Карандаш - это графитный стержень в деревянной оправе из мягкого дерева, например кедра, длиной примерно 18 см. Графитные карандаши из существующего в природе необработанного графита впервые начали применять в начале XVII в. До этого для рисования использовали свинцовые или серебряные стержни (известные как серебряный карандаш). Современная форма свинцового или графитного карандаша в деревянной оправе вошла в обиход в начале XIX в.
Обычно карандаш «работает», если вести его или нажимать грифелем на бумагу, поверхность которой служит своеобразной теркой, расщепляющей грифель на мельчайшие частицы. Благодаря нажиму на карандаш частицы грифеля проникают в волокно бумаги, оставляя линию, или след.
Графит, одно из видоизменений углерода, наряду с углем и алмазом, является основной составляющей грифеля карандаша. Твердость грифеля зависит от количества глины, добавленной в графит. Самые мягкие марки карандашей содержат мало - или совсем не содержат - глины. Художники и чертежники работают целым набором карандашей, выбирая их в зависимости от поставленной перед собой задачи.
Когда грифель в карандаше стирается, его можно продолжать использовать, заточив с помощью специальной точилки или бритвы. Заточка карандаша - важный процесс, от которого зависит тип линий, наносимых карандашом. Способов заточки карандашей много, и каждый из них дает свой результат. Художник должен попробовать по-разному заточить карандаши, чтобы знать, какие именно линии можно проводить тем или иным карандашом при разных способах заточки.
Нужно хорошо знать достоинства и недостатки карандаша, как каждого материала, с которым вы работаете. Различные марки карандашей используются в определенных случаях. В следующем разделе рассматриваются некоторые виды рисунков с указанием, какой маркой карандаша или графитового материала они были выполнены.
Приведенные примеры дают представление о штрихах и линиях, сделанных разными карандашами. Глядя на них, по очереди берите свои карандаши и смотрите, какие штрихи вы можете получить, работая тем или иным карандашом. Наверняка вам не только захочется попробовать каждый карандаш и открыть для себя новые возможности для рисования, вы вдруг обнаружите, что у вас повысилось «чувство карандаша». Мы как художники чувствуем материал, которым пользуемся, и это влияет на произведение.
Материалы и примеры штрихов и линий.
ТВЕРДЫЙ КАРАНДАШ
Твердым карандашом можно нанести штрихи, которые почти не отличаются друг от друга, разве что длиной. Тон обычно создается штриховкой перекрестными линиями. Твердые карандаши обозначаются буквой Н. Как и мягкие, они имеют градацию твердости: НВ, Н, 2Н, ЗН, 4Н, 5Н, 6Н, 7Н, 8Н и 9Н (самый твердый).
Твердыми карандашами обычно пользуются проектировщики, архитекторы и специалисты, создающие точные чертежи, для которых важны тонкие аккуратные линии, как при создании перспективы или других систем проекций. Хотя штрихи, наносимые твердым карандашом, мало отличаются друг от друга, они могут быть очень выразительными. Тон, как и мягким, можно создать твердым карандашом, штрихуя перекрестными линиями, хотя в результате мы получим более тонкий и более формальный рисунок.
СИСТЕМЫ ПРОЕКЦИЙ Д ЛЯ ТВЕРДЫХ КАРАНДАШЕЙ
Твердые карандаши идеально подходят для создания чертежей. Как мы уже говорили, такие чертежи обычно выполняют инженеры, проектировщики и архитекторы. Готовые чертежи должны быть точными, на них следует указывать размеры, чтобы исполнители, например мастера, следуя указаниям, могли создать объект по проекту. Чертежи могут быть выполнены с использованием разных систем проекций, начиная с плана на плоскости и заканчивая изображениями в перспективе.
ШТРИХИ ТВЕРДЫМ КАРАНДАШОМ
Я не привожу примеры штрихов, наносимых карандашами 7Н - 9Н.
МЯГКИЙ КАРАНДАШ
Мягкий карандаш обладает большими возможностями для тонировки и передачи фактуры, чем твердый карандаш. Мягкие карандаши обозначают буквой В. Карандаш с маркировкой НВ представляет собой нечто среднее между твердым и мягким карандашом и является основным средством между карандашами с крайними свойствами. В диапазон мягких карандашей включаются карандаши НВ, В, 2В, ЗВ, 4В, 5В, бВ, 7В, 8В и 9В (самый мягкий). Мягкие карандаши позволяют художнику выразить свои идеи благодаря тонировке, воспроизведению фактуры, наложению штриховки и даже простым линиям. Самые мягкие карандаши можно использовать для тонировки группы предметов, хотя в целом я считаю, что в этом случае удобнее пользоваться графитной палочкой. Все зависит от того, на какую поверхность нужно наложить тон. Если это небольшой рисунок, например на бумаге формата АЗ, то, вероятно, больше подойдет мягкий карандаш. Но если вы хотите наложить тон на рисунок большего формата, я посоветовал бы вам пользоваться графитной палочкой.
Единственным мягким карандашом, удобным для выполнения рисунков, требующих высокой точности, - пальма первенства, конечно, за твердым карандашом, - является карандаш с зажимаемым тонким грифелем.
ДРУГИЕ ТИПЫ КАРАНДАШЕЙ
Помимо карандашей, описанных выше, существуют и другие карандаши, представляющие гораздо больше возможностей для экспериментов и открытий в области рисования. Вы найдете эти карандаши в любом магазине, продающем товары для художников.
|
- Карандаш, помещенный в оправу из скрученной бумаги, - графит в оправе из скрученной бумаги, которую отворачивают, чтобы освободить грифель.
- Поворотный карандаш - выпускается во многих видах, с самыми разными механизмами, открывающими острие графита.
- Карандаш с зажимаемым грифелем - карандаш для эскизов с очень мягким топким или толстым грифелем.
- Стандартный толстый черный карандаш, в течение многих лет известный как «Черный красавец».
- Плотницкий карандаш - используется столярами и строителями для нанесения размеров, записей и набросков новых идей.
- Графитный карандаш или палочка. Этот карандаш представляет собой твердый графит примерно той же толщины, что и обычный карандаш. Тонкая пленка, закрывающая острие с внешней стороны, отворачивается, открывая графит. Графитная палочка представляет собой более толстый кусок графита, подобно пастели, обернутый в бумагу, которая снимается по мере необходимости. Это универсальный карандаш.
- Акварельный эскизный карандаш - это обычный карандаш, но если опустить его в воду, то может использоваться как акварельная кисть.
Что такое графит.
Графит - это вещество, из которого делают грифели карандашей, но существующий в природе графит не помещают в деревянную оправу. Графит, добываемый в разных месторождениях, различается толщиной и различной степенью твердости/мягкости. Как видно из рисунков, графит не предназначен для создания детальных рисунков. Он больше подходит для набросков экспрессивного характера, графитом удобно работать вместе с виниловым ластиком.
Графитным карандашом можно делать быстрые, тяжеловатые, драматичные зарисовки, где используются энергичные линии, большие области темных тонов или интересные фактурные штрихи. Такой способ рисования хорошо передаст настроение, но совершенно не подходит для выполнения чертежей. Графитом лучше рисовать большие рисунки: причины этого понятны всем. Графит является универсальным средством, и прежде чем вы начнете им работать, узнайте побольше о его свойствах и особенностях. Так как он не имеет наружной оправы, можно полностью использовать его боковые поверхности. У нас нет такой возможности, когда мы рисуем карандашом. Вы будете приятно удивлены, когда увидите, чего можно достичь, рисуя графитом. Лично я если рисую в свободной и динамичной манере, то всегда использую графит. Если вы в такой манере тоже будете рисовать графитом, то, без сомнения, достигнете больших успехов.
РИСОВАНИЕ МЯГКИМИ КАРАНДАШАМИ И ГРАФИТОМ
В отличие от твердого карандаша, мягким карандашом и графитом можно делать более толстые штрихи и создавать широкий тоновой спектр - от глубокого черного до белого. Мягкий карандаш и графит позволяют делать это быстро и эффективно. Мягким, достаточно острым карандашом можно передать и контур предмета, а также его объем.
Рисунки, выполненные этими средствами, более экспрессивные. Они связаны с нашими чувствами, представлениями, впечатлениями и мыслями, например, это могут быть наброски в блокноте, как результат наших первых впечатлений об объекте. Они могут быть частью нашего визуального наблюдения и записей. Рисунки передают изменение тона в процессе наблюдения, либо благодаря творческой фантазии, либо выражают поверхность фактуры. Эти рисунки могут также произвольно объяснять или выражать экспрессию - то есть они сами могут быть произведениями изобразительного искусства, а не заготовками для будущей работы.
Ластик усиливает действие мягкого карандаша. Мягкий карандаш и ластик позволяют добиться большей выразительности рисунка. Ластик, используемый вместе с твердым карандашом, чаще всего служит для исправления ошибок, а в качестве дополнения к мягкому карандашу и углю является средством создания образа.
Можно добиться разных результатов, если при работе мягким карандашом и графитом по-разному нажимать на них. Нажим позволяет преобразить изображение, либо изменяя тон, либо делая штрихи более весомыми. Посмотрите на примеры градаций тона и попытайтесь сами поэкспериментировать в этом направлении. Изменяя нажим на карандаш, попытайтесь изменить максимальное количество изображение, используя различные движения.
Что такое ластики.
Как правило, мы впервые знакомимся с ластиком, когда нужно исправить ошибку. Мы хотим стереть то место, где допущена ошибка, и продолжить рисовать. Поскольку ластик ассоциируется с исправлением ошибок, мы довольно отрицательно относимся к нему и его функциям. Ластик кажется неизбежным злом, и чем больше он стирается от постоянного использования, тем чаще мы считаем, что ом не отвечает нашим требованиям. Пора пересмотреть роль ластика в нашей работе. Если умело пользоваться ластиком, он может оказаться самым полезным предметом при рисовании. Но сначала нужно отказаться от мысли, что ошибки - это всегда плохо, ведь на ошибках учатся.
Выполняя эскиз, многие художники обдумывают процесс рисования или решают, как будет выглядеть рисунок. Эскизы могут оказаться ошибочными, и их нужно исправлять в процессе работы. Такое случалось с каждым из художников - даже с такими великими мастерами, как Леонардо да Винчи и Рембрандт. Пересмотр представлений почти всегда является частью творческого процесса, он заметен во многих работах, особенно в набросках, где художники разрабатывают свои идеи и замыслы.
Желание стереть целиком погрешности в работе и начать рисовать снова - одна из распространенных ошибок начинающих художников. В результате они делают еще больше ошибок или повторяют прежние, что вызывает чувство неудовлетворенности, приводящее к ощущению неудачи. Когда вы вносите исправления, не стирайте первоначальные линии до тех пор, пока вас не устроит новый рисунок и вы не почувствуете, что эти линии лишние. Мой совет: сохраняйте следы исправления, не уничтожайте их полностью, поскольку они отражают процесс ваших размышлений и уточнение замысла.
Другая положительная функция ластика - воспроизводить области света в тоновом рисунке, выполненном графитом, углем или тушью. Ластик можно использовать для придания экспрессивности штрихам, подчеркивающим фактуру, - ярким примером такого подхода служат рисунки Фрэнка Ауэрбаха. В них техника «тонкинга» является примером использования ластика для создания ощущения атмосферы.
На рынке представлены многие виды ластиков, с помощью которых удаляются следы всех веществ, которыми работает художник. Ниже перечислены виды ластиков с указанием их функций.
Мягкий ластик («клячка»). Обычно используется для рисунков углем и пастелью, но ему можно найти применение и в рисунке карандашом. Этому ластику можно придавать любую форму - это его основное достоинство. Он помогает выработать позитивный подход к рисованию, поскольку предназначен привносить новое в рисунок, а не уничтожать сделанное.
|
- Виниловый ластик. Обычно им стирают штрихи углем, пастелью и карандашом. Его можно использовать также для создания некоторых видов штрихов.
- Индийский ластик. Используется для удаления штрихов, нанесенных световым карандашом.
- Чернильный ластик. Очень трудно полностью удалить штрихи, сделанные чернилами. Ластики для удаления чернил и машинописного текста выпускаются в виде карандаша или имеют круглую форму. Можно пользоваться комбинированным ластиком, один конец которого удаляет карандаш, другой - чернила.
- Очистители поверхности, а именно скальпели, бритвенные лезвия, пемза, тонкая стальная проволока и наждачная бумага, используются для удаления неподатливых следов туши на рисунках. Очевидно, что, прежде чем пользоваться этими средствами, нужно убедиться, что ваша бумага достаточно плотная, чтобы можно было снять ее верхний слой и не протереть до дыр.
- Средства, наносимые на бумагу, такие, как корректирующая жидкость, титановые или китайские белила. Неверные штрихи замазывают непрозрачным слоем белил. После их высыхания по поверхности снова можно работать.
Меры безопасности художника.
Работная с материалами, не забывайте о мерах безопасности. Осторожно обращайтесь со скальпелями и лезвием бритвы. Не оставляйте их открытыми, если ими не пользуетесь. Узнайте, не токсичны ли и не горючи ли используемые вами жидкости. Так, нанесение белил - очень удобный и дешевый способ удаления чернил, в основе которых вода, но белила ядовиты, и пользоваться ими нужно, соблюдая осторожность.
Пемза используется для удаления трудно стираемых штрихов. Однако пользоваться пемзой следует осторожно, так как она может повредить бумагу. Бритвенное лезвие (или скальпель) позволяет соскрести штрихи, которые нельзя удалить другими средствами. Ими можно пользоваться в случае крайней нужды, потому что, удаляя лишние штрихи, вы можете
В спомните свои детские наборы цветных карандашей. Каждый из нас, впервые открыв коробочку и перебрав новенькие, остро пахнущие деревом разноцветные карандашики, задумывался: а зачем белый?
А потом были эксперименты, попытки применить этот цвет в своих детских рисунках. Какой был тогда результат? Чаще всего слабенький. Поэтому следовал закономерный вывод: белый карандаш — самый бесполезный. Но сейчас, когда вы учитесь рисовать профессионально, мы откроем вам тайну: как пользоваться белым карандашом для рисования .
Области применения
Сначала давайте определимся, что именно позволяет нам добиться в рисунке белый цвет:
- Прорисовать самые светлые места.
- Смягчить и осветлить основные цвета, уменьшить их насыщенность.
- Сделать плавный цветовой переход, растушевав границы между цветами.
- Придать объём предметам при помощи бликов.
Монохромные рисунки белым карандашом
Особняком стоит применение белого в создании монохромных рисунков. Чаще всего их делают на чёрной бумаге. А в качестве самостоятельного цвета используют только белый мягкий карандаш.
В результате получаются эффектные изображения животных и портреты людей. При умелом использовании художник может создать на чёрном фоне полутона в пределах основного цвета. Не чудо ли? Всего один цвет может натуралистично передать особенности натуры — изгибы, объемы, структуру волос, кожи и т.д.
Ещё один подходящий материал рисунков — крафтовая бумага. Её цвет и поверхность помогают создавать необычные натюрморты. Эта бумага отлично подходит для изображения фигур людей и пейзажных набросков. На крафт-бумаге можно использовать как один, так и несколько карандашных оттенков.
Рисунки художников белым карандашом
Чтобы наглядно понять, как правильно применять белый в рисовании, обратите внимание на работы художников. Особенно явно его применение видно на портретах. Кей Бойс в своих картинах ярко показывает направление света. Здесь белый цвет передаёт элементы светотени, создаёт объём и оживляет изображение.
Другой художник, Кристофер Лукашевич, в своих портретах использует цвет в двух основных ипостасях: передаёт светлый оттенок одежды и делает выразительные блики на лице моделей (на глазах, губах, коже). Всё это создаёт фотографический эффект в рисунке.
Пейзажи также не обходятся без этого карандаша. При изображении природы он помогает отобразить свет, выделить в карандашном рисунке наиболее светлые места на предметах, а также прекрасно справляется с бликами на воде и объёмом облаков, передаёт фактурность снега и дождя.
В карандашных натюрмортах светлый цвет тоже играет большую роль. Взгляните только, как Юрий Кушевский буквально вдохнул жизнь в луковицу в своём рисунке. Всего лишь один блик, а мы не только видим, но даже чувствуем сочность, объём, одушевлённость этого предмета.
И посмотрите, как пронзительно применяет этот оттенок в своей работе художница Года Лайма. Она изобразила четыре пары обуви. Ничего особенного. Но как белый цвет выделил женские туфельки! Он придал им исключительность, характер и даже дал нам некоторое представление о хозяйке этой обуви. Таким образом, один цвет в таком простом натюрморте создал целую историю.
Теперь вы знаете, зачем белый карандаш для рисования. Остаётся применить полученные знания на практике. Рассмотрите внимательно картины профессиональных художников, отыщите на них все варианты использования белого и попробуйте создать свой шедевр. Если не получится, приходите к нам. Мы поможем вам воплотить все ваши художественные мечты!
В основе карандаша – стержень на основе графита и различных связующих добавок. Именно графит оказался самым удобным и недорогим материалом для письма и рисования. Частички графита цепляются за неровности бумаги, дерева, картона, и создают линии разной интенсивности и оттенков серого. Простыми карандашами пользуются дети в школах, чертежники, мастера на производствах, профессиональные художники – для эскизов, зарисовок, набросков и создания полномасштабных полотен.
Типы чернографитных карандашей Современные чернографитные карандаши различаются по форме, материалу корпуса, твердости графитного стержня и яркости. |
В большинстве случаев корпус простого карандаша твердый, но некоторые марки выпускают гибкие карандаши. Классический корпус карандаша делается из различных видов древесины, но ещё в прошлом веке производители начали выпускать более современные и экологичные карандаши в полых пластиковых корпусах (карандаши со сменными стержнями, например Koh-i-Noor), а также в корпусах из специальных видов вспененных пластмасс. Для профессиональных художников выпускаются безкорпусные стержни – палочки различной толщины, целиком состоящие из графитной массы или угля. Художник не побоится запачкать руки стержнем без корпуса, зато обрадуется более широким возможностям для творчества, которые даёт грифель большого диаметра. Наборы стержней угля и графита часто прилагаются к наборам для рисования красками.
Твердые и мягкие карандаши Самое главное, на что обращают внимание профессиональные художники при выборе чернографитных карандашей – это степень твёрдости грифеля и яркость. Производители указывают эти важные показатели прямо на корпусе с помощью специальных обозначений. Т (твёрдый), ТМ (твёрдо-мягкий) и М (мягкий) – эти обозначения встречаются на простых карандашах российских марок. Принятые международные обозначения – это буквы H (hardness - твёрдость), B (blackness - степень мягкости/яркости), HB (твёрдо-мягкий). Цифрами обозначается степень яркости линии, которую дает карандаш. Обычно, чем мягче грифель простого карандаша, тем более тёмную, яркую и сочную линию он рисует. |
Как пользоваться меловыми маркерами?
Карандаши, произведенные в США, имеют маркировки твердости-мягкости от #1 (самый мягкий) до #4 (самый твердый). Некоторые марки (например, Faber-Castell в серии карандашей Grip 2001) используют собственные маркировки – об этом обязательно есть указания на упаковках и сайтах производителей. Современные линейки чернографитных карандашей содержат стержни с различными характеристиками – сухие и твёрдые, водорастворимые (например, серии Graphitone и Sketching от Derwent), а также супермягкие карандаши с грифелем большого диаметра для скетчей, линии которых хорошо сочетаются с рисунками углем и пастелью.
Наборы чернографитных карандашей Обычные простые карандаши продаются поштучно в любых канцелярских отделах. Часто для удобства к концу карандаша прикреплена небольшая стирательная резинка для корректировок. Овальные технические (строительные и столярные) карандаши для разметки Koh-i-Noor также продаются поштучно и имеют яркую окраску корпуса – чтобы карандаш не затерялся в мастерской. Простые карандаши для рисования и черчения, как правило, продаются в наборах, содержащих карандаши большинства типов твердости и яркости. Это наборы по 3-5 карандашей (базовая линейка твердый, твердо-мягкий и мягкий), и наборы по 6-12 карандашей (расширенная линейка всех типов твердости и яркости). В наборах часто присутствуют точилки и ластики – чтобы поиск инструментов не отвлекал художника от творческого процесса. |
Таким образом, любой, кто так или иначе связан с рисованием и черчением, может без труда подобрать чернографитные карандаши под свои требования, а грамотный выбор инструмента поможет не только добиться отличных результатов, но и получить удовольствие от процесса создания работы.
Посетители этой страницы чаще всего выбирают в интернет-магазине:
Нашла несколько прекрасных советов от Bobby Chiu (один из ведущих преподавателей на Schoolism) о том, как сделать черно-белые рисунки более качественными, которыми и делюсь. Что-то из этого может показаться простым, но все советы реально работают. Монохромные рисунки - важная часть обучения рисованию, они развивают понимание тона, объема и многое другое, а рисовать их при этом немного проще. Советы ниже относятся к рисованию карандашами, ручками и маркерами.
Убирайте избыток чернил на отдельном листе.
Шариковые ручки - прекрасный материал, ими можно создавать красивые тонкие контрастные штрихи.
Но когда рисуешь ручкой, всегда в процессе работы на стержне появляются излишки пасты, которые нужно снимать. Я много раз видела, как художники делают это на полях своей работы, но лучше использовать для этого отдельный лист. нужно прижать кончик стержня к бумаге и немного покрутить им. Так линии ручки будут четкими, тонкими и не будет клякс на работе.
Используйте разные оттенки серого.
Этот совет отлично работает с маркерами - обычно там широкая линейка оттенков холодных и теплых серых цветов. Пользуясь не одним маркером, а несколькими, можно добавить рисунку глубины и выглядеть он будет интереснее.
Рисуйте эскиз для маркерного рисунка простым карандашом.
Прежде чем делать работу маркером, набросайте эскиз простым карандашом. Прелесть метода в том, что после высыхания маркеров по утверждению Бобби рисунок карандашом можно легко стереть не повреждая при этом маркерный рисунок.
Не выбрасывайте подсохшие маркеры.
Многие стремятся заправить маркер при первых признаках подсыхания, но полузасохшие маркеры и фломастеры - вполне самостоятельный инструмент для создания потрясающих текстур. Попробуйте рисовать ими неглубокие тени или неровные поверхности на рисунке.
Используйте все возможности карандаша.
Рисование карандашом уникально, как почерк. Используйте самые разные штрихи и нажим, чтобы подчеркнуть форму и добиться текстурности. От себя добавлю, что очень полезно сделать себе лист с «библиотекой текстур», где собирать штрихи разной формы и направления, и поглядывать на него в процессе рисования, чтобы не зацикливаться на обычных штрихах.
Помните про свет.
Во время рисования карандашом очень легко перетемнить светлые места, а вернуть светлый тон бывает очень сложно, поэтому не спешите сделать рисунок контрастным. Если вы чувствуете, что перетемняете картинку - отложите на некоторое время рисунок, чтобы понять где нужно остановиться, а где можно еще поработать.
Используйте несколько карандашей.
Никто не запрещает рисовать одним карандашом, но как правило добиться красивых штрихов, четкого рисунка, и глубоких теней можно лишь используя карандаши разной мягкости. Порядок работы - от самых твердых к самым мягким. Удобно набросать эскиз и первые тени карандашом H и постепенно двигаться по линейке мягкости с утемнением картинки (я обычно останавливаюсь на 6B или 8B).
Защищайте свою работу.
Такой простой совет и почему-то многие им пренебрегают. Подкладывайте чистый лист бумаги под рабочую ладонь, чтобы не смазывать рисунок. Лайфхак: лучше использовать матовую кальку - так видно всю работу целиком.
Рисуйте экизы или тамбнейлы перед началом работы.
Тоже простой совет и тоже ему часто не следуют. Тамбнейлы (thumbnails) - это такие маленькие почеркушки с расположением и композицией будущего рисунка. Это обязательный этап перед крупными работами, но и в мелких рисунках он тоже помогает. Эскиз может быть очень примерным, но даже он серьезно упростит жизнь.
Вот такие простые советы от хорошего практика позволят сделать ваш рисунок аккуратнее и приучат к хорошим привычкам. А что вам помогает при рисовании карандашом, ручками или маркерами?
Помимо обычных и авкарельных цветных карандашей, мне хочется выделить в отдельный обзор карандаши не совсем обычные.
Это карандаши, предназаначенные для рисования на черной и тонированной бумаге (белые карандаши, а так же серебряный и золотой), многоцветный карандаш и карнадаши для растушевки и бликов Blender и Burnisher.
Белые и "металлические" карандаши - у меня их несколько разных производителей, но принципиальной разницы лучше/хуже я пока не могу отметить, различия небольшие.
Можно рисовать ими как и обычным карандашом, просто по темной бумаге (правда, отсканировать серебряный и золотой карандаш так, чтобы не потерять значительную часть производимого ими эффекта мне кажется невозможным)
А можно рисовать "наоборот", заштриховывая светлые места и оставляя темные - это и полезно, как упражнение, и дает очень интересные результаты.
Еще мне очень нравится, как становится интереснее и объемнее карандашный рисунок на тонированной бумаге, если ему добавить белых акцентов
Карандаши для растушевки и бликов я так и не смогла распробовать как следует. Blender - карандаш для растушевки, Burnisher - полировщик, для придания блеска. Кроме того, если верить производителю, то этими карандашами можно нанести блики на бумагу до применения цвета.
Тестовые выкраски - видно, что эффект от растушевки и полировки заметнее на шероховатой акварельной бумаге (слева). Линии, нанесенные до цветного карандаша, наоборот, заметнее на гладкой бумаге справа. Причем Burnisher ослабляет цвет пигмента, а Blender оставляет более четкие почти белые штрихи (у меня сложилось впечатление, что это больше из-за продавливания бумаги)
На тонированной бумаге меньше заметен эффект растушевки, предварительное нанесение бликов выглядит немного иначе, чем на белой.
В общем, могу сказать, что я лично так и не научилась применять сознательно эти материалы. Вот на этом рисунке я попыталась использовать их оба - Burnisher для предварительного осветления блестящих мест на каштане, а Blender - для его итоговой полировки. Не знаю, насколько сильно заметен эффект и получилось ли намного хуже, если бы я их не использовала.
Если у кого-нибудь есть интересные примеры эффективного использования этих карандашей - поделитесь, пожалуйста!
Многоцветный же карандаш стал для меня недавним открытием. Я получила его в подарок и он довольно долго лежал у меня просто так, как курьез непонятного применения. Но на днях