Усыпальница медичи во флоренции. Капелла Медичи во Флоренции: описание, фото, история, часы работы. Капелла Медичи: описание

Cappella Medici

Капелла Медичи является частью монументального комплекса Сан-Лоренцо. была официальной церковью семьи Медичи, которые жили во дворце на Via Larga (теперь via Cavour). Сама часовня стала их мавзолеем. Джованни де Биччи де Медичи (Giovanni de’ Bicci de’ Medici, умер в 1429) был первым из рода Медичи, который завещал похоронить себя и свою жену Пиккарду в маленькой ризнице Брунелески. Позже его сын, Козимо Старший, был похоронен в церкви. Проект по семейному мавзолей для Медичи был задуман в 1520 году, когда Микеланджело начал работу над Новой сакристией, расположенной напротив Старой Сакристии Брунелески на другой стороне церкви. В конце концов Кардинал Джулио де Медичи, будущий папа римский КлементVII, задумал возвести мавзолей для некоторых членов своей семьи, Лоренцо Великолепного и его братьев, Лоренцо, герцога Урбино (1492-1519) и Джулиано, герцога Немура (1479-1516).

Строительство капеллы Медичи было завершено в 1524 году, с ее белыми стенами и pietra serena интерьером, основанном на дизайне Бруннелески. Вход в капеллу расположен с задней стороны . Капелла Медичи разделена на три части:

  • крипта
  • княжеская капелла (Cappella dei Principi)
  • новая сокровищница

Посетить капеллу Медичи

  • Капелла Медичи
  • Capelle Medicee
  • Piazza Madonna degli Aldobrandini, 6, возле
  • вход в капеллу Медичи со стороны piazza. S. Lorenzo

Время работы:

  • ежедневно с 8:15 до 13:50
  • с 19 марта по 3 ноября и с 26 декабря по 5 января с 8:15 до 17:00.
  • Закрыто: второе и четвертое воскресенье месяца; первый, третий, пятый понедельник месяца; Новый год, 1 мая, 25 декабря.

Входной билет:

  • Полная цена: 6,00 €
  • Льготный: 3,00 € (дети в возрасте от 18 до 25 лет, школьные учителя)

Что посмотреть в капелле Медичи

В пepвом зале капеллы Медичи - семейной усыпальницы Медичи, спроектированном Буонталенти, наxoдятся гробницы Козимо Старого, дoнателло, великих герцогов из пpaвившей пocле Медичи семьи герцогов Лотарингских. Из этого зала мoжно подняться в Капеллу-деи-Принчипи (Cappella dei Principi ), или Княжескую капеллу , офopмление котopой пpoдoлжалось дo XVIII вeка и гдe погребены великие герцоги Тосканские: Козимо III, Франческо I, Козимо I, Фердинанд I, Козимо II и Фердинанд II.

Из Княжеской капеллы коридор вeдeт в Новую сокровищницу (Sagrestia Nuova ), котopая распoлoжена симметрично Старой сокровищнице церкви Сан-Лоренцо. пo поручению папы Льва X, из рода Медичи, котopый захотел создать склеп для младших членов дoма, Микеланджело надстроил сокровищницу. Получившееся квaдpaтное в плане помeщeние (11 х 11 м) называют капеллой Медичи.

В офopмлении интepьера скульптор ориентировался нa отделку Старой сакристии, построенной пo проекту Брунеллески. Он разделил cтены вертикальными каннелированными коринфскими пилястрами и разрезал их горизонтальными карнизами. При этoм Микеланджело прибег к излюбленному Брунеллески декораторскому приему - сопоставлению белой cтены c членениями из темно-серого камня. Эту «каркасную» систему Микеланджело стремится вытянуть в высоту, для чего суживает кверху обрамление окон в люнетах верхнего яpycа и дает кессоны купола в перспективном сокращении. Нижние пилястры и карниз воспринимаются кaк рамы скульптурных гробниц.

В таком решении яснее всeгo виден новый, yже нe ренеccансный, принцип офopмления интepьера, ocнованный нa сочетании контрастов. Простейшими приемами Микеланджело дoбивается небывалого динамизма, рождающего иной художественный язык. И из эпохи Ренеccанса мы внезапно попадаем в эпоху барокко.

Гробницы капеллы Медичи

В офopмлении гробниц Микеланджело решительно нарушает гармонию и легкость ренеccансного apxитектурного обрамления. Визуально тяжелые изваяния кaк будто хотят выйти из своих apxитектурных «рам», c трудом удерживаясь нa покатых крышках саркофагов. Невозмoжно точнее пepeдать ощущение тесноты склепов, тяжести могильных плит и напряженного желания жить. Микеланджело окончил тoлькo двe из задуманных гробниц. В них похоронены пpaвнуки Козимо Старого. В шлеме изображен Лоренцо, герцог Урбин Аллегорические фигуры нa гробнице пepвого называются «Вечер» и «Утро», втopого - «Ночь» и «День».

Есть во Флоренции местечко, которое 6 лет было моей идеей фикс: капеллы Медичи. В первый наш визит они еще закрывались по понедельникам, как все музеи. Во второй - работали до 13:50 (как периодами бывает и сейчас), и после Уффици мы туда не успели. Ну, как говорится, бог любит троицу.
Собственно, капеллы Медичи (а не капелла, как иногда говорят, Cappelle Medicee, сайт , wiki) - приличных размеров комплекс при церкви Сан-Лоренцо, в целом состоящий из трех помещений: крипты, "капеллы принцев" и новой сакристии, причем только последняя - творение Микеланджело.
Крипта не очень интересная: там проходят выставки всевозможных реликвариев, по большей части поздних, когда ценились количество золота и вычурность форм, а не красота или сюжет (не могу не вспомнить реликварий в Орвието или в соборе в Генуе - какие же замечательные вещи). В крипте же находятся гробницы последнего итальянского кондотьера, родоначальника герцогов Медичи Джованни далле Банде Нере (это он сидит перед церковью в неприличной позе) и его жены. (На самом деле, у церкви Сан-Лоренцо есть еще одна крипта, где похоронены Козимо Старший Медичи и Донателло, но туда людей со стороны не пускают.)
В "Капелле принцев", конечно, никаких принцев нет - есть герцоги, а это, согласитесь, слегка другой коленкор. Зато с точки зрения декора некоторые принцы могут не просто позавидовать, а съесть свою шляпу (или там галстук, у кого что) от зависти: восьмигранная капелла с вторым по высоте в городе куполом (после купола Брунеллески самизнаетегде) облицована разноцветным мрамором, порфиром и гранитом...


Саркофаги, кроме одного, гранитного, тоже из полихромного мрамора с инкрустацией и герцогскими коронами (жалко, статуй в нишах только две - не доведено дело до конца)...

В основании пилястров гербы "подопечных" городов...

Купол наборный и расписан весьма богато...

Шикарный пол...

В общем, тот редкий случай, когда Исаакиевский собор и Эрмитаж нервно курят в сторонке. Есть повод гордиться.
Особо хочу отметить алтарь: если вы когда-нибудь видели такую инкрустацию, то я - нет.

Честно скажу, я от таких "роскошеств" был в восторге последний раз лет в 12 и с тех пор испытываю к ним лютую ненависть, но не оценить размах и мастерство у меня не хватит совести. Действительно круто.
Что касается новой сакристии (wiki) - есть еще старая (wiki), работы Брунеллески, с декором Донателло и Луки делла Роббиа, - то я себе ее представлял совсем другой. Не знаю, какой именно - может быть, более похожей на церковь, а не на запасник музея? Во всяком случае, надгробия герцогов Урбинского и Немурского, хорошо знакомые мне хотя бы по слепкам в Пушкинском музее, и тут выглядят какими-то не настоящими.

Я помню, какой испытал трепет 2 года назад в Риме, когда оказалось, что с детства знакомый Моисей на гробнице папы Юлия II - такой: желтоватый, мускулистый даже не по форме, а по структуре, когда прожилки мрамора кажутся живой человеческой кожей. Здесь же чувствуется рука мастера, но структура мрамора - не очень (даже немного странно, что Микеланджело так долго его выбирал).

Отдельно хочется сказать про женские фигуры. Для итальянского (и, в целом, европейского) искусства эпохи Возрождения вообще свойственно не уметь изображать женщин и детей. Ощущение, что так проявился запрет на тело в католичестве: даже когда живопись и скульптура ушли от готической диспропорции и обрели анатомическую точность, это коснулось только мужской фигуры, поскольку подмастерьев всегда можно было раздеть, поставить в нужную позу и рисовать часами хоть лицо, хоть тело, добиваясь грамотности расположения мышц и рефлексов.
С женщинами не так. Есть замечательные образцы: тут надо снова сказать про Филиппо Липпи и Сандро Боттичелли с их музами - и противоположные примеры у сиенцев, которым, видимо, категорически не везло с женами. Но одно дело - позировать лицом, а совсем другое - телом. Есть даже ощущение, что художники и жен-то своих не видели голыми при обычном освещении, не то что натурщиц. Так и рождались монстры с грудью на плече или на боку, по принципу "где-то там что-то там у нее есть". С детьми еще хуже: если младенец Иисус просто похож на уменьшенного восьми-десятилетку, как у Джотто, или на двадцатилетнего юношу, как на греческих иконах, - считай, повезло, может же быть и просто диспропорциональный уродец. Даже у Леонардо с его эстетством младенцы не живые - потребовался Рафаэль (пусть и стоящий на плечах Перуджино), чтобы младенцы обрели естественный вид.
Надо сказать, что с младенцами у Микеланджело порядок - он всегда, даже в ранних работах, на младенцах не экономил: видимо, как это ни прискорбно, трупы младенцев ему попадались наряду с трупами взрослых мужчин, которых он вскрывал, тщательно шифруясь от церкви. То ли трупы женщин ему не попадались, то ли слухи об ориентации - не вымысел, но с голыми женщинами, в отличие от одетых, у Микеланджело явно было не очень.
Скажем, ночь - очевидный мужчина с неумело приделанной грудью (еще и такой конфигурации, что в жизни не сыщешь).

Грудь Авроры (Утра) больше напоминает женскую, но фигура по-прежнему мужская, хотя и не столь ярко выраженная, как в случае с Ночью.

На этом фоне Мадонна Медичи на надгробии Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, убитого во время заговора Пации, смотрится эталоном стиля и анатомической точности, хоть и построенной по классическим греко-римским образцам (скажем, лицом Мадонна явно напоминает Афину, а то и Геру, если принимать во внимание нос). Безусловно, видно, что это та же рука, что сделала Рахиль для гробницы папы Юлия II в Риме, а вот единство авторства с ватиканской "Пьетой" может вызывать вопросы: "Пьета" восхитительно современна, а здесь намеренный посыл в античность (в отличие от окружающих Космы и Дамиана, сделанных учениками по эскизам и моделям мастера - эти совсем не смотрятся древними).

В общем и целом, задачу мы выполнили, капеллы Медичи посетили. Мне лично это удовлетворения не принесло - скорее, разочарование. Хотя тут каждый видит по-своему, конечно.

Закрывая другой гештальт, мы пошопились на Mercato di San Lorenzo, прикупив обещанную Мыше пару сумок и пару кошельков. Говорите что хотите, но флорентийская кожа прекрасна, а сторговаться можно всегда. Правда. мне показалось, что ассортимент сумок слегка поуменьшился, но м.б. это только показалось.
Подняв таким образом себе настроение, мы направились в любимое место - монастырь Сан-Марко (wiki). Если вы вдруг здесь не были или путаете флорентийский Сан-Марко с венецианским, обязательно посетите: запомнится надолго, обещаю. (Кстати, в связи с тем, что опять шел дождь, у входа нас встречала девушка, ловкими и быстрыми движениями натягивавшая на наши зонты специальные полиэтиленовые чехлы, чтобы не капало. Мы нервно сглотнули.)
Монастырь был построен в XIII веке, но только в 1437 году перешел в руки доминиканцев. Заручившись поддержкой Козимо Медичи, который привлек великого архитектора Микелоццо и оплатил расходы, монастырь быстро стал одним из важнейших во Флоренции. Вдобавок Козимо организовал при монастыре первую в истории города публичную библиотеку и попросил выделить ему келью для медитаций (в отличие от других монахов, окно в келье у Козимо выходило на север, где меньше солнца, и было размером с ладонь).
Монастырь расписали местные монахи - правда, надо понимать, что это были фра Джованни (Анджелико) и фра Бартоломео. С появлением во Флоренции Савонаролы (которого, на свою голову, пригласили именно Медичи) монастырь стал его штабом, а он сам - настоятелем. Трехкомнатную (в отличие от всех прочих: даже у Козимо все две маленькие комнаты) келью Савонаролы с выставкой орудий для уничижения плоти можно посетить и сейчас.

Экспозиция музея, в основном, состоит из работ фра Анджелико: они размещены на первом этаже, у входа (бывший странноприимный дом) и в зале капитула, на втором в кельях и коридорах (включая одно из лучших "Благовещений" в истории, wiki - только посмотрите на выражение лица Марии!). Отдельно надо сказать про книжные миниатюры в библиотеке второго этажа: насколько же фра Анджелико лучше, тоньше, интереснее своего современника Заноби Строцци, насколько Строцци архаичнее!
Фотографировать в музее нельзя - в кельях за этим довольно строго следят, хотя "Благовещение" все равно массово щелкают с лестницы, где охраннику не видно. А вот внизу можно и поснимать немного, если хочется. Честно говоря, нам хотелось мало, мы ходили и в очередной раз поражались тому, насколько хорош фра Анджелико. Но одну работу частично пощелкали: это "Распятие со святыми" из зала капитула (wiki). Не верится, что это 1442 год: Вероккьо было 7 лет, а Лоренцо Великолепный, Гирландайо, Боттичелли, не говоря уж про Леонардо и Микеланджело, еще не родились. Посмотрите на эти лица и скажите мне, что фра Анджелико прост и примитивен!

Среди других представленных художников - уже упомянутый фра Бартоломео (написавший, кстати, самый известный прижизненный портрет Савонаролы), Паоло Уччелло, ученик фра Анджелико Беноццо Гоццоли, Бартоломео Капорали, Лука и Андреа делла Роббиа и многие другие. В качестве примера - "Тайная вечеря" Гирландайо (wiki): даже кажется, что за 40 лет с момента "Распятия со святыми" живопись шагнула не очень далеко, хотя на самом деле был пройден огромный путь.

В общем, Сан-Марко - место к посещению обязательное.

А для нас во Флоренции есть еще одно обязательное к посещению место: так уж получилось, что традиции зайти поесть "к дуракам" мы не изменяем, несмотря безусловный интерес к другим местам и регулярную критику знатоков, считающих Borgo San Lorenzo отвратительным туристическим районом, а рестораны, где есть русское меню и куриная грудка - не стоящими внимания. Так что - в очередной раз I Matti (сайт).
Брали: риболита, cacio e pepe (пичи с пекорино и черным перцем - просто и потрясающе вкусно, ничуть не хуже местной вкуснейшей аррабиаты), панакотту и восхитительный тирамису (местный точно входит в тройку самых вкусных из тех, что я ел). В общем, "дураки" снова не подкачали. И это хорошо, потому что день подошел только к середине, и нас ждали еще два важных места.

продолжение следует

Новая сакристия, великолепное помещение, созданное Микеланджело.
Небольшое по размеру квадратное помещение устремляется ввысь почти с готической настойчивостью. Белый мрамор стен динамично расчленен при помощи темного камня системой арок, пилястров, капителей, наличников окон.

О Новой сакристии написано очень много и профессионалами искусствоведами, и обычными путешественниками. В ЖЖ тоже очень много публикаций на эту тему. Как правило, в последних нет глубокого анализа этого шедевра Микеланджело. Меня огорчает часто довольно поверхностное описание: посетил, много мужского в скульптурах Утра и Ночи и... всё. Многие с восторгом описывают красоты Капеллы Принцев, предпочитая и ставя на первое место её. Для меня же посещение Академии изящных искусств и возможность увидеть оригиналы Микеланджело - его РАБОВ, радикально повлияло на моё отношение к его творчеству ().
Я всегда остерегаюсь описывать гениальные произведения скульптуры, живописи и музыки, потому что у меня не хватает тех слов, которые по достоинству их оценивают. Именно поэтому я обратилась к впечатлениям известных людей, сказавших своё слово в искусстве.

В начале ХХ века замечательно написал о Капелле знаменитый русский историк искусства, знаток флорентийского Ренессанса Павел Муратов:

«В Новой сакристии Сан-Лоренцо, перед гробницами Микеланджело, можно испытать самое чистое, самое огненное прикосновение к искусству, какое только дано испытать человеку. Все силы, которыми искусство воздействует на человеческую душу, соединились здесь — важность и глубина замысла, гениальность воображения, величие образов, совершенство исполнения. Перед этим творением Микеланджело невольно думаешь, что заключенный в нем смысл должен быть истинным смыслом всякого вообще искусства. Серьезность и тишина являются здесь первыми впечатлениями, и даже без известного четверостишия Микеланджело едва ли кто-нибудь решился бы говорить здесь громко. Есть что-то в этих гробницах, что твердо повелевает быть безмолвным, и так же погруженным в раздумье, и так же таящим волнение чувств, как сам «Pensieroso» на могиле Лоренцо. Чистое созерцание предписано здесь гениальным мастерством. Но в атмосфере, окружающей гробницы Микеланджело, нет полной прозрачности, она окрашена в темные цвета печали. Вместе с этим здесь не должно быть места для отвлеченного и бесстрастного созерцания. В сакристии Сан-Лоренцо нельзя провести часа, не испытывая все возрастающей острой душевной тревоги. Печаль разлита здесь во всем и ходит волнами от стены к стене. Что может быть решительнее этого опыта о мире, совершенного величайшим из художников? Имея перед глазами это откровение искусства, можно ли сомневаться в том, что печаль лежит в основе всех вещей, в основе каждой судьбы, в самой основе жизни? Печаль Микеланджело — это печаль пробуждения. Каждая из его аллегорических фигур обращается к зрителю со вздохом: non mi destar [не буди меня]. Традиция окрестила одну из них «Утром», другую «Вечером», третью и четвертую «Днем» и «Ночью». Но «Утро» осталось именем лучшей из них, лучше всего выражающей главную мысль Микеланджело. Ее следовало бы называть «Рассветом», вспоминая всегда, что на рассвете каждого дня есть минута, пронизывающая болью, тоской и рождающая тихий плач в сердце. Темнота ночи растворяется тогда в бледном свете зари, серые пелены становятся все тоньше и тоньше и сходят одна за другой с мучительной таинственностью, пока рассвет не станет наконец утром. Этими серыми пеленами еще окутано неясное в своих незаконченных формах «Утро» Микеланджело. Пробуждение было для Микеланджело одним из явлений рождающейся жизни, а рождение жизни было, по мнению Патера, содержанием всех его произведений. Художник никогда не уставал наблюдать это чудо в мире. Соприсутствие духа и материи стало вечной темой его искусства, и создание одухотворенной формы — его вечной художественной задачей. Человек сделался предметом всех его изображений, потому что в человеческом образе осуществлено самое полное соединение духовного и материального. Но ошибочно было бы думать, что Микеланджело видел гармонию в этом соединении! Драматизм его творчества основан на драматической коллизии, в которую вступают дух и материя при каждом рождении жизни и на всех ее путях. Чтобы охватить величие этой драмы, надо было так чутко слышать душу вещей и в то же время так остро чувствовать их материальное значение, как было дано только одному Микеланджело... На работу ваятеля он смотрел лишь как на освобождение тех форм, какие скрыты в мраморе и какие было дано открыть его гению. Так прозревал он внутреннюю жизнь всех вещей, дух, живущий в мертвой только с виду материи камня. Освобождение духа, образующего форму из инертного и бесформенного вещества, всегда было главной задачей скульптуры. Преобладающим искусством античного мира скульптура сделалась потому, что античное миросозерцание держалось на признании одухотворенности всех вещей. Чувство это воскресло вместе с Возрождением — сперва в эпоху французской готики и проповеди Франциска Ассизского, только как ощущение слабого аромата, легкого дыхания, проходящего сквозь все сотворенное в мире, и позднее это оно открыло художникам кватроченто неисчерпаемые богатства мира и всю глубину доставляемого им душевного опыта. Но родным домом духа, каким он был для греческих ваятелей, или новой прекрасной страной его, какой он был для живописцев Раннего Возрождения, мир перестал быть для Микеланджело. В своих сонетах он говорит о бессмертных формах, обреченных на заключение в земной тюрьме. Его резец освобождает дух не для гармонического и по-античному примиренного существования вместе с материей, но для разлуки с ней. Веры в освобождение духа Микеланджело не нашел в течение всей своей долгой жизни. В сакристию Сан-Лоренцо мы возвращаемся снова, чтобы собрать последние плоды его мудрости и опыта».




Капелла сложена из светлого камня, покрытого белой штукатуркой, но с более богатыми и сложными архитектурными украшениями (нишами, окнами, арками и т.д.).



Американский автор Ирвинг Стоун в своем романе «Агония и экстаз» (вышедший в России в 1985 году в издательстве «Художественная литература» под названием «Муки и радости» в переводе Н. Банникова) пишет:

«Любовь и скорбь, жившие теперь в сердце Микеланджело, толкали его к одному: сказать свое слово о Лоренцо, раскрыть в этой работе всю сущность человеческого таланта и отваги, ревностного стремления к знанию; очертить фигуру мужа, осмелившегося звать мир к духовному и художественному перевороту. Ответ, как всегда, вызревал медленно. Только упорные, постоянные думы о Лоренцо привели Микеланджело к замыслу, который открыл выход его творческим силам. Не раз вспоминались ему беседы с Лоренцо о Геракле. Великолепный считал, что греческая легенда не дает права понимать подвиги Геракла буквально. Поимка Эриманфского вепря, победа над Немейским львом, чистка Авгиевых конюшен водами повернутой в своем течении реки — все эти деяния, возможно, были лишь символом разнообразных и немыслимых трудных задач, с которыми сталкивается каждое новое поколение людей. Не был ли и сам Лоренцо воплощением Геракла?"

Лоренцо изображён в благородном медитативном состоянии (называемый «Мыслитель»), на голове его мощный шлем.

Джулиано мастер изобразил с непокрытой головой, мужественного, энергичного, но безучастного - как олицетворение действенного начала. Непринужденным изящным жестом он опирается на жезл командующего, символизируя мир, добытый войной. Джулиано застыл в красивой и немного меланхолической позе, у него мужественный профиль, замечательно моделированные кисти рук, идеальный мускулистый торс, прикрытый тонким панцирем с декоративными украшениями:

В романе Ирвинга Стоуна о Микеланджело много страниц отведено Капелле. Стоун считает, что в образе «Вечера» Микеланджело изобразил себя в идеализированном виде — с почти прямым носом. Вспомним строки из романа: "Никто не вернет мне моего лица. Лицо мое разбилось под ударом кулака мордобойца Торриджано, как зеркало. Остались осколки: оно у меня в рубцах. Лицо мое вдавилось под ударом его суставов, словно оно из теста, и так затвердело и осталось. Пойду по жизни, а на лице словно дыра, выжранная и прогноенная проказой, я упал замертво, обливаясь кровью. На всю жизнь искалечен! В пору, когда выше всего ценится красота, красота лица, когда судят по выражению глаз, по виду, когда влюбляются навеки с первого взгляда, как в тот чудесный апрельский вечер, когда божественный мессир встретил на мосту свою Беатриче в одеждах нежнейшего розового цвета, среди двух дам, в пору, когда женщины улыбкой ищут нашу улыбку, в пору, когда человек читает только по лицу, не умея проникнуть в темные тайны сердца. В такую пору я до самой смерти буду ходить по белому свету безносым чудищем, с исковерканным лицом. Улыбнусь ли я, тем гнусней растянется прогрызенное отверстие, — по-моему, его никогда не удастся залечить".



Сходство образов «Утра» и «Ночи» дополняется сходством их обеих, особенно «Утра», с образом Мадонны. Первой концепцией, возникшей в связи со сходством женских образов, могла бы быть весьма дерзкая мысль, что Микеланджело в статуе «Утра», на которую во время восхода солнца падают прямые солнечные лучи, изобразил непорочное зачатие. Ведь на лице «Утра» совсем не обязательно читается, как принято полагать, тяжелое пробуждение (как при рождении или выходе из ночного сна), наоборот, оно выражает ту плотскую истому удовлетворенного желания, которую ни с чем спутать невозможно. Такое понимание скульптуры имеет определенные основания. В новейшем английском исследовании Джеймса Холла о статуе «Утро» сказано так: «Утро предлагает себя в первый раз. Она или просыпается, или находится в состоянии эмоционального дурмана». Другой английский автор Энтони Хьюз писал, что «Утро» стала эротическим идеалом для последующих поколений итальянских скульпторов и художников. Неожиданная трактовка, не правда ли?



Пояс-лента под грудью “Утра” является прямым указанием на Венеру и, конечно, не служит, как писал И.Стоун, просто, чтобы подчеркнуть привлекательность груди Утра. Тем более, что практически нигде в известной мировой живописи XV-XVI веков, кроме как на изображении у некоторых Венер, мы не находим такой пояс под грудью на обнаженном теле, под платьем.


В рамках этой концепции статуя «Ночь» — это образ Девы Марии, истерзанной страданиями распятия и заснувшей после Вознесения Христа тяжелым, но уже спокойным сном. Тогда единство этих трех статуй выражает в первый раз (и последний на настоящее время) показанное в искусстве непорочное зачатие, традиционное кормление рожденного в результате этого зачатия Иисуса и забытье после трех дней бессонного оплакивания и получения известия о Его Вознесении. Однако концепция об изображении обнаженной Девы Марии и сцены непорочного зачатия кажется слишком уж смелой. Кроме того, она не имеет прямого научного подтверждения в известных нам искусствоведческих работах.

Когда был открыт доступ в капеллу, поэтами было сочинено около ста сонетов, посвященных этим четырем статуям. Наиболее известны строки Джованни Строцци, посвященные «Ночи»:

Вот эта ночь, что так спокойно спит,
Перед тобою - Ангела созданье,
Она из камня, но в ней есть дыханье,
Лишь разбуди - она заговорит.

Микеланджело на этот мадригал ответил четверостишием, ставшим не менее знаменитым, чем сама статуя:

Отрадно спать, отрадней камнем быть,
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать - удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.

(Перевод Ф. И. Тютчева)







Вот почему нам бы хотелось изложить другую концепцию, появившуюся позднее, но имеющую серьезное, хотя и косвенное научное обоснование.

7 ноября 1357 года произошло знаменательное для будущего флорентийского Возрождения событие. За несколько лет до этого в Сиене вырыли из земли обнаженную греческую статую Венеры. Добропорядочные сиенцы не выдержали испытания красотой обнаженной статуи и в этот день, 7 ноября, снова зарыли ее в землю, но уже на территории, принадлежавшей Флорентийской республике, — они верили, что языческая богиня принесет несчастье их заклятому врагу. Однако все случилось иначе, и античная красавица принесла Флоренции удачу. Этот город стал вскоре колыбелью Возрождения, а одним из самых известных рожденных здесь шедевров — картина Боттичелли «Рождение Венеры».
Известный историк Раскин в своей лекции 1874 года охарактеризовал Боттичелли как “самого ученого теолога, самого лучшего художника и самого приятного в общении человека, которого когда-либо произвела Флоренция”.
Впервые в истории христианской живописи, создавая образ Мадонны, Богоматери, художник использовал черты лица обнаженной античной героини. Это было невероятно смелое для того времени художественное решение.
В XV — начале XVI века статуя обнаженной женщины с лицом Мадонны не могла находиться в церкви. Сейчас Ботиччеллиевы Венеры и Мадонны висят в галерее Уффици рядом, а в XV веке художник писал их на заказ, и расходились они по частным коллекциям, в разные дома; выставки в те времена не устраивались. Капелла же была местом общественным, храмом, куда мог прийти любой.

“А то, от чего был печален Боттичелли, делало его необузданным, и если пальцы Сандро трепетали от тревожной тоски, то кулаки Микеланджело врезали образ его ярости в содрогающийся камень”, - пишет Рильке.

Микеланджело не мог не знать и не видеть триаду Боттичелли. То, что в своих образах женских статуй Капеллы Медичи вдохновлялся Боттичелли видно по его рисункам женской натуры, находящихся в Каза Буанаротти - доме-музее скульптора во Флоренции. В этих рисунках, по мнению искусствоведов, прослеживается прямая связь с портретом Симонетты Веспуччи, которая была, в свою очередь, по общепринятому мнению, “моделью” Боттичелли.
Три женских образа Капеллы можно увидеть сразу, из одного места. Если встать лицом к Мадонне, то справа окажется статуя «Утра», слева — «Ночи». Трудно сказать, почему они расположены именно в таком порядке, но можно с уверенностью утверждать, что Микеланджело предпринял дерзкую попытку пересмотреть, дабы обновить и освежить, традиционные христианские символы, внеся в них то прекрасное, что боготворили флорентийцы в античном наследии.



Огюст Роден был не просто потрясен скульптурами Микеланджело (прежде всего, Капеллы Медичи), но, как нам кажется, поставил перед собой «микеланджеловскую» задачу — превзойти великого скульптора. Грандиозность цели позволила Родену достигнуть величайших творческих вершин. Вероятно, он все же сознавал, что не превзошел великого флорентийца, и это составляло драму его жизни.

В романе Ирвинга Стоуна о Микеланджело много страниц отведено Капелле... Статуя «Дня» не завершена, и ее портретное сходство с оригиналом установить трудно. Она представляет крупного, мускулистого мужчину с разбитой переносицей. Скульптор намеренно оставил лицо незавершенным — он ясно дает понять, что это его образ — гиганта невероятной силы, каковым он, скорее всего, себя и осознавал. «День» — мужчина, лица которого не видно; тело его мускулистое и сильное; он лежит спиной к зрителю, беспокойно, и трудно понять, собирается он перевернуться на другой бок, или встать, или улечься получше; правая нога его во что-то упирается, левая поднята и закинута на правую, левая рука за спиною; все вместе — целый вихрь контрапостов, создающих любимое положение Микельанджело: фигура в момент подготовки к неопределившемуся вполне резкому движению.




Скульптура "День" вызвала живейший интерес и раздумья у меня. Я не сознаюсь, какие именно мысли возникли в моей голове. Но как хотелось бы понять этот замысел Микеланджело!!! Именно эта скульптура менее всего обсуждается искусствоведами. Очень интересно, почему?
Как здесь не вспомнить Рильке: «Знайте же, что мастер творит для себя — только для себя самого. То, над чем вы будете смеяться или рыдать, он должен слепить сильными руками души и вывести из себя наружу. В душе его нет места для собственного былого — поэтому он наделяет его отдельным, самобытным существованием в своих творениях. И лишь потому, что у него нет иного материала, кроме этого вашего мира, он придает ему вид ваших будней. Не трогайте же их руками — они не для вас; умейте уважать их».

Мадонна Медичи помещенная в центре противоалтарной стены, ключевой образ капеллы и одно из высших созданий изобразительного гения Микеланджело, выступает как образ, прекрасный и внутренне сосредоточенный, непосредственно сопричастный зрителю миром своих чувств, глубина и сложность которых не заслоняют их простой человечности. Эта статуя была начата еще в 1521 году, была доработана в 1531 году, когда Микеланджело довел ее до полной определенности группы, далекой еще от окончательной отделки, в таком виде она и сохранилась до наших дней. «Мадонна» выполняет очень важную композиционную роль во всей капелле: она объединяет статуи, к ней обращены фигуры Лоренцо и Джулиано.

По первоначальному замыслу она должна была располагаться в отдельной нише напротив алтаря, но последующие изменения в проекте повлекли перестановку скульптурной группы капеллы. В музее Уффици хранится рисунок-копия с проекта Микеланджело, на котором видно, что первоначально «Мадонна» была задумана по типу ранней «Мадонны Брюгге»: младенец, стоящий на полу между коленями мадонны, в руках у мадонны — книга.
В скульптурной группе гробницы Медичи Младенец сидит на коленях Матери в очень сложной позе: голова младенца, сосущего грудь, резко повернута назад, левой ручкой он держится за плечо матери, а правую положил ей на грудь. Он напоминает преисполненные внутренних сил фигуры раннего Микеланджело, но склоненная голова Мадонны, ее скорбный, устремленный в пространство взор полон той же печали, что и вся капелла. Чувства, гнетущие Микеланджело, находят выражение не только в аллегорических фигурах, но во всем ансамбле и даже в статуе «Мадонны с младенцем» («Мадонны Медичи»), которая акцентирует среднюю часть стены между гробницами. К ней обращены сидящие в своих тесных нишах статуи Джулиано и Лоренцо Медичи.
Образ Мадонны, проникнутый трагизмом мироощущения, — значителен, величав и человечен. Задумчив взгляд Мадонны, погруженной в свой внутренний мир. Ее поза, напряженная и динамичная, беспокойный ритм складок одежды — все связывает ее с другими образами капеллы, с самой архитектурой, формы которой то концентрируются, то разрежаются, создавая впечатление напряженности целого. Только сильный, недетски серьезный Младенец, тянущийся к груди матери, продолжает линию образов, полных внутреннего заряда, которые были созданы художником ранее. Но общее настроение скорби, глубокого тяжелого раздумья, горечи утраты передано в ансамбле капеллы с удивительной целостностью и силой.

7. Италия. День второй. Флоренция. Сан-Лоренцо, Медичи. July 19th, 2012

Был уже второй час, когда мы наконец устремились дальше по маршруту - к Сан-Лоренцо и капелле Медичи.

Но перед этим отдали должное местной кухне, предложений которой в центре в изобилии. Можно перекусить вот так

Но мы решили вот так

Первым заслуживающим внимания объектом по пути от площади Дуомо к площади Сан-Лоренцо является Палаццо Медичи-Риккарди. Этот дворец был построен в 1444 - 1464 годах архитектором Микелоццо по приказу Козимо Медичи Старшего. С одной стороны Козимо Старший не хотел вызывать чрезмерное раздражение других знатных флорентийских семей, поэтому дворец был в меру строг и лаконичен.

С другой стороны целью строительства дворца было подчеркнуть высокое положение фамилии Медичи, воцарившейся во Флоренции. Это было достигнуто путем облицовки фасадов грубо тесанным камнем - рустом - что ранее применялось только для общественных зданий.

Козимо Медичи Старшего не следует путать с Козимо I Медичи, хотя искушение безусловно очень велико)).

Когда-то, в первый приезд во Флоренцию, я успела туда чудом. У нас был один день, половина из которого была посвящена обеганию города, потом пара часов - на забег по Уфицци, и вот между Уфицци и отъездом было меньше часа свободного времени. Сжимая в руках карту, во главе небольшой группы я рванула по незнакомому городу. Мы выбежали к Сан-Лоренцо и, естественно влетели в церковь. Я бежала впереди, пронеслась через нее насквозь и ничего не нашла…Дальше были попытки объясниться со служителями, нас в итоге поняли и направили на выход на улицу и в обход всего здания, так как вход в Капеллу отдельный с противоположной стороны. Все бы хорошо, но Капелла работала до пяти, а было примерно без трех минут. Я уже не оглядываясь на группу, видимо поставила какой-то скоростной рекорд.

На входе топтались несколько то ли немцев, то ли французов, вяло препираясь со служителем, который на глазах закрывал тяжелую дверь. Я летела на всю группу и просто не успевала затормозить. Снесла европейцев и ввалилась в щель не до конца закрытой двери. Мои безнадежно отстали. Служитель тормознул меня и я, откуда-то вспомнив итальянский, которого никогда не знала, залепетала что-то вроде «Синьор, прего, ультима джорно, уно моменто…», типа - пустите на секунду, у меня не будет другого шанса. И он позволил мне пройти на пару минут без билета. За мной, воспользовавшись моментом, в щель втекли европейцы. Так я приобщилась к прекрасному, без надежды тогда, что когда-то я вернусь еще.

В 1519 году Джулио Медичи, будущий папа римский Климент VII, заказал Микеланджело строительство новой усыпальницы. Ансамбль Капеллы включает статуи Лоренцо и Джулиано Медичи, четыре аллегорические скульптуры «День», «Ночь», «Утро» и «Вечер», а также Мадонну с младенцем и скульптуры Святых Козьмы и Дамиана.

*) Фото в Капелле не мои, в ней фотографировать запрещено, я соблюдаю эти требования. Нарыто на просторах Интернета, лежало в паблик доступе.

«День» и «Ночь» расположены на саркофаге Джулиано, герцога Немурского — младшего сына Лоренцо Медичи…

…а «Утро» и «Вечер» расположены на саркофаге Лоренцо, герцога Урбинского, внука Лоренцо Медичи, отца французской королевы Екатерины Медичи.

Базилика Сан-Лоренцо располагается на одноименной площади и представляет собой один из самых старинных храмов Флоренции. Именно в ней похоронены практически все представители семейства Медичи. Над созданием базилики работали такие выдающиеся итальянские архитекторы, как Брунеллески и Микеланджело.

Знаменитая капелла Медичи работы Микеланджело, Старая Сакристия творчества Брунеллески и шедевры искусства Донателло – всё это в базилике Сан-Лоренцо!

История возникновения базилики Сан-Лоренцо

Изначально на месте современной базилики Сан-Лоренцо находилась одноименная церковь, построенная еще в 393 году по приказу архиепископа Амброджио. Эта церковь была посвящена Святому Лаврентию и Святому Зиновию, мощи которого хранились в храме.

Примечательно, что именно церковь Сан-Лоренцо считалась Кафедральным собором Флоренции вплоть до 7 века. В дальнейшем этот титул перешел собору Санта-Мария-дель-Фьори.

Церковь в 11 веке была значительно изменена в романском стиле и просуществовала в таком виде вплоть до 15 века. Таким образом, история возникновения базилики восходит аж к 4 веку, что делает ее одной из самых первых церквей, появившихся во Флоренции.

Перестройка церкви архитектором Брунеллески

Обширная реконструкция здания в 15 веке была финансирована главным образом Джованни Медичи, который планировал устроить в этой церкви усыпальницу семейства Медичи. Работы по реконструкции церкви были поручены знаменитому итальянскому архитектору Филиппо Брунеллески.

С 1421 по 1428 годы он занимался возведением боковой капеллы – Старой Сакристии, которая предназначалось именно для размещения гробниц представителей знатного семейства. Капелла имела вид купола, возвышающегося над квадратным помещением, оформленным в лаконичном стиле.

Интересно, что Джованни Медичи умер всего лишь через год после окончания строительства Старой Сакристии, где и был похоронен.

Вклад Микелоццо

После этого реконструкция церкви возобновилась только в 1441 году, когда Козимо де Медичи нанял другого архитектора для продолжения работ. Им стал Микелоццо.

Умерший в 1464 году Козимо Медичи, также был похоронен в базилике – в подземной крипте. С этого времени в базилике Сан-Лоренцо стали хоронить всех представителей рода Медичи.

Реконструкция церкви под руководством Микеланджело

Большой вклад в реконструкцию здания внес Буонаротти Микеланджело, который был нанят для завершения работ папой римским Львом Х Медичи. В 1520 года он приступил к созданию в противоположной стороне трансепта Новой Сакристии. По замыслу папы римского, в ней должны были быть похоронены молодые представители семейства — Джулиано и Лоренцо Медичи.

Примечательно, что гробницы и статуи были размещены не в центре ризницы, а по ее периметру. Это было довольно необычным для того времени

Микеланджело также занимался возведением часовни в Новой Сакристии с 1519 года..

Позднее в 17 веке базилика Сан-Лоренцо была дополнена капеллой принцев с огромным куполом.

Архитектура базилики Сан-Лоренцо

Внешне базилика Сан-Лоренцо выглядит достаточно аскетично. Ее фасад отличается простотой линий и геометрических форм, практически ровными стенами без окон.

Кажется, что архитектор просто забыл украсить базилику различными барельефами, статуями или ярким мрамором, что характерно для других храмов и церквей Флоренции.

Фото: Hotaik Sung / Shutterstock.com

Фасад

На самом деле, фасад базилики Сан-Лоренцо действительно остался незавершенным. Великий итальянский архитектор Микеланджело и папа римский Лев Медичи просто не смогли договориться, какой материал использовать для облицовки стен. Должен ли фасад базилики быть выполнен из каррарского мрамора, как хотел Микеланджело, или из камня из Пьетрасанты, по мнению папы римского?

Согласно историческим источникам, именно поэтому фасад базилики имеет такой лаконичный, неприметный вид, по сравнению с роскошным внутренним убранством.

Интерьер

Интерьер базилики Сан-Лоренцо отличается богатством изящных украшений. По обеим сторонам от центрального входа располагается ряд колонн, выполненных архитектором Васаллето.

Пол базилики украшает изумительный геометрический рисунок церковного содержания. А потолок украшен позолоченными кессонами на белом фоне.

Внутреннее убранство базилики выглядит особенно интересно из-за великолепного освещения, попадающего в здание через группу дуговых окон на втором ярусе.

Что посмотреть

Многие предметы интерьера базилики были выполнены знаменитым Донателло: великолепные бронзовые кафедры 15 века, фигурные двери, барельефы старой ризницы, бронзовые евангелисты и херувимы, украшающие церковь.

Базилика Сан-Лоренцо также знаменита известными картинами в ее интерьере:

  • «Благовещение Мартелли» работы Филиппо Липпи;
  • «Рождество со святыми Юлианом и Франциском» Раффаэлино дель Гарбо;
  • «Обручение Богоматери» Россо Фьорентино;
  • фрески с изображением сцен из жизни Святого Лаврентия работы Бронзино.

Главную часть базилики Сан-Лоренцо выполнил Микеланджело. Это интерьер Новой Сакристии или, как ее еще называют, капеллы Медичи.

Творчеству Микеланджело также принадлежит библиотека Лаврентия (Biblioteca Laurenzianа), в которую ведет дорога через чудесный двор с апельсиновыми деревьями. Обязательно прогуляйтесь туда.

Балкон на контрфасаде базилики, предназначенный для хранения реликвий, — также работа Микеланджело.

Старая Сакристия

Старая Сакристия (Sagrestia Vecchia), созданная Филиппо Брунеллески, украшена главным образом работами знаменитого Донателло. Это многочисленные барельефы, люнеты и медальоны на стенах ризницы.

К числу работ Донателло также относится уникальное изображение звездного неба, на котором запечатлено расположение звезд в 1442 году в ночь с 3 на 4 июля.

В Старой Сакристии похоронены Пьетро и Джованни Медичи, гробницы которых выполнены итальянским скульптором Андреа Вероккио.

Новая Сакристия (капелла Медичи)

Именно ради того, чтобы увидеть Новую Сакристию работы Микеланджело, в базилику Сан-Лоренцо ежегодно приезжают сотни туристов и ценителей итальянского искусства. Скульптурное оформление новой ризницы является одним из самых значительных творений Микеланджело.

Фото: Danita Delmont / Shutterstock.com

Микеланджело начал создание капеллы Медичи в 1520 году по приказу Льва Х Медичи и закончил шедевр только через 15 лет. По его замыслу, на крышках саркофагов красуются статуи, символизирующие течение жизни.

Так, саркофаг Лоренцо Урбинского содержит аллегорические фигуры «Утро» и «Вечер», а саркофаг Джулиано Немурского – «День» и «Ночь».

Также в капелле похоронены Лоренцо Великолепный и его брат Джулиано. На гробнице Джулиано можно увидеть изображение «Мадонна и младенец».

Капелла принцев

Капелла принцев (Cappella Dei Principi) хранит гербы различных городов Тосканского герцогства. Она имеет форму восьмиугольника, а ее купол – второй по величине во всем городе.

Внутри капелла облицована мрамором. К сожалению, она не была полностью завершена – многие ниши, в которых должны были находиться статуи, так и остались пустыми. Здесь можно увидеть только статую Козимо II Медичи и Фердинанда I.

Склеп, в котором похоронены практически все представители семьи Медичи, расписал Пьетро Бенвенути в 1826 году. Самая известная гробница Козимо Медичи располагается возле алтаря базилики.

В капеллу принцев можно попасть из Новой Сакристии.

Библиотека Лаврентия

Созданная Микеланджело библиотека Лаврентия содержит огромное количество исторических документов и книг. Так, здесь хранится оригинальная Библия 8 века, а также древнейшая римская энциклопедия.

Над строительством библиотеки итальянский архитектор работал с 1524 по 1534 годы по приказу Климента VII Медичи. Во внутреннем интерьере библиотеки самым удивительным является великолепное убранство читального зала и поразительная лестница, имитирующая расплавленную лаву.

Как добраться до базилики Сан-Лоренцо

Базилика Сан-Лоренцо располагается по адресу Piazza di San Lorenzo, 9. Это примерно в 300 метрах в северо-западном направлении от Кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьори.

Часы работы базилики Сан-Лоренцо

Базилика Сан-Лоренцо открыта:

  • с понедельника по субботу — с 10.00 до 17.00;
  • в воскресенье – с 13.30 до 17.30.

Важно знать: базилика закрыта по всем воскресеньям в период с ноября по февраль.

Капелла Медичи имеет собственное расписание. Ее можно посетить во все дни недели с 8.15 до 15.45. В разные дни время работы капеллы может отличаться: уточняйте на официальном сайте.

Капелла закрыта во второе и четвертое воскресенье месяца, а также первый, третий, пятый понедельник месяца, 1 мая, 25 декабря и в Новый год.

Стоимость билета в базилику Сан-Лоренцо

Вход в базилику стоит 6 Евро. При этом единый билет для посещения базилики и библиотеки стоит 8,50 Евро. Так что есть смысл купить единый билет, т.к. библиотека Лаврентия является не менее значимым шедевром Микеланджело, чем капелла Медичи.

Билет в капеллу Медичи нужно покупать отдельно. Можно приобрести билет онлайн за 7 Евро на официальном сайте или купить билет непосредственно в капелле за 8 Евро.

Стоимость билетов указана по состоянию на 2019 год.

Официальный сайт базилики Сан-Лоренцо www.operamedicealaurenziana.org

Официальный сайт капеллы Медичи www.cappellemedicee.it

Официальный сайт библиотеки Лаврентия www.bmlonline.it