В каком произведении встречается сонечка мармеладова. Духовный подвиг сони мармеладовой. Столкновение Сони и Родиона

Меню статьи:

Творчество Достоевского отличается массой персонажей, которые заняли место в рядах бессмертных героев литературы. Среди таких фигур – и образ Сони Мармеладовой. Писатель использует персонажей как контуры, которые наполняет абстрактным, глубоким смыслом: нравственные качества, жизненный опыт, уроки, которые читатели должны усвоить.

Встреча с Соней Мармеладовой

Соня – героиня, которая появляется в романе не сразу. Читатель знакомится с девушкой постепенно, медленно: незаметно героиня входит в произведение и остается в книге, как и в памяти читателя, навсегда. Девушка – это огонь надежды. Сонечка Мармеладова вступает в повествование в момент, когда убийство уже свершилось, а Раскольников попал в ловушку софистических заблуждений. Родион лишил жизни двух людей и кажется, что герой оказался на дне, из которого не может выбраться. Однако Соня – это мост, спасительная веревка или лестница, с помощью которой Родион возвращает себе целостность.

Уважаемые читатели! Предлагаем вашему вниманию краткое содержание остросюжетной

Впервые читатель узнает о Соне из рассказа отца девушки. В этот день Семен Мармеладов выпил слишком много и в пьяном разговоре упомянул о старшей дочери. Сонечка приходилась Мармеладову единственной родной дочерью, остальные же трое детей – приемные воспитанники Мармеладова, прибывшие вместе во второй женой бывшего чиновника – Катериной Ивановной. Отец женился во второй раз, когда Сонечке было 14 лет. Катерина тяжело работала, чтобы прокормить семью, детей, постоянно недоедающих и страдающих от алкоголизма главы семейства.

Мы тоже любим Достоевского! Предлагаем вашему вниманию ознакомиться с Федора Достоевского

В какой-то момент больная чахоткой женщина больше не могла работать. Спасать семью пришлось Соне. Катерина Ивановна, казалось, выказывала Соне одну только неблагодарность.

Но несчастная девушка понимает боль и природу раздражения мачехи, не держа на Катерину зла. На скандальное поведение, скряжничество женщину толкало отчаянье и безвыходное положение семьи. Тогда Сонечка приняла решение, что должна помочь семье.

Проституция – единственное дело, на которое был спрос и которым Соня могла заниматься.

Соне всегда отличалась трудолюбием. Девушка подрабатывала швеей, впрочем, это занятие приносило слишком малый доход, чтобы повлиять на благополучие семьи и улучшить бедственное положение Мармеладовых. Доверчивость Сонечки приводила к тому, что порой девушке не платили за сделанную работу.

Получив «желтый билет», то есть занявшись ремеслом продажных женщин, Сонечка, от стыда и общественного осуждения, жила отдельно, чтобы не порочить репутацию семьи. Живя в арендованной комнате, с «перегородкой», у некоего господина Капернаумова, Соня содержит отца, мачеху, троих детей Катерины Ивановны. Раскольников, узнав, что кроме старшей дочери бывшего чиновника, в семье Мармеладовых нет источников дохода, осуждает позицию родственников Сони. Родион считает, что те пользуются девушкой, как «колодцем».

Раскольников услышал историю Сони из уст Мармеладова. Этот рассказ глубоко врезался в душу юноши.

Однако история все равно заканчивается плохо, вопреки жертвам Сонечки. Отец девушки погибает, сбитый лошадью извозчика на улице. Вдова Мармеладова – Катерина – вскоре скончается от туберкулеза. Троих же детей покойницы заберут в сиротский дом.

Детали биографии Сони

Семен Мармеладов – бывший чиновник, который, потеряв должность, нашел утешение в стакане спиртного. Соня – дочь Семена. Писатель сообщает возраст девушки: Сонечке исполнилось 18 лет. Мать девушки умерла, а отец женился во второй раз. Вскоре Семен Мармеладов умирает, а мачеха Сони – Катерина – убеждает падчерицу внести свой вклад в дело выживания семьи. Поэтому Соня жертвует собой и выходит на улицу, чтобы выручить немного средств продажей тела.

Внешность героини

Достоевский уделяет значительное внимание описанию внешности Сони. Облик девушки – это выражение душевных качеств и внутреннего мира. Писатель дарит Мармеладовой белокурые локоны, утонченные черты лица и белую кожу. Рост девушки – небольшой. Автор говорит, что на лице Сони – всегда испуганная маска, а голубоватые глаза полнятся ужасом. Рот от удивления и страха приоткрыт. Вопреки худощавости и утонченности лица, оно – ассиметричное и острое. Первое, что привлекает внимание к лицу девушки, – безмерная доброта, добродушие, которое исходит от облика Сони.

Соня выглядит, как ангел. Белые волосы, голубые глаза – это образ, который стереотипно ассоциируется с целомудренностью, наивностью. Писатель подчеркивает, что героиня – чиста и невинна, что парадоксально, если учитывать род деятельности девушки. Достоевский так и говорит, что миниатюрность Сонечки заставляла думать, что девушка – совсем ребенок.

Занятие Сони выдает наряд: Достоевский называет такую одежду «уличной». Это платье – дешевое и старое, но яркое, цветастое, сделанное в колористике улицы и моды этого круга. Одежда Сони говорит о том, с какой целью девушка находится здесь, на грязной петербургской улице. Писатель часто подчеркивает неуместность наряда девушки там, где Соня появляется: например, в доме отца. Платье – слишком яркое, видно, что одежда эта перекуплена из сотых рук. Кринолин загораживает все пространство, а в руке девушка держит смехотворный соломенный головной убор, украшенный яркими перьями.


Удивительно, что читатель узнает о внешности героини, как и самой девушке, не сразу: поначалу Сонечка Мармеладова существует на страницах книги, подобно призраку, контуру, эскизу. С течением времени и с развитием событий, образ Сонечки постепенно приобретает четкие черты. Внешность девушки впервые описывается автором при трагических обстоятельствах: отец героини, Семен Мармеладов, попал под карету извозчика. Соня появляется в доме скончавшегося отца. Героиня стесняется заходить в дом, наряженная в пошлое и вульгарное платье. Совесть – это постоянная черта характера девушки. Совесть толкнула Мармеладову на занятие проституцией, совесть заставляет героиню считать себя порочной и падшей женщиной. У читателя, знакомого с библейскими рассказами, в воображении невольно возникает образ Марии Магдалины.

Душевные и нравственные качества героини

У Сони нет каких-то выразительных талантов, как у Раскольникова. Между тем, героиню отличает трудолюбие, простота, искренность. Тяжелый и непотребный труд не испортили Соню, не привнесли черноту в душу героини. В каком-то смысле, Соня оказалась натурой более стойкой, чем Родион, ведь жизненные трудности не сломали девушку.

Соня не строит иллюзий: девушка понимает, что честный труд не принесет большой прибыли. Кротость, робость, терпение помогают Соне выстоять в непростое время. Также героине свойственна безответность: Соня жертвует собой, чтобы прокормить детей мачехи, болеющей туберкулезом, но не получает отдачи. Так же Мармеладова не получает ответа от Раскольникова, ведь юноша остается холоден к чувствам девушки и лишь со временем начинает осознавать, что Соня духовно близка ему. Соня любит Раскольникова, но чувства героя к девушке нельзя назвать любовью. Это благодарность, нежность, забота. Здесь читатель видит, что, действительно, безответность – это рок Сони Мармеладовой.

Соня не умеет постоять за себя, поэтому обидеть девушку легко. Безропотность, самоотверженность, доброта остаются неотъемлемыми характерными чертами образа Сони Мармеладовой, вопреки обидам, пинкам и превратностям судьбы. Соне не жалко отдать последнее платье и последние деньги, чтобы помочь тому, что нуждается в помощи или находится в беде. Специфика жизненного уклада девушки не отняла у Сони доверчивости: например, героиня искренне считает, что Лужин чист в своих намерениях помочь деньгами.

Доверчивость иногда сочетается с глупостью. Частично это связано с тем, что Соня лишена образования, в девушке чувствуется недостаток знаний. Жизненные трудности не позволили девушке освоить какую-либо науку или профессию. Воспитания Соня не получила – так же, как и образования. Однако у Сони есть склонность к быстрому усваиванию информации. Достоевский сообщает, что героиня с интересом читает книги, если имеет такую возможность: например, она прочла «“Физиологию” Льюиса».

Роль религии и веры в жизни Сони Мармеладовой

Девушке свойственная глубокая вера в Бога. Несмотря на обстоятельства собственной жизни, Соня считает, что Бог видит все происходящее и не допустит плохого конца. Раскольников открывается Соне, признаваясь в совершенном преступлении. Ожидая осуждения, герой удивляется, что подруга ощущает жалость и боль. Соня считает, что Родион искусился соблазном дьявола, но возвращение к Богу, к христианским идеалам и ценностям вернуть целостность душе возлюбленного.


Соня – воплощение истинных христианских идей. Жертвенность, милосердие, отсутствие малейшей крупицы зла в душе девушки делают ее святой. Соня не чувствует осуждения по отношению к отцу или к Катерине Ивановне, которые используют старшую дочь для пропитания. Сонечка даже дает отцу деньги, которые тот спускает на выпивку в трактире.

Литературные критики неоднократно отмечали, что «Преступление и наказание» – это кладезь противоречий. Читатель становится свидетелем того, что мир перевернут с ног на голову. Социальные конвенции приводят к тому, что маленькая, худенькая девушка, вынужденная использовать для выживания «желтый билет» считает себя грязной и недостойно находится в компании других женщин. Сонечка Мармеладова, опустив голову, заходит в дом родного отца, когда тот погибает под копытами лошади, но не осмеливается подать руку находящимся там. Так же девушка стесняется присесть около Пульхерии – матери Родиона, поздороваться с Дуней – сестрой Раскольникова, пожав той руку. Соня считает, что такие действия оскорбят этих приличных женщин, ведь Соня – проститутка.

Образ героини тоже полон противоречий. С одной стороны, Соне свойственная хрупкость, беззащитность, наивность. С другой стороны, девушка наделена огромной душевной силой, волей, способностью сохранить внутреннюю чистоту. Внешность Сони – красноречива, но поступки героини не менее содержательны.

Отношения Сони и Раскольникова

Достоевский, безусловно, выделяет Соню из сонма остальных персонажей. Читатель заметит, что Соня Мармеладова – любимица писателя, которые восхищается девушкой как нравственным идеалов, образом собственной правды.

Христианские ценности обосновывают, что счастье не достигает через совершение преступления. Соня придерживается этих ориентиров в собственной жизни и убеждает Раскольникова, что единственный путь искупления, избавления от мук совести – это покаяние.

Любовь Сонечки Мармеладовой знаменует духовный ренессанс Раскольникова. Герои – очень разные. Родион – образованный, интеллектуальный, начитанный юноша, которому свойственны цинизм и нигилизм. Раскольников не верит в Бога, имея собственные взгляды на социальную справедливость, мир и людей. Соня же – это источник надежды, веры в чудо. Соня переживает не менее сложное время, чем Раскольников. Возможно, Родион увидел в Соне такую же страдающую душу, как и он. Но девушка не потеряла веру – в Бога и людей, а Родион – замкнулся в себе, обозлившись на мир.

Самоубийство: взгляды Сони и Раскольникова

Внимательное прочтение романа Достоевского позволит заметить, что героев преследуют похожие события, испытания и мысли. Одно из таких испытаний – мысль о самоубийстве. Суицид – это легкий выход из трудных жизненных ситуаций. Нищета, безвыходность и отчаянье заставляют задуматься о таком решении.

Раскольников и Соня отказываются от самоубийства. Логика размышлений такова: суицид – это выход, который выбирают эгоистичные натуры. Смерть избавляет от мук совести, от дна, в котором легко оказаться в условиях нужды и бедности. Но позор и мучения продолжаются в тех, за кого мы ответственны. Поэтому самоубийство было отброшено героями, как недостойный выход из ситуации.

Христианское смирение удержало девушку от самоубийства, несмотря на то что смерть для Сони – вариант более приемлемый, чем грех и прелюбодеяние. Решение Сони остаться в живых демонстрирует читателям и Раскольникову силу воли, решимости, стойкость духа хрупкой Сонечки Мармеладовой.

Каторга

Соня убедила Раскольникова признаться в убийстве старушек и сдаться с повинной. Раскольникова осудили на каторжные работы. Девушка не оставила возлюбленного, отправившись с Родионом отбывать наказание. В Сибири Мармеладова забывает о своей жизни, живя только Раскольниковым и желанием помочь возлюбленному выбраться из нравственной ямы, в которую тот угодил через убийство.

Раскольников не сразу принимает Соню. Поначалу девушка раздражает Родиона, но настойчивость, смиренность и терпение девушки побеждают холод души Раскольникова. В итоге Родион признается, что тоскует, когда Соня – из-за болезни – не могла навещать его. Пока Раскольников находится в ссылке, Сонечка устраивается швеей, чтобы прокормить себя. Жизнь улыбается девушке и вскоре Мармеладова – уже популярная модистка.

Отдельная тема – это отношение каторжан к Соне. Достоевский пишет, что к Раскольникову заключенные не выражали особой симпатии, между тем как Соня вызывала у каторжан уважение и любовь. Для Раскольникова такое отношение к девушке – загадка. Юноша задается вопросов, отчего же Соня вызывала любовь у окружающих. Девушка не ждала к себе симпатии, не заискивала перед заключенными, не оказывала им услуг. Но доброе отношение, бескорыстность, понимание и милосердие сыграли свою роль.

В конце романа Раскольников окончательно принимает Соню: герои решают строить новую, совместную жизнь с чистого листа. Сонечка Мармеладова – неотъемлемый, обязательный образ в произведении Достоевского. Главный герой – это, конечно, Родион Раскольников, но образ Сони помогает читателю осознать, что такое логика наказания и преступления. Роман латентно автобиографический. Автор показывает, что социально-философские концепции – вещь тленная и глупая – на фоне вечности религиозных идеалов. Образ Сони – простой, но глубокой девушки, высоконравственной, твердой, принципиальной, благодаря наличию духовного, внутреннего стержня – веры. Этого стержня нет у Раскольникова, что и приводит юношу к падению, к нравственной болезни, излечиться от которой помогает герою Сонечка.

Сонечка Мармеладова является персонажем романа "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Книга написана после каторжных мытарств. Поэтому в ней явно прослеживается религиозный оттенок убеждений автора. Он ищет правду, обличает несправедливость мира, мечтает о счастье человечества, но при этом не верит в то, что мир можно переделать насильственным путем. Достоевский убежден, что нельзя избежать зла ни при каком общественном устройстве, пока зло есть в душе людей. Федор Михайлович отвергал революцию как преобразователь общества, он обратился в сторону религии, пытаясь решить исключительно вопрос повышения нравственности у каждого отдельного человека. Именно эти идеи отражает в романе героиня Сонечка Мармеладова.

Характеристика героя

Два главных персонажа романа - Соня Мармеладова и Родион Раскольников - идут по сюжету как встречные потоки. Идейная часть произведения представляется читателю через их мировоззрение. Через Сонечку Достоевский показал свой нравственный идеал, несущий веру и любовь, надежду и понимание, душевную теплоту. По мнению автора, именно такими должны быть все люди. Через Соню Федор Михайлович говорит, что каждый, независимо от положения в обществе, имеет право жить и быть счастливым. Героиня убеждена, что добиваться счастья, и своего, и чужого, преступным путем нельзя, а грех в любом случае остается грехом, во имя кого или чего бы он ни был совершен.

Если образ Раскольникова - это бунт, то Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание" олицетворяет смирение. Они являются двумя противоположными полюсами, которые не могут существовать один без другого. Однако о глубинном смысле этого бунта и смирения литературоведы спорят до сих пор.

Внутренний мир

Сонечка Мармеладова глубоко верует в Бога и обладает высокими нравственными качествами. Она видит в жизни глубочайший смысл и не понимает идей своего антагониста о бессмысленности существования, считая, что за каждым событием стоит предопределенность от Бога. Соня уверена, что человек ни на что не может повлиять, и его главная задача - это проявлять смирение и любовь. Для нее такие вещи, как сочувствие и сострадание, являются одновременно смыслом жизни и великой силой.

Раскольников судит о мире только с позиции разума, с бунтарской горячностью. Он не желает примириться с несправедливостью. Это становится причиной его душевных мучений и преступления. Сонечка Мармеладова в романе Достоевского тоже переступает через себя, но не так, как Родион. Она не хочет губить других людей и причинять им страдания, а приносит себя в жертву. Это отражает мысль писателя о том, что для человека должно быть важнее не эгоистическое личное счастье, а страдания во благо других. Только так, по его мнению, можно достичь истинного счастья.

Мораль сюжетной линии

Сонечка Мармеладова, характеристика и внутренний мир которой так тщательно проработаны в романе, отражает мысль автора о том, что каждый должен осознавать ответственность не только за совершенные поступки, но и за все зло, творящееся в мире. Соня чувствует вину за совершенное Раскольниковым преступление, поэтому принимает все близко к сердцу и старается возродить его своим состраданием. Соня разделяет судьбу Родиона после того, как тот открывает ей свою тайну.

В романе это происходит символически: когда Соня читает ему сцену воскрешения Лазаря из Нового Завета, мужчина соотносит сюжет с собственной жизнью, а потом, придя к ней в следующий раз, сам рассказывает о содеянном и пытается объяснить причины, после чего просит ее помощи. Соня наставляет Родиона. Она призывает его отправиться на площадь, чтобы каяться в преступлении перед народом. Сам автор здесь отражает идею подвести преступника к страданию, чтобы тот через него смог искупить вину.

Нравственные качества

Соня Мармеладова в романе воплощает лучшее, что может быть в человеке: веру, любовь, целомудрие, готовность пожертвовать собой. Ей приходилось заниматься проституцией, но, окруженная пороком, она сохранила душу чистой и продолжала верить в людей и в то, что счастье достигается только ценой страдания. Соня, так же как и Раскольников, преступившая евангельские заповеди, тем не менее осуждает Родиона за презрение к людям, не разделяет его бунтарских настроений.

Автор попытался через нее отразить всю суть народного начала и русской души, показать природное смирение и терпение, любовь к ближнему и Богу. Мировоззрения двух героев романа противопоставляются друг другу и, постоянно сталкиваясь, показывают и противоречия в душе Достоевского.

Вера

Соня верит в Бога, верит в чудо. Родион, напротив, считает, что никакого Всевышнего нет и чудес тоже не бывает. Он пытается раскрыть перед девушкой, насколько смешны и иллюзорны ее представления, доказывает, что страдания ее бесполезны, а жертвы безрезультатны. Раскольников судит ее со своей точки зрения, говорит, что грешной ее делает не профессия, а напрасные жертвы и подвиги. Однако мировоззрение Сони непоколебимо, даже будучи загнанной в угол, она перед лицом смерти пытается что-то сделать. Девушка даже после всех унижений и страданий не потеряла веру в людей, в доброту их душ. Ей не нужны примеры, она просто верит, что все заслужили светлую долю.

Соню не смущают ни физические уродства, ни уродства судьбы, она способна к состраданию, может проникнуть в суть человеческой души и не хочет осуждать, ведь чувствует, что любое зло совершается человеком по какой-то неизвестной, внутренней и непонятной другим причине.

Внутренняя сила

Многие мысли автора отражает Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание". Характеристика ее дополняется и вопросами о самоубийстве. Девушка, вынужденная пойти на панель, чтобы семья перестала голодать, в какой-то момент думала о том, чтобы наложить на себя руки и одним рывком избавиться от позора, выбраться из зловонной ямы.

Ее останавливала мысль о том, что же будет с ее близкими, пусть и не совсем родными. Для того чтобы удержаться от самоубийства в такой жизненной ситуации, требуется гораздо больше внутренней силы. Но религиозную Соню сдерживала не мысль о смертном грехе. Она волновалась "о них, своих". И хотя разврат для девушки был хуже смерти, она выбрала его.

Любовь и смирение

Еще одна черта, пронизывающая характер Сонечки, - это способность любить. Она откликается на чужое страдание. Она, подобно женам декабристов, следует за Раскольниковым на каторгу. В ее образе Достоевский представил всеобъемлющую и всепоглощающую любовь, не требующую ничего взамен. Это чувство нельзя назвать полностью высказанным, ведь Соня никогда не говорит вслух ничего подобного, и безмолвие делает ее еще прекраснее. За это ее уважают и отец, спившийся бывший чиновник, и мачеха Катерина Ивановна, помутившаяся рассудком, и даже развратник Свидригайлов. Раскольникова ее любовь спасает и исцеляет.

Убеждения автора

Каждый герой обладает своим мировоззрением и верой. Каждый остается верен своим убеждениям. Но Раскольников и Сонечка приходят к тому, что Бог может указать путь каждому, стоит лишь ощутить его близость. Достоевский через своих персонажей рассказывает о том, что каждый человек, пришедший к Богу через тернистый путь нравственных мучений и изысканий, уже не сможет смотреть на мир так, как раньше. Начнется процесс обновления и перерождения человека.

Федор Михайлович Достоевский осуждает Раскольникова. Автор отдает победу не ему, умному, сильному и гордому, а смиренной Соне, образ которой выражает высшую истину: страдание очищает. Она становится символом нравственных идеалов автора, которые, по его мнению, близки русской душе. Это смирение, молчаливая покорность, любовь и всепрощение. Вероятно, в наше время Сонечка Мармеладова тоже стала бы изгоем. Но совесть и правда всегда жили и будут жить, а любовь и добро выведут человека даже из пучины зла и отчаяния. В этом и заключается глубинный смысл романа Федора Достоевского.

Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман "Преступление и наказание".

В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся к высшим существам, могут ради благой цели убивать других, "тварей дрожащих". Самого Себя Раскольников, разумеется, причислял к первым. Создав эту теорию, он решает проверить ее на практике и убивает старуху-процентщицу и ее сестру. Но, оказывается, ему не по силам жить дальше по-прежнему с таким тяжелым грузом на плечах.

Ужасаясь теории Раскольникова, но в то же время видя, как далеко его душа отошла от человеческого тепла и света, автор вводит образ спасительницы в лице Сонечки Мармеладовой. Достоевский был писателем-гуманистом и верил, что добро должно быть действенным, а не просто присутствовать как некий абстрактный знак или символ. Поэтому Соня начинает играть в романе активную роль именно в момент раскаяния главного героя, и именно ей принадлежит главная заслуга в очищении и преображении Раскольникова.

До этого Соня лишь эпизодически появлялась в зарисовках петербургской уличной жизни, сначала как мысль, как рассказ Мармеладова в трактире о семье, о дочери с "желтым билетом", потом косвенно - как фигура мимолетного видения Раскольникова из "их мира" на улице: какая-то девочка, белокуренькая, пьяненькая, кем-то только что обиженная, потом мелькнула подпевавшая шарманщику девушка в кринолине, в мантильке, в соломенной шляпке с огненного цвета пером. Все это по крупицам внешний облик Сони, такой она предстанет, прямо с улицы, у постели умирающего отца. Только все внутреннее в ней - категорическое опровержение крикливо-нищенского наряда.

Пойти по "желтому билету" Сонечку вынудила ее жизнь "среди голодных детей, безобразных криков и попреков", с несчастным отцом-пьяницей и "сумасшедшей от горя" мачехой. Свой первый "заработок" - тридцать целковых - она "молча выложила" перед Катериной Ивановной, а та "весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала...". Так же молча ("Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют") Соня подала отцу на похмелье последние тридцать копеек. Позор коснулся ее "только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце". Положение этой девушки в обществе, "к несчастью, далеко не одиночное и не исключительное". Перед ней, как сначала полагает Раскольников, открыты три дороги: "броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или... броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Так рассуждает большинство, только один Лебезятников - приверженец "новой" жизни в "коммунах" - смотрит на действия Сони "как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества" и глубоко уважает ее за это.

Сама же Сонечка считает себя "великой грешницей". Мысль о "бесчестном и позорном ее положении" давно истерзала душу ее до "чудовищной боли". Робкая от природы, Соня знает, что "ее легче погубить, чем кого бы то ни было", что обидеть ее может каждый "почти безнаказанно". И поэтому кротостью, покорностью "перед всем и каждым" всегда старается избежать "беды". Поступок Лужина, называющего Соню "девицей отъявленного поведения" и подло представляющего ее "воровкой", заставляет девушку ощутить мучительное чувство беспомощности - ей становится "уж слишком тяжело". И тем не менее на вопрос Раскольникова: "Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?" - она отвечает: "Да ведь я Божьего Промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?" Любой человек для нее- не "вошь".

"Ненасытимое сострадание" к ближнему, всепрощающая доброта Сонечки настолько велики, что она "свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет". Она "верит, что во всем справедливость должна быть... И хоть мучайте ее, она несправедливого не сделает". Жизненную силу Сонечке дает вера в Бога: "Что ж бы я без Бога-то была?" Когда Соня "горячо и страстно" читает Раскольникову главы Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря, ее охватывает чувство "великого торжества" - будто она воочию видит, как "вышел умерший".

Этот ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий. Родион приходит к Сонечке с признанием в совершенном убийстве, чтобы переложить на нее "хоть часть своих мук", и встречает "беспокойный и до муки заботливый взгляд ее", видит одну лишь любовь. Ведь Соня понимает только то, что он "ужасно, бесконечно несчастен". "Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!" - восклицает она и бросается перед Раскольниковым на колени, обнимает и целует его, обещает никогда и нигде не оставлять. При этом Сонечка не испытывает "ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему", он не чувствует "ни малейшего содрогания в ее руке". Соня осознает только, что Раскольников - богохульник, который ничего не понимает (" От Бога вы отошли, и Бог вас дьяволу предал"), и предлагает ему "страдание принять и искупить себя им", "сию же минуту" пойти на перекресток, поцеловать землю, поклониться "всему свету" и произнести вслух: "Я убил!" - "Тогда Бог опять жизни тебе пошлет".

В то же время Соня для Раскольникова представляет собой "неумолимый приговор, решение без перемены" - "тут - или ее дорога, или его". Благословляя на будущее страдание, девушка надевает на грудь Родиону "простонародный" кипарисный крестик, а когда он начинает колебаться, встречает его таким диким взглядом, что он не может не заявить на себя.

Сонечка навещает Раскольникова в тюрьме, а затем (на деньги, оставленные ей Свидригайловым) отправляется за ним в Сибирь. Там она пользуется непонятной для Раскольникова любовью всех арестантов. Каторжники кланяются ей, хвалят и благодарят за все. Она для них "Матушка, Софья Семеновна, мать... нежная, болезная!", бесконечно добрая, понимающая и сострадающая. Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему страданию и горю человеческому.

Образ Сонечки вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Она выступает в романе от лица всех "униженных и оскорбленных". Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира нужна была Достоевскому для спасения и очищения главного героя. Ведь Раскольников - это не обычный, заурядный преступник, а человек, которого захватила идея и который в силу своих личных качеств не может отказаться от нее, не проверив на деле. Решившись на пробу, Раскольников мысленно уже поделил всех людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих", а потому лишь некоторые, очень немногие, могли повлиять к тому времени на его мироощущение. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, смогла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона.

Соня Мармеладова, жертва мира Лужиных и Свидригайловых и вместе с тем новая совесть Раскольникова, стала носительницей ноной философии противостояния и ответа злу. Эта хрупкая девушка, наделенная чутким всепрощающим сердцем, способна видеть чужое горе и сопереживать чужому страданию. Но неправильно видеть в Сонечке только смирение перед несчастьями жизни, в ней есть и активность, и страстность неприятия порока, и сила, и деятельная любовь к человеку.

Убежденная в религиозном братстве обездоленных и в возможности воскресить человека, она стремится спасти Раскольникова и не только говорит ему о необходимости искупить его вину всенародным покаянием и страданием, но и побуждает его явиться к людям. Именно ее несокрушимая деятельная вера становится источником возрождения героя.

Образу Сонечки Мармеладовой автор "Преступления и наказания" отводит одно из главных мест в своем романе, так как образ этот воплощает в себе и мировую скорбь, и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Возможно, в этом образе воплотились духовные искания и самого Ф. М. Достоевского.

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Соня Мармеладова. Характеристика и образ сочинение

План

1. Ф. М. Достоевский и его “Преступление и наказание ”.

2. Соня Мармеладова. Характеристика и образ

2.1. Трудная юность.

2.2. Любовь к людям.

2.3. Вера в Бога.

2.4. Знакомство с Раскольниковым.

3. Мое отношение к героине.

Ф. М. Достоевский - талантливый создатель сложных психологических произведений. Его главные герои - яркие противоречивые личности, с непростой судьбой и тяжелыми жизненными обстоятельствами. Сам писатель прожил трудную неординарную жизнь, перенес каторгу и заточение, разочарования и личные трагедии. Испытав многие страдания и горести, Достоевский постарался в своем творчестве отразить собственные размышления и выводы, которые он вынес из пережитого.

Свой роман “Преступление и наказание” Федор Михайлович задумал в ссылке, а приступил к его написанию после нескольких страшных событий, которые принесли ему неимоверные боль и страдания, - смерти жены и брата. Это были годы одиночества и борьбы с гнетущими мыслями. Поэтому невыразимой реалистичной тоской и жизненной грустью проникнуты строки его философско-психологичного романа.

Соня Мармеладова - центральная фигура этого произведения. Она предстает перед читателями кроткой и испуганной девушкой, худой и бледной, в дешевом ярком наряде. Несмотря на свою молодость - Сонечке нет и восемнадцати лет, - она уже достаточно увидала и испытала в этой жизни. Героиня перенесла смерть матери и потерю спокойного обеспеченного существования.

Отец ее - мелкий чиновник, женился на женщине с тремя детьми. Но не это стало трагедией в жизни девочки. Слабость и пристрастие отца к выпивке - вот то, что причиняет страдания всей его семье. Мармеладов неоднократно терял работу из-за пьянства и несколько раз брался за ум. Но, обладая малодушием и бесхарактерностью, он скатывался все ниже и ниже - в бездонную пропасть нищеты, порока и немощи, увлекая за собой близких ему людей.

Мачеха Сони - несчастная, больная чахоткой женщина, уже не может бороться с мужем и вести достойный образ жизни. Видя, как голодают ее дети и в каких обносках они ходят, чувствуя, что слабеет и теряет здоровье, Катерина Ивановна становится злобной и затравленной. Сонечка, глядя на скудость и нищету, в которую погружаются ее близкие, на болезненность мачехи и заброшенность маленьких детей, решается пожертвовать собой во спасение других. Она идет на панель.

Девушке нелегко дается такой поступок. Придя в первый раз с непристойной работы, она отдает все деньги Катерине Ивановне и ложится на постель, отвернувшись от всех к стене. Не слышно, но горько плачет Соня по своей невинности, а мачеха “весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала”. Отец же в это время, наблюдая за падением дочери, лежал в стороне мертвецки пьяный.

Тяжело было Сонечке жить в таких условиях, не ощущая ни сострадания, ни поддержки, ни нежности, ни тепла. Но не озлобилась девушка в своих страданиях, не ожесточилась… Чтобы она ни делала, все делала из любви к людям, к своим родным. Никогда Соня не осуждала отца за его пьянство и слабоволие, никогда слова плохого о нем не сказала. Хотя это была явная вина Мармеладова в том, что его семья бедствует, и что его дочь вынуждена была продавать себя и кормить его детей. Но Сонечка не винила ни отца, ни мачехи за свою искалеченную молодость, а кротко и покорно жертвовала собой.

Она отдавала заработанные деньги тем, кто, по сути, были ей чужие, - мачехе и сводным братьям и сестрам. Несмотря на свою слабость и порочный образ жизни, девушка все также оставалась чистой душой и невинной сердцем, все также глубоко прощала и самоотверженно любила. Осознавая свой грех, она стеснялась себя и стыдилась. Она не могла даже сесть в присутствии обычных женщин, считая себя недостойной и оскверненной.

В то же время, Соня Мармеладова предстает перед нами не слабой безвольной героиней, а стойкой, мужественной и выносливой. Она могла бы наложить на себя руки от безысходности и отчаяния, как и сказал ей однажды Раскольников: “Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!” Но нет, девушка находит в себе силы жить дальше. Жить дальше и бороться. Бороться за нищее, убогое существование несчастных детей, многострадальной мачехи, жалкого отца.

Поддерживает Соню в такое нелёгкое для нее время не только любовь к ближним, но и вера в Бога. В вере она находит успокоение и умиротворение, именно она дарует девушке тихую радость и чистую совесть. Сонечка не фанатично набожна или показано благочестива, нет. Она любит Бога, она любит читать Библию, она находит отраду и благодать в своей вере. “Что бы я без Бога - то была?” - недоуменно восклицает главная героиня. Она благодарна создателю уже за то, что жива, за то, что может дышать, ходить, любить.

Испытывая смятение и смутное угрызение совести, Раскольников приходит к Соне и признается ей в преступлении. Необычный и удивительный происходит между ними разговор, который открывает перед нами новые прекрасные качества Сонечки Мармеладовой. Родион рассказывает ей о своей страшной теории и сознается в двойном убийстве. Сколько нежности, доброты и понимания выказывает бедная девушка к страдающему молодому человеку. Она не осуждает его, не отталкивает, а старается понять и протянуть руку помощи. “Нет никого несчастнее тебя в целом свете”, - искренне жалеет она Раскольникова.

Девушка видит его боль, его страдания, она старается осознать мотивы и побуждения ужасного поступка, а не спешит осудить или раскритиковать. Пытаясь вникнуть в теорию Раскольникова, Соня остается верной себе и своим принципам. “Это человек - то вошь?” - со страхом удивляется она и старается доказать любимому человеку, что жизнь, чья бы она ни была, - священна и неприкосновенна, что никакими доводами и объяснениями невозможно оправдать убийство.

Девушка побуждает Родина раскаяться и признаться во всём властям. Ей кажется, что таким образом он искупит свой страшный грех и найдет успокоение. А она, освященная и одухотворенная своей самоотверженной любовью, разделит с дорогим мужчиной его наказание: “Вместе! Вместе! - повторяла она как бы в забытьи и вновь обнимала его, - в каторгу с тобой вместе пойду!” Соня, прекрасная в своем самопожертвовании, сдержала обещание. Она последовала за Раскольниковым в ссылку, стойко терпела его холодность и черствость, нежностью своей старалась растопить лед в его душе и вернуть ему прежнюю жизнерадостность и бодрость. Очень хочется надеяться, что это у нее получилось, и что девушка сделала счастливым главного героя и сама обрела личное счастье.

Мое отношение к Соне Мармеладовой полно восхищения и удивления. Каким неподдельным благородством обладает эта девушка, вынужденная торговать собой, сколько в ней возвышенности и величия души! Она очень тонко чувствует людей, она свято верит в добро и чудеса, она готова жертвовать собой, лишь бы другим было хорошо. Обладая непритворной кротостью и нелицемерной любовью, имея искреннюю веру в Бога, Сонечка Мармеладова старается улучшить мир так, как может.

Благодаря ее стараниям и уговорам, перед Родионом открылся путь к раскаянию. А это значит очень многое - она спасла душу молодого человека. На примере Сони Мармеладовой я также увидела, что нельзя судить человека, какими бы ни были его дела и поступки. Не зная, что побуждает его поступать так или иначе, не зная его чувств, горестей и переживаний, не допустимо порицать или осуждать, чтобы ни произошло. Нужно всегда понимать, что даже у самого плохого поступка есть смягчающие обстоятельства, и что даже самый отъявленный грешник может быть заложником обстоятельств.