Вигеланд скульптуры. Иллюстрированный журнал Владимира Дергачёва «Ландшафты жизни. Общее описание и планировка парка

Осло — город, богатейший на скульптуру. Причем в самых неожиданных местах. Памятники знаменитостям, которых «непропорционально много в маленькой Норвегии», — это само собой, они почти неразличимы в европейских городах. Но вот воплощенные в скульптуре «маленькие люди» и обычные судьбы — парочка за столиком в кафе, рыбак над ручьем, нищий на тротуаре — трогают и умиляют прохожих на улицах норвежских городов, в том числе и столицы. И среди них в количестве, странном для неласковой северной страны, присутствует обнаженная натура. Достаточно сказать, что городскую ратушу в столице фьордов украшает статуя прекрасной обнаженной норвежки — как символ женского равноправия. Говорят, «дети природы», скандинавы, к обнаженной натуре относятся спокойно, как ко всему, что естественно. Солидарны вы с ними или нет, в Осло вам нужно идти во Фрогнер-парк — парк скульптур великого Густава Вигеланда, подлинное сердце этого города, тридцать два гектара, на которых человеческое тело стало частью пейзажа и культа.

Детство Густава Вигеланда прошло в окружении вырезанных из дерева фигурок, сделанных его отцом, и в мечтах о том, чтобы самому стать резчиком по дереву. Кто знает, в какой момент, в детских ли первых опытах с инструментами, в паридских штудиях, в бдениях с друзьями-художниками (среди которых первым долгое время был Эдвард Мунк) или во время одинокой отчаянной работы, у Вигеланда созревает замысел невиданного размаха: создать парк скульптур из камня и бронзы и воплотить в нем всю человеческую жизнь — все чувства, отношения, возрасты... Сорок лет работы и исправных платежей налогоплательщиков (норвежские власти остроумно решили проблему бюджета на творение молодого таланта) принести достойный результат.

Весомо, грубо, зримо. «Из камня сделать пар» — это не про него. Вигеланд врубается в камень или бронзу и созидает из них человеческие тела — и человеческие тела его статуй хранят твердость камня и крепость бронзы. Впрочем, для Норвегии и норвежского искусства это характерно: сама природа здесь требует силы и мужества от любого, будь то заезжий гость или тем более местный уроженец. Так повелось еще со времен викингов, на которых вигеландовские персонажи здорово похожи.

Голая правда

Фрогнер-парк впечатляет с первых минут. Тому, что все фигуры здесь обнажены, есть несколько причин. Это и отсылка к прекрасной Античности, где обнаженное тело символизировало красоту и совершенство: впрочем, от античного «в здоровом теле — здоровый дух» у скульптур Густава Вигеланда есть одно существенное отличие: среди его работ не только изображающие юное тело в его расцвете и прелести, но и скульптуры людей, обезображенных старостью, болезнью или смертью. И это производит очень сильное впечатление.

Вторая причина, не менее важная, — норвежский менталитет, а Вигеланд при создании парка показал себя истинным сыном своей земли.

И третье, главное. Одежда и прическа — это эпоха. Мода. Положение в обществе. Обнаженный же человек одинаков во все времена — так же, как его страсти, мечты, стремления, «подлости и мелкие злодейства»... Вигеланд это понимал. И совершенно не хотел, чтобы его парк со временем превратился в наглядное пособие по тому, как одевались люди двести-триста лет назад. А хотел — с поистине библейским размахом — создать работу, которая отражала бы всю человеческую жизнь от материнской утробы до смерти.

Этой работе была посвящена вся жизнь. И результат остался в веках.

В парк ведет мост, переброшенный через крошечную речушку, словно дорога из мира обыденности в мир фантазий Вигеланда. С четырех сторон мост украшен колоннами, на которых аллегорические фигуры в хитонах борются с диковинными ящерами — и неизменно проигрывают, как проигрывает человек битвы со своими страстями. Скульптор человеческую природу знал и не идеализировал. Тем интереснее смотреть на его работы — в них узнаешь себя. Более шести сотен фигур, статичных или в динамике. Матери и дети, деды и внуки, любовники и друзья. Беременные женщины и умирающие старики. Действительно, вся человеческая жизнь запечатлена здесь.

В центре моста, ведущего в парк, расположены детские фигурки, изображающие четыре темперамента — флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик. Холерический взрывной пупс с натертым до блеска сжатым кулачком, официально именуемый «Капризный малыш» или «Сердитый мальчик», — это предмет неизменных восторгов всех посетителей парка и неофициальный символ Осло, а по версии скульптора, создававшего парк в годы фашистской оккупации, — образ самой страны: Норвегия маленькая и ничего не может сделать, когда ее обижают, но сердится не на шутку.

Жизнь продолжается

Поразительно, что даже мрачные и тяжелые сюжеты не отпугивают посетителей. Парк скульптур Вигеланда стал поистине душой города, его самым посещаемым местом. С раннего утра до поздней ночи здесь можно видеть родителей с малышами, спортсменов на велосипедах и бегом, бодрых скандинавских пенсионеров, собачников с питомцами, туристов со всего мира... Но в нетуристический сезон парк не спит. Даже в страшные дни после терактов Брейвика здесь не утихала жизнь. Вигеланд был великим оптимистом, и кажется, что чувство веры в человека передается каждому посетителю его парка. Оно во всем. ...В том, что по парку нужно идти через розарий. Символика шипов и роз, сочетание грубого камня и нежных соцветий слишком явны и внятны, поняты любому приходящему, и незачем проговаривать их вслух. Равно как и символика восхождения — парк стремится вверх, нужно преодолеть не один десяток ступеней, чтобы добраться до Монолита, его сердца, о котором будет сказано ниже…

Если взглянуть под ноги на одной из площадок парка, можно увидеть, что орнамент, украшающий ее, — это лабиринт. Его длина более трех километров, и стоит пройти хотя бы часть, чтобы увидеть, что из любого тупика есть выход, а если вы попали не туда, всегда можно вернуться и начать все сначала. ...Если рассмотреть внимательно фонтан «Чаша жизни», где шестеро исполинов несут огромную чашу и вода хлещет из нее, не убывая, — можно увидеть, что вокруг «растут» четыре бронзовые рощи, воплощающие человеческие возрасты: детство, юность, зрелость и старость. Они замкнуты в кольцо, и рядом с фигурами, воплощающими печальные и страшные жизненные финалы, — например, со скелетом, цепляющимся за дерево, как за жизнь, из последних сил, — можно увидеть старость мудрую и счастливую: старик держит внука за руку, ты продолжаешься в твоих потомках, жизнь вечна...

Скрещенья рук, скрещенья ног...

И главное, до чего стоит здесь дойти, а дойдя, застыть в уважительном раздумье. Центр и сердце парка — Монолит. Огромная гранитная колонна из сплетенных человеческих тел. Где понизу — тела раздавленные или умирающие, выше — отчаянно рвущиеся к жизни и свету, ползущие вверх, и на самой вершине, на высоте в шестнадцать метров, ближе всех к небу, — новорожденный младенец.

«Монолит — моя религия », — говаривал скульптор. Без долгих слов и не оставив ни одной священной книги. Вигеланд действительно создал свои скрижали в каменных фигурах, удивительно живых. В этом сплетении тел каждый находит свое: от фрейдистов, которые не могли обделить вниманием огромный столб из обнаженных тел, до искусствоведов, утверждающих, что все фигуры Монолита тянутся к Богу, а ближе всех к нему — чистая, не успевшая нагрешить душа новорожденного. Здесь стоит остановиться и подумать. Каменные люди говорят с живыми о живых.

Далекий и загадочный Осло, основанный викингами, является самым зеленым городом мира, который идеально подходит как для активного, так и расслабленного отдыха. Столица прекрасной Норвегии, расположенная на юге страны, отличается особой атмосферой с неповторимым скандинавским колоритом.

Многоликий город с тысячелетней историей вряд ли сможет соперничать со старинными мегаполисами, полными архитектурных и исторических достопримечательностей. Однако туристы, интересующиеся вопросом о том, что посмотреть в Осло, не будут разочарованы.

Цитадель викингов

Славный город, власти которого тщательно оберегают девственные природные уголки, окружен горными вершинами, покрытыми густыми лесами. Расположенная в живописном месте, у самого начала Осло-фьорда, простирающегося на 100 километров, столица Норвегии признана зеркалом истории и современности государства. Древняя цитадель викингов, пережившая периоды расцвета и упадка, по праву считается самым интересным городом страны.

Как добраться до норвежской столицы россиянину?

В настоящее время в Осло наблюдается рекордный приток туристов, желающих познакомиться с культурными традициями и самыми необычными уголками норвежской жемчужины. Россияне частенько выбирают ее местом своего отдыха, и никто не жалеет об интересном путешествии в Скандинавию.

Так, компания "Аэрофлот" выполняет прямые рейсы из столицы нашей страны, и самолеты по маршруту Москва - Осло отправляются дважды в день. Время в пути занимает около трех часов, а стоимость билетов в оба конца составляет около 300 долларов. Стоит учесть, что полеты с пересадкой в европейских городах обойдутся гораздо дороже.

Те, кто боятся летать, выбирают наземный транспорт и отправляются в далекий путь на поезде. Необходимо знать, что прямых рейсов "Москва - Осло" не существует, и сначала придется доехать до Хельсинки, затем добраться на пароме до Стокгольма, а оттуда на скоростном поезде до норвежской столицы. Время в пути составит 32 часа, а за билеты в оба конца придется отдать более 540 долларов.

Парк с неоднозначными скульптурами

Туристы отправляются на увлекательные экскурсии, и одно из самых интересных приключений ждет всех в знаменитом и неоднозначном Vigelandsparken. Посетить его можно совершенно бесплатно. Время в Осло отличается от московского всего на час летом (зимой - на два), поэтому отдыхающим не придется тратить несколько дней на то, чтобы выработать новый режим. Гости столицы смогут сразу же отправиться в необычный уголок, занимающий территорию в 30 гектаров.

Это одно из самых запоминающихся мест в Осло, которое вызывает противоречивые чувства. Парк создал знаменитый Густав Вигеланд, посвятивший своему творению около 40 лет жизни. Он доводил до идеального состояния каждое из 227 изваяний в натуральную величину и многочисленные детали, связывающие пространство гигантского комплекса под открытым небом в единое целое. Все произведения автора (парковая архитектура, фонтаны, мосты, ограды) связаны между собой словно звенья одной цепи.

Однако это не обычный парк, в котором развлекаются туристы, а настоящее сакральное место, где некоторые шедевры символизируют человеческое грехопадение и олицетворяют сатанинскую силу. Всевозможные состояния людей - вот основная тематика комплекса, где скульптура человека изображает абстрактные чувства или эмоции, понятные всем с первого взгляда.

Вход и аллея с изваяниями

Главные ворота выполнены из белоснежного гранита и железа, выкрашенного в черный цвет. На них можно увидеть причудливые узоры - стилизованные фигуры мужчин, олицетворяющие собой разные этапы жизни. Ворота состоят из пяти больших и двух маленьких порталов, украшенных квадратными фонарями. Если вглядываться в створки, то можно увидеть изображения Змия - библейского символа сатаны.

Рядом со входом располагается центр туристической информации и несколько сувенирных лавочек. Далее идет длинная аллея, вдоль которой установлены многочисленные скульптуры женщин, мужчин и детей, отражающие всю гамму человеческих чувств. Тут же высится изваяние самого автора, не дожившего до открытия своего детища год. Любопытно, что это единственное произведение в парке, которое "одето".

Уникальный проект

Увлекающийся философией и мистицизмом, перспективный художник интересовался образами, олицетворяющими демоническое начало и грехи людей. заявлял, что природа человека намного сложнее, чем все дьявольские силы. Норвежские власти считали Вигеланда безумным гением, горевшим желанием сделать для города Осло уникальный проект.

Получив в полное свое распоряжение десятки гектаров земли в начале прошлого века, он приступил к работе над созданием произведений, которых, по условиям контракта, нельзя никому продать. Мастер делал все, что ему заблагорассудится, и таким образом в столице Норвегии в 1940 году появился загадочный парк с огромным собранием провокационных шедевров, выполненных из гранита, бронзы и железа.

Чем руководствовался автор странного местечка и какие цели он преследовал, сейчас никто не ответит. Возможно, он отразил свой взгляд на человеческую сущность, сделав упор на ярких и эффектных образах. Скорее всего, творец даже не помышлял создать настоящий ад на земле, как воспринимают парк скульптур Вигеланда многие посетители, а хотел лишь продемонстрировать слабость человека, который не может устоять перед пороками, но пытается бороться со своими демонами.

Как заявляют современные исследователи, открытие необычного комплекса, где все спроектировано норвежским мастером, совпало со ставшими необычайно популярными в то время лозунгами о расовой теории. Но администрация города Осло заверила, что парк начал строиться еще до прихода к власти Гитлера, и поэтому не видит никакой связи между ним и пропагандой национализма.

Философский смысл каждого образа

Все работы Вигеланда, передающие различные эмоции, несут философский смысл, и в каждом произведении можно увидеть жизненный путь человека - от рождения до ухода. Изображения обнаженных людей смущают многих посетителей, не понимающих символизма композиций.

Автор мрачных образов хотел донести до зрителей мысль о том, что смысл жизни заключается в духовности и стремлении к светлым силам. Языком жестов, поз, мимики противоречивая личность воплотила свои размышления о человеке и его предназначении.

Центральная композиция комплекса

Главной композицией парка скульптур Вигеланда в Осло признана работа "Монолит", основанием которой является каменная платформа с 36 группами, символизирующими круговорот жизни. Самая высокая точка комплекса создавалась на протяжении 14 лет.

В центре платформы установлен 17-метровый столб, на котором размещены фигуры людей, карабкающихся наверх. Ходят самые разные мнения относительно того, какой же смысл вложил в композицию Вигеланд: кто-то видит прототип Вавилонской башни, а кто-то считает, что это попытка человека взобраться на Олимп и тем самым бросить вызов Создателю.

Однако, как расскажут экскурсоводы, "Монолит", состоящий из переплетенных человеческих тел, олицетворяет естественное желание людей стать лучше в нравственном плане, приблизиться к Богу, и только единство поможет найти путь к спасению. Главной темой композиции является цикл жизни человека, и неслучайно попасть сюда можно через железные ворота с контурами фигур, изображающих людей в разном возрасте.

Необычный фонтан

Нельзя пройти мимо фонтана, окруженного 20 бронзовыми деревьями, сияющими в лучах солнечного света. Каждое из них - это символ определенных этапов, которые проходит человек. Расположенные по кругу, они показывают, что после естественного ухода зарождается новая жизнь, и никто не в силах помешать возрождению.

Посетители словно попадают в потусторонний мир, а на самом деле создатель сооружения с барельефной окантовкой спародировал в котором человек вместо того, чтобы наслаждаться красотой, отрекается от Бога и превращается в обычное дерево.

Украшенный человеческими фигурами мост

Чуть поодаль от входа в парк скульптур Вигеланда можно увидеть стометровый мост, украшенный 58 бронзовыми изваяниями, установленными на гранитных парапетах. Фигуры детей и взрослых обнажены, и посетители вряд ли будут восхищены идеальными пропорциями, поскольку художник не стремился показать красоту человеческого тела. Люди с разными физическими недостатками стоят группами и по отдельности, а на их лицах гримаса от непереносимых страданий.

Изваяния, вызывающие интерес посетителей

Чуть ниже моста, под которым протекает река, символизирующая Стикс и разделяющая мир мертвых и живых, материальное и духовное, располагается детская площадка, выполненная в форме круга. На нем установлены восемь изваяний малышей, а главным является фигура еще не родившегося ребенка, застывшего вниз головой. Автор считает композицию тем местом, где зарождается жизнь.

Одной из самых любимых среди посетителей является скульптура, название которой звучит как "Злой мальчик", однако изваяние малыша, в ярости топающего ногами по земле, получило неофициальное имя "Мона Лиза Вигеланда". Каждый гость парка обязательно фотографируется с пользующимся огромной популярностью гримасничающим мальчишкой, держа его за руки, и отполированные до блеска ладони ребенка сияют на солнце.

Не менее примечательны творения, установленные на четырех столбах. Люди, порабощенные ящероподобным чудовищем, пытаются сопротивляться, но в итоге они сдаются под мощным натиском демона, плотно сдавившим тело человека.

Пародия на злой и мрачный мир

Скульптура "Колесо жизни" вызывает бурю эмоций у посетителей. Бронзовое произведение, представляющее собой гирлянду держащихся друг за друга людей, символизирует жизненный цикл от колыбели до смерти, от могилы к возрождению. Олицетворение вечной жизни многие искусствоведы считают пародией на мрачный и бездушный мир, в котором человек лишается надежды на лучшую долю.

Музей скульптора

На юге парка скульптур Вигеланда находится мастерская художника, в которой после смерти создателя никто ничего не менял. Сейчас в ней работает популярный музей, и все его экспонаты знакомят с творчеством известного норвежского мастера, создавшего немало творений и разработавшего дизайн Нобелевской премии. Его шедевры украшают сегодня многие но главным произведением непонятого гения является неординарный сад людей, заглянув в который, все выходят пораженными.

Сады бывают разные. Например, в тени вишневого сада можно насладиться летней прохладой и приятным ветерком. А вот в Норвегии есть, самый что ни на есть настоящий Сад Людей. И Сад этот был создан норвежским гением –

Для того чтобы стать скульптором, достаточно иметь золотые руки и хороший вкус – обладать анальным и зрительным векторами. Но гениальные скульпторы – это, прежде всего, те, кто обладает еще и звуковым вектором, как и Густав Вигенланд.

Анально-зрительные художники создают красоту. Люди со звуковым вектором в эту самую красоту обрекают мысль. Первыми восхищаешься, над вторыми еще и задумываешься. Всерьез и надолго.

Сад Людей, как часто называют Парк скульптур Вигеланда в Осло, — не просто манифест жизни мастера и не просто отражение его взглядов на мир. Это удивительно тонкая работа, попытка передать психологию людей — таких разных и одновременно таких одинаковых — в камне и металле. Жизнь человека от зачатия до смерти. Если внимательно вглядеться, то в некоторых скульптурах можно найти фрейдистские мотивы (что мы и увидим чуть позже). В иных работах встречаются общекультурные символы – круг, чаша, змей, дерево – и фольклорные темы.

Взгляд Густава Вигеланда на жизнь проникнут звуковыми переживаниями и поисками ответов на вечные вопросы. Впрочем, весь Парк – это и есть один большой поиск и попытка сформулировать свой четкий ответ. Кто такой человек? Зачем он приходит в этот мир? С чем уходит? Что происходит дальше?

С другой стороны, здесь не обошлось и без чуткой работы зрительного вектора , ведь большинство скульптур еще и тонко передают эмоции. Все они как живые: оттенки эмоциональных состояний передают не только лица, но и каждый мускул, каждый жест и полужест.

Почти все скульптуры, представленные в Парке, обнажены. Женщины, мужчины, старики, младенцы… ни у кого нет одежды. Их тела – неидеальны. Это не Венеры Милосские и не Аполлоны. Это обычные люди. Голые и настоящие. Ведь человек с анальным вектором всегда стремится отобразить правду: такую, как она есть, голую правду, без прикрас. Одежда скрывает истинные намерения человека, а в скульптурах Вигеланда каждый мускул передает глубину эмоции. Здесь же они обнажены глазу зрителя. Обнаженная правда, голые эмоции. Смотрите и внимайте!

Давайте же погуляем по Саду Людей и попытаемся понять, что хотел донести до нас Густав Вигеланд.
С чего начинается жизнь человека? На этот вопрос можно найти ответ, спустившись на Детскую Площадку Парка скульптур, которая находится совсем недалеко от Моста. Во многих туристических заметках пишут, что здесь Густав Вигеланд изобразил детские игры. Но это не так.

В центре композиции — то, с чего начался каждый из нас – эмбрион. Крепко спящий перевернутый младенец, уже совсем настоящий человек. Сейчас ему хорошо и спокойно, но еще чуть-чуть — и он ступит в этот мир, холодный, незнакомый и страшный. А пока он спит и видит сны о Рае, молочных реках и кисельных берегах.

Детская площадка – иллюстрация первого года человеческой жизни, самого важного и самого долгого для любого человека. Вот младенец еще лежит на спинке. А вот он перевернулся на живот и поднял головку. Тут он еще сидит. А здесь малыш уже пытается встать. Еще немного – и он выпрямится, сделает первый шаг и станет настоящим человеком.
Остальная часть Сада Людей представляет как раз иллюстрацию той самой жизни человека во всех ее проявлениях. Так, например, на Мосту располагается 58 скульптур, посвященных отношениям между мужчиной и женщиной и отношениям взрослых и детей – во всех возможных красках и оттенках.

Здесь можно встретить и четырех младенцев, олицетворяющих собой четыре темперамента человека. Самый известный из карапузов – холерик в гневе– давно стал эмблемой Сада Людей и объектом нежной любви туристов, так и норовящих подержать его за грозно сжатый кулачок.

На мосту можно увидеть и целую галерею таких разных отцов. Вот, например, счастливый глава семейства с двойней. И совсем недалеко – другой отец, отмахивающийся от налетевших на него младенцев, словно в попытке вырваться, освободиться. Вот папаша играет со своим ребенком. А здесь папа лупит нашкодившего уже давно не маленького сына. Тут же можно встретить и всевозможных мам, но, по большей части, все они заботливые и ласковые в отличие от таких разных пап.

Такими же разными изображены и отношения между мужчиной и женщиной. Вигеланд показал как идеальные отношения – мужчина и женщина движутся синхронно, внимательно повторяя движения друг друга — , так и отношения, далекие от идеала – партнер пытается избавиться от крепко вцепившейся в него подруги сердца и всеми силами хочет скинуть ее с себя, как пиявку.

Сразу за мостом мы оказываемся перед удивительным фонтаном «Бремя жизни», представляющим собой цикл человеческой жизни: от рождения до смерти. Жизнь – не такая уж простая штука: каждый несет ее по-своему, как несут чашу люди в центре фонтана. А для человека со звуковым вектором жизнь нередко представляется одним лишь сплошным страданием. Он не рад тому, что появился на свет, не рад такому ограниченному человеческому телу, оттого и жизнь для него – не радость, а именно бремя.

По периметру фонтана расположены композиции, олицетворяющие те или иные этапы в жизни человека. Все герои композиций сидят в дереве – том самом дереве жизни, именуемом у скандинавов Иггдрасиль – первооснове всего живого.
Вот дерево, на котором повисли младенцы. Много-много младенцев, гроздями свисающих с веток, словно плоды жизни. Пока что они все вместе, своей маленькой стаей. Потряси дерево и пробуди одного из них к жизни! На другом дереве мы видим одинокого малыша, который внимательно прислушивается к чему-то. Да это же ребенок со звуковым вектором , который в этом чистом и ясном зове внезапно осознал себя, свое Я.

На иных композициях можно разглядеть и муки пубертата, и проблемы адаптации в обществе. Вот дерево, где все дети играют вместе: общаются, социализируются, а совсем рядом, в ветвях соседнего дерева, – одинокий мальчик, которому не до забав сверстников. Он мечтательно смотрит в небо и думает о Боге. На ином дереве – молодая девушка, которая стыдливо прикрывает свое изменяющееся тело и замерла в ожидании взрослой жизни, будто приготовившись к прыжку в омут с головой, словно ласточка.

На древах жизни мы увидим и первую любовь, и первую утрату, и одиночество, и гармонию. И счастливое потомство, и даже смерть. Все тела людей тесно переплеты с ветвями деревьев. Чье-то дерево приносит плоды, а чье-то совсем зачахло. Последнее дерево пугает. В нем сидит скелет. Смерть, как она есть.

Но не стоит бояться. Ведь совсем рядом со смертью то самое первое дерево с гроздьями младенцев. Жизнь завершила свой цикл и пошла на новый круг: вернулась к тому, с чего началась. За смертью следует перерождение, чему свидетельствуют и барельеф, на котором изображен младенец, сидящий на костях погибшего животного. Колесо сансары вращается непрерывно.

Вокруг Фонтана на земле плиткой выложен грандиозный лабиринт с многочисленными ходами и ловушками. Лабиринт для звуковика – метафора жизни, поиска истины. Чем больше ищешь «выход», тем больше плутаешь. Путь к истине не так прост, как кажется. Попробуйте сами его пройти!

Кульминация Сада Людей – Плато Монолита, в центре которого грандиозный 17-тиметровый обелиск (Монолит) – вершина творчества Густава Вигеланда, про которую он скажет: «Это моя религия».

Монолит представляет собой высокий обелиск, состоящий из множества человеческих тел. Люди движутся к свету, движутся вверх по столбу, поддерживая друг друга и помогая карабкаться вверх. Внизу – мертвые тела тех, кто не выдержал всеобщей схватки за жизнь, и старики. Ближе к вершине – самые упорные и молодые, которые выкидывают на самый верх Монолита младенца. Движение вверх – это и движение к свету, и желание постичь божественное, и движение в будущее. Несмотря на то, что человек человеку волк, люди помогают друг другу, ведь они знают, что в одиночку не выживет ни один. Что никто не сможет достичь вершины, если не будет прочих людей. Стая движется вверх, люди обеспокоены продолжением себя во времени, поэтому выкидывают наверх младенца – олицетворение будущего всего человечества.

Вокруг Монолита – множество фигур, продолжающих тему, начатую еще на мосту. Люди, люди, люди…в радостях и печалях, в любовных играх и горе. И, пожалуй, нет смысла описывать каждую отдельную фигуру – это нужно видеть и чувствовать.

Скажите имя Густава Вигеланда любому норвежскому художнику или скульптору, и их глаза тут же загорятся нежностью и пониманием – в своей родной Норвегии этот скульптор полюбился многим, особенно жителям столицы – Осло.

(Всего 28 фото)

1. В 1921 году город выделил скульптору дом, в котором он в последствие работал и жил двадцать лет.

2. После себя скульптор оставил удивительный , ставший напоминанием не только о нем самом, но и о политической и культурной жизни Норвегии.

3. И все же парк строился на почве споров и разногласий. Власти хотели построить библиотеку. К сожалению, ее местонахождение оказалось на месте дома Вигеланда.

4. После долгих споров и диспутов по этому поводу дом все же остался скульптору, однако он пообещал сделать для города что-нибудь экстраординарное взамен.

5. С тех пор все свои работы скульптор отдавал городу. Он был очень плодовитый – вероятно, Осло даже получил больше, чем просил.

6. В результате этого экстраординарного контракта между Вигеландом и Осло, практически ни одна из его работ не покинула пределов Норвегии. И все же, если вам нужна хорошая причина посетить эту страну, ищите ее в парке скульптур.

7. Это было определенно не маленькое свое дело . В конце концов, к моменту смерти скульптора в 1943 году, в парке на площади более 300 кв. м было более двухсот скульптур.

8. Будучи другом и соратником Родэна, Вигеланд любил экспериментировать с современными формами работ эпохи ренессанса и древнего искусства.

9. В начале своей работы он искал вдохновения в отношениях двух полов, а также в отношениях между старшим и младшим поколением, между членами семьи и неумолимым приближением смерти, которая не является концом сама по себе.

10. Его студия у Нобелевских ворот находится рядом с парком Фрогнера (который сейчас более известен, как парк Вигеланда).

11. Его самая известная работа – Монолит – кульминация работы всей его жизни: 121 фигура пытаются добраться до вершины.

12. В его скульптурах глубоко прослеживается тема понимания конфликта и комфорта в человеческих отношениях. Истинную двоякость нашей связи с семьей и обществом можно найти повсюду.

13. Работы Вигеланда передают глубокую отчужденность, которую скульптор переживал всю свою жизнь.

14. Тема смерти присутствует во многих его работах, а ее представление варьируется от меланхоличности и несчастья до глубокой любви и восторга.

15. И все же парк представляет собой, скорее, жизнь и путешествие, а не дорогу к смерти. Каждая группа или индивидуальная скульптура представляет собой один аспект или сцену жизни – это путешествие каждого, представленное в камне и бронзе.

16. Нагота фигур, естественно, несет символический характер.

17. Природа и скульптура объединены в этом представлении человечества. Эти скульптуры не стыдятся и не боятся встретить собственную смертность.

18. Какой парк без фонтана? Вигеланд подарил Осло фонтан из 60 бронзовых статуй.

19. Суть сцены на этом фонтане заключается в том, что природа циклична, и смерть дает новую жизнь.

20. Вигеланд также спроектировал схему парка, которая имеет план классического сада.

23. Официальное месторасположение парка с таким большим количеством нагих фигур лишь подчеркивает всю драму двусмысленности. Ведь нагота смущает людей.

Валентина Балакирева (фото), Владимир Дергачев


http://pics.livejournal.com/vobche/pic/000hrztz

Самый большой в Европе знаменитый Парк (Сад) скульптур Вигеланда расположен на западе Осло, является частью большого парка Фрогнер. Создан норвежским скульптором Густавом Вигеландом (1969 - 1943), одним из самых плодовитых в мире с эпохи Микеланджело. С помощью символизма и натурализма автор стремился рассказать своими изваяниями о человеческой жизни от рождения до смерти, от созревания до увядания. Доминанта Сада скульптур — 17-метровый 180-тонный Монолит, напоминающий фаллос. Вигеланд не давал названия своим творениям.

Густав родился на ферме, название которой звучит как Вигеланд, в маленьком приморском городке на юге Норвегии, в семье ремесленников и крестьян. В юности он был отправлен в Осло, где обучался грамоте и резке по дереву в художественной школе. Но после внезапной смерти отца вернулся на малую родину, чтобы помогать семье.

Вигеланд вновь приехал в Осло в 1888 году с намерением стать профессиональным скульптором. С 1891 по 1896 годы он путешествовал по Европе, посетив Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он часто посещал мастерскую Родена. Соприкосновение со средневековым итальянским искусством эпохи Возрождения оказало воздействие на последующее его творчество. Вернувшись в Осло, он получил от городских властей для работы заброшенную студию. Первые выставки работ Вигеланда состоялись в Норвегии в 1894—1896 годах. В 1905 году Вигеланд был признан самым талантливым норвежским скульптором и стал получать высокие гонорары за изготовление статуй и бюстов известных соотечественников, таких как драматург Генрик Ибсен.

В 1921 году власти Осло снесли дом со студией архитектора, чтобы возвести городскую библиотеку. После продолжительной тяжбы Вигеланд получил новое здание в обмен на все свои последующие работы, включая скульптуры, рисунки, гравюры и модели. В 1924 году Вигеланд переехал в новую студию, расположенную в окрестностях парка Фрогнер. Самый известный норвежский парк скульптур создан им в 1907—1942 годах на площади в 30 га и содержит 227 скульптурных групп, отражающих гамму человеческих отношений. Вигеланд работал до самой смерти в 1943 году. Его прах до настоящего времени хранится в здании местной колокольни, а студия стала музеем, где представлены различные работы художника, наряду с гипсовыми моделями скульптур парка Вигеланда.

Главной темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий (бег, борьба, танцы, объятия и т. д.). Каждая из статуй передаёт эмоции человеческих отношений. Часто глубокий философский подтекст затрудняет восприятие его композиций.

Главный вход в парк


http://d2me0fuzw8a1c5.cloudfront.net/sites/default/files/styles/large/public/images/20313/vid_v_parke_vigelanda.jpg

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе и пикников.

Плато «Монолит» . Каменная платформа служит основанием для центрального сооружения парка — обелиска «Монолит», высеченного скульптором и бригадой камнерезов из огромной цельной глыбы. Тридцать шесть скульптурных групп людей располагаются на возвышении вокруг «Монолит» и символизируют «круговорот жизни».

Возведение массивного памятника началось в 1924 году. Осенью 1927 года блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера. Перевод фигур с с гипсовой модели начался в 1929 году и занял у троих резчиков по камню около 14 лет. На Рождество 1944 года публике (180 тыс. посетителей) было впервые разрешено полюбоваться «Монолитом», воплощающим идею скульптора — показать желание человека стать ближе к духовному и божественному.

Высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров — человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх (фаллический символ вечной жизни и смены поколений). Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения


Еще в 1906 году скульптор представил городской власти эскиз фонтана для установки его в центре Осло — 6 мужских фигур, держащих чашу в окружении 20 бронзовых скульптурных групп с барельефами по периметру. Затем добавил до 60 скульптурных групп, что сделало невозможным установления фонтана в центре города перед зданием норвежского стортинга (парламента).

Фонтан состоит из фигур людей разных возрастов и скелетов на ветвях гигантских деревьев. Идея композиции — за смертью следует новая жизнь. Дно фонтана выложено мозаикой из белого и чёрного гранита. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 год.

Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле.

Фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, отображают неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти.

«Дерево», которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

Розарий

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост, на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда, которые передают различные состояния «Человеческого темперамента».

Самый знаменитый малыш из Сада скульптур. Буйный мальчик стал одной из визитных карточек Осло, как «Крик» Мунка.


Фотография Владимира Дергачева

Информация для размышления. Искусство требует женского вдохновения. Скульптор как настоящий художник был любвеобилен, увлекался девушками и имел связи с большинством своих моделей. В конце концов, на одной из них — Лауре Андерсен, женился только после рождения второго ребенка, но с условием последующего развода. С детьми не общался, но платил алименты на их содержание. Второй продолжительной связью Густава была 17-летняя Инга Сюверстен, с которой он прожил 19 лет, постоянно ей изменяя. Затем еще одна семнадцатилетняя девушка. Четвертая длительная связь с 18-летней Ингрид Вильберг, на 32 года моложе Густава, продлилась 15 лет и тоже закончилась новым увлечением. Каждая из женщин терпела его измены, упрямство, вспыльчивость и приступы депрессии.