У-Син: теория пяти элементов в нашей жизни. Психофизическое развитие человека через систему «Пяти первоэлементов»

Основой мировоззрения жителей восточных стран испокон веков была дуалистическая космогоническая концепция существования двух противоположных сил - ИНЬ и ЯН, возникших из первоначально единой энергии ЦИ. Это произошло под действием первоматерии «ТАЙЦЗИ» (буквальное значение - «Великий Предел»).

В результате «сгущения» Ци возникло разделение на светлые и легкие ЯН-ЦИ, поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные и тяжелые ИНЬ-ЦИ, опустившиеся вниз и образовавшие Землю.
Чередование Инь (пассивной силы) и Ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: ночь и день; утро и вечер; зима и лето; холод и тепло; бодрствование и сон; вдох и выдох и т. д.

Взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов (первоначал, первостихий), которые являются основой всех вещей и состояний природы:
ВОДУ, ОГОНЬ, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЮ, МЕТАЛЛ.
Стоит упразднить одно (первоначало), и жизнь станет невозможна.

Такое представление и сформировало концепцию «У-СИН», согласно которой все явления во Вселенной находятся в постоянном движении: земля - это почва для растений; вода - питание для растений и животных; огонь - тепло для всего живого; дерево - питание для животных и т. д.

Если обратить внимание на взаимосвязанные циклические явления, как в природе, так и в организме человека: ночь - день, утро - вечер, зима - лето, холод - тепло, бодрствование - сон, вдох - выдох, систола - диастола, то в этих циклах можно отметить одинаковые фазы.

Каждый из этих циклов состоит из четырех последовательных состояний:
1. Рождение (возрастание) соответствует утру, весне и т.д.
2. Максимальная активность (кульминация) соответствует полдню, лету и т.д.
3. Упадок (разрушение) соответствует вечеру, осени и т.д.
4. Минимальная активность (покой) соответствует ночи, зиме.
ДЕРЕВО - символ рождения, возрастания.
ОГОНЬ - символ максимальной активности.
МЕТАЛЛ - символ упадка.
ВОДА - символ минимальной активности.

К этим символам или элементам добавляют еще один - пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент - ЗЕМЛЯ, ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле.

Данные элементы способствуют лучшему пониманию взаимодействия сил, функционирующих в природе, дают возможность объяснить существующие связи.
Основным положением теории У-Син, имеющим практическое значение, является вывод о том, что между пятью элементами существуют связи, подчиняющиеся теории Инь-Ян. Эти связи представлены в виде двух противоположностей: созидающая (стимулирующая) и деструктивная (тормозящая).
Первоэлементы одновременно взаимопорождают и взаимопреодолевают друг друга.
Последовательность взаимопорождения первоэлементов: дерево порождает огонь; огонь порождает землю; земля порождает металл: металл порождает воду; вода порождает дерево и так далее. Цикл взаимопорождений замыкается в бесконечности.

Последовательность взаимопреодоления первоэлементов другая: Вода преодолевает Огонь; Огонь преодолевает Металл, Металл преодолевает Дерево; Дерево преодолевает Землю; Земля преодолевает Воду.

Таким образом, созидающая связь является наружной, осуществляется по кругу цикличности, а деструктивная является внутренней, осуществляется внутри круга цикличности по циклу звезды.

Поскольку созидающая связь направлена на развитие, стимулирование, возбуждение, а деструктивная - на угнетение, разрешение и торможение, то они уравновешивают друг друга аналогично силам Инь-Ян.

У-Син представляет собой систему, охваченную прямыми и обратными связями, которые обеспечивают ее сверхустойчивость. В результате воздействия какого-либо фактора извне может нарушиться какой-либо из элементов, но если при этом сохранены связи между ними, то система в результате действия прямых и обратных связей после переходного процесса придет в равновесие.

Концепция «У-син» применима для анализа не только явлений окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязей внутренних органов. а также для диагностики и лечения различных патологий.
Исходя из принципа всеобщности, эта схема организации переносится на все живые существа, объекты и процессы, в том числе и на человека. Существует соответствие между пятью элементами и каждой составной частью человека, каждой физиологической функцией. Все явления природы также находят свое соответствие пяти элементам.

В окружающем мире (макрокосме) человек является миром в миниатюре (микрокосмом), отражением вселенной и состоит из тех же пяти первоэлементов попадающих в организм с пищей. Органы взаимодействуют между собой и с окружающей средой, и каждый орган соответствует определенному первоначалу.

На основании аналогий между всеми явлениями и пятью первоэлементами теория У-СИН создала стройную картину взаимоотношений человека и природы.

В этой единой системе все взаимосвязано и взаимозависимо, все части макрокосма, а значит, и микрокосма имеют общую функциональную структуру. Эти законы и циклы полностью соответствуют процессам, реально происходящим в организме человека. Например: при болезни легких происходят энергетические нарушения в печени, а затем энергетический дисбаланс распространяется по меридианам к селезенке и т.д.

Каждому первоэлементу соответствует определенный орган:
Дерево - Печень - Желчный пузырь
Огонь - Сердце - Тонкий кишечник
Земля - Селезенка - Желудок
Металл - Легкие - толстый кишечник
Вода - Почки - Мочевой пузырь

Печень порождает сердце, сердце - селезенку, селезенка - легкие, легкие - почки, почки - печень. Такова одна из связей цикла, обеспечивающая его полную замкнутость.

По этой схеме развиваются острые заболевания и процесс выздоровления.
Но если в результате воздействия внешних факторов будут оборваны регулирующие связи, то система не сможет прийти в равновесное состояние. По этому принципу формируются устойчивые патологические состояния (хронические заболевания).

Если образуется недостаточность или избыточность тех или иных связей, возникает патология.
Характер и распространение болезни не выходит за рамки теории Инь-Ян, но динамика ее развития может быть объяснена только с точки зрения созидающих и разрушающих связей цикла пяти элементов.

Главным практическим выводом из учения «У-син» является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов («друг-враг») и находится под их влиянием. Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева;
дерево может произвести огонь;
огонь дает землю (пепел);
земля рождает металл;
металл превращается в воду (жидкость).

Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь; огонь может размягчить металл; металл может резать дерево.

Весь круг восточных медицинских учений включен в эту философскую концепцию. Понятно, что, рассматривая человека и его организм как целостную систему, восточная медицина мало занималась анатомией и физиологией (в европейском понимании), а стремилась выявить связи и взаимоотношения внутри организма, то есть его функции.

Пять первоэлементов (стихий)

Пять стихий

Число пять очень характерно для буддийской традиции.

По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, костная ткань, мышцы, кожа, кровь.

Скелет тоже состоит из пяти основных частей:

Череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в конечностях (тазовые кости воспринимаются как видоизмененные лопатки).

На руках и ногах по пять пальцев.

Позвоночник тоже делится на пять отделов:

Шейный, грудной, спинной, поясничный, тазобедренный.

Главных органов чувств – пять:

Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание.

Человек выделяет пять жидкостей:

Слизь, слюну, пот, мочу, слезы.

Потребляет пять веществ окружающей среды:

Воздух, воду, минералы, мясо, растения.

Плод в утробе на пятый месяц начинает шевелиться.

Заболевшему человеку сопутствуют пять звуков:

Кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота.

Кашель – признак деятельности легких.

Чихание – носа.

Икота – горла.

Зевота – нервов.

Отрыжка – желудка.

Пять видов темперамента:

Холерик – импульсивный тип.

Сангвиник – эмоциональный, уравновешенный.

Флегматик – жесткий, твердый.

Меланхолик – тихий.

Промежуточный – спокойный.

Этот список можно было бы продолжать довольно долго.

Система первоэлементов употребляема в любой сфере деятельности и широко применяется в восточной медицине. Благодаря классификации, отображенной в табл. 1, можно определить, в какое время года лучше заниматься лечением и профилактикой того или иного заболевания, какими вкусовыми ощущениями нужно руководствоваться при определении диеты, какое эмоциональное состояние нужно поддерживать и так далее (рис. 5). При нарушении, проявляющемся на одном из уровней, необходимо найти, дисбалансом какой стихии оно вызвано, затем определить необходимую для усиления стихию. Далее, благодаря эмоциям, вкусам, движениям и органам, связанным с последней стихией, можно гармонизировать организм. Часто усиление самой заболевшей стихии приносит только вред, поэтому внимательно изучите циклы порождения и угнетения , описанные дальше. Используя данное соотнесение со стихиями, мы можем анализировать не только явления окружающего мира, но и физиологии человеческого организма, для объяснения взаимосвязи внутренних органов, а также для диагностики и лечения различных заболеваний.

Рис. 5. Пять стихий и соответствия

Таблица 1

Земля и Вода являются основными составляющими, из которых создан окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования. Все пять первоэлементов (Огонь, Металл, Дерево, Почва, Вода) находятся в циклической взаимосвязи, чем объясняются функциональные процессы, происходящие в мире, а также в человеческой жизни. Модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации – от вращения планет до работы внутренних органов.

Графически взаимосвязь пяти элементов можно изобразить звездой или крестом (рис. 6). Обычно звездой обозначают элементы микрокосмоса, – то есть человеческого мира, а крестом с центром – макрокосмос, или элементы внешнего мира.

Рис. 6. Взаимозависимость пяти первоэлементов и органов

Пять первоэлементов можно спроецировать на мир природы и мир человека, на любую область знания или деятельности.

В каждом из пяти первоэлементов сохраняется закон Инь-Ян. Если говорить об органах, то в каждом элементе присутствует плотный орган – Инь и полый (или пустой) – Ян.

Например: печень и желчный пузырь относятся к элементу Дерево, при этом печень – Инь Дерева, а желчный пузырь – Ян Дерева.

Органы и соответствующие им стихии находятся в оппозиции друг к другу:

Вода (почки) – к Огню (сердце)

Дерево (печень) – к Почве (селезенка)

Огонь (сердце) – к Металлу (легкие)

Почва (селезенка) – к Воде (почки)

Металл (легкие) – к Дереву (печень)

Каждый из первоэлементов связан с другими и продуктивными (созидающими), и разрушительными (подавляющими) процессами. Стихии могут стимулировать или угнетать друг друга.

Пять первоэлементов и человеческая культура сплетены между собой сложной паутиной. В соответствии с принципами взаимоотношения стихий велись государственные и общественные дела, строились дома и города, определялось время свадеб и зачатий, время посева и жатвы, и также совершенствовались методы сохранения здоровья. Пять фаз определяют стадии превращения, модели расширения и сжатия, преумножения и упадка. Человек в ходе своей жизни проходит циклы, подобные временам года, начиная с рождения и заканчивая смертью.

Кроме того, фазы описывают процесс повседневного существования человека:

Наша целостность зависит от пропорции и ритма каждой из пяти фаз внутри нас, регулирующих бодрствование и сон, активность и отдых, возбуждение и торможение.

Все стихии тесно взаимодействуют друг с другом.

В процессах, происходящих в природе и космосе, индивидуальные свойства стихий играют гораздо меньшую роль, чем процессы, происходящие между ними.

В любом жизненном процессе стихии создают, уравновешивают и сдерживают друг друга.

Из книги Управляемые сны автора Мир Елена

Пять стихий и их влияние на жизнь человека «На Востоке запрещается спать днем. Считается, что духи стихий в дневное время не охраняют душу, и она может попасть в опасные зоны». Т. Антонова, «Оккультные законы эволюции» Астральный мир, куда вы попадаете в своих сновидениях,

Из книги Пифагор. Том I [Жизнь как Учение] автора Бязырев Георгий

ПЯТЬ СИММЕТРИЧНЫХ ТЕЛ И ПЯТЬ ПЕРВОЭЛЕМЕНТОВ Здесь учитель симметрии Говорил, гладя чуб,Что огонь - это тетра, А Земля - это куб…В Школе Правого Глаза жрецы учили неофитов, что физический мир состоит из пяти элементов - эфира, воздуха, огня, воды и земли. Каждому из этих

Из книги Весь фэн-шуй из первых рук. Советы китайского мастера автора Жун Цай Ци

Пять стихий Чтобы определить состояние фэн-шуй в своем доме, человек должен обладать как можно более полным знанием о влиянии различных стихий на его жизнь. Рис. 8. Четыре небесных бога Круг порождения стихий (элементов): Огонь порождает Землю (пепел); Земля – Металл

Из книги Аюрведа для начинающих. Древнейшая наука самоисцеления и долголетия автора Лад Васант

ПЯТЬ СТИХИЙ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Хорошо известно, что важным фактором в практике фэн-шуй является взаимодействие и гармония энергий Пяти стихий и окружающих предметов. Наш дом представляет нас и наше поведение, наши симпатии и антипатии. Часто мы можем предсказать здоровье и

Из книги Восхождение (книга 8) автора Малярчук Наталья Витальевна

ПЯТЬ СТИХИЙ СВЯЗАНЫ С ЛЮБОВЬЮ В фэн-шуй важную роль играют инь, ян, Пять стихий и багуа. Зная круг порождения по фэн-шуй, можно выбрать оптимальное для себя окружение и, конечно же, мужа или жену. Примечание: + отлично, * – нормально, = – тяжело.Это значит, что если муж по знаку

Из книги Золотые правила фэншуй. 10 простых шагов к успеху, благополучию и долголетию автора Огудин Валентин Леонидович

Глава 2. Пять первоэлементов и человек Аюрведа появилась, благодаря медитации провидцев, истинных риши. Тысячелетиями их учения передавались устно от учителя к ученику, и позже эти учения стали предметом мелодичной санскритской поэзии. Хотя многие из этих текстов были со

Из книги Новейшая энциклопедия фэн-шуй. Практический курс автора Герасимов Алексей Евгеньевич

Из книги Обрести здоровье, деньги и любовь! Вам поможет талисман Звезда Эрцгаммы автора Левшинов Андрей Алексеевич

Пять стихий Философ Чжоу Дуньи (1017–1073) в трактате Тайцзи ту иго («Объяснение чертежа Великого Предела») привел структуру китайской космоэкологии. Из Предела Небытия (Дао) – безличного праначала всего сущего, находящегося в полном покое, выделилось нечто, названное

Из книги Под защитой энергии фэн-шуй автора Коллектив авторов

Пять стихий Огонь, Вода, Дерево, Металл и Земля – вот пять стихий, первоэлементов, видов энергии, которые составляют материю любого вида, участвуют во всех ее трансмутациях. Они в различных пропорциях присутствуют в любом предмете, ландшафте или явлении природы, почти

Из книги Моделирование будущего во сне автора Мир Елена

Пять стихий фэн-шуй, их применение в диагностике и лечении

Из книги Практическое целительство. Исцеление через гармонию автора Шереметева Галина Борисовна

Звезда Эрцгаммы и пять стихий Если вы внимательно посмотрите на звезду Эрцгаммы, то заметите, что она состоит из четырех треугольников. Четыре треугольника знаменуют собой четыре стихии – Огонь, Землю, Воду и Дерево. Материал, из которого изготовлен талисман, являет

Из книги автора

Пять элементов – пять образов жизни Тот, кто знает людей – благоразумен. Знающий себя – просвещен. Побеждающий людей – силен. Побеждающий самого себя – могущественен. Знающий достаток – богат. Лао-цзы Не будет преувеличением утверждать, что центральное место в Фэн-шуй

Из книги автора

Пять стихий …В старину жили истинные люди, которые удерживали на плечах Небо и сотрясали Землю, брали и владели инь и ян, выдыхали и вдыхали чистую ци, крепко стояли на обеих ногах, сохраняя шэнь; мышцы и плоть у них как одно, потому они могли жить долго, владея Небом и

Из книги автора

Пять стихий и их влияние на жизнь человека Астральный мир, куда вы попадаете в сновидениях, зависит от того, насколько ваша душа гармонична, и какие силы главенствуют в данное время в ней. Определенное понимание стихий качественно улучшило мои сновидения. Они стали

Из книги автора

Пять стихий Число пять очень характерно для буддийской традиции.По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, костная ткань, мышцы, кожа, кровь.Скелет тоже состоит из пяти основных частей:Череп, позвоночник, лопатки, ребра, трубчатые кости в

Из книги автора

Глава 5 Характеристики стихий

Доброго времени суток, Бойцы! Пять первоэлементов, пять стихий, пять состояний материи — эти понятия знакомы практически каждому человеку. Концепция «пяти первоэлементов» пришла к нам из глубокой древности, но откуда и какой страны, неизвестно.

Скорее всего, «Первоэлементы» есть некое общемировое знание, не имеющего локального происхождения. Точно также, как алфавит, астрономия, математика, физика… Только имеющей несколько иной подход к постижению устройства окружающего мира.


Первоэлементы, если под таковыми понимать фундаментальные процессы, активно участвуют во всех явлениях природы, проявляя свою деятельность в циклах созидания и разрушения.

Вот, к примеру, одно из таких философских построений:

— если в материй преобладает первоэлемент земли, то она приобретает свойства твердого вещества;

— если в материи преобладает первоэлемент воды, то она принимает жидкое состояние;

— если в материи преобладает первоэлемент огня, то она принимает плазматическое состояние.

— если в материи преобладает первоэлемент воздуха, то она принимает газообразное состояние;

Во всех этих случаях пятый первоэлемент создает объем для существования материи.

О первоэлементах вообще. Небольшая историческая справка.

Абсолютно во всех странах — древнем Египте, Греции, Индии, Китае, Шумерах, на Руси - везде была идея о существовании «Пяти»: «пяти первоэлементов», «пяти начал», «пяти процессах», «пяти взаимодействиях», «Пяти движущих принципах», благодаря которым и возможно существование мира.

И, что интересное, названия их везде совпадают, разнится только один, носящий название то в виде «Эфира», как в Греции, то «Дерева», как в Китае, то «Пространством», как в Шумерах.

Но некоторыми качествами они всё-таки различаются… Взять, например, Древнюю Грецию. Основателем этого учения считается философ и целитель Эмпедокл, который, разрабатывая учение, дополнительно наделил каждый элемент и двумя противоположными свойствами. Именно эти две противоположности, по его представлению, и являются движущей силой материи.

По представлениям же жрецов древнего Египта, первоэлементы, выделившиеся из начального Хаоса, представлены в женском обличье. Являясь хранителями знаний ещё более древних, чем сам Египет, жрецы сумели перенести эти первоэлементы на человеческий организм, в результате чего появилось новое учение «о соках жизни», которые являются носителями этих первоначал. И именно от гармоничного баланса зависит здоровье и долголетие человека.

Но, без сомнений, больше всего об этом знали в Шумере. Как известно, они поклонялись сторонам света и «пяти стихиям». По некоторым легендам, апофеозом этих знаний должна была стать Башня, предание о которой известно каждому. Эта Башня должна была объединить четыре элемента с порождением пятого. Если это так, то такая затея несомненно привела бы к получению сверхмогущества. И неизвестно, ошибка в расчётах привело к таким последствиям, или же действительно, вмешательство Богов (?), но в дальнейшей человеческой истории до уровня таких знаний не поднималась больше ни одна цивилизация.

В Китае это учение очень сильно развилось в таком учении, как даосизм, цель которого заключалась в достижении неограниченного продления человеческой жизни путём постоянного совершенствования тела комбинированным способом «сила воли-энергетика-физический тренинг-медицинские знания-отношение к жизни». Добились ли они этой глобальной цели, неизвестно, но то, что были разработаны многие уникальные методики с положительным эффектом — это несомненно, как и то, что некоторые из них дошли до нашего времени.

И ничего мистического тут нет. Всем известно, что тот же активный образ жизни продлевает активный период человека, не позволяя раньше превратиться в развалину. Что определённого рода дыхательные практики способны изменить метаболизм тела. Что замыкая в определённой последовательности энергетические каналы, можно управлять энергетикой. Что, зная солнечно-лунные циклы, можно целенаправленно воздействовать на развитие личности. И многое другое.

Главное тут это правильное взаимодействие всего со всем, для чего, например, была разработана .

Пять первоэлементов Шоу-дао в системе подготовки воина.

В учении Шоу-Дао, пришедшей в нашу страну из Кореи и родоначальники которой, кстати, являются европейцы, пусть даже в наше время потомки этих европейцев страшно матеряться на этот счёт, также существует подобная система, что неудивительно: ведь Шоу-Дао является даосским учением и дошедшее до наших дней учение о «пяти драгоценностях» можно с успехом применять и сейчас для повышения своего общего уровня развития.

В учении Шоу-Дао есть много графических представлений этих «природных начал», но здесь я расскажу о той, где «дерево» расположено в центре, а остальные элементы по сторонам света.

Если взглянуть на такую схему непосвящённому человеку, то она ему ни о чём не скажет, но это построение, несмотря на свой кажущийся примитивизм, самая «продвинутое», так как при упорстве позволяет достичь вершин развития возможностей человека.

Первоэлемент «Вода».

«Вода» ассоциируется с гибкостью, а также пластичностью и подвижностью в суставах. Также, это воспитанное умение двигаться легко, непринуждённо и без зажимов. В принципе, всё это уже известно населению, кроме ещё одного «свойства-умения», которое есть «Аутодвижения».

Что это такое? С аутодвижениями сталкивался каждый человек, когда например, в полусне, представлял какое-нибудь движение и неожиданно оно совершалось, причём как-бы само, помимо сознания.

Но это в полусне. Чтобы очень качественно запомнить ощущения, характерные для этого рода движения, эти ощущения необходимо научиться вспоминать. Способов существует масса:

Первый способ: каждый знает, что если слегка ударить под коленную чашечку, как это делают врачи, то нога непроизвольно дёрнется. Второй способ: если встать боком к чему-нибудь вплотную, например, к стене, и через силу начать поднимать руку через сторону (стена должна мешать), то через некоторое время, спустя минуту-две такого непрерывного давления на стену, отойдя или повернувшись, чтобы стена уже не мешала, рука как-бы сама собой поднимется на некоторый уровень. Третий способ: это использование , мгновенно погружающий сознание в нужное состояние.

Существует больше сотни упражнений, помогающих понять, что же это такое - аутодвижения. Ключевыми же факторами здесь выступают умение расслабляться и умение визуализировать движение и умение вспоминать исходящие от работающих мышц ощущения. Соединив всё это вместе, получаем тело, которое движется исключительно силой мысли, подчиняясь представляемому движению. И весь бой рукопашника может быть построен исключительно на такого рода движениях.

Методики по достижению этого умения сейчас являются практически утерянными. Тот же Вон Кью Кит, американский автор китайского происхождения, написавший ряд книг по боевым искусствам и хорошо известный в России, как-то упоминал об этом умении мастеров прошлого, но сам признавал, что не смог его освоить, поскольку «не знает всех нюансов». В Шоу-дао же, эта методика разработана до мельчайших подробностей, а освоивший её получает ключи не только к ведению боя на более высоком уровне, но и мощный инструмент для оздоровления.

«Аутодвижения» считались последователями Шоу-Дао высшим проявлением первоэлемента «воды», но чтобы их освоить и ими управлять требовались буквально десятилетия, хотя первые результаты появлялись уже после первых тренировок.
Практическое же применение этого воспитанного навыка, недооценивать нельзя. Это и умение проводить атаки «напрямую», не за действуя мозг: действует исключительно связка «зрение-тело». Это и проходящие в этом состоянии, практически мгновенно, различные болезни, омоложение организма. Это и другие интересные эффекты.

Что же касаемо тренировок, посвящённых первоэлементу «Вода», то на первых порах очень много времени уделялось наработке движений, их координации, пластичности и логической завершённости. И всё это дело под непрерывным контролем мозга, который во время тренинга обязан все движения осознавать и контролировать.

С приобретаемым опытом, когда управление движением берёт на себя уже подсознание, весь технический арсенал бойца начинает выполнятся к месту, вовремя и быстро, причём боец не знает и даже не предчувствует, какое движение выберет подсознание. И, что самое интересное, такие выбранные подсознанием движения, всегда являются самыми оптимальными.

Первоэлемент «Земля» (Металл).

Первоэлемент «Земля», он же «Камень» был представлен самыми различными комплексами форм и медитаций, которые выполнялись в движении. Характерная их особенность — это тренинг со значительным мышечным напряжением.
Эти упражнения не в манере каратистких ката или иных таолу, которые делают с мышечным напряжением по всей траектории, хотя такие элементы тоже могут присутствовать. Основная цель работы по первоэлементу «Земля», научится выходить на уровень сверхусилия. Что такое «сверхусилие», знают все: об неоднократно писалось в книгах и говорилось в телепередачах, посвящённых непознанному. Это умение поднять одной рукой автомобиль, или перепрыгнуть широкий ров, или затащить на «высоту» вдвоём пушку-«сорокопятку». Эти факты известны всем, а «ключ» проявлению этого феномена заключён в стрессовой ситуации.

Разработанный метод состоял из трёх частей: сначала, шла подготовка тела человека к будущим экстремальным нагрузкам, для чего мышцы тела заставляли работать в самых разнообразных режимах, скоростях и нагрузках. Большое внимание уделялось их работе в максимально растянутом и максимально сокращённом состояниях: параллельно ставился и контроль над мышечными судорогами.

Секрет второй части метода, заключался в медитативных упражнениях. Суть их заключалась в том, чтобы не реализовывать мышечное усилие «до конца», представляя, тем не менее, что если бы упражнение было исполнено полностью, то эффект был бы потрясающим. Например, если на дереве отрабатывался борцовский бросок через себя с прогибом, то он не реализовывался «по силе» полностью. Но, тем не менее, шло представление и чувствование, что проводя этот бросок, дерево из земли начинает выдёргиваться, а ствол изгибаться. Отсюда, в подсознание закладывается абсолютная уверенность, что проведя приём до логического конца, дерево с лёгкостью было бы выдернуто и переброшено через себя.

Таких упражнений можно придумать массу. Можно попробовать раздвигать стены в узком коридорчике. Каждый, кто хоть немного попрактикуется подобным способом, начнёт чувствовать, как от прикладываемого усилия стены начинают буквально «ходить ходуном».

Подобного рода медитативный тренинг, проводимый постоянно, позволял усыпить «сторожевые» центры мозга и убедить самого себя, в том, что ВОЗМОЖНО ВСЁ!

Третья часть частично принадлежит «огню», но применяется к «земле». Это сильная эмоция с одновременным чётким представлением действия и его цели, причём, не на уровне слов, а на уровне ощущений, без всяких там пораженчески мыслей типа «не смогу» или «у меня не получится».

Первоэлемент «Огонь».

С этим первоэлементом ассоциируются различные эмоциональные состояния. Соответственно, тренировки бойца, посвящённые «Огню» есть постановка навыка «качать эмоциональный маятник»: уметь вызвать нужную эмоцию, комбинировать их между собой, быстро переключаться с одной на другую…

Тренировочные же бои, посвящённые этому первоэлементу, выполняются сначала с тенью, умышленно разбиваемые на более короткие части с той целью, что короткий эпизод боя гораздо легче провести с максимальной эмоциональной отдачей, чем более длинный поединок.

Первоэлемент «Воздух».

Сокрытый от непосвящённых, тайный смысл первоэлемента «воздуха», тоже состоял из нескольких частей, которые только при слиянии друг с другом, давали необходимый эффект.

Первая часть касалась непосредственно отработке самого дыхания и различных способов, чтобы обеспечить организм воздухом во время выполнения каких-то движений и помочь в концентрации усилий.

Вторая часть была медитативного плана и известна по различным источникам: это когда суть воздуха направляется в ту или иную часть тела с целью дополнить собой физическое усилие.

Третья часть первоэлемента «Воздух» есть специфическое ощущение воздуха, которое необходимо было развить. При работе с оружием, это чувство лезвия. При работе без него, это чувство тела и окружающего пространства.
Четвёртая составляющая «воздуха» — это ощущение некоего шлейфа энергии, который при работе без оружия ощущается как некая паутина, опутывающая тело. Эти ощущения также очень похожи на те, которые возникают от движений рук в электростатическом поле.

Схемы совмещения первоэлементов.

В течении многих лет, отшлифовав упражнения до абсолютной естественности, боец древности (ссылка) приступал к следующему этапу совершенствования: комбинированию их между собой. Но не «абы как», а согласно определённым схемам, в результате чего рождался новый, пятый элемент — «Дерево», которое в Шоу-Дао ассоциируется с гармонично развитым человеком.

Было бы ошибкой думать, что это состояние чисто теоретическое и ничего нет дающего человеку. Типа, человек впустую потратил свою жизнь на достижение некоего условного этапа, носящего название «Дерево». Ничего подобного… Человек получал контроль над различными глубокими изменёнными состояниями сознания, причём очень специфических, начиная с умения воздействовать на собственный метаболизм и заканчивая состоянием «Цветение бамбука», в котором человек получал сверх-способности, которыми, по легендам, обладают йогам высших ступеней, а это телепатия, телекинез, предчувствование будущих событий и ряд других…

Это уровень качественно иного состояния, достигнуть которого можно не меньше, чем лет этак через шестьдесят-семьдесят. И, как понимаете, человек по достижению этого уровня начинает жить уже совершенно иными ценностями, поскольку происходит подсознательное проникновение в суть вещей и явлений окружающего человека мира.

Совмещение первоэлементов между собой идёт по специальным схемам. Начинается всё с «двоек», потом «с троек», затем «Четвёрок», что уже само по себе даёт резко возросшее количество возможных комбинаций, а значит, и требует больше времени для проработки.

Пройдёмся немного по этим схемам, разобрав двойные комбинации первоэлементов и их тренировочные цели.
«Вода-Земля». Цель заключается в том, чтобы сделать аутодвижения, о которых говорилось выше, очень сильными. Для этого предназначено множество методов, начиная с просто представлением того, что движения стали сильными и заканчивая различными комплексами по их усилению.

«Вода-Огонь». Основная идея этой связки - добиться максимального ускорения аутодвижений, подстёгивая их эмоционально.

«Вода-Воздух». К делу подключается умение управлять энергетикой тела. Необходимо совместить энергетическое дыхание с аутодвижениями.

«Земля-Огонь». Здесь с помощью эмоций, усиливаются сами движения.

«Земля-Воздух». Здесь идёт отработка усиления движений как энергетическими методами цигун, так просто различными способами дыхания и комбинирования их.

«Огонь-Воздух». Здесь энергетическое дыхание усиливается эмоциональной составляющей.

По аналогии прорабатываются и «тройные» схемы первоэлементов.

Статьи небольшой итог.

1. Методика совершенствования Личности посредством практики рукопашного боя, задействуя «Пять элементов», известна. Теперь можно приступать к самим тренировкам. И если человек в своих тренировках имеет более высшую цель, чем просто искусство мордобоя, то он с успехом может руководствоваться вышеприведённой схемой, поскольку в его тренировках появляется глобальная цель.

2. Вот только времени, чтобы слить все первоэлементы, требуется много. Даже если использовать первый подход, который по-освоению требует гораздо меньше времени и заключается в простой работе с самими «первоэлементами», нужны годы. Если же работа идёт по второму способу - познанию внутренней сути первоэлементов - то здесь, раньше чем через несколько десятилетий, особого результата ждать не стоит.

Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже:

Аюрведическая наука базируется на теории пяти первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля. Считается, что всё во вселенной, включая человеческие тела, состоит из этих первоэлементов. Вернее, всё наделено свойствами этих первоэлементов. Тут пытливый читатель может возразить, мол, вся материя состоит из атомов, а те в свою очередь состоят из более мелких частиц: электронов, фотонов, протонов и так далее. Все в порядке, одно другому не противоречит. Мельчайшие частицы также имеют свойства первоэлементов.

Когда мы говорим первоэлемент воздуха – мы не имеем в виду кислород, которым мы дышим. Здесь подразумевается природа или функция, которой обладает первоэлемент воздуха, то есть легкость и подвижность. Это важный момент, уловите его. То же самое, говоря о первоэлементе Огня - не имеется в виду огонь, который горит в печке, хотя в нем, конечно, присутствует первоэлемент огня в виде тепла, но это не сам первоэлемент огня. Речь идет о природе первоэлемента – тепле. С остальными элементами то же самое. Например, в пламене, горящем в камине, присутствует первоэлемент огня, а в кастрюле этого первоэлемента нет.

В металле, из которого сделана кастрюля, присутствует первоэлемент земли, природа которого – твердость. Но, ставим кастрюлю на огонь, она нагревается и в неё входит первоэлемент огня. Раскаленная кастрюля не потеряла твердости (своего первоэлемента земли), но и ещё приобрела первоэлемент огня в виде тепла. Или, например, лёд. Он твердый, то есть его первоэлемент – земля. Несмотря на то, что он состоит из воды (H2O), первоэлемент воды в нем образуется, когда он расплавится и приобретёт жидкую форму под воздействием тепла, то есть первоэлемента огня. А при испарении будет присутствовать первоэлемент воздуха, так как пар лёгкий и подвижный. Пар растворится в пространстве, то есть в эфире.

Природа эфира – пространство. Везде, где есть пространство, присутствует первоэлемент эфира. Из эфира образуются все остальные первоэлементы.

Природа воздуха - легкость и подвижность. Все, что движется, содержит первоэлемент воздуха.

Природа огня – тепло. Любое тепло содержит первоэлемент огня.

Природа воды – текучесть. Она присутствует в любых жидкостях.

Природа земли – твердость. Всё твёрдое имеет природу первоэлемента земли.

Как появились первоэлементы?

Как мы знаем из Вед, до сотворения вселенной, мир существовал в непроявленной форме сознания. Затем из этого космического сознания появился звук «АУМ» или «ОМ», этот звук создал вибрацию, из которой появился первый элемент «эфир» (пространство). Затем элемент эфира пришел в движение, которое породило первоэлемент воздуха (здесь мы говорим о первоэлементе воздуха, а не о земной атмосфере). Природа воздуха подвижна. Движение создало трение, при трении получается тепло. Так появился третий первоэлемент – огонь, природа которого тепло. От тепла другие элементы разжижаются (лед, железо плавятся и т.д) и становятся текучими, так появился первоэлемент воды. Теряя тепло, первоэлементы застывают, становятся твердыми, так появился первоэлемент земли.

Таким образом, эфир преобразился в четырех первоэлементах, он присутствует в каждом из них: в воздухе, огне, воде и земле.

Из элемента земли было создано всё живое на планете: растения, животные и человек. Вспоминается Библейское сказание о сотворении человека, когда Бог создал Адама из праха земного.

Первоэлемент земли содержится в неорганических материях, в минералах. Во всем материальном мире присутствуют 5 первоэлементов. Они взаимодействуют друг с другом. Меняются формы материи, но первоэлементы никуда не деваются, они просто переходят из одной материи в другую, воздействуя на неё.

Какой источник первоэлементов? Откуда они возникли? Ответ прост. Источник – энергия, исходящая из Вселенского сознания – Бога. Таким образом, энергия и материя имеют единое начало.

Первоэлементы и тело человека.

Человек (человеческое тело), как часть вселенной и материального мира, тоже состоит из первоэлементов.

Эфир проявлен в человеческом теле во рту, в ноздрях, в носоглотке, в желудочно-кишечном тракте, в животе, в дыхательной системе, в грудной клетке, сосудах, капиллярах, лимфе, тканях и клетках.

Эфир в движении, как мы уже знаем, образует первоэлемент воздуха.

Воздух в нашем теле проявлен в многообразии движения: мышц, биении сердца, расширении и сжатии легких, движении стенок пищеварительной системы. Нервные импульсы тоже движение, под их воздействием движутся клетки. Все движения ЦНС управляются первоэлементом воздуха.

Огонь. В космосе источник огня это звезды, в нашей солнечной системе источником огня (тепла и света) является солнце. А в нашем теле (микрокосмосе), источник огня это метаболизм – обмен веществ. Огонь проявляет себя в системе пищеварения при переваривании пищи. В клетках головного мозга огонь проявлен как интеллект. В сетчатке глаза огонь отвечает за восприятие света. Все процессы метаболизма контролируются огнем. Зрение, мышление и пищеварение, также зона ответственности первоэлемента огня.

Вода в нашем телепроявляется в форме жидкостей:желудочный сок, слюна, слизистые оболочки, плазма и протоплазма. Первоэлемент воды жизненно необходим для нас. Следует избегать потери первоэлемента воды (рвота, понос).

Земля в нашем теле отвечает за все твердое: кости, хрящи, сухожилия, мускулы, кожу, ногти, волосы.

Продукты и лекарства также содержат первоэлементы. Для каждого продукта характерен свой первоэлемент. Зная природу того или иного продукта/растения, можно подбирать себе лечение или диету, которая позволит Вам сохранить здоровье и молодость на долгие годы.

Разберём ситуацию на примере. У человека проблемы с пищеварением. Пища плохо переваривается, витамины не усваиваются, от чего он есть больше и соответственно полнеет, при этом испытывает дефицит микроэлементов.

Итак, применяя знания о первоэлементах, мы понимаем, что за систему пищеварения в теле отвечает первоэлемент огня. Слабое пищеварение – недостаток огня! Чем это вызвано?

Во первых, это может быть вызвано типом тела (дошей – предрасположенностью). Кафа доша состоит из первоэлементов земли и воды, а земля и вода, как мы знаем, тушат огонь, то есть огонь у человека с преобладающей кафа дошей будет изначально слабым!

Во вторых, это, конечно, связанно с питанием. Если в его рационе присутствует пища с преобладающими первоэлементами земли и воды (холодная, тяжелая пища), это также гасит огонь пищеварения. А если этот человек ещё и заливает напитком после обеда свой и без того слабый огонь пищеварения, то, как следствие, огонь потухнет. Пища не переварится! Она не сгорит, а отложится в теле в виде жира и токсинов.

Ещё одной причиной несварения может быть прием пищи в неправильное время. Например, поздно вечером или рано утром. В разное время суток огонь пищеварения имеет разную силу. Так, в полдень самый сильный огонь, это связанно с солнечной активностью, огонь в теле (микрокосмосе) взаимосвязан с огнем во вселенной (солнцем).

Итак, как помочь этому человеку с помощью знаний о первоэлементах?

Во первых, нужно усилить его огонь пищеварения. Для этого ему следует принимать легкую пищу (с отсутствием первоэлементов воды и земли) утром и вечером, чтоб его огонь пищеварения был способен «сжечь» её, то есть переварить. В обед, когда его огонь разгорится сильнее можно дать ему немного тяжелой пищи (с элементом земли и воды), но не заливать огонь после приема пищи (напитки следует употреблять за 30 мин до приема пищи, а не после). Также следует употреблять в пищу продукты и специи с содержанием первоэлемента огня, чтобы помочь разгореться его собственному огню. Такими специями могут быть имбирь, черный перец, куркума. В масле Гхи также присутствует элемент огня. Добавляем масло в огонь, и он разгорается ещё сильнее! Пищеварение идет полным ходом, все микроэлементы усваиваются и, главное, никаких излишек на бедрах и животе! По такому же принципу можно лечить любой недуг, главное знать природу своего тела и природу продуктов.

Первоэлементы и органы восприятия человека (чувства).

Все пять первоэлементов проявляются в пяти органах чувств человека по такому же принципу, как они проявлены в физиологии. Эти элементы отвечают за восприятие окружающего мира человеком. Также они связанны с пятью соответствующими функциями сенсорных органов (слух, зрение, осязание, обоняние и вкус).

Эфир - это проводник передающий звук. Так эфир связан с функцией слуха. Орган слуха это ухо.

Воздух проявляется на коже, органе осязания. Руки постоянно подвижны и передают чувство осязания. Кожа рук очень чувствительна. Воздух связан с кожей, в основном, кожей рук.

Огонь отвечает за зрение, он воспринимает свет. Глаз связан с ногами, они дают направление при ходьбе.

Вода отвечает за вкус. Её орган язык. Сухой язык не чувствует вкуса, поэтому нужна вода (слюна). Язык связан с гениталиями. По аюрведе язык во рту - это верхний язык, пенис или клитор – это нижний язык. Человек, который не контролирует свой язык (речь) - не контролирует и свои гениталии (беспорядочные половые связи). И наоборот, тот, кто следит за своим языком (речью) сдержан на уровне гениталий и предан одному партнеру.

Земля . Этот первоэлемент связан с обонянием. Его орган - нос, по функции связан с органом выделения (анусом). Например, если у человека запоры или нечистая прямая кишка, непринятый запах изо рта, как правило, у такого человека притупленно обоняние.

Вот так давая знание о первоэлементах, аюрведа дает возможность любому человеку привести свое тело и сознание в гармонию.

Будьте здоровы и счастливы!

Наряду с учением об Инь и Ян одной из основных категорий китайской философии является учение У-Син. Согласно этому мировоззрению все явления во Вселенной соответствуют природе Пяти элементов (五行 у син) , которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения. В «Книге правителя области Шан» (Шан-шу, гл.12) написано:
" То, что увлажняет и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое, то, что сгибается и выпрямляется, создает кислое, то, что подчиняется (внешнему воздействию) и изменяется, создает острое, то, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое» (Шан-шу, гл.12).

Пять первоэлементов

  • символизирует зарождение (стремление к активности), рост и развитие.
  • — расцвет (максимальная активность), характеризуется движением вверх.
  • соответствует периоду начала увядания, угасания (стремление к пассивности) .
  • характеризуется наименьшей активностью, текучестью.
  • К этим символам или элементам добавляют еще один — пятый элемент, который служит центром и осью для циклических изменений. Это элемент — , ибо все циклические изменения характерны для Земли и происходят на Земле. Земля символизирует период зрелости (равновесия), накопления.

Понятно, что классифицированные таким образом вещи, явления и функции не имели прямого отношения к дереву, огню, металлу, земле и воде. В данном случае задача заключалась в том, чтобы объединить особенности различных вещей и явлений в одну систему, используя их некую схожесть между собой. Соотнося некоторый объект с пятью элементами У-СИН, мы судим не о составных частях этого объекта, а об его свойствах, направлении и фазе развития.

Теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы.

В природе Вода питает Дерево, Дерево питает Огонь, Огонь порождает Землю (сгоревший пепел хорошо удобряет), Земля порождает Металл (именно в недрах земли зарождаются металлы), Металл порождает Воду (на металлическом клинке с утра выделяется роса).

Стрелки красного цвета символизируют созидающие связи. То есть каждый элемент данной системы непрерывно помогает развитию последующего, передавая ему что–либо и побуждая его к активной деятельности.

Цикл разрушения (внутренние связи, по звезде) показывает как элементы контролируют друг друга, создавая конфликтные подавляющие отношения. Разрушающая связь является сдерживающей и контролирующей.

  • Огонь угнетает (плавит) Металл;
  • Металл угнетает (рубит) Дерево;
  • Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
  • Земля угнетает (впитывает) Воду;
  • Вода угнетает (тушит) Огонь.

Древние китайцы отличались здоровым прагматизмом и многие философские концепции использовали в клинической практике.

Концепция У-Син не стала исключением из правил. Основные положения этой теории были использованы для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого организма применительно к пяти первоэлементам. На основании простых аналогий различные функции внутренних органов соотносятся с пятью элементами с учетом характера последних.

Печень и желчный пузырь соответствуют «Дереву».Сердце и тонкий кишечник – «Огню». Селезенка и желудок – «Земле». Легкие и толстый кишечник соответствуют «Металлу». Почки и мочевой пузырь отнесены к элементу « Вода».

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка - «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

Подводя итог, следует сказать, что китайская медицина использует учение У-Син для классификации внутренних органов и внешних структур человеческого тела, объяснения происходящих в нем различных физиологических и патологических взаимодействий в целях клинической диагностики и лечения. В пять первоэлементов и первооснов обязательно входит равное соотношение инь и ян, поэтому при лечении патологического состояния организма в традиционной восточной медицине сначала строят цепочку взаимосвязей по принципу у-син, находят в ней дисбаланс инь и ян, и только следующим этапом является непосредственное воздействие на больные органы или функциональные системы