Урок по роману «тихий дон» «в мире, расколотом надвое» (гражданская война в изображении м.а.шолохова). Сочинение на тему: “В мире, расколотом надвое. (По роману “Тихий дон”)” От чего

УРОК ПО РОМАНУ «ТИХИЙ ДОН»

«В мире, расколотом надвое»

(Гражданская война в изображении М.А.Шолохова)

Цель урока: создание условий для формирования ценностно-ориентированной компетенции обучающихся на примере творчества М.А.Шолохова.

Задачи:

Предметная : понимание трагедии Гражданской войны, войны братоубийственной, противоречащей нормам нравственности в результате изучения и систематизации информации.

Личностная : воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Метапредметная : развитие умения работать с информацией, развитие умения работать в малой группе.

Используемые технологии: развитие творческого и критического мышления в соответствии с трехфазовой технологической цепочкой: вызов-осмысление-рефлексия.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Ход урока

1.Слово учителя

Здравствуйте, в декабре вы будете писать пробное сочинение, какие направления вы выберете? А кто из вас выбрал бы сочинение на тему войны? Какие аргументы вы использовали бы?

Посмотрите на экран (ролик «Русские рубят русских»)

Что же за война такая, где «Русские рубят русских»?

(Ответы учащихся)

Михаил Шолохов был одним из первых, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии. Он рассказал о многих человеческих судьбах и драматических событиях народной жизни. Как ковыль на ветру метались люди в поисках правды.

Вся сложность в том, что у каждого своя правда и в поисках ее люди часто «упирались в стену» и, к сожалению, оказывались врагами. «На бранном поле друзей не угадывают», - говорил Григорий Мелехов, герой романа «Тихий Дон». Он живет стремлением найти свое место в жизни, найти того, кому стоит служить (красным или белым?)

Ребята, кто такие красные? Кто такие белые? За что воевали эти люди?

(Красные, большевики, поддерживали Советскую власть, а белые (меньшевики) –выступали против Советской власти)

В романе «Тихий Дон» глазами главного героя мы наблюдаем две страшные сцены: расправа над чернецовцами и казнь подтелковцев.

2. Работа по группам.

Давайте обратимся непосредственно к тексту романа. (На столах у учащихся раздаточный материал - отрывки из романа).

Предлагаю вам прочитать и проанализировать два отрывка из этого романа: 12 главы, где описана расправа с черницовцами, белыми, и 31 главы, где описана казнь подтелковцев, красноармейцев. Ваша задача - прочитать, проанализировать отрывки, выбрать из текста и внести в таблицу следующее:

Подтелковцы (красные)

сопоставление

Черницовцы (белые)

Портретные: художественные детали, описание

2. Отношение друг к другу участников этих событий

И та и другая группа выполняют это задание. Ребята, у вас есть 4 минуты.

(Учитель приглашает ученика, который заполняет таблицу, она дублируется на экране)

Посмотрите на ваши портретные описания. Какие детали описывает Шолохов? («поручик с красивыми женскими глазами, «высокий, бравый есаул», «курчавый юнкер»). Шолохов стремится подчеркнуть, что перед нами не безликие «враги», перед нами люди.

Посмотрите на ваши выводы в табличной строке «Отношения друг к другу». Есть что-то общее у этих героев, объединяющее их?

(Да, прежде всего, это ненависть и злоба, ведь любая война – это горе и страдание, на казнь подтелковцев люди шли как на праздник, но убийство человека, даже врага, противоречит человеческой природе, и изначальная ненависть, триумф над врагом меняется на страх, ощущение чужой боли, сострадание).

За что воюют эти люди? (Все они выступают за будущее своей страны, за то, какой они ее представляют).

Борис Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в Гражданской войне: «чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека». На одной судьбе Григория Мелехова показан весь «излом» общества. Пусть он казак, все равно он, в первую очередь, крестьянин, земледелец. Вот ломка этого кормильца и есть Гражданская война.

Так кто же здесь победитель? (Русские режут русских)

(Нет ни победителей, ни проигравших, Гражданская война - война между гражданами одного государства, между членами одной семьи, между братом и братом, между отцом и сыном).

В последнем эпизоде 5 части романа Шолохов пишет:

Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом ее в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.

И еще - в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки-полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево оперенным крылом.

Найдите в тексте образный ряд (часовня….)

Что символизируют эти строки? (Часовня-память, самка стрепета-жизнь и любовь.)

Ребята, в этом эпизоде Шолохов противопоставляет гармонию вечного бескрайнего мира со страшными братоубийственными сценами.

Для чего он показывает этот контраст?

Как вы считаете, что хотел сказать им Шолохов?

Ребята, мы рассмотрели «зеркальные эпизоды». Одинаковые события, одинаковые люди, одинаковые чувства они испытывают перед смертью, каждые считают себя правыми, а ведь не правы ни одни, ни другие. А для Шолохова, писателя- гуманиста, все равно, кто погибает, белый или красный, для него в этой страшной войне погибают люди. Внимание на экран

(Видео с песней Розенбаума)

3. Рефлексия

Ребята. Что расколола Гражданская война? «Через что прошла трещина»?

(ответы)

Самое главное, чтобы сохранилась память об этих событиях. Ребята, вы через несколько месяцев выходите в самостоятельную жизнь, знайте, что Гражданская война самая беспощадная и бессмысленная. Она раскалывает надвое самое дорогое - дом, семью, стол с хлебом.

Разделы: Литература

Цель урока: определить с учащимися суть шолоховской концепции гражданской войны в романе-эпопее.

Задачи урока: учиться работать с текстом, находить “ключи” в нём для ответа на вопрос, осмысливать, отбирать “изюминку” в тексте для себя.

Эпиграф к уроку:

“В гражданской войне нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия”.

Борис Васильев

“Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, всё равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”

Борис Васильев

Вступительное слово учителя.

“Тихий Дон” - это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Но он конкретно – историчен по своей фабуле, и судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью. Поэтому, чтобы понять роман, надо обратиться к действительности, обращенной в нем. Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который доведен до отчаяния. И когда он берется за шашку, то теряет меру сдержанности и осмотрительности. Льется кровь с обеих сторон.

А каковы общественные взгляды самого писателя? Он против насилия, тем более совершаемого в такой форме, которая разрушает все нравственные нормы. Шолохов никому не прощает жестокости. Попрание закона человечности – тяжкое преступление, не имеющее никаких оправданий. Так мыслит народ. Так считает и выразитель его дум и психологии Шолохов.

  1. Сообщение темы, цели, задачи урока.
  2. Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание, ребята, и внимание гостей к размышлениям современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. Так Борис Васильев утверждает: (чтение эпиграфа к уроку).

Словарная работа

Суть – самое главное, существенное.

Концепция - система взглядов на что-нибудь, основная мысль.

В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея “Тихий Дон”. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Чем же объясняют тот уровень правды исследователи? Откуда Шолохов черпал эту Правду ?

Правда

Подобно Л.Н.Толстому в повести “Хаджи-Мурат”. “Мир людской, разворошенный революцией…”

А как же Шолохов рисует, этот людской мир, разворошенный революцией?

Словарная работа:

Предварение – т.е.сделать что-то раньше забегая вперед.

Так Шолохов в 5 части романа в 1 главе (концовка) пишет “До января на хуторе Татарском…” (читается отрывок)

Какое сочетание слов является в этом отрывке ключевым ?

они то и сломают привычный уклад жизни донского казачества. Оттого-то и сущность событий, изображенных в романе трагедийная , потому что она затрагивает судьбу огромных слоёв населения. Именно огромных:

Сколько действующих персонажей в романе-эпопее? (Более семисот)

  1. Главные
  2. Эпизодические
  3. Названные по именам
  4. Безымянные

И Шолохова волнует их судьба.

Так что же происходило на Дону в годы гражданской войны? Как сам Шолохов называет это явление гражданской войны?

Расказачивание казачества

т.е. суть шолоховской концепции в романе показать, как происходило на самом деле. (РАСКАЗАЧИВАНИЕ КАЗАЧЕСТВА)

Чем оно сопровождалось?

массовым террором.

Обратимся к тексту романа, к его эпизодам

  • Массовый террор ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)
  • Бесчинства красных ч.6.гл.16 (чтение отрывка текста)
  • Список расстрелянных ч.6.гл.24 (чтение отрывка текста)

Как Шолохов изображает это время?

Как рисует будущее?

“Все Обдонье жило потаённой, придавленной жизнью… мгла нависла над будущим”

Об этом говорит Шолохов!

А как казаки воспринимают это время?

Петро Мелехов (о разделении народа) ч.6.гл.2 (чтение отрывка текста)

Мирон Григорьевич (о жизни) ч.6.гл.19 (чтение отрывка текста)

- Что скажет Шолохов о людях?

“Набычился народ, осатанел” т.е.стал злым, жестоким озверел

Обратите внимание, какие верные слова выбирает Михаил Шолохов!

И мы сегодня не можем пройти мимо тех сцен, которые изображают эту ЖЕСТОКОСТЬ

“…А в Пономарёве всё ещё пыхали …” (ч.5.гл.30) (чтение отрывка текста)

- Почему Шолохов не ищет правых и виноватых, а только перечисляет?

- Что же происходит в мире расколотом надвое ?

Убийства насильственное прерывание жизни, право на которое не дается человеку, и не оправдывается ничем !

Поэтому он никого не оправдывает и не винит.

А как он относится к насильственной смерти?

Отвергает!

Что же он противопоставил жестокости?

Учащиеся рассуждают о символах.

Трудно бывает остановить человека, когда разум его помрачён враждой и местью .

Кто мстит и кому?

Мишка Кошевой застрелил деда Гришаку, сжёг курень Коршунова и ещё 7 домов!!

Митька Коршунов “всю семью Кошевого вырезал, тот же Мишка Кошевой убивает Петра Мелехова, а затем становится зятем Мелеховых”.

Но можно ли остановить месть?

И кто же, по мнению Шолохова, может остановить жестокость, задуматься над смыслом жизни?

Бессловесная природа!

Она лишена страстей и исполняет данное ей предназначение: ПОДДЕРЖИВАЕТ ТОРЖЕСТВО

Поэтому – то многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе – концовке II-ой книги романа. На Дону полыхает гражданская война, гибнут люди, погиб так же бессудно красноармеец Валет. (зачитать сцену похорон красноармейца Валета).

Итак, какие две жизненные реалии сталкиваются в одном эпизоде? Что они несут?

Можно дать как Д/З.

Так о чём же напоминает скорбный лик божьей матери? В чём суть этой надписи?

- О чём Шолохов напоминал, жившим тогда и нам, нашему поколению? Чему учит?

- Какую главную мысль отстаивает?

Итак, природа выбирает жизнь .

Люди же на распутье, они ищут, мечутся. Их суровое время поставило перед выбором.

Ч.6.гл.16.

Ты какой же стороны держишься?

Ты, кажется, принял красную веру?

Ты в белых был? Беленький? Офицер, а?

Эти вопросы задавали одному и тому же человеку – главному герою романа М.А.Шолохова

Григорию Мелехову.

А он отвечает на них?

Он устал.

От чего?

От войны .

Так в чем же, по-вашему, суть гражданской войны?

В ломке человека! В его непостоянстве колебания метания рождает злобу вражду месть в озверение.

Об этом говорил и Л.Н.Толстой в повести “Хаджи - Мурат”

А концепция Шолохова какова?

Прекратить братоубийственную войну!

А концепция Бабеля?

Отвергает войну.

А Фадеев?

Показывает ломку человека (Левинсон).

Его поступки оправданы высшей целью.

А так истолковывает свою позицию Борис Васильев. (Чтение записи на доске)

Поэтому-то и мечта главного героя романа Григория Мелехова пожить мирным тружеником, семьянином, но она постоянно разрушается жестокостью гражданской войны.

И вновь контраст, но уже эмоциональный!

И так от эпизода, к эпизоду нарастает трагическое несоответствие внутренних устремлений Григория Мелехова и окружающей жизни.

Внутренне стремление его как человека к миру

В окружающей жизни – война .

Так что же будет с человеком, Григорием Мелеховым, который не принял этого враждующего мира, этого “недоуменного” существования? Что с ним будет, если он, как самка стрепета, которую не в силах спугнуть залпы орудий, пройдя всеми дорогами войны, упрямо стремится к миру, жизни, к труду на земле?

Шолохов не отвечает на эти вопросы. Своим “Тихим Доном” писатель М.Шолохов обращается и к нашему времени, учит искать нравственные и эстетические ценности не на путях классовой нетерпимости и войны. Если судить по нынешнему времени, одним из актуальных вопросов в наше время является межнациональный конфликт. Внутри России и сейчас идёт гражданская война. (Чечня, Нагорный Карабах) Искать же эти ценности надо на путях мира и гуманизма, братства и милосердия.

Россия нынче тоже в муках великого передела, она в мире расколотом надвое , она пока ещё на распутье . Что будет с ней? Что будет с нами?

И сегодняшний урок я хочу закончить словами Ф.И.Тютчева. Прав он был, говоря:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

И действительно, хочется верить, что победит всё-таки разум . Иначе нельзя, невозможно.

Эпиграф: “В гражданской войне всякая победа есть поражение” (Лукиан)

Роман-эпопея “Тихий дон” был написан одним из величайших писателей ХХ столетия – Михаилом Шолоховым. Работа над произведением шла почти 15 лет. Получившийся в итоге шедевр был удостоен Нобелевской премии. Выдающейся работа писателя считается потому, что Шолохов сам был участником военных действий, потому гражданская война для него, прежде всего трагедия поколения и всей страны.

В романе мир всех жителей Российской Империи расколот надвое резкой сменой

власти – большевики свергли царя Николая II. Сложившийся веками строй был разрушен до основания и народ не знал, как себя вести. Шолохов описывает метания народа на примере героя Григория Мелехова, который не может решить, какого цвета его идеология – красная или белая. Он “мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить”. Все окружающие беспрестанно предлагают Мелехову выбрать от или иной путь, что еще раз доказывает раскол и сумятицу, происходящие в обществе. В тоге, он приходит к выводу: “Неправильный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый”.

В романе есть два показательных

эпизода: глава 12, в которой описана казнь чернецовцев, и глава 31 повествующая о расправе над подтелковцами. Если сравнить образы белых офицеров и большевиков перед казнью, то они одинаковы. И белые и красные перед смертью обвиняют окружающих в глупости и недальновидности; и белые и красные уверены в своей правоте и не страшатся смерти. Показательно то, что и чернецовцы и подтелковцы – это донские казаки! Это люди, которые жили в соседних домах и ели один и тот же хлеб. Подтелков без доли сомнения отдает приказ убить 40 плененных белых офицеров, Чернецова отказываются поддержать союзники, оставляя на расправу красным, Дмитрий Коршунов расправляется с собственными односельчанами в надежде заработать звание офицера. Писатель-гуманист Шолохов показывает, что гражданская война – это братоубийственная война, по сути своей бессмысленная, ведь обе стороны сражаются за лучшее будущее для родины, а в народе всегда найдутся “двойные агенты”, ратующие только за собственное благополучие. В итоге звучит вообще абсурдное мнение одного из казаков: “Давайте биться и с красными и с кадетами! Всех сменим!”.

Символизм романа не только в противопоставлении красные-белые, но и в противопоставлении война-природа. Ужасы войны пересекаются с описаниями величия и спокойствия природы: орел, парящий над степью, березы с бурыми почками, и река Дон, разделяющая враждующие стороны. Писатель подчеркивает, что кто бы в результате не пришел к власти, природа останется неизменной, времена года продолжат сменять друг друга. Есть вещи гораздо более важные, чем борьба за власть. Есть любовь, есть честь, есть отвага. И проявлять их нужно каждый день, заботясь о своей семье и делая мирные дела для благополучия Родины.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Тема поиска жизненной правды не нова в истории русской литературы. Наиболее широко ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Достоевский… Огромный исторический и социальный пласт поднял Лев Толстой....
  2. В знаменитом романе Михаила Шолохова “Тихий Дон” повествуется о гордых и трудолюбивых людях – донских казаках. От рождения их воспитывали воинами, доблестными солдатами и офицерами,...
  3. Роман “Тихий Дон” является не только центральным про­изведением творчества М. Шолохова, но и одним из самых “громких”, узловых романов XX века. В центре романа -...
  4. Как в “Тихом Доне”, так и в “Поднятой целине” много персонажей, которые действуют только в массовых сценах, не выступая отдельно, не имея “собственной” сюжетной линии....
  5. Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” – это книга о несчастной жизни казачества в годы страшных кровавых событий, происходивших в России в начале двадцатого века....
  6. В гостях у Пелагеи Наталья принимает решение выяснить дальнейшие планы Григория. Акцентируя внимание читателя на поведении Натальи в родительском доме, М. А. Шолохов показывает, что...
  7. Если рассуждать о работах писателя, в первую очередь, нужно отметить, в каком веке он жил, в каком веке он писал и создавал, потому что социальная...

И должно определить место произведения в монографической теме «М. А. Шолохов». Исходные тезисы, которые направляют методическое решение этой темы, можно сформулировать следующим образом:

- «Тихий Дон» нужно рассматривать в контексте всего творчества писателя, который пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. Эта тема была определена размахом и значительностью происходивших событий, современником и участником которых был сам Шолохов. Контекстный принцип обзора позволит установить не только проблемно-тематические, но и эстетические связи произведений писателя, что даст читателю возможность глубже познать художественный мир Шолохова, почувствовать особенности его дарования.

В романе-эпопее «Тихий Дон», над которым писатель работал с 1925 по 1940 год, отражена судьба человека, прошедшего через первую мировую и гражданскую войны.

Каждое поколение по-новому прочитывает этот роман, по-новому истолковывает характеры героев, истоки их трагедии. Задача учителя - помочь учащимся разобраться в сложном содержании большого по объему произведения, приблизить их к пониманию авторской версии событий, «которые потрясли мир». Система обзорных уроков по роману «Тихий Дон» может быть представлена в таком варианте:

Первый . Слово о Шолохове. Замысел и история создания романа «Тихий

Дон». (Вступительная лекция учителя.)

Второй урок. Картины жизни донских казаков на страницах романа. «Мысль семейная» в романе «Тихий Дон». (Работа над отдельными эпизодами первой части романа, ее места в общем замысле романа, в его композиционном плане.)

Третий урок. «Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова. (Беседа о

Прочитанном, комментарий к отдельным сценам третьей - пятой частей романа,

Обобщение учителя.)

Четвертый урок. «В мире, расколотом надвое». Гражданская война на Дону в

Изображении Шолохова. (Слово учителя, сопоставительный анализ отдельных эпизодов

Шестой и седьмой частей романа.)

Пятый урок. Судьба Григория Мелехова. (Урок-семинар.)

Роман «Тихий Дон» привлечет учащихся новизной жизненного материала. В нем очень ярко показана жизнь казачьего хутора во всей ее живописности и многоцветии, повседневности и во всей полноте человеческого проявления.

Ко второму уроку Ученики выполнят следующие задания: 1. Найдите в первой части романа ответы на вопросы: кто такие ? Чем они занимались? Чем жили? Почему Шолохов с любовью пишет о них? О ком говорит с особой симпатией? 2. Выделите самые яркие эпизоды первой части. Как они передают красоту крестьянской жизни казаков, поэзию их труда? В каких ситуациях показывает своих героев писатель? 3. Выделите описание донской природы, казачьего хутора. Какова их роль? Желательно, чтобы ученики не прошли мимо таких эпизодов первой части: «История Прокофия Мелехова»

(гл. 1), «Утро в семье Мелеховых», «На рыбалке» (гл. 2), «На сенокосе» (гл. 9), сцены сватовства и свадьбы Григория и Натальи (гл. 15-22), призыв на воинскую службу, Григорий на медицинском осмотре (часть вторая, гл. 21).

Обратим внимание учеников на то, что в центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.

Рассказ о судьбе мелеховского рода начинается с острой, драматической завязки, с истории Прокофия Мелехова, который поразил хуторян своим «диковинным поступком». С турецкой войны он привез жену-турчанку. Любил ее, по вечерам, когда «вянут зори», носил на руках на макушку кургана, «садился рядом с ней, и так подолгу глядели они в степь». А когда разъяренная толпа подошла к их дому, Прокофий с шашкой встал на защиту любимой жены.

С первых страниц появляются гордые, с независимым характером, способные на большое чувство люди. Так с истории деда Григория входит в роман «Тихий Дон» прекрасное и одновременно трагическое. И для Григория любовь к Аксинье станет серьезным испытанием жизни. «Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове», - признавался Шолохов. Общий строй повествования убеждает, что писатель находился и под влиянием обаяния Натальи, Ильиничны, Аксиньи, Дуняшки. Главные ценности у Мелеховых - нравственные, человеческие: доброжелательность, отзывчивость, великодушие и, главное, трудолюбие.

В казачьей среде человек ценился по отношению к труду. «Он и женишок хоть куда, - говорит о Григории мать Натальи, - и семейство ихнее шибко работящее Работящая и при достатке». «Мелеховы - славные казаки», - вторит ей дед Гришака. «Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе. Старик выделил его из толпы станичных парней еще тогда, когда на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз». Многие эпизоды убеждают в справедливости подобной характеристики Мелеховых.

Первоначальный замысел романа был связан с событиями 1917 года, «с участием казачества в походе Корнилова на Петроград». В процессе работы Шолохов значительно расширил рамки повествования, вернулся в довоенную пору, в 1912 год. В быте казачьей станицы, в течении повседневной жизни, в психологии казаков он искал объяснение поведению героев в дни грозных испытаний. Поэтому первую часть романа можно рассматривать как развернутую вширь экспозицию романа «Тихий Дон», хронологические рамки которого обозначены очень четко: май 1912 - март 1922. Расширение замысла книги позволило писателю запечатлеть «народную жизнь России на ее грандиозном историческом переломе». Таким выводом можно завершить второй урок по роману Шолохова.

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова - такова тема Третьего Урока. Задержим внимание учащихся на этой формулировке: в ней обозначены и авторский взгляд на событие, и отношение казаков к войне, и характер повествования. Как же раскрывается этот образ, ставший ключевым в романе? Этот вопрос будет направлять анализ эпизодов третьей - пятой частей романа.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Семья у Шолохова станет зеркалом, своеобразно отражающим и события мировой истории. Начиная с третьей части романа трагическое будет определять тональность повествования. Впервые же трагедийный мотив прозвучит в эпиграфе:

Не сохами-то славная землюшка наша распахана Распахана наша землюшка лошадиными копытами А засеяна славная землюшка казацкими головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами, Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.

Какие страницы романа перекликаются с напевом этой старинной казачьей песни? Обратимся к началу третьей части романа, здесь впервые появляется дата: «В марте 1914» Это значимая деталь в произведении: историческая дата отделит мир от войны. Слухи о ней пошли по хуторам: «Война пристигнет», «Не бывать войне, по урожаю видать», «А ну как война?», «Война, дядя!» Как видим, рассказ о войне зарождается в хуторе, в самой гуще народной жизни. Весть о ней застала казаков за привычной работой - косили жито (часть третья, гл. 3). Мелеховы увидели: «броским наметом» шел конь; верховой, подскочив, крикнул: «Сполох!» Тревожная весть собрала толпу на площади (гл. 4). «Одно слово в разноликой толпе: мобилизация». Четвертая глава завершается эпизодом «На станции», откуда уходили эшелоны с казачьими полками к русско-австрийской границе. «Война»

Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война», - все это связано с датой - 1914-й. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:

«- Милая ты моя говядинка! - И долго укоризненно качал головой».

Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно высказано в конце седьмой главы: «Эшелоны Эшелоны Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».