Тургенев спектакли. Сценарий спектакля по произведению И.С. Тургенева "Ася". Музыкальное оформление - Олег Васенин

Сценарий спектакля по произведению И. С. Тургенева «Ася»

Итак, некогда он проживал в небольшом немецком городке на левом берегу Рейна. На другом берегу играла музыка – там веселились немецкие студенты, устраиваю торжественный пир.

Господин NN: Уж не пойти ли к ним?

Гагин: Ася, довольно тебе?

Ася: Подождем еще.

Господин NN: Вы русские?

Гагин: Да, русские.

Господин NN: Я никак не ожидал… в таком захолустье…

Гагин: И мы не ожидали – что ж? тем лучше. Позвольте рекомендоваться, меня зовут Гагиным, а вот моя… - моя сестра. Хотите зайти к нам? Кажется, довольно мы насмотрелись на немцев. Как ты думаешь, Ася, пойти нам домой?

(Ася кивает головой)

Мы живем за городом, в винограднике, в одном домишке. У нас славно, посмотрите.

(Подходят к дому)

Вот наше жилище, а вот и хозяйка несет молоко. Guten Abend? Madame! Мы сейчас примемся за еду; но прежде, оглянитесь… каков вид?

Господин NN: Отличную выбрали квартиру.

Гагин: Это Ася ее нашла, ну-ка, Ася, вели подавать сюда.

(Ася уходит за молоком)

Ася, полно ежиться! Он не кусается.

Ася: Ну ладно, я хочу спать.

Господин NN: Что ж, пора, а то, пожалуй, перевозчика не сыщешь.

Гагин: Пора. До завтра.

Гагин: Здравствуйте! Я вас раненько потревожил, какое утро! Свежесть, роса, жаворонки поют. Я предлагаю пойти нам и посмотреть мои этюды.

(Уходят домой к Гагину)

Господин NN: А где Ася?

Мадам: А она отправилась на «развалину». Это недалеко отсюда, там еще сохранились остатки феодального замка.

Гагин: Вот, смотрите, это мои этюды.

(Показывает рисунки)

Господин NN: Да, хороши, в них много жизни и правды, что-то свободное и широкое; но почему-то ни один из них не окончен.

Гагин: Да, да, Вы правы: все это очень плохо и незрело, что делать! Пока мечтаешь о работе, так и паришь орлом, а в исполнении тотчас слабеешь и устаешь. Пойдемте-ка лучше Асю отыскивать.

Автор: Дорога к развалине вилась по скату узкой лесистой долины: на дне ее бежал ручей, как бы торопясь слиться с великой рекой. Скоро показалась развалина. На самой вершине скалы возвышалась башня, вся черная. Еще крепкая, но словно разрубленная трещиной. Мшистые стены примыкали к башне; кой-где лепился плющ. Каменистая тропинка вела к уцелевшим воротам.

Гагин: А ведь это Ася!, - экая сумасшедшая!

(Ася повернулась лицом и засмеялась. Гагин погрозил ей пальцем)

Она, пожалуй, на башню взберется.

Господи NN: Она хочет удивить нас, к чему это? Что за детская выходка?

Ася: Можно ли мне подойти к фрау Луизе?

Гагин: Давно ли ты стала спрашиваться? Разве тебе скучно с нами?

Ася: Нет, но я вчера обещала фрау Луизе побывать у ней, к тому же этот господин тебе что-нибудь расскажет.

(Ася уходит)

Гагин: Фрай Луизе - вдова бывшего бургомистра, добрая, впрочем, пустая старушка. Ася любит знакомиться с людьми низшего круга, причиною этому всегда бывает гордость. Она у меня избалована. А я обязан быть снисходителен с нею.

(Ася появляется в окне)

Гагин: Ася, ты здесь?

Ася: Я здесь. Мне здесь хорошо. На тебе, возьми. 9Бросает цветок), вообрази, что я дама твоего сердца.

Гагин: Господин уходит, он хочет с тобой проститься.

Ася: Будто? В таком случае дай ему мой цветок, а я сейчас вернусь.

(Господин NN кладет цветок в карман)

Господин NN: (говорит в зал). Что за хамелеон эта девушка! А все-таки, она ему не сестра.

(Ася читает книгу)

Господин NN: Браво! Как Вы прилежны!

Ася: Вы думаете, я только смеяться умею. Тогда пойду в сад дурачиться.

(Вечер. Ася сидит с Гагиным. Господин NN идет (его не видят герои), останавливается, а затем подслушивает)

Ася: Нет, я никого не хочу любить, кроме тебя, нет, одного тебя, нет, нет, одного тебя я хочу любить – и навсегда.

Гагин: Полно, Ася, успокойся, ты знаешь, я тебе верю.

Ася: Тебя, тебя одного.

Гагин: Полно, полно.

Господин NN: (размышляет) Подойти к ним? Ни за что! Однако, умеют же они притворяться! Но к чему? Что за охота меня морочить? Не ожидал я этого от него… и что за чувствительное объяснение?

Господин NN пришел домой к концу третьего дня и нашел записку от Гагина.

Гагин встретил его по-приятельски.

Гагин: Скажите, какого Вы мнения об Асе? Не правда ли она немного странная?

Господин NN: Да

Гагин: Ее надо хорошенько узнать, чтобы о ней судить, у ней сердце очень доброе, но голова бедовая. Трудно с нею ладить. Но если б Вы знали ее историю…

Господин NN: Ее историю? Разве она не Ваша…

Гагин: Уж не думаете ли Вы, что она сестра мне? Нет… Она дочь моего отца. Выслушайте меня. Я чувствую к Вам доверие и расскажу все.

Отец мой был человек добрый, умный и несчастливый. Женился он рано по любви на моей матери. Вскоре после моего рождения она умерла. Мы поселились в деревне. Когда мне исполнилось 12 лет, его брат, мой дядя, забрал меня в Петербург. Каждый год, приезжая в деревню, я видел угасающего моего отца. В одно из моих посещений я заметил в нашем доме девочку худенькую, черноглазую – лет десяти – Асю. Спустя еще несколько лет получил от приказчика письмо – отец при смерти. Я приехал. Отец сказал мне, что завещает мне его дочь – мою сестру.

Вот что я узнал. Ася дочь моего отца и горничной моей матери.

После я полюбил ее как сестру, она страстно привязалась ко мне – у ней ни одно чувство не бывает наполовину.

(Подходит Ася)

Господин NN: Вы любили своего батюшку? Отчего Вы сегодня рассмеялись, когда меня увидели?

Ася: Сама не знаю. Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. А что Вам нравится в женщинах?

Господин NN: Какой странный вопрос.

Ася: Посмотрите, как хорошо! Если бы мы с Вами были как птицы, как бы взвились, как бы полетели… Но мы не птицы…

Господин NN: А крылья могут и у нас вырасти.

Ася: Как так?

Господин NN: Есть чувства, которые поднимают нас от земли.

Ася: Пойдемте, я попрошу брата сыграть вальс.

(Вальсируют)

(Ася передает записку Господину NN. Он ее читает: (голос Аси) «Приходите сегодня в 4 часа к каменной часовне возле развалины. Придите, ради Бога, Вы все узнаете…»)

Гагин: Послушайте: моя сестра Ася в Вас влюблена. Она сумасшедшая, она себя погубит. Плохо себя чувствует. Просит увезти ее отсюда.

Господин NN: Вы хотите знать: нравится ли она мне? Да.

Гагин: Но ведь Вы не женитесь на ней?

Господин NN: Могу ли я теперь…

(Говорит в зал)

Жениться на 17-летней девочке, с ее нравом, как можно!

(Ася сидит на полу)

Господин NN: Ася!

(Ася медленно поднимает глаза)

Ася: Ваша…

Господин NN: Я все рассказал Вашему брату. Зачем Вы выдали Вашу тайну? Теперь все пропало.

Ася: Останьтесь, останьтесь, прошу Вас.

Господин NN: Не могу. Нам необходимо расстаться.

(Ася убегает)

Вскоре Господин NN пустился вслед за ними, но не увидел никогда больше своей Аси. Она осталась для него той девочкой, какою видел в последний раз.

19 февраля на основной сцене Московского театра им. Вл. Маяковского состоится премьера спектакля «Тургенев. Сегодня!». В 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, классика отечественной и зарубежной литературы. Аристократ духа, человек глубоких идей - он запомнился нам как автор, создавший вечные чистые и человечные образы. Давно уже минула эта эпоха, но спустя 200 лет мы снова и снова читаем Тургенева!

В спектакле «Тургенев. Сегодня!», созданном режиссёром Глебом Черепановым, - Иван Сергеевич сам становится героем пьесы, и мы наблюдаем как из мальчика, росшего в глуши под надзором суровой матери, рождается великий писатель, представитель русской литературы в Европе. Видим, как рождается произведение, в чем автор черпает вдохновение. Как люди, окружающие Тургенева, из друзей и знакомых, под талантливым пером автора, обретают самостоятельную жизнь уже на страницах романов и рассказов, становятся участниками вечных конфликтов. Главный вопрос, на который необходимо найти ответ, какой И.С. Тургенев - сегодня?

Федеральный проект «Театральная Россия» создан и реализуется благотворительным фондом «Мир и гармония» под руководством Эльмиры Щербаковой при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства образования и науки РФ, Полномочного представителя президента РФ в ЦФО. В основе «Театральной России» лежит идея познакомить публику российских городов с лучшими театральными постановками Москвы и Санкт-Петербурга в режиме прямой трансляции и записи. Посредством высокоскоростного интернета и современных технологий еженедельно осуществляется прямая трансляция, а также демонстрация в записи-спектаклей знаменитых столичных театров на экраны кинозалов в городах России. Съемка в зале театра ведется с шести камер. В режиме онлайн режиссер монтирует видеоряд, который по высокоскоростному интернет или спутниковому каналу связи передается на большой экран кинотеатра. Интересные ракурсы и крупные планы позволяют зрителям в зале трансляции увидеть даже больше, чем публике в зале театра.

На данный момент в проекте участвуют Астраханская, Вологодская, Белгородская, Брянская, Рязанская, Тверская, Воронежская, Липецкая, Ярославская, Волгоградская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Ростовская, Тюменская, Свердловская, Калининградская, Калужская, Тульская, Орловская, Владимирская, Смоленская, Вологодская, Омская, Тюменская, Оренбургская,Новосибирская, Архангельская области, Пермский, Краснодарский и Ставропольский края, Республики Башкортостан и Татарстан, Чувашская республика.

Сейчас театрами-партнёрами «Театральной России» являются МХТ им. А.П. Чехова, Московский театр «Современник», Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова, БДТ имени Г.А. Товстоногова, Театр «Школа современной пьесы», Московский академический театр сатиры, Московский академический театр имени Владимира Маяковского, Российский академический молодежный театр, Московский Государственный Академический Детский Музыкальный Театр имени Н.И. Сац, Санкт-Петербургский академический театр комедии имени А.П.Акимова, Санкт-Петербургский государственный детский музыкальный театр «Зазеркалье».

Сценарий - Мария Виткина

Режиссёр-постановщик - Глеб Черепанов

Художник-постановщик - Алексей Лобанов

Музыкальное оформление - Олег Васенин

Действующие лица и исполнители:

Иван Сергеевич Тургенев - Анатолий Руденко

Полина Виардо - Джульетта Геринг, Анастасия Спектор

Варвара Петровна Тургенева - Любовь Руденко, Наталья Тингаева

Авдотья - Наталья Тингаева

Сергей Николаевич Тургенев, Луи Виардо, Александр Тургенев - Андрей Болсунов

Пунин, Некрасов, Мальчик, Ислаев, Еропкина - Денис Дёмин

Фет, Калиныч - Евгений Константинов

Толстой, Дворник, Полицейский, Продавец прессы - Эдуард Кашпоров

Белинский, Федя, Базаров - Кирилл Емельянов, Григорий Трапезников

Достоевский, Жуковский, Хорь, Юлиус Риц - Артём Черкаев

Гоголь, Бакунин, Гагин, Ракитин - Артём Вершинин

Татьяна Бакунина, Ася, Ольга Тургенева, Одинцова - Елена Дудина, Василиса Кузьмина

Мария Савина - Елена Дудина

Пелагея Тургенева - Василиса Кузьмина

Нигилисты -Эдуард Кашпоров, Артём Черкаев, Григорий Трапезников

Ретрограды - Денис Дёмин, Артём Вершинин

Студенты - Эдуард Кашпоров, Артём Черкаев, Григорий Трапезников, Евгений Константинов

О Тургеневе:

Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле 28 октября (9 ноября) 1818 года. Родовое имение Тургеневых находилось в с. Тургенево Тульской губернии. Отец Сергей Николаевич Тургенев (1793— 1834) служил в то время в кавалергардском полку. Мать будущего писателя, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи. До девяти лет Иван Тургенев жил в наследственном имении матери Спасское-Лутовиново в 10 км от города Мценска Орловской губернии. В 1836 году Тургенев окончил Петербургский университет. Мечтая о научной деятельности, в следующем году он выдержал экзамен и получил степень кандидата. Другим увлечением Тургенева, как и для многих его ровесников, стал Гете, оказавший серьезное влияние на последующее творчество Тургенева.

Живя в Германии, а после отъезда из Баден-Бадене - в Лондоне (1870) и Париже (1871- 1883), писатель активно участвовал в культурной жизни Западной Европы, устанавливая знакомства с крупнейшими писателями Германии, Франции и Англии, пропагандируя русскую литературу за рубежом и знакомя русских читателей с лучшими произведениями современных ему западных авторов. В числе его знакомых или корреспондентов в разные годы были: Фридрих Боденштедт, Уильям Теккерей, Чарльз Диккенс, Генри Джеймс, Жорж Санд, Виктор Гюго, Шарль Сен-Бёв, Ипполит Тэн, Проспер Мериме, Эрнест Ренан, Теофиль Готье, Эдмон Гонкур, Эмиль Золя, Анатоль Франс, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Гюстав Флобер.

Несмотря на жизнь за границей, все мысли Тургенева по-прежнему были связаны с Россией. В Баден-Бадене он написал роман «Дым» (1867), вызвавший много споров в русском обществе. По словам автора, роман ругали все: «и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку— особенно сбоку». После начала в 1870 году франко-прусской войны семья Виардо и вместе с ними Тургенев были вынуждены покинуть Баден-Баден, но память о писателе жива здесь по сей день, в первую очередь, благодаря деятельности Тургеневского общества в Германии.

И. С. Тургенев выступал как консультант и редактор зарубежных переводчиков русских писателей, писал предисловия и примечания к переводам с русского на европейские языки, а также к русским переводам произведений известных европейских писателей. Он переводил западных писателей на русский язык и русских писателей и поэтов на французский и немецкий языки, которыми с детства владел в совершенстве. Так появились переводы произведений Флобера для русских читателей и произведений Пушкина для французских читателей. Тургенев стал самым известным и самым читаемым русским автором в Европе, где критика причислила его к первым писателям века.

Общественная деятельность Тургенева в Париже положила начало формированию русской диаспоры. В конце 1870-х годов Тургенев тесно сошёлся с деятелями революционной эмиграции из России: в круг его знакомых входили П. Л. Лавров, П. А. Кропоткин, Г. А. Лопатин и многие другие. Среди революционеров он ставил выше всех Германа Лопатина, преклоняясь перед его умом, отвагой и нравственной силой; Тургенев помогал Лопатину основать Русскую общественную библиотеку в Париже, существующую по сей день. Мировая слава Тургенева способствовала его признанию на родине. В 1879 году во время чествования Тургенева в Москве учащаяся молодежь буквально носила его на руках. Тургенева избрали почетным членом Московского университета. В 1880 году писатель принял участие в качестве почетного гостя в пушкинских торжествах, приуроченных к открытию первого памятника поэту на Тверском бульваре, устроенных Обществом любителей российской словесности. На заседании Общества Тургенев и Достоевский обменялись знаменитыми речами о Пушкине.

Последние годы жизни Тургенева вознесли его на вершину славы как в России, где писатель вновь стал кумиром, так и в Европе, где лучшие критики причислили его к первым писателям века. Приезды Тургенева в Россию в 1878—1881 годах были триумфальными. Тем тревожнее в 1882 году оказались вести о тяжёлом обострении его 9 обычных подагрических болей. В отчаянии при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Последний раз Тургенев был в Спасском-Лутовинове летом 1881 года.

Иван Сергеевич Тургенев - один из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

19 февраля на основной сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского прошел премьерный показ спектакля накануне 200-летнего юбилея писателя

Из-за технических накладок начало спектакля задержалось почти на час - зрители ждали его с большим нетерпением. Хоть как-то скрасить ожидание удалось министру культуры Владимиру Мединскому - он поздравил всех с премьерой. «Иван Сергеевич Тургенев очень яркий человек, не только великий писатель, но и мыслитель, государственный человек, занимавшийся очень разными видами деятельности. Желаю успехов актерам и всем приятного вечера. Я, к сожалению, не смогу посмотреть этот спектакль сегодня, поэтому очень вам завидую».

Действие начинается с видео - молодые актеры, занятые в постановке, проходят собеседование на знание . Хотя скорее оно напоминает экзамен у нерадивых студентов: «Что ты читал у Тургенева?» - «Ну, «Муму», «Отцы и дети», там по школе было». В зале раздается дружный смех, так как подобный ответ звучит уже в третий раз. И это очень удачный ход - к нам подходят не свысока, а наравне - видите, мы такие же, как и вы, увлеклись Тургеневым, только когда им занялись в спектакле.

На сцене из декораций неизменно присутствуют двери - входы и выходы жизненного коридора писателя. Через них то и дело проходят люди. Вот появляется мама Тургенева, Варвара Петровна в исполнении Любови Руденко - она ругается на слуг, на собственных детей и требует всех выпороть: «Дети как крепостные - если страх им неведом, будут жить по-своему, и ничего хорошего из этого не выйдет!» Ее жестокие слова раздаются эхом по залу - они становятся эхом из детства писателя, психологической травмой на всю жизнь.

«Никогда я таким, как маменька, не стану!» - заявляет Тургенев еще в детстве.

Писателя играет Анатолий Руденко.

Таким, как мать, он и вправду не становится - Тургенев известен своими либеральными взглядами по «крестьянскому вопросу». Но недолюбленность оставляет след на его личности. Основные вехи в жизни писателя отмечены поиском настоящей любви. К первой пассии, Екатерине Шаховской, Тургенев даже не успевает подступиться - женский и мужской силуэты, просвечивающие через материю, исполняют страстный танец, и это оказываются его возлюбленная и отец. Выход своим чувствам главный герой видит в писательстве. Так появляется «Первая любовь». В Германии Тургенев знакомится с Бакуниным и его сестрой Татьяной. Между «дикаркой» Таней (играет Василиса Кузьмина) и главным героем пробегает искра. Бодрый молодой Бакунин (играет Артём Вершинин) интересуется, идет ли дело у Тургенева с его сестрой к свадьбе. Писатель вроде и не против такого поворота, но и не очень этого хочет, поэтому все разваливается: «Не дала развиться чувству, не проявила к нему доверия». Зато благодаря таким событиям Тургенев пишет повесть «Ася». И вдруг на экране появляется привлекательная женщина, а Тургенев говорит, что видел сон с незнакомкой. На сцену выходит человек и играет на пиле, которая становится «песней любви» всей его жизни - в исполнении Джульетты Геринг. Тургенев не понимает ни слова из того, что она говорит, хотя, на радость зрителей, на экране появляются субтитры. Главный герой влюбляется без памяти - называет ее «своим ангелом» под жестокий смех ее дружков, позволяет Виардо нацепить на себя клоунский нос, спрашивая себя, зачем ему такая жестокая любовь, но ничего не может с собой сделать.

А ведь будут еще отношения с Авдотьей (играет Наталья Тингаева) и с Ольгой Тургеневой, дальней родственницей, за которую активно будут сватать ее родители. Ольга представляет из себя совершенно неразговорчивую, сутулую фигуру, прикрытую темной вуалью, за которой не видно лица, а когда главный герой ее приподнимает - обнаруживает свою маменьку. Мать Ольги играет мужчина, что только подчеркивает нелепость ситуации.

Между сценами любви Тургенева к разным женщинам врывается «баттл» нигилистов и ретроградов, который просто взрывает неторопливое течение постановки.

Нигилисты представлены теми же бунтарями XXI века - рэперами. Ретрограды же пытаются перебить их своим пением под гитару.

Вместе с реально существовавшими людьми в пьесе есть и вымышленные герои - показано объяснение между Ракитиным и Ислаевым из пьесы «Месяц в деревне», хотя Ислаев тут скорее более ревнив, надрывен, нетерпим к своему другу и истеричен, — по сравнению с оригинальным текстом. Объясняются в любви между собой Базаров и Одинцова - но они редко смотрят друг на друга, отчуждены еще больше, чем в романе, и чаще смотрят в камеру, которая снимает их крупным планом.

Но самым показательным оказалось принятие Тургенева в круг писателей. На сцену опускаются огромные фигуры Некрасова, Фета, Толстого. И среди них - такой маленький и… живой Тургенев. Потом из-за фигур выходят люди, представляющие писателей, но в масках. Они хвалят главного героя, берут на руки, повернув его в горизонтальное положение, и напевают: «Наш, наш, наш!» Но когда Тургенев умирает, на экране возникает «эффект старого кино» с точками и помехами на черном фоне. Это похоже или на космос, через который полетит душа писателя после смерти, или на то, что он увидит, как только в последний раз закроет глаза. А может, это просто означает конец.

Сверху опускаются надписи - названия его произведений и одновременно периодов его жизни, которые будут зажигаться в хаотичном порядке — как пролетают перед смертью воспоминания. А сверху опускается огромная фигура всеми узнаваемого нами Тургенева, через которую и уходит небольшой по сравнению с ним актер, сыгравший его.

Режиссер Глеб Черепанов объясняет это так: «Каждый писатель и вообще творец становится образом самого себя, даже памятником самому себе, хотя когда-то за этими образами, памятниками, фотографиями стояли живые люди».

О самой постановке он говорит:

«Любая биография - это материал для игры, для театра, для фантазии.

Мы не стремились создать документальную аутентичную историю, потому что это невозможно. Рассказать всю историю жизни человека — задача невыполнимая за два часа сценического времени, тем более рассказать жизнь такого человека. Мы хотели посмотреть на это с позиции сегодняшнего дня, сегодняшнего театра, того языка, инструментария, которым театр пользуется, показать, что Тургенев это не про вчера, не про позавчера, а именно сегодня, что это может быть остро и свежо».

Сделать спектакль понятным для всех, используя современные технологии, при этом не «снижая» его до вульгарных шуток и чудовищных небылиц, режиссеру вместе со сценаристом Марией Виткиной (которая смогла собрать мемуары, произведения и разные жанры в одну пьесу) вполне удалось, несмотря на то, что это был их первый опыт в создании проекта по биографии писателя.

«Тургенев. Сегодня!» подготовлен ФЦП «Театральная Россия» при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва», аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония». Спектакль планируют показать еще в 18 регионах Центрального федерального округа, а также сделать киноверсию.

Просмотры: 0







Сегодня, увы, программа государственной поддержки гастролей ведущих российских театров, хоть и работает на предельных оборотах, охватить все знаменитые театры и все регионы просто не в состоянии. А кроме того – по чисто техническим причинам далеко не каждый спектакль можно сыграть на неродной сцене. Для жителя российской глубинки не только в столицу выбраться проблема, но и приобрести билеты по столичным ценам. Но, как известно, если гора не идёт к Магомету, Магомет идёт к горе. Сегодня протянуть высокоскоростной интернет при желании можно, практически почти куда угодно. А нынешняя техника позволяет устроить с его помощью… трансляцию спектакля (на который и в столице не так-то легко попасть), прямо из прославленного театра в зал, ну, скажем, имеющего нужное оборудование кинотеатра, сделав стоимость билетов на столь необычный "театральный сеанс" доступной даже для пенсионеров и студентов.

На сегодняшний день в проекте принимают участие больше трех десятков российских регионов - от Калининграда до Новосибирска и от Архангельска до Краснодара. Среди театров-партнёров - МХТ им. Чехова и "Современник", театр Вахтангова и РАМТ, Маяковка и детский музыкальный театр им. Наталии Сац, питерские БДТ им. Товстоногова, театр комедии им.Акимова и "Зазеркалье".

Как и каждый жизнелюбивый проект, "Театральная Россия" осваивает новые форматы. И самым заманчивым, как нетрудно догадаться, стало создание собственных постановок с участием популярных актёров. "Тургенев. Сегодня!", премьеру которого сыграли в феврале на сцене театра им. Вл. Маковского, стал первой ласточкой. Режиссёра Глеба Черепанова увлекла идея рассказать о жизни и творчестве великого русского писателя средствами биографической драмы.

Жанр этот в последнее время пользуется у отечественного зрителя особой любовью: личности, талантом которых строилась русская история и русская культура слишком долго пребывали в состоянии бронзовых монументов, перед которыми можно только благоговеть. Не потому ли так часто классика не находит пути к сердцу читателя, что он воспринимает автора лишь как параграф из учебника литературы? И не потому ли так сильно стремление всмотреться в их
судьбы повнимательней, увидеть в них живых людей, которые любили и страдали, испытывали страх и восторг, совершали ошибки и подвиги.

Обращение к фигуре Ивана Сергеевича Тургенева - романиста и поэта, драматурга, публициста и переводчика - более чем закономерно: 2018 год проходит под знаком 200-летия писателя. В основу спектакля легли письма и воспоминания как самого Ивана Сергеевича, так и его родных, близких и друзей. Детство, прошедшее в тени властолюбивой, неласковой матери. Метания отрочества и драма первой юношеской влюбленности. Первые литературные опыты и поиски своего пути в творчестве. А поскольку жизнь писателя так или иначе отражается в том, что выходит из-под его пера - окружающие вольно или невольно перемещаются из пространства жизни в пространство литературы - органичным продолжением биографической линии стали фрагменты из самых знаменитых произведений - "Ася", "Отцы и дети", "Месяц в деревне", "Дворянское гнездо".

Фото: Дмитрий Коробейников

Каждая в свой час, на сцене возникнут женщины, оставившие неизгладимый след в судьбе Тургенева: суровая и деспотичная Варвара Петровна, матушка писателя, с которой списана жестокая барыня из рассказа "Муму", юная княжна-поэтесса Екатерина Шаховская, ставшая прообразом героини в повести "Первая любовь", романтичная и восторженная Татьяна Бакунина, которой обязан своим появлением знаменитый романс "Утро туманное, утро седое", и страстная, манящая своей неистребимой женственностью Полина Виардо, и великая драматическая актриса Мария Савина - последняя любовь Ивана Сергеевича. Долгая, трудная, горькая и счастливая жизнь великого писателя отразится в сегодняшнем дне, и зритель получит право самому ответить на вопрос, насколько созвучен Тургенев стремительному и безжалостному XXI веку.

В спектакле заняты артисты московских театров: Любовь Руденко, Анатолий Руденко, Андрей Болсунов, Елена Дудина, Джульетта Геринг, Денис Дёмин, Анастасия Спектор, Василиса Кузьмина и выпускники Московской театральной школы Олега Табакова. "Тургенев. Сегодня!" уже начал своё путешествие по городам и весям России: он включён в программу Тургеневского театрального фестиваля, который завершится 9 ноября, в день рождения писателя. В день юбилея спектакль будет транслироваться во всех городах, являющихся партнёрами проекта "Театральная Россия".

Фото: Дмитрий Коробейников

Вчера была на спектакле "Отцы и дети". Понравилось абсолютно все: игра актеров, которые даже не играют, а проживают жизни своих героев, декорации, была передана атмосфера того времени. Смотрелось на одном дыхании. В зале было много школьников, удачи им на экзамене.

Наталья Башкатова, 46 лет, 27 апреля 2019

«Отцы и дети» - прекрасный спектакль! Я в полном восторге! Три часа пролетели мгновенно, а в конце спектакля я расплакалась. Игра актёров, декорации, костюмы, музыкальное оформление, свет и сама постановка - всё потрясающе и очень органично! Большое спасибо режиссеру и актёрам за такое чудо. Словами не описать, это нужно видеть. А как переданы образы родителей Базарова и Кирсанова, их безмерная любовь к своим сыновьям! В 16 лет я была влюблена в Базарова, теперь-то, спустя 30 лет, понимаю почему. Спасибо г-ну Коротаеву, вот именно таким Базаровым я была увлечена. Ходила с дочкой 13 лет, она смотрела не отрываясь. Ей очень понравились Фенечка и Арина Власьевна. Спектакль «Отцы и дети» МХАТ им.Горького категорически рекомендую. Обязательно приходите сами и приводите детей!

Валентина, 60 лет, 10 марта 2019

Я люблю ваш театр. За лучший в Москве репертуар, за тонкое понимание классики, за всегда прекрасное музыкальное оформление спектаклей. И вот премьера!- "Отцы и дети"! В год 200летия великого писателя. Спасибо МХАТ за еще один замечательный спектакль!

Ольга 46 лет

Я посещаю МХАТ довольно давно, но спектакль "Отцы и дети", который посмотрела 31 января, считаю одним из лучших. Атмосфера на сцене абсолютно тургеневская, забываешь о том, что живешь в 21 веке и как-будто на машине времени окунаешься в век 19. Спасибо режиссеру-постановщику за такое совершенство и любовь к Тургеневу. Актеры на сцене были единым ансамблем, а лучшего Базарова в исполнении Коротаева я не встречала. Это было идеально. Очень талантливо, художественно и достоверно. Получила необыкновенное удовольствие от спектакля и желание вновь прийти снова. И еще... очень хотелось бы когда-нибудь увидеть на сцене МХАТа "Завтрак у предводителя" по Тургеневу.

Анна, 26 лет

Выражаю огромную благодарность театру за постановку этого гениального творения Ивана Сергеевича Тургенева! Не верила, что так талантливо и так здорово можно передать самую суть произведения на театральной сцене! Я ошибалась – спектакль просто превзошел все мои ожидания. Это гениально, и точка. Некоторые сцены пробирали просто до мурашек, настолько отчетливо я узнавала в них себя, "детей" и "отцов" со стороны... Становилось стыдно за какие-то поступки по отношению к старшему поколению. В конце на глазах выступили слезы... Не ожидала от себя такого. Отдельная благодарность актеру Николаю Коротаеву – его Базаров безупречен!

Мила, 34 года

Сегодня я посетила премьеру постановки "Отцы и дети". Я очень редко пишу отзывы, но сейчас не смогла сдержаться. Спектакль замечательный, актеры играли потрясающе, но отзыв не об этом. Меня очень тронула игра Андрея Вячеславовича Зайкова, который исполнил роль отца Базарова. Сказать, что я восхищена – это ничего не сказать. Я просто не могу подобрать слова, которые бы описали мое восхищение. Это было настолько точно, тонко и пронзительно... Браво, Маэстро! Я еще раз обязательно приду в ваш театр, и обязательно на спектакли с Андреем Вячеславовичем. Спасибо вам за такие эмоции.

Елена

Вчера ребенок ходил с классом на спектакль "Отцы и дети". Мало того, что удивительное единодушие среди современных подростков – все просто супер! – там еще идеально передана атмосфера, декорации, костюмы, в общем полное погружение в 60 годы XIX века. Вечная тема, классическое произведение, которую современный отечественный театр не только не испортил, но и сохранил и превзошел в плане эмоциональной подачи. Я давно не видела такого, в хорошем смысле слова, шокирующего влияния произведения на своего "умудренного" подростка и ее ровесников. Очень рада за МХАТ и детей, которые посмотрят этот спектакль. Вы просто молодцы!

Мария К., 1 октября 2018

Мы были с сыном десятиклассником, и таких ребят было много! Они как раз проходят это произведение в школе. Спектакль отличный: актеры, костюмы, декорации!!! Спасибо!

Кристина, 30 сентября 2018

Хотела рассказать про спектакль «Отцы и дети»! Между прочим, премьера! Но лучше сходите и прочувствуйте все сами. Игра актеров, декорации, музыкальное сопровождение, свет!.. Восторг! Постановка, ну очень атмосферная! И если вы найдете время и попадете на этот спектакль, точно не пожалеете.

Татьяна Ц., 30 сентября 2018

Спектакль «Отцы и дети» И.С. Тургенева заставил философски задуматься. Главная тема – конфликт мировоззрений – сегодня так же актуальна. Базаров является представителем поколения Y, отцы – поколения X. Что говорит Y: «Недостаток честных. Чиновники берут взятки. Уважать себя и не покоряться. Кто злится на свою боль, тот непременно ее победит». X отвечает: «Человек без принципов – безнравственный пустой человек». Вечное противостояние иллюзий и реальности.

29 сентября 2018

Браво МХАТ! Низкий поклон за классику и традиции! Не нафталин, а чистый восторг и упоение!

Галина, 39 лет

Благодарю МХАТ им. М. Горького, актеров, постановщиков за великолепный спектакль "Отцы и дети". Спасибо, что есть таки постановки от души и для души.

Мария

Продолжаем театральный сезон... Спектакль замечательный. С отличными декорациями, костюмами, продуманными образами. А какой получился Базаров! Яркий, с горящими глазами, с сильным голосом. Такой вполне может повести за собой, став главным пассионарием целого народа. Этот же актер 1,5 недели назад был для нас Михелем Голландцем в «Сокровищах Петера». На самом деле, ставить спектакль по этой книге – задача непосильная. Ведь сюжет отступает на второй план, предлагая задуматься над вечными вопросами об отношении поколений, о любви, дружбе, смерти. А значит, большая часть времени уходит на разговоры. Но МХАТ им. М. Горького виртуозно выходит из положения, вращая круг сцены и предлагая нам картину из трех домов: братьев Кирсановых, Одинцовой и родителей Базарова. А самое главное – премьера только сегодня вечером, получается, мы неожиданно стали первыми зрителями. Спасибо театру за этот вечер!..

Полина

Вчера ходили в МХАТ им. М. Горького на новую постановку старой доброй классики «Отцы и дети». Ушла я со слезами на глазах, и хотелось смотреть и смотреть дальше. Это просто великолепно. Тургенева я читала однажды в школе, и конечно это было иное восприятие и понимание, слишком много там глубинных смыслов, еще неведомых ребенку, но посмотрев спустя столько лет после прочтения во взрослом возрасте, я вспомнила сразу же и Базарова, и чудную Фенечку, и Кирсановых, и Базаровых. Декорации, прекрасные костюмы, свет, талантище актеров так точно воспроизвели написанное автором! Просто великолепно!!! Всем рекомендую!!! Особо шикарен, конечно, Евгений Базаров, сыгранный Коротаевым, бесподобно! Браво!

Екатерина С.

Премьерный спектакль "Отцы и дети"! Постановка, актеры, декорации, музыка, атмосфера – идеально! Николай Коротаев (Базаров) – огонь!!!

Арина

Премьерный спектакль «Отцы и дети» в МХАТ им. М. Горького. Первое знакомство с этим театром. Обязательно в него вернусь, и не раз! Спасибо актерам за подаренные эмоции.

Александра Б.

В МХАТ им. М. Горького нам довелось посмотреть премьерный спектакль «Отцы и дети»… Такие эмоции! Такие мысли! Собственная никчемность, не востребованность отходит на самый задний план, стоит лишь взглянуть в любящие глаза родителей! Ты – их мир! Их жажда, их трепет, их боль... Игра актеров, представляющих старшее поколение, она... «дорогая», очень так «по-МХАТовски». Декорации музейные, меняющиеся, запах дерева и табака... Костюмы! Браво художнику по костюмам! Да здравствует классика!..

Елена Радужная

Здравствуйте все, кто любит театр так, как люблю его я! Очень хочется написать добрые слова в адрес режиссера и актеров, подаривших столько положительных эмоций после просмотра пьесы Тургенева "Отцы и дети". Рада, что пригласила с собой своих друзей именно на этот спектакль. Тема, которую мы знаем из школьной программы, была подана так органично, душевно, а главное – современно, что она воспринималась свежо и интересно. Игра актеров подкупает, декорации и костюмы восхищают, подбор музыки изумляет. Кто-то из великих сказал, что на сцене лучше недо…, чем пере... Здесь же все было в меру! Культура подачи и изысканный вкус в каждой детали! Удивляла даже игра света, которая как-то по особенному влияла на восприятие диалогов. Во всем продуманность и высочайший профессионализм! За такой достойный труд хочется сказать всей творческой команде ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Навсегда остаемся вашими благодарными зрителями и искренними поклонниками.

Вера, 64 года

Отличный премьерный спектакль "Отцы и дети ". Новое прочтение романа Тургенева. После премьеры специально перечитала "Российскую историческую мозаику", где дано описание чинов, титулов и званий Российской империи. И еще раз убедилась в ошибочности трактовки образа Базарова как представителя разночинцев. Базаров - сын штаб-лекаря, а это гражданский чин военного ведомства 8 класса, следовательно, отец Базарова стал потомственным дворянином и женат он был на дворянке. Аристократ Кирсанов мог вызвать на дуэль только дворянина. Всем здоровья и успехов в жизни.

Игорь Валентинович Тимошин, 48 лет

После премьеры спектакля «Отцы и дети» мы с супругой полны впечатлений, и я спешу поблагодарить театр за подаренную нам радость! Спектакль замечательный! Восторг и восхищение вызывают артисты, каждый из них!.. Сыграно трогательно, изумительно!!! Актеры заставили сострадать, сопереживать все происходящее в пьесе. И это было прекрасно! Прошу передать всем им слова нашей зрительской благодарности и огромной симпатии. Не могу не сказать о Николае Коротаеве, блестяще сыгравшем роль Базарова. Стало понятно, что перед нами действительно очень сильный актер, а ведь он только в прошлом году закончил театральный вуз!.. Как же изумительно он сыграл Базарова! Весь спектакль, как на одном дыхании. А его монолог в финале! Вот это было уже абсолютно восхитительно!.. Браво и спасибо талантливому режиссеру-постановщику Александру Ивановичу Дмитриеву! Браво ответственному за костюмы, они все прекрасны! Видно, сколько труда и таланта вложено в этот спектакль. Что ж, браво! Браво! Браво!