Идти к великим изобретениям, исходя от самых ничтожных начал, и видеть, что под первой и ребяческой внешностью может скрываться удивительное искусство, - это дело не дюжинных умов, а под силу лишь мысли сверхчеловека.
Родился Федор Михайлович Москве (1821) в семье врача, служившего в Мариинской больнице. 1837 год становится знаковым для юного Достоевского, который тяжело переживает смерть матери. В этом же году отец отправляет старших сыновей (Федора и его брат Михаила) в Петербург, где Федор Михайлович поступает в инженерное училище. Благодаря такому образованию, Достоевский получает возможность продолжит свое литературное творчество, которое задорилось в писателе по прибытию в Петербург.
Окончив в 1841 году училище, Федор Михайлович поступает на военную службу, вскоре дойдя до офицерского чина. В 1843 году Достоевский, выйдя в отставку, вплотную начинает заниматься литературной деятельностью. В этом же году писатель заканчивает перевод произведения О.Бальзака «Евгения Гранде». Веруй если хочешь сердцем Достоевский Этот перевод становится его первый опубликованным литературным опытом.
Его первое самостоятельное произведений «Бедные люди», вышедшее в 1844 году, обратило на себя пристальное внимание самых «маститых» критиков того времени.
Некрасов и Белинский с восторгом приветствовали начинающего писателя, сумевшего очень трогательно и живо изобразить душевную драму персонажей своего произведения. Эта пора жизни Достоевского характерна самым проникновенным участием в жизни всех страждущих и обездоленных. Он вступает в общество «петрашевцев», так как находится под сильным влиянием социалистических идей. Как следствие подобными увлечениями, в апреле 1849 года Федора Михайловича арестовали и приговорили к смертной казни. Стоя уже на эшафоте, Достоевский услышал объявление о высшей царской милости, и казнь была заменена на каторжные работы. Находясь проездом до места каторги в Тобольске, Федор Михайлович знакомится с женами декабристов, которые дарят ему маленькую книжку «священного писания», сохраненную писателей до самой смерти. От тяжелой работы и недоедания Федор Михайлович заболевает (проявилось эпилепсия), от чего он был переведен в солдаты, а впоследствии был амнистирован, и вернулся обратно в Петербург в 1854 году.
В родном городе Достоевский, полностью отдавшись любимому творчеству, за достаточно короткий период времени опять завоёвывает имя одного из самых выдающихся русских писателей.
Увлечение социализмом, которым в юности «переболел» Достоевский, в более зрелом возрасте переросло в крайне враждебное отношение к самой социалистической идее, что в свою очередь нашло яркое отражение в его известнейшем произведении «Бесы».
В 1965 году Достоевский теряет брата, после чего Федор Михайлович живет крайне бедно. Дабы улучшить свое материальное положение, писатель посылает первую главу «Преступления и наказания» в журнал «Русский вестник», где он начинает печататься в каждом номере. Веруй если хочешь сердцем Достоевский В это же время Достоевский пишет роман «Игрок», но физическое здоровье, подорванное каторжным трудом, препятствует работе. Наняв молодую помощницу Сниткину Анну, писатель все же заканчивает роман в 1866 году, а вскоре уезжает за границу, женившись на Анне Григорьевне.
Вернувшись в Россию, последние годы жизни писатель проводит очень плодотворно. Из-под пера Достоевского выходят «Братья Карамазовы», «Дневник писателя», «Подросток» и др.
28 Января 1881 года писатель умирает, успев попрощаться семьей.
Веруй если хочешь сердцем Достоевский
Где нравы без просвещения или просвещение без нравов, там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой.
(СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Ф. ДОСТОЕВСКОГО)
По выражению Л. Толстого, «Достоевский, бесспорно, один из самых замечательных, но вместе с тем один из самых трудных представителей не только русской, но и всемирной литературы. И не только самый трудный, но еще и мучительный».
По собственному признанию Достоевского, мучили его Бог и идея. Именно эти понятия стали основополагающими во Всем его творчестве. В понятие «идеи» писатель вкладывал смысл семени из библейской притчи о сеятеле, которую мы находим в Евангелии от Матфея: «вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые… иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».
Семя, брошенное в землю, должно положить начало Божьего сада на земле. Обратной стороной идеи является «тайна» - такая идея, в которую человек верит и по которой живет. Личность для Достоевского - это воплощенная «божественная» идея.
Несмотря на это, писатель терзался сомнениями. Реальная жизнь преподносила загадки, которые никак не вкладывались в представление о Божьем саде. Террорист Шатов из «Бесов» признается: «Я … буду веровать в Бога», что означает - «пока не верую», хотя «бесы веруют и трепещут». Многогрешный Дмитрий Карамазов перед каторгой говорит Алеше: «О да, мы будем в цепях, и не будет воли, но тогда, в великом горе нашем, мы вновь воскреснем в радость, без которой человеку жить невозможно, а Богу быть, ибо Бог дает радость, это его привилегия великая… Да здравствует Бог и его радость! Люблю его!».
Глубокая вера в Бога дарует спокойствие за судьбу мира и свою личную жизнь, как о том говорит библейский Псалом: «Господь, твердыня моя и прибежище мое, избавитель мой, Бог мой - скала моя; На Него я уповаю».
Но кто отрицает существование Бога, тому «все позволено». Ложное «право имеет» Раскольников, Дмитрий Карамазов тревожится: «Меня Бог мучит… А что как Его нет?.. Тогда если Его нет, то человек шеф Земли, мироздания. Великолепно! Только как он будет добродетелен без Бога-то?».
Ответ на этот вопрос дадут большевики: «Все для блага человека, все во имя человека». Но прежде горьковский Сатин заявит: «Существует только Человек», который «звучит гордо», «остальное - деяние рук его».
Для Достоевского все было куда как сложнее. «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей», - говорит Митя Карамазов об ужасной отцеубийственной борьбе в русской дворянской семье Карамазовых. Провинциальный городок, в котором она живет, как все названия, имена и фамилии персонажей у Достоевского, имеет символическое название - Скотопригоньевск. Только дьявол, нагоняющий страсти, имеет скотскую природу. Да и сама семья Карамазовых - это не что иное, как модель российского общества: Иван - свихнувшаяся интеллигенция, Митя - белое офицерство, Алеша - духовно слабая культура, их отец Федор Павлович - беспутная российская власть, а Смердяков - грядущий большевик и разрушитель России, погубитель святых отеческих заветов.
Во время разговора в трактире Иван говорит Алеше: «У нас с тобой еще бог знает сколько времени до отъезда. Целая вечность времени, бессмертие!» Что сказано, то сказано. Но вот насчет бессмертия Иван Карамазов заблуждается. Вождь большевиков Ленин определил конкретный срок для русской интеллигенции и культуры -- до 1922 года.
Крест Ивана (российской интеллигенции) - в его признании своей вины в убийстве отца-государства. Свой суд истории и у русского офицерства - Мити, который просит Алешу: «…перекрести меня … на завтрашний крест». Кажется, только Алешу (русскую культуру) минует «крест». Алешин простодушный порыв ко «всем и вся», его послушание «в миру» означает рабскую покорность русской культуры.
Старец Зосима толкует «ад» как «муку духовную» и «невозможность больше любить», а «рай» - как «подвиг братолюбивого общения» и даруемую им духовную гармонию. Именно эти слова американский писатель Сэллинджер сделал эпиграфом своего творчества, отрекшись не только от мира, но и от веры. «Ад муки духовной» для каждого свой и дан в наказание за то, что каждый из братьев «Бога убил», выражаясь словами обесчещенной девочки из «Бесов».