Урок литературы сила и слабость нигилизма. Сила и слабость нигилизма евгения базарова. Несколько интересных сочинений

Роман «Отцы и дети» был напечатан в начале 1862 года в журнале «Русский вестник». Действие романа относится к 1859 году, кануну крестьянской реформы. К этому времени дворянство уже изжило себя как политическая сила. О себе заявили новые силы - демократы- разночинцы. Их позицию отличало резкое неприятие взглядов либерального дворянства.

В романе отражен не только конфликт двух поколений, двух политических сил, но и сложное противоречие этой борьбы. Чтобы показать силу и слабость нигилизма Базарова, нужно рассмотреть позицию его главного оппонента - Павла Петровича Кирсанова.

Особый интерес для меня представляет спор, который ведется двумя противниками.

Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала 1812 года - формировался в эпоху правительственной реакции. Отсюда- идеализм, культ чувства. Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь Кирсанова, «загадочный взгляд» молодой женщины проникает в самое сердце. Однако безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из жизненной колеи, а известие о смерти княгини Р. заставляет героя отказаться от «суеты» и поселиться в Марьине.

Базаров с раннего детства жил и воспитывался в условиях, далеких от тех, в которых рос Павел Петрович. Как мы видим, его воспитание послужило в дальнейшем прочным фундаментом для развития в нем нигилистических идей и взглядов. О демократизме Базарова говорят его речь, внешность, умение общаться с людьми разных классов. Он - петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Он знает и медицину, и физику, и химию, и ботанику, и зоологию. Базаров - человек глубокого ума. Истинный практик, он не признавал авторитетов, ценности человеческих чувств. Он резко отзывается о людях, проявляет нетерпимость к их мнению. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, не любят свой народ.

Автор открыто противопоставляет не только внутренние, но и внешние черты героев. Каждый из них идет своей дорогой и верит в свои идеалы. Мне кажется, что образ Базарова и создавался автором так, что каждое качество Евгения является полной противоположностью характеристики Павла Петровича.

В спорах между Базаровым и Кирсановым затронуты все основные вопросы современности: дальнейшие пути развития общества, страны, значение науки, искусства, проблемы народа. В этих вопросах взгляды революционных демократов и либералов расходятся.

Если Павел Петрович - идеалист, то Базаров - материалист, атеист. У Павла Петровича чувства руководят его поступками, образом мыслей; Базаров же просто отказывается верить в чувства, в любовь, например. Зато когда любовь приходит к нему, он раскрывается до конца в своем чувстве к Одинцовой. То, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он смог увидеть ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. Он смог признаться, в первую очередь самому себе, в том, что любит женщину. А ведь, наверное, трудно отказаться от того, во что столько времени верил.

Базаров утверждает, что не любит и не понимает красоты природы, хотя сам внутренне любуется ею. Отрицая все старое, Базаров не может ничего определенного сказать о том, каким он видит будущее.

Таким образом, не все до конца сформировано и осмыслено в его позициях. Налицо противоречие своим же взглядам. Здесь Тургенев объективно показывает слабую сторону нигилизма: человек вроде Базарова с подобными взглядами на жизнь весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но, главное, в жизни.

Павел Петрович одобряет существующий в России порядок, который позволяет ему жить ничего не делая. Он говорит о своей любви к народу, но народа он не знает и ошибочно полагает, что крестьяне вполне удовлетворены своей жизнью. Кирсанов упрекает Базарова в том, что тот презирает не народ, а то состояние, которым угнетены люди. Павел Петрович преклоняется перед всем иностранным, он читает только старые английские книги, его речь насыщена французскими, немецкими, английскими фразами. А свой родной язык он искажает, считая это признаком аристократизма. Базарова раздражает обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел Петрович.

Их нравственные позиции в корне различны. Я думаю, что Павел Петрович не верит в возможность переделать жизнь, хотя и готов вынести удары судьбы и сохранить достоинство. Базаров же, наоборот, верит в возможности человека, он готов изменить мир во что бы то ни стало.

Явный контраст наблюдается и при описании автором внешности героев. Очень продуманно соотнесены детали портретов: смена костюмов в течение суток - и пренебрежение к «одежонке»; аристократическая прекрасная рука - и красная рука без перчаток; изящество, стройность и «стремление вверх» - и ленивые спокойные движения; красота лица и глаз - и длинное худое лицо.

Итак, две противоположности, представители разных поколений и классов общества. К чему они пришли в итоге?

Павел Петрович продолжает жить той же жизнью. Хотя после его знакомства с Евгением что-то в нем самом изменилось. Например, он посоветовал своему брату жениться на Фенечке. Из ярого защитника аристократических принципов он превратился в пассивного наблюдателя.

Базаров умирает совсем молодым. Его смерть, на мой взгляд, совсем не случайна, как может показаться читателю. Мне кажется, Тургенев прощается со своим героем потому, что время Базарова еще не пришло. Его собственные позиции были еще не так устойчивы, да и время не подготовило той почвы, где благодатно могли бы развиться стремления к новой жизни. Программа Базарова имела существенный недостаток: отвергая действительно заслуживающее отрицания, Базаров замахнулся и на вечные ценности. В этом, безусловно, проявляется слабость его нигилизма.

Но, в конечном итоге, спор двух поколений нельзя решить однозначно. Ясно одно: связь между поколениями чрезвычайно важна, а взаимоотношения, на мой взгляд, должны строиться прежде всего на уважении к человеческой личности.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в начале 1862 года в журнале «Русский вестник». Действие романа относится к 1859 году, кануну крестьянской реформы. К этому времени дворянство уже изжило себя как политическая сила. О себе заявили новые силы - демократы-разночинцы. Их позицию отличало резкое неприятие взглядов либерального дворянства.

В романе отражен не только конфликт двух поколений, двух политических сил, но и сложное противоречие этой борьбы. Чтобы показать силу и слабость нигилизма Базарова, нужно рассмотреть позицию

Его главного оппонента - Павла Петровича Кирсанова.

Особый интерес для меня представляется спор, который ведется двумя противниками.

Павел Петрович Кирсанов - сын боевого генерала 1812 года - формировался в эпоху правительственной реакции. Отсюда - идеализм, культ чувства. Тургенев проводит своего героя через испытание любовью. Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю жизнь Кирсанова, «загадочный взгляд» молодой женщины проникает в самое сердце. Однако безответная любовь окончательно выбивает Павла Петровича из жизненной колеи, а известие о смерти княгини Р. заставляет героя отказаться от «суеты»

И поселиться в Марьине.

Базаров с раннего детства жил и воспитывался в условиях, далеких от тех, в которых рос Павел Петрович. Как мы видим, его воспитание послужило в дальнейшем прочным фундаментом для развития в нем нигилистических идей и взглядов. О демократизме Базарова говорят его речь, внешность, умение общаться с людьми разных классов. Он - петербургский студент-медик, будущий врач, изучающий естественные науки. Он знает и медицину, и физику, и химию, и ботанику, и зоологию. Базаров - человек глубокого ума. Истинный практик, он не признавал авторитетов, ценности человеческих чувств. Он резко отзывается о людях, проявляет нетерпимость к их мнению. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, не любят свой народ.

Автор открыто противопоставляет не только внутренние, но и внешние черты героев. Каждый из них идет своей дорогой и верит в свои идеалы. Мне кажется, что образ Базарова и создавался автором так, что каждое качество Евгения является полной противоположностью характеристики Павла Петровича.

В спорах между Базаровым и Кирсановым затронуты все основные вопросы современности: дальнейшие пути развития общества, страны, значение науки, искусства, проблемы народа. В этих вопросах взгляды революционных демократов и либералов расходятся.

Если Павел Петрович - идеалист, то Базаров - материалист, атеист. У Павла Петровича чувства руководят его поступками, образом мыслей; Базаров же просто отказывается верить в чувства, в любовь, например. Зато когда любовь приходит к нему, он раскрывается до конца в своем чувстве к Одинцовой. То, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он смог увидеть ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. Он смог признаться, в первую очередь самому себе, в том, что любит женщину. А ведь, наверное, трудно отказаться от того, во что столько времени верил.

Базаров утверждает, что не любит и не понимает красоты природы, хотя сам внутренне любуется ею. Отрицая все старое, Базаров не может ничего определенного сказать о том, каким он видит будущее.

Таким образом, не все до конца сформировано и осмыслено в его позициях. Налицо противоречие своим же взглядам. Здесь Тургенев объективно показывает слабую сторону нигилизма: человек вроде Базарова с подобными взглядами на жизнь весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но, главное, в жизни.

Павел Петрович одобряет существующий в России порядок, который позволяет ему жить ничего не делая. Он говорит о своей любви к народу, но народа он не знает и ошибочно полагает, что крестьяне вполне удовлетворены своей жизнью. Кирсанов упрекает Базарова в том, что тот презирает не народ, а то состояние, которым угнетены люди. Павел Петрович преклоняется перед всем иностранным, он читает только старые английские книги, его речь насыщена французскими, немецкими, английскими фразами. А свой родной язык он искажает, считая это признаком аристократизма. Базарова раздражает обилие иностранных выражений, которыми злоупотребляет Павел Петрович.

Их нравственные позиции в корне различны. Я думаю, что Павел Петрович не верит в возможность переделать жизнь, хотя и готов вынести удары судьбы и сохранить достоинство. Базаров же, наоборот, верит в возможности человека, он готов изменить мир во что бы то ни стало.

Явный контраст наблюдается и при описании автором внешности героев. Очень продуманно соотнесены детали портретов: смена костюмов в течение суток - и пренебрежение к «одежонке»; аристократическая прекрасная рука - и красная рука без перчаток; изящество, стройность и «стремление вверх» - и ленивые спокойные движения; красота лица и глаз - и длинное худое лицо.

Итак, две противоположности, представители разных поколений и классов общества. К чему они пришли в итоге?

Павел Петрович продолжает жить той же жизнью. Хотя после его знакомства с Евгением что-то в нем самом изменилось. Например, он посоветовал своему брату жениться на Фенечке. Из ярого защитника аристократических принципов он превратился в пассивного наблюдателя.

Базаров умирает совсем молодым. Его смерть, на мой взгляд, совсем не случайна, как может показаться читателю. Мне кажется, Тургенев прощается со своим героем потому, что время Базарова еще не пришло. Его собственные позиции были еще не так устойчивы, да и время не подготовило той почвы, где благодатно могли бы развиться стремления к новой жизни. Программа Базарова имела существенный недостаток: отвергая действительно заслуживающее отрицания, Базаров замахнулся и на вечные ценности. В этом, безусловно, проявляется слабость его нигилизма.

Но в конечном итоге, спор двух поколений нельзя решить однозначно. Ясно одно: связь между поколениями чрезвычайно важна, а взаимоотношения, на мой взгляд, должны строиться прежде всего на уважении к человеческой личности.

  1. Личность Евгения Базарова.
  2. Проявления нигилизма Базарова.
  3. Достоинства и недостатки базаровского характера.

Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано.
Н. А. Некрасов

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» образовано от латинского слова «пщИ», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист - «человек, относящийся ко «всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?

Главное в жизни Евгения - изучение естественных наук. Поэтому даже на отдыхе в доме Кирсановых он постоянно проводит опыты, ведь для себя он выбрал профессию врача. Базаров - материалист, считает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию - все, что связано с духовным миром человека. Даже любовь Базаров объясняется лишь с физиологической точки зрения.

И в то же время герой Тургенева - умный и сильный человек, он не способен притворяться и лицемерить, готов в жарком споре отстаивать свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость в обществе, он понимает, что крепостничество в России себя изжило и необходимо что-то менять. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением говорит об аристократическом лоске Павла Петровича, и легко общается с крепостными, лечит их. Себя он считает выходцем из народа, несмотря на то, что его родители - небогатые дворяне. Евгений с гордостью заявляет: «Мой дед землю копал», и не стесняется этого.

Но в богатом аристократическом доме Кирсановых существуют свои «принципы». И старикам, воспитанным на них, сложно понять молодого бунтовщика-»ни-гилиста» Базарова. Павел Петрович считает его «гордецом, нахалом, циником, плебеем», Николай Петрович «побаивался молодого нигилиста и сомневался в пользе его влияния на Аркадия», сам же Аркадий не всегда разделяет убеждения своего друга, потому что сам - > романтик, любит природу, музыку. И Базаров подшучивает и иронизирует над всеми обитателями марьинской усадьбы.

Однако в своих убеждениях герой не всегда последователен. Отрицая возвышенные чувства, он сам оказывается в их сетях. Любовь к Анне Сергеевна Одинцовой заставила Базарова страдать и мучиться. Но героиня отвергла молодого «нигилиста», хотя у них и было много общего. И после пережитого герой начинает сомневаться в правильности своих убеждений.

Базаров ни с одним героем в романе не находит общего языка, никто не под-держивает его убеждений. Герой остается один, для него наступает переоценка цен-ностей. Размышляя о краткости человеческой жизни, он теряет веру в свои силы, свое будущее. Героя мучает вопрос: прав ли он в своих убеждениях, не ошибка ли его «нигилизм».

Я считаю, что в идейных взглядах Базарова есть и положительные и отрица-тельные стороны. Прогрессивным является то, что герой стремится к переустройству общества. В отличие от пустых речей Павла Петровича, Базаров не просто говорит, но и действует. Он изучает естественные науки, возможно, Евгений бы стал известным ученым: в XIX веке в области естественных наук было сделано много открытий, это двигало Россию вперед, к более прогрессивному обществу.

Мне нравится во взглядах Базарова и то, что он не боится общаться с простым народом. Если Павел Петрович лишь рассуждает о мужике, а сам при встрече с ним «нюхает одеколон», то Базарова это возмущает. Крепостничество возмущало не только Евгения, но и многих передовых людей того времени. Человек рождается свободным, и не должен жить в кабале, терпя унижения. Его бедность или богатство зависит от жизненных обстоятельств.

Однако многое в теории Базарова я не поддерживаю. Например, отрицание искусства и всего того, что связано с духовной жизнью человека. Разве можно не любить прекрасную музыку, не восхищаться стихами Пушкина, не черпать вдохно-вения от пробуждающейся весенней природы? Здесь я разделяю взгляды либералов-помещиков, особенно Николая Петровича. Материальное и духовное в человеке должно быть взаимосвязано, нужно уметь чувствовать прекрасное. Отрицая искусство, нигилист-Базаров не понимает, что прежде всего обделяет себя, собствен-ную душу. Немного романтики должно жить в каждом человеке. Также я считаю, что человек не может жить без любви, это тоже обедняет его. Возможно, не каждому в жизни суждено найти именно свою вторую половину, но люди, по-настоящему любящие друг друга, самые счастливые. Пример тому - родители Базарова, Катя Одинцова и Аркадий Кирсанов, даже Николай Петрович и Фенечка. И если человек ценит и любит свою семью, своих близких - разве это плохо?

И все же, несмотря на все свои недостатки, мне нравится герой Тургенева. Он честный, умный, доброжелательный, уверенный в себе человек. В романе Базаров постоянно помогает людям, он старается жить для других. В то же время он силь-ный, волевой, умеет отстаивать свои убеждения, замечательно владеет искусством спора. Я считаю, что такие люди, как Базаров, «нужны России».

Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо – Евгений Базаров, “нигилист”, как он себя называет. Слово “нигилист” происходит от латинского слова “nugul”, то есть “ничто”, отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это “человек, относящийся ко всему с критической точки зрения”, а его дядя Павел Петрович считает, что это “человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру”. А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?

Главное в его жизни – изучение естественных наук. Он выбрал для себя профессию врача, поэтому более того пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров – настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что “порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта”, а “Рафаэль гроша медного не стоит”. Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы – все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, более того самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах. Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал.

И в то же пора герой Тургенева – человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его “дед землю копал”, напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» рассказывает об идейных противоречиях либерального дворянства и нарождающейся демократии. Главное действующее лицо - Евгений Базаров, «нигилист», как он себя называет. Слово «нигилист» происходит от латинского слова «nugul», то есть «ничто», отрицание. Аркадий Кирсанов объясняет, что нигилист -это «человек, относящийся ко всему с критической точки зрения», а его дядя Павел Петрович считает, что это «человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру». А какой смысл вкладывает в это определение сам Базаров?
Главное в его жизни - изучение естественных наук. Он выбрал для себя профессию врача, поэтому даже пребывая в доме Кирсановых он постоянно проводит различные опыты. Базаров - настоящий материалист, к тому же он отрицает искусство, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», а «Рафаэль гроша медного не стоит». Он отрицает живопись, музыку, поэзию красоту природы - все, что связано с духовным миром человека. Даже такое, как кажется, никому не чуждое высокое проявление человеческого чувства как любовь Базаров старается объяснить лишь с физиологической точки зрения. Однако, даже самому Базарову не удается быть последовательным в собственных принципах. Он сам оказывается безнадежно запутавшимся в сетях любви, которую отрицал.
И в то же время герой Тургенева - человек умный, сильный, самоуверенный, не способный притворяться и лицемерить. Он готов вступать в жаркие споры с кем бы то ни было, отстаивая свои убеждения. Базарова возмущает социальная несправедливость и неравенство, царящее в обществе, он понимает, что крепостное право в России изжило себя, и изменения просто необходимы. Для него не существует социальных классов и сословий. Базаров с пренебрежением отзывается об аристократическом лоске Павла Петровича, и на равных общается с крепостными крестьянами, считая себя самого выходцем из народа. Базаров не только не стесняется того, что его родители были небогатыми дворянами, а его "дед землю копал", напротив, он с нескрываемой гордостью говорит об этом.
Идеологическим оппонентом Базарова в романе становится Павел Петрович. Он не преемлет нигилистическую точку зрения и не понимает её, вступая в спор с Базаровым. Эта полемика достигает своего апогея в тот момент, когда на вопрос п.п. неужели Базаров отрицает всё, последний сознательно отвечает: "Все", понимая что под этим словом имел в виду п.п. Религия, политический и социальный строй, общепринятая мораль... Возможно, цели Базарова, цели преобразования, изменения достойны признания их рациональности, однако можно придти разными путями к одному итогу, Базаров выбрал путь отрицания, путь более разрушения, чем созидания, хотя конечной целью он все же считает создание чего-то нового, к чему следует, по его убеждению, стремиться.
Нигилизм Базарова, проявляясь в различных сферах жизни может нести как положительные идеи,
направленные на улучшение, созидание, так и отрицательные, разрушительные. Поэтому, можно сказать, что нигилизм Базарова имеет свои сильные и слабые стороны.

Билет 72

Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

Уроки любви повели за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они привели к кризису его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бездны: одна – загадка его собственной души, другая – загадка мира, который его окружает. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий – к звездному небу над головой.
Намного более неоднозначна история любви Павла Петровича Кирсанова. Ради любви Павел Петрович бросил все, перечеркнул всю свою карьеру, что привело его к духовной гибели. Любовь его к княгине Р. – мучительное и унизительное чувство. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. Вводится не как вставной эпизод. Он является в романе как предупреждение заносчивому Базарову.
Любовь к Одинцовой – начало трагического возмездия надменному Базарову, считающего любовь романтической чепухой: она раскладывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек, столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства. Дорогие его уму «естественнонаучные» убеждения превращаются в принцип, которому он, отрицатель всякого рода принципов, теперь служит, тайно ощущая, что служба его слепа, что жизнь оказалась сложнее того, что знают о ней «физиологи». Опровергая взгляды героя романа на любовь, писатель заставляет его переживать то, что сам Базаров отвергал. Трудный внутренний процесс познания истинной любви заставляет Базарова по-новому почувствовать природу.
В своем чувстве к Одинцовой он раскрывается как натура сильная, страстная и глубокая. И здесь проявляется его превосходство над окружающими людьми: чувство его непохоже любовные отношения прочих персонажей. Базаров увидел в Одинцовой человека умного, незаурядного, выделив ее из круга губернских дам: «На остальных баб непохожа». Одинцова во многом достойна его, и это обстоятельство также возвышает Базарова. Если бы он полюбил пустую женщину, его чувство не вызвало бы уважения.
Развязное поведение Базарова – это его же смущение и робость. Одинцова поняла это и была польщена. Она царственно прекрасна, сдержанна и величава, требует к себе особого внимания и уважения. Базаров хочет полюбить Одинцову, но не может сделать этого, поэтому бежит от своей любви в силу нигилизма. Обычно истоки трагизма базаровской любви ищут в характере Одинцовой, изнеженной барыне, аристократке, не способной откликнуться на чувство Базарова, робеющей и пасующей перед ним. Но Одинцова хочет и не может полюбить Базарова не только потому, что этот демократ, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. «Непонятный испуг», который отделяет базаровское признание в любви от ненависти по отношению к любимой женщине? Стихия жестоко подавленного чувства прорвалась в нем, наконец, но с разрушительной по отношению к этому чувству силой. Базаров охотно делится с Одинцовой своими мыслями, и из их бесед она понимает, что ради нигилизма он не пойдет на уступки.
С точки зрения Тургенева, любовь таинственна и всесильна, и отрицание ее ведет к трагедии. Несчастная любовь приводит Базарова к душевному кризису и ужасной трагедии. В любви Павла Петровича и Базарова есть что-то похожее. Но Базаров борется, он не раскис и не стал унижаться, как Павел Петрович. Тургенев показал, что Базаров и в любви выше уездных аристократов, в том числе умной, но холодной и эгоистичной Одинцовой. «Обе стороны до известной стороны правы», - этот принцип построения античной трагедии проходит через весь роман, а в любовной истории завершается тем, что Тургенев сводит аристократа Кирсанова и демократа Базарова в сердечном влечении к Фенечке и ее простотой, народным инстинктом выверяет того и другого героя.
Павла Петровича привлекает в Фенечке простота и непосредственность, но любовь его к Фенечке слишком заоблачна и бесплотна. Базаров же, наоборот, инстинктивно ищет в Фенечке жизненное подтверждение своему взгляду на любовь как на простое и ясное чувственное влечение. Но эта простота оказывается хуже воровства: она глубоко оскорбляет Фенечку, и нравственный укор, искренний, неподдельный, слышится из ее уст. Неудачу с Одинцовой Базаров объяснял для себя барской изнеженностью героини, но применительно к Фенечке о каком «барстве» может идти речь? Очевидно, в самой женской природе (не имеет значения, крестьянской или дворянской) заложена отвергаемая героем одухотворенность и нравственная красота.
В романе «Отцы и дети» Тургенев изобразил несколько любовных линий, благодаря которым особенности характера главного героя раскрываются полностью, давая читателю возможность заглянуть в самые потаенные уголки его души. При этом история любви Базарова становится тем ярче, чем ироничнее описываются отношения других героев романа. Возьмем, к примеру, любовь Николая Петровича к Дуняше. Это самый спокойный, обыденный вариант любви, в которой не наблюдаем мы ни бушующих страстей, ни каких-либо сильных и страстных эмоций. Или любовь Аркадия к Одинцовой: перед нами безответное чувство, легкое юношеское увлечение, в то время как к Кате он уже испытывает чувство чистое и нежное. Однако, как и дружбе, так и в любви младший Кирсанов подчинен воле более сильной натуры, чем он сам.

Билет 67,42 Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

Проблему отцов и детей можно назвать вечной . Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века - показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки - это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества - проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева - это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой - презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

При всем этом мы видим , что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России... Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами... Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре... Базаров похоронен в этой могиле... К ней... приходят два уже дряхлых старичка...”

Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности - родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места

. Проблема отцов и детей - одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая - упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.