Устное народное творчество. Лирические песни Урок в 8 кл устное народное творчество

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что на уроке литературы мне нравится больше всего?

Золотое наследие русской старины. Устное народное творчество

Обрядовые Необрядовые Русские народные песни:

Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь. Композиционно лирическая песня: монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения; диалог – разговор лирических героев. Лирическая песня

Вступление Произведения УНТ (фольклора) многообразны. Это и сказки, и песни, и пословицы, и много-много других. Мы не сможем найти конкретного автора этих произведений, их автор – народ. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа

Основная часть Любая сказка чему-то учит: добру, справедливости, смелости. В ней всегда осуждается трусость, подлость. В пословицах и поговорках……. А каких только песен не придумал народ!....... Многие из них несмотря на «почтенный возраст» могут заставить задуматься и современное поколение и даже…. Фольклор богат и произведениями для детей (……..), которые ……. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа

Заключение Таким образом, произведения УНТ показывают нам, как правильно жить и поступать, учат и развивают нас….. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа

Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях. Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом. Исторические песни и Предание

Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» Исторические песни и предания

О Пугачеве

«О покорении Сибири Ермаком»,

Пересказ предание «О покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование устного народного творчества на уроках биологии.

В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю...

сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки"

Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео...

Данную контрольную работу можно провести на уроке контроля знаний после изучения темы "Устное народное творчество" по литературе в 6 классе. Время выполнения - 40 минут....

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Русские народные песни. Частушки

Урок литературы в 8 классе

Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга


  • повторить жанры устного народного творчества;
  • показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;

  • Какие произведения устного народного творчества вы читали? Расскажите об одном из них. Назовите жанр, к которому относится это произведение.


Термин

Определение

Примеры

Жанр русского фольклора, эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исторических событиях

«Садко», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович»

Поговорка

Пословица

Предание

Прибаутка

Скороговорка

Частушка


Прочитайте в учебнике (стр. 6-8) о русских народных песнях. Заполните пропуски в схеме

Группы русских народных песен


Устный анализ лирической песни по предложенному плану


  • Прочитайте в учебнике народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Найдите в этих песнях примеры повторов, олицетворений, метафор и объясните, что они помогают выразить.
  • Повторы ____________________________
  • Олицетворения _______________________
  • Метафоры ___________________________

  • Прочитайте в учебнике две исторические народные песни о Пугачёве «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён».
  • Как вы думаете, почему именно к этим события из жизни Пугачёва обратился народ, создавая о нём песни?
  • Каким Пугачёв предстаёт в них? Как можно определить отношение к нему народа?

  • Найдите в исторических народных песнях о Пугачёве образы, характерные для народной поэзии: постоянные эпитеты и повторы. Выпишите их и объясните, какую роль они играют в произведении.
  • Постоянные эпитеты ____________
  • Повторы _______________________

  • Прочитайте в учебнике о частушках (стр. 11-12).
  • Расскажите о своеобразии жанра частушек.
  • Как они исполняются?
  • Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

  • Определите, с какими темами связаны частушки.
  • В каких ещё произведениях народного творчества вам также встречались эти темы?

  • В частушках используются такие средства выразительности, как повторы, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Найдите эти художественные средства в частушках, которые вы прочитали в учебнике. Приведите примеры.
  • Повторы ________________________________
  • Эпитеты ________________________________
  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами _____________________________

Рефлексия

НА УРОКЕ

Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…

Я ЗАТРУДНЯЛСЯ…

МОЁ НАСТРОЕНИЕ…


Домашнее задание

Стр. 13, № 1-2.

  • Подготовите одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.
  • Подготовить собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение о Пугачёве


  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  • Танец: http:// cs11114.vk.me/g25958009/a_1c2dc320.jpg
  • Игра на гуслях: http:// fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1184/d-1183555/img3.jpg
  • Игра на народных инструментах: http:// live-music-gallery-fl.ru/files/6d8/6d850bcd1d3333e1f09803489b2f5954.jpg
  • Балалайка: http:// dshisv.ucoz.ru/balalajka.jpg
  • Емельян Пугачёв: http:// www.viewmap.org/wp-content/uploads/2013/02/russkie-deyateli-v-portretax-t1-23.png
  • http:// ru.narod.ru/chastush/garm2.gif
  • Частушки-веселушки: http://3.bp.blogspot.com/- ZdfNWTa2IL0/TyuRKiZDlfI/AAAAAAAAAEY/aUr4Lknn7yw/s1600/picture4182.jpg

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс. М.: ВАКО, 2017

Ответы к стр. 8 — 11

1. Что относится к устному народному творчеству? Напиши.

Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки .

2. Прочитай стихотворение чётко, выразительно. Определи жанр этого текста. Напиши.

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

Это скороговорка.

3. Эти стихотворения нужны во время игр. Прочитай их чётко, выразительно.

Мотылёк-вителёк,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.

4. Прочитай только русские буквы. Ты узнаешь, к какому жанру устного народного творчества относятся стихотворения. Напиши.

LП SWVSGГ LIOB WSOP IVK LA

ПРИГОВОРКА

5. Рассмотри рисунок. Какие песни могут петь дети? Подчеркни.

Колыбельные песни, плясовые песни, приговорки , заклички , хороводные песни .

6. В весёлых песенках-закличках часто обращались к солнцу, дождю, прося о тепле и богатом урожае. Прочитай заклички. Объясни, чем они различаются.

Радуга-дуга!
Принеси нам дождя!

Радуга-дуга!
Перебей дождя!
Давай солнышко,
Колоколнышко!

В первой закличке просят, чтобы дождь пошёл, во второй — прекратился .

7. Сочини песенку-закличку на любую тему.

Весна-красна!
Зима ушла!
Дай бабочке цветочки!
Берёзе — зелёные почки!
Дождю луг напоить,
Солнцу землю просушить!
Медведю — мёда колоду,
Чтоб не пугал лесного народа!

8. Допиши текст необходимыми словами.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к жизни .
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и используются в речи .

9. Прочитай два текста. Как ты думаешь, что это?

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце елец. Тут и сказке конец.

Жили-были два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Это докучные сказки .

10. Проверь себя. Прочитай справа налево. Напиши.

ИЛЗАКС ЕЫНЧУКОД

Докучные сказки

11. Узнай значение однокоренных слов, которые относятся к разговорной речи.