Виктор астафьев. Повесть «Стародуб». Перелом в творчестве писателя

Катерина Петровна – бабушка Вити , добрая и заботливая женщина, проживающая в сибирской глубинке. Витя рано остался без матери и его воспитанием занимались бабушка с дедушкой. В рассказе описан один постыдный случай из жизни мальчика, в котором отчетливо раскрывается характер бабушки. Несмотря на то, что она внука любила и старалась всячески заботиться о нем, Катерина Петровна могла быть строгой и суровой, если того требовали обстоятельства. В отличие от соседской тети Васены, ее невозможно было обмануть или одурачить. Всякие отговорки и слезы тоже не проходили.

Однажды она отправила Витю за ягодами, пообещав потом отвезти их в город, а на вырученные деньги купить ему пряничного коня с розовой гривой. Для мальчика такой пряник был пределом мечтаний. Ведь, имеющий такой пряник, завоевывал авторитет среди мальчишек. По дороге он с левонтьевскими ребятами съел все ягоды, а чтобы спасти себя, насыпал в туесок много травы, прикрыв несколькими земляниками. Бабушка, не догадываясь об этом, повезла ягоды в город. Когда обман раскрылся, она была очень недовольна внуком и долго его отчитывала. Однако пряник конем все же привезла, что свидетельствовало о добром сердце женщины.

Виктор Петрович Астафьев (01.05.1924 - 29.11.2001) - выдающийся советский и российский писатель. Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1995, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).
Награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией».

Творчество Астафьева в одинаковой степени принадлежит двум направлениям современной литературы, заявившим о себе в 1960-е-1970-е годы. С одной стороны, творчество Астафьева знаменует начало так называемой деревенской прозы, мало-помалу открывавшей истинную картину коллективизации и ее долгих, последовательных и разорительных результатов. С другой - война, увиденная глазами русского деревенского человека. В романе «Прокляты и убиты» (1994 г.) быт учебного полка очень напоминает тюремный. Повести «Пастух и пастушка» (1971 г.) и «Так хочется жить» (1995 г.) делают понятной ту резкую оценку, которую Астафьев дал победе в одной из статей: «…мы просто завалили их (немцев. — Прим. ред.) своими трупами и утопили в нашей собственной крови». Неоднозначность отношения к Великой Отечественной войне проявилась во многих его публицистических выступлениях.

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1183 - здесь очень подробно и интересно рассказано о жизни Виктора Петровича. Лучше мне на страницах Интернета не попадалось.

Мемориальный комплекс Астафьева в Овсянке открыт 1 мая 2004 года. Это филиал Красноярского краевого краеведческого музея.

В комплекс входит: музей повести "Последний поклон" (больше известный как- Дом бабушки Е.П.Потылицыной), храм святителя Иннокентия Иркутского, библиотека-музей В.П. Астафьева и дом-музей В.П. Астафьева.

Библиотека-музей В. П. Астафьева.
Построена в 1975 году по проекту архитектора А.С. Демирханова на деньги Виктора Петровича.
Здесь хранится личный фонд писателя: рукописи, книги с автографами, фото-, видео- и другие документы. Книжный фонд библиотеки насчитывает более 33 тыс. томов, его гордостью является уникальная коллекция дивногорского художника и библиофила В.И. Набокова, включающая редкие книги по искусству и автографы писателей XX в. С 1999г. библиотекой ведется научная работа по изучению и сохранности истории поселка Овсянка.

Дом-музей В.П. Астафьева.
Дом писателя, в котором он жил с 1980 по 2001 год, стоит на узкой улочке Щетинкина. Горница, кабинетик, небольшой огород. Человеку, избалованному городской жизнью, такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, что истинно великий человек скромен. В этом доме Виктор Петрович жил каждое лето (остальное время Виктор Петрович и Мария Семеновна жили в своей квартире в Акадмгородке). Здесь были написаны: «Печальный детектив» (1987), «Зрячий посох» (1988), «Прокляты и убиты» (1993-1994), «Так хочется жить» (1995), многочисленные рассказы, “Веселый солдат”, “Обертон”. В общей сложности он создал 373 произведения. Этот маленький домик видел много гостей. Здесь пили чай президенты Горбачев, Ельцин, писатели Солженицын и Распутин, режиссер Михалков, и много других известных людей.

Во дворе, в окружении кедров и яблонь, посаженных Виктором Петровичем, на невысоком постаменте установлена бронзовая скульптурная композиция (авторы - скульптор В. Зеленов и художник В. Гирич): писатель сидит с женой и другом Марией Семёновной на бронзовой скамеечке напротив дома. Мария Семеновна глядит на мужа восторженно - находясь в тени гениального мужа, она писала свои книги. Сам мастер улыбающийся, распахнутый, широкий, доступный и простой, со стороны задумчивый - такой, каким его знали друзья.
Возле скульптуры раскинулся широкий кедр, который писатель посадил и за которым ухаживал всей душой. Виктора Петровича не стало в последних числах ноября, и на следующую весну кедр, посаженный его руками, заболел. Как ни старались смотрители дома, спасти затосковавшее дерево не удавалось до той поры, пока рядом с ним не возник небольшой бронзовый памятник Виктору Петровичу и Марии Семеновне. И кедр ожил, зазеленел вновь, начал плодоносить.

В доме Астафьева был тщательно воссоздан кабинет писателя и горница. Здесь сохранены подлинная обстановка и личные вещи писателя

Гостевой домик (всего одна небольшая комната, но очень светлая и уютная) :

К 90-летию со дня рождения Астафьева, весной 2014 г., в мемориальном комплексе завершилась очередная реконструкция: были открыты два дополнительных здания, в которых разместили выставочный и зрительный залы с площадкой для выступлений, игровую зону и зону отдыха с беседками (именно там и проводился фестиваль, на котором я побывала)

Дом бабушки Е.П.Потылицыной
Писателю не было еще и семи лет, когда его воспитанием занялась бабушка - «генерал», как называли её в деревне, Екатерина Петровна Потылицына. Самая светлая книга Астафьева «Последний поклон» посвящена воспоминаниям детства. Бабушка приучала Витю к труду: возделывали огромный огород-кормилец, который Виктор Петрович увековечил в «Оде русскому огороду». Как описал этот огород Виктор Петрович, так его и обихаживают: две-три гряды под репчатый лук, самую близкую гряду под лакомство ребятишек - морковку, помидорную грядку на самом солнечном месте, а огуречную почему-то поближе к воротам.

Когда родилась идея сделать музеем бабушкин дом, оказалось, что он не подлежит восстановлению. Было принято решение снести его и заново построить типичную усадьбу 1920—1930-х гг. Усадьба была восстановлена до мельчайших подробностей по воспоминаниям очевидцев и сочинениям писателя. Дом бабы Кати простоял 200 лет, дерево прогнило насквозь. Строители поставили точную копию старого дома по старинным технологиям: как и положено, первые четыре венца срубили из сибирской лиственницы, остальные из сосны.
Хотя подлинных вещей, принадлежащих семье Потылицыных, здесь практически нет, обстановка дома восстановлена по повести Виктора Астафьева «Последний поклон». На лестнице, ведущей в подвал, ровно 28 ступенек - как-то Витя замаялся перебирать тут картошку и с тоски посчитал ступени.

Бабушкин дом: (на фотографиях - на улице и в амбаре- накрыты столы для участников фестиваля)

А подойдя к спаленке - я аж вздрогнула: настолько родной и близкой показалась обстановка в комнате. Точно такая же машинка "Зингер" была у моей бабушки. А подзоры, наволочки, лоскутные одеяла, вышивки и самотканные дорожки словно вернулись из моего детства (всё это было в доме моих бабушки и дедушки)

Есть во дворе зимовье, стайки для скота, сараи и большой навес. Слева от ворот - погреб:

Под навесом собраны многочисленные орудия труда и предметы быта крестьян прошлого века. Большинством из этих вещей пользуются в деревнях до сих пор:

Я впервые (!) увидела деревенские сани

да и телегу не так много раз видела в своей жизни

Заведует музейным комплексом двоюродная сестра Виктора Петровича - Галина Николаевна Краснобровкина (урожденная Потылицына). Мне довелось познакомиться и поговорить с этой удивительной женщиной, истинной хранительницей наследия Астафьева.

Многие из нас помнят произведения Виктора Петровича Астафьева по школьной программе. Это и рассказы о войне, и повести о тяжелой жизни в деревне русского крестьянина, и размышления по поводу происходящих до и после войны событий в стране. Поистине народным писателем был Виктор Петрович Астафьев! Биография его - яркий пример страданий и жалкого существования простого человека в эпоху сталинизма. В его произведениях русский народ предстает не в образе всемогущего национального героя, которому по плечу любые лишения и утраты, как это было принято изображать в то время. Автор показал, как тяжело бремя войны и тоталитарного режима, господствовавшего в то время в стране, для простого русского мужика.

Виктор Астафьев: биография

Родился автор 1 мая 1924 года в в селе Овсянка Советского района. Здесь же прошло и детство писателя. Отец мальчика, Пётр Павлович Астафьев, и мать, Лидия Ильинична Потылицына, были крестьянами, имели крепкое хозяйство. Но во времена коллективизации семья была раскулачена. Две старшие дочери у Петра Павловича и Лидии Ильиничны умерли во младенчестве. Виктор рано остался без родителей.

Отца его посадили в тюрьму за «вредительство». А мать утонула в Енисее, когда мальчику было 7 лет. Это был несчастный случай. Лодка, на которой Лидия Ильинична среди прочих переплывала реку, чтобы встретиться с мужем в остроге, перевернулась. Упав в воду, женщина зацепилась косой за бону и утонула. После смерти родителей мальчик воспитывался в семье дедушки и бабушки. Тяга к сочинительству у ребенка возникла рано. Позже, став писателем, Астафьев вспоминал о том, как бабушка Катерина называла его «врушей» за неуемную фантазию. Жизнь у стариков казалась мальчику сказкой. Она стала единственным светлым воспоминанием его о детстве. После инцидента в школе Виктора направили в интернат в селе Игарке. Там ему жилось несладко. Мальчик часто беспризорничал. Учитель интерната Игнатий Рождественский заметил в воспитаннике тягу к чтению. Он старался развивать ее. Сочинение мальчика о его любимом озере позднее назовут бессмертным его произведением «Васюткино озеро», когда он станет После окончания шестого класса средней школы Виктор поступает в железнодорожную школу ФЗО. Закончит он ее в 1942 году.

Взрослая жизнь

После этого юноша какое-то время работает на станции недалеко от города Красноярска. Война внесла свои коррективы в его жизнь. Осенью того же, 1942 года, он уходит добровольцем на фронт. Здесь он был и артразведчиком, и шофером, и связистом. Виктор Астафьев участвовал в боях за Польшу, Украину, воевал на В ходе боев был тяжело ранен и контужен. Военные подвиги его отмечены медалями «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией» и После демобилизации в 1945 году в городе Чусовом на Урале селится Виктор Петрович Астафьев. Биография его здесь делает новый виток. Начинается иная, мирная жизнь. Сюда же он привозит и свою жену, ставшую позднее известной как писательница - М. С. Корякину. Они были совершенно разными людьми. Вокруг Виктора всегда вились женщины. Он был очень интересным человеком. Известно о том, что у него есть две внебрачные дочери. Жена Мария его ревновала. Она мечтала, чтобы муж был верен семье. Здесь, в Чусовом, Виктор берется за любую работу, чтобы прокормить детей. В браке у него родилось их трое. Старшую девочку Мария и Виктор потеряли. Ей было всего несколько месяцев, когда она умерла в больнице от тяжелой диспепсии. Произошло это в 1947 году. А в 1948 году у Астафьевых родилась вторая дочь, которую назвали Ирой. Через 2 года в семье появился сын Андрей.

Дети Виктора Петровича Астафьева росли в тяжелых условиях. Из-за состояния здоровья, подорванного на войне, будущий писатель не имел возможности вернуться к своей специальности, полученной в ФЗО. В Чусовом он успел потрудиться и слесарем, и грузчиком, и литейщиком на местном заводе, и мойщиком туш на колбасном предприятии, и плотником в вагонном депо.

Начало творческого пути

Писательское дело по-прежнему влечет будущего мастера слова. Здесь, в Чусовом, он посещает литературный кружок. Вот как об этом вспоминает сам Виктор Петрович Астафьев. Биография его мало известна, поэтому для его читателей важны любые мелочи, связанные с его жизнью или творчеством. «Тяга к сочинительству у меня появилась рано. Отлично помню, как в то время, когда я посещал литературный кружок, один из занимающихся прочел свой только что написанный рассказ. Произведение поразило меня своей надуманностью, неестественность. Я взял и написал рассказ. Это было мое первое творение. В нем я рассказал о своем фронтовом друге», - поведал о своем дебюте автор. Название этого первого произведения - «Гражданский человек». В 1951 году оно было напечатано в газете «Чусовой рабочий». Рассказ имел успех. Следующие четыре года писатель является литературным сотрудником данного печатного издания. В 1953 году в городе Перми вышел его первый сборник рассказов под названием «До будущей весны». А в 1958 году Астафьев написал роман «Тают снега», в котором осветил проблемы деревенской колхозной жизни. Вскоре второй сборник рассказов под названием «Огоньки» выпустил Виктор Астафьев. «Рассказы для детей» - так охарактеризовал свое творение.

Повесть «Стародуб». Перелом в творчестве писателя

Виктор Астафьев считается самоучкой. Образования как такового он не получил, однако он всегда старался повышать свой профессионализм. С этой целью писатель в 1959-1961 годах учится на Высших литературных курсах в Москве. В журналах Урала периодически печатает свои произведения Виктор Петрович Астафьев, биография которого здесь представлена.

В них он поднимает острые проблемы становления человеческой личности, взросления в тяжелых условиях 30-х, 40-х годов. Это такие рассказы, как «Кража», «Последний поклон», «Где-то гремит война» и другие. Стоит отметить, что многие из них носят автобиографический характер. Здесь и сцены детдомовской жизни, представленные во всей ее жестокости, и раскулачивание крестьян, и многое другое. Переломным моментом в творчестве Астафьева стала его повесть «Стародуб», написанная в 1959 году. Действие в ней разворачивается в старинном сибирском поселении. Идеи и традиции староверов не вызывали у Виктора сочувствия. Таежные законы, «природная вера», по мнению автора, вовсе не спасают человека от одиночества и решения насущных проблем. Кульминация произведения - смерть главного героя. В руках покойника вместо свечи - цветок стародуба.

Астафьев о в рассказе «Солдат и мать»

Когда началась серия произведений автора о «русском национальном характере»? По мнению большинства литературных критиков, с рассказа Астафьева «Солдат и мать». У главной героини творения нет имени. Она олицетворяет всех русских женщин, по сердцам которых прошлось «тяжелое железное колесо войны». Здесь писатель создает такие человеческие типы, которые поражают своей реальностью, подлинностью, «правдой характера».

Удивляет и то, как мастер смело в своих творениях обнажает больные проблемы общественного развития. Главный источник, в котором черпает вдохновение Астафьев Виктор Петрович - биография. Краткая версия ее вряд ли сможет пробудить в сердце читателя ответное чувство. Поэтому и рассмотрена непростая жизнь писателя здесь так подробно.

Тема войны в произведениях писателя

В 1954 году вышло «любимое детище» автора. Речь идет о повести «Пастух и пастушка». Всего за 3 дня мастер написал черновик в 120 страниц. Позднее он лишь шлифовал текст. Повесть не хотели печатать, постоянно вырезали из нее целые фрагменты, которые не допускала цензура. Лишь через 15 лет автор смог выпустить ее в первоначальном варианте. В центре повествования - история молодого командира взвода Бориса Костяева, который переживает все ужасы войны, но все же умирает от ран и истощения в поезде, везущим его в тыл. Любовь женщины не спасает главного героя. В повести автор рисует перед читателем жуткую картину войны и смерти, которую она несет. Не так уж и сложно догадаться, почему произведение не хотели выпускать в свет. Народ, который воевал и победил в этой войне, принято было изображать могучим, сильным, несгибаемым. Согласно рассказам мастера, он не только сгибаем, но и уничтожаем. Причем смерть и лишения люди терпят не только по вине фашистских захватчиков, пришедших на их землю, но и по воле тоталитарной системы, господствующей в стране. Творчество Астафьева Виктора пополнилось и другими яркими произведениями, такими как «Сашка Лебедев», «Тревожный сон», «Руки жены», «Индия», «Синие сумерки», «Русский алмаз», «Ясным ли днем» и другими.

Повесть «Ода русскому огороду» - гимн крестьянскому трудолюбию

В 1972 году свое очередное произведение выпускает Астафьев Виктор Петрович. Биография, краткая версия которой изложена здесь, очень интересна. Писатель рос в деревне. Он видел ее изнанку. Ему не чужды страдания и тяготы людей, занятых непосильным трудом, который знаком ему с детства. Повесть «Ода русскому огороду» - это произведение, которое является своего рода гимном крестьянскому труду. Писатель Е. Носов так сказал о нем: «Это не рассказано, а пропето…» Для простого деревенского мальчишки огород - это не просто место, где можно «брюхо набить», а целый мир, полный загадок и тайн. Это ему и школа жизни, и академия изящных искусств. При чтении «Оды» не покидает чувство печали по утраченной гармонии земледельческого труда, которое дает возможность человеку ощутить животворную связь с природой-матушкой.

Повесть «Последний поклон» о жизни в деревне

Крестьянскую тему писатель Виктор Астафьев развивает и в других своих произведениях. Одно из них - цикл рассказов под названием «Последний поклон».

Повествование ведется от первого лица. В центре данного творения автора - судьбы деревенских детей, чье детство пришлось на годы 30-е годы, когда в стране началась коллективизация, а юность - на «огненные» 40-е. Стоит отметить, что данный цикл рассказов создавался два десятилетия (с 1958 по 1978 годы). Первые повествования отличаются несколько лиричным изложением, тонким юмором. А в заключительных рассказах явно прослеживается готовность автора жестко обличить систему, разрушающую национальные основы жизни. В них звучит горечь и открытая издевка.

Повесть «Царь-рыба» - путешествие по родным местам

В своих произведениях писатель развивает тему сохранения национальных традиций. Его повесть под названием «Царь-рыба», выпущенная в свет в 1976 году, является близкой по духу к циклу рассказов о деревенской жизни. В 2004 году в Красноярске был установлен памятник в честь 80-летия писателя. Сейчас он является одним из символов города.

Ко времени выхода книги в свет уже узнаваемым и популярным автором становится Виктор Астафьев. Фото его - на первых полосах литературных журналов. Что можно сказать о книге? Интересна манера подачи материала в данном произведении. Автор рисует картины девственной природы, не тронутой цивилизацией, народной жизни в сибирской глубинке. Люди, чьи нравственные нормы утрачены, в рядах которых процветают пьянство, браконьерство, воровство, кураж, представляют собой жалкое зрелище.

Роман о войне «Прокляты и убиты» - критика сталинизма

В 1980 году переезжает на родину - в Красноярск - Виктор Астафьев. Биография здесь его меняется не в лучшую сторону. Спустя несколько лет после переезда скоропостижно умирает дочь писателя Ирина. Виктор Петрович и Мария Семеновна забирают к себе ее детей, своих внуков Полину и Витю. С другой стороны, именно здесь, на родине, у мастера наблюдается творческий подъем. Он пишет такие произведения, как «Заберега», «Пеструха», «Предчувствие ледохода», «Кончина», последние главы «Последнего поклона» и другие. Здесь же была создана им его главная книга о войне - роман «Прокляты и убиты». Это творение писателя отличает резкость, категоричность, страстность. За написание романа Астафьев был удостоен Государственной премии России.

2001 год стал для автора бессмертных рассказов роковым. Он много времени проводит в больнице. Два перенесенных инсульта не оставляют надежды на выздоровление. Его друзья ходатайствовали перед Красноярским Краевым Советом Депутатов на выделение средств на лечение писателя за границей. Рассмотрение этого вопроса превратилось в судилище над автором. Денег выделено не было. Врачи, разведя руками, отправили больного умирать домой. 29 ноября 2001 года скончался Виктор Астафьев. Фильмы, снятые по его произведениям, и сегодня очень интересны зрителям.

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей — Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».

Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями — Виктором и новорождённым Николаем — отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца — Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен[источник?].

После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Пермская область.

В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948—1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).

В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.

В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Перми в 1953 году.
Памятник писателю возле автодороги Красноярск—Абакан

В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959—1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.

С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1996, 2003 (посмертно)), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).

Зоя КОЖЕВНИКОВА

Зоя Александровна КОЖЕВНИКОВА (1961) - учитель русского языка и литературы Крайчиковской средней школы Колосовского района Омской области.

С любовью о добром и вечном...

Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Оборудование урока: репродукция картины В.М. Сидорова «Пора безоблачного неба» (1969), рисунки учащихся, глиняная игрушка «Белый конь с розовой гривой».

Ход урока

I. В начале урока задаю вопросы, чтобы дети вспомнили содержание рассказа.

Кто из героев рассказа “в сердцах или в насмешку” называл бабушку генералом? (Дедушка.)

Какую ягоду собирал Витя, чтобы “трудом своим заработать пряник”? (Землянику.)

Почему все жалели Витю и он был окружён редкостным вниманием? (Сирота.)

На берегу какой реки находилась деревня, в которой жил мальчик? (Енисей.)

Как звали бабушку Вити? (Катерина.)

О ком из героев рассказа Витя говорил: “Он любил море, а я любил его”? (Левонтий.)

Какой пряник пообещала купить бабушка, если мальчик наберёт земляники? (“Пряник конём” - конь.)

II. Слово учителя. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» - это повествование писателя о собственном детстве, в котором действительно были и походы за земляникой, и купание в своенравной сибирской реке, и его друг Санька из многодетной семьи дяди Левонтия, и бабушка с дедушкой, о которых автор пишет с особой теплотой и любовью.

III. Обращаю внимание ребят на репродукцию картины В.М. Сидорова «Пора безоблачного неба». Ребята рассматривают репродукцию, соотносят с текстом рассказа, читают отрывки, соответствующие содержанию картины.

“День был ясный, летний. Сверху пекло... Берёзовые листья блестели...”

О доме Левонтия: “Стоял он сам по себе, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый...”

Дети делают вывод, что мир действительно поворачивался к Вите доброй, “безоблачной” стороной, потому что мальчик сам нараспашку открыт ему.

Вновь внимание ребят обращаю к тексту, предлагаю подумать над смыслом фразы: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай. А теперь что?”

Ребята рассказывают о том обмане, на который подтолкнул Витю Санька, о переживаниях мальчика, потому что он подвёл бабушку.

Продолжаю рассказ. “Время было очень тяжёлое. Первые годы после Гражданской войны. Страна разорена. Люди живут очень скудно. Все тяготы повседневных забот легли именно на плечи бабушки Катерины Петровны”.

IV. Создаю проблемную ситуацию. Обращаю внимание ребят на высказывания о бабушке, записанные на доске.

“Боже упаси... перечить бабушке, сделать чего не по её усмотрению”.

“Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтобы в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы жизнь моей бабушки беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта”.

Кому принадлежат эти слова?

Выясняем, что это слова ребёнка - Вити, и взрослого человека - писателя В.П. Астафьева. Слова писателя записываем в тетрадь.

Что же главное было в характере бабушки - строгость или доброта? А может, и то и другое?

V. Решаем проблему.

Какие художественные приёмы использует автор, создавая характер бабушки?

Обращаемся к рисункам учащихся, которые они приготовили дома. Обычно предлагаю посмотреть и самые удачные работы ребят разных лет.

Делаем вывод, что при всей внешней разности портретов бабушки в чертах её лица видны и строгость, и доброта.

Эту же мысль высказывают ребята, когда работают над речевой характеристикой героини. Просторечия, диалектизмы (“своих вечно потачил”, “мошенничат”, “Чё потом из него будет”, “малой”, “утворил”, “омманешь бабушку”, “восподь тебе пособил” и др.) подчёркивают яркую индивидуальность и вместе с тем народность характера. Бабушка кажется хотя и строгой, но “своей, домашней”. В характере бабушки строгость сочетается с добротой.

А теперь предлагаю обратиться к анализу поступков Вити. Астафьев - замечательный психолог, умеет тонко обрисовать переживания ребёнка. Мальчик хоть и совершает плохие поступки (обман, кража калачей), но помнит, чем учила его бабушка.

Ребята анализируют поведение Вити и попутно делают записи в тетради:

Даром в жизни ничего не даётся. Пряник нужно “трудом своим заработать”.

Всё делай аккуратно и старательно. Берёт Витя ягоду старательно.

Будь честным и правдивым. Витю мучает стыд. Бабушка обмана не поймёт. Поступок Вити - для неё позор.

Постепенно приходим к выводу: чем больше мальчик страдает, тем чудеснее, счастливее завершение этой истории. “По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой”.

Демонстрирую ребятам глиняную игрушку «Белый конь с розовой гривой». (Игрушка изготовлена на занятиях кружка декоративно-прикладного искусства одним из учеников.)

Если у вас есть заветная мечта, то вы поймёте мальчика, который ничего лучше в жизни не видел. Почему же бабушка всё-таки купила пряник (“пряник конём”) своему внуку?

Ребята отвечают: верила в то, что мальчик раскаялся. По мнению автора, добро всегда более действенно по сравнению с другими средствами. “Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой”.

VI. Сообщаю учащимся, что о последней встрече с бабушкой В.П. Астафьев пишет в другом своём рассказе - «Последний поклон». После войны он возвращается с орденом Красной Звезды, а она, уже совсем старенькая, встречает его.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из рассказа. Ксерокопии текста на каждой парте.

“Какие маленькие сделались у бабушки руки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную кожу видна каждая косточка. И синяки.

Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени. Тело, мощное бабушкино тело, уже не справлялось со своей работой, не хватало у него силы заглушить и растворить кровью ушибы, даже лёгкие. Щёки бабушки глубоко провалились...

Што так смотришь? Хороша стала? - попыталась улыбнуться бабушка стёршимися, впалыми губами.

Я... сгрёб бабушку в беремя.

Живой я остался, бабонька, живой!

Молилась, молилась за тебя, - торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и всё повторяла: - Молилась, молилась...”

Обращаем внимание на лексический строй языка - эпитеты, сравнения, которые раскрывают чувства героя. Это огромная любовь и жалость к той, которая всю свою любовь и ласку отдала когда-то ему.

И ещё одна черта раскрывается в характере бабушки. Опорой в её жизни всегда была православная вера.

Следующий отрывок из рассказа «Последний поклон» читает сам учитель.

“Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму с вызовом на похороны.

Но меня не отпустили с производства. Начальник отдела кадров... сказал:

Не положено. Мать или отца - другое дело, а бабушек, дедушек да кумовей...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью - всем, что есть на этом свете дорогого для меня...

Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался до Урала, до Сибири отдать ей последний поклон”.

Затем вновь обращаемся к словам В.П. Астафьева, записанным на доске.

Да, действительно писатель хочет, чтобы читатели в его бабушке увидели своих бабушек и дедушек и всю свою любовь отдали им сейчас, пока не поздно, пока они живы.

В заключение один из учеников читает наизусть стихотворение Яшина «Спешите делать добрые дела».

Так заканчивается урок. Но наш разговор не закончен. Предлагаю ребятам написать сочинение о своих бабушках и дедушках, о близких им людях. И рекомендую прочитать и другие рассказы Астафьева: «Далёкая и близкая сказка», «Запах сена», «Ангел-хранитель» - на выбор.