Умер народный артист ссср георгий ансимов. — Прокофьев — Ваш любимый композитор

Во исполнение решения, принятого Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 6 марта 2011 года, благословлено включить в состав Патриаршего совета по культуре Георгия Павловича Ансимова.

Патриарший совет по культуре образован решением Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (журнал №7 от 5 марта 2010 года).

В компетенцию Патриаршего совета включены вопросы диалога и взаимодействия с государственными учреждениями культуры, творческими союзами, общественными объединениями граждан, работающих в сфере культуры, а также со спортивными и иными подобными организациями в странах канонического пространства Московского Патриархата.

Ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре назначен наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов) .

1. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель

2. митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — заместитель председателя

3. митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

4. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк

5. архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан

6. епископ Бобруйский и Быховский Серафим

7. протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества

8. архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского монастыря г. Москвы — ответственный секретарь

9. протоиерей Леонид Калинин, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, г. Москвы

10. протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах г. Москвы

11. Безруков Сергей Витальевич, народный артист России

12. Бурляев Николай Петрович, народный артист России

13. Вяземский Юрий Павлович, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД

14. Гагарина Елена Юрьевна, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»

15. Илькаев Радий Иванович, научный руководитель Российского федерального ядерного центра - Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики

16. Кинчев Константин Евгеньевич, музыкант, поэт

17. Кублановский Юрий Михайлович, поэт, член Союза писателей России

18. Легойда Владимир Романович, председатель Синодального информационного отдела

19. Лиепа Андрис Марисович, народный артист России

20. Лупан Виктор Николаевич, глава редакционного совета газеты «Русская мысль»

21. Мазуров Алексей Борисович, ректор Коломенского государственного педагогического института, доктор исторических наук

22. Немов Алексей Юрьевич, четырехкратный олимпийский чемпион (по согласованию)

23. Нестеренко Василий Игоревич, народный художник России, действительный член Российской академии художеств

24. Пахмутова Александра Николаевна, композитор-песенник (по согласованию)

25. Петренко Алексей Васильевич, народный артист РСФСР

26. Поветкин Александр Владимирович, олимпийский чемпион (по согласованию)

27. Пузаков Алексей Александрович, заслуженный артист России, регент Московского синодального хора

28. Распутин Валентин Григорьевич, писатель, сопредседатель Союза писателей России (по согласованию)

29. Рахманина Любовь Тимофеевна, руководитель Национальной школы балета города Хельсинки

30. Рыбников Алексей Львович, композитор, народный артист России

31. Сарабьянов Владимир Дмитриевич, реставратор высшей квалификации, кандидат искусствознания

32. Соколов Александр Сергеевич, профессор, ректор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского

33. Спиваков Владимир Теодорович, народный артист СССР, руководитель Национального филармонического оркестра России

34. Толочко Петр Петрович, председатель Украинского общества охраны памятников истории и культуры, профессор, академик НАНУ, директор Института археологии НАН Украины

35. Третьяк Владислав Александрович, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, президент Федерации хоккея России (по согласованию)

36. Тухманов Давид Федорович, композитор, народный артист России

38. Федосеев Владимир Иванович, народный артист СССР, главный дирижер и художественный руководитель Большого Симфонического оркестра имени П.И.Чайковского

39. Хоркина Светлана Васильевна, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, двухкратная олимпийская чемпионка (по согласованию)

40. Хотиненко Владимир Иванович, кинорежиссер, народный артист России

41. Шумаков Сергей Леонидович, главный редактор телевизионного канала «Культура»

Почетные члены Патриаршего совета по культуре

1. Боков Андрей Владимирович, президент Союза архитекторов России

2. Ганичев Валерий Николаевич, председатель правления Союза писателей России

3. Глазунов Илья Сергеевич, народный художник СССР, академик Российской академии художеств, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества

4. Ковальчук Андрей Николаевич, председатель Союза художников России, народный художник России, член президиума Российской академии художеств

5. Кудрявцев Александр Петрович, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор, кандидат архитектуры, заслуженный архитектор РФ

6. Михалков Никита Сергеевич, народный артист России, председатель Союза кинематографистов России

7. Церетели Зураб Константинович, народный художник СССР, президент Российской академии художеств

, известный режиссер-постановщик ГАБТ, удостоенный многих государственных и церковных наград и званий, народный артист СССР, профессор, художественный руководитель факультета музыкальных театров РАТИ - ГИТИСа, родился 3 июня 1922 года на Кубани , в станице Ладожской , в семье священника Павла Георгиевича Ансимова и домохозяйки Надежды Вячеславовны Ансимовой (в девичестве — Соллертинской). Сестра — Надежда Павловна Ансимова-Покровская ( —).В 1925 году , после закрытия храма, где служил отец, Георгий переехал с родителями в Москву. В 1937 году, после ареста и расстрела отца, пошёл работать на завод.

В 1940 году поступил в ГИТИС на факультет музыкального театра. Во время Великой Отечественной войны был в составе фронтовых концертных бригад. Окончил ГИТИС в

Георгий Павлович Ансимов (1922-2015) - советский российский театральный режиссёр оперы и оперетты, актёр, педагог, публицист. Народный артист СССР (1986).

Биография

Родился 3 июня 1922 года в станице Ладожской (ныне Усть-Лабинский район Краснодарский край) в семье священника.

В 1925 году, после закрытия храма, где служил отец, переехал с родителями в Москву. В 1937 году, после ареста и расстрела отца, работал на заводе.

В 1939 года поступил в школу при Театре имени Е. Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина).

С начала войны направлен в ополчение: рыл окопы на Можайском направлении, выступал в воинских частях, в госпиталях.

После войны - актёр в Московском театре Сатиры.

В 1955 году окончил факультет музыкального театра ГИТИСа (ныне Российский университет театрального искусства - ГИТИС) (мастерская Б. А. Покровского).

В 1955-1964, 1980-1990 - оперный режиссёр, в 1995-2000 годах - руководитель режиссёрской группы Большого театра.

В 1964-1975 годах - главный режиссёр и художественный руководитель Московского театра оперетты.

Ставил оперы в театрах Алма-Аты, Казани, Праги, Дрездена, Вены, Брно, Таллина, Каунаса, Братиславы, Хельсинки, Гётеборга, Пекина, Шанхая, Сеула, Анкары.

Всего за свою творческую жизнь поставил более ста спектаклей.

С 1954 года преподавал в ГИТИСе (с 1971 - художественный руководитель мастерской, с 1974 - профессор, с 1984 по 2003 - заведующий кафедрой музыкального театра).

Был членом Патриаршего совета по культуре Московского Патриархата

Семья

  • Отец - Павел Георгиевич Ансимов (1891-1937), протоиерей Русской православной церкви, канонизирован как священномученик (2005).
  • Мать - Мария Вячеславовна Ансимова (в девичестве - Соллертинская) (умерла в 1958 году).
  • Сестра - Надежда Павловна Ансимова-Покровская (1914-2006).

Звания и награды

  • Народный артист РСФСР (1973)
  • Народный артист СССР (1986)
  • Заслуженный деятель искусств Казахской ССР
  • Государственная премия ЧССР имени К. Готвальда (1971) - за постановку оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1976)
  • Орден Дружбы народов (1983)
  • Орден Почёта (2005)
  • Орден преподобного Сергия Радонежского (РПЦ) (2006)
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Постановки в театре

Большой театр

  • 1954 - «Севильский цирюльник» Дж. Россини (совместно с И. Македонской)
  • 1955 - «Фра-Дьяволо» Д. Обера
  • 1956 - «Богема» Дж. Пуччини
  • 1956 - «Свадьба Фигаро» В. Моцарта
  • 1957 - «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина
  • 1959 - «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1960 - «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева
  • 1961 - «Не только любовь» Р. К. Щедрина
  • 1962 - «Русалка» А. С. Даргомыжского
  • 1981 - «Кармен» Ж. Бизе
  • 1988 - «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова
  • 1997 - «Иоланта» П. И. Чайковского

Московский театр оперетты

  • 1965 - «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха
  • 1965 - «Вестсайдская история» Л. Бернстайна
  • 1966 - «Девушка с голубыми глазами» В. И. Мурадели
  • 1967 - «Конкурс красоты» А. П. Долуханяна
  • 1967 - «Белая ночь» Т. Н. Хренникова
  • 1968 - «В ритме сердца» А. П. Петрова
  • 1969 - «Фиалка Монмартра» И. Кальмана
  • 1970 - «Москва-Париж-Москва» В. И. Мурадели
  • 1970 - «Нет меня счастливее» А. Я. Эшпая
  • 1971 - «Девичий переполох» Ю. С. Милютина
  • 1973 - «Золотые ключи» А. С. Зацепина
  • 1973 - «Песня для тебя»
  • 1974 - «Летучая мышь» И. Штрауса
  • 1975 - «Триумфальная арка» А. Г. Флярковского

Другие театры

  • 1961 - «Повесть о настоящем человеке» С. С. Прокофьева (Национальный театр, Прага)
  • 1963 - «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева (Национальный театр, Прага)
  • 1964 - «Джалиль» Н. Г. Жиганова (Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, Казань)
  • «Укрощение строптивой» В. Я. Шебалина (Национальный театр, Прага)
  • 1971 - «Война и мир» С. С. Прокофьева (Национальный театр, Прага)
  • 1980 - «Царь-плотник» Г. Лорцинга (Национальный театр, Прага)

Фильмография

Режиссёр

  • 1967 - Белая ночь (фильм-спектакль)
  • 1975 - Девичий переполох (фильм-спектакль)
  • 1984 - Весёлая вдова (фильм-спектакль)

Книги

  • Режиссёр в музыкальном театре. - М.: Всероссийское театральное общество, 1980.
  • Сергей Прокофьев. Тропою оперной драматургии. - М.: ГИТИС, 1994.
  • Звёздные годы Большого. - М.: ГИТИС, 2001.
  • Уроки отца. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005.
  • Лабиринты музыкального театра XX в. - М.: Российская академия театрального искусства - ГИТИС, 2006.
  • ВЕРУЮ Николая Горчакова. - М.: РАТИ - ГИТИС, 2009.
  • Уроки отца. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011.
  • Воспитание творца. - М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2013.
  • Отец Герасим. - М.: Храм святителя Николая Мирликийского в Покровском, 2013.
  • Камень. - М.: Храм святителя Николая Мирликийского в Покровском, 2015.

ИЮНЬ 2007 г. № 6 (83)

В минувшем месяце исполнилось 85 лет Георгию Павловичу Ансимову.

Лучшее свидетельство осмысления длинного пути дарованной Богом жизни — это добрые дела, которыми Георгий Павлович прославлял и прославляет Отца нашего Небесного.

Прошедшие годы наполнены были радостью встреч, познания, созидания, творчества. В то же время это были годы огромных и непоправимых потерь.

Молитва — дар, который соединяет нас с ушедшими и живущими, она не знает времени, расстояний и границ. Всем нам нужны духовные силы. Мы будем молиться, чтобы силы Георгия Павловича всегда об-новлялись и укреплялись.

Архимандрит Дионисий

«…И долголетен будеши на земли »

(Исх. 20, 12)

Георгий Павлович Ансимов…

Встречаясь с ним — всегда подтянутым, скромно-элегантным, трудно поверить, что он недавно переступил высокий порог своего 85-летия. Встречаясь с ним — всегда спокойно-доброжелательным, с обаятельной улыбкой и с глазами, в которых блестят искры молодого интереса к событиям и собеседникам, трудно представить, сколько испытаний выпало на его долю.

Наверно, о его жизни никто не мог бы сказать лучше, чем его сестра, Надежда Павловна, которая со своих восьми детских лет была его доброй и нежной нянюшкой, а в последние годы заменила ему мать. Вот строки из написанных ею когда-то воспоминаний:

«Георгий Павлович Ансимов, ныне известный режиссер, удостоенный многими наградами и званиями, народный артист СССР, художественный руководитель факультета музыкального театра Российской Академии Театрального искусства, режиссер-постановщик ГАБТ, профессор, для меня — любимый младший брат, свидетелем трудной жизни которого я была с первого дня его появления на свет; и до сего дня мы с ним, идя разными жизненными путями, живем вместе душой, в любви и согласии.

Младший сын иерея Павла Георгиевича Ансимова и Марии Вячеславовны Соллертинской, он родился 3 июня 1922 года в станице Ладожской.

После переезда в Москву жизнь была трудной и морально, и материально, как у всех семей лишенцев. Тяжко переживали ужас арестов отца Павла, обысков, поисков его по московским тюрьмам, передач в Бутырки. Но были в семье и светлые дни. Отец Павел, обладая прекрасным слухом и голосом (что он передал и своим детям), любил устраивать домашние вечера духовного пения. Еще радостью было торжественно собираться на ночные Рождест-венские и Пасхальные службы. Под Рождество мы закутывали маленького Георгия в теплое и на саночках везли его в храм святителя Николая в Покровском, где мы чувствовали себя как дома, зная каждую стеночку, дверку, икону. Монахини-вышивальщицы из Покровской общины, уважавшие и любившие отца Павла, как-то устроили для нас, его детей, маленький Рождественский сюрприз, сшив куклу деда Мороза.

У брата была большая склонность к технике, особенно к радиоделу. Однако техническое образование получить не удалось: социальное происхождение было стеной, за которую переступать не полагалось. Жизнь распорядилась по-своему. В школе на конкурсах он успешно читал стихи и отрывки из художест-венных произведений. Семнадцатилетним юношей он успешно выдержал конкурс в театральную школу при театре Вахтангова. Началась война. Волей Провидения опоздав на поезд, с которым уезжала труппа, Георгий остался в голодной и холодной Москве. С фронтовой бригадой он выступал на передовой, в госпиталях, работал на трудовом фронте, копая окопы, дежуря во время бомбежек на крышах. В 1945 году родилась дочь Наташа. Необходимость обеспечивать семью заставляла его работать одновременно на нескольких работах. Наряду с работой в театре он участвовал в выездных концертах, работал шофером на маленьком «Москвиче», работал с маленькими молодежными коллективами.

Уже в эти годы у него проявилась склонность к режиссерской работе. Одной из запомнившихся работ была постановка им сцены из оперы «Хованщина» силами молодых ребят из «Трудовых резервов». Как сейчас, стоит перед внутренним взором затемненная сцена и коленопреклоненные молодые артисты с зажженными свечами и искренними взволнованными лицами и блестящими от слез глазами. Духовное песнопение, исполненное сильными молодыми голосами на сцене театра в «доме на набережной», — это было большой творческой смелостью в те трудные для Церкви годы.

Это было начало трудного и блестящего творческого пути Мастера, получившего признание на Родине и за рубежом. За время работы в Большом театре, в Московском театре оперетты, во многих странах — Австрии, Финляндии, Чехословакии, Китае, Корее — Георгий Павлович поставил более ста музыкальных спектаклей — опер, оперетт, мюзиклов. Он — единственный в мире режиссер, поставивший все оперы Сергея Прокофьева.

Одной из ярких работ в Большом театре была «Иоланта» П. И . Чайковского, где чудо Веры в исцеление и Надежды на Провидение впервые была явлена зрителям как главная мысль этого произведения. Эту оперу посетил Патриарх Алексий II и подарил Георгию Павловичу в его юбилей икону Георгия Победоносца.

В настоящее время Георгий Павлович работает как педагог в ГИТИСе, где наряду с уроками профессионального мастерства он учит студентов видеть в каждом персонаже духовное начало.

С днями творческих трудов и успехов рука об руку шли и невидимые чужому взгляду дни печалей, скорбей и горя. Кроме самых близких людей почти никто не знал, что он перенес несколько сложных операций. И много‑много раз мы обращались к помощи чудесного ковчежца Целителя Пантелеймона. Помощь приходила, и жизнь продолжалась. В 1987 году случилось страшное горе: в возрасте 33 лет скончалась после тяжелой болезни единственная и горячо любимая дочь Наташенька, оставив трехлетнего сына Егорушку. Сейчас он вырос, закончил Московский Государственный Университет, защитил диссертацию и преподает там же, в МГУ. Вместе с женой Татьяной он воспитывает по‑христиански дочерей — Василису и Марию.

Георгий Павлович — крестный отец моей дочери Марины, помощник и по-кровитель оставшихся членов моей семьи.

Дай, Господи, тебе, мой для меня всегда маленький брат и большая опора нашей семьи, здоровья и терпения за все пережитое тобою. Многая‑многая лета тебе, наш дорогой и любимый, во славу Божию и на пользу людям!»

Надежда Павловна немного не дождалась того дня, когда 3 июня 2007 года снова прозвучало: «Многая лета!» в честь 85-летнего юбилея ее брата. Это был добрый светлый вечер в узком кругу семьи, вечер, который почтил своим приходом архимандрит Дионисий. В своем приветственном обращении к Юбиляру он сказал:

«Юбилей — причина подвести итоги и сказать в очередной раз добрые слова, которые следует говорить каждый день, каждый час, каждую минуту.

В последней книге «Лабиринты музыкального театра ХХ века», которая, как и все Ваши книги, автобиографична, Вы сравниваете себя с Сизифом, обреченным пожизненно взгромождать камень на Олимп Театра. С малых лет, судя по страницам книги «Уроки отца», уделом Вашей жизни был колоссальный труд. В Патриаршем послании ко дню принесения честной главы святого апостола и евангелиста Луки есть такие строки: «Искусство есть познание души и прославление Бога». Именно апостол Лука в окружении Спасителя был наиболее близок к искусству — врач, писатель, иконописец, он воплотил максимально все данные ему дары Божии.

Искусство — это красота, а красота — субстанция духовная; она динамична, она развивается, обретая новые краски. Ваше творчество духоносно. И здесь не только генетика и прекрасные корни. Это — труд, не прекращающийся ни на минуту. Творческий человек работает круглосуточно, он постоянно в поиске. Это постоянная самоотдача себя другим.

Святейший Патриарх, помня работу с Вами по проведению юбилейных церковных торжеств и высоко оценивая Вашу книгу, просил передать Вам Патриаршее благословение и пожелание здоровья и успехов в творческих трудах.

Вы нам очень дороги. Вы — пример служения Богу, Отечеству, близким» .

В этот день каждый нашел свои слова, свои краски для портрета нашего юбиляра. Поздравления, звонки, стихи и, конечно, музыка, когда неожиданно и ярко голос учителя переплетался с голосами его учеников.

Однако лейтмотивом было общее искреннее восхищение тем, как много может успеть человек, в котором горит Божья искра Творчества.

Лишь за последние три года — каскад свершений. Кровью сердца написана и издана книга «Уроки отца», новомученика Российского протоиерея Павла Ансимова, прочтение которой дает уроки трудолюбия, стойкости, скромности, хранения православной веры. В Никольском листке напечатана серия новелл об отце Павле. Издана вторая книга — «Лабиринты музыкального театра ХХ века», в которой серьезный профессиональный разговор о музыкальном театре представлен в форме зарисовок, напоенных жизнью, юмором, светом, любовью к людям и музыке. Еженедельно проходит цикл передач «Православие и культура» на радиостанции «Радонеж». Издан диск с романсами А. Вертин-ского, где неповторимые обертоны голоса Георгия Павловича дают новое звучание и вкладывают новые смыслы в знакомые романсы. И, конечно, многочасовые репетиции со студентами — постановки финского эпоса «Калевала» и музыкальной драмы о Марине Цветаевой, в каждую из которых вложены мысли и сердце Мастера.

Завершающим штрихом этого вечера была телеграмма от Президента России:

«Уважаемый Георгий Павлович! Примите мои поздравления с 85-летним юбилеем. Выдающийся режиссер и педагог, Вы прошли большой и насыщенный профессиональный путь и снискали уважение среди коллег и признание публики. Музыкальные спектакли, удивительно талантливо поставленные Вами, идут на главных сценах мировых столиц. Вы воспитали не одно поколение одаренных артистов, многие из которых стали настоящими звездами. Крепкого Вам здоровья, благополучия и всего-всего хорошего. Путин В. В .

Мастер, учитель, писатель, прекрасный семьянин, свято хранящий память о мученической судьбе своего отца, Георгий Павлович своей жизнью утверждает библейскую истину: «Чти отца своего и матерь свою и да долголетен будеши на земли». Многая лета!

Покровская Марина Владимировна

Георгий Ансимов

ДИСК НИПКОВА

Пора увлечений, захватывающая каждого, не миновала и меня, и, наверное, в этом и началось мое спасение. Творчество, жажда проявить себя оказались живительной нитью.
Одной из областей страстных увлечений было радиолюбительство. Журналы "Радиолюбитель" и новый "Радиофронт" были для меня настольной книгой. Редкие книжки о радио, приемниках замусоливались мной. Я собирал приемники, начиная от самого примитивного, детекторного с иголочкой, тыкающейся в кристалл и отыскивающей звук, и до хоть и небольших, но одноламповых приемников со сладко загадочными запутанными схемами.
И самое основное в этом было - поиски и приобретения деталей. Найти и купить (долго копя деньги) трансформатор, конденсаторы, сопротивления, провода, проволоку нужного сечения, химикалии для пайки было исполнением мечты. Электрических паяльников тогда не существовало, а были обычные болванки на ручке из проволоки, которые надо было нагревать на примусе. Для панелей - сухое дерево; соответствующей пластмассы тогда не изобрели, а фибра в листах была для меня на вес золота. Маленький болт с гаечкой ставил иногда перед неразрешимой проблемой - где и как купить или обменять.
Увлечение это началось еще при отце, но когда мы с мамой остались вдвоем, эта моя страсть все же радовала мать - я сидел дома с наушниками, слушал передачи радио Коминтерна, паял, наматывал на катушки провода нужного сечения, что-то включал и иногда на беду пережигал пробки, которые были на половине хозяина дома, и надо было идти к ним, и извиняться, и ставить очередной "жучок". Купить "пробку" тоже было трудно.
Моей мечтой юнца, начитавшегося журналов и напичканного радиорассказами, был телевизор. Только что начались часовые передачи телепрограмм, и я мечтал сделать телевизор, тем более что во всех журналах были описания самодельных телеприемников. Телевизоры тогда были без электронных экранов, а с вращающимися большими дисками (дисками Нипкова), в которых были проделаны микроскопические отверстия, расходящиеся по спирали. Эти отверстия при вращении диска мелькали перед неоновой лампой, на которую подавался сигнал, поступивший с телепередатчика. Совпадение мелькающих отверстий с мельканием экрана должно было давать изображение. Понять этот принцип совпадения мчащихся отверстий с одним из моментов мелькания неонового розовато-лилового эк-рана несложно. Я понял, пришел в восторг и решил это воспроизвести своими руками.
Вот тут-то я столкнулся с непреодолимыми трудностями. Достать фибровую круглую пластинку диаметром 300 миллиметров было уже почти невозможно. Я узнавал, где можно достать, ездил, находил, а узнав стои-мость, должен был доставать деньги на покупку фибрового листа, а так же на стабилизатор, выпрямитель, трансформатор, и, конечно сопротивления, конденсаторы в бесчисленном количестве. Но достать деньги при скудости нашей с матерью жизни трудно, и заикаться об этом стыдно - надо помогать матери, а не тратиться на какие-то фибры.
Мать в душе своей одобряла это мое увлечение, конечно, еще и потому, что оно заставляло меня спешить домой, и я был у нее на глазах. Она даже предлагала мне что-то на покупку. Но я выпросил себе право зарабо-тать на свое увлечение самому и зарабатывал.
Через двор от нас жил извозчик-ломовик. У него было три лошади. Он запрягал иногда одну, иногда пару и ездил возить грузы. Когда я был поменьше, я приходил, смотрел, и мне разрешали прокатиться на еще не груженой телеге. Теперь же я помогал утром запрягать, убирать стойло и потом, днем приходил к нему домой, настраивал приемник и слушал известия, чтобы ему все рассказать. Он и его жена жили вдвоем до того, как его в 38 м арестовали, а лошадей конфисковали. Они очень боялись электричества и после того, как я прослушал известия, жена его спрашивала: "А ты вынул?", и проверяла сама, не вставлена ли вилка в штепсельную розетку.
У соседа напротив - рыжего крупного безногого инвалида, я пилил с хозяином дрова двуручной пилой. Он сидел на стуле с самодельными колесами, а я, укрепив его стул, стоял напротив и клал на козлы купленные на дровяном складе метровые стволы.
О моем увлечении все соседи знали, потому что я им иногда ставил вы-ключатели, менял патроны для лампочек, делал любительские радиоприемники. А они все выспрашивали, что я делаю сейчас и что мне еще теперь нужно. Моей радостью было и то, что они по мере сил помогали мне: у одного есть знакомый в магазине, другой достанет нужное сверло, третий едет в "город" и по дороге купит мне провод нужного сечения. И, наконец, та же жена извозчика пришла к моей матери, зная, что скоро мои именины, дала ей деньги на подарок мне, а ее суровый муж повез меня в магазин на Кировской покупать кусок фибры.
А теперь уже домашние старания. Вырезать ровный круг, отнести в мас-терскую и отцентрировать, и там же, вместе с начальником - женщиной, наметить спираль, и на спирали тонкой иглой обозначить отверстия, размер которых в 1 миллиметра. Дома я, приобретя стальную иголку и, насадив ее на ручку, начал обтачивать ее бок, чтобы она стала прямоугольной. Теперь мне нужно было место, где можно было бы укрепить размеченный диск и моей иглой вытачивать крохотные прямоугольные отверстия. Наконец, в скобяной мастерской нашлись маленькие завалявшиеся тисочки, которые можно было укрепить на металлическом крепком верстаке, и я мог, укрепив диск и смирив дрожащие от волнения руки, начать эту свою ювелирную работу.
Я своей страстью увлек мастеровых, и они мне помогали - чтобы кто-то не мешал, чтобы не вибрировал от грубой работы стол, чтобы повесить яркую лампочку. Один сутулый, с длинными усами, закрывающими рот, видно особо проникся. Он долго смотрел, как я своим самодельным резцом выцарапываю квадратик на одной из точек намеченной спирали. На его глазах я уже сделал четыре нужных мне отверстия из ста сорока.
Я ушел домой, попросив разрешения оставить круг в тисочках и, конечно, накрыв его взятой из дома салфеткой. Сутулый остался работать в мастерской. Работали они без ограниченного рабочего дня, и если было много работы - запаивание кастрюль и бидонов, бесконечный ремонт керосинок и примусов, лужение и прочее, рабочие оставались допоздна. Он остался и, запаяв что-то, решил мне помочь, усовершенствовав мой кропотливый труд. Он взял диск, на котором уже были вынуты крошечные квадратики и виднелось продолжение спирали, и разогрев тонкую иглу, решил прожечь дыры, освободив меня от скрупулезного выцарапывания. Но, видно, хорошо накалив иглу, он, коснувшись фибры, расплавил и воспламенил ее, и получилась большая дыра, которую он еще должен был тушить, так как края продолжали гореть. Из моих квадратиков остался один. Рядом с ним зияла рыжая по краям дыра.
На другой день я, воспитанный в смирении и терпении, увидев мой диск с дырой и слушая его неловкие, с похмелья, объяснения и проклятия в адрес фибровых фабрик, неудобно падающего света, грязного рабочего места, еще успокаивал его, и, тужась в улыбке, убеждал, что не все так страшно, и взяв злополучный диск, изуродованный мой труд, пошел домой. Я все еще не понимал, что все, что я делал, пропало, что мечта о телевизоре собственного изготовления разрушена, и опять, глядя на дыру, все не мог поверить в ее всеуничтожающую силу.
Но это было. Все мои походы, экономии, подарки, вытачивания резцов и мой труд - все пропало. Однако, ни слез, ни истерических взрывов не было. Я был потрясен и не узнавал себя, и туго реагировал на окружающее. Наверное, в истории с нательным крестом, арестом отца, с испорченным диском, сломавшим меня, как терпеливого и прилежного труженика, я взрослел. Жизненная горечь, входя в меня, ломала, затачивала, лепила меня. Матери я не говорил о моих трудах в мастерской. Она не пустила бы меня туда, к пьяницам и матерщинникам. Поэтому я, уходя от ее любопытных взглядов, и даже вопросов, стремился остаться один с журналом, созерцанием, книгой, мечтой. Может быть, с той поры я полюбил одиночество.


Народный артист СССР, знаменитый оперный режиссер, более полувека работавший на сценах Большого театра и Московского театра оперетты, выдающийся педагог, профессор ГИТИСА (РАТИ), из мастерской которого вышли ведущие оперные режиссеры России, Георгий Павлович Ансимов скончался, не дожив до своего 93-летия несколько дней.

Георгий Павлович ушел из жизни после продолжительной болезни 29 мая. В Москве в час его смерти разразилась гроза, а в знаменитом музыкальном театре Геликон-опера, созданном его учеником Дмитрием Бертманом, как раз проходила торжественная церемония награждения только что названных международным жюри лауреатов Второго конкурса молодых оперных режиссеров "НАНО-ОПЕРА". И так совпало, что в этот вечер один талантливый ученик Георгия Ансимова, председатель жюри конкурса Дмитрий Бертман, награждал другого талантливого ученика Георгия Ансимова - Андрея Цветкова-Толбина, артиста Камерного театра Б. А. Покровского, выигравшего этот сложнейший конкурс. Оба они вспомнили о своем учителе в этот вечер, переживая за состояние его здоровья, и не знали, что идут уже последние минуты его жизни.

Судьба Георгия Павловича Ансимова была необычной, выдающейся во всех смыслах. Он родился 3 июня 1922 года в семье священника Павла Ансимова, протоирея, репрессированного и расстрелянного вместе с тысячами священников и мирян 21 ноября 1937 года на Бутовском полигоне. В 2005 году отец Павел был причислен к лику святых Новомучеников Российских, и в последние годы жизни Георгий Павлович молился иконе своего отца. Памяти его Георгий Павлович написал книгу воспоминаний "Уроки отца", где рассказывал о служении своего отца, выпавшем на годы самой страшной травли коммунистами церкви. Об атмосфере своего детства, о том, как издевались над ними: "И мелом писали на рясе, и кидали гнилыми фруктами, и оскорбляли, кричали: "Поп идет с поповичем". О том, как жили в постоянном страхе, как от отца требовали снять сан, и он решительно отвечал: "Нет, я служу Богу". Георгий Павлович, спустя годы, проявлял ту же твердость, не вступив, хотя это было требованием для советской карьеры, ни в ВЛКСМ, ни в Компартию. И судьба его поберегла - возможно, через эту страшную "жертву" мученичества отца. Ему, сыну репрессированного священника, вопреки всем догмам сталинского режима, повезло стать тем, кем он стал - режиссером с выдающейся судьбой.

Сначала он поступил в Вахтанговскую школу к знаменитому Борису Щукину - это было за два года до войны, а когда она началась, Георгий Павлович пошел военкомат. Но его, начинающего артиста, отправили не на фронт, а в ополчение: рыл окопы на Можайском направлении, выступал в воинских частях, в госпиталях. Всю жизнь потом помнил то невыносимо страшное и трагическое, что видел тогда и переживал. После войны Георгий Павлович попал в Театр Сатиры, а оттуда - в ГИТИС, на только что открывшийся курс музыкальных режиссеров под руководством Бориса Александровича Покровского. Это был счастливый зигзаг судьбы.

И творческая жизнь его оказалась тоже на редкость счастливой: он дебютировал на сцене Большого театра, поставив дипломный спектакль - оперу "Фра-Дьяволо" Даниэля Обера. Именно в этом спектакле сыграл свою последнюю роль Сергей Лемешев. Легендарный тенор "благословил" молодого Ансимова, приехав к нему на защиту диплома в ГИТИС и завещав ему беречь оперных артистов. Эту заповедь - любить артиста на сцене - Георгий Павлович пронес через всю свою жизнь, передавая ее своим ученикам. И сегодня, если спросить любого из них, что главное в работе над оперным спектаклем, все они ответят - любить и уважать артистов. И эта любовь к людям, творящим спектакль, к авторам, к персонажам, к партитуре, стали ключом Ансимова для входа в огромный оперный мир.

Георгий Павлович Ансимов поставил десятки спектаклей на сцене Большого театра, среди которых "Русалка", "Золотой петушок", "Иоланта" и др., он был единственным в мире постановщиком всех опер Сергея Прокофьева, в том числе и "Повести о настоящем человеке, на мировой премьере которой присутствовал ее реальный герой - летчик Алексей Маресьев. Многие десятилетия Георгий Павлович строил репертуар в Московском театре оперетты - "Орфей в аду", "Девичий переполох", "Летучая мышь", "Москва - Париж - Москва", "Фиалка Монмартра", "Золотые ключи" и т.д., поставив на этой сцене впервые в СССР (в 1966 году) "Вестсайдскую историю" Леонарда Бернстайна. Как и Борис Александрович Покровский, он был режиссером, активно востребованным в советское время и за рубежом. Он ставил спектакли в Китае, Корее, Японии, Чехословакии, Финляндии, Швеции, Америке. Всего за свою творческую жизнь он поставил их более ста, а метод свой определял сам как "настоящий реализм", суть которого - не подражание, а "желание раскопать глубину авторского замысла".

Именно этот свой метод он передавал своим ученикам в ГИТИСе, где преподавал с 1971 года. В 1984 году он возглавил вслед за Борисом Александровичем Покровским кафедру музыкального театра - самую великую "музыкальную кафедру" страны, из которой вышли практически все именитые российские оперные режиссеры, тысячи певцов - солистов оперы, оперетты, мюзикла. В 2003 году Георгий Павлович передал эту кафедру своему ученику Дмитрию Бертману. Но на разных сценах, в разных странах школу Ансимова несут все его ученики, среди которых - Светлана Варгузова, Татьяна Моногарова, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Юрий Веденеев и многие-многие другие. И они все теперь своим творчеством будут продолжать необыкновенную жизнь Георгия Павловича Ансимова в искусстве.

Как стало известно, гражданская панихида по Георгию Павловичу Ансимову состоится в Атриуме Большого театра 1 июня в 10.30 утра.
Отпевание пройдет в Храме Святителя Николая в 13.00 по адресу Бакунинская улица, дом 100.
Проезд: от ст. метро Электрозаводская или Бауманская, тролл. 22, 25. Остановка: 1-й Переведеновский пер.
Похороны пройдут на Даниловском кладбище.

Ансимов Георгий Павлович

Театральный режиссер, актер, педагог.

Народный артист РСФСР (1973).
Народный артист СССР (1986).

Родился в семье священника, протоиерея Русской православной церкви Павла Георгиевича Анисимова, расстрелянного в 1937 году на Бутовском полигоне (канонизирован как священномученик в 2005 году).
После ареста отца Георгий работал на заводе. В 1939 году поступил в школу при Театре имени Е.Вахтангова (ныне - Театральный институт имени Бориса Щукина).
С начала войны был отправлен в ополчение: рыл окопы, выступал в воинских частях, в госпиталях.

После войны - актер Московского театра Сатиры.
В 1955 году окончил факультет музыкального театра ГИТИСа.

В 1955-1964, 1980-1990 - оперный режиссёр, в 1995-2000 годах - руководитель режиссёрской группы Большого театра.

В 1964-1975 годах - главный режиссёр и художественный руководитель Московского театра оперетты.

Ставил оперы в театрах Алма-Аты, Казани, Праги, Дрездена, Вены, Брно, Таллина, Каунаса, Братиславы, Хельсинки, Гётеборга, Пекина, Шанхая, Сеула, Анкары.

Всего за свою творческую жизнь поставил более ста спектаклей.
С 1954 года преподавал в ГИТИСе.

Похоронен на Даниловском кладбище.

театральные работы

Большой театр:

1962 - Русалка;
1988 - Золотой петушок;
1997 - Иоланта.

Московский театр оперетты:

1965 - Орфей в аду;
1965 - Вестсайдская история;
1966 - Девушка с голубыми глазами;
1967 - Конкурс красоты;
1967 - Белая ночь;
1968 - В ритме сердца;
1969 - Фиалка Монмартра;
1970 - Москва-Париж-Москва;
1970 - Нет меня счастливее;
1971 - Девичий переполох;
1973 - Золотые ключи;
1973 - Песня для тебя;
1974 - Летучая мышь;
1975 - Триумфальная арка.

призы и награды

Государственная премия Чехословацкой Социалистической Республики им. К.Готвальда (1971)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1976)
Орден Дружбы народов (1983)
Орден Почёта (2005)
Орден Сергия Радонежского (РПЦ) (2006)
Медаль «За оборону Москвы»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»