В чем смысл рассказа поединок. «Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок. Примерный текст сочинения

Название повести А. И. Куприна верно передает смысл разыгравшейся в ней драмы, сразу определяет внутренний конфликт, еще не известный читателю. То есть под поединком подразумевается не только описанная в конце повести дуэль, но и все события, происходящие с главными героями. Действие книги происходит в то время, когда только что официально разрешили поединки между офицерами. Естественно, в гарнизоне эта тема живо обсуждается. Впервые

Она всерьез затрагивается в разговоре Шурочки Николаевой и Ромашова. Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью. Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне. Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины.

Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности.

Жизнь Ромашова в полку вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления.

Придя в полк, Ромашов мечтал о доблести, о подвигах, о славе. Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизонеОфицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, бьют их до крови, до того, что вылетают зубы. Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством. Поэтому в армии царит произвол: рядовые все больше обезличиваются, вышестоящие все больше свирепствуют.

Смысл названия повести Куприна «Поединок»

Повесть “Поединок”, созданная Куприным в период русско-японской войны и в атмосфере подъема русского революционного движения, вызвала огромный общественный резонанс, поскольку именно в этом сравнительно небольшом по объему произведении писатель сумел разоблачить и выставить напоказ все те негативные стороны жизни неприкосновенной и глубоко почитаемой военной касты, которая всегда считалась передовой частью самодержавного российского государства.

Таким образом, своим “Поединком” Куприн нанес ошеломляющий удар не только по диким армейским нравам, но и по всем порядкам царской России. Кстати, за чтение повести в Севастополе Куприна посадили в тюрьму, а потом выслали из Крыма.

Но проблематика произведения выходит далеко за рамки традиционной военной повести. В “Поединке” автор затрагивает актуальные вопросы того времени о причинах неравенства людей в обществе, выдвигая на первый план проблему взаимоотношений отдельной личности и общества, интеллигенции и народа и отыскивая пути освобождения человека от духовного гнета, указывая на ничтожность и большой вред общественного влияния на формирование личности.

В центре повествования - судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции, оторвавшейся от народа. Разве несчастная любовь к Шурочке является причиной духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова и Назанского? Конечно, нет.

Личная трагедия в жизни этих героев лишь ускоряет печальный финал. Непосредственно казарменной жизни в повести отведено не более пятидесяти страниц. Это две сцены, рисующие будни полка, большая сцена смотра корпусным командиром. Но с ними тесно связаны эпизоды, показывающие отношения Ромашова и его денщика Гайнана, эпизоды бесед с солдатом Хлебниковым, сочувствие к татарину, не понимающему русского языка Именно здесь ставится вопрос об отношении интеллигенции к народу. Автор показывает затхлый мир армейской провинциальной жизни.

Вспомним, как в самом начале повести командир Шульгович подвергает Ромашова домашнему аресту за “непонимание войсковой дисциплины”. Герой чувствует себя униженным, и его юношеское самолюбие рисует в воображении сладкие картины мести: вот он заканчивает академию, становится блестящим офицером, а перед ним заискивает Шульго-вич, которого он учит, как надо вести маневры. Потом ему представляется война, и Ромашов показывает, каким следует быть храброму офицеру. Но это все лишь мечты, а действительность - это грязный, заброшенный городок, скука, ограниченные и тупые офицеры, нищая и однообразная жизнь, где лишь вокзал - одно из мест, куда можно пойти отвлечься от серых будней.

Пошлость, грубость и пьянство среди офицеров, насилие и жестокость по отношению к солдатам - все это губит положительное в героях “Поединка”. Именно беспробудные попойки от скуки и мрачной службы толкают Ромашова туда, куда он не должен был бы ходить, то есть к женщине, которая и станет непосредственной виновницей его гибели.

Ромашов погибает, на грани гибели Назанский и другие подобные им офицеры, которые не могут вырваться из круговорота полковых будней. Все они страдают от собственного бессилия, так как, несмотря на высокие личностные и патриотические идеалы, ничего не в силах изменить. Вспомним хотя бы слова Назанского, в которых звучит вера в положительность человека и в женскую красоту, любовь и преданность: “Никогда не надо делать человека даже в мыслях участником зла, а тем более грязи. Я думаю о нежных, чистых, изящных женщинах, об их светлых слезах и прелестных улыбках, о целомудренных матерях, о женщинах, идущих ради любви на смерть, о прекрасных, невинных и гордых девушках с белоснежной душой”.

Назанскому автор дал будто бы все: ум, силу, красоту, горячее стремление к правде. Казалось бы, ему и быть страстным борцом за человеческое счастье, но, как и Ромашов, он плывет по течению, в итоге - замыкается в себе и теряет всякое стремление противостоять действительности. Так и не находят герои счастья и смысла в жизни. Офицеры пытаются вырваться из мещанской трясины, но чаще всего эти порывы заканчиваются трагически (капитан Слива и Назанский спиваются, Ромашов гибнет).

Название повести весьма символично, о реальном поединке читатель узнает только из эпилога, в котором приводится отрывок из протокола дуэли Ромашова с мужем Шурочки Николаевым, откуда и становится ясно, что герой смертельно ранен. За что погибает герой? За любовь? Вряд ли. Скорее всего, поединок - попытка активного протеста, проявление сильной воли и бесстрашия, тогда как смерть героя - это единственный способ не мириться с отвратительной жизнью и уйти из нее, оставаясь верным своему идеалу.

Поединок мыслится автором гораздо шире: это поединок любви настоящей, искренней и пошлой, сниженной до плотского удовлетворения. Поединок - это борьба низких, ложных, тщеславных устремлений с чистыми, высокими и глубоко нравственными порывами человеческой души.

Но основной поединок в повести - поединок самого писателя с суровой действительностью, с неприемлемыми условиями реальной жизни, которые давят на человека, мешают ему быть свободным, независимым от обстоятельств, сохранять прежде всего свою духовную свободу.

В повести выражается попытка человека активно противостоять, не поддаваться негативному общественному влиянию и устройству жизни в целом, сохранить верность самому себе, преданность своим идеалам, остаться гуманным, честным и духовно возвышенным человеком.

Но дело в том, что главная мысль Куприна - изобразить трагедию и духовно бессильных интеллигентов, не пожелавших мириться с пошлостью и тупостью армейской среды, не нашедших в себе сил для общественной борьбы. Их борьба - неудачная попытка преодолеть собственное бессилие, осознание собственной слабости и невозможности что-либо предпринять.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Повесть "Поединок", написанная Куприным во время русско-японской войны и в пору взлета русского революционного течения, активизировала колоссальный социальный отклик. Так как собственно в данном, относительно невеликом по размеру, творении автор смог изобличить и вывернуть наружу все те отрицательные стороны жизни неприкосновенной и сильно уважаемой военной касты, всегда считавшейся прогрессивной составляющей самодержавной российской державы.

Следовательно, своим "Поединком" Куприн нанес ошеломляющий удар не только по диким армейским нравам, но и по всем порядкам царской России. Кстати, за чтение повести в Севастополе Куприна посадили в тюрьму, а потом выслали из Крыма.

В центре повествования - судьба честного и благородного русского офицера Ромашова (в фигуре которого выразились многие черты самого автора), который попадает в условия армейской казарменной жизни, где и проходит суровую школу, ощущая на себе всю неправильность человеческих взаимоотношений. В качестве причины трагизма судьбы главного героя мы видим духовное бездорожье интеллигенции, оторвавшейся от народа. Разве несчастная любовь к Шурочке является причиной духовной и физической гибели нравственно чистых Ромашова и Назанского? Конечно, нет.

Шурочка, красивая, обаятельная, умная, образованная женщина, говорит о дуэлях как о каком-то необходимом явлении. Офицер, утверждает она, обязан рисковать собой. Оскорбление может быть смыто только кровью. Ведь офицеры, говорит Шурочка, созданы для войны. Их неотъемлемыми качествами должны быть "смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью". Такие качества в мирное время могут проявиться только в дуэлях. Не только Шурочка, жена офицера, рассуждает о поединках с подобной горячностью. Это мнение большинства мужчин в гарнизоне. Ромашов же с недоумением и изумлением выслушивает подобные речи из уст очаровательной женщины.

Многих офицеров влекут поединки, война, кровопролитие. Они с сожалением говорят о старых войнах, в которых никогда не участвовали. Они с восторгом описывают пожары, убийства, резню, плач детей, крики женщин и даже смакуют эти подробности.

Жизнь Ромашова в полку - вечный поединок с собой и с офицерскими предрассудками. Он не такой, как его товарищи, у него другие жизненные устремления.

Придя в полк, Ромашов мечтал "о доблести, о подвигах, о славе". Он идеализировал офицерство, считая, что эти люди благородны, великодушны, честны. И что же он застал в гарнизоне? Офицеры ведут серое, беспросветное существование. Их однообразная служба не приносит им никакого удовлетворения. Они отыгрываются на солдатах, которых не считают за людей, бьют их до крови, до того, что вылетают зубы. Рядовые же не смеют поднять головы, поскольку не имеют права спорить с начальством. Поэтому в армии царит произвол: рядовые все больше обезличиваются, вышестоящие все больше свирепствуют.

Так изо дня в день протекает служба. Вечерами, не зная, чем заняться, офицеры собираются, играют в карты и устраивают бессмысленные кутежи. "От нечего делать" заводятся романы, кипят надуманные страсти.

Офицерские жены ничуть не отличаются от своих мужей. Те же серость, необразованность, нежелание ничего видеть вокруг себя, игра в светскость. На этом фоне Шурочка, конечно же, выделяется своей привлекательностью, свежестью, непосредственностью, горячностью, желанием вырваться куда-то в иной мир. Другие же не стремятся изменить свое существование, все привыкли к нему и вряд ли представляют что-то иное. Безусловно, есть и исключения. Эти люди понимают, в какой грязи живут, но ничего поделать не могут. Тот же Назанский - интересный, мыслящий человек - спился и загубил себя, не видя иного пути.

Куприн своей книгой выразил протест против порядков, существующих в армии, о которых он знал не понаслышке.

Ромашов втягивается в эту атмосферу (да и что остается делать?), начинает вести тот же образ жизни, что и все остальные. Однако он гораздо тоньше чувствует и увереннее размышляет. Его все больше и больше ужасают дикое, беспросветное существование в гарнизоне, несправедливое, зверское обращение с солдатами, беспробудное пьянство, сплетни, мелкие интриги. Он мечтает сбежать от этого, заняться чем-либо другим. Он не дает себе втянуться в трясину распущенности и бездумности, борется со всем дурным в себе. Это ему удается, поскольку он способен на глубокие, искренние чувства. Он проникается сочувствием, более того - уважением - к солдатам. Он всем сердцем любит Шурочку, не позволяя себе усомниться в том, что она - лучшая из женщин. Его тяготит общество других офицеров.

Вся книга - это череда мелких столкновений Ромашова с окружающими его людьми. Подобные столкновения неизбежны, поскольку отличие подпоручика Ромашова от других бросается в глаза. Он постоянно вступает с кем-то в конфликты, будучи по природе человеком не конфликтным, а добродушным, всегда готовым выслушать мнение другого. Все эти малозначительные стычки ведут к одной главной - дуэли между Ромашовым и Николаевым.

В общем-то, дуэль была предопределена с самого начала. Ромашов любил жену Назанского, кроме того, и она отвечала ему пусть не любовью, но хотя бы симпатией, привязанностью. Назанский с самого начала не приемлет Ромашова. Возможно, кроме личных причин тут играет роль то, что Ромашов, принимая участие в жизни полка, стоит как бы на отшибе, чуть выше остальных. Следовательно, рано или поздно поединок должен был состояться.

Слово "поединок" по отношению к произошедшему событию, возможно, не совсем уместно, поскольку это не было честным сражением двух офицеров. Шурочка, так горячо любимая Ромашовым, уверила его, что все оговорено заранее, и никто не будет ранен. При этом она оговорилась, что прощается с ним навсегда, но он, как все влюбленные, был слеп. Разве мог доверчивый, романтичный подпоручик предположить, что любимая женщина так холодна, расчетлива и вероломна?

Однако ключевое единоборство в повести - единоборство самого автора с суровой реальностью, с неприемлемыми обстоятельствами настоящей жизни, давящими на людей, мешающими им существовать свободными, независимыми от ситуаций, беречь, прежде всего, собственную душевную волю.

В повести Куприна проявляется стремление человека энергично противостоять, не подвергаться отрицательному общественному воздействию и устройству жизни в едином целом, сберечь преданность самому себе, верность личным идеалам, быть всегда человеколюбивым, правдивым и внутренне благородным человеком.

Однако, главная мысль данного произведения Куприна - передать и драму душевно слабых интеллигентов, не захотевших примириться с циничностью и тупоумием войскового окружения, не сыскавших в себе сил для социальной битвы. Такая борьба - несчастливое стремление осилить личную слабость, постижение своей подавленности и нереальности что-либо предпринимать.

Окт 30 2015

Повесть А. И. Куприна «Поединок» написана в 1905 году на фактическом материале - впечатлениях от армейской службы самого автора. Кризис русской армии конца XIX - начала XX века, процветавшие в ней порядки, муштра, мордобой - все это объясняет поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. как закономерный итог сложившейся ситуации. Название повести - «Поединок» - также не случайно, оно имеет и буквальное, и переносное значение. На первый , разумеется, выходит фактическое значение названия - тема дуэли, поединка. Офицерские дуэли были разрешены незадолго до начала описываемых событий, и делалось это, видимо, с целью развить и укрепить в офицерах чувство воинской чести. Но, как это часто бывает, благие намерения перешли в фарс, показуху.

Дуэли происходят зачастую без действительного повода, а офицеры восприняли их как поощрение своей деятельности, чаще всего ставшей результатом пьяного скандала. Казенный патриотизм, пышные фразы становятся важнее сути происходящего. Так, герои рассказывают о прапорщике Краузе, расстрелявшем в пьяном скандале двух безоружных людей, но картинно прострелившем себе руку под знаменем полка и оправданном трибуналом. Отношение офицеров к поединку разное,’ но большинство как раз разделяют такие высокопарные мнения о «чести мундира» и о том, что «только кровь может смыть пятно обиды». Если дуэль отрицается, то, скорее всего, из практических, чисто бытовых соображений, как об этом говорит поручик Арчаковский, называя дуэль «чепухой», пригодной лишь в гвардии, «для разных там лоботрясов».

И голоса юного подпоручика Михина, считающего, что иногда «высшая честь» заключается в прощении, или главного повести Ромашова, не считающего возможным нападать с шашкой на штатского человека, вызывают у всех присутствующих насмешки и осуждение. Формализм и лицемерие особенно проявляются в конце повести, когда Ромашову предстоит суд офицерской чести, который должен рассмотреть его ссору с поручиком Николаевым, мужем Шурочки. Офицеры, члены суда, исполнены важности в роли ревнителей офицерской чести.

Они лицемерно расспрашивают Ромашова о том, где он был и был ли он пьян, словно не присутствовали сами при том скандале и не были так же пьяны. Решение о необходимости дуэли, принятое ими, наглядно демонстрирует показуху и формализм в вопросах воинской чести, но игнорирует при этом нравственные проблемы конфликта. Рапортом о дуэли, о ее трагическом исходе заканчивается , излагая события сухим канцелярским языком.

Таково буквальное значение названия. Но у этого названия есть и второй план, более глубокий и значимый. Речь идет о поединке, происходящем в душе героя, поединке офицера и человека, приводящем Ромашова к решению уйти из армии, но неосуществленному. Герой - подпоручик Ромашов - такой же офицер, как и многие в полку, недавно вышедший из училища и начавший службу. Отличается он от своих соратников более мягким характером, гуманистическими настроениями.

Он, как уже было сказано выше, не одобряет вооруженных расправ со штатскими людьми, считая их равными себе и отрицая тем самым кастовость, избранность армии. Он иначе относится к солдатам, отрицая насилие и не позволяя бить их. У него необычные дружеские отношения со своим денщиком, и тот за такое взаимопонимание платит ему искренней благодарностью. У старших офицеров это вызывает насмешки: «Видали мы таких миндальников, не беспокойтесь. Сами через год, если только вас не выпрут из полка, будете по мордасам щелкать».

Но Ромашов не может один противостоять этой среде. Выйдя из училища, он мечтал о подготовке к Академии, намечая себе строгую программу жизни: учеба, чтение, занятие музыкой и языками. Но теперь купленные книги пылятся на полке, непрочитанные газеты валяются под столом, поручик пьет водку в собрании, играет в карты, имеет «длинную, грязную и скучную связь с полковой дамой».

Уйти от реальности он пытается в своих мечтах, думая о себе в третьем лице, представляя себя то героем-разведчиком, то блестящим военным стратегом, спасшим проигранный было уже бой, утешая себя за придирки начальства. Эта рефлексия, вымышленный мир фантазий обиженного самолюбия спасают его ненадолго. Когда Ромашов осмелился возразить полковнику, заступившись за солдата, его посадили под домашний арест, и здесь, наедине с грустными размышлениями о жизни, мы видим начало душевного кризиса героя. Серый цвет доминирует в этих ощущениях: «его мысли были серы, как солдатское сукно».

И он воспринимает так же: «Что-то тесное, серое и грязное…» Размышляя о собственном «я» и «я» других солдат, герой приходит к осознанию индивидуальности своей и других людей, к мыслям об отрицании насилия, к отрицанию необходимости армии. И когда его вызывают к полковнику, Ромашов внезапно чувствует в себе такое достоинство, такую непримиримость к угодничеству и трусости, что полковник Шульгович тоже ощутил это и не посмел унизить Ромашова.

Следующим этапом душевного перелома для героя стал провал полка на смотру, в котором Ромашов был также повинен. Позор и насмешки сослуживцев приводят героя к мыслям о самоубийстве, но забыть о своих бедах его впервые заставляет чужое горе - горе забитого солдата Хлебникова. Ромашов испытывает какую-то странную родственную близость к этому человеку. Он впервые говорит Хлебникову: «Брат мой!», понимая его душевное состояние и чувствуя «виноватую жалость» в своем сердце, когда «свое личное горе» кажется «маленьким и пустячным». После этого «глубокого душевного надлома» Ромашов перестал ходить в офицерское собрание, пить, стал больше уединяться, размышлять о жизни, о своем отношении к армии и солдатам.

Как изменить жизнь? Как найти в ней свое место, уйдя из армии? Большую роль в этих душевных поисках героя сыграл его сослуживец Назанский, талантливый , гуманистически понимающий жизнь, но, не будучи в силах ей противиться, ставший жертвой запоев. Думая о «трех гордых призваниях человека», какими считает герой науку, искусство и свободный физический труд, он все больше укрепляется в мечтах о литературной работе. Огромную значимость придает любви в жизни человека: без нее Ромашов ощущает в душе скуку, одиночество и «мертвую пустоту».

Беседуя с Назанским, он еще больше понимает важность свободы человеческого духа, отрицает насилие над личностью. Идеи Назанского, потрясшие Ромашова, - это идеи индивидуализма: человек - «царь мира, его гордость и украшение», он может все. Но это не буржуазный индивидуализм, основанный на презрении к людям и превосходстве сильной личности, - это призыв к единению равных по духу, это оптимистическая вера в возможности человека и его будущее. Эти мысли укрепляют Ромашова в решении уйти из армии, в выборе внутренней свободы. Но осуществить это решение не так просто, нельзя так легко преодолеть влияние среды, косной и ограниченной.

Ссора Ромашова с офицерами и Николаевым всего лишь внешняя реакция на душевные переживания, но именно из-за нее события развиваются независимо от воли героя. И еще одно обстоятельство, не позволившее Ромашову отказаться от предрассудков офицерского общества, - Шурочка, его любовь к ней. Шурочка, очаровательная, эгоистичная, незаурядная натура, - хищница по своей сути. Она требует от Ромашова согласиться с общепринятыми условностями ради своих целей - вырваться из этой среды.

Связав его моральными обязательствами, она вынуждает Ромашова выйти на поединок и фактически пойти на жертву. И Ромашов приносит ей эту жертву ради своей любви, ради предрассудков общественной морали, которые разделяет любимая женщина. Поединок в душе героя решен в пользу человека, свободного в выборе места в жизни, но в реальной жизни общества, среда побеждают над «я» Ромашова. Цена жертвы, принесенной героем, безмерна - это его жизнь, отданная на поединке в угоду выполнения условий офицерского суда.

Так решается второй, более важный для все права защищены 2001-2005 писателя, смысловой аспект названия повести.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Смысл названия повести А. И. Куприна «Поединок» . Литературные сочинения!

Метафоричность названия

повести А. И. Куприна «Поединок»

Цель урока: проанализировать образы героев, выражающих авторскую позицию, в повести.

Методические приемы: сообщения учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Авторские идеалы выражают герои, противопоставленные основной массе — Ромашов и Назанский. Этих героев представляют несколько учеников (по группам): портретная характеристика, отношения с людьми, взгляды, отношение к службе и т. д.

II . Характеристика образа Назанского

План характеристики:

1. Первые упоминания о Назанском.

2. Встреча Ромашова и азанского.

3. Портрет героя.

4. Роль интерьера.

5. Темы размышлений Назанского.

6. Роль пейзажа в характеристике образа Назанского.

7. Рассуждения Назанского о любви.

О Назанском мы узнаем из разговора и Ромашова (глава IV): это «отпетый человек», он «увольняется в отпуск на один месяц по домашним обстоятельствам... Это значит запил»; «такие офицеры — позор для полка, мерзость!». В V главе — описание встречи Ромашова и Назанского. Мы видим сначала «белую фигуру и золотоволосую голову» Назанского, слышим его спокойный голос, знакомимся с его жилищем: «Комната у Назанского была еще беднее, чем у Ромашова. Вдоль стены у окна стояла узенькая, низкая, вся вогнувшаяся дугой кровать, такая тощая, точно на ее железках лежало всего одно только розовое пикейное одеяло; у другой стены — простой некрашеный стол и две грубых табуретки...». Все это, да еще прямой взгляд «задумчивых, прекрасных голубых глаз» противоречит тому, что о нем говорили Николаевы. Назанский рассуждает «о возвышенных материях», философствует, а это, с точки зрения окружающих, — «чепуха, праздная и нелепая болтовня». Он думает о «любви, о красоте, об отношениях к человечеству, о природе, о равенстве и счастии людей, о поэзии, о Боге». Это для него «время... свободы духа, воли, ума». Он чувствует чужую радость и чужую скорбь.

Описание пейзажа, таинственной ночи, открывающейся из окна, согласно его возвышенным словам: «в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов, в этой тишине, темноте, в этих преувеличению ярких и точно теплых звездах — чувствовалось тайное и страстное брожение, угадывалась жажда материнства и расточительное сладострастие земли, растений, деревьев — целого мира». Лицо Назанского кажется Ромашову «красивым и интересным»: золотые волосы, высокий чистый лоб, шея благородного рисунка, массивная и изящная голова, похожая на голову одного из греческих героев или мудрецов, ясные голубые глаза, смотрящие «оживленно, умно и кротко». Правда, это описание почти идеального героя заканчивается разоблачением: «только очень опытный взгляд различил бы в этой кажущейся свежести... результат алкогольного воспаления крови».

Мечтая о «грядущей богоподобной жизни», Назанский прославляет могущество и красоту человеческого разума, восторженно призывает уважать человека, увлеченно говорит о любви и выражает при этом взгляд самого автора: «Она — удел избранников... любовь имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов». Любовь по Куприну — талант сродни музыкальному. Куприн разовьет эту тему позже в рассказе «Гранатовый браслет», причем многое из того, что сказал Назанский, прямо перейдет в рассказ.

В страстных речах Назанского много желчи и злости, мысли о необходимости борьбы против «двухголового чудовища» — полицейского режима в стране, предчувствий неотвратимости глубоких социальных потрясений: «Чем громаднее было насилие, тем кровавее будет расправа». Он противник военной службы и вообще армии, осуждает зверское обращение с солдатами (глава ХХI). Обличительные речи Назанского исполнены открытого пафоса. Это своеобразный поединок героя с бессмысленной и жестокой системой. Некоторые высказывания этого героя, как позднее сказал сам Куприн, «звучат как граммофон», но они дороги писателю, который вложил в Назанского многое, что волновало его самого.

Комментарий учителя:

В высказываниях Назанского многие критики отмечают черты вульгаризованного ницшеанства: «любовь к человечеству выгорела из человеческих сердец. На смену ей идет новая, божественная вера... Это любовь к себе, к своему прекрасному телу, к своему всесильному уму, к бесконечному богатству своих чувств... Настанет время, и великая вера в свое Я осенит, как огненные языки святого духа, головы всех людей, и тогда уже не будет ни рабов, ни господ, ни калек, ни жалости, ни пороков, ни злобы, ни зависти. Тогда люди станут богами…» (глава ХХI).

Вопросы для обсуждения:

— Как вы считаете, есть ли основания называть Назанского «ницшеанцем»?

— Как вы думаете, зачем вообще понадобился в «Поединке» рядом с Ромашовым такой герой?

III. Характеристика образа Ромашова

1. Ромашов и Назанский.

2. Портрет Ромашова.

3. Поступки героя.

4. Что привлекает в Ромашове?

5. Внутренние противоречия героя.

6. Ромашов и Хлебников.

7. Ромашов и Шурочка Николаева.

Поручик Ромашов, главный герой «Поединка», заражается настроениями и мыслями Назанского. Это типичный купринский образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов дан в непрестанном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Куприн воспроизводит не всю биографию героя, а важнейший момент в ней, без начала, но с трагическим концом.

Портрет героя внешне невыразителен: «среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок», порой бесхарактерен. Однако в действиях Ромашова чувствуется внутренняя сила, идущая от чувства правоты и справедливости. Например, «неожиданно для самого себя» защищает татарина Шарафутдинова, не понимающего по-русски, от оскорбляющего его полковника (глава I). Он заступается за солдата Хлебникова, когда его хочет избить унтер-офицер (глава Х). Он одерживает верх даже над звероподобным пьяным Бек-Агамаловым, когда тот едва не зарубил шашкой женщину из публичного дома, где кутили офицеры: «с силой, которой он сам от себя не ожидал, схватил Бек-Агамалова за кисть руки. В течение нескольких секунд оба офицера, не моргая, пристально глядели друг на друга... он уже чувствовал, что безумный с каждым мгновением потухает в этом искаженном лице. И было ему жутко и невыразимо радостно стоять так, между жизнью и смертью, и уже знать, что он выходит победителем в этой игре» (глава ХVIII). Во всех этих поединках Ромашов оказывается на высоте.

Ромашов мечтательная, романтическая натура, он склонен к рефлексии. У него была «немножко смешная, наивная привычка, часто свойственная очень молодым людям, думать о себе в третьем лице, словами шаблонных романов». Привлекательны в герое душевная мягкость, доброта, врожденное чувство справедливости. Все это резко отличает его от остальных офицеров полка. Столкновение человека и офицера сначала происходят в самом Ромашове, в его душе и сознании. Эта внутренняя борьба постепенно превращается в открытый поединок с Николаевым и со всем офицерством. Ромашов постепенно освобождается от фальшивого понимания чести офицерского мундира. Поворотным моментом явились размышления героя над положением человеческой личности в обществе, его внутренний монолог в защиту прав, достоинств и свободы человека. Ромашова «ошеломило и потрясло неожиданно-яркое сознание своей индивидуальности», и он по-своему восстал против обезличивания человека на военной службе, в защиту рядового солдата. Он негодует на полковое начальство, которое поддерживает состояние вражды между солдатами и офицерами. Но порывы к протесту сменяются у него совершенной апатией и равнодушием, душу нередко охватывает подавленность: «Пропала моя жизнь!»

Чувство нелепости, сумбурности, непонятности жизни угнетает его. Во время разговора с больным, изуродованным Хлебниковым Ромашов испытывает острую жалость и сострадание к нему (глава ХVI). Неожиданно для восстает против самого Бога, допускающего зло и несправедливость (еще один поединок, может быть, самый главный). «С этой ночи в Ромашове произошел глубокий душевный надлом», Он замкнулся в себе, сосредоточился на своем внутреннем мире, твердо решил порвать с военной службой, чтобы начать новую жизнь: «все ясней и ясней становилась для него мысль, что существуют только три гордых признания человека: наука, искусство и свободный физический труд». Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой. Милая, женственная Шурочка, в которую влюблен и Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчет, властолюбие, двоедушие, «какая-то злая и гордая сила», изворотливость Шурочки не замечаются влюбленным Ромашовым. Она требует: «Вы непременно должны завтра стреляться» — и Ромашов соглашается ради нее на поединок, которого можно было избежать.

IV . О психологизме повести

Литературовед И. А. Питляр утверждал, что повесть «Поединок» — «явление большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение «ужаса и скуки военной жизни» сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, переживающего серьезный нравственный перелом, в изображении ломки сознания, высвобождающегося из пут уродливых кастовых предрассудков».

— Согласны ли вы с тем, что повесть «Поединок» отличается «большой достоверностью в раскрытии психологии человека»? Если да, то какие особенности повествования свидетельствуют об этом?

— Кто из героев переживает «серьезный нравственный перелом»? С чем он связан?

V . Обсуждение смысла названия повести

— Каково значение названия повести?

(Поединки, о которых мы уже говорили, закономерно и неизбежно приводят к развязке. К последнему поединку. Дуэль Ромашова с Николаевым не описывается в повести. О гибели Ромашова сообщают сухие, официальные, бездушные строчки рапорта штабс-капитана Дица (глава ХХIII). Этот поединок, гибель героя предрешены: Ромашов слишком отличается от всех, чтобы выжить в этом обществе. Несколько раз в повести упоминаются дуэли, нагнетается тягостная, душная обстановка. В ХIХ главе описывается, как пьяные офицеры тянут похоронный напев, и чистые звуки панихиды вдруг перебиваются «ужасным, циничным ругательством» Осадчего. Оскорбленный Ромашов пытается образумить людей. После этого и разыгрывается скандал, приведший к тому, что Ромашов вызывает Николаева на дуэль. Но название имеет и метафорический, символический смысл.)

V I. Заключительное слово учителя

Куприн писал: «Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всем, что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Повесть — поединок Куприна со всей армией, со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 году эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остается призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.