Учреждения культуры. Дом культуры - как субъект организации культурно-досуговой деятельности Познакомьтесь с работой учреждений культуры расположенных

Культурно досуговые учреждения сегодня имеют неопределенный правовой статус, что затрудняет не только их непосредственную деятельность, но и контрольные мероприятия, а также сбор статистических данных об их работе.

Культурно досуговые учреждения: правовой статус

Культурно-досуговая деятельность не относится к федеральным полномочиям, это целиком и полностью прерогатива региональных и муниципальных властей.

И если музеи и библиотеки действуют не только в рамках закона о культуре, но и в рамках «отраслевых» федеральных законодательных актов - о музейном деле, о библиотечно-информационном обслуживании, то культурно-досуговая деятельность не имеет столь четкого регламента и ее регулирование на федеральном уровне ограничивается документами, которые носят рекомендательный характер.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

В связи с этим сбор и анализ информации по домам и дворцам культуры в масштабах страны затруднен и, как результат, отсутствуют централизованные статистические данные.

Например, в Москве, по итогам 2014 года действовало 84 культурных центра, относящихся к ведению департамента культуры, за год их посетило около 2 млн человек. Цифра эта очень невелика, особенно если сравнивать с крупными культурными площадками - музеями, театрами.

Но, к сожалению, методики подсчета весьма несовершенны, учитывая, что вход в Дом культуры всегда свободный и бесплатный (платным могут быть только мероприятия и участие в кружках, тогда как вход в музеи и театры всегда осуществляется по билетам).

На этом фоне некоторые ведомственные ДК становились центрами неформальной, неофициальной культурной жизни. Так, например, один из лучших концертов Владимира Высоцкого состоялся в ДК «Коммуна», ареной для выступлений советских рок-музыкантов был московский ДК «Энергетик», а при Доме культуры им. Горбунова появилась первая в стране рок-лаборатория.

В 1990-е гг.

Сокращение бюджетного финансирования коснулось всей отрасли культуры, но только в культурно-досуговой сфере имел место полный отказ от финансирования: перевод на полную самоокупаемость, массовое закрытие учреждений (продажа и переоборудование под другие виды деятельности, прежде всего торговлю), передача муниципальным и региональным властям (которые не всегда могли содержать учреждения на должном уровне).

В отличие от традиционных культурных институций - музеев, театров, библиотек, функционально привязанных к наследию, дома культуры в условиях перемен остались без внятного заказа как со стороны власти, так и со стороны населения, а экономические потрясения еще более усугубили это положение.

Сомнительного качества шоу, случайные арендаторы, устаревшие клубные формирования, религиозные мероприятия (от баптистов до буддистов), дискотеки невысокого уровня и тому подобная, зачастую совершенно несистемная и случайная деятельность, подрывали популярность и авторитет ДК как учреждений, призванных продвигать в массы лучшие культурные образцы. Одновременно ветшали и захламлялись помещения.

К концу ХХ в.

В этом бурном море выявилось как минимум два направления работы, которые большинству действующих дворцов и домов культуры удалось сохранить, - это кружки и студии (преимущественно детские) и , особенно для старшей возрастной категории. В условиях дефицита общественных, некоммерческих пространств и какого-либо досуга, особенно для социально незащищенных категорий населения, эти направления деятельности неизменно оставались востребованными.

Каким должно быть клубное учреждение сегодня

Главная особенность этой отрасли - разнообразие функций - от кружков до концертных программ. Фактически дома культуры балансируют между концертной площадкой и центром дополнительного образования, между просветительским и развлекательным учреждением, между досугом и образованием, между отдыхом и творческой работой.

Между тем на фоне изменений, происходящих с учреждениями другого типа - музеями, театрами, библиотеками, которые стремятся разнообразить предоставляемые услуги и заниматься и образовательными, и развлекательными программами, открывать кафе, сувенирные и книжные магазины и т. д., так называемые клубные учреждения находятся в выигрышном положении.

Они не связаны обязательными рамками сохранения коллекций или постановки спектаклей, не отягощены академическими традициями и не ограничены в форматах деятельности, как это происходит с традиционными культурными институциями.

Современные независимые культурно досуговые учреждения площадки, которые появились в крупных городах (Центр современного искусства Винзавод, Центр дизайна Art Play, дизайн-завод «Флакон» в Москве, Лофт-проект «Этажи», креативное пространство «Ткачи» в Санкт-Петербурге и другие) также отличает междисциплинарность, открытость к самым разным форматам деятельности, активное сотрудничество с творческими бизнесами.

Примите к сведению

«В этом году в Москве открылось еще три культурных центра, модернизированных в соответствии с отработанными в Культурном центре ЗИЛ принципами и подходами. Это КЦ „Дружба“ (район Бирюлево Западное), КЦ „Северное Чертаново“ и КЦ „Онежский“ (Головинский район). Несмотря на то что эти объекты сильно отличаются от ЗИЛа (и по размерам, и по местоположению), новая организация работы показала свою эффективность.

Так, например, с момента открытия обновленной площадки ДК „Дружба“ посещаемость выросла практически вдвое. Особой популярностью пользуются кружки научно-технического творчества для организации которых Политехнический музей помог обучить преподавателей».

Можно утверждать, что новая форма институциональной деятельности - многофункциональный культурный центр - является наиболее передовой в глобальном масштабе. Есть еще одно важное для развития домов культуры обстоятельство. Если музеи и театры работают преимущественно в крупных и средних городах, то сеть клубных учреждений по-прежнему сохраняется повсеместно в малых городах, сельских поселениях.

Фактически дома культуры были и остаются единственными досугообразующими предприятиями во множестве населенных пунктов, сохраняя значимый потенциал для трансляции культурных ценностей. Сегодня дома культуры имеют реальную перспективу стать многофункциональными культурными центрами - центрами притяжения жителей.

Необходимо более тщательно прорабатывать стандарты их деятельности - каждому жителю должно быть понятно, что именно происходит и будет происходить в домах культуры. Дома культуры - это очень разные учреждения. Среди них есть внушительные комплексы, располагающие тысячами квадратных метров, большими театрально-концертными залами и развитой инфраструктурой.

Есть и совсем небольшие, расположенные на первых этажах жилых домов, всего на нескольких десятках метров площади, с очень ограниченными возможностями для разворачивания новых программ и проектов.

Это очень разный масштаб и очень разные условия работы, но тем не менее и в этих случаях могут быть выявлены общие подходы к оказанию услуг. Попробуем далее остановиться на основных подходах к развитию домов и дворцов культуры, которые актуальны практически для всех учреждений.


Культурный центр начинается с зоны приема гостей

Одна из ключевых задач любого культурного центра - не только привлечь, но и удержать посетителя. Дома культуры как междисциплинарные площадки предлагают различные мероприятия и занятия практически для всех возрастов. Следовательно, необходимо сделать так, чтобы человек не просто пришел, но и остался в стенах культурного центра как можно дольше, поучаствовал в разных мероприятиях и затем вернулся вновь.

Человеку, который зашел в дом культуры (особенно если это происходит впервые), бывает сложно сориентироваться в том, какие услуги ему могут быть предложены. Объявления хаотичны и разнонаправлены, а вопросы задать очень часто некому. Взрослые, пришедшие узнать что-то о досуге для детей, остаются в стороне от других интересных «взрослых» событий, подростки и молодые люди стесняются настойчиво искать дополнительную информацию, а ценовая политика учреждения зачастую остается непрозрачной для большинства посетителей.

Первым решением этой проблемы является организация зоны для приема гостей. Важно организовать комфортное пребывание всех групп посетителей, всех возрастов, вне зависимости от целей и продолжительности посещения.

Как организовать зону для гостей

Дежурный администратор. Установите стол и дежурства сотрудников для ответа на вопросы в течение всего времени работы центра. Дружелюбная зона приема гостей, где администраторы могут ответить на любые вопросы, выдать интересующие буклеты и снабдить иной полезной информацией, решает проблему «первого посещения», обеспечивает эффективную связь между посетителями, руководителями кружков и организаторами мероприятий, которые не всегда на месте.

Разумеется, администраторы обязаны не только знать стоимость тех или иных занятий, но и четко предоставлять информацию о платных и бесплатных услугах, количестве бесплатных мест в кружках.

Касса. Идеально, если в зоне приема гостей будет расположена касса, работающая в те же часы, что и учреждение. Многие занятые люди просто не хотят бежать к руководителю кружка за квитанцией, а затем идти оплачивать ее в Сбербанк.

Также важна возможность оплаты услуг пластиковыми картами, поскольку сегодня эта услуга стала привычной и само собой разумеющейся, особенно для горожан. Несоответствие стандартов обслуживания современному уровню может отпугнуть значительную часть аудитории, особенно молодой и платежеспособной.

Навигация. Несмотря на присутствие администраторов, даже в не очень больших помещениях необходима навигация. Указатели, схема здания, таблички на кабинетах и залах для занятий должны быть выполнены в едином стиле, и желательно, чтобы стиль информационных сообщений совпадал с фирменным стилем учреждения (логотип, буклет, сайт).

Это формирует единую эстетику пространства дома культуры, которая часто лишена целостности, а во многих случаях стихийные объявления, запрещающие таблички и прошлогодние расписания создают впечатление неопрятности и хаоса.

Место для отдыха и ожидания. Дети занимаются танцами, за закрытыми дверями звучит музыка, а у входа столпились ожидающие своих детей родители, бабушки и дедушки. Некоторые родители пришли с колясками, в которых спят младшие дети, поскольку их не с кем было оставить дома.

В крупных ДК - wi-fi, комфортные зоны для отдыха и работы - стулья, банкетки, диваны и обязательно столы. Столы дают возможность детям порисовать сидя за ними, а некоторым родителям - налить ребенку чай или бульон из термоса, дать бутерброд, перекусить в комфортной обстановке.

Дополнительные услуги. Буккроссинг, настольные игры формируют полноценные зоны отдыха. Сюда можно прийти в холодное время года просто поболтать, поиграть в настольные игры, выпить кофе (например, из кофейного автомата, если нет возможности организовать кафе), поработать на компьютере.

Здесь не бывает мелочей, важны все детали: наличие пеленальных столиков в туалетах, специальных подставок для малышей, чтобы они могли самостоятельно помыть руки в умывальнике, мыло, туалетная бумага, хорошо работающая сушка для рук и т. д.

Мы не должны забывать, что подобные услуги входят в наш быт повсеместно - на вокзалах, в аэропортах, торговых центрах, школах, на рабочих местах, - всюду мы видим эти важные мелочи, которые делают нашу жизнь более комфортной. Их отсутствие, которое раньше посетители просто не замечали, сегодня вызывает недоумение и портит имидж площадки зачастую гораздо сильнее, чем неинтересное мероприятие.

Опыт успешных культурных центров показал, что, как только в них появились комфортные зоны для посетителей, детей на занятия чаще стали приводить родители, а не бабушки и дедушки.

Таким образом, организация комфортной зоны пребывания посетителей решает и важную социальную задачу - позволяет занятым родителям проводить больше времени со своими детьми.

Перечень основных видов КДУ и их основных функций

Тип Основные функции
Дом (Дворец) культуры Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализациисоциально-культурных инициатив населения. Содействие гражданскому воспитанию
Дворец молодежи Обеспечение досуга населения (молодежи). Обеспечение условий для массового отдыха. Обеспечение условий для развития народного творчества и самодеятельного искусства. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализации социально-культурных инициатив населения (молодежи). Содействие гражданскому воспитанию
Культурно-спортивный комплекс Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для массового отдыха населения. Обеспечение условий для самодеятельного творчества. Предоставление спортивно-оздоровительных услуг. Выставочная деятельность. Обеспечение условий для реализации культурно-оздоровительных и спортивных инициатив населения
Культурный центр;социально-культурный центр Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для развития народного творчества и любительского искусства. Обеспечение информационных и методических услуг. Сохранение нематериального культурного наследия; выставочная деятельность. Обеспечение условий для оказаниясоциально-культурных услуг и поддержки
Национально (этно)-культурный центр Обеспечение сохранения и развития национальных культурных традиций. Обеспечение досуга населения. Обеспечение условий для социально-культурных инициатив населения. Выставочная деятельность. Обеспечение развития художественного и декоративно-прикладного творчества
Дом (Центр) ремесел Сохранение материального и нематериального культурного наследия. Развитие ремесленнических традиций. Обеспечение досуга населения. Создание и распространение ремесленнических изделий. Выставочная деятельность. Создание и распространение методик ремесленнического мастерства
Дом фольклора Сохранение нематериального культурного наследия, выставочная деятельность. Обеспечение досуга населения. Исследование местных фольклорных традиций
Дом народного творчества Сохранение нематериального культурного наследия во всем многообразии жанров и этнических особенностей. Создание методик интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, выставочная деятельность. Обеспечение досуга населения. Информатизация и методическое обеспечение творческих процессов. Организация и проведение народных праздников, фестивалей народного творчества и любительского искусства
Передвижные культурные центры Внестационарное обеспечение досуга населения. Организация выездных информационных, выставочных, праздничных мероприятий. Оказание социально-культурных услуг
Информационно-методические центры Обеспечение информационных и методических услуг. Выставочная деятельность. Информатизация творческих процессов


Новые программы и творческая энергия горожан

Крупные ДК должны стать центрами творческих инициатив - для оживления своей деятельности они могут предоставлять на конкурсной основе площадку для реализации проектов всем желающим.

Одним из направлений кружковой работы, которое когда-то присутствовало во многих домах культуры, а впоследствии было незаслуженно забыто, является научно-техническое творчество. Это направление ценно еще и тем, что предлагает услуги для подростковой и мальчиковой аудитории, которая далеко не всегда интересуется танцами, пением и изобразительным искусством.

Старшее поколение было и остается одной из наиболее многочисленных и постоянных аудиторий домов культуры. Как правило, для людей старшего возраста работают хоровые и фольклорные студии, организуются бесплатные мероприятия. Это чрезвычайно заинтересованная и благодарная аудитория, которая во всем мире и в нашей стране стремительно увеличивается, однако предлагаемые ей формы досуга остаются ограниченными.

В какие новые инициативы могло бы включиться старшее поколение? Востребованным направлением является организация курсов по обучению компьютерной грамотности. Эту работу уже ведут многие библиотеки, но и дома культуры не должны оставаться в стороне. Культурно досуговые учреждения, связанные с локальной историей, вызывают наибольший интерес. Это документальные спектакли, построенные на воспоминаниях старшего поколения, выставки, представляющие материалы из архивов, встречи и беседы, где старшее поколение встречается с детьми и молодежью. Важно, чтобы все эти программы были продуманы и тщательно подготовлены.

Когда мы говорим о программах для старшего поколения, это не означает, что все программы должны быть консервативны и традиционны.

Пример

Культурный центр ЗИЛ второй год подряд реализует проект «Модный подиум зрелой красоты» (одежда для моделей 50+). Это показ мод, который делается профессиональными дизайнерами и в котором участвуют только непрофессиональные модели – обычные люди старше 50 лет. Эта программа неизменно привлекает большое внимание СМИ и пользуется растущей популярностью.

Каким будет ДК завтра?

Домам и дворцам культуры, которые готовы превратиться в современные культурные центры, приходится решать много проблем. Необходимы стандарты, лучшие образцы, нормативные документы, ориентиры для будущего развития, чтобы консолидировать профессиональное сообщество работников культурно-досуговой отрасли.

Сегодня, когда главным ресурсом развития городов и территорий становятся уже не фабрики и заводы, а творческий, человеческий капитал, именно дома культуры призваны давать возможность людям раскрыть свои способности, свои таланты - вне зависимости от возраста или рода занятий. Современное глобальное сетевое общество делает не столь актуальным донесение до людей определенной суммы информации и знаний, но зато ставит во главу угла развитие творческого начала в человеке. И именно культурные центры, с их широкими междисциплинарными возможностями, способны комплексно и системно решать задачи городского и территориального развития.

Статья из журнала "Справочник руководителя учреждения культуры", 2015

Материал проверен экспертами Актион Культура

Рецензенты:

Кафедра социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств;

Красилышков Ю.Д., кандидат педагогических наук

Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. Учебное пособие - 3-е изд. исгтр. и доп. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с.

В пособии рассмотрены вопросы сущности теории и практики работы учреждений культуры, закономерности их функционирования в условиях досуга. Цель изучаемого курса - овладение умениями и навыками менеджерской деятельности в учреждениях культуры.

© Московский государственный университет культуры и искусств, 2003

В В Е Д Е Н И Е

Цель курса "Деятельность учреждений культуры" - вооружить студентов знаниями, умениями и навыками для овладения менеджерской деятельностью в учреждениях культуры.

Главной задачей данного курса является раскрытие сущности теории и практики работы учреждений культуры, закономерности их функционирования в условиях досуга.

Рассмотрение содержания указанного курса следует начать, прежде всего, с анализа научных основ деятельности учреждений культуры. Такой подход предполагает в первую очередь всестороннюю характеристику состояния и тенденций развития деятельности учреждений культуры, их целей, функций и методов.

Специальный раздел посвящен развитию сети учреждений культуры, специфике их деятельности. В содержание курса входит изучение основных направлений деятельности учреждений культуры, анализ которых позволяет раскрыть масштабы возможного.

Процесс развития различных форм культурно-досуговой деятельности сложен и многогранен и зависит от влияния объективных и субъективных факторов. Поэтому специальный раздел учебного курса посвящен анализу средств, форм и методов деятельности учреждения культуры, которые рассматриваются как в теоретическом плане, так и с точки зрения их практического использования. Основная задача раздела - показать, каким образом, посредством каких каналов воздействия реализуются цели, стоящие перед учреждениями культуры.

И наконец, один из разделов учебного курса посвящен поиску путей совершенствования деятельности учреждений культуры, выяснению способов повышения действенности различных форм и методов. Значительное место в учебном

пособии отводится финансированию, учету и отчетности, оплате труда работников, хозяйственной деятельности учреждений культуры, делопроизводству и охране труда.

Для освоения содержания данного курса используются все виды занятий: лекции, семинары, мелкогрупповые и индивидуальные. Все виды занятий строятся как подготовка к практической деятельности студентов в учреждениях культуры

В целях более глубокого закрепления и расширения практических умений и навыков в области организации досуга, выявления и развития творческих интересов и способностей рекомендуется разработать систему последовательного выполнения студентами за весь период обучения цикла индивидуальных и групповых заданий в процессе занятий в аудитории, базовых учреждениях культуры, учебной и производственной практики.

Общее количество времени, отводимое на чтение лекций, может изменяться по мере разработки частных методик, выхода в свет учебного пособия и конкретных задач, решаемых на данном этапе учреждениями культуры России. Особое внимание при изучении данного курса следует уделять межпредметным связям с «Педагогикой», «Психологией», «Социальной психологией», «Управлением» и т.д.

Глава I. ДОСУГ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Досуг как результат рациональной организации жизни людей

Рациональная организация жизни людей предполагает четкое функционирование экономики страны, состоящей из материального и нематериального производства. В свою очередь, в каждом из этих блоков выделяются два сектора: производство материальных (нематериальных) благ и производство материальных (нематериальных) услуг. Блага - потребительные стоимости, услуги - полезные эффекты труда.

Нематериальные блага и услуги - продукты и эффекты труда, не имеющие вещного характера: спектакли, концерты и т.д.

Социально-культурная сфера - составная часть экономики. Она включает те виды деятельности, которые увеличивают совокупный фонд потребления и характеризуются невещественным характером результатов труда. В ее состав входят: образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм, культура и искусство.

Отсюда иерархия построения хозяйственной структуры общества с учетом в ней культуры как его сферы выглядит следующим образом: материальное производство - нематериальное производство - социально-культурная сфера - культура.

Как сфера человеческой деятельности культура характеризуется уникальностью, неповторяемостью и невещественностью результатов труда, интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Наряду с наукой культура оказывает и непосредственное влияние на формирование трудовых ресурсов общества. Материальноэкономическая база культуры, а также уровень и масштабы

потребляемых ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях материального производства. Результаты культуры проявляются в обществе не сразу, не мгновенно. Только через 2-3 поколения общество ощущает результаты тех затрат, которые были вложены в культуру.

В России в 1989 г. в сфере культуры было занято свыше миллиона человек, в искусстве - 475 тыс. человек. По данным того же года, насчитывалось 115,2 тыс. массовых библиотек, 100,4 тыс. клубов, 2013 музеев, включая филиалы, 506 профессиональных театров. Анализ этих и других данных свидетельствует о том, что с 1985 г. наметилась тенденция общего сокращения количества библиотек, с 1987 г. сокращается число клубных учреждений. Количество же театров и музеев возрастает. Однако качественный анализ свидетельствует о том, что удельные показатели в расчете на определенное количество жителей с позиций оказания им культурных услуг все время сокращаются.

До начала реформ в России учреждения культуры располагали богатейшим набором средств и способов воздействия на духовный мир человека. Сфера культурного строительства располагала большим организационно сформированным общественным аппаратом, ориентированным на создание условий для рациональной организации досуга населения.

Сегодня досуг приобретает все более комфортный характер, обеспечивающийся развитием технического прогресса видеотехники, персональных компьютеров, кинофотоаппаратуры В итоге эта проблема приобретает новые грани, которые нельзя было не учитывать при рассмотрении роли и места учреждений культуры в организации досуга населения5 .

Бесплатное для населения пользование библиотеками, сравнительно низкий уровень цен на билеты в музеи, о"ри-

" Триодин В.К Клуб и свободное время. - М. . Профи-дат, 1982. - С. 9-12.

ентация клубных учреждений на развитие культурнопросветительной, пропагандистской, воспитательной и других форм работы на добровольных началах с широким привлечением общественности породили отрицательное отношение к деятельности учреждений культуры.

Хотя на самом деле бесплатная по форме (для каждого из нас) деятельность клубов или библиотек не являлась такой по существу. Поскольку и лекции, и деятельность кружков, коллективов художественной самодеятельности, содержание библиотек и музеев - все это требовало немалых затрат различных ресурсов, средства на эти цели общество направляло из той части национального дохода, которая создавалась в виде прибавочного продукта, но недополучаемая в виде заработной платы. Финансовые средства на содержание учреждений культуры и организацию их деятельности направлялись в виде ассигнований из государственного и профсоюзного бюджета. Количество этих средств можно считать адекватным масштабу работ, проводимых учреждениями культуры бесплатно для населения.

Поскольку в условиях бюджетного финансирования средства выделялись в виде аванса до начала деятельности по культурному обслуживанию населения и в основном были направлены на содержание учреждений культуры, они практически не увязаны с конечными результатами. А это означает, что фактическое количество населения, которое было вовлечено в сферу деятельности учреждения культуры, может быть много меньше, чем предусматривалось плановым финансированием.

Вся история деятельности учреждений культуры показывает, что качество и эффективность их деятельности во многом зависят от состояния кадров, их профессиональной подготовки, интеллектуального потенциала населения.

Однако велика была сменяемость работников культур- но-просветительных учреждений, которая колебалась от 30 до 40 процентов. Из 100 работающих в учреждениях куль-

туры 70% получали заработную плату менее 100 рублей, а средняя зарплата в отрасли в конце 1985 года была чуть более 100 рублей.

Для изменения сложившейся ситуации жизнь диктовала необходимость пойти по пути демонтажа ведомственной принадлежности культурно-просветительных учреждений1 , которая определялась, как правило, балансовой принадлежностью здания или сооружения того или иного учреждения.

Так, из 76 тыс. клубных учреждений более 56 тыс. относились к государственным, т.к. их здания находились на балансе местных органов управления, остальные считались учреждениями различных ведомств (в основном профсоюзными) и соответственно финансировались из разных источников. Источником бюджета государственных учреждений был бюджет местных органов, профсоюзных - профсоюзный бюджет.

Не последнее место в числе факторов размещения принадлежит расстоянию до центров культуры и плотности их размещения. При выборе места размещения крупных объектов культуры недоучет фактора географии и развитости транспорта приводил к большим социально-экономическим потерям. Построив Дом культуры в новом районе крупного города, вдали от магистральных транспортных коммуникаций, можно потерять посетителей. Практически предельным расстоянием является удаленность, равная 40-60 минутам пути. Это означает, что в условиях хороших дорог и развитого транспорта человеку необходимо преодолевать 30-40 км, чтобы побывать в учреждении культуры.

Практически до конца 80-х годов решающее влияние на размещение объектов культуры оказывали социальноэкономические факторы В результате до сих пор в РФ насчитываются тысячи населенных пунктов с численностью

" Базилевич Л.А. Система управления строительством и эксплуатацией культурного центра // Культура: организация, управление, экономика. - СПб., 1992. - С. 85-92.

жителей до 500 человек, которые не имели клубных учреждений, промышленные города с населением свыше 100 тыс человек, не имеющие парков культуры и отдыха.

Весьма объективным является другой экономический фактор - сумма затрат на развитие учреждений культуры. «Развернуть одни учреждения можно при сравнительно малых капитальных затратах либо вовсе без них, приспосабливая старые здания или их часть для этой цели»1 .

На полном государственном обеспечении можно было бы оставить в качестве базовых районные и городские дома культуры, библиотеки и музеи, с последующим преобразованием их в государственные или общественногосударственные региональные центры культуры.

Учитывая это, учреждения культуры должны функционировать в свободное время, ибо полная реализация свободного времени, однако, и невозможна, и нежелательна. Она противоречит тому идеалу досуга, который достаточно прочно сохраняется нашей культурой, - идеалу естественного, органичного, эмоционально-вовлеченного развертывания деятельности. Какие-то части досуга или какие-то аспекты его должны избежать рационализации. В противном случае досуг ничем не будет отличаться от работы. Наряду с тенденцией рационализировать время намечается и усиливается другая, в известной мере противоположная ей тенденция, которую можно назвать «романтизацией» досуга. Романтическая установка на досуг предполагает частичный отказ от его планирования, экономии, уплотнения, объективной оценки качества. Она выступает как установка на максимальную полноту сегодняшнего, сиюминутного существования, которое характерно, например, для жизни в отпуске, на курорте, для праздника, пребывания в театре или кино2 .

1 Галуцкий Г.М. Экономика культуры. - М., 1991. - С. 39.

2 Соколов Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга // Социальные культуры. Методология и практика культурно-просветительной деятельности. - Л., 1982. - С. 23.

Сегодня людей остро волнуют пути экономической реформы, перспективы межнациональных отношений, состояние окружающей среды, рост преступности и т.д. И все же умонастроение, душевное состояние каждого человека, а значит, во многом и уровень социальной напряженности в обществе определяются не только этими крупномасштабными проблемами, но и тем, как максимально с пользой использовать досуг.

В сфере досуга все вышеуказанные проблемы приобретают особо острый характер, здесь возникают многие процессы, связанные с активной общественной и творческой деятельностью, потреблением ценностей духовной культуры, интеллектуальным и физическим формированием личности. Сегодня, с одной стороны, создаются объективные условия для выбора формы и рационального использования досуга; с другой - понижение платежеспособности населения и стремление обеспечить сносное существование значительно снижают количество культурных контактов в сфере досуга.

Развитие личности непосредственно связано с преодолением ряда отрицательных явлений в быту, в организации медицинского обслуживания, торговли и других форм бытовых услуг населению. Досуг может считаться общественным богатством только тогда, кода он используется в интересах всестороннего развития человека, его способностей и тем самым для умножения материального и духовного потенциала всего общества.

Одним из существенных критериев выступает духовный потенциал общества, совершенствование всех сторон деловой и творческой жизнедеятельности человека становится объективной социальной потребностью.

Реформы экономики предполагают, кроме профессионального отношения к делу, изменения отношения к собственности, творческое овладение современными орудиями и средствами производства, высокоэффективной технологией.

Безусловно, наше общество коренным образом изменилось в духовном, нравственном и психологическом плане. Из псевдоединогласного оно превратилось в думающее общество. Реформы в сфере досуга - это информационный взрыв, осуществляемый демократическими средствами. Появилось огромное число зарегистрированных и незарегистрированных газет, журналов, различных изданий, радиостанций, телевизионных трансляторов.

Согласно проведенным социологическим исследованиям, только за последние пять лет сокращение суточного фонда досугового времени за счет сокращения нерациональных затрат времени в сфере быта составило около 1,3 часа на одного человека. Теперь оно составляет в среднем на одного трудящегося в городе 1-2 часа в день, на селе 1,5 часа, или соответственно в неделю 15-25 и 10-15 часов. Это создает объективные трудности для деятельности учреждений культуры в современный период.

Новые общественные организации и деловые круги имеют реальные условия для того, чтобы значительно повысить свою активность в рациональной организации досуга человека, способствуя этим не только восстановлению его работоспособности, но и вхождению в рыночные отношения, новые нравственные принципы.

§ 2. Основные виды проведения досуга

Формирование структуры организации досуга происходит в направлениях, связанных с образованием и самообразованием, активной общественной деятельностью, укреплением здоровья, развитием творческих способностей личности. Все это открывает большие возможности для вовлечения людей в разнообразные виды деятельности.

Учреждения делятся на: Бюджетные, Внебюджетные (самоокупаемые, хозрасчетные)

Типы учреждений:

1 тип Клубные учреждения

Сельский – городской – ведомственный - по месту жительства (клуб юного техника) и т.д. - дом культуры

Дворец культуры

2 тип Театрально – зрелищные учреждения

Театр всех видов – Кинотеатры - Цирковое искусство - Концертные залы, площадки, организации

3 тип Музеи

Отраслевые - мемориальные – краеведческие - музеи-заповедники - музеи-усадьбы (ясная поляна)

Галереи- военно-патриотические музеи (Куликово поле)- музеи диковинок (кунскамеры) и т.д.

4 тип Библиотечные учреждения

Территориальное деление (районная, городская, российская и т.д.) - отраслевое деление (иностранной литры, педагогической литры, медицинской литры) - учебное деление (школьная, училищ, ВУЗов) - демографическое деление (детская, юношеская, для пенсионеров и т.д.)

5 тип Парки культуры и отдыха

Городские ПКиО- центральные ПКиО - сады- скверы

Появляются новые типы учреждений культуры.

Этнокультурное образование: сущность, функции, понятия, и социальный аспект. Технологии этнокультурного образования в условиях региональной культурной политики

Этнокультурные технологии : технологии, основанные на народной (фольклорной) культуре, культурных традициях, ремесленничестве, промыслах, декоративно-прикладных формах творчества.

Этнонаправленные технологии . Технологии создания межнациональных программ развития и сохранения культуры и досуга; международных контактов и взаимного обмена в социокультурной сфере; программы возрождения социальной и культурной самобытности народа и отдельных социальных групп.

Уровни международного сотрудничества в этнокультурных технологиях: государственный, городской, отдельных предприятий и социальных институтов, частных фирм и организаций.

Картография как исследовательский метод отправной пункт разработки этнокультурных проектов и программ. Процедура социального картографирования этнокультурного явления и процессов, протекающих в территориально-поселенческом обществе. Характеристика социально-экономической ситуации: наличие и преобладание промышленности, частных форм экономической деятельности, формы селькохозяйственной деятельности. Данные о миграции населения и их причины.

Изучение социально-культурной сферы региона : сеть научных, исследовательских, образовательных центров и учреждений; учреждения культуры, искусства, досуга, спорта; развитость профессионального искусства и художественной самодеятельности, народных промыслов и ремесел; характеристика и описание местных народных обычаев, верований, обрядов.

Виды и типы карт моделей : единичные модели, электронные сайты, дифференцированные модели по функциональной направленности: видам фольклора, народных ремесел, промыслов; праздники, обряды.

Использование информационно-целевого контент-анализа прессы, телевидения, радио; мониторинг результатов опросов, рейтингов выступлений коллективов, различных самодеятельных групп населения.

Этнокультурные технологии - основа возрождения национальных культурных традиций, фольклора, декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел.

Этнонаправленные технологии - инструмент межнационального и международного культурного обмена и сотрудничества.

Основные направления социально-культурного взаимообмена и сотрудничества между странами на уровне государственных и общественных институтов, городов-побратимов, отдельных областей, краев и республик, совместных предприятий и фирм, детских, молодежных и других организаций. Проведение совместных акций (фестивалей, праздников, караванов мира и др.).

Технология развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов. Технология краеведческой работы

Технология краеведческой работы Понятие «краеведение» зародилось в 1761 г. (М.В.Ломоносов пытался проводить краевые исследования с участием местного населения, в т.ч. и детей). За время существования понятия «краеведение» в него вкладывали различное содержание: в 20-е годы XX в. его рассматривали как метод синтетического изучения какой-либо определенной, относительно небольшой территории; в 30-е годы краеведение определяли как общественное движение, объединяющее местное трудовое население, активно участвующее в социалистическом строительстве всего края на основе всестороннего его изучения; в настоящее время под краеведением понимают всестороннее изучение определенной части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, истории, хозяйства, населения, его культуры и быта.

В процессе становления краеведения сложился комплекс его направлений: государственного (находится в ведении краеведческих музеев, управлений и отделов культуры при мэриях), общественного(краеведов-общественников, туристов, общественных организаций) и школьного(учащиеся под руководством учителей).

Краеведение – это форма общественной деятельности; школа познания; школа воспитания культуры и истории; школа экологического образования; школа патриотического воспитания; школа общения разных поколений.

Методы краеведческого исследования «своего края»

К методам краеведческого исследования «своего края» относятся: литературный (работа с литературными источниками); картографический (используются картографические материалы); статистический (статистико-экономические показатели); метод полевых наблюдений; зарисовки, фотографирование и видеосъемка объектов; анкетирование местных жителей.

Работа с литературными источниками предполагает использование разного рода печатных изданий об изучаемой территории. Они включают монографии, справочники, сборники статей, учебные пособия, а также периодические издания (особенно местные), посвященные данному району и конкретной теме.

Картографический метод связан с изучением имеющихся карт данной местности и служит одним из основных источников сведений о своей местности.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении погоды, климата, населения и хозяйства местности.

Метод полевых наблюдений включает изучение природных условий, которое осуществляется ландшафтными методами. Сущность этих исследований заключается как в анализе отдельных природных компонентов (геологическое строение, формы рельефа, воздух, воды, почва, растительность и животный мир), так и в выявлении и характеристике природно-территориальных комплексов.

Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

Зарисовка, фотографирование и видеосъемка – неразрывные краеведческие исследования. Результаты фотографирования типичных объектов могут дать материал для краеведческой экспозиции и использоваться как наглядный материал.

Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов Индустрия туризма занимает важное место в политике, экономике и культуре современной России. Из многообразия видов туризма (культурный, деловой, лечебно-оздоровительный, учебный, шип-туризм и др.) наиболее распространенным является культурно-познавательный или культурно-просветительный туризм, занимающий более 60% группового туризма.

Туристов привлекают памятники истории и культуры, составляющие культурное наследие народа. Памятники материальной культуры, гражданской и культовой архитектуры, архитектурно-ландшафтные ансамбли и мемориальные комплексы раскрывают историю культуры определенного региона или местности. Туристов различных социальных групп и возрастов привлекает возможность познать неведомое, расширить свой кругозор, знания и интеллект.

В культурно-познавательном туризме можно выделить две формы организации работы: экскурсионная и культурно-досуговая.

Экскурсия как туристическая услуга обеспечивает эстетические, духовные и информационные потребности туристов. Экскурсия отличается многообразием функций: функция информации; функция познания; функция культурного досуга; функция отдыха; функция общения.

Экскурсия отличается процессом наглядного познания культурно-исторических памятников определенного региона и способствует удовлетворению эстетических и морально-психологических потребностей туристов, которые возникают по восприятии экскурсионных объектов и влияют на факторы рекреационной деятельности как комплексная оценка экскурсий и тура в целом; реализация рекреационных ожиданий; создание имиджа туристического маршрута и его популярности; создание эмоционального настроя от экскурсии (отрицательные или положительные, удовлетворение, возмущение и т.д.).

Экскурсия представляет собой и эффективную форму обучения в педагогическом процессе, что позволяет привить экскурсантам навыки самостоятельного наблюдения и анализа полученных знаний и впечатлений. Экскурсия представляет из себя и культурно-досуговую работу, связанную с посещением культурно-массовых мероприятий, концертов, спектаклей.

Управление в социально – культурной деятельности

Становление менеджмента

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.

Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть.

Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципиально важных положения:

1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;

2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений.

Первые письменные документы, раскрывающие формы организации труда, уходят в глубокую историю.

Организация труда в средневековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в домашнем хозяйстве Древней Греции описана в Домострое Ксенофонта, Домострое средневековой Руси, политическая организация общества и система управления им - в Законах и Государстве Платона, в работе О граде Божьем Аврелия Августина, в работе Государь Николо Макиавелли.

Процесс развития менеджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют революциями в менеджменте . Таких революций выделяется пять.

Первую стадию как начало зарождения менеджмента можно связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степени со священнослужителями (начало III тыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.

В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире могли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые безвозвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жрецам каких-либо богатств.

Не будучи какими-то хозяйствующими субъектами жрецы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, которые определялись статусом посредников между людьми и богами. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказание, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность манипулировать общественным сознанием, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регулировать нормы социальной жизни и правила поведения.

Эта деятельность характеризовалась в большей степени как социально-политический менеджмент, нежели как экономический. Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной существовала и светская власть, в лице императоров, царей, вождей, которые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за наместников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.

Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хозяйственные субъекты. Храмы играли огромную роль в экономическом управлении государств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и беспроцентные ссуды. Можно сказать, что хозяйственная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.

Вторая стадия накопления признаков менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием Кодекса царя Хаммурапи (начало второго тыс. до н.э.), законов 12 таблиц в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.

И если Кодекс царя Хаммурапи, состоявший из 285 законов, в основном еще указывал на обязанности людей перед богами и храмами и делил общество на знатных людей, свободных простолюдинов и рабов, закреплял социальное неравенство между людьми, то в более поздние периоды писанные законы становились формально обязательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и неписаные законы.

Таким образом, в большинстве древних и в средневековых цивилизациях на определенных стадиях развития появляются своды писанных законов, которые служили основной формально признанной формой организации и регулирования отношений в обществе.

Третья стадия управленческих нововведений относится к VI-V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона Навуходоносора II, который вводит системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки выпускаемой продукции.

Примерно в этих временных рамках в Древнем Риме, Египте внедряется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с выделением административно-хозяйственных округов, военных административных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и военачальниками.

С зарождением капитализма, началом индустриальных революций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвертая стадия формирования менеджмента XVII-XVII1 вв.

Они занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, надзирали за работой крестьян на царских и государственных землях, мастерских, но теперь этот тип работников начинает формироваться в самостоятельную касту управленцев, незаменимую в крупных частных и государственных хозяйствах, в первую очередь земледельческих.

Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами занимались хозяйственной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяйственных и производственных дел управляющих.

Пятая стадия, которую можно назвать революцией, характеризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банковского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется административный работник, который осуществляет контроль за деятельностью людей на производстве в интересах частной и государственной собственности. Собственник, в силу масштабности производства, уже не в состоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам.

Таким образом, истоки менеджмента берут свое начало в религиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организованных формах деятельности людей.

Социальные, хозяйственно-производственные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менеджмента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, административного, экономического, социально-культурного и других типов менеджмента.

Наиболее четкие и научно обоснованные представления о менеджменте как профессии, опирающейся на достижения междисциплинарных наук и практики, сформулированы в начале XX века в концепциях научного управления Ф. Тейлора, идеальной бюрократии М. Вебера, науки администрирования А. Файоля, которые предложили модель жесткого рационализма в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достижениях, оказался далеко не единственным, а во многих случаях не лучшим методом управления.

Уже в 30-е годы того же столетия ограниченность рационализма управления в науке и практике уступает место другому направлению - поведенческому, включающему в качестве новых механизмов управления психологические, социальные, культурологические факторы, что называется человеческие отношения, человеческий фактор.

Углубление и расширение персонифицированных ролевых функций менеджмента дает возможность повысить эффективность управления как в отдельных организациях, так и в более сложных социальных системах. В зарубежном менеджменте появился, в связи с этим, специальный термин управление по бестселлерам, то есть управление по целям или управление по отклонениям.

Специфика социокультурного менеджмента

Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.

Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как духовное производство или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов.

Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эстетика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.).

В основе материальной и духовной культур, находящихся в органическом единстве, лежит, конечно, развитие материального производства. Однако материальные ценности культуры не относятся напрямую к экономической категории материальных продуктов, формирующих, как отмечалось, экономику страны, но представляют собой высшую ценность - культурное и национальное достояние общества.

Духовные и материальные продукты культуры имеют характерные ценностно-эмоциональные качества, благодаря которым формируются и удовлетворяются культурные, духовные потребности людей.

Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений подтолкнули предприятия и организации к коммерческой деятельности.

Коммерциализация коснулась и социально-культурной сферы. При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.

Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль.

Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.

Доход клубного учреждения используется на укрепление материально-технической базы, приобретение сценических костюмов и реквизита, музыкальных инструментов, технических средств и т.д.

Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации.

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, таким образом, является разрешенным благом лишь наполовину. Получаемый доход может быть использован только во благо самой организации.

Но непосредственные организаторы и инициаторы предпринимательской деятельности фактически отделены от доходов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закреплению кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий социальный статус и престижность этой профессии.

Механизм предпринимательской деятельности в социокультурной сфере работает не в полную силу, рыночные отношения и предпринимательская деятельность в этой сфере исключают личную заинтересованность работников в расширении латных видов деятельности, получении большего размера доходов.

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсутствие целостной системы механизмов менеджмента, рассогласованность задач, отсутствие целевой установки и гарантированной оплаты труда, размер которой соответствовал бы трудовому вкладу каждого конкретного работника, существенно сдерживают развитие нормальных рыночных отношений и необходимых управленческих механизмов


Похожая информация.


Записки путешественников, летописи, воспомина-ния участников войны и многие другие свидетельства прошлого содержатся в книгах. Книги бывают рукопис-ными и печатными. Они представляют для историка большую ценность . Нет такого исследователя прошло-го, который не обращался бы в библиотеку. В переводе с греческого «библион» — книга, «тека» — хранилище, то есть это слово означает «книгохранилище».

Изучение источников помогает историкам увидеть, как жили люди в прошлом. Для этого сначала надо со-брать исторические материалы, а затем тщательно проверить их достоверность.

Картинки (фото, рисунки)

  • Хранение документов в архиве
  • Государственный исторический музей. Россия, г. Москва
  • Дом-музей А.П. Чехова. Россия, г. Таганрог
  • Художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф». Россия, близ г. Санкт-Петербурга
  • Национальный музей. Чехия, г. Прага
  • Художественно-исторический музей. Австрия, г. Вена
  • Галерея Уффици. Италия, г. Флоренция
  • Национальная галерея. Великобритания, г. Лондон
  • Дворик Британского музея, г. Лондон
  • Лувр. Франция, г. Париж
  • В зале Лувра
  • Музей под открытым небом. Италия, г. Рим
  • Экспонаты Капитолийского музея. Италия, г. Рим
  • Каирский музей. Египет
  • В зале Каирского музея
  • Летний императорский дворец. Китай, г. Шанхай
  • Экспонаты музея Шикумэнь. Китай, г. Шанхай
  • Национальный музей антропологии. Модель древнего города Теночтитлана, находившегося на месте современного города Мехико. Мексика, г. Мехико
  • Экспонаты национального музея антропологии. Мексика, г. Мехико
  • Национальный музей Республики Тыва. Россия, г. Кызыл
  • Экспонаты Мемориального музея космонавтики. Россия, г. Москва

  • В залах Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Россия, г. Москва
  • Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги. Россия, г. Москва
  • Государственный музей оружия. Россия, г. Тула
  • В зале Государственного музея оружия
  • Арабский ботанический атлас. XV в. Библиотека Принстонского университета. США
  • Библиотека Британского музея, г. Лондон
  • Страница рукописной книги. XV в. Британская библиотека
  • Служебник. XV в. Британская библиотека
  • Библиотека Хосе Васконселоса. Мексика, г. Мехико
  • Библиотека Страхова монастыря. Чехия, г. Прага
  • Национальная библиотека Франции, г. Париж
  • Библиотека Конгресса США, г. Вашингтон

Особенности организации культурно-досуговой деятельности населения в домах культуры.2 Анализ культурно-досуговой деятельности сельского дома культуры на примере СДК агрогородка Новые Максимовичи Кличевского района. Саморазвитие личности овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей – всё это связывалось непосредственно со свободным временем }