Туры окаянные или что такое овербукинг. Что такое овербукинг авиабилетов

Если дословно переводить овербукинг с английского overbooking, то это перебронирование — случаи, когда авиакомпания продает больше авиабилетов, чем мест в самолете. Авиакомпании пользуются тем, что на рейс приходит меньше людей, чем продано билетов, и продают авиабилеты с запасом, чтобы самолет улетел полностью заполненным.

Стоит отметить, что бывает технический овербукинг, когда авиакомпания вынуждена заменить самолет на менее вместительный и часть пассажиров вынуждена ждать следующий самолет.

Это законно?

За рубежом большинство крупных авиакомпаний продают билетов больше, чем количество мест в самолете. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) признает овербукинг и регламентирует действия пассажиров и авиакомпаний. Пассажирам, которым не хватило мест в самолете, авиакомпании выплачивают компенсации и сажают на ближайший рейс. Часто сотрудники авиакомпаний спрашивают пассажиров, кто готов полететь следующим рейсом за вознаграждение: денежная компенсация, бесплатные авиабилеты или бонусы милями.

Овербукинг в России В России овербукинг не регулируется. С 2015 года идет обсуждение прав пассажиров и обязанностей авиакомпаний. До сих пор никаких официальных поправок в ФАПы (федеральные авиационные правила) не вносились.

Как узнать, что у вас овербукинг

Как правило, при овербукинге система онлайн регистрации не дает выбрать места и не предоставляет посадочный талон. Таким образом пассажир не может онлайн зарегистрироваться на свой рейс ни через сайт авиакомпании, ни с помощью мобильного приложения. Рекомендуем в таком случае сразу звонить в авиакомпанию и выяснять причину, а не ждать дня вылета. Однако точно узнать об овербукинге можно только в аэропорту на стойке регистрации авиакомпании.

Что делать при овербукинге

Главное не паниковать и не скандалить. Если вас не могут посадить на рейсы на территории Европы или США, вам выплатят компенсацию от 125 до 600 евро и отправят в полет ближайшим самолетом, где есть свободные места. Просите дополнительных бонусов: некоторые авиакомпании предлагают бесплатное повышение класса обслуживания, например, пересаживают в бизнес-класс.

В России овербукинг не запрещен законом, но о нем не любят говорить авиакомпании. Обычно сотрудники на стойках регистрации сообщают, что вы не можете улететь по «техническим причинам». Только в редких случаях сотрудники авиакомпаний признают, что случился овербукинг. В любом случае, авиакомпания признает, что задержка вылета случилась по ее вине.

В случае овербукинга на территории России вас должны посадить на ближайший рейс. Также вы можете возместить полную стоимость билета и отказаться от рейса. Авиакомпании обязаны предоставлять горячее питание, если рейс задержан на 4 часа, и гостиницу, если задержка на 6 часов ночью или 8 часов днем. Т.е. овербукинг по российским законам можно понимать как задержку рейса по вине авиакомпании.

Однако, в настоящее время в России не установлена ответственность авиакомпаний по возвращению платы за перелет в случае отказа пассажиру в посадке на рейс из-за отсутствия посадочных мест в самолете. Именно поэтому, в сентябре 2017 года в Госдуму внесен законопроект, обязывающий авиакомпании вернуть десятикратную стоимость авиабилета в случае, если пассажир не сможет улететь из-за овербукинга.

На днях социальные сети потрясло видео, снятое 9 апреля на борту лайнера американской авиакомпании , на котором видно, как охрана силой выводит из салона пассажира, не желающего покинуть свое место в переполненном самолете. По данным СМИ, а также со слов других пассажиров данного рейса, мужчина отказался покинуть самолет после того, как представители компании предложили четверым добровольцам отказаться от своих мест в пользу сотрудников авиакомпании за компенсацию в 800 долларов. Официальная причина заключалась в переполненности салона.

1 /1


Когда добровольцев не нашлось, компания сама выбрала тех, кого предстояло снять с рейса, но один из пассажиров – врач из Кентукки – отказался выходить, на что компания отреагировала, вызвав охрану, которая силой вывела сопротивляющегося мужчину из самолета.

К сожалению, подобные ситуации, когда билетов продано больше, чем фактически есть мест в самолете, далеко не редкость. И хорошо, если разрешить такой казус удается мирным путем, или если компания идет навстречу клиентам и предлагает альтернативные варианты. А если нет? Именно поэтому каждому туристу стоит знать, что же такое овербукинг и как нужно действовать, если вы окажетесь в подобной ситуации.

Овербукинг. Что это такое и в чем причина?

Овербукинг (от англ. оverbooking – сверхбронирование) – это когда на рейс регистрируется больше пассажиров, чем может вместить самолет.

Чаще всего такое малоприятное явление возникает, если самолет в последний момент заменяют на менее вместительный борт (например, по техническим причинам), а все места уже проданы в расчете на больший салон. Еще одна причина – компании продают места «с запасом» на случай, если пассажиры, купившие билеты по самому дешевому тарифу, внезапно откажутся от них. Тут все понятно: сдавать такие билеты нет смысла, а компании просто не выгодны рейсы с полупустыми самолетами, вот и выходят из положения.

Но какая бы ни была причина, пассажир вправе требовать справедливости. Ведь даже если компания предлагает какие-либо бонусы в качестве альтернативы, для многих потеря времени в аэропорту в ожидании следующего вылета может быть существенным неудобством.

Итак, если вас отказываются сажать на борт, мотивируя это переполненностью салона, вы имеете право:

  • Потребовать компенсацию. Ее сумма зависит от длительности ожидания следующего рейса, и от дальности вашего перелета. Так, для , других украинских авиакомпаний, а также для тех, которые зарегистрированы в ЕС или выполняют рейсы из аэропортов на территории Евросоюза, компенсация такова: для полетов до 1 500 км - 250 евро; от 1 500 до 3 500 км - 400 евро; 600 евро для полетов дальностью более 3 500 км.
  • Авиакомпания также имеет право снизить размер компенсации на 50%, если пассажиру предлагают заменить его рейс на альтернативный. При этом время прибытия нового рейса не должно превышать запланированного на 2 часа для рейсов дальностью до 1500 км, на 3 часа для рейсов дальностью от 1500 до 3500 км, и на 4 часа для рейсов дальностью свыше 3500 км.
  • Чуть иначе обстоят дела в Штатах. Там, если вы ждете в аэропорту менее часа, или если новый рейс прибывает с опозданием в 1 час по сравнению с временем прежнего билета, компенсация вообще не предусмотрена. А вот если вы ждете 1-2 часа (и до 4 часов для международных рейсов), то вам должны выплатить компенсацию в размере 200 долларов.
  • Вы вправе требовать у авиакомпании повышение класса обслуживания при замене рейса, талоны на еду и связь и, в случае долгой задержки рейса, бесплатный номер в гостинице.

Обязанности компании:

  • В случае овербукинга, сотрудник авиакомпании на стойке регистрации должен поставить в ваш билет отметку, которая свидетельствует об отказе в регистрации из-за отсутствия мест на борту.
  • Если вы покупали билет на регулярный рейс, компания должна вернуть вам его стоимость или хотя бы предложить альтернативные варианты вылета на другое время/дату.
  • Даже выплатив вам компенсацию, компания все еще обязана доставить вас к месту назначения ближайшим рейсом и/или предоставить льготные услуги (питание, отель и т.д.).
  • Если новый рейс вылетает на следующий день, компания обязана предоставить пассажирам номер в отеле, питание и трансфер «аэропорт-отель-аэропорт».
  • Компенсация предусмотрена и за понижение класса с бизнеса до эконома при бронировании нового билета в течение 7 дней (30% тарифа для рейса длиной 1500 км, 50% для рейсов на 1500-3500 и 75% для рейсов длиной от 3500 км).
  • Американские авиакомпании обязаны выплатить компенсацию в размере двукратной стоимости полета в один конец (но не более 675 долларов), если пассажир был доставлен к месту назначения с опозданием в 1-2 часа от запланированного. В случае опоздания более 2 часов (более 4х для международных рейсов), вам положена компенсация в размере четырехкратного тарифа в один конец, но не больше 1350 долларов.
  • Если вы летите с авиакомпанией Евросоюза, они обязаны выплатить вам компенсацию в размере не менее 125 евро (максимум 600, зависимо от расстояния), даже если вам нашли рейс на замену.

Или наоборот, получить испорченный отпуск и много других проблем. Поэтому важно хорошо понимать с чем вы можете столкнуться в путешествии и как из любых трудностей получить выгоду.

Но давайте по порядку.

Овербукинг – своеобразное иностранное слово, которое буквально обозначает «сверхбронирование» или «перепродажа». Отцом понятия «овербукинг» считается профессор Джулиан Саймон, который первым экономически обосновал идею, согласно которой отказ авиакомпании от перевозки становился выгодной для авиакомпании сделкой. Авиакомпания при этом получает сверхприбыли от не пришедших пассажиров. За несколько десятилетий овербукинг принес экономике США более 100 млрд долларов.

В 1976 году дело по овербукингу слушалось в Верховном суде США, который постановил, что федеральное законодательство в этом вопросе соответствует Конституции, но авиакомпании, прежде чем отказать какому-то пассажиру, обязаны поискать добровольца.

Овербукинг встречается чаще, чем можно было бы подумать. И турфирмы продают больше туров, и отели продают больше мест, но в данной статье я расскажу именно об авиакомпаниях, которые продают больше авиабилетов.

Причины, по которым это происходит:

Плановый овербукинг . Статистика показывает, что на любой рейс приходит пассажиров меньше, чем продано авиабилетов. Довольно часто (не афишируя) авиакомпании по этой причине продают больше билетов, чем есть на рейсе.

Ситуативный овербукинг . Каждый самолет проходит тщательную проверку перед полётом. Некоторые самолеты снимаются с рейса и их заменяют на другое воздушное судно, порой меньшей вместимости.
Некоторых пассажиров так же могут перенести с отмененных рейсов на ваш.

Овербукинг в одном классе . При этом перепроданы авиабилеты только одного класса обслуживания - эконом или бизнес. Общее количество проданных на рейс билетов сохраняется.

Золотой овербукинг . Он происходит из-за владельцев золотых карт или VIP пассажиров, которым авиакомпания просто не может отказать.

Что же происходит при перебронировании.

Как правило, ищут пассажира, который готов не лететь этим рейсом. Это происходит или прилюдно – громко объявляют для всех пассажиров или тихо предлагают тем, кто, по их мнению, может согласиться.

Как-то раз я наблюдал подобный случай за границей. Менее минуты понадобилось на то, чтобы найти «жертву», которой заплатили примерно 15000 рублей на наши деньги за согласие перенести время вылета на следующий день.

Как-то раз и мы воспользовались случаем овербукинга в свою пользу. При вылете на рейсе авиакомпании S7 мы купили авиабилет эконом- класса, а летели в бизнес –классе.

В данном случае, просто подали самолет, в котором было перепродано на несколько мест больше, чем пришло пассажиров. В эконом-класс все не поместились и нескольким пассажирам, среди которых оказались и мы, предложили сесть на свободные места в бизнес-классе.

Страшное слово «овербукинг»

На первый взгляд, идея овербукинга выглядит довольно сомнительно. Представьте, что вы заранее покупаете авиабилет, собираете вещи, приезжаете в аэропорт (оплатив проезд до аэропорта самостоятельно) и выясняете, что мест в самолете нет. Каждый может представить свои эмоции…
Но многие страны поддерживают это, а значит зерно истины здесь есть. И даже не одно. Лучше всего заранее разобраться и получать от овербукинга только выгоду.

Прежде всего, необходимо понять, что авиакомпания будет искать любые пути минимизации ваших трудностей и готова вам компенсировать их в виде оплаты отеля, питания, поиска ближайших рейсов, специальных бонусных купонов и т.д.

Овербукинг есть во многих странах. Например, для авиаперевозчиков, зарегистрированных или осуществляющих полеты над территорией Евросоюза компенсация исчисляется так:

Расстояние до 1500 км 125 евро при задержке менее 2-х часов и 200 евро, если дольше.

От 1500 до 3000 км 200 евро при задержке менее 3-х часов и 400 евро, если дольше.

При дальности более 3500 км 300 евро или 600 евро, если задержка более 4-х часов.

При понижении класса обслуживания вам так же должны вернуть до 75% стоимости авиабилета.

Овербукинг в России – готовность №1.

Овербукинг в России де факто существует в большинстве авиакомпаний. Однако он носит пока несколько «дикий», неконтролируемый характер, так как в виде бизнес стратегии данная практика не прописана. Это дает большие возможности для мошенничества, особенно малыми перевозчиками, которые могут искажать в глазах пассажиров реальную ситуацию. Намеренную перепродажу авиабилетов перевозчики списывают на технические сбои программ бронирования.

В феврале 2015 года овербукинг предложил узаконить Дмитрий Медведев. Его инициатива получила неоднозначную оценку среди различных авиакомпаний и всеобщее обсуждение.

На настоящий момент обсуждение документа уже закончено и он готовится к подаче в кабмин.

По этому документу, в случае овербукинга, перевозчик будет обязан:

  • проинформировать пассажира об альтернативном варианте перевозки до пункта назначения;
  • выплатить ему компенсацию и изменить условия договора перевозки, предоставив место на другом рейсе – при согласии пассажира на альтернативный вариант;
  • выплатить ему компенсацию и вернуть уплаченную за авиабилет сумму – при несогласии пассажира на альтернативный вариант.

Как не попасть на овербукинг.

Ваши действия, чтобы избежать овербукинг, должны быть довольно простыми и логичными.

Заранее прийти в аэропорт и пройти регистрацию. После получения посадочного талона вам уже никакой овербукинг не страшен. Вы уже летите и у вас есть свои места.

Пройти электронную регистрацию . При этом, вы так же, уже имеете место и теоретически можете даже не подходить к стойке регистрации, если ваш багаж соответствует условиям ручной клади.

А если вы сдали свой багаж, то даже при добровольном согласии вам будет довольно сложно стать счастливчиком компенсации при овербукинге, так как найти его в контейнере довольно не просто.

В данном случае, как и всегда, опять выигрывают те, кто заранее пришёл в аэропорт и заранее продумал все нюансы путешествия.

Как выиграть от овербукинга?

Не думайте, что это такое уж частое событие. Быть может, особенно если вы редко летаете, вы никогда не столкнетесь с подобными проблемами.

Но опытные путешественники могут получить и выгоды от овербукинга. Вы уже читали выше, как я совершенно бесплатно поменял класс обслуживания и за 1500 рублей (я покупал билет дешевле, чем по тарифу, но это другая история) летел в бизнес классе.

Что нужно для того, чтобы вы оказались в рядах счастливчиков, которые получают компенсации, дополнительный день отдыха или обслуживание бизнес класса?

Билет брать в разгар сезона на популярное направление. Не на первый рейс. Лучший вариант, когда в день отправляется несколько рейсов. При этом есть возможность, что пассажиров будут досаживать при отмене какого-то рейса.

Приходите к стойке регистрации одним из первых (и тут выигрыш) и заранее предупредите, что вы являетесь добровольцем в случае овербукинга. Точно так же можно предупредить, что вы готовы сменить свой класс обслуживания и оставить свой телефон. Это упростит ваш поиск.

Торгуйтесь, если вы попали в число не поместившихся на рейс. Конечно же, авиакомпания постарается минимизировать свои издержки. Ей дешевле дать ваучер на премиальный полет на свои рейсы на большую сумму, чем расстаться с деньгами. Но вы знаете минимальные нормы. К тому же, требуйте повышения класса обслуживания.

Овербукинг при путешествии в составе тура.

До сих пор еще остались люди, которые боятся летать самостоятельно. Если вы путешествуете по путевке, то проблем у вас будет значительно больше.

Тут есть несколько вариантов. Авиакомпания может осуществлять чартерный рейс, выкупленный туроператором, купить блок мест на регулярный рейс со скидкой или купить авиабилеты на обычный регулярный рейс.

Как-то раз я помогал девушкам, которые не попали на пересадочный рейс в Куала-Лумпуре, следуя в составе тура. К сожалению, я подключился уже по прибытию и было, конечно, намного сложнее. Всегда лучше действовать своевременно.

Что нужно помнить в этом случае:

При отправлении вы можете расторгнуть договор и потребовать возврата полной стоимости путевки. Как правило, этого пытается избежать любая туристическая фирма.

При возвращении – это крайне неприятный вариант. Принимающая сторона, скорее всего, полностью умоет руки, благополучно доставив вас в аэропорт. Она может вступить в переговоры с туроператором, требуя от него оплаты рейса, проживания, питания во время ожидания. Как правило, это происходит не часто и довольно вяло. Скорее всего вам придется самим решать эти проблемы.

Сохраните все чеки , чтобы в последующем их предъявить, запишите все названия авиакомпаний и имена лиц, с которыми общались и т.д.

Желаю вам успешных и выгодных полетов по всему миру!
Оставляйте ваши комментарии и вопросы внизу этой статьи.

В России обсуждается возможность принятия закона об овербукинге. Если точнее, вероятно, в ближайшем будущем овербукинг будет разделен на добровольный и вынужденный. В настоящее время такая перспектива представляет собой только предложением Минтранса. Однако, если законопроект найдет поддержку, то он будет отражен в Федеральных авиационных правилах.

Что же такое овербукинг?

Для тех, кто хотя бы немного знаком с английским, понятно, что буквально, это сверх-бронирование. То есть, этот термин обозначает ситуацию, когда на одно место продано два или более авиабилетов. Но пугаться не нужно, давайте разберемся во всем более тщательно.

Авиакомпании располагают точной статистикой отказов от перелета по каждому рейсу и направлению. На основании этих данных можно сделать выводы, когда пассажир рискует оказаться на борту лишним, а когда овербукинг вполне допустим. Если сотрудники авиакомпании достаточно профессиональны и опытны, чтобы грамотно управлять рисками, то вынужденные отказы будут сведены к минимуму - один на 10 000 рейсов. Но указанная статистика не включает в себя добровольные отказы, то есть, согласие пассажира подождать следующий авиарейс. А в качестве компенсации за ожидание получить приятный бонус, например, повышение класса обслуживания. Такая практика нашла широкое применение за рубежом, на тех маршрутах, где самолеты отправляются каждые два-три часа.

Минтранс предлагает узаконить овербукинг в России, поскольку до сих пор он не регулируется, но, фактически, существует. То есть, сейчас пассажиры, оказавшиеся «лишними» законодательно никак не защищены. Но при этом, они, разумеется, вправе требовать компенсацию, в том числе, в судебном порядке.

Что касается условий добровольного отказа, Минтранс считает, что размер компенсации должен быть не меньше стоимости самого авиабилета. При этом, авиакомпания не избавляется от других обязательств перед пассажиром, актуальных при отмене или задержке рейса. То есть, компания также будет обязана предоставить питание, трансфер, жилье и т.д.

Кроме того, некоторые категории пассажиров вошли в список, к которым не применим овербукинг. Это беременные женщины, инвалиды и пассажиры с детьми. А также пассажиры, совершающие перелет стыковочным рейсам. Ни тех, ни других авиакомпания не будет иметь права ссадить с рейса с предложением подождать следующего.

На самом деле, права пассажиров прописаны Минтрансом довольно слабо. Есть много моментов, которые придется дорабатывать или менять. Но, пожалуй, законодательно закрепленные нормы все же хоть как-то урегулируют ситуацию. Поскольку, и сейчас российские авиакомпании вполне успешно продают лишние авиабилеты, мотивируя в случае чего сложившуюся ситуацию техническим сбоем. За рубежом, например, многие авиакомпании перед рейсом честно объявляют, что билетов продано больше, чем мест и спрашивают, кто согласен подождать следующего вылета.

Так что, в каких-то случаях, если вы не особенно торопитесь, овербукинг может стать приятным дополнением путешествия, если будет закреплен законодательно. Авиакомпания компенсирует задержку, предоставит отель и питание. Вам останется только погулять по городу, осмотреть достопримечательности, если повезет и будет достаточно времени для следующего рейса. Чтобы, напротив, исключить риск попадания в овербукинг, старайтесь всегда регистрироваться онлайн. Либо, если нет такой возможности, приезжать на регистрацию в числе первых пассажиров.

UPD от 14.01.2016 . Закон об овербукинге будет принят не ранее 2017 года. К такому выводу пришли в результате очередного обсуждения законопроекта в Министерстве Транспорта.

Авиабилеты из Москвы

Куда Дата вылета Дата возвращения Авиакомпания Найти билет

Адлер

Барселона

Бангкок

Дубай

Пхукет

Стамбул

Париж