Великолепная вена. моцарт. Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография Моцарт австрия

Прогулки по Вене - 2

Вена и музыка для меня неразделимы. Она ассоциируется у меня со словами столица вальсов, Муза таких прославленных композиторов, как Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус…

Какой город восторженный Моцарт в письмах своему отцу называл лучшим городом мира? Вену. В каком городе Бетховен сменил 68 квартир? В Вене. По дорожкам какого парка, под управлением смычка скрипки Страдивари в руках Короля Вальсов, самозабвенно кружились красивые пары? В Городском парке Вены. В каком городе мира на Центральном Кладбище есть почётный полукруг, где похоронены великие композиторы? Несомненно, в Вене. Возле какого памятника даже цветы выложены в форме скрипичного ключа? Однозначно, возле памятника Моцарту в Императорском парке в Вене.

Вот он, Моцарт в городском саду.

Начнем с Моцарта

В Вене сохранился всего один дом, где жил Моцарт. Дом Моцарта -Mozarthaus Vienna mit Mozartwohnung (Wien, Domgasse 5). Найти этот дом просто: за апсидой собора св. Штефана на Stefanspl пройти в арку дома 5а. Открыт ежедневно с 10 до 19 часов. Цена билетов: 9 евро, с венской картой — 7 евро. Есть также комбиированные билеты с посещением Дома Музыки и других музеев, входящих в Исторический музей Вены.

В этом доме Моцарт жил с 1784 по 1787. Всего 4 больших, 2 маленьких комнаты и кухня. В этом доме была написана опера «Женитьба Фигаро», поэтому дом также называют Дом Фигаро. Содержание этого дома обходилось Моцарту в 460 гульденов в год! В то время как его отец зарабатывал 400 гульденов в год в Зальцбурге.
В этой квартире началась дружба Моцарта с великим Гайдном, который признавал и ценил талант Моцарта даже когда все его поклонники отвернулись от него.

Подробнее: www.mozarthausvienna.at/

Если быть честным, то я ожидал от этого музея большего. Увидел чисто выбеленные стены, документы, картины.

Я, правда приоткрыл для себя тайну Моцарта. Моцарт для меня всегда был загадкой.

В детстве Моцарт мог часами сидеть над цифрами, точно завороженный, испещряя ими тетрадки, стулья, столы. Вольфганг мог бы стать великим математиком или физиком. Но его отец Леопольд решил иначе. Его сын будет только великим композитором! Если понадобится, Леопольд будет голодать и не спать по ночам. Но когда придет время, он потребует, чтобы сын вернул ему долги.

Вольфганг стал поистине первым великим европейцем. Первым во всем. В детстве он был приглашен в Ватикан и обласкан самим Папой Римским. Повзрослев, попросил отставки у зальцбургского архиепископа и стал первым независимым музыкантом, самостоятельно зарабатывающим деньги на жизнь.

С первых дней жизни в Вене Моцарт стал членом масонской ложи. В музее есть подлиный автограф Леопольда и Амадея Моцарта на акте о вступлении в массонскую ложу.

Загадка ещё и в том, почему великого Моцарта (а великим его уже при жизни признали!) похоронили как бедняка, в спешке, в общей могиле, так что уже через несколько лет никто не мог точно указать даже точное место, где похоронен великий Моцарт... Невольно напрашивается версия, что сильные мира сего очень желали в 1791 году, чтобы никто не смог потом найти могилы Моцарта. И им удалось осуществить свой замысел...

Моцарт действительно был отравлен. Он был масоном, и есть версия что в последней своей опере "Волшебной флейте" он раскрыл секреты масонов и был убит массонами, или врагами масонства. Скорее всего, сильные мира сего не желали, чтобы им мешал Моцарт. Они не признавали гениальность Моцарта.

Гений в искусстве, в любви - один из нас, он с легкостью обнародовал чужие тайны. Но главную свою тайну - формулу счастья и бессмертия - навсегда унес с собой. Хочу познакомить Вас с интересным фильмом, который приоткрывает тайную завесу над обликом Моцарта.

За свою жизнь Моцарт написал более 600 произведений, из них 58 симфоний. Полный архив произведений Моцарта Вы можете найти

Музей Моцарта мне не очень понравился. Я не ощутил в нем "духа Моцарта". Там была одна небольшая экспозиция под названием "Женщины в жизни Моцарта". Но.... Давайте вместе почитаем что наши люди об этом пишут. Вот, что пишет на эту тему в Новом венском журнале Екатерина Пирова

Моцарт был невысокого роста, слегка неказистый, бледный и не очень симпатичный, зато веселый, сердечный и импульсивный. Несмотря на его внешнее несовершенство, ему рукоплескала вся Европа. Вращаясь в аристократическом обществе, он флиртовал со многими знатными дамами. Однако женщин, сыгравших существенную роль в судьбе влюбленного в музыку Вольфганга Амадея, было совсем немного.


Естественно, первой важной женщиной в жизни Вольфганга была его мать Анна Мария Моцарт, в девичестве Пертль.

Мать Моцарта была очень общительной, жизнерадостной женщиной. Она любила, когда ее окружали друзья, соседи, дети, собаки и кошки - и чем больше их было, тем лучше. Она охотно и часто сочиняла стихи, и ее вовсе не смущало, что они получались плохими и нескладными. Она обожала розыгрыши и не стеснялась крестьянских бранных слов и крепких выражений.

Она родилась неподалеку от Зальцбурга в деревне Санкт-Гильден, которая находится на северо-западном берегу озера Вольфгангзее.

Санкт-Гильген часто называют «Деревней Моцарта» (Mozart-Dorf). Хотя сам великий композитор никогда в городке (или деревушке?) не был, все же связь между Санкт-Гильгеном и В.-А.Моцартом существует. С 1716 по 1724 год должность окружного судьи в Санкт-Гильгене занимал Вольфганг Николаус Пертль. В 1720 году у него и его жены Евы Розины родилась дочь Анна Мария Вальбурга, вышедшая затем замуж за зальцбургского композитора Леопольда Моцарта.

Нам удалось побывать в Санкт-Гильгене здесь с Ирочкой несколько лет назад. Посмотрите несколько памятных фотографий этих мест.





Сестра Моцарта Наннерль была старше Вольфганга на четыре года. Она была талантливой пианисткой и все свое детство провела в поездках по Европе вместе с семьей. Анна Мария, как и Моцарт, была вундеркиндом, однако отец всегда выдвигал младшего сына на передний план. А Наннерль приходилось оставаться в тени своего гениального брата. Несмотря на это, между детьми Моцартов не было конкуренции, брат и сестра всегда очень искренне любили друг друга. Наннерль была тихой, скромной и домашней, постоянно заботилась о Вольфганге и отце. Когда ей исполнилось 33 года, Анна Мария вышла замуж за юриста Иоганна Баптиста Франца фон Берхтольда цу Зонненбург, вместе с которым поселилась в доме матери в Санкт-Гильгене. У супругов родилось трое детей. После смерти мужа в 1801 году она снова вернулась в Зальцбург, где зарабатывала себе на жизнь уроками игры на фортепьяно.


Мария Анна Текла была двоюродной сестрой Моцарта. Он ее называл ласково «Bäsle» - кузиночкой. В 1777 году, незадолго до кончины матери Моцарта, они вместе побывали в Аугсбурге, где между Вольфгангом и его молодой кузиной завязалась озорная и крайне крепкая дружба.

Алоизия Вебер

В 1777 году Моцарт побывал в немецком городе Мангейме. Там он по уши влюбился в певицу Алоизию Вебер. 16-летняя Алоизия была дочерью театрального суфлера и переписчика нот Фридолина Вебера, который делал все возможное, чтобы прокормить свое семейство. Еще бы! У него подрастали четыре дочери, и две из них уже достигли возраста на выданье. Госпожа Вебер стремилась побыстрее пристроить своих девочек, и не просто так, а повыгоднее, и потому любой молодой человек, появлявшийся в их доме, рассматривался как потенциальный жених. О зяте-звезде супруги Вебер и не мечтали, но судьба распорядилась именно так. Чистый и нежный голос Алоизии, как и она сама, пленили Моцарта. Он сразу же понял, что перед ним девушка его мечты - именно на такой музыкант захотел жениться и провести с ней остаток своих дней. Для нее он написал несколько блестящих концертных арий, предвкушая, что Алоизия станет его женой и будет петь в его будущих операх. Влюбленный Вольфганг даже сочинил музыку для своей свадебной церемонии.

Он, наивный, уже строил планы на будущее, позабыв спросить благословения у своего честолюбивого и строгого отца. Леопольд не задумывался о возрасте своих детей, когда он безжалостно в течение долгих лет заставлял их колесить по всей Европе от одного концертного зала к другому. Сейчас же он посчитал сына слишком незрелым для брака. Он гневно писал Вольфгангу: «Вместо того, чтобы тратить время на женщин, лучше занимайся своей дальнейшей карьерой». Леопольд приказал Моцарту немедленно уехать в Париж - подальше от Мангейма и возлюбленной. Пришлось послушаться отца. Вольфганг с тяжелым сердцем покинул Алоизию. А девушка не теряла времени даром: совместные выступления с Моцартом, его пьесы раскрыли перед ней двери желанных салонов, она стала известной певицей.

После Парижа Моцарт в пух и прах разругался с зальцбургским архиепископом. Поговаривали даже, что священнослужитель выставил Вольфганга за дверь в буквальном смысле при помощи хорошего пинка под зад. Тогда Моцарт подался в Вену, где поселился у госпожи Вебер, к тому времени перебравшейся в имперскую столицу. Она с радостью сдала ему комнату и окружила заботой и вниманием. Ему, недавно потерявшему мать, как раз это и было необходимо. Здесь Моцарт с ужасом узнал, что его возлюбленная Алоизия, ставшая актрисой придворного венского театра, не дождалась его и вышла замуж за другого. Тогда Вольфганг всю свою нереализованную любовь и нежность перенес на ее младшую сестру, Констанцу.

Констанца Моцарт, урожденная Вебер

В истории музыки не было еще ни одной женщины, в адрес которой литераторы, искусствоведы и музыканты излили бы столько желчи, сколько досталось Констанце Моцарт. Какими только эпитетами ее не награждали: глупая пустышка, присосавшаяся к гению; неверная, развратная кокетка, развлекавшаяся с мужчинами на венских курортах, в то время как ее муж боролся за выживание семьи; радостная и предприимчивая вдова, извлекавшая выгоду из торговли рукописями Моцарта, ни разу за 18 лет не посетившая могилу мужа. Ей даже приписывали соучастие в убийстве собственного супруга.Но это не так.

Она была младше Моцарта на шесть лет и влюбилась в него при первой же встрече, а он, увлеченный ее сестрой, этого даже не заметил. После болезненного разрыва с Алоизией именно Констанца оказалась рядом с отвергнутым музыкантом. Наконец-то пришел ее звездный час. Между девушкой и Моцартом разгорелся бурный тайный роман. Отец Моцарта Леопольд долго не давал своего благословения на брак сына с необразованной и далекой от музыки девушкой. Но, в конце концов, 4 августа 1782 года 26-летний Моцарт обвенчался с Констанцией в соборе Св. Стефана. Их счастливый брак длился девять лет.

Незадолго до свадьбыкомпозитор написал комическую оперу «Похищение из сераля», ставшую первым произведением национальной австрийской оперы. В год брака Моцарта настигла невероятная слава, даже император был в восторге от его музыки. После свадьбы молодые стали жить отдельно. Моцарт по-настоящему был счастлив. Супруги идеально подходили друг другу. Констанца не была тихой домохозяйкой, она оказалась темпераментной и веселой, как и сам Вольфганг.

Напряженная работа отбирала у Моцарта много сил. Если он куда-нибудь уезжал, то писал жене теплые и нежные письма почти каждый день. Вот одно из них: «Моя любимая женушка, я пользуюсь возможностью, чтобы написать тебе, моя дорогая. Как поживаешь? Так же часто думаешь обо мне, как я о тебе? Каждую минуту я смотрю на твой портрет и плачу от счастья и печали. Береги себя ради меня и будь здорова, любимая! Прощай, целую тебя нежно-нежно миллион раз. Навеки твой, пока смерть не разлучит нас».

Несмотря на эти любовные послания, Констанца ревновала мужа к каждой юбке. Вольфганга всегда окружали очаровательные дамы, а фрау Моцарт, истощенная болезнями и частыми неудачными родами, стала терять свою девичью свежесть. Моцарт пытался успокоить жену, он писал ей из поездок: «Не мучь ни себя, ни меня излишней ревностью! Умоляю! И ты увидишь, какими довольными мы станем! Лишь умное, ровное поведение женщины может возложить узы на мужчину. Пойми это!»

Поговаривали, что и Констанца иногда поглядывала в сторону других мужчин. После очередных родов она отправлялась в Баден, где в компании кавалеров восстанавливала силы и два раза в год лечилась от хронических запоров. В одной из таких поездок в Баден летом 1791 года Констанцию сопровождал красавец Франц Ксавьер Зюсмайр. Он был последним учеником Моцарта, а также другом и бывшим учеником Сальери. Вольфганг очень ревновал супругу к нему и не скрывал этого в своих письмах, адресованных ей. А Констанция тем временем ревновала мужа к его ученице Магдалене Хофдемель. В июле 1791 года у Констанции родился очень симпатичный малыш, которого она назвала в честь Зюсмайра - Франц Ксавьер, чтобы позлить мужа. И тут же злые языки стали упрекать ее в супружеской измене, усиленно намекая маэстро на то, что Франц Ксавьер на самом деле не его сын.

Из шести детей, родившихся у Констанции, выжили лишь два сына - Карл Томас и Франц Ксавьер.

В роковом 1791 году Моцарту исполнилось 35 лет. Его карьера достигла своего апогея, он наконец завершил «Волшебную флейту» - свою самую успешную оперу. В конце ноября Моцарт сильно заболел. У него начались бредовые состояния, головокружения, обмороки, рвота. Он сильно исхудал, а руки и ноги опухли так, что практически не шевелились. 5 декабря он умер. Констанца тем временем восстанавливала свои силы после шестых родов в Бадене. На следующий же день состоялись похороны Моцарта.

Историки склонны считать, что перечень возлюбленных гения был длинным. К ним причисляют пражскую певицу Йозефу Душек, берлинскую исполнительницу Генриетту Бараниус - фаворитку Фридриха Вильгельма II, британское сопрано Нэнси Сторейс, венских певиц Барбару Герл и Анну Готтлиб, а также дочь некого господина Мундбекена, которая из-за несчастной любви ушла в монастырь.

Поговаривали, что у Моцарта был роман и с его ученицей Магдаленой, супругой его приятеля-масона Франца Хофдемеля. Эти шуры-муры или просто сплетни привели к трагедии: на следующий день после смерти Моцарта Хофдемель набросился с бритвой на свою 23-летнюю беременную жену и тяжело ранил ее, а затем перерезал себе горло. Тогда же по Вене поползли слухи, что Хофдемель узнал о романе своей жены и отравил своего соперника Моцарта, чтобы потом убить свою супругу исебя самого. Стоит ли верить в реальность приписываемых гению романов? Сказать сложно. Остается верить самому Моцарту, который до брака с Констанцией в одном из писем отцу признался: «Всевышний даровал мне талант не для того, чтобы я погубил его из-за жены и прожил бездеятельно свою молодую жизнь. Я только начинаю жизнь, должен ли я ее себе портить? Я определенно ничего не имею против брака, но сейчас он явился бы для меня только злом. И ничем иным. Если бы мне пришлось жениться на всех тех, с кем я потешался, то у меня с легкостью могло бы быть 200 жен».

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ

Адрес: Getreidegasse 9, 5020 Salzburg, Австрия

График работы: ежедневно с 09:00 до 17:30.

Стоимость входного билета – 11 евро.

Зальцбург. Великолепный австрийский город всегда притягивал к себе массу туристов и гостей, которые интересуются не только его очаровательной красотой, но и историей. Достопримечательности Зальцбурга таят немало интересного и наверняка, многие знают, что именно в этом городе родился и провел свои юные годы знаменитый композитор Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт.

И память бережно храня...

Особый интерес любителей классической музыки вызывает Дом Моцарта, расположенный на площади Макарплатц. Сюда семья композитора переехала в 1773 году, где прожила три года. Именно здесь он написал свои симфонии, мессы, серенады, концерты для фортепиано и скрипки, произведения церковной музыки и концерт для фагота. Квартира была достаточно просторной, и очень часто в ней собирались друзья и коллеги композитора, среди них был и известный актер Эмануэль Шиканедер. Помимо всего, именно в этом доме Моцарт сочинил вступление к опере "Мнимая садовница".

Однако от того дома, который помнил самого Моцарта, сегодня практически ничего не осталось. Во время войны, в 1944 году основная часть здания была разрушена американской авиацией, и от него сохранилась лишь та часть, где находился танцевальный класс. Историки утверждают, что именно композитор играл свои произведения.

Впоследствии вокруг танцзала и был отстроен дом великого композитора, в котором разместился его музей.

Достояние не в количестве

Музей располагает небольшой, но очень интересной коллекцией, которая целиком и полностью посвящена жизни и творчеству известного композитора, а также всему развитию музыки в Зальцбурге.

Экспозиция включает подлинные музыкальные инструменты и предметы интерьера того времени, среди них также можно увидеть личные вещи Моцарта и его семьи. Несмотря на маленькие размеры по музейным меркам, после посещения этого здания можно смело рассказывать родным и друзьям, что вы были в доме самого Моцарта.

Однако среди достопримечательностей Австрии можно встретить и другие апартаменты, которые некогда принадлежали семье композитора. По словам историков, он любил путешествовать и часто менял место жительства. Любителям музыки так же стоит посетить Потешные фонтаны во Дворце Хельбрунн , где водное представление сопровождается звуками органной музыки.

Вольфганг Амадей Моцарт с раннего детства обладал удивительным талантом. Непревзойдённый виртуоз, поражавший современников не только своими готовыми произведениями, но и импровизациями, он всё же не получил при жизни заслуженного признания. Однако именно Моцарт заложил основы знакомой нам классической музыки. Со временем само его имя стало нарицательным для гениальных музыкантов, опережающих свою эпоху.

Детство и юность Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, который в то время был столицей самостоятельного княжества – архиепископства Зальцбургского. Его отец – Леопольд Моцарт – также был музыкантом и композитором. Несмотря на то, что он был вице-капельмейстером в придворном оркестре князя зальцбургского, эта работа оставляла мало простора для творчества и огромный потенциал Моцарта-старшего, так и не раскрылся в полной мере. Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна унаследовали одарённость отца и с ранних лет стали заниматься музыкой. Леопольд Моцарт, не сумевший добиться признания на своём поприще, решил приложить все силы к развитию способностей своих детей, особенно сына, поскольку Мария Анна хотя и могла с семилетнего возраста играть на клавире очень сложные произведения, не сочиняла музыку, а Вольфганг уже в 4 года стал создавать собственные мелодии. Отец обратил внимание на феноменальную музыкальную память и врождённую ловкость пальцев своего сына. Очень скоро Вольфганг в совершенстве освоил клавесин, а затем – скрипку и орган.

Моцарт-старший не хотел, чтобы сын повторил его судьбу и занимался рутинной работой в каком-нибудь придворном оркестре, поэтому решил привлечь внимание публики к Вольфгангу как можно раньше. Специально для этого в 1762 году он вывез детей в Вену – старинный центр культуры, где ценили музыку – и организовал несколько выступлений. Маленькие дети, виртуозно владевшие музыкальными инструментами, произвели фурор. Слух о них дошёл до императорской семьи, две недели дети с отцом провели в летней императорской резиденции Шенбрунн, разыгрывая для придворных сложнейшие концерты. При этом чтобы поразить слушателей, клавиши клавесина нередко закрывали тканью. Часто Вольфганг исполнял собственные произведения или импровизировал, передавая то или иное настроение.

В следующем году Леопольд Моцарт повёз детей уже в Париж. Эта поездка стала началом трёхлетнего путешествия маленького Вольфганга и его сестры по европейским столицам. В Англии, Голландии, Швейцарии юных музыкантов встречали овации и подарки. Очевидно, концертный график был очень напряжённым и плотным: выступления давались не только в крупных городах, но и в загородных имениях знати. Каждый подобный концерт мог продолжаться до пяти часов. Но при этом Вольфганг находил время для занятий с лучшими музыкантами того времени и написания музыки.

Моцарты вернулись домой только в 1763 году, когда большой объём работы стал негативно сказываться на здоровье Вольфганга и Марии Анны. Дома они занялись учёбой – не только музыкой, но и историей, географией, математикой, иностранными языками, с которыми детей также знакомил отец. Параллельно Вольфганг стал писать сочинения по заказу архиепископа Зальцбургского.

Когда Вольфганг с отцом снова приехал в Вену в 1767 году, он встретился с враждебностью местных музыкантов, чувствовавших в нём конкурента. Из-за этого даже сорвался удачный заказ на написание театральной оперы. Однако венская поездка всё же принесла Вольфгангу новый опыт. Он познакомился с особенностями народной комедии, считавшейся низким жанром по сравнению с эталонной для всех музыкантов того времени итальянской оперой. Вернувшись в Зальцбург, Вольфганг продолжил работать: писать сочинения для церкви и менуэты.

В 1769 году отец и сын отправились в Италию. Это должно было стать для Вольфганга ключевым испытанием. Только лучшие музыканты и композиторы получали признание в этой стране – родине оперы. Италия встретила Моцартов радушно. Вольфганг дал множество концертов, на которых он был и дирижёром, и скрипачом, и клавесинистом. Его опера «Митридат, царь Понтийский» пришлась по вкусу искушённым итальянцам, её исполняли более 20 раз и на каждом представлении зал был полон. Талант молодого композитора был удостоен ордена «Золотая шпора», который мальчику вручил сам Папа Римский. Кроме того, в 14 лет Моцарт стал членом сначала Болонской академии, а затем и Филармонической Академии в Вероне. Такой чести удостаивались только лучшие взрослые композиторы.

На Вольфганга посыпались заказы для итальянской оперы и от австрийской императорской семьи. Однако чем старше он становился, тем высокомернее начинали на него смотреть его, часто венценосные, покровители. В ту пору, несмотря на любовь к музыке и театру, отношение к людям искусства было несколько пренебрежительным. И если ребёнок-виртуоз вызвал умиление, то даже уникальные способности взрослого человека часто обесценивались.

В 1771 году умер архиепископ Зальцбургский, покровительствовавший Моцартам, и на его место пришёл новый владыка Иероним фон Колоредо – человек тяжёлый и властный, не готовый постоянно терпеть отлучки Моцарта-старшего. Хотя новый архиепископ принял Вольфганга на службу и назначил ему неплохое жалование, свободолюбие юного композитора и излишняя преданность отца интересам сына, его раздражали.

В эти годы Моцарт-младший начинает всё больше внимания уделять национальному немецкому и австрийскому искусству. Первые его сочинения были слишком итальянскими, но теперь он отходит от принятых в то время канонов и начинает экспериментировать с музыкальными мотивами родных краёв. Его новая опера «Лючио Силла», написанная в 1772 году уже более опытным музыкантом, хотя и была успешно принята в Италии, всё же не принесла новых заказов – слишком уж она отличалась от итальянской музыки. Мечты о том, чтобы получить постоянную работу в Италии и независимость, были разбиты и Моцарты снова выдвинулись в Вену. Здесь учителем Вольфганга стал Иоганн Гайдн – также сторонник развития национальных мотивов в музыке. Но найти богатых меценатов Моцартам не удалось и в 1773 году они были вынуждены вернуться в Зальцбург.

Служба у архиепископа Зальцбургского была рутинной. Вольфганг Амадей Моцарт из признанного всей Европой гения превратился в провинциального музыканта, играющего то, что прикажет хозяин. Порвать с архиепископом Вольфганг не мог: тогда мстительный Колоредо отправил бы в отставку Моцарта-старшего и семья осталась бы без средств к существованию. Однако юный композитор продолжал сочинять. Если церковную музыку приходилось писать, не отходя от привычных канонов, то бытовой жанр оставлял свободу для творчества. Местная аристократия часто заказывала Моцарту музыку для свадеб, балов и различных торжеств. Именно на этих бытовых произведения Моцарт оттачивал своё мастерство, экспериментируя с использованием инструментов. Вершиной раннего творчества Моцарта стала его мрачная соль-минорная симфония №25, которую, по преданию, его отец даже спрятал, поразившись её революционности и смелости.

В 1774 году в Мюнхене была поставлена оперетта «Мнимая садовница», музыку для которой написал Моцарт. Оперетта имела большой успех. На Моцарта обратил внимание курфюрст, композитор сумел выступить в Мюнхене со своими сонатами, написанными незадолго до поездки. Эти сонаты сочетали виртуозность и размах Баха, с одной стороны, и простоту и воздушность Гайдна, с другой. В 1777 году Моцарт и его мать выехали в Париж. Вольфганг пытался обращаться к бывшим покровителям, но на него практически не обращали внимания, а в 1778 – его мать скончалась.

Разрыв с архиепископом Зальцбургским. Венский период (1781-1791)

После возвращения в Зальцбург Моцарт-младший занял место концертмейстера. При этом архиепископ запретил ему выступать где-либо ещё. В 1780 году, когда Моцарт уже практически смирился со своим подневольным положением, ему пришёл заказ из Мюнхена на музыку для оперы «Идоменей». «Идоменей» прошёл с большим успехом, в нём проявилась вся мощь таланта уже зрелого композитора. Архиепископ зальцбургский в это время находился в Вене, куда и вызвал своего придворного композитора. Положение Моцарта здесь стало особенно невыносимым. В конце концов, он решился на разрыв с архиепископом и остался в Вене.

Первые годы в Вене стали для Моцарта крайне тяжёлыми. Ему приходилось зарабатывать на жизнь, давая частные уроки. Вскоре началось сотрудничество Моцарта с венским Бургтеатром, труппа которого старалась использовать национальные немецкие мотивы в творчестве. Можно сказать, что Бургтеатр заложил основы немецкого оперного искусства, а Моцарт этому оказал немалое содействие.

В 1781 году Моцарт стал снимать жильё у своих старых знакомых – семьи Веберов, состоявшей из матери и четверых дочерей. В самую старшую из сестёр Вебер – оперную певицу Алоизию — Моцарт когда-то был влюблён, но она вышла замуж за другого. Теперь же Вольфганг обратил внимание на другую сестру – Констанцию. Отец и сестра, которым Моцарт написал о своём желании жениться на Констанции Вебер, были недовольны его выбором. Они полагали, что Веберы рассчитывают на удачный брак с известным музыкантом, который в будущем будет приносить им большие деньги. Из-за этого Вольфганг отдалился от семьи, Моцарт-старший так и не дал своего согласия на брак, поэтому в 1782 году свадьба была сыграна без родственников жениха. У Моцарта и Констанции было много общих черт – супруги мало задумывались о завтрашнем дне, легко тратили деньги, спокойно относились к жизни, были жизнерадостны и общительны. Хотя сегодня некоторые биографы Моцарта склоняются к тому, что Констанция руководствовалась в выборе мужа только расчётом, тратила много денег на себя и даже, возможно, причастна к ранней смерти композитора, в целом, этот брак был счастливым.

В том же году в Бургтеатре была поставлена опера на музыку Моцарта «Похищение из Сераля». Моцарту удалось гармонично соединить в этой опере несколько абсолютно непохожих жанров и использовать несколько новшеств, обогативших спектакль.

После успеха «Похищения из сераля» Моцарт увлёкся инструментальными произведениями. Период с 1783 по 1787 стал для него пиком творчества. Моцарт давал огромное количество клавесинных концертов, на которых собиралась восторженная публика. Именно тогда были созданы лучшие произведения:

  • Серенада №13 («Маленькая ночная серенада»);
  • Соната для фортепиано №11 ля мажор («Турецкий марш»);
  • Струнные квартеты, написанные под впечатлением от музыки Гайдна;
  • Концерт для фортепиано с оркестром №21.

Несмотря на то, что придворные музыканты, завидуя таланту Моцарта, делали всё для того, чтобы он не получил успеха при дворе, в этот период композитор стал зарабатывать хорошие деньги. Вольфганг и Констанция с сыном переехали в роскошную квартиру, где постоянно собирались их многочисленные друзья.

После долгого перерыва Моцарту, наконец, удалось начать снова работать с оперой. Однако нарождавшаяся в те годы немецкая опера так и не сумела окрепнуть. В Бургтеатре воцарились итальянцы с их музыкальными традициями. Поэтому Моцарту не оставалось ничего иного, как снова обратиться к итальянским мотивам. Однако выбранная им пьеса – «Свадьба Фигаро» — была довольно скандальной. В ней высмеивались нравы аристократии и возвышались персонажи, принадлежавшие к «третьему сословию», что было смело в условиях революционного накала во Франции. В 1786 году в Вене состоялась премьера «Свадьбы Фигаро». Сперва произведение было не замечено публикой, но в Праге опера произвела настоящий фурор.

Сначала публика была привлечена тем, что пьеса была запрещена во многих городах Европы, но потом интерес к музыкальной интерпретации «Свадьбы Фигаро» Моцартом остыл. Слишком уж экспериментальным и новаторским было это произведение. Одновременно публика перестала посещать и концерты Моцарта. Финансовое положение композитора значительно ухудшилось. Ему приходилось влезать в долги и продавать свои произведения за бесценок. В 1787 году состоялась премьера оперы «Дон Жуан, или Каменный гость», которую Моцарт сумел обогатить трагическими и философскими нотами. В Праге опера была встречена с восторгом, а в более консервативной Вене – новое произведение Моцарта мало кого заинтересовало. После смерти Глюка Моцарт занял его место придворного композитора при императоре Иосифе II. Это приносило стабильный, но весьма небольшой доход.

Впрочем, несмотря на финансовые проблемы и холодность публики, в 1788-1789 годах Моцарт создал несколько великолепных симфоний, фортепианных сонат, струнных квартетов, а также оперу «Так поступают все». После смерти Иосифа II восшествия на престол Леопольда II положение Моцарта только ухудшилось. При дворе был популярен итальянский композитор Антонио Сальери, а творчество Моцарта никого не интересовало. В 1791 году появилась опера «Волшебная флейта», пришедшаяся по вкусу венцам, однако, вовсе никак не сказавшаяся на благосостоянии композитора. Это светлое и жизнерадостное произведение было написано уже глубоко больным Моцартом и было поставлено за три месяца до смерти автора

Смерть

Смерть Моцарта, как и обстоятельства его похорон, до сих пор вызывает множество споров. В последние месяцы жизни он чувствовал слабость и часто падал в обмороки. Незадолго до смерти Моцарт получил заказ на написание «Реквиема». Заказчик произвёл на него неизгладимое впечатление, часто в разговоре с друзьями и близкими Моцарт говорил, что пишет этот «Реквием» для себя. В ноябре 1791 года к слабости прибавились новые симптомы – рвота и отёки.

5 декабря 1791 года Моцарта не стало. Он так и не успел окончить «Реквием», который дописали его друзья-композиторы. Похороны состоялись на следующий же день, плохо чувствовавшая себя Констанция на них не присутствовала, зато в числе пришедших проститься с великим композитором был его давний противник – Сальери.

Почти сразу после смерти Моцарта по Вене стали ходить слухи об отравлении. Кто-то обвинял в его смерти Сальери, кто-то – Констанцию и её предполагаемого любовника Ксавера Зюсмайера, кто-то – членов масонской ложи, в которой одно время состоял Моцарт. Современные исследователи склонны считать, что композитор всё же скончался по естественным причинам – у него с детства было слабое здоровье, а напряжённая работа и несовершенство медицины того времени в итоге лишь усугубили его состояние.

Несмотря на то, что композитор прожил всего 35 лет, он оставил после себя богатейшее музыкальное наследие. Всего свыше 600 произведений, среди которых:

  • 42 симфонии;
  • 27 фортепианных концертов;
  • 68 духовных произведений
  • 14 опер и зингшпилей (разновидность немецкой и австрийской оперы);
  • 45 сонат для скрипки и клавишных;
  • 32 струнных квартета и многое другое.

В январе 2006 года после основательной реконструкции, которая обошлась городу в восемь миллионов евро, в Дом Моцарта был открыт в качестве музея под названием Mozarthaus. Раньше он был известен туристам и жителям Вены как «Дом Фигаро», поскольку именно здесь Моцарт написал свою всемирно известную оперу «Женитьба Фигаро».

Бывший жилой дом, расположен в историческом центре Вены – так называемом Старом городе. От собора Святого Стефана его отделяет всего несколько сотен метров, а Домгассе переводится как «Соборный переулок». Вольфганг Амадей провел здесь пожалуй свои самые счастливые годы. Во всяком случае ни в одной другой квартире он не жил так долго, как здесь.

Прежде всего, в это время Моцарт был известен как прославленный композитор, имевший блестящий круг друзей и получавший многочисленные приглашения выступать с концертами в лучших домах местного дворянства. И здесь, на улице Домгассе, он создал некоторые из своих лучших композиций.

Туристам

Реставраторы сделали всё возможное, чтобы воспроизвести обстановку тех времен. Дом Моцарта предполагает сегодня экскурсии по всем трем этажам здания. Экскурсия включает в себя посещение жилых и вспомогательных помещений, дабы показать посетителям, в каких условия жил и творил Моцарт. Туристов также знакомят с творчеством великого австрийца и атмосферой тогдашней Вены. И хотя этот музей не входит в число главных достопримечательностей Вены, в нем всегда много ценителей творчества гениального композитора.

Со дня 250-летнего юбилея Моцарта 27.1.2006 года музей Дом Моцарта занимает в общей сложности шесть этажей – с сохранившейся в оригинальном виде квартирой Моцарта на втором этаже. На площади 1 000 м² посетитель погружается в мир Моцарта: с его необыкновенной гениальностью и креативностью, его семьей, друзьями и соперниками в Вене эпохи позднего барокко. Познакомьтесь с необыкновенной личностью Моцарта – вам гарантированы превосходные впечатления!

Полезная информация

Время работы

Ежедневно с 10 до 19:00, кроме понедельника.

Стоимость билетов

Взрослый: 10 евро, льготный тариф для студентов и пенсионеров - 8 евро, групповой тариф - 7 евро, детский тариф (до 14 лет) - 3 евро, семейный билет (2 взрослых + до 3 детей) - 20 евро.
Аудиогид для взрослых (на 11 языках) и детей (на 8 языках) включён в стоимость.

Адрес

Адрес Дома-музея Моцарта в Вене: A-1010 Vienna, Domgasse 5

Как добраться:
Метро: U1 или U3, станция Стефанплатце.