В каком направлении писал алексей константинович толстой. Биография Алексея Константиновича Толстого. Алексей Толстой: детство, творчество, интересные факты из жизни. Тест по биографии

Русская литература XIX века

Алексей Константинович Толстой

Биография

ТОЛСТОЙ, АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1817−1875), русский поэт и писатель. Родился 24 августа 1817 в Санкт-Петербурге. Личный друг Александра II, он отказался от предложения стать адъютантом царя и довольствовался почетной должностью распорядителя придворной охоты. Более всего известен балладами на темы русской истории, историческим романом Князь Серебряный (1863) из времен Ивана Грозного и драматической трилогией (1866−1870) Смерть Иоанна Грозного, Царь Федор Иоаннович и Царь Борис. Две последние пьесы были долгое время запрещены цензурой, так как в драме Царь Федор Иоаннович Толстой изобразил трагическую судьбу простодушного царя: желая творить добро, но неспособный разобраться в путаной политике своего времени, он навлекает беду на всех, кому хотел бы помочь.

Толстой был убежденным западником и противопоставил свободное и цивилизованное существование Киевской Руси как части западного мира жестокой тирании Ивана Грозного и Московской Руси, удержавшейся до его дней. Среди его главнейших поэм - Иоанн Дамаскин, где утверждается свобода искусства, и Дракон, из жизни возрожденческой Италии. Толстой - автор ряда сатирических произведений, в том числе комической истории России, где высмеивается российская тоска по порядку, и поэмы Поток-Богатырь, бичующей как Московскую тиранию, так и радикальную нелепицу новейших дней. В том же насмешливом роде Толстой и его двоюродные братья, Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы, писали под коллективным псевдонимом Козьма Прутков. Прутков изображался чрезвычайно ограниченным бюрократом, возомнившим себя писателем; безвкусица его стихотворений и общая непроходимая глупость должны были стать сатирическим заслоном литературным притязаниям многочисленных мелких писателей, превозносимых современниками.

Толстого подвергали жестокой критике за то, что он не присоединился ни к одному из общественных направлений своего времени; однако человечность, возвышенные идеалы и эстетические достоинства его произведений обеспечивают ему достойное место в русской литературе.

Алексей Константинович Толстой (1817−1875 гг.) – известный русский поэт и писатель. Родился в Санкт-Петербурге 24 августа в 1817 г. Был личным другом Александра II.

Самую большую известность ему принесли баллады, связанные с русской историей, роман «Князь Серебряный» и драматическая трилогия (1866−1870 гг.) «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», а также «Царь Борис». Последние из них долгое время запрещались цензурой, потому что в драме «Царь Федор Иоаннович» была изображена трагическая судьба простодушного царя.

Писатель был убежденным западником. Написал множество сатирических произведений. Сюда входит комическая история России, поэма "Поток-Богатырь", бичующей как радикальную нелепицу новых дней, так и Московскую тиранию. В насмешливом роде Алексей Константинович вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми, писали под одним псевдонимом Козьма Прутков. Сам Прутков изображался как чрезвычайно ограниченный бюрократ, который возомнил из себя писателя. Стихотворения его отличались безвкусицей и непроходимой глупостью.

Алексей Толстой, 1830-е гг.
Художник К.А. Гобунов

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) – поэт, писатель, драматург. Член-корреспондент петербургской Академии наук.

Алексей Толстой написал сравнительно немного. Его полное собрание сочинений составляет всего четыре тома. Но он автор стихотворения-новеллы "Средь шумного бала, случайно " (1851), чудесных лирических стихотворений и баллад.

Вместе с двоюродными братьями А.М. и В.М. Жемчужниковыми Алексей Толстой создал образ Козьмы Пруткова (1854). Из под его пера вышли исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и сатирическая " " (1868). Алексей Толстой написал драматическую трилогию "Смерть Иоанна Грозного" (1866), "Царь Фёдор Иоаннович" (1868) и "Царь Борис" (1870).

Всё это слушается, читается, экранизируется и ставится на сцене в наши дни.

Алексей Толстой был потомком графа Разумовского. От него до правнука дошло огромное состояние и связи в высшем обществе. К тому же, литературная одарённость. Казалось, всё способствовало безоблачному счастью. Но жизнь в лице матери и дядюшек, желавших любимому Алёше этого самого счастья, распорядилась по-своему.

С раннего детства его дядя Алексей Перовский, бывший писателем, развивал в племяннике поэтический талант. Большое внимание уделялось воспитанию нравственных начал. В то же время, дядюшки готовили Алёшу к придворной карьере и много способствовали его продвижению. В итоге, Алексей Толстой уже будучи флигель-адъютантом Александра II оставил службу, хотя Александр II к нему благоволил, а императрица Мария Фёдоровна называла самым честным и правдивым человеком из своего окружения. Кстати, хорошее отношение коронованных особ Алексей Толстой использовал для смягчения участи знакомых литераторов Тургенева , Аксакова, Шевченко. Он пытался помочь даже Чернышевскому , что император счёл уже излишним.

Что касается матери, то её бесцеремонное вмешательство в личную жизнь сына кончилось тем, что он без памяти влюбился в женщину, встреченную "средь шумного бала, случайно ".

Биография Алексея Толстого

  • 1817. 24 августа – в Санкт-Петербурге, в семье советника Государственного Ассигнационного банка Константина Петровича Толстого и Анны Алексеевны Толстой (урождённой Перовской) родился сын Алексей. Октябрь – отъезд А.А. Толстой с сыном, в имение брата Алексея Алексеевича Перовского Погорельцы.
  • 1826. Август – во время торжеств в Москве по случаю коронации Николая I Алексей Толстой "выбран товарищем для игр" наследника престола, будущего Александра II.
  • 1827. Лето – путешествие Алёши Толстого с матерью и А.А. Перовским в Германию. Визит к Гёте.
  • 1831. Путешествие в Италию, знакомство с К.П. Брюлловым.
  • 1834. 9 марта – А.К. Толстой зачислен в Московский архив Министерства иностранных дел.
  • 1835. А.А. Перовский показал поэтические опыты племянника В.А. Жуковскому. Декабрь – Алексей Толстой сдал экзамены в Московском университете "для получения учёного аттестата на право чиновников первого разряда".
  • 1836. Январь – приезд К.П. Брюллова в Москву и работа над портретом А.К. Толстого на охоте. 9 июля – смерть А.А. Перовского.
  • 1837. А.К. Толстой причислен "сверх штата" к "русской миссии" во Франкфурте-на-Майне. Знакомство с Н.В. Гоголем .
  • 1838. Путешествие по Европе в свите наследника.
  • 1841. Печать отдельным изданием под псевдонимом Краснорогский повести А.К. Толстого "Упырь".
  • 1843. Осень – появление в печати первого стихотворения Толстого "Бор сосновый в стране одинокой стоит".
  • 1850. Командировка в Калугу, близкое общение с Н.В. Гоголем и А.О. Смирновой-Россет.
  • 1851. Первые произведения, приписанные позже Козьме Пруткову (в соавторстве с братьями Жемчужниковыми). 8 января – скандальная премьера "Фантазии" в Александринском театре Петербурга. Январь – встреча на маскараде с Софьей Миллер .
  • 1852. Хлопоты об освобождении И.С. Тургенева из ссылки в Спасское-Лутовиново.
  • 1855-1856. Военная служба.
  • 1857. 2 июня – смерть матери.
  • 1861. 28 сентября – указ об увольнении А.К. Толстого с придворной службы.
  • 1862. Публикация поэмы "Дон Жуан" и романа "Князь Серебряный".
  • 1863. 3 апреля – женитьба на Софье Миллер . Знакомство с Ф.М. Достоевским.
  • 1867. 12 января – премьера "Смерти Иоанна Грозного" в Александринском театре.
  • 1868. Апрель – завершена драма "Царь Федор Иоаннович". Написана поэма "История государства Российского ".
  • 1870. Окончание пьесы "Царь Борис" из трилогии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович", "Царь Борис".
  • 1873. Лето – написана поэма "Сон Попова".
  • 1875. 28 сентября – в Красном Роге умер Алексей Константинович Толстой. Похоронен в склепе у Успенской церкви села.

Детство Алексея Толстого

Титулом и фамилией Алексей Толстой обязан отцу, графу Константину Петровичу Толстому, с которым познакомился в зрелом возрасте на похоронах матери. Неизвестно, что произошло между родителями, но, когда Алёше исполнилось полтора месяца, мать увезла его в имение дяди в селе Погорельцы Черниговской губернии.

Все остальное – богатство, образование, связи – пришли к Алексею Толстому со стороны матери и её братьев. Его мать, Анна Алексеевна Перовская, была внебрачной дочерью екатерининского сенатора, министра народного просвещения при Александре I графа Алексея Кирилловича Разумовского, сына последнего украинского гетмана. У неё было девять братьев и сестер, которых также записали Перовскими. Откуда взялась эта фамилия неизвестно, но Разумовский о детях позаботился: богатства хватило на всех, образование получили и в обществе были приняты. Достаточно сказать, что один из братьев, Алексей Алексеевич Перовский, был известным литератором, писавшим под псевдонимом Антон Погорельский. Погорельцы – село, где находилось его имение. Второй – Василий Алексеевич Перовский – стал генерал-губернатором Оренбурга.

Дяди взяли на себя заботы по воспитанию и обеспечению карьеры племянника. Алексей Алексеевич Перовский специально для любимого племянника, который звал его "папой", написал две сказки "Чёрная курица или подземные жители" и "Городок в табакерке". Написал не для того, чтобы мальчик спокойно засыпал, а для воспитания нравственных начал.

Юного Алёшу готовили к жизни серьёзно. Уроки французского, немецкого, английского, латыни и прочего чередовались с занятиями верховой ездой, стрельбой, фехтованием. В литературном салоне дяди он был представлен Пушкину и Жуковскому. В 10 лет начались поездки в Италию, Францию, Германию.

В августе 1826 г., когда Николай I искал "товарища для игр" наследника престола великого князя Александра, воспитатель цесаревича Василий Жуковский, близкий друг Василия Перовского, порекомендовал ему восьмилетнего Алёшу Толстого.

Алёша с цесаревичем ходил на охоту, играл. Наделённый от природы недюжинной силой, он разгибал подковы, пальцами загонял в стену гвозди. Бывало, взвалив наследника престола на плечо, бегал с ним по Зимнему дворцу. Алёша пришелся ко двору. Это было началом блистательной карьеры.

Молодые годы Алексея Толстого

Государственная служба Алексея Толстого началась весной 1834 г., когда его определили "студентом" в Московский главный архив Министерства иностранных дел. Архив был одним из лучших мест, куда мог попасть дворянин, не пожелавший пойти в военную службу. Даже штатные сотрудники не обременяли себя работой. Что уж говорить о "студенте"?

В декабре 1835 г. он сдал в Московском университете экзамены из предметов, составлявших курс словесного факультета, на получение аттестата, дающего право вступления в первый разряд чиновников. Государственная служба Толстого не привлекает, он считает себя поэтом, но перечить родственникам не решается.

1836 год был для Алексея Толстого особенным:

  • в начале года Карл Брюллов написал портрет 19-летнего Алёши. Он был представлен художнику ещё в 1831 г. во время поездки с матерью и дядей Алексеем Перовским в Италию;
  • летом он взял четырёхмесячный отпуск, чтобы отвезти Алексея Перовского на лечение в Ниццу. До Ниццы они не доехали. Перовский умер в варшавской гостинице, оставив племяннику всё состояние, включая имение Красный Рог. Алексей стал богатым;
  • в конце года его перевели в департамент Министерства иностранных дел.

Следующие три года Алексей Толстой провёл за границей. В январе 1837 г. он был определён "сверх штата" в миссию при германском сейме во Франкфурте-на-Майне. Назначение было формальным. Основное время занимала "светская жизнь", попросту – развлечения. За Германией последовала Италия, Франция.

Весной 1840 г. Алексей Толстой получил чин коллежского секретаря, а в декабре стал "младшим чиновником во втором отделении Собственной Его Имп. Вел. Канцелярии". Получив в 26 лет звание камер-юнкера, он занимал различные придворные посты.

Страстным увлечением Алексея Толстого была охота. Она давала возможность проявить смелость, ловкость и силу, которыми природа его щедро одарила. Далеко не каждый рисковал в одиночку выйти с рогатиной на медведя. Малейшая оплошность стоила жизни: первым ударом медведь ломал рогатину, а вторым – сносил полчерепа незадачливому охотнику. Алексей десятки раз выходил из схваток победителем. Это был былинный богатырь.

К этому следует добавить и душевные качества Алексея Толстого. Его друг – князь А.В. Мещерский – вспоминал: "Многолетняя дружба с этим замечательным человеком даёт мне несомненное право думать, что моё мнение о нём, как о лучшем из всех людей, которых я только знал и встречал в жизни, верно и не преувеличено. Действительно, подобной ясной и светлой души, такого отзывчивого и нежного сердца, такого вечноприсущего в человеке нравственного идеала я в жизни ни у кого не видел".

Молодой, красивый, богатый, прекрасно образованный Алексей Толстой нравился женщинам. Жизнь ему улыбалась. Правда, было одно облачко, которое со временем превратилось в грозовую тучу, – его мать Анна Алексеевна Перовская.

Её стремление оградить сына от создания семьи не знало границ. Как только ей казалось, что у Алёши появилось серьёзное увлечение, тут же возникали проблемы. Либо мама заболевала, и сыну приходилось везти её на курорт, либо его командировали по неотложному делу. Не останавливалась она и перед тем, чтобы прекращать многолетние знакомства.

А.В. Мещерский воспоминал о сестре Елене: "Графиня-мать очень была дружна с моей матушкой и поэтому разрешила своему сыну бывать у нас. Впоследствии, когда сын её был уже взрослым человеком и поведал матери свою первую юношескую любовь к моей сестре, причем просил разрешения просить её руки, она, по-видимому, гораздо более из ревности к сыну, чем вследствие других каких-нибудь уважительных причин, стала горячо противиться этому браку и перестала видеться с моей матерью. Сын покорился воле матери, которую обожал. Эта ревность графини к единственному сыну помешала ему до весьма зрелого возраста думать о браке..."

В результате, сын получил в жены ту, которая...

Роковая встреча

В один из январских вечеров 1851 г. Алексей Толстой, бывший близким другом цесаревича, сопровождал будущего императора Александр II на бале-маскараде в петербургском Большом театре. Здесь, "Средь шумного бала" , и произошла его встреча с женой конногвардейского полковника Софьей Миллер . Его покорили "печальные очи, дивный голос, тонкий стан, задумчивый вид, грустный и звонкий смех". Была и тайна, но не романтическая, а та о которой Толстой не догадывался: описания её любовных приключений хватило бы на целый роман. Алексей Толстой влюбился. Для неё это было обычной интрижкой. Неясно даже, кто с кем знакомился: Алексей Толстой с Софьей Миллер или Софья со стоявшим рядом Тургеневым . Более того, во время знакомства с Толстым у неё приключился страстный роман с Григоровичем .

Поначалу бдительная Анна Алексеевна не обеспокоилась увлечением сына замужней женщиной. Но знакомые просветили её о нравах и истинном семейном положении Софьи Миллер , а о серьёзности намерений сына она узнала от него. Алексей чувствовал неискренность Софьи и свои сомнения описал в балладе "С ружьём за плечами, один, при луне ". Правду о своей избраннице он узнал от матери, считавшей её обесчещенной женщиной, дочерью промотавшегося дворянчика, открывшей охоту на её сына.

Окончательное решение

Последующие шесть лет – это метания Алексея Толстого между матерью и возлюбленной. Он писал Анне Алексеевне: "Любовь моя растёт из-за твоей печали". Или: "Не помню, что тебе писал, находясь под дурным впечатлением..." Любовь к Софье Миллер кажется спасением от светской и служебной суеты, возможностью свободно творить: "Не хочется мне теперь о себе говорить, а когда-нибудь я тебе расскажу, как мало я рождён для служебной жизни и как мало я могу принести ей пользы... Но если ты хочешь, чтобы я тебе сказал, какое моё настоящее призвание, – быть писателем. Я ещё ничего не сделал – меня никогда не поддерживали и всегда обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что мог бы сделать что-нибудь хорошее, лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, и теперь я его нашел... это ты. Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать. Так знай же, что я не чиновник, а художник".

Алексей Толстой хотел избавиться от службы и жениться, чтобы отдаться творчеству. Между тем:

  • Анна Алексеевна управляла имениями сына, обеспечивая благосостояние семьи, и была категорически против женитьбы сына на "этой женщине";
  • карьера успешно продвигалась, укреплялись связи с императорским двором. В феврале 1851 г. он стал коллежским советником, в мае – церемониймейстером Двора Его Величества. Он был непременным участником охот цесаревича. Наследник престола часто посещал имение Толстого Пустыньку. Оно находилось под Петербургом и было обставлено в расчете на приём высокого гостя: туда свезли из Красного Рога мебель, картины, статуи, фарфор, ранее принадлежавшие Перовским;
  • муж Софьи Миллер не соглашался на развод.

В 1855 г. Алексей Толстой решил добровольцем участвовать в Крымской войне. Он был зачислен в стрелковый полк ротным командиром в звании майора. Говорят, что Алексей Толстой принимал участие в разработке эскизов формы. Офицеры и солдаты носили красные рубашки, полукафтаны, шаровары и меховые шапки... Трудно сказать, насколько форма подходила для боевых действий в Крыму, но офицеры с удовольствием щеголяли в ней по Петербургу.

В военных действиях полк не участвовал: пока он походным маршем шёл из Москвы в Крым, Севастополь пал. Полк расквартировали под Одессой, в местности, где свирепствовал тиф. Через месяц полк потерял половину состава. Болезнь не миновала Алексея Толстого. 2 марта 1856 г. министр Лев Алексеевич Перовский получил из Одессы письмо графа Строганова: "Я адресую Вам эти строки, г-н граф, чтобы сообщить Вам новости о Вашем племяннике Алексее Толстом – сегодня ему несколько лучше, хотя ещё он не вполне вне опасности. Врач, который его лечит... – это человек с талантом и опытом, в этом отношении Вы можете быть спокойны. Ваш племянник заболел тифом..."

Письмо показали царю, который распорядился докладывать о состоянии больного ежедневно: "Буду с нетерпением ожидать известий по телеграфу, дай Бог, чтобы они были удовлетворительными". Каким-то образом о болезни Алексея Толстого узнала Софья Миллер . Несмотря на смертельную опасность, бросив всё, она приехала выхаживать больного. Когда после долгого метания в бреду, он пришёл в себя, то увидел её. Произошло чудо. Он выжил. Сам Алексей Толстой приписывал свое выздоровление исключительно появлению любимой женщины. Отныне вопрос для него был решён окончательно. Лето они провели в Крыму вместе.

Правда, все было далеко не безоблачно. Уже тогда Алексей Толстой написал стихотворение, ставшее известным романсом "Не верь мне, друг, когда, в избытке горя ". Да и "высшие силы" о себе напомнили. В августе 1856 г. он стал участником коронации Александра II. В этот день его, вопреки желанию, произвели в подполковники и назначили флигель-адъютантом императора.

Исполнение желаний. Конец

Летом 1857 г. умерла Анна Алексеевна. Со смертью матери Алексей Толстой стал не только юридическим, но и фактическим владельцем большой части состояния Разумовских. К нему перешли десятки тысяч десятин земли, тысячи крепостных, дворцы, полные картин, мраморных статуй и старинной мебели. В августе Софи поселилась под Петербургом в имении Толстого Пустынька, которое часто посещал Александр II. Потом "молодые" переехали в имение Красный Рог, подальше от двора. Казалось, мечта о семейном счастье близка к осуществлению.

Но идиллии не получилось. В 1858 г. были написаны стихотворения "Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре " и "Минула страсть, и пыл её тревожный ". Софи было мало быть музой и вдохновительницей одного Толстого. Своё раздражение она срывала на муже. Нередко звучало: "замолчи, Толстой", "какие глупости ты говоришь, Толстой", "Толстой, перестань". Ведение хозяйства её тоже не интересовало. Имениями Алексея Толстого, приносившими немалый доход благодаря стараниям его матери, стали управлять любимые братья Софи, пустившие по ветру своё поместье. "Алексей Толстой, обожая жену, очутился в "родственных объятиях" многочисленной родни своей супруги. Тяжесть положения осложнялась и тем обстоятельством, что сама супруга его, по доброте своей, родне этой покровительствовала и любила её, поэт же должен был терпеть бесцеремонное отношение к его добру, вмешательство в его дела и большие, совершенно непроизводительные траты из горячей любви к жене..." К этому добавились хлопоты по воспитанию многочисленных племянников и племянниц Софи, которые требовали больших расходов.

Вскоре Алексей Толстой обнаружил, что разорён. Если раньше он работал из внутренней потребности и барственно отказывался от гонораров, то теперь много писал ради денег и даже искал работу по переводу. Одному из работодателей он писал: "Не нужно ли Вам перевода чего-нибудь сериозного (а пожалуй, и нет) с французского, немецкого, итальянского, английского или польского языка? Разумеется, за плату, и что вы даёте за хорошие переводы?" Однако литературные гонорары не покрывали расходов. Приходилось закладывать и продавать землю и имущество. От домашней суеты и бесцеремонной родни любимой жены Алексей Толстой пытался скрыться в заграничных поездках, хотя для него они тоже были своего рода суетой.

Было ещё одно препятствие на пути к счастью: царская служба. Алексей Толстой знал, что после коронации Александра II во дворце выбирали должность, на которую его назначить. Он не видел возможности "отвертеться" и мечтал лишь об одном, чтобы должность дала возможность жить по совести. Он был не против работы в какой-нибудь комиссии по расследованию служебных злоупотреблений или против участия в деле освобождения крестьян. Но случилось так, что осенью 1856 г. Александр II неожиданно назначил его делопроизводителем "Секретного комитета о раскольниках". На возражения император ответил: "Послужи, Толстой, послужи!"

Скоро Алексей Толстой понял, что чиновники комитета попустительствовали "расколу", собирая дань за бездействие. Борьба со взяточничеством привела бы к тому, что пострадали бы бедные старообрядцы. Богатые откупились бы. К тому же, он был сторонником веротерпимости, хотя и не принимал примитивно-сказочной догматики, называя её "поповским арго". Толстой числился в комитете до апреля 1858 г.

Первым шагом к освобождению было прошение о бессрочном отпуске. Его удовлетворили весной 1859 г.: "Государь Император Высочайше повелеть соизволил уволить Ваше Сиятельство, согласно просьбе Вашей, в бессрочный отпуск во внутренние губернии России с правом отлучаться за границу, когда Вы в том будете иметь надобность, без испрошения на то особого дозволения…"

Но отпуск, даже бессрочный, все же отпуск. К тому же, какие-то обязанности оставались. Летом 1861 г. Алексей Толстой написал императору, отдыхавшему в Ливадии: "Ваше величество, меня смущает моё положение: я ношу мундир, а связанные же с ним обязанности должным образом исполнять не могу. Благородное сердце Вашего величества простит мне мольбу окончательно уволить меня в отставку. Я делаю это не для того, чтобы удалиться от Вас, а чтобы идти ясно определившимся путём и перестать быть птицей, наряженной в чужие перья".

28 сентября 1861 г. последовал указ об увольнении со службы по домашним обстоятельствам. Император сделал Алексею Толстому прощальный подарок: произвёл его в егермейстеры. Это давало право охотиться в царских угодьях и в любое время бывать во дворце.

Двенадцать лет прошло со встречи на бале-маскараде. Лев Миллер, наконец, согласился на развод. Закончился мучительный процесс в Консистории . 3 апреля 1863 г. Алексей Толстой и Софья Бахметева обвенчались в Дрездене. Шаферами на свадьбе были близкие друзья – Николай Жемчужников и Алексей Бобринский, приехавшие по просьбе Толстого.

В жизни "молодых" это событие ничего не изменило: Алексей и Софи давно жили вместе. Родня Алексея всё также не принимала Софи, а родня Софи бесцеремонно продолжала разорять имения Алексея. Только теперь на правах родственников.

Все желания, в конце концов, исполнились. Он избавился от невыносимой опеки матери, добился увольнения со службы, женился на любимой женщине. Но радоваться уже не было сил. Его некогда могучее здоровье начало сдавать в конце 1850-х. А через несколько лет, к середине 1860-х, он обрюзг, под глазами появились мешки, лицо стало землистым, мучили головные боли и приступы удушья.

Тщетно лучшие немецкие врачи пытались установить причину болезни. От невыносимых болей спасали только инъекции морфия, которые Толстой делал по их рекомендации. Возможно, жизнь с любимой женщиной, отягощённая её капризами, скандалами и многочисленной родней, оказалась для него непосильной ношей. Не зря Софи уничтожила почти всю переписку после смерти мужа.

Елизавета Матвеева – двоюродная сестра Алексея Толстого – считала, что Софи была "хороший критик и чутко подмечала всё, что касается изящества формы, но она мертвящим дыханием сомнения и неверия глушила порывы души мужа". Сам же Толстой незадолго до кончины написал Софи из Карлсбада: "для меня жизнь состоит только в том, чтобы быть с тобой и любить тебя, остальное для меня – смерть, пустота". Он завещал ей все движимое имущество и сочинения. Имения Красный Рог, Погорельцы, Пустынька, земли в Байдарской долине и Крыму должны были перейти после смерти Софи "в вечное и потомственное владение" брата Николая Жемчужникова. Алексей Толстой не хотел оставлять недвижимость Бахметевым . Правда, Пустынька каким-то образом перешла к дочери Софи.

Стихи Толстого

Стихи Толстой начал сочинять в детстве и писал всю жизнь. Однако с их публикацией не спешил. Впервые его стихотворения появились в 1854 г. в некрасовском "Современнике", а в 1867 г. вышел единственный сборник стихов. О себе Алекесей Толстой писал: "Я один из двух или трёх писателей, которые держат у нас знамя искусства для искусства, ибо убеждение моё состоит в том, что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному". И его стихотворное послание дошло до нас. В нём лирические стихотворения, сатира, баллады. Многие лирические стихи Толстого, написанные после 1851 г., посвящены или связаны с Софьей Толстой .

Стихотворение "Вечерний тихий час" Алексей Толстой написал в 1856 г.

Стихотворение "Когда кругом безмолвен лес дремучий" Толстой написал в августе или сентябре 1856 г.

Стихотворение "О, если б ты могла хоть на единый миг" Алексей Толстой написал в 1859 г.

Стихотворение "Ты клонишь лик, о нём упоминая" Толстой написал в 1858 г.

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

ТОЛСТОЙ Алексей Константинович (24.08.1817-28.09.1875), русский прозаик, поэт, драматург. Детство провел в Черниговской губ. в имении своего дяди Алексея Перовского (известного в литературе под псевд. Антона Погорельского), поощрявшего рано пробудившиеся у мальчика литературные интересы.

В 1834 Толстой выдержал экзамен в университете и был зачислен “студентом” в Московский архив министерства иностранных дел. В 1837 был прикомандирован к русской миссии при германском сейме во Франкфурте-на-Майне, в 1840 возвратился в Россию и был назначен чиновником в канцелярию по законодательству.

Впервые в печати Толстой выступил с фантастической повестью “Упырь”. В 1840-е Толстой писал много, но напечатал лишь одно стихотворение, все же написанное в это время появилось в печати значительно позже.

В 1850-е Толстой вместе с своими двоюродными братьями Жемчужниковыми создает образ Козьмы Пруткова, от имени которого они выступают с литературными пародиями и сатирами. С 1854 стали появляться в “Современнике” лирические стихи Толстого и прутковские сатиры. Эти годы были самыми плодотворными в творчестве писателя. Выйдя в 1861 в отставку, он жил в деревне под Петербургом или в Черниговской губ., изредка наезжая в столицы. Творчество Толстого многожанрово. В 1867 вышел первый сборник его стихотворений. В 60-е им написаны роман “Князь Серебряный”, драматическая трилогия: “Смерть Иоанна Грозного” (1866), “Царь Федор Иоаннович” (1868) и “Царь Борис” (1870), высшее его художественное достижение; ряд баллад и сатир.

Последние годы жизни Толстой тяжело страдал от расстройства нервов, облегчая боль приемами морфия. Умер он в имении Красный Рог в Черниговской губ.

Творчество Толстого, проникнутое любовью к здоровой земной жизни, русской природе и родине, отразило движение русской литературы от романтизма к реализму, достижения которого сказались в ясности и точности изображения природы, в верности и глубине раскрытия душевных переживаний, в сатирическом обличении крепостничества.

К.П. Брюллов . Портрет графа А.К. Толстого. 1836.

Толстой Алексей Константинович (24.08.1817-28.09.1875), писатель, поэт, драматург. Родился в Петербурге. С материнской стороны происходил из рода Разумовских (прадед - последний малороссийский гетман Кирилл Разумовский; дед - министр народного просвещения при Александре I - А. К. Разумовский ). Отец - гр. К. П. Толстой, с которым мать разошлась сразу же после рождения сына. Воспитывался под руководством матери и ее брата - писателя А. А. Перовского (см.: А. Погорельский), поощрявшего ранние поэтические опыты Толстого. В 1834 поступил в Московский архив Министерства иностранных дел. Затем был на дипломатической службе. В 1843 получил звание камер-юнкера. В к. 30-х - н. 40-х Толстой написал фантастические повести в стиле готического романа и романтической прозы - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет» (на фр. яз.). Первая публикация - повесть «Упырь» (1841, под псевд. Краснорогский). В 40-е Толстой начал работать над историческим романом «Князь Серебряный» (окончен в 1861), тогда же создал ряд баллад и лирических стихов, напечатанных позднее (в 50-60-е); многие из них приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где все обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» и др.). В н. 50-х Толстой сблизился с И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и др. писателями. С 1854 печатает в «Современнике» стихи и литературные пародии. В сотрудничестве со своими двоюродными братьями А. М. и В. М. Жемчужниковыми в отделе «Литературный ералаш» «Современника», в «Свистке» публиковал сатирико-пародийные произведения за подписью Козьма Прутков; творчество вымышленного ими автора стало пародийным зеркалом отживающих литературных явлений и вместе с тем создавало сатирический тип бюрократа, претендующего на роль законодателя художественного вкуса.

Отойдя с 1857 от участия в «Современнике», Толстой стал печататься в «Русской беседе», а в 60-70-х - гл. обр. в «Русском вестнике» и «Вестнике Европы». В эти годы он отстаивал принципы т. н. «чистого искусства», независимого от политических, в т. ч. «прогрессивных» идей. В 1861 Толстой ушел со службы, которой очень тяготился, и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию - трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений Толстого. В последнее десятилетие писал баллады («Змей Тугарин», 1868, «Песня о Гаральде и Ярославне», 1869, «Роман Галицкий», 1870, «Илья Муромец», 1871 и др.), стихотворные политические сатиры («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», опубл. 1883; «Сон Попова», опубл. 1882, и др.), поэмы («Портрет», 1874; «Дракон», 1875), лирические стихи.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края - эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру русского народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, - таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления (напр., кн. Владимир Киевский). По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотворениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рассудку», «Край ты мой, родимый край» и др.).

Баллады Толстого, рисующие эпоху укрепления русской государственности, пронизаны драматическим началом. Сюжетами многих из них послужили события из истории царствования Ивана Грозного, который представлялся поэту наиболее ярким выразителем принципа неограниченного самовластия и полного поглощения личности государством. «Драматические» баллады более традиционны по форме, чем «лирические», относящиеся преимущественно к к. 60-х - н. 70-х. Однако и в них Толстой проявил себя как оригинальный поэт, видоизменяющий поэтическую структуру жанра. Так, в балладе «Василий Шибанов» Толстой пересматривает героическую ситуацию спора свободолюбивого подданного с царем, получившую признание под влиянием творчества Ф. Шиллера. Передавая обличение Ивана Грозного Курбским, Толстой подчеркивает в участниках драматического конфликта - царе и мятежном боярине - общие черты: гордость, бесчеловечность, неблагодарность. Способность же к самопожертвованию, готовность пострадать за слова правды автор видит в простом человеке, которого сильные мира сего приносят в жертву своему спору: безвестный раб одерживает нравственную победу над царем и своим подвигом восстанавливает торжество подлинно человеческого величия над мнимым. «Василий Шибанов», как и др. «драматические» баллады Толстого, по своей тематике и сложности психологических характеристик героев, по этическому подходу поэта к историческим событиям примыкает к произведениям Толстого крупных жанров.

В романе «Князь Серебряный» Толстой рисует жестокие столкновения сильных людей в обстановке разнузданного самовластья и показывает пагубное влияние произвола на личность самого монарха и его окружение. В романе показано, как, удаляясь от развращенного придворного круга, а иногда и скрываясь от преследований или социального угнетения, одаренные люди из разных слоев общества «творят историю», защищают родину от вторжения внешних врагов, открывают и осваивают новые земли (князь Серебряный, Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Митька и др.). Стиль романа связан с традициями исторического романа и повести 30-х, в т. ч. с традициями, идущими от повестей Н. В. Гоголя «Страшная месть» и «Тарас Бульба».

В драматической трилогии Толстой изобразил русскую жизнь к. XVI - н. XVII в. Решение историко-философских проблем и в этих пьесах для него важнее, чем точное воспроизведение исторических фактов. Он рисует трагедию трех царствований, изображая трех самодержцев: одержимого идеей божественного происхождения своей власти Ивана Грозного, мягкосердечного Федора и мудрого правителя - «гениального честолюбца» Бориса Годунова.

Особое значение Толстой придавал созданию индивидуальных, своеобразных и ярких характеров исторических лиц. Крупным достижением явился образ царя Федора, свидетельствующий об усвоении писателем принципов психологического реализма в 60-е. Постановкой трагедии «Царь Федор Иоаннович» был открыт в 1898 Московский Художественный театр.

Особенности исторического мышления Толстого сказались и в политических сатирах. За анекдотическим сюжетом «Сна Попова» скрывалась едкая насмешка поэта над либералами. Полемика с нигилистами отразилась в стихах «Порой веселой мая…», «Против течения» и др. В «Истории государства Российского от Гостомысла до Тимашева» Толстой подверг беспощадному осмеянию исторические явления, которые, как он считал, мешали жить национальной России. Интимной лирике Толстого, в отличие от его драматургии и баллад, чужда приподнятость тона. Его лирические стихотворения просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно…», «То было раннею весной»). Толстой вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений Толстого положены на музыку русскими композиторами; романсы на его слова писали Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, С. И. Танеев и др.

Толстой (граф Алексей Константинович) - известный поэт и драматург. Родился 24 августа 1817 г. в Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К. Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого (брата известного художника-медальера Федора Толстого). Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. В автобиографии Толстого (письмо его к Анджело Де-Губернатису при I т. "Сочинений" Толстого) мы читаем: "Еще шести недель я был увезен в Малороссию матерью моей и моим дядей со стороны матери, Алексеем Алексеевичем Перовским, бывшим позднее попечителем Харьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом Антона Погорельского. Он меня воспитал и первые мои годы прошли в его имении". Восьми лет Толстой, с матерью и Перовским, переехал в Петербург. При посредстве друга Перовского - Жуковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору Александру II , и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр. Отношения, таким образом завязавшиеся, продолжались в течение всей жизни Толстого; супруга Александра II, императрица Мария Александровна, также ценила и личность, и талант Толстого

В 1826 г. Толстой с матерью и дядей отправился в Германию; в памяти его особенно резко запечатлелось посещение в Веймаре Гёте и то, что он сидел у великого старика на коленях. Чрезвычайное впечатление произвела на него Италия, с ее произведениями искусства. "Мы начали", пишет он в автобиографии, "с Венеции, где мой дядя сделал значительные приобретения в старом дворце Гримани. Из Венеции мы поехали в Милан, Флоренцию, Рим и Неаполь, - и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в Россию я впал в настоящую "тоску по родине", в какое-то отчаяние, вследствие которого я днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны меня уносили в мой потерянный рай". Получив хорошую домашнюю подготовку, Толстой в середине 30-х годов поступил в число так называемых "архивных юношей", состоявших при Московском главном архиве министерства иностранных дел. Как "студент архива", он в 1836 г. выдержал в Московском университете экзамен "по наукам, составлявшим курс бывшего словесного факультета", и причислился к русской миссии при германском сейме во Франкфурте на Майне. В том же году умер Перовский, оставив ему все свое крупное состояние. Позднее Толстой служил во II отделении собственной Его Императорского Величества канцелярии, имел придворное звание и, продолжая часто ездить за границу, вел светскую жизнь

В 1855 г., во время крымской войны, Толстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого "стрелкового полка Императорской фамилии". Участия в военных действиях ему не пришлось принять, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около Одессы значительную часть полка. Во время болезни ухаживала за ним жена полковника С.А. Миллер (урожденная Бахметьева), на которой он позднее женился. Письма его к жене, относящиеся к последним годам его жизни, дышат такой же нежностью, как и в первые годы этого очень счастливого брака. Во время коронации в 1856 г., Александр II назначил Толстого флигель-адъютантом, а затем, когда Толстой не захотел остаться в военной службе, егермейстером. В этом звании, не неся никакой службы, он оставался до самой смерти; только короткое время было он членом комитета о раскольниках. С середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок - пошатнулось. Жил он поэтому большей частью за границей, летом в разных курортах, зимой в Италии и Южной Франции, но подолгу живал также в своих русских имениях - Пустыньке (возле станции Саблино, под Петербургом) и Красном Роге (Мглинского уезда, Черниговской губернии, близ города Почепа), где он и умер 28 сентября 1875 г. В личной жизни своей Толстой представляет собой редкий пример человека, который не только всячески уклонялся от шедших ему навстречу почестей, но еще должен был выдерживать крайне тягостную для него борьбу с людьми, от души желавшими ему добра и предоставлявшими ему возможность выдвинуться и достигнуть видного положения. Толстой хотел быть "только" художником. Когда в первом крупном произведении своем - поэме, посвященной душевной жизни царедворца - поэта Иоанна Дамаскина - Толстой говорил о своем герое: "Любим калифом Иоанн, ему, что день, почет и ласка" - это были черты автобиографические. В поэме Иоанн Дамаскин обращается к калифу с такой мольбой: "простым рожден я был певцом, глаголом вольным Бога славить... О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле". Совершенно с такими же мольбами встречаемся мы в переписке Толстого. Необыкновенно мягкий и нежный, он должен был собрать весь запас своей энергии, чтобы отказаться от близости к Государю, которому, когда он заболел под Одессой, по несколько раз в день телеграфировали о состоянии его здоровья. Одно время Толстой поколебался было: ему показалось привлекательным быть при Государе, как он выразился в письме к нему, "Бесстрашным сказателем правды" - но просто придворным Толстой не хотел быть ни в каком случае. В его переписке ясно отразилась удивительно-благородная и чистая душа поэта; но из нее же видно, что изящная его личность была лишена силы и тревоги, мир сильных ощущений и мук сомнения был ему чужд. Это наложило печать на все его творчество.

Толстой начал писать и печатать очень рано. Уже в 1841 г., под псевдонимом Краснорогский, вышла его книжка "Упырь" (Санкт-Петербург). Толстой впоследствии не придавал ей никакого значения и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в 1900 г. переиздал личный друг его семьи, Владимир Соловьев. Это - фантастический рассказ в стиле Гофмана и Погорельского-Перовского. Белинский встретил его очень приветливо. Длинный промежуток времени отделяет первое, мимолетное появление Толстого в печати от действительного начала его литературной карьеры. В 1854 г. он выступил в "Современнике" с рядом стихотворений ("Колокольчики мои", "Ой стоги" и др.), сразу обративших на него внимание. Литературные связи его относятся еще к сороковым годам. Он был хорошо знаком с Гоголем, Аксаковым, Анненковым, Некрасовым, Панаевым и особенно с Тургеневым, который был освобожден от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодаря хлопотам Толстого. Примкнув ненадолго к кружку "Современника", Толстой принял участие в составлении цикла юмористических стихотворений, появившихся в "Современнике" в 1854 - 55 годах под известным псевдонимом Кузьмы Пруткова (см.). Весьма трудно определить, что именно здесь принадлежит Толстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическая жилка была очень сильна в нем. Он обладал даром весьма тонкой, хотя и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений обязаны своим успехом именно иронии, в них разлитой (например "Спесь", "У приказных ворот"). Юмористически-сатирические выходки Толстого против течений 60-х годов ("Порой веселой мая", "Потом богатырь" и др.) немало повлияли на дурное отношение к нему известной части критики. Видное место занимают юмористические пассажи и в цикле толстовских обработок былинных сюжетов. Никогда не стесняясь в своих юмористических выходках посторонними соображениями, этот, по мнению многих из своих литературных противников, "консервативный" поэт написал несколько юмористических поэм, до сих пор не включаемых в собрание его сочинений и (не считая заграничных изданий) попавших в печать только в восьмидесятых годах. В ряду этих поэм особенной известностью пользуются две: "Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева" ("Русская Старина", 1878, т. 40) и "Сон Попова" (ib., 1882, № 12). Первая из них представляет собой юмористическое обозрение почти всех главных событий истории России, с постоянным припевом: "Порядка только нет". Поэма написана в намеренно-вульгарном тоне, что не мешает некоторым характеристикам быть очень меткими (например об Екатерине II: "Madame, при вас на диво порядок процветает, - писали ей учтиво Вольтер и Дидерот, - лишь надобно народу, которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать". Она им возразила: "Messieurs, vous me comblez", и тотчас прикрепила украинцев к земле"). "Сон статского советника Попова" еще более комичен. - Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, "Русской Беседе", появились две поэмы Толстого: "Грешница" (1858) и "Иоанн Дамаскин" (1859). С прекращением "Русской Беседы" Толстой становится деятельным сотрудником Катковского "Русского Вестника", где были напечатаны драматическая поэма "Дон-Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В "Отечественных Записках" 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого - "Смерть Иоанна Грозного", которая в 1867 г. была поставлена на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге и имела большой успех, несмотря на то, что соперничество актеров лишало драму хорошего исполнителя заглавной роли. В следующем году эта трагедия, в прекрасном переводе Каролины Павловой (см.), тоже с большим успехом, была поставлена на придворном театре лично дружившего с Толстым великого герцога Веймарского. С преобразованием в 1868 г. "Вестника Европы" в общелитературный журнал, Толстой становится его деятельным сотрудником. Здесь, кроме ряда былин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии - "Царь Федор Иоаннович" (1868, 5) и "Царь Борис" (1870, 3), стихотворная автобиографическая повесть "Портрет" (1874, 9) и написанный в Дантовском стиле рассказ в стихах "Дракон". После смерти Толстого были напечатаны неоконченная историческая драма "Посадник" и разные мелкие стихотворения. Меньше всего выдается художественными достоинствами чрезвычайно-популярный роман Толстого "Князь Серебряный", хотя он, несомненно, пригоден как чтение для юношества и для народа. Он послужил также сюжетом для множества пьес народного репертуара и лубочных рассказов. Причина такой популярности - доступность эффектов и внешняя занимательность; но роман мало удовлетворяет требованиям серьезной психологической разработки. Лица поставлены в нем слишком схематично и одноцветно, при первом появлении на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаются без дальнейшего развития не только на всем протяжении романа, но даже в отделенном 20 годами эпилоге. Интрига ведена очень искусственно, в почти сказочном стиле; все совершается по щучьему велению. Главный герой, по признанию самого Толстого - лицо совершенно бесцветное. Остальные лица, за исключением Грозного, сработаны по тому условно-историческому трафарету, который установился со времен "Юрия Милославского" для изображения древнерусской жизни. Толстой хотя и изучал старину, но большей частью не по первоисточникам, а по пособиям. Сильнее всего отразилось на его романе влияние народных песен, былин и лермонтовской "Песни о купце Калашникове". Лучше всего удалась автору фигура Грозного. То безграничное негодование, которое овладевает Толстым каждый раз, когда он говорит о неистовствах Грозного, дало ему силу порвать с условным умилением перед древнерусской жизнью. По сравнению с романами Лажечникова и Загоскина, еще меньше заботившихся о реальном воспроизведении старины, "Князь Серебряный", представляет собой, однако, шаг вперед. Несравненно интереснее Толстой как поэт и драматург. Внешняя форма стихотворений Толстого не всегда стоит на одинаковой высоте. Помимо архаизмов, к которым даже такой ценитель его таланта, как Тургенев, относился очень сдержанно, но которые можно оправдать ради их оригинальности, у Толстого попадаются неверные ударения, недостаточные рифмы, неловкие выражения. Ближайшие его друзья ему на это указывали, и в переписке своей он не раз возражает на эти вполне благожелательные упреки. В области чистой лирики лучше всего, соответственно личному душевному складу Толстого, ему удавалась легкая, грациозная грусть, ничем определенным не вызванная. В своих поэмах Толстой является поэтом описательным по преимуществу, мало занимаясь психологией действующих лиц. Так, "Грешница" обрывается как раз там, где происходит перерождение недавней блудницы. В "Драконе", по словам Тургенева (в некрологе Толстому), Толстой "достигает почти Дантовской образности и силы"; и действительно, в описаниях строго выдержан Дантовский стиль. Интерес психологический из поэм Толстого представляет только "Иоанн Дамаскин". Вдохновенному певцу, удалившемуся в монастырь от блеска двора, чтобы отдаться внутренней духовной жизни, суровый игумен, в видах полного смирения внутренней гордыни, запрещает предаваться поэтическому творчеству. Положение высоко-трагическое, но заканчивается оно компромиссом: игумену является видение, после которого он разрешает Дамаскину продолжать слагать песнопения. Всего ярче поэтическая индивидуальность Толстого сказалась в исторических балладах и обработках былинных сюжетов. Из баллад и сказаний Толстого особенной известностью пользуется "Василий Шибанов"; по изобразительности, концентрированности эффектов и сильному языку - это одно из лучших произведений Толстого. О писанных в старорусском стиле стихотворениях Толстого можно повторить то, что сам он сказал в своем послании Ивану Аксакову: "Судя меня довольно строго, в моих стихах находишь ты, что в них торжественности много и слишком мало простоты". Герои русских былин в изображении Толстого напоминают французских рыцарей. Довольно трудно распознать подлинного вороватого Алешу Поповича, с глазами завидущими и руками загребущими, в том трубадуре, который, полонив царевну, катается с ней на лодочке и держит ей такую речь: "...сдайся, сдайся, девица душа! я люблю тебя царевна, я хочу тебя добыть, вольной волей иль неволей, ты должна меня любить. Он весло свое бросает, гусли звонкие берет, дивным пением дрожащий огласился очерет..." Несмотря, однако, на несколько условный стиль толстовских былинных переработок, в их нарядном архаизме нельзя отрицать большой эффектности и своеобразной красоты. Как бы предчувствуя свою близкую кончину и подводя итог всей своей литературной деятельности, Толстой осенью 1875 г. написал стихотворение "Прозрачных облаков спокойное движенье", где, между прочим, говорит о себе:
Всему настал конец, прийми ж его и ты
Певец, державший стяг во имя красоты.
Это самоопределение почти совпадает с тем, что говорили о Толстом многие "либеральные" критики, называвшие его поэзию типичной представительницей "искусства для искусства". И, тем не менее, зачисление Толстого исключительно в разряд представителей "чистого искусства" можно принять только с значительными оговорками. В тех самых стихотворениях на древнерусские сюжеты, в которых всего сильнее сказалась его поэтическая индивидуальность, водружен далеко не один "стяг красоты": тут же выражены и политические идеалы Толстого, тут же он борется с идеалами, ему не симпатичными. В политическом отношении он является в них славянофилом в лучшем смысле слова. Сам он, правда (в переписке), называет себя решительнейшим западником, но общение с московскими славянофилами все же наложило на него яркую печать. В Аксаковском "Дне" было напечатано нашумевшее в свое время стихотворение "Государь ты наш батюшка", где в излюбленной им юмористической форме Толстой изображает петровскую реформу как "кашицу", которую "государь Петр Алексеевич" варит из добытой "за морем" крупы (своя якобы "сорная"), а мешает "палкой"; кашица "крутенька" и "солона", расхлебывать ее будут "детушки". В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пяти-векового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивляется притче" такой: "если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!" Он "пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?" В "Змее Тугарине" сам Владимир провозглашает такой тост: "за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет". С такими идеалами, нимало не отзывающимися "консерватизмом", Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив "стяг красоты", он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать "детей" Базаровского типа. Не нравились они ему главным образом потому, что "они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити". На борьбу с этим "ученьем грязноватым" Толстой призывал "Пантелея-Целителя": "и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые". И вот, он сам выступает в роли Пантелея-Целителя и начинает помахивать палкой суковатой. Нельзя сказать, чтобы он помахивал ею осторожно. Это не одна добродушная ирония над "материалистами", "у коих трубочисты суть выше Рафаила", которые цветы в садах хотят заменить репой и полагают, что соловьев "скорее истребити за бесполезность надо", а рощи обратить в места "где б жирные говяда кормились на жаркое" и т. д. Весьма широко раздвигая понятие о "российской коммуне" Толстой полагает, что ее приверженцы "все хотят загадить для общего блаженства", что "чужим они немногое считают, когда чего им надо, то тащут и хватают"; "толпы их все грызутся, лишь свой откроют форум, и порознь все клянутся in verba вожакорум. В одном согласны все лишь: коль у других именье отымешь да разделишь, начнется вожделенье". Справиться с ними, в сущности, не трудно: "чтоб русская держава спаслась от их затеи, повесить Станислава всем вожакам на шею". Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Общий характер его литературной деятельности и после посыпавшихся на него нападок остался прежний, но отпор "крику оглушительному: сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли вымыслы ваши в наш век положительный!" он стал давать в форме менее резкой, просто взывая к своим единомышленникам: "дружно гребите, во имя прекрасного, против течения". Как ни характерна сама по себе борьба, в которую вступил поэт, считавший себя исключительно певцом "красоты", не следует, однако, преувеличивать ее значение. "Поэтом-бойцом", как его называют некоторые критики, Толстой не был; гораздо ближе к истине то, что он сам сказал о себе: "двух станов не боец, но только гость случайный, за правду я бы рад поднять мой добрый меч, но спор с обоими - досель мой жребий тайный, и к клятве ни один не мог меня привлечь". - В области русской исторической драмы Толстому принадлежит одно из первых мест; здесь он уступает только одному Пушкину. Исторически-бытовая драма "Посадник", к сожалению, осталась неоконченной. Драматическая поэма "Дон-Жуан" задумана Толстым не только как драма, для создания которой автор не должен перевоплощать свою собственную психологию в характеры действующих лиц, но также как произведение лирически-философское; между тем спокойный, добродетельный и почти "однолюб" Толстой не мог проникнуться психологией вечно ищущего смены впечатлений, безумно-страстного Дон-Жуана. Отсутствие страсти в личном и литературном темпераменте автора привело к тому, что сущность дон-жуанского типа совершенно побледнела в изображении Толстого: именно страсти в его "Дон-Жуане" и нет. На первый план между драматическими произведениями Толстого выступает, таким образом, его трилогия. Наибольшей известностью долго пользовалась первая часть ее - "Смерть Иоанна Грозного". Это объясняется прежде всего тем, что до недавнего времени только она одна и ставилась на сцену - а сценическая постановка трагедий Толстого, о которой он и сам так заботился, написав специальное наставление для нее, имеет большое значение для установления репутации его пьес. Сцена, например, где к умирающему Иоанну, в исполнение только что отданного им приказа, с гиком и свистом врывается толпа скоморохов, при чтении не производит и десятой доли того впечатления, как на сцене. Другая причина недавней большей популярности "Смерти Иоанна Грозного" заключается в том, что в свое время это была первая попытка вывести на сцену русского царя не в обычных до того рамках легендарного величия, а в реальных очертаниях живой человеческой личности. По мере того как этот интерес новизны пропадал, уменьшался и интерес к "Смерти Иоанна Грозного", которая теперь ставится редко и вообще уступила первенство "Федору Иоанновичу". Непреходящим достоинством трагедии, помимо очень колоритных подробностей и сильного языка, является чрезвычайная стройность в развитии действия: нет ни одного лишнего слова, все направлено к одной цели, выраженной уже в заглавии пьесы. Смерть Иоанна носится над пьесой с первого же момента; всякая мелочь ее подготовляет, настраивая мысль читателя и зрителя в одном направлении. Вместе с тем каждая сцена обрисовывает перед нами Иоанна с какой-нибудь новой стороны; мы узнаем его и как государственного человека, и как мужа, и как отца, со всех сторон его характера, основу которого составляет крайняя нервность, быстрая смена впечатлений, переход от подъема к упадку духа. Нельзя не заметить, однако, что в своем усиленном стремлении к концентрированию действия Толстой смешал две точки зрения: фантастически-суеверную и реалистическую. Если автор желал сделать узлом драмы исполнение предсказания волхвов, что царь непременно умрет в Кириллин день, то незачем было придавать первостепенное значение стараниям Бориса вызвать в Иоанне гибельное для него волнение, которое, как Борис знал от врача, будет для царя смертельно помимо всяких предсказаний волхвов. В третьей части трилогии - "Царе Борисе" - автор как бы совсем забыл о том Борисе, которого вывел в первых двух частях трилогии, о Борисе косвенном убийце Иоанна и почти прямом - царевича Димитрия, хитром, коварном, жестоком правителе Руси в царствование Феодора, ставившем выше всего свои личные интересы. Теперь, кроме немногих моментов, Борис - идеал царя и семьянина. Толстой не в состоянии был отделаться от обаяния образа, созданного Пушкиным, и впал в психологическое противоречие с самим собой, причем еще значительно усилил пушкинскую реабилитацию Годунова. Толстовский Борис прямо сентиментален. Чрезмерно сентиментальны и дети Бориса: жених Ксении, датский королевич, скорее напоминает юношу эпохи Вертера, чем авантюриста, приехавшего в Россию для выгодной женитьбы. Венцом трилогии является срединная ее пьеса - "Федор Иоаннович". Ее мало заметили при появлении, мало читали, мало комментировали. Но вот, в конце 1890-х годов, было снято запрещение ставить пьесу на сцене. Ее поставили сначала в придворно-аристократических кружках, затем на сцене Петербургского Малого театра; позже пьеса обошла всю провинцию. Успех был небывалый в летописях русского театра. Многие приписывали его удивительной игре актера Орленева, создавшего роль Федора Иоанновича - но и в провинции всюду нашлись "свои Орленевы". Дело, значит, не в актере, а в том замечательно благодарном материале, который дается трагедией. Поскольку исполнению "Дон-Жуана" помешала противоположность между психологией автора и страстным темпераментом героя, постольку родственность душевных настроений внесла чрезвычайную теплоту в изображение Федора Иоанновича. Желание отказаться от блеска, уйти в себя так знакомо было Толстому, бесконечно-нежное чувство Федора к Ирине так близко напоминает любовь Толстого к жене. С полной творческой самобытностью Толстой понял по-своему совсем иначе освещенного историей Федора - понял, что это отнюдь не слабоумный, лишенный духовной жизни человек, что в нем были задатки благородной инициативы, могущей дать ослепительные вспышки. Не только в русской литературе, но и во всемирной мало сцен, равных, по потрясающему впечатлению, тому месту трагедии, когда Федор спрашивает Бориса: "царь я или не царь?" Помимо оригинальности, силы и яркости, эта сцена до такой степени свободна от условий места и времени, до такой степени взята из тайников человеческой души, что может стать достоянием всякой литературы. Толстовский Федор Иоаннович - один из мировых типов, созданный из непреходящих элементов человеческой психологии.