу. Однако ж мы можем бороться против них, хотя они кажутся и сильнее нас. Ибо сказано: "С Богом мы окажем силу" (Пс. 59, 14) и "Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое" (Пс. 26, 1. 3). Притом же Бог, воплотившийся ради нас, дал нам власть наступать на всю силу вражью (Лк. 10, 19). Поэтому мы, хотя и во плоти, однако ж, имеем оружие не плотское (2 Кор. 10, 3-4). Хотя по причине телесности мы составляем, по-видимому, десять тысяч против их двадцати тысяч, по причине бестелесной их природы, однако ж мы должны говорить: "Господь Бог - сила моя" (Авв. 3, 19)! И никогда не должны примиряться с грехом, то есть порабощаться страстям, но с особенной силой противостоять им и должны возыметь непримиримую ненависть к ним, не желая ничего страстного в мире, но оставляя все. Ибо тот не может быть Христовым учеником, кто оставляет не все, но имеет расположение к чему-нибудь в мире душевредному. - Ученик Христов должен быть "солью", то есть должен быть не только сам в себе добр и непричастен злобе, но и другим сообщать доброту. Ибо такова соль. Она, сама оставаясь неповрежденной и свободной от гниения, предохраняет от гниения и другое, чему передает это свойство. Но если соль потеряет свою природную силу, она не бывает ни на что полезна, не годится ни в землю, ни в навоз. Слова сии имеют такой смысл: Я желаю, чтоб всякий христианин был полезен и силен назидать, не только тот, кому вверено дарование учительства, каковы были апостолы, учители и пастыри, но Я требую, чтоб и сами миряне были плодоносны и полезны для ближних. Если же имеющий служить на пользу другим сам будет негоден и выйдет из состояния, приличного христианину, то он не в состоянии будет ни принести пользы, ни получить пользы. "Ни в землю, - сказано, - ни в навоз не годится". Словом "земля" делается намек на получение пользы, а словом "навоз" (гной) - на доставление пользы. Поэтому, как не служащий на пользу, не получающий пользы, он должен быть отвергнут и выброшен вон. - Поскольку же речь была темна и приточна, то Господь, возбуждая слушателей, чтоб они сказанное Им не приняли просто о соли, сказал: "кто имеет уши слышать, да слышит", то есть имеющий ум да разумеет. Ибо под "ушами" здесь должно разуметь чувственную силу души и способность к разумению. Итак, всякий из нас верующих есть соль, получивший сие свойство от Божественных слов и от благодати свыше. А что благодать есть соль, слушай (апостола) Павла: "Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью" (Кол. 4, 6), так что слово, когда оно без благодати, может быть названо бессолым. Итак, если мы будем пренебрегать сим свойством Божественных слов и не будем принимать оного в себя, и не освоимся с ним, тогда мы будем глупы и неразумны, и соль наша поистине потеряла силу, как неимеющая свойства небесной благодати.

б. Иисус - о том, что многие язычники и отверженные войдут в Царство (14:1-24)

В этом разделе продолжается мысль, выраженная в 13:22-35, однако, - под другим углом зрения. Здесь внимание привлекается не к тем, кто не войдут в Царство, а к тем, кто войдут в него. Вопреки мнению Своих слушателей, Иисус прямо говорит, что многие из презираемых евреями, а также язычники составят значительную часть обитателей Царства Божиего.

Лук. 14:1-6 . Случалось Ему я субботу придти я дом одного из начальников фарисейских и вкусить хлеба… я вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью, т. е. водянкой. Возможно, этого человека специально пригласили в дом фарисея, чтобы посмотреть, что станет делать при виде его Иисус. И Он тотчас же взял инициативу в свои руки и спросил у находившихся в доме: позволительно ли врачевать в субботу? Хозяин дома и его гости молчали. Тогда Иисус исцелил больного и отпустил его.

А затем снова обратился к присутствовавшим с вопросом: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тот час ли вытащит его и в субботу? Конечно, и от фарисеев не приходилось ждать на этот вопрос отрицательного ответа, но, хотя они молчали, вывод напрашивался сам собой: помочь страждущему человеку в субботу никак не возбраняется. Чудом, которое совершил, и словами, которые сказал при этом, Христос подготовил почву для обсуждения вопроса о том, могут ли люди церемониально нечистые наследовать Царство Божие.

Лук. 14:7-11 . Замечая же, как званные выбирали первые места, сказал им притчу. Чем ближе к хозяину пира занимал место гость, тем почетнее считалось оно. И, видимо, гости, входившие в дом, куда пригласили и Христа, старались сесть поближе к хозяину, возлежавшему во главе стола. Своею притчею Иисус хотел побудить их задуматься над духовными реалиями в свете Его проповеди о Царстве Божием.

Главная мысль этой притчи сформулирована в 11 стихе: Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Это перекликается со сказанным Иисусом ранее: "Последние будут первыми, и первые будут последними" (13:30). Фарисеи, рассчитывавшие занять важное положение в Царстве, будут унижены, отстраненные другими (14:9). Но если бы они смирили себя, то, возможно, были бы возвышены Богом (стих 10).

Лук. 14:12-14 . Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых… зови нищих, увечных, хромых, слепых, не могущих воздать тебе на земле. Поступающий так служит людям не корысти ради, но во славу Господу (сравните Матф. 6:1-18; Иак. 1:26-27).

Такой человек приобретает себе сокровища на небе (Матф. 6:20), он - "в Бога богатеет" (Лук. 12:21). В форму притчи Господь облекает здесь ту мысль, что дорожащие признанием на земле лишаются права на обретение небесной награды, которая есть истинное воздаяние; приходит же оно не в этой временной жизни, но в воскресение праведных.

Лук. 14:15-24 . (Матф. 22:1-10). В ответ на слова одного из гостей: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием (сказавший это подразумевал, что и сам он и прочие, приглашенные фарисеем, непременно "возлягут на пиру" в Царстве) - Иисус привел притчу о "большом ужине". И в ней Он дал им понять, что многие из народа израильского не войдут в Царство Божие, и что, вместо них, туда будут позваны люди, презираемые ими, включая и язычников.

Один человек сделал большой ужин и звал многих… Однако званные стали под разными предлогами отказываться от приглашения. Надо заметить, что, рассуждая по человечески, причины, которые они приводили, были уважительными: одному нужно было осмотреть во-время только что купленную землю (возможно, близилось время сева), другому - опробовать новых волов, третий предпочитал остаться дома с молодой женой…

Тогда разгневавшись хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых… В этом стихе (стих 21) Иисусом перечислены те, кто считались церемониально нечистыми, подобно человеку, только что исцеленному Им от водянки (стихи 2-4).

Когда же выяснилось, что на пиру еще есть место, хозяин повелел привести, как сказали бы теперь, людей с большой дороги и ночующих под заборами (стих 23). Это может быть символом как людей, наиболее презираемых обществом, так и язычников (последние как бы жили "вне города", т. е. вне израильского общества завета). Хозяин пира заявляет затем, что никто из званных первоначально не вкусит его ужина.

Эта притча об ужине, рассказанная во время трапезы, устроенной фарисеем, созвучна словам Христа об оставлении Им Иерусалима (13:34-35). Люди, которым первым было предложено Царствие Божие, отказались от него, и теперь весть о нем будет обращена к другим, включая и язычников. Ибо сколь убедительно ни звучали бы причины отказа "придти на пир" в ушах самих отказавшихся, отвержение Мессии и Царства Его ничем оправдано быть не может. Нет ничего важнее принятия "Божиего приглашения" - ведь от того, примет его человек или отвергнет, зависит его судьба в вечности.

в. Иисус - о приоритете и необходимости выбора, сопряженных с ученичеством (14:25-35)

Лук. 14:25-27 . Далее "картина повествования" перемешается в совершенно иные рамки: Иисус продолжает Свой путь в Иерусалим, и Его сопровождает множество народа. Впереди у Него - муки и смерть на кресте, и Ему важно, чтобы "идущие за Ним" до конца осознали, действительно ли хотят быть Его последователями. Как известно, первого страшного испытания не выдержали и самые близкие Его ученики: в тот момент, когда Учителя схватили в Гефсиманском саду, чтобы вести на суд, все они разбежались.

Желая подчеркнуть, перед каким нелегким выбором ставит людей принадлежность к Его ученикам, Христос прибегает к весьма сильным словам: Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а при том и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником. В буквальном смысле это нельзя понимать хотя бы потому, что ненависть к ближним явилась бы нарушением закона.

А поскольку Иисус Сам обличал тех, кто нарушают закон, Он не мог проповедовать действительную ненависть. Речь тут идет о приоритете любви и верности (сравните Матф. 10:37). Вставшие на путь ученичества в первую очередь должны любить Иисуса и Ему блюсти верность. По сравнению с этим, любовь к ближним и даже к собственной жизни должна отодвинуться "на второй план". (В "житейском контексте" вполне однако можно себе представить, что те, кто следуют за Христом, вопреки желанию своих близких, в их представлении "ненавидят" их.)

Относительно "несения креста своего" (14:27; сравните 9:23) может быть сказано следующее. Присужденных к распятию преступников или пленных римляне принуждали нести кресты их какую-то часть пути к месту казни. Несущий свой крест по городу как бы молчаливо признавал правоту римских властей, приговоривших его к смерти, и собственную неправоту. К образу несения креста учениками Иисус мог прибегнуть здесь и в смысле добровольной и публичной демонстрации ими, несущими крест страданий за Него, правоты и истинности Его учения.

Лук. 14:28-33 . На двух примерах Иисус показывает, что Его ученики должны хорошо обдумать силы свои и возможности и свою способность идти на жертвы - прежде чем последовать за Ним. Подобно человеку, задумавшему построить башню (стих 28:30), им следует, прежде чем "приступать к строительству", подсчитать имеющиеся у них "ресурсы", т. е. убедиться, что они готовы и смогут уплатить за ученичество ту цену, которая потребуется от них.

Второй пример касается царя, идущего на войну. Лучше ему заранее пожертвовать желанной победой, если чувствует, что не в состоянии одержать ее. Как ни трудно отказаться от того, к чему лежит сердце, именно этот принцип жертвенности является основополагающим в ученичестве. Известно, что многие из последователей Христа в Израиле приносили в жертву свое имущество и положение, сознавая, что нет на земле ничего ценнее, чем Его благовестие.

Лук. 14:34-35 . Свое поучение об ученичестве Господь завершает краткой притчей о соли, которая имеет свою ценность, пока сохраняет свои свойства. Но, потеряв силу, т. е. "соленость", она делается ни к чему непригодной. Это верно и по отношению к тем, кто следуют за Иисусом. Утратив обязательные свойства Его учеников, в частности, желание и способность страдать за Него, они уподобятся соли, переставшей быть соленой.

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.


Видишь ли, каковы вечери (ужины) Христовы, как они обращаются на пользу душ, а не на пресыщение чрева? Ибо, смотри, уврачевал Он страждущего водянкой, научил фарисеев тому, что творить добро в субботу есть благое дело. Потом, когда увидел, что они делают шум из-за сидения в передних местах, врачует и эту страсть, происходящую не от малой причины, но от великой и неудобоизбежной, то есть от тщеславия. И никто не считай учение о сем маловажным и недостойным величия Божия. Ибо ты отнюдь не можешь назвать человеколюбивым врачом того, кто лечить подагру и какую ни есть важную болезнь обещается, а ушиба пальца или зубной боли лечить не берется. Потом, как считать маловажной страсть тщеславия, когда она во всех отношениях беспокоит любящих садиться на передних местах? Итак, нужно было Учителю, Начальнику и Совершителю смирения, - Христу, нужно было пересечь всякую ветвь этого злого корня - тщеславия. Прими, пожалуй, во внимание и то. Если бы теперь не время стола было и Господь заговорил бы о сем, оставив речь о прочем, то могли бы Его упрекнуть: а теперь, когда время было ужина и когда страсть к первенству мучила несчастных в глазах Спасителя, Его увещание весьма благовременно. Смотри с другой стороны и на то, от какого посмеяния освобождает Он человека и как научает его благоприличию. Ибо сколько стыда в том случае, если ты займешь место, тебе неприличное, а потом придет кто-нибудь почетнее тебя, и звавший тебя скажет: "уступи ему место!" А это (может случиться) часто. И ты сам должен будешь уступить, а те сядут выше. Напротив, сколь похвально то, когда достойный первого места в начале сядет ниже других, а потом окажется председательствующим, так что все уступают ему первенство. Ужели же тебе кажется маловажным такое убеждение Господа, которое предписывает высочайшую из добродетелей - смирение, поселяет оное в душах слушателей и покорного ему приводит к благоприличию? Тому же учил впоследствии и ученик Христов Павел: "все, - говорит, - должно быть благопристойно и чинно" (1Кор.14:40). Как же это будет? "Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других" (Флп.2:4). Видишь ли, ученик проповедует то же, что и Учитель? - Как разуметь слова: "всякий возвышающий сам себя унижен будет"? Ибо многие, сами себя возвышающие в жизни сей, наслаждаются честью. Будет унижен означает то, что кто в мире сем пользуется большой честью, тот жалок и низок пред Богом. Притом таковой бывает в чести не до конца и не у всех, но сколько одни уважают его, столько же другие поносят, может быть и из тех самых, кои уважают его. Итак, это изречение истины справедливо. И всякий недостойный высокого места, но присвояющий оное себе, будет унижен и пред Богом во время последнего суда, хотя бы в сей жизни был и выше всех. - По природе же всякий человек недостоин возвышения. Поэтому пусть никто не возвышает себя, чтобы не быть униженным до крайности.


1–14. Христос на обеде у фарисея. – 15–24. Притча о великой вечере. – 25–35. О последовании Христу.

Лк.14:1. Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

Рассказ о пребывании Господа у одного фарисея находится только у евангелиста Луки.

«Из начальников фарисейских», т.е. из представителей фарисейства, какими были, например, Гиллел, Гамалиил.

«Вкусить хлеба» (см. Мф. 15:2).

«И они» (καὶ αὐτο...), т.е. они, фарисеи, со своей стороны.

«Наблюдали за Ним», т.е. ожидали случая обличить Его в нарушении субботы (ср. Мк. 3:2).

Лк.14:2. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

В доме фарисея неожиданно встретил Христа человек, страдавший водянкой. Он был гостем фарисея (ср. стих 4) и дожидался Христа, вероятно, при входе в дом. Не смея прямо обратиться к Нему за исцелением в субботу, он только взорами своими молил Христа обратить на него Свое милостивое внимание (Евфимий Зигавин).

Лк.14:3. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

«По сему случаю» – правильнее: отвечая (ἀποκριθείς), т.е. отвечая на невысказанную, но ясно слышимую для Него просьбу больного.

Лк.14:4. Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

На ясно поставленный Христом вопрос фарисеи молчали, потому что они были настолько разумны, что не могли ответить отрицательно, а согласиться с Христом им не хотелось. Тогда Господь, взяв больного к Себе или обняв его (ἐπιλαβόμενος – имеет именно такой смысл; в русском тексте неточно – «прикоснувшись»), исцелил и отпустил его домой.

Лк.14:5. При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

Лк.14:6. И не могли отвечать Ему на это.

Господь, подобно тому как ранее разъяснил необходимость исцеления скорченной женщины в субботу (Лк. 13:15), разъясняет теперь необходимость той помощи, которую Он только что оказал страдавшему водянкой. Если люди не стесняются вытащить и в субботу осла (согласно Тишендорфу – «сына», υἱός) или вола, попавших в колодезь, то – заключение это подразумевается – нужно было помочь и человеку, которого «заливала вода». И фарисеи опять не могли найти, что Ему отвечать на такое заявление.

Лк.14:7. Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:

Исцеление больного водянкой совершилось, очевидно, до того, как гости сели за стол. Теперь, когда все успокоилось, гости стали усаживаться за стол, выбирая себе первые или ближайшие к хозяину места (ср. Мф. 23:6), Господь наблюдал за этим со вниманием (ἐπέχων) и сказал по этому поводу притчу. Это, впрочем, не притча в общем смысле этого слова (ср. Мф. 13:3), потому что здесь Господь прямо обращается к слушателям с наставлением («когда ты...»), а простое нравоучение, которое и не требовало даже особого пояснения, – так оно всем было понятно.

Лк.14:8. когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

«На брак», т.е. на свадебное пиршество, где могло найтись немало очень важных и почтенных людей, пришедших из других мест и незнакомых местным жителям, которых и имеет здесь в виду Христос.

Лк.14:9. и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

Лк.14:10. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

Смысл наставления очень простой: лучше с плохого места пересесть на хорошее, чем с хорошего, со стыдом, под насмешливыми взглядами гостей, садиться на последнее. Это наставление И. Вейс считает слишком практичным, не соответствующим возвышенности учения Христа. По его мнению, получается впечатление, как будто бы Христос рассматривает дело с точки зрения личной выгоды, что Он не смирению и скромности здесь учит, а, напротив, вводит здесь дух какой-то расчетливости, которая обесценивает и смирение. Но нет никакого сомнения, что здесь Христос имеет в виду не простое явление обыкновенной жизни, а, как это видно из последующих Его изречений (стихи 14, 24), участие людей в Царстве Божием. Фарисеи уже заранее, так сказать, намечали себе места в этом Царстве, но Христос внушает им мысль, что их расчеты на такие места могут оказаться ошибочными. Следовательно, тема и мысль наставления вовсе не маловажны.

Лк.14:11. ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(См. Мф. 23:12).

Опять несомненно, что этот общий закон высказан здесь Христом с отношением к надежде фарисеев на участие в Царстве Божием.

Лк.14:12. Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

Лк.14:13. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

Лк.14:14. и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

Обращаясь теперь, после наставления, данного позванным, к самому хозяину, позвавшему гостей, Христос советует ему звать на обед не друзей, родственников и богатых, но нищих и увечных. Только в таком случае хозяин может надеяться получить награду в воскресение праведных. И. Вейс находит несоответствующим учению Христа и такое наставление. Какое же несчастие в том, что богатый человек отплатит тебе гостеприимством за твое угощение? Это вовсе не так страшно и не может отнимать у нас права на получение небесной награды. Но Вейс не хочет понять, что и здесь Христос проводит ту же мысль об условиях вступления в славное Царство Божие, какую Он высказывал уже неоднократно. Эта мысль заключается в том, что, гоняясь за земной оценкой своих действий, хотя бы и хороших, люди теряют право на получение небесной награды (ср. Мф. 5:46, 6:2, 16). С этой точки зрения действительно опасно, когда за каждое наше хорошее дело мы будем находить себе награду на земле и принимать эти награды: мы, так сказать, получим свое и на другое, высшее, рассчитывать не можем. Однако нельзя думать, чтобы этими словами Христос вообще запрещал звать к себе на пиршества людей богатых и друзей; здесь очевидно гипербола...

«В воскресение праведных». Христос учил, что будет не одно только воскресение праведных, а воскресение всех – и праведных, и неправедных (ср. Лк. 20:35; Ин. 5:25). Если здесь Он говорит только о воскресении праведных, то делает это с отношением к фарисеям, которые полагали, что воскресения будут удостоены только праведники, так что к словам «в воскресение праведных» Христос мысленно прибавляет: «которое вы только допускаете».

Лк.14:15. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Услышав речь о воскрешении праведных один из сотрапезников, очевидно в уверенности быть участником этого воскрешения, воскликнул: «блажен», т.е. счастлив тот, «кто вкусит хлеба», т.е. будет участником великого пиршества, «в Царствии Божием», т.е. в Мессианском.

Лк.14:16. Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

Лк.14:17. и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

Лк.14:18. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

Лк.14:19. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

Лк.14:20. Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

Лк.14:21. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

Лк.14:22. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

Лк.14:23. Господин сказал рабу: пойди по дорогами изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.

Лк.14:24. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Христос отвечает на это восклицание притчей о званных на вечерю, в которой показывает, что никто из выдающихся членов теократического иудейского общества, которые считали себя вполне полноправными на участие в Царстве Мессии – здесь ближе всего разумеются фарисеи, – не будет принят в это Царство по причине своей собственной вины. Притча эта – та же, которая приведена у евангелиста Матфея (Мф. 22:1-14). Различия между ними несущественные. Там выводится царь, устроивший «брачный пир для сына своего», а здесь – просто «человек», который «сделал большой ужин и звал многих», т.е., конечно, прежде всего верных Закону Моисееву израильтян, какими являлись фарисеи и законники. Там царь посылает «рабов» – пророков Ветхого Завета, а здесь посылается один раб, по смыслу речи – Сам Христос, для оповещения званных, что вечеря готова (ср. Мф. 4:17). Затем то, что у евангелиста Матфея обозначено довольно глухо, именно, мотивы, по которым званные не пришли на вечерю, Лука раскрывает в подробностях. Причины, которые выставлены званными, вовсе не представляются совершенно нелепыми: действительно, могла быть нужда у купившего землю посмотреть, какие работы нужно поскорее на ней начать (можно упустить, например, время посева). Менее основательно извинение купившего волов, но все же и он мог иметь в виду, что, тотчас же испытав их и найдя негодными для работы, он имел возможность возвратить их скотоводу-хозяину, который гнал гурт волов в другое место и которого уже после нельзя было сыскать. Еще более основательной представляется извинение третьего, потому что и сам закон освобождал молодожена от исполнения общественных обязанностей (Втор. 24:5). Но, во всяком случае все эти причины, с точки зрения Христа, оказываются недостаточными, ясно, что Христос под «человеком», устроившим пир, имеет в виду Самого Бога, а для Бога, конечно, человек должен пожертвовать решительно всем в жизни. Евангелист Лука затем прибавляет, что новые гости были призваны в два раза (у Матфея – один раз): сначала с улиц и переулков собираются нищие, увечные, хромые и слепые, т.е. – по всей вероятности, такова мысль евангелиста Луки – мытари и грешники, а затем с дорог и из-под изгородей (из-под заборов) – еще более низко стоящие люди, т.е., по мысли евангелиста, язычники (ср. Рим. 2 и сл.). Их велено «понуждать» (ἀνάγκασον в русском переводе неточно – «убеди») войти на пир. Некоторые толкователи в этом выражении думали найти основание для насилия в области свободы совести, а римские инквизиторы на основании этого текста утверждали свое право преследовать еретиков. Но здесь, несомненно, речь идет о нравственном понуждении и ни о каком ином. В самом деле, мог ли один раб насильно привести с собой гостей, если бы и захотел так поступить? Нет, понуждение это, скорее, имело характер усиленного увещания. Ведь призываемые теперь на пир были люди самых низших слоев народа, и они могли стесняться идти на пир к богатому человеку: им нужно было выяснить, что их в самом деле приглашают на пир (Тренч, с. 308–309).

«Ибо сказываю вам» (стих 24). Это слова хозяина, а не Христа: Христос в притче изображен под видом раба.

«Вам» – здесь имеется в виду и раб, и вошедшие уже гости.

Лк.14:25. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:

Лк.14:26. если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

Лк.14:27. и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником.

За Господом шло много народа, и все эти люди представлялись как будто бы Его учениками для постороннего наблюдателя. Теперь Господь хочет, так сказать, сделать отбор тех лиц, которые действительно стоят в отношении к Нему на положении учеников. Он указывает далее в самых резких чертах обязанности, которые лежат на истинных Его последователях (подобное изречение есть и у евангелиста Матфея, но в более смягченной форме, – Мф. 10:37-39).

«Если кто приходит ко Мне». Многие шли ко Христу, но привлекаемы были к этому только Его чудесами и притом не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа, они только сопровождали Его.

«И не возненавидит...» Ненавидеть – значит не «менее любить» (ср. Мф. 6:24), а питать действительно чувство ненависти, противоположное чувству любви. Отец, мать и прочие представляются здесь препятствиями к общению со Христом (ср. Лк. 12:53), так что, любя одного, необходимо ненавидеть других (ср. Лк. 16:13).

«Жизнь» (стих 26) берется здесь в собственном смысле этого слова как «существование» – понятно, поскольку оно является препятствием для любви ко Христу («Томлю томящего меня!» – говорил прп. Серафим Саровский о своих аскетических подвигах, которыми он хотел ослабить свое тело).

«Моим учеником». Сила мысли здесь на слове «Моим», которое потому и поставлено ранее существительного, которое им определяется.

«Кто не несет креста...» (см. Мф. 10:38).

Лк.14:28. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,

Лк.14:29. дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,

Лк.14:30. говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

Лк.14:31. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?

Лк.14:32. Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.

Лк.14:33. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Почему Господь признает Своими учениками только тех, кто способен на всякое самопожертвование, какого требует последование за Христом, – это Господь разъясняет на примере человека, который, желая построить башню, рассчитывает, конечно, свои средства, хватит ли их на это дело, чтобы не остаться в смешном положении, когда, заложив основание башни, он дальше не найдет средств на ее постройку. Другой поучительный пример Христос указывает в лице царя, который если уже решает начать войну с другим царем, то только после обсуждения своих сил. Если он увидит, что силы у него мало, то поторопится заключить союз с более сильным соперником-царем. Эти два приточных примера находятся только у одного евангелиста Луки. Из этих примеров Сам Христос и делает вывод (стих 33): при вступлении в число учеников Христа человек должен серьезно обдумать, способен ли он на самопожертвование, какого требует Христос от Своих учеников. Если он не находит в себе достаточных сил для этого, то ясно, что он может быть учеником Христа только по имени, но не в действительности.

«Что имеет» (стих 33). Тут имеется в виду не только имение, деньги или семейство, но и все излюбленные мысли, взгляды, убеждения (ср. Мф. 5:29-30). Сказать о необходимости пожертвовать всем своим личным на дело служения Христу было теперь как нельзя более благовременно, потому что Христос шел в Иерусалим для того, чтобы там принести высшую жертву за все человечество, и ученикам Его нужно было усвоить себе такую же готовность на самопожертвование, какою было проникнуто сердце их Господа и Учителя (Лк.12:49-50).

Лк.14:34. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?

Лк.14:35. ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Смысл этого приточного изречения такой: как соль нужна только до тех пор, пока она сохраняет свою соленость, так и ученик до тех пор остается учеником Христовым, пока не утратил главного свойства, которое характеризует ученика Христова, именно, способность на самопожертвование. Чем будет возможно возжечь в учениках решимость на самопожертвование, если они утратят ее? Нечем, подобно тому, как нечем вернуть соли ее утраченную соленость.

14:1 Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.
Иисус не был лицеприятным: не пренебрёг приглашением фарисея в гости, пошел к нему, хотя и знал, с какой целью он приглашён туда: фраза «фарисеи наблюдают» - означает не что иное, их нескрываемое желание найти, на чём бы Иисуса Христа уловить и обвинить в нарушении Божьих заповедей.

Нормальные умные фарисеи: не отвергали его по причине отсутствия у него официальных полномочий учить, видимо, в те времена не запрещалось комментировать слово Бога в собраниях теми, у кого было такое желание. Но, тем не менее, активно и постоянно ИСКАЛИ, за что Христа можно было бы законно отвергнуть.

14:2- 6 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.
3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? 5 … если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

Иисус, зная помышления их, специально спровоцировал движение мыслей у фарисеев на тему, что же для Бога и для человека означает субботний день недели? Ведь сами-то они часто нарушали покой субботы даже в их понимании - и всего лишь ради обеспечения блага животному, когда по нужде приходилось им поить и кормить скот, или вытаскивать упавших из ямы.

Понимая, что человек, нуждающийся в оказании помощи, - гораздо больше ценен в глазах Бога, нежели всего лишь скот, эти фарисеи не стали молотить своим языком глупости, лишь бы за собой оставить последнее слово: достойно проигрывать может только умный человек.
Если нет достойных аргументов «против» из слова Божьего, то ради одного только противостояния Христу они не захотели становиться глупцами, желая оставить за собой репутацию умных:

4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

6 И не могли отвечать Ему на это.
Гораздо лучше для сохранения своей репутации - ничего не сказать, и лишь кому-то показаться глупым. Чем высказаться - и развеять в этом все сомнения, причём, в глазах всех слушающих.

14:7-11 Притча о желании занимать почётные места, будучи приглашёнными в гости:
7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:
8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

Интересно проанализировать, что движет некоторыми приглашёнными в гости, когда они стремятся занять места за столом?
Желание показатьсобственную значимость и близость кхозяину. Каждый желает быть поближе к нему и, как правило, гости считают, что знают отношение хозяина к себе, потому и садятся наиболее близкие ему - на первые места за столом, недалеко от хозяина.
Кто не очень хорошо знаком к хозяину – усаживаются подальше.

На этом простом наглядном примере Иисус показал духовный «этикет», о чём ученики могли не догадываться: в распределении мест на Божьем пиру – можно сильно ошибиться: самоуверенно считая себя праведником, будучи уверенным в том, что близок к Богу и первого места в его обители достоин (как о себе считали, например, книжники и фарисеи) – по факту может оказаться совсем иначе и из-за этого может случиться немалый конфуз.
Уступать место более достойному и отодвигаться на дальний план, когда сам себя привык в первых рядах числить - не каждый самоуверенный праведник легко перенесёт:
9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

А потому, пока посещаем пиры человеческие - полезно приучать себя к последним местам. Чтобы хотя бы на будущее приобрести привычку не решать за себя - вместо Хозяина.
Даже если у кого-то думать о себе скромно - пока что не получается, полезно спросить мнения хозяина о своём месте за его столом. Также можно просто скромно присесть на краешек стола, а остальное - хозяин и сам проделает, если посчитает нас своими долгожданными гостями:
10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

Иисус показал принцип РАЗЛИЧИЯв «оценочной стоимости» всех Его поклонников глазами человеческими и Своими глазами:
11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Само по себе самовозвышение - с точки зрения Бога порочно, и может отбросить «праведника в собственных глазах» на последние ряды в Его Доме во время суда.
Поэтому не стоит распределять самим себе почётные «роли» в Божьем миропорядке: есть риск столкновения с глубоким разочарованием.

14:12,13 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

Х
отел ли сказать этим Иисус, что друзей и родственников, выходит, не надо приглашать?
Нет, конечно: надо их приглашать, если есть желание. Потому, что сама по себе ни хромота, ни слепота не делает никого автоматически ни хорошими собеседниками, ни поклонниками Бога. Да и Иисус, в основном, с друзьями ужинал.

О чём здесь говорит Иисус? Он показывает хозяину пира, что же неправильно с точки зрения Бога - в его подходе к благотворительности:
если уж ты и желаешь быть благотворительным, что, несомненно, похвально и угодно Богу - так твори благо тому, кто остро нуждается в нём. А не тому, кто пригодится тебе в жизни каким-либо воздаянием. По-настоящему щедрые люди - бескорыстны и не ожидают ничего взамен. Их счастье не зависит от того, оценят их доброту и щедрость или нет:

14:14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.
Человек, который помогает тем, кто не может воздать - показывает, что делает это не ради взаимного воздаяния и личной корысти, а из сострадания к нуждающимся и богобоязненности: Бог любит щедрых и бескорыстных людей, так как и Сам - щедр и бескорыстен, ведь, давая людям множество благ - Он не переживает о том, что мало кто это ценит.
Л
учший вид благотворительности - анонимный, чтобы получателю нашего блага и вовсе шансов не оставить отблагодарить нас.
Только для того, чтобы поступать так, пожалуй, сильная вера в Бога нужна, в то, что Он видит все. И непременно отблагодарит вместо всех, кому мы смогли успеть сделать добро. Только не сейчас, не в этом веке следует ожидать каких-то видимых благ от Него для себя. А ПОСЛЕ воскресения.

И ещё выходит, что даже при такой постановке мыслей – с одной стороны, всё равно вроде бы и корысть (мы ведь, творя добро, надеемся, что Иегова- то всё равно вознаградит), а с другой - Иисус сам о «воздаянии» от Бога сказал, что будет оно, значит, и думать о воздаянии от Бога - не корысть, а естественная надежда на счастливое будущее, которое обеспечит человечеству только Бог, ибо это входит в Его замысел. А надеждой только на одного Бога - и ценны все верущие в Его глазах.

14:15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Даже фарисей способен понять истину Христа, если включит непредвзятое здравое мышление: весь смысл земно образа жизни поклонников Бога должен сводится к тому, чтобы стремиться дойти до Бога и жить с ним в вечности.

14:16-24 По сути Лука повторяет здесь Притчу о брачном пире из Мтф. 22:1-14 ,
сопровождая её некоторыми дополнительными подробностями, что помогает дополнить картину участи гостей, по-разному реагирующих на приглашение Бога прийти в Его Дом, и - смысла притчи. Остановимся на них:

14:16-20 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,
17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

Здесь всё несложно: когда в Доме Хозяина сделаны все приготовления к приёму гостей, званных заранее на назначенное время, то, естественно, Хозяин не ожидает отказа: Бог предвидит, что далеко не все званные - примут Его приглашение благой вести и придут к Нему в Дом по этому приглашению.
Как мы увидим дальше, сильные Израиля, законоучителя и начальствующие праведники от закона, званные для получения возможности принять Христа и наследовать Царство Бога в первую очередь - нашли разные причины для отказа:

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти
Каждый из отказников прийти на ужин к господину – постарался найти для себя уважительную причину, чтобы не пойти. И нельзя сказать, что все они - были лишь предлогом отказаться, каждая причина выглядела вполне оправдательной.
Вот и выходит, что имеющий возможность быть сильным, приобретать что-либо СВОЁ и ДЛЯ СЕБЯ лично - всегда тяжко находит время для Бога. Или ищет ПРИЧИНУ не находить времени для Бога - совсем, ибо, думают многие, кто о домашнем - о своём - не печётся в материальном, а не духовном смысле, тот, вроде как и сатаны - хуже. И на самом деле – не к чему придраться, если так воспринимать заботу о своём личном.

Да и извиняться, в принципе, в такой ситуации незачем, ведь каждый сам решает, что для него дороже: личные интересы о своём по типу «земля», «волы», «женитьба» - или возможность прийти к Богу - земное или небесное.
Просто, делая свой выбор не в пользу прихода в Дом Бога, не стоит потом сетовать по поводу того, что его место оказалось занято кем-то другим: свято место - пусто не бывает.

14:21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
А "нищим" и "увечным" из Израиля, сознающим свои духовные изъяны - НЕ ЗА ЧТО в этой жизни держаться, им НИЧТО НЕ МЕШАЕТ прийти по приглашению Бога и «насытиться» в доме Его.
Потому и шансов у них больше порадовать Господина своим откликом на Его приглашение.
Не случайно написано: не много из вас мудрых по плоти, сильных, благородных. Но Бог избрал нЕмощное , ибо «мОщное» - всегда самоуверенно предпочитает иметь своё личное мнение в этом веке, пренебрегая мнением Бога на жизненные приоритеты.

14:22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Здесь притча сообщает о том, что «немощные и невежды» в законе израильтяне, званные вместо сильных начальствующих Израиля, не смогли заполнить все места, приготовленные Богом в Доме своём: их оказалось недостаточно.

14:23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.
«Дороги и изгороди» - это территория за пределами ограждения «виноградника» Бога, любимого насаждения Его (Ис.5), за пределами влияния Иерусалима на весь Божий Израиль древности.

Здесь предсказано, что к Израилю по плоти должны присоединиться ещё и язычники: в намерения Бога входило запланированное число мест в Доме Его и недостающее число мест должны были заполнить язычники:
Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей…ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; (Римл.11:25)

Интересно обратить внимание на перевод этого текста в варианте Перевода Нового мира или епископа Кассиана:
«Господин сказал рабу: выйди на дороги и к огороженным местам и ЗАСТАВЬ людей прийти, что бы мой дом наполнился»
Возможно ли, чтобы Бог просил Своих служителей не убеждать, не увещевать прийти к Нему, а заставлять?
Можно посмотреть подробные размышления об этом здесь 13 февраля 2011 года ПНМ,

Какой же перевод всё же наиболее точно передаёт здесь Слово Божье?

Интересные подробности в этой связи:
комментарий Баркли
Когда-то Августин использовал это предложение для оправдания религиозных гонений. Его толковали как приказ принудительно обращать людей в христианство. Его использовали для оправдания инквизиции, для дыбы и тисков для пальцев, угрозы смерти и заключения, для походов против еретиков - для всего того, чего должно стыдиться христианство.

14:24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Здесь идёт речь о том, что те званые из иудеев которым прежде всего должны были отказавшись придти на брак сына перечеркнули свое призвание.
Деян.13:46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.

Само по себе приглашение прийти не делает человека автоматически избранным. Иисус показывает, что тех, кого пригласили (званных) - во много раз больше тех, кто откликнется на приглашение, достойно пройдёт свой путь в обитель Хозяина по стопам Христа и окажется избранным.

Факт, что далеко не все жители земли, получившие приглашение от Бога через благую весть и даже принявшие его (ставшие званными) - дойдут до Божьих обителей нового миропорядка - остаётся отрезвляющим предсказанием для всех, кто считает себя верующим и откликнувшимся на благую весть.

14:25,26 С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
26 если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;

Также - отрезвляющий стих. Размышляем.
О какого рода ненависти здесь Иисус вёл речь? Ведь его слова можно понять и буквально так:
обязательным условием для становления его учеником является ненависть к своим домашним и самым, по идее, дорогим людям.
Но и этого мало.
Нужно возненавидеть и свою жизнь, не только родственников. Как же это возможно? И в буквальном ли смысле нужно понимать этот текст?

Что мы знаем о ненависти? Это - лишь чувство, но важно против кого и чего оно направлено. К примеру, Бог ненавидит зло. Что плохого в такой ненависти? Ничего.
И Христос прекрасно знал, что приходящие к нему любят и жизнь свою, и своих близких. Тогда как понять слова его о ненависти к родным и к жизни?

Здесь речь идёт о том, что выбрать: в угоду родным и близким пренебречь исполнением воли Христа и нарушить заповеди Отца его - или всё же выбрать поступки по Христу, пренебрегая давлением родственников.
Кто сознательно выберет угодить близким ценой нарушения заповедей Христовых, тот не может быть его учеником.
А если мы не нарушаем принципов Бога, но тратим все свои силы и время только на угождение ближним так, что для христианских дел и поклонения Богу - времени совсем не остаётся? Что ещё нужно знать по этим текстам?

К огда мы выбираем служение Богу, близкие должны знать, что часть своего времени, физических и душевных сил мы станем посвящать Богу, а мы - что двум господам служить равноценно невозможно, так как один из двух будет в пренебрежении.
Поскольку мы должны посвятиться Богу целиком, без остатка и служить только Ему как Господину над нами - близким остается тот необходимый минимум сил, времени, забот о нуждах и любви, который не противоречит и не мешает поклонению Богу. Иногда они недовольны этим, провоцируют раздоры и даже могут ставить нас перед выбором: или они или Бог. И кто не может предпочесть угождению капризам близких - путь Христа, тот и не может стать его учеником. Невозможно быть учеником Христа -наполовину.

Так же - и с жизнью: если ради сохранения своей жизни или улучшения её обстоятельств христианин сознательно выберет нарушение заповедей Бога или тратит всё своё время и силы на личное обустройство, не оставляя их для дел Бога и поклонения, - тот не может быть учеником Христа.
(см. также разбор Мтф.10:37)

14:27 и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. (см. также разбор Мтф.10:38)

По поводу «креста своего» очень показателен разговор с богатым юношей, которому для того чтобы взять «свой крест» Иисус порекомендовал:
1) исполнять заповеди Божьи, что юноша успешно выполнял
2) оставить своё богатство и идти за ним, чего юноша выполнить не смог.

Можно ли пренебречь какой- либо частью своего креста, проповедью, например, или выборочно заповеди Бога исполнять?

Есть такая байка в народе по поводу креста.
Два человека несли свои кресты. Один гнулся под его тяжестью, а второй, когда становилось очень тяжело, отпиливал от своего креста кусочек.
В самом конце пути им попалась пропасть. Несший целый крест перекинул свой крест через пропасть и перешёл по нему на другую сторону. То же попытался проделать и второй человек. Только крест его, будучи коротким, упал в пропасть.

Каждый христианин, понятно, сам решает, «надпиливать» ему свой крест или нет. А Бог решит, достаточно ли «его длины» для прохода в рай через пропасть мира сего: ведь Он не допустит тяжести креста - сверх сил. Имеющему силы на 10 кг. ноши - Он не взвалит 50 кг. «креста».
Но слова Христа о том, кто может быть его учеником, а кто - нет, должны настораживать и отрезвлять от иллюзий.

Ещё мысль: не нужно из добрых побуждений пытаться взвалить чужой крест на свои плечи и тащить его вместо хозяина «креста». Почему?
Несущему не свой крест - может, это и зачтётся, как дополнительная нагрузка, если донесёт. А вот тому, кого мы из жалости пожелаем освободить от этой ноши - только навредим:
не научится он христианскому поприщу, не испытает веры своей и награды своей - тоже не получит. Такая помощь - медвежья услуга. Не стоит тащить на себе чужие "кресты", пусть каждый несёт СВОЁ бремя на пути к Богу.

14:28-30 Притча о построении башни и исчислении издержек
Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее,
29 дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним,
30 говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?

Иисус не заставляет следовать за ним. Более того, он просит ИСЧИСЛИТЬ ИЗДЕРЖКИ следования за ним, ибо идущим за ним - надобно отказаться от ВСЕГО СВОЕГО. Это нелегко - возненавидеть путь всей земли и привычный образ жизни человека смертного, выбирая стремление к небесному.
Это нелегко: обзаведясь пудовыми гирями забот века сего, с гирями на ногах ИДТИ за Христом: возникает соблазн застрять и остановиться из-за гирь, раз уж не выходит их сбросить. Если, конечно, удаётся эти «гири» разглядеть

Нелегко также отличить, где - крест Христов, а где - собственные «путы». ВСЕ трудности, которые возникают из-за становления христианином и исполнения воли Бога - на работе ли, в семье ли, в быту ли, в совести ли - ТОЛЬКО ОНИ являются крестом Христовым .
Все остальные трудности и проблемы - наш собственный крест, который к Богу не приближает. А отдалить - может легко.

Поэтому прежде, чем принимать решение следовать за Христом, нужно всё хорошенько взвесить, чтобы не стать впоследствии посмешищем для наблюдающих за Божьими служителями - на «арене» мира всех противников Бога.

14:31 Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
Здесь Иисус не сказал, что несущий крест Христов - это бравый воин, который выходит с двадцатью тысячами – против десяти и легко побеждает.
Но сказал наоборот: ПЕРЕВЕС ЯВНЫЙ - на стороне противника, на стороне наших земных греховных "гирь", тянущих нас ко дну и «царя» века сего, дьявола, имеющего много соблазнов и уловок для воинов Господних.

Потому и сказано: не спеши принимать решение, всё исчисли ПРЕЖДЕ, сможешь ли отрешиться от собственных "гирь", чтобы нести крест Христов? Богатый юноша, например, не смог отрешиться от имения своего. Только вот "имение" СВОЁ у всех – разное. Поэтому каждый, стающий на путь Христов, должен настроиться или изо всех сил стремиться во всем быть верным Богу. Или - и начинать не стоит, если по Божьим заповедям выборочно жить собирается.

14:32 Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире.
Н
е ввязывайся в войну Господа, если перевес у тебя – явно на стороне личных интересов пути всей земли. Потому Иисус и сказал богатому юноше: живи себе праведно, чтобы получить жизнь вечную, сиди себе со своим имением, пусть будет перемирие между тобой и Богом.

14:33 Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
Но если хочешь ввязаться в бой с дьяволом и идти за Христом - придётся таки бросить своё "имение", чтобы непременно победить: предателей в этой войне будут сурово карать.
И нет исключений из правил этой войны против духов злобы поднебесных, ради которых можно было бы проигнорировать заповеди Бога и в чём- то отступить от Христа.

Если честно спросить себя: «отрешился ли я от всего СВОЕГО?» и ответить, то этот простой тест покажет каждому из нас, НАСКОЛЬКО мы в данный момент - ученики Христа.

14:34,35 Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? 35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее.

Е сли воин Господа (соль) утратит боеспособность (перестанет быть солёною) – то даже для навоза она бесполезна, только на мусорной свалке - участь его.

В послании к Матфею Иисус объяснил, что значит быть "солью" - также на примере "света" :
Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. (
Матф.5:14).

Словом Божьим, которое принёс Христос, и своим образом жизни в подражании Христу - ученики должны были освещать путь тем, кого выводили из мира греха на путь к Богу. Если же они потеряют этот свет (соль) в себе, то и другим осветить путь к Богу и помочь стать "солёными" - не смогут.
Иисус показал, что соль, которая когда -то была солёною, но после - потерявшая свою силу, полностью теряет свою ценность и уже кроме, как выбросить её - она ни на что не годна. Её нельзя применить каким-то другим образом, она становится абсолютно бесполезной. Потому и сказано, что претерпевший ДО КОНЦА - спасётся.
Смысл подвизаться к участию в деле Божьем - есть лишь в том случае, если человек желает во что бы то ни стало довести это дело до конца.

Кто имеет уши слышать, да слышит!
Иисус знает, что хотя уши имеют все, но не все способны понять, о чём он говорит из-за разного уровня духовного развития человека. Слова его рассчитаны на тех, кто развил в себе жажду слышания слова Господня и желает насыщать свой дух, не только для насыщения плоти живёт. Нищие духом (нуждающиеся в духовном) - блаженны, ибо они не только имеют уши, но и слышат Христа, способны воспринимать слова Христа.