В чем суть рассказа гранатовый браслет. Анализ «Гранатовый браслет» Куприн. Любовь в произведении «Гранатовый браслет»

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

Княгиня Шеина это понимает. Она искренне оплакивает Желткова, человека, которого практически не знала, но, о боже мой, возможно, мимо нее прошла настоящая любовь, которая встречается раз в сотню лет.

“Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить… Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”

Место в литературе: Литература ХХ века → Русская литература ХХ века → Творчество Александра Ивановича Куприна → Повесть “Гранатовый браслет” (1910)

  • Сила любви заставляет человека меняться ради того, кого он любит
  • Любовь не всегда красива внешне, она выражается в счастье внутри человека
  • Любовь может заставить человека пойти на необдуманные, бесстрашные и даже безнравственные поступки
  • Суть любви заключается в том числе и в том, что любящий человек никогда не причинит боли возлюбленному
  • Любовь к людям — это способность пожертвовать собой ради их счастья
  • Любовь открывает в человеке лучшие чувства

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Настоящей можно назвать любовь Пьера Безухова к Наташе Ростовой. Он знал, что Наташа — невеста Андрея Болконского, его друга, поэтому не позволял себе лишнего. Лучшие чувства Пьера проявлялись в готовности помочь, поддержать в трудной ситуации. Он уважал человека, которого любит. У Пьера была возможность ухаживать за Наташей, когда князь Андрей был в отъезде, но он считал низким препятствовать чужому счастью, рушить отношения близких для него людей. Такова настоящая любовь: она живет внутри человека, проявляется в благородных поступках.

А. Куприн «Гранатовый браслет». Способным на истинную любовь оказывается Желтков, обыкновенный чиновник. Любовь к Вере Шеиной — основа его жизни. Все свое существование Желтков посвятил этой женщине. Он понимал, что они не могут быть вместе: уж очень сильно различалось социальное положение этих двух людей. Желтков не мешал Вере Николаевне жить, не мечтал ее завоевать, а просто любил — это было для него высшим счастьем. Самоубийство героя — это не трусость, ведь он ушел из жизни, чтобы не мешать Вере Шеиной. Желтков подарил ей самое дорогое, что имел — гранатовый браслет. Он простился с жизнью с чувством благодарности за все, что подарила ему любовь.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Любовь Маргариты к Мастеру можно назвать настоящей, невероятно сильной. Маргарита готова пойти на все, что позволит ей снова быть с любимым человеком. Она вступает в сделку с дьяволом, становится королевой на балу у сатаны. И все ради одного человека — Мастера, без которого она жить не может. Любовь побуждает человека совершать самые безумные поступки. Сила любви выше чувства страха. Маргарита доказывает это, за что и получает награду — вечный покой вместе с Мастером.

Джек Лондон «Мартин Иден». Выходец из рабочего класса, бедный молодой моряк Мартин Иден влюбляется в Руфь Морз — девушку, принадлежащую к высшему сословию. Любовь побуждает малообразованного юношу развиваться, чтобы преодолеть пропасть, разделяющую его и Руфь. Мартин Иден много читает, начинает писать свои произведения. Скоро он становится одним из самых образованных людей, имеющих на все собственный взгляд, чаще всего отличный от господствующих в обществе мнений. Мартин Иден и Руфь Морз помолвлены, но это держится в тайне, ведь молодой человек по-прежнему старается стать писателем, но так и не имеет денег в кармане. В Мартина Идена никто не верит: ни сестры, ни Руфь, ни семья Морзов. Он же во имя любви усердно трудится: пишет, спит по четыре часа, читает, снова пишет, потому что любит Руфь по-настоящему, хочет обеспечить их счастье. После скандала вокруг личности Мартина Идена, устроенного молодым репортером, помолвку разрывают. Руфь не желает даже говорить с ним. Но когда он становится популярным, богатым, получает признание, тогда его и начинают любить. Руфь уже не против выйти за него замуж: она говорит, что всегда его любила, что совершила ужасную ошибку. Но Мартин Иден не верит этим словам. Он понимает, что ничуть не изменился за это время. Когда помолвка была разорвана, произведения, получившие признание, уже были написаны. А значит, раз Руфь рассталась с ним тогда, она по-настоящему не любила. А вот любовь Мартина Идена была истинной, настоящей, чистой.

М. Горький «Старуха Изергиль». Настоящей может быть не только любовь между двумя сердцами, но и любовь к людям в целом. Данко, герой произведения, жертвует жизнью во имя спасения людей. Его цель благородна. Данко вырывает из груди сердце и освещает им путь. Люди выходят из леса и оказываются спасены. Но никто уже не помнит о подвиге героя, а ведь он отдал жизнь ради счастья окружающих.

Александр Иванович Куприн – русский писатель, которого, без сомнения, можно отнести к классикам. Его книги до сих пор узнаваемы и любимы читателем, причем не только по принуждению школьного учителя, но в сознательном возрасте. Отличительной чертой его творчества является документальность, его истории опирались на реально произошедшие события или же реальные события стали толчком для их создания – среди них повесть «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет» — реальная история, услышанная Куприным от знакомых при просмотре семейных альбомов. Жена губернатора делала зарисовки к письмам, которые ей присылал некий телеграфный чиновник, безответно влюблённый в неё. Однажды она получила от него подарок: позолоченную цепочку с кулоном в форме пасхального яичка. Александр Иванович взял эту историю в качестве базы для своего произведения, превратив эти скудные, неинтересные данные в трогательную повесть. Цепочку с кулоном писатель заменил на браслет с пятью гранатами, которые, согласно сказанному царём Соломоном в одном рассказе, означают гнев, страсть и любовь.

Сюжет

«Гранатовый браслет» начинается приготовлениями к празднеству, когда Вера Николаевна Шеина внезапно получает от неизвестного подарок: браслет, в котором зелёными вкраплениями красовались пять гранатов. На бумажной записке, что прилагалась к подарку, указано, что драгоценный камень способен наделить владелицу предвидением. Княгиня делится с мужем новостями и показывает браслет от неизвестного человека. По ходу действия выясняется, что этим человеком является мелкий чиновник по фамилии Желтков. Впервые Веру Николаевну он увидел в цирке много лет назад, и с тех пор внезапно вспыхнувшие чувства не угасали: даже угрозы её брата не останавливают его. Тем не менее, Желткову не хочется мучить возлюбленную, и он решает окончить жизнь самоубийством, чтобы не навлечь на неё позор.

Заканчивается повесть осознанием силы искренних чувств незнакомца, которое приходит к Вере Николаевне.

Тема любви

Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.

Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.

Главные герои (характеристика)

  1. Желтков работал мелким чиновником в контрольной палате (автор поместил его туда, чтобы подчеркнуть то, что главный герой был маленьким человеком). Куприн даже не указывает его имени в произведении: только письма подписаны инициалами. Желтков именно такой, каким читатель и воображает человека низкой должности: худощавый, бледнокожий, нервными пальцами поправляющий пиджак. У него нежные черты лица, глаза голубого цвета. Согласно повествованию, Желткову где-то тридцать лет, он небогат, скромен, порядочен и благороден – это отмечает даже муж Веры Николаевны. Пожилая хозяйка его комнаты говорит, что за все восемь лет, что он жил у неё, он стал для неё словно родным, а собеседником он был очень милым. «…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше…», — так начинается современная сказка о чувствах Желткова к Вере Николаевне, хотя он никогда не лелеял надежд, что они будут взаимны: «…семь лет безнадежной и вежливой любви…». Ему известен адрес возлюбленной, чем она занимается, где проводит время, что надевает – он признаётся, что ему ничего, кроме неё, не интересно и не радостно. вы тоже можете найти на нашем сайте.
  2. Вера Николаевна Шеина унаследовала внешность матери: высокая, статная аристократка с гордым лицом. Характер у неё строгий, несложный, спокойный, она вежлива и учтива, любезна со всеми. Замужем за князем Василием Шеиным она уже более шести лет, вместе они являются полноценными членами высшего общества, устраивают балы и приёмы, несмотря на финансовые затруднения.
  3. У Веры Николаевны есть родная сестра, младшая, Анна Николаевна Фриессе, унаследовавшая, в отличие от неё, черты отца и его монгольскую кровь: узкий разрез глаз, женственность черт, кокетливая мимика. Характер у неё легкомысленный, задорный, весёлый, но противоречивый. Её муж, Густав Иванович, богатый и неумный, но боготворит её и постоянно находится поблизости: его чувства, кажется, не изменились с первого дня, он ухаживал за ней и всё так же сильно обожал. Анна Николаевна не выносит мужа, однако у них есть сын и дочь, она верна ему, хоть и относится достаточно презрительно.
  4. Генерал Аносов — крестный отец Анны, его полное имя – Яков Михайлович Аносов. Он тучный и высокий, добродушный, терпеливый, плохо слышит, у него большое, красное лицо с ясными глазами, он очень уважаем за годы своей службы, справедлив и отважен, совестью чист, носит постоянно сюртук и фуражку, пользуется слуховым рожком и палкой.
  5. Князь Василий Львович Шеин – муж Веры Николаевны. Про внешность его сказано немного, только то, что у него светлые волосы, а голова — большая. Он очень мягок, жалостлив, чуток – с пониманием относится к чувствам Желткова, непоколебимо спокоен. У него есть сестра, вдова, которую он приглашает на торжество.
  6. Особенности творчества Куприна

    Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.

    Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.

    Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.

    Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.

    Жанр и композиция

    Для Куприна характерна любовь к сюжетам внутри сюжетов. «Гранатовый браслет» — лишнее доказательство: записка Желткова о качествах украшения и есть сюжет в сюжете.

    Автор показывает любовь с разных точек зрения – любовь по общим понятиям и безответные чувства Желткова. Будущего у этих чувств нет: семейное положение Веры Николаевны, различие в социальном статусе, обстоятельства – все против них. В этой обречённости проявляется тонкий романтизм, вложенный писателем в текст повести.

    Всё произведение окольцовывают упоминания одного и того же музыкального произведения – сонаты Бетховена. Так музыка, «звучащая» на протяжении всей повести, показывает силу любви и является ключом к пониманию текста, раздаваясь в финальных строках. Музыка сообщает недосказанное. Более того, именно соната Бетховена в кульминации символизирует пробуждение души Веры Николаевны и осознание, приходящее к ней. Такое внимание к мелодии – тоже проявление романтизма.

    Композиция повести подразумевает наличие символов и скрытых смыслов. Так увядающий сад подразумевает угасающую страсть Веры Николаевны. Генерал Аносов рассказывает новеллы о любви – это тоже маленькие сюжеты внутри основного повествования.

    Сложно определить жанровую принадлежность «Гранатового браслета». Фактически, произведение называется повестью, во многом благодаря композиции: оно состоит из тринадцати коротких глав. Однако сам писатель называл «Гранатовый браслет» рассказом.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мы описали 5 наиболее популярных проблем, связанных с темой любви, для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Все они находятся в содержании. К каждой из них прилагаются три аргумента из отечественной литературы школьного курса. Скачать таблицу с примерами вы можете по ссылке в конце статьи.

  1. Любовь в жизни человека играет немаловажную роль, и эту мысль отлично доказывает Карамзин в своей сентиментальной повести «Бедная Лиза» . Главная героиня произведения отвечает на чувства молодого дворянина Эраста и уже не может представить жизнь без любимого человека. Однако героям приходится расстаться, так как Эрасту нужно вместе с полком выступить в поход. Через несколько месяцев Лиза встречает возлюбленного и узнает, что он помолвлен с богатой вдовой. Этого девушка выдержать не в состоянии, ведь чувства для бедной Лизы стоят превыше других ценностей. Повесть заканчивается довольно печально: так и не смирившись с потерей любви, девушка бросается в воду.
  2. Некоторым кажется, что любовь – вовсе не главное в жизни, поэтому они игнорируют чувства. Именно такую позицию мы наблюдаем у главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Евгений – нигилист, то есть человек, не отдающий предпочтения авторитетным ценностям и не склоняющийся перед ними. Для него главное – это наука и медицина. Однако, как бы он ни отстаивал свою правоту, в жизни даже такого противоречивого персонажа встречается любовь. Общаясь с Анной Одинцовой, Базаров обнаруживает романтика в себе. Для человека любовь имеет огромное значение, поэтому даже нигилист Базаров не может избежать ее влияния на свое поведение. Из-за своего пренебрежительного отношения к эмоциям он не выдержал испытания любовью и погиб в цвете лет.
  3. Любовь приносит одновременно и радость, и несчастье, окрыляет и разбивает сердце. Об этом неземном и противоречивом чувстве и о том, какую роль оно играет в жизни людей, пишет Достоевский в повести «Белые ночи» . Главный герой, мечтатель, влюбляется в юную девушку Настеньку, которая ожидает возвращения возлюбленного, которое должно уже состояться. Так и не получив от него весточки, девушка отвечает на чувства главного героя. Однако, встретив ожидаемого мужчину, Настенька бросает мечтателя. Главный герой, читая письмо с извинением Насти, прощает ее и понимает, что встреча с ней – самое яркое, что было в его жизни.

Верность и измена в любви

  1. Настоящей любви трудно обходиться без верности, хотя в жизни бывают настолько непредсказуемые ситуации, что иногда эти понятия вовсе не дополняют друг друга. Обратимся к роману в стихах Пушкина «Евгений Онегин» . В юности Татьяна Ларина влюбилась в главного героя и призналась в своих чувствах в письме, на что Онегин мягко ответил девушке отказом. Однако спустя время нежные чувства проснулись и в Евгении, но на тот момент она — уже замужняя дама. Несмотря на так и не угасшие чувства к давнему знакомому, Татьяна осталась верной своему супругу.
  2. В пьесе Островского «Гроза» главной героине Катерине тяжело живется в кругу семьи, в особенности, из-за упреков свекрови Кабанихи. Когда девушка встречает Бориса, она хоть и испытывает муки совести, но все же ходит с ним на свидания. Спустя время она все-таки решает сознаться возвратившемуся мужу Тихону в измене, после чего ее выгоняют из дома. Девушка остается отверженной и Борисом, поэтому бросается в воду. Тихон, несмотря на упреки матери, понимал, что испытывает к провинившейся супруге только нежные чувства: ему жалко ее, поэтому он даже прощает ее за измену. Когда он прощается со своей женой, держа ее тело на руках и, наконец, дает отпор матери, читатель понимает, как искренне он любил Катерину.
  3. В романе-эпопее «Война и мир» Толстой показывает читателю на примере собственных героев, что, к сожалению, верность не для всех имеет значение. Вспомним брак Пьера Безухова и Элен Курагиной: любви там не было, Элен вышла замуж за Пьера, узнав, что он является состоятельным наследником. Мужчина так же не испытывал ответные чувства к супруге, однако оставался ей верен до конца, чего нельзя сказать о героине. Брак для нее не играл важной роли, поэтому госпожа Безухова игнорировала свой статус замужней дамы. Возможно, за верность даже нелюбимой Элен судьба наградила Пьера счастливой семьей с Наташей Ростовой, в которой об измене не шло и речи.
  4. Самоотверженность во имя чувства

    1. Любовь часто расставляет преграды для людей и достается им с большим трудом. В своем романе «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков доказывает, что ради любимого человека порой приходится многим жертвовать. Оказавшись в разлуке с Мастером, Маргарита не собирается сдаваться и жить без него. Ради своего любимого человека она принимает волшебный крем от Азазелло, превращаясь в ведьму. Так же она самоотверженно отдает свою душу Воланду, становясь королевой на его балу. Чего только не делает девушка ради того, чтобы ее возлюбленный и его многозначительная для них рукопись вернулись! Именно благодаря самоотверженности Маргариты герои воссоединяются.
    2. Самоотверженность во имя любви – качество, присущее не только рыцарям и воинам, но и более современным персонажам. Обращаясь к роману Гончарова «Обломов» , волей-неволей отмечаешь характер ленивого главного героя. Илья Ильич не хочет делать карьеру и покорять общепринятые вершины. Кажется, что ничто не способно поднять его с дивана. Однако Штольц знакомит друга с Ольгой Ильинской, и ради нее Обломов меняет свой образ жизни. Он переезжает за ней на дачу, предлагает Ольге стать его женой и получает согласие. Хоть дальше он сдается и возвращается к дивану, для возлюбленной он все же постарался изменить себя и свою жизнь.
    3. Когда любишь человека, хочешь сделать его счастливым – именно поэтому периодически приходится быть самоотверженными. Обратимся к повести Александра Куприна «Гранатовый браслет» . Главный герой Георгий Желтков много лет был влюблен в княгиню Веру Николаевну. Несколько раз в год он писал письма, пытался ей звонить, а Вера сказала ему, что без него ей было бы спокойнее. Решив больше не беспокоить возлюбленную, но и не представляя жизни без нее, герой решает застрелиться. Георгий пожертвовал жизнью ради любимой, а Вера не оказалась столь самоотверженной, слишком поздно поняв, что упустила настоящую любовь.
    4. Ревность: плюсы и минусы

      1. Часто любовь не может обойтись без чувства ревности, и многие литературные персонажи, как и реальные люди, испытывают негативные эмоции по отношению к другим из-за привязанности к любимому человеку. В комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву и навещает дом Фамусова. Он встречается с Софьей, которая уже предпочитает ему Молчалина. Конечно, ему неприятна эта ситуация, к тому же Молчалин не вызывает одобрения у Чацкого. Он обманывает Софью, стараясь завоевать внимание Лизы, и, когда это обнаруживается, Софья так же, как и главный герой, испытывает неприязнь и ревность. Однако это чувство – единственная настоящая искра жизни в болоте лицемерия и притворства светских салонов. Оно, как мы видим, присуще искреннему человеку вроде Чацкого, но совершенно чуждо всем обитателям московского общества. Испытав сердечные муки, Софья тоже преображается, ведь получает важный жизненный урок. Таким образом, ревность – это не всегда плохо, зачастую она свидетельствует о глубокой натуре и истинной любви.
      2. Любовь нередко является причиной ссор, недопонимания, войн, а чаще всего потакает этим разладам именно ревность. Вспоминается роман в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин» . После объяснения с Татьяной герою совершенно не хотелось оказаться на именинах, и он всерьез обозлился на своего друга Владимира Ленского за то, что он не учел его пожелания. Евгений стал ухаживать за Ольгой Лариной, что, конечно, совершенно не устроило молодого поэта. Ленский вызывает Онегина на дуэль, на которой он погиб сам. Из-за ревности все обрели только несчастья: и Евгений стал причиной смерти друга, и Ольга потеряла возлюбленного, и сам Владимир погиб.
      3. Часто странное поведение героев объясняется либо любовью, либо ревностью. В романе «Герой нашего времени» Михаил Лермонтов показывает читателю, что ревность не приводит ни к чему хорошему. Как мы помним, у Печорина к Вере было особое отношение, он любил эту хрупкую белокурую даму. Вера – замужняя женщина, и эта мысль была очень неприятна Григорию. Подобное чувство было и у самой героини, когда она испытывала негодование насчет общения Печорина с Мэри, хотя она понимала, что для него это не так серьезно. Ревность не сблизила любовников, а, напротив, только отдалила их и разлучила навсегда. Вера в приступе меланхолии все рассказала мужу, и он увез ее от незадачливого кавалера.
      4. Воскрешающая сила чувства

        1. Любовь и доброта к людям способны помочь человеку выбраться из трудных ситуаций и разобраться в себе. Так, героиня романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» , Соня Мармеладова смогла спасти Раскольникова от ужасных последствий, связанных с обдумыванием совершенного им преступления. Родион чуть не сошел с ума, анализируя исход своей теории об обыкновенных и необыкновенных людях, и только благодаря отзывчивости и любви Сони он смог эмоционально спастись от самого себя. Девушка поддерживала героя, побуждала покаяться, направляя его на путь нравственного воскрешения. Именно благодаря ее поддержке Раскольников справился со своими мыслями и страхом.
        2. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» любовь становится одним из главных стимулов жизни. Более того, именно это светлое чувство спасает героев от отчаяния и наполняет их существование счастьем. По прибытии в Москву Воланд обнаруживает, что многие жители озадачены «квартирным вопросом», и хотя Мастер и Маргарита не менее нуждаются в деньгах, для них главное – не материальное, а духовное превосходство. Ради своих чувств они преодолевают преграды, лишь бы воссоединиться и не расставаться. Их любовь и стала воскрешающей силой, навсегда соединившей героев.
        3. Любовь во многом влияет на человека, и даже способна превратить юношеский максимализм в расчетливость и меркантильность. В романе Гончарова «Обыкновенная история» главный герой, Александр Адуев рассчитывал, что его жизнь сложится совершенно иначе: встреча с Надей и влюбленность в нее дарили Александру новые надежды и светлые мечты. Возможно, если Наденька бы не увлеклась графом Новинским и не разбила бы сердце Александру, любовь стала бы для него неким воскрешающим символом. Однако сюжет складывается иначе, и перевоплощение героя начинается с разочарования в светлом чувстве. Иногда любовь способна спасти человека, но, к сожалению, бывает так, что она только разрушает идеальное представление о жизни.

Любовь - необыкновенное чувство, которое, к сожалению, познать дано не каждому человеку. Тема сегодняшней статьи - повесть Куприна " Гранатовый браслет" . Смысл названия произведения более глубокий, чем может показаться на первый взгляд . Какова проблематика повести? Что символизирует украшение, подаренное главной героине?

"Гранатовый браслет": содержание

Утонченную графиню однажды полюбил неприметный телеграфист. Он не искал с ней встреч, не был навязчив, лишь только письма, которые светская красавица получала изредка, говорили о его чувствах. В день своих именин княгиня получила в подарок от мужа жемчужные серьги. Это был утонченный , изысканный подарок. А вечером посыльный вручил горничной небольшую квадратную коробку со словами " Передайте лично в руки барыне" . В ней был запечатан гранатовый браслет.

Смысл названия повести Куприна объяснить довольно просто. Безответно влюбленный телеграфист однажды всё-таки осознал, что его томления ни к чему хорошему не приведут. Написал княгине еще несколько писем, и к одному из них приложил украшение из низкопробного золота и плохо шлифованных камней. Этот подарок вызвал негодование у родственников главной героини.

Муж и брат княгини отправились к телеграфисту, дабы прекратить череду любовных писем, угрожающих репутации дворянского семейства. Им это удалось. Телеграфист покончил с собой. И только после его смерти княгиня осознала, что в ее жизни случилась любовь, о которой грезят миллионы женщин, но на которую уже неспособны мужчины.

В чём же смысл названия " Гранатового браслета" ? Телеграфист мог бы подарить княгине серьги из бирюзы или Однако Куприн предпочел , чтоб его героиня получила от своего воздыхателя украшение, изготовленное из камней ярко-красного цвета - цвета любви. Смысл названия " Гранатового браслета" следует искать в символике драгоценных камней. Гранат всегда ассоциировался с любовью, верностью, страстью.

Итак, телеграфист погиб. Княгиня поняла, что никогда уже не встретит человека, который будет ее любить столь самоотверженно. Таково краткое содержание " Гранатового браслета" . Сюжет произведения, правда, не так прост. В нём есть еще немало персонажей. Кроме того, повесть Куприна наполнена символами.

Вера Шеина

Так зовут главную героиню повести Александра Ивановича Куприна " Гранатовый браслет" . Она красива, образована, в меру высокомерна. У Веры Шеиной нет детей, но есть умный, добрый, понимающий муж. Василий - предводитель дворянства. Отношения супругов давно стали скорее дружескими. Между ними нет страсти. И была ли она когда-нибудь?

Для того чтобы раскрыть тему любви в " Гранатовом браслете" , следует рассказать о том, как относилась героиня к своему поклоннику. Звали его Желтков. Он отправлял княгине письма не год, и не два. Ещё за семь лет до событий, описываемых в повести, он одолевал Веру Затем надолго замолчал. И только в день именин напомнил ей снова о себе. Вера распечатала небольшую посылку, обнаружила в ней браслет. Как и все женщины, сперва обратила внимание на украшение, и только потом на письмо. " Ах, опять это он" - подумала княгиня. Желтков вызывал у нее только раздражение.

В глубине души Вера Шеина мечтает о страстной любви. Но как и миллионам женщин на земле, это чувство ей не знакомо. Настоящая любовь прошла мимо нее в образе непримечательного телеграфиста. О том, насколько велико было чувство несчастного Желткова, княгиня поняла лишь после его смерти.

Генерал Аносов

Это второстепенный персонаж. Но без него тема любви в " Гранатовом браслете" не была бы полностью раскрыта. На момент публикации повести Куприн уже преодолел сорокалетний рубеж. Он был не стар, но, вероятно, грустные мысли об ушедшей молодости посещали его иногда. Для писателя главной темой творчества стала любовь. Он, как уже было сказано, полагал, что не каждый способен на это чувство. И совсем редко, по мнению прозаика, оно встречалось в кругу последних представителей русского дворянства.

Генерал Аносов в повести высказывает точку зрения автора. Он представитель старшего поколения. Именно генерал помогает княгине оценить чувства Желткова. Именно после разговора с ним Вера по-другому взглянула на любовь телеграфиста. У Аносова, в отличие от других гостей, присутствующих на именинах Шеиной, история о несчастном авторе любовных посланий вызвала не усмешку, а скорее восхищение.

Немалую роль в раскрытии любовной темы в " Гранатовом браслете" сыграли истории, рассказанные старым генералом. Он поведал молодой женщине о двух случаях, произошедших много лет назад в гарнизоне, где он служил. Это были истории любви, завершившиеся весьма трагично.

Анна

Автор дает довольно подробную характеристику героям, которые не имеют прямого отношения к основной сюжетной линии. Именно это даёт право назвать " Гранатовый браслет" повестью, а не рассказом. Анна - сестра Веры. Это молодая, привлекательная женщина, которая лишена настоящей любви так же, как и главная героиня. Но в отличие от Веры, она натура очень страстная. Анна беспрестанно кокетничает с молодыми офицерами, посещает званые вечера, тщательно следит за своим обликом. Она не любит своего мужа, а потому не может быть счастлива.

Образ гранатового браслета

Стоит ещё несколько слов сказать о главном " персонаже" повести Куприна. А именно о гранатовой браслете. Желтков - скромный служащий. У него нет денег на дорогой подарок для любимой женщины. Когда-то гранатовый браслет принадлежал его прабабке. Последней это украшение носила мать Желткова.

Камни со старого браслета перенесены на новый, изготовленный из золота, хотя и низкопробного. Вероятно, он долго копил на подарок княгине. Но дело, конечно, не в стоимости этого украшения. Желтков подарил княгине самое дорогое - браслет, принадлежавший матери.

Последнее письмо

Повесть Куприна о трагедии одинокого человека, безгранично любящего женщину, которая никогда не ответит ему взаимностью. После разговора с братом княгини телеграфист написал последние, предсмертное письмо. А затем покончил с собой. После его гибели Вера попросила пианистку Женни Рейтер сыграть симфонию Бетховена, которую так любил Желтков. Когда она слушала эту удивительную музыку, вдруг поняла: он простил ее .