Василий теркин как автор относится к герою. Исследовательская работа ученицы по поэме А.Т. Твардовского "Василий Тёркин". любимейшим героем читателей

    ВВДЕНИЕ

    А.Твардовский


    Как будто лишь вчера закончен бой.
    Проходят победители седые,
    Победа остаётся молодой.

    Такая простая вещь

    2015 год - юбилейный для нашей Родины, для ее защитников. На классных часах, узнавая о Великой Отечественной войне, ее героях, участвуя во всех мероприятиях, с каждым днем мы понимаем, что война это очень страшно.

    Но самое интересное ждало меня впереди. Кто такой Василий Теркин? Я не знала. И тогда посоветовали мне прочесть книгу Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин», которая есть в нашей домашней библиотеке. Я стала читать, мне очень понравился этот герой войны. Эта поэма о бойце, который воевал с фашистскими захватчиками. Автор пишет о нем, что Теркин обыкновенный парень, среднего роста, но «герой - героем».

    После всего услышанного, я теперь по-новому стала вчитываться в строки поэмы. Работая, над ней, я удивлялась тому, какие замечательные, мужественные люди жили, и живут на нашей большой Земле. И еще по содержанию поэмы я поняла, что войну нельзя допустить, война - это разрушения, смерть, страх, лишения… Пусть всегда будет мир! И это в первую очередь зависит от нас, живущих сегодня.

    судьбе?

    Теркин - кто же он такой?

    Скажем откровенно:

    Просто парень сам собой

    Он обыкновенный.

    Образ Теркина обобщен. Теркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него - «работа», продолжение обычной жизни. И вся поэма о войне пронизана мечтой, о мирной жизни.

    Словом, Теркин, тот, который

    На войне лихой солдат,

    На гулянке гость не лишний,

    На работе - хоть куда...

    Какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей?

    О чем говорит фамилия героя?

    «По уставу каждой роте

    Будет придан Теркин свой».

    протяжении поэмы?

    Я

    Но уже любимец взводный

    Теркин в шутки не встревал.

    Он курил, смотрел нестрого,

    Думой занятый своей.

    За спиной его дорога

    Много раз была длинней...

    Минул срок годины горькой,

    Не воротится назад.

    Плачешь вроде?..

    Виноват.

    Заключение

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа ученицы по поэме А.Т. Твардовского "Василий Тёркин" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Увальное Кировский район».

«ТАКАЯ ПРОСТАЯ ВЕЩЬ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

(ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА)

ПОЭМА А. Т. ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»

Учащаяся IX класса:

Дмитренко Екатерины.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

ПОКАЗАТЬ РОЛЬ ПОЭМЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ,

УЗНАТЬ, КТО ТАКОЙ ВАСИЛИЙ ТЕРКИН И КАКОЕ МЕСТО ОН ЗАНИМАЕТ В

ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ЗАДАЧИ

1. Прочесть поэму А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

Узнать

    Каков он, Василий Теркин, что мы знаем о его внешности, его биографии, его судьбе?

    любимейшим героем читателей?

    О чем говорит фамилия героя?

    Как развивается характер Теркина на протяжении поэмы?

    Заключение

ВВЕДЕНИЕ

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем»

А.Твардовский

Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Дорогой ценой досталась победа нашему народу.

9 мая 2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.

И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера закончен бой.
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой.

Тяжело досталась нашим прадедам эта Победа. Память народная о войне - вечная. А всегда помнить - это наш долг.

За чистое небо, за тихи зори, за солнечные дни мы благодарны Вам, дорогие наши защитники!

Такая простая вещь

2015 год – юбилейный для нашей Родины, для ее защитников. На классных часах, узнавая о Великой Отечественной войне, ее героях, участвуя во всех мероприятиях, с каждым днем мы понимаем, что война это очень страшно.

Н
о самое интересное ждало меня впереди. Кто такой Василий Теркин? Я не знала. И тогда посоветовали мне прочесть книгу Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин», которая есть в нашей домашней библиотеке. Я стала читать, мне очень понравился этот герой войны. Эта поэма о бойце, который воевал с фашистскими захватчиками. Автор пишет о нем, что Теркин обыкновенный парень, среднего роста, но «герой - героем».

П
осле всего услышанного, я теперь по-новому стала вчитываться в строки поэмы. Работая, над ней, я удивлялась тому, какие замечательные, мужественные люди жили, и живут на нашей большой Земле. И еще по содержанию поэмы я поняла, что войну нельзя допустить, война – это разрушения, смерть, страх, лишения… Пусть всегда будет мир! И это в первую очередь зависит от нас, живущих сегодня.

Каков он, Василий Теркин, что мы знаем

о его внешности, его биографии, его судьбе?

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

О
браз Теркина обобщен. Теркин «большой охотник жить лет до девяноста», гражданский, мирный человек, «из запаса рядовой», солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной, и война для него - «работа», продолжение обычной жизни. И вся поэма о войне пронизана мечтой, о мирной жизни.

Теркин - национальный тип, похож на русских былинных богатырей, в то же время балагур и весельчак, связанный с образом находчивого солдата из старинной бытовой сказки, удальца-умельца, мастера на все руки.

Теркин - пехотинец. «В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти», - писал Твардовский. Это обобщенный образ русского солдата, вынесшего на себе всю тяжесть войны. Уже в начале повествования, в главе «На привале» бойцы определяют Теркина так: «Свой». В главе «От автора»:

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат,

На гулянке гость не лишний,

На работе - хоть куда...

Какие качества сделали Теркина

любимейшим героем читателей?

Теркин - яркая личность, жизнерадостная, добродушная русская натура, «щедрое сердце», «помочь любитель», человек с открытой душой, соединивший в себе душевность и благородство, остроумие и веселость, простоту, сметливость и мудрость с выдержкой и терпением, здравым смыслом, жизнестойкостью, смелостью, с чувством воинского долга, ответственностью, скромностью. Основа всех этих качеств - искренний патриотизм.

О
чем говорит фамилия героя?

«Теркин» значит тертый жизнью, бывалый» Есть поговорка «тертый калач». «Жизнью тертый человек», - определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.

В главе «Теркин - Теркин» герой встречает своего однофамильца, Ивана Теркина. Оба герои, оба гармонисты, весельчаки. И старшина заключает:

«По уставу каждой роте

Будет придан Теркин свой».

Как развивается характер Теркина на протяжении поэмы?

В первых главах Теркин балагур, глядя на него, всем становится легче: «Хорошо, как есть такой / Парень на походе». Он зубоскалит насчет «сабантуев», когда у самого кошки на душе скребут. Он берет на себя миссию политрука, когда надо поддержать людей в дни отступлений: «Шли бойцы за нами следом, / Покидая пленный край, / Я одну политбеседу / Повторял: / - Не унывай!» (глава «Перед боем»). За понесенные в войну утраты душа его ноет болью, маскируемой грустной шуткой: «Потерял боец кисет, / Заискался, - нет и нет... / Потерял края родные, / Все на свете и кисет». Теркин отдает бойцу свой: «Раз кисет - предмет военный, / На-ко мой, не подойдет?» («О потере»).

Теркин снимает маску балагура и позволяет себе слезу пролить только тогда, когда прошла половина войны и нашим солдатам казалась победа не за горами (глава «На Днепре»):

Но уже любимец взводный

Теркин в шутки не встревал.

Он курил, смотрел нестрого,

Думой занятый своей.

За спиной его дорога

Много раз была длинней...

Минул срок годины горькой,

Не воротится назад.

Что ж ты, брат, Василий Теркин,

Плачешь вроде?..

Виноват.

В поэме Автор представляет Теркина своим другом, товарищем: «Не шутя, Василий Теркин, / Подружились мы с тобой». Не случайно многие думали, что Теркин - реальный человек. Твардовский с необычайной теплотой пишет о своем герое: От Москвы до Сталинграда Неизменно ты со мной - Боль моя, моя отрада, Отдых мой и подвиг мой! Автор - посредник между героем и читателем, ведет с читателем разговор, обращается к нему уважительно: «друг-читатель». Доверительный разговор Автора с читателем приближает читателя к изображаемым событиям, к героям. Твардовский сделал Теркина своим земляком, уроженцем Смоленщины. Война для героя и Автора становится битвой за родной дом. Представление о большой, общей Родине неотделимо от памяти о родных местах.

Заключение

«Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю.

Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 году после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма - целостное произведение. Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Сталинградом, победное наступление 1944-1945 годов и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму с окончанием войны.

Конфликт в поэме носит «надличный» характер - он поднят на высоту Великой Отечественной войны, когда все люди одной страны объединяются в народ, единый в своем стремлении спасти свою Родину, а значит и свою семью, свой дом от порабощения и унижения.



Помимо Теркина и второстепенных персонажей, в книге важную роль играет автор-поэт . Это не обязательно во всем сам Твардовский, правильнее говорить о специально созданном по законам искусства, художественно обобщенном образе автора-повествователя. Характер автора-повествователя, личность его вырисовывается из произведения, сообщены даже внешнебиографические сведения, совпадающие с реальной биографией Твардовского. Автор - посредник между героем и читателем, ведет свободный разговор с читателем, присутствие которого тоже ощущается в поэме. Кроме "эпических" глав в книге есть четыре "лирические" главы "От автора". В них автор то представляет своего героя читателю, то размышляет о сюжете самой книги. Чувства и мысли Теркина - это в то же время чувства и мысли самого автора и всего народа. Этим и объясняется, что трудно уловить грань между тем, что говорит автор о себе и что непосредственно относит к своему герою.

Однако дистанция между автором и героем на протяжении книги не одинакова. Вначале герой раскрывается большей частью в действии, о его внутреннем мире говорится мало, и эту "недостачу" психологизма возмещает автор. Автор размышляет и эмоционально "подсвечивает" сюжет. Например, в главе "Переправа" вначале Теркина нет, а общий тон авторского повествования отличается сдержанной скорбью:

И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно...

Появление Теркина с его шутливой просьбой налить вторую стопку переводит главу в иной план, вносит эмоциональную разрядку.

По мере развития сюжета граница между героем и автором стирается. В главе "О себе" автор говорит о своей близости с героем:

И скажу тебе, не скрою, - В этой книге, там ли, сям, То, что молвить бы герою, Говорю я лично сам. Я за все кругом в ответе, И заметь, коль не заметил, Что и Теркин, мой герой, За меня гласит порой.

Однако полного слияния автора и героя не происходит. Автор видит перспективу событий, его кругозор шире, чем кругозор его героя, он рассматривает события с точки зрения всего народа. Автор, как и его герой, рос в ходе войны, становился мудрее, печальнее становился его голос и взгляд на войну.

Автор и герой... Но в книге присутствует еще и читатель - тот, с которым ведет разговор автор. "Книгу Твардовского Л. Озеров удачно определил как не только книгу про бойца, но и как книгу для бойца, подспорье в жизни, солдатскую библию, “которую откроешь в любом месте, ткнешь пальцем и - читаешь”" 1 . Это во многом справедливо. И тем не менее читательская аудитория книги Твардовского намного шире: она включает и авторские обращения к женам бойцов, и скрытое обращение к брату-литератору - критику его поэмы:

И сказать, помыслив здраво: Что ей будущая слава! Что ей критик, умник тот, Что читает без улыбки, Ищет, нет ли где ошибки, - Горе, если не найдет.

Читательская аудитория поэмы Твардовского лишена профессиональных, возрастных, географических, социальных границ. Хотя, пожалуй, границы все же существуют: границы эстетические (глухота к живому русскому слову) и национально-языковые, поскольку адекватное (конгениальное) переложение поэмы на иные языки вряд ли возможно. Но это уже проблема перевода.

Читайте также другие статьи о поэме Александра Твардовского “Василий Теркин”.

Великая Отечественная война относится к тем событиям в истории страны, которые надолго остаются в памяти народа. Такие события во многом меняют представления людей о жизни и о искусстве. Война вызвала небывалый всплеск в литературе, музыке, живописи, кино. Но, пожалуй, не было и не будет более популярного произведения о войне, чем поэма Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”.

А. Т. Твардовский писал о войне не понаслышке. В самом начале войны он, как и многие другие писатели и поэты, уходит на фронт. И проходя по дорогам войны, поэт создает удивительный памятник русскому солдату, его подвигу. Героем “Книги про бойца”, как определил сам автор жанр своего произведения, становится Василий Теркин, который являет собой собирательный образ русского солдата. Но в книге есть еще один герой - сам автор. Мы даже не можем утверждать, что это всегда сам Твардовский. Скорее, речь идет о том обобщенном образе автора-повествователя, который присутствует в “Евгении Онегине”, “Герое нашего времени” и других произведениях, составляющих основу русской литературной традиции. Хотя некоторые факты из поэмы совпадают с реальной биографией А. Т. Твардовского, автор явно наделен многими чертами Теркина, они постоянно вместе (“Теркин - дальше. Автор - вслед”). Это позволяет нам говорить о том, что автор в поэме - это тоже человек из народа, русский солдат, который отличается от Теркина, по сути, лишь тем, что “в столице курс прошел”. А. Т. Твардовский делает Теркина своим земляком. А потому слова

Я дрожу от боли острой,

Злобы горькой и святой.

Мать, отец, родные сестры

У меня за той чертой -

становятся словами и автора, и его героя. Удивительный лиризм окрашивает те строки поэмы, в которых говорится о “малой родине”, что была у каждого из солдат, принимавших участие в войне. Автор любит своего героя, восхищается его поступками. Они всегда единодушны:

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Автор в поэме является посредником между героем и читателем. С читателем постоянно ведется доверительный разговор, автор уважает “друга-читателя”, а потому стремится донести до него “правду сущую” о войне. Автор ощущает свою ответственность перед читателями, он понимает, насколько важно было не только рассказать о войне, но и вселить в читателей (а мы помним, что “Василий Теркин” издавался отдельными главами в течение войны, а замысел восходит еще ко времени финской войны) веру в несокрушимость духа русского солдата, оптимизм. Иногда автор как бы приглашает читателя проверить истинность своих суждений и наблюдений. Такой непосредственный контакт с читателем весьма способствует тому, что поэма становится понятной большому кругу людей.

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

Текст поэмы наполнен прибаутками, присказками, поговорками, причем определить, кто является их автором: автор поэмы, герой поэмы Теркин или народ вообще - невозможно.

Поражает наблюдательность автора, зоркость его взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Книга становится своеобразной “энциклопедией” войны, написанной “с натуры”, в походной обстановке. Автор верен не только деталям. Он прочувствовал психологию человека на войне, ощутил такой же страх, голод, холод, так же радовался и горевал... А главное - “Книга про бойца” написана не по заказу, в ней нет ничего показного, нарочитого, она явилась органичным выражением потребности автора поведать современникам и потомкам о той войне, в которой “бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле”.

Наряду с главным героем в поэме важное место занимает и образ автора-повествователя. Это автобиографический образ, выступающий посредником между героем и читателем, Кроме специальной главы «0 себе» в поэме есть еще три главы «От автора».

Эти главы выполняют композиционную функцию (членение поэмы на части, а также роль связки между главами). Авторские главы пронизаны особым лиризмом, задушевностью, насущностью тем, затронутых в поэме.

Это обращения.автора к одушевленным и неодушевленным предметам: родине, шинели, снаряду, врагу, собственному сердцу, к женам, девушкам, к себе. Отметим также и тот факт, что автор является своеобразным двойником своего героя, подчас даже трудно отделить одного от другого. Сближаются их высказывания, судьбы, язык:

и скажу тебе, не скрою, —
В этой книге, там ли, сям,
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
3а меня гласит порой.

Начиная со второй части поэмы авторское повествование доминирует: рассказ ведется главным образом от лица автора-повествователя «Кто стрелял?», «О герое», «О любви», «Смерть и воин». Автор всюду сопровождает Теркина, комментируя его поступки, чувства и мысли. Эпический и лирический планы поэмы сливаются.

Образ автора-повествователя необходим Твардовскому для того, чтобы наиболее полно и масштабно представить картины войны, показать героя не толбко в действии, но и осмыслить происходящее, подвести итоги. Поэтому образ воюющего народа к концу поэмы расширяется.

Образ Василия Теркина дополняется и образом автора-повествователя, и эпиаодическими персонажами, и «другом и братом» читателем. А завершающие строки поэмы звучат трагическим аккордом в память о миллионах Теркиных, так и не вернувшихся с войны, но с честью выполнивших свой ратный труд:

Эту книгу про бойца
Я и начал с середины
И закончил без конца
С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павшим памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.

Одним из основных произведений Твардовского стала поэма «Василий Теркин». Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух. Однако дальнейшая работа с материалом привела Твардовского к мысли о создании серьезного произведения.

На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью.

Теркин смел, находчив, несмотря на разговорчивость, в меру скромен, верен дружбе, всегда готов помочь своим товарищам. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. В портрете своего героя Твардовский всякий раз подчеркивает его обыденность, массовость: «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе тоже». Да и по физическим возможностям Теркин ничем не отличается от других, он такой же, как все: «Не высок, не то, что б мал…»

На протяжении всех глав, в которых действует герой, от одного эпизода к другому, все полнокровнее раскрывается его характер. На первый взгляд, Теркин может показаться балагуром-весельчаком, и только. Да, он бывает и таким. Причем, делает это сознательно, для поднятия настроения товарищей. В других главах выступают и другие черты героя: героизм, находчивость, умение действовать согласно сложившейся ситуации. Книга построена таким образом, что каждый эпизод вносит нечто новое в образ Теркина, а в совокупности они создают собирательный образ русского солдата.

В «Книге про бойца» много лирических отступлений, рассыпанных по разным главам, а четыре из них так и называются - «От автора». Присутствие автора на страницах книги позволяет выделить его как особый образ. Но автор не идентичен главному герою. Строго говоря, персонаж «от автора» - это созданный по законам искусства обобщенный образ автора-повествователя, участвовавшего в Великой Отечественной войне и знавшего тысячи таких, как Василий Теркин. Возможно, одного из них автор знал лучше остальных. Недаром Твардовский сделал Василия своим земляком, уроженцем Смоленщины. Да и переживает автор за героя, как за своего близкого, будто бы находясь рядом с ним, он помогает ему советом в тяжелые моменты. Он не прочь даже выступить в роли свата, обращаясь к девушкам с просьбой обратить внимание на бравого пехотинца.

И скажу тебе, не скрою, -

В этой книге, там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Поэма Твардовского – произведение выдающееся, подлинно новаторское. И содержание, и форма ее поистине народны. Даже фамилия главного героя корнями своими уходит к старинному словосочетанию «тертый калач», то есть бывалый. Василий имел предшественников в полуфольклорной литературе (газетный и стенгазетный фельетон, частушка, шуточная песня). Только у Твардовского он немного только изменил свой внешний облик, да и действия у него стали серьезнее.

Теркин – воплощение русского национального характера. Это человек мужественный и смелый, способный выжить («Переправа»), добросердечный, находчивый. По мысли Твардовского, эти качества помогли выжить не только Теркину, но всем русским солдатам.

Композиционные связи с фольклором углубляются идейно-стилевыми перекличками. Пафос поэмы, близкий народным былинам, словам и т. д., передан в афоризмах типа:

Бой идет святой и правый,

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

Другой сквозной мотив: «Грянул год, пришел черед, Нынче мы в ответе За Россию, за народ и за все на свете».

Постоянен в поэме и мотив: «Сторона моя родная», «Мать-земля моя родная, сторона моя лесная». Наконец, образ «Матери-России» одухотворяет все события поэмы, придавая ей интимно-личностное и одновременно обобщенное, всем дорогое звучание.

«Василий Теркин», без сомнения, поэма, обладающая редкой глубиной и самобытностью. Молодой Твардовский заявил о себе как о крупнейшем художнике слова, вдохновенном первооткрывателе великой темы.