ВИЛА-ЛОБОС Эйтор
(Villa-Lobos, Heitor)
(1887-1959), бразильский композитор. Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887. В возрасте шести лет под руководством отца начал учиться игре на виолончели, а пять лет спустя уже владел кларнетом, гитарой и другими инструментами. В юности много путешествовал по Бразилии, собирая музыкальный фольклор. Впоследствии впечатления от бразильской музыки, в которой слились народные, популярные и индейские элементы, отразились в его произведениях. Уже зрелым композитором Вила-Лобос приехал в 1922 в Париж, где его музыка получила первое признание. Вернувшись в Бразилию, полностью посвятил себя творчеству. В 1932 стал руководителем музыкального воспитания в Бразилии. Вила-Лобос организовал музыкальные школы и хоровые коллективы в разных городах и стал известен во всей стране. С 1944 по 1959 он неоднократно приезжал в США, где дирижировал премьерами ряда своих сочинений и в 1948 принял участие в постановке своей оперы Малазарте (1921). Умер Вила-Лобос в Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959. Глубокое почитание Вила-Лобосом творчества Баха вызвало к жизни знаменитые Бразильские бахианы (Bachianas brasileiras, 1930-1945), десять сюит для разных инструментальных составов. Вила-Лобос культивировал два национальных музыкальных жанра: сереста (тип традиционной песни) и шоро (синтез бразильских, индейских и популярных музыкальных элементов). Вила-Лобос - один из самых плодовитых современных композиторов; жанровый диапазон его творчества простирается от опер и симфонических форм до обработок детских песен. Среди основных его сочинений - симфонические поэмы Уирапуру (Uirapur, 1917), Амазонки (Amazonas, 1927); Рудепоэма (Rudepoma, 1921-1926) и Шоро № 5: Alma brasileira (1926) для фортепиано; Шоро № 8 (1925) для двух фортепиано с оркестром; Шоро № 10 (1925) для хора с оркестром; Бразильская бахиана № 1 (1930) для восьми виолончелей и Сересты (Serestas (1924-1941) для голоса и фортепиано.
ЛИТЕРАТУРА
Мариз В., Э. Вила-Лобос. Л., 1977
Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .
Смотреть что такое "ВИЛА-ЛОБОС Эйтор" в других словарях:
- (Villa Lobos) (1887 1959), бразильский композитор, фольклорист, дирижёр. Его творчество одна из вершин латиноамериканской композиторской музыки. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945; её президент). Разработал систему музыкального … Энциклопедический словарь
Вила Лобос (Villa Lobos) Эйтор (5.3.1887, Рио де Жанейро, ‒ 17.11.1959, там же), бразильский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог, музыкально общественный деятель. В детстве не получил систематического музыкального образования. Впоследствии… … Большая советская энциклопедия
Вила Лобос Эйтор - Э. Вила Лобос. Вила Лобос Эйтор (Villa Lobos) (1887 1959), бразильский композитор, дирижёр, фольклорист, педагог и музыкальный общественный деятель. Глава национального направления, В. Л. оказал заметное влияние на формирование профессиональной… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»
- (5 III 1887, Рио де Жанейро 17 XI 1959, там же) Вила Лобос остается одной из великих фигур современной ему музыки и величайшей гордостью страны, которая его породила. П. Казальс. Бразильский композитор, дирижер, фольклорист, педагоги музыкально… … Музыкальный словарь
Вилла Лобос, Эйтор Эйтор Вилла Лобос (порт. Heitor Villa Lobos; 5 марта 1887, Рио де Жанейро 17 ноября 1959) бразильский композитор, возможно, самый известный представитель классической музыки из рождённых в Латинской Америке. Автор множества… … Википедия
- (1887 1959) бразильский композитор, фольклорист, дирижер. Глава национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального воспитания детей. Оперы, балеты, 12 симфоний;… … Большой Энциклопедический словарь
Современная энциклопедия
Вила-Лобос - (Villa Lobos) Эйтор (1887 1959), бразильский композитор, фольклорист, дирижер. Глава национальной композиторской школы. Основатель (1945) и президент Бразильской музыкальной академии. В творчестве органично сочетаются яркая национальная основа с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ВИЛА-ЛОБОС ЭЙТОР
Вила-Лобос Э йтор (Heitor Villa-Lobos), 5 марта 1887 – 17 ноября 1959, Рио-де-Жанейро, – выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешествовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами.
В 1923-30 гг. жил преимущественно
в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел
большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального
образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Эйтор
Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий («Практическое
руководство», «Хоровое пение», «Сольфеджио» и др.), теоретического
труда «Музыкальное воспитание». Он также выступал как дирижёр,
пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку.
Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией
и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары.
Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным
характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с
самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. Глава
национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской
академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального
воспитания детей. 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических
поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 «Шорос» (1920-29),
«Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей,
неисчислимое множество хоров, песен, музыка для детей, обработки
фольклорных образцов и др. – всего свыше тысячи самых разнообразных
сочинений.
Творчество Вила-Лобоса – одна из вершин латино-американской музыки. В
1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вила-Лобоса.
Первоначальное знакомство с
музыкой проходило под руководством отца – широко образованного человека.
Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор
посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро,
позднее – курсы в Национальном музыкальном институте. Однако
систематического образования Вила-Лобос так и не получил – родные не
имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.
Будущее композитора определила его врожденная музыкальность. С
юношеских лет Вила-Лобос играл в шоро – небольших уличных ансамблях,
общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального
фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в
фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране
состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки
Вила-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра
«Песни сертана» (1909).
Знаменательным для музыканта стало
знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.
В 1923 году Вила-Лобос получает
правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет
в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том
числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д"Энди, С. Прокофьевым. К этому
времени Вила-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения
широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины,
особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других
сочинений он завершает огромный цикл «Шоро»-своеобразное творческое
преломление бразильского фольклора.
В
1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно
включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в
шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению
правительства, занимаясь организацией единой системы музыкального
образования в стране. Эйтор Вила-Лобос создает Национальную
консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит
музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение – основа
музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие
«Практическое руководство для изучения фольклора» – антология небольших
хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении
фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией
музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вила-Лобоса в
1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки,
президентом которой он оставался до конца жизни.
Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя
бразильскую музыку,– выступал как дирижер на родине, в странах Южной и
Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943
году Вила-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-Йоркского
университета, в 1944 году избирают членом-корреспондентом Аргентинской
академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при» за
пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».
Диапазон творчества Вила-Лобоса очень широк – от монументальных
симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных
миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный
национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие
возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему
музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и
популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его
творение – цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг
композитор столь органичного сочетания национальных истоков и
классических форм, подобных высот вдохновения.
С гитарой, на которой Вила-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже
виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества.
Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов –
классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных
сочинений Вила-Лобоса – Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр
«Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий,
транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений
вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и
посвящены ему.
Эйтор Вила-Лобос , правильней Эитур Вилла-Лобуш (порт. Heitor Villa-Lobos; 5 марта 1887, Рио-де-Жанейро - 17 ноября 1959) - бразильский композитор. Один из самых известных латиноамериканских композиторов, Вила-Лобос прославился синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки.
Биография
Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года. Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем оставил учёбу. После смерти отца (с которым занимался бразильской музыкой) зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.
В 1912 году женился на пианистке Лусилии Гимараинш (Luclia Guimares) и начал карьеру композитора. Впервые его произведения были опубликованы в 1913. Некоторые из своих новых произведений он впервые представил на публике во время своих оркестровых выступлений с 1915 по 1921. В этих произведениях ещё заметен «кризис идентичности», попытка выбора между европейскими и бразильскими традициями. Позднее он всё больше опирался на последние.
Первые сочинения Вила-Лобоса - песни и танцевальные пьески двенадцатилетнего музыканта-самоучки - помечены 1899 г. В последующие 60 лет творческой деятельности (Вила-Лобос скончался 17 ноября 1959 г. на 73-м году жизни) композитор создал свыше тысячи (некоторые исследователи насчитывают до 1500!) произведений в самых разнообразных жанрах. Его перу принадлежат 9 опер, 15 балетов, 12 симфоний, 10 инструментальных концертов, более 60 камерных сочинений крупной формы (сонаты, трио, квартеты); песни, романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов в наследии Вила-Лобоса исчисляются сотнями, как и народные мелодии, собранные и обработанные композитором; его музыка для детей, написанная с учебными целями для музыкальных и общеобразовательных школ, для самодеятельных хоров, включает более 500 названий. (При этом нужно иметь в виду, что определенная часть наследия Вила-Лобоса остается не опубликованной и не зафиксированной в каталогах.) Вила-Лобос сочетал в одном лице композитора, дирижера, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкального критика и писателя, администратора, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), члена правительства по вопросам народного образования, делегата Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, активного деятеля Международного музыкального совета. Действительный член Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка, почетный член римской Академии «Санта Чечилия», член-корреспондент Национальной академии изящных искусств Буэнос-Айреса, член Международного музыкального фестиваля в Зальцбурге, Командор ордена Почетного легиона Франции, доктор honoris causa многих зарубежных учреждений - знаки международного признания выдающихся заслуг бразильского композитора. На три, на четыре полноценные, достойные уважения человеческие жизни с избытком хватило бы сделанного Вила-Лобосом за одну - удивительную, исполненную сверхъестественной энергии, целеустремленную, подвижническую - жизнь артиста, ставшего, по словам Пабло Казальса, «величайшей гордостью страны, которая его породила».
- В Национальном театре в столице Бразилии крупнейший зал назван в честь Вила-Лобоса.
- Внучатый племянник композитора Даду Вила-Лобос был гитаристом Legio Urbana, одной из самых успешных рок-групп в истории бразильской музыки.
- 25 сентября 2015 года его именем назван кратер Villa-Lobos на Меркурии.
Сочинения (выборка)
- Бразильские бахианы. Одно из самых известных сочинений Вила-Лобоса - ария из «Бразильской бахианы» №5.
- Соната №2 для виолончели
- Фортепианное трио №2
- Концерты для арфы с оркестром
- Открытие Бразилии. Оркестровые сюиты №№1-4
- Концерт для гитары
- Rudepoema Dancas
- Симфония №№1-12 (№5 - утеряна)
- Струнные квартеты
- Пять фортепианных концертов
- Ciranda das sete notas для фагота и струнного оркестра
- 14 шоро
- Бразильская народная сюита, для гитары (пять шоро)
- Foresta do Amazonas (симфоническая версия музыки к фильму Мела Феррера «Зелёные поместья», 1959)
Литература
- Федотова В.Н. Творчество Эйтора Вила-Лобоса как представителя бразильской музыкальной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Государственный институт искусствознания, Москва, 1983.
- Федотова В.Н. Звучит впервые. / Музыкальная жизнь. М., 1974, № 15.
- Федотова В.Н. Из далекой страны. / Музыкальная жизнь. М., 1976, № 11.
- Федотова В.Н. Бразильские Бахианы Эйтора Вила Лобоса. // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. М., 1981.
- Федотова В.Н. О народном искусстве и современном примитивизме. / Латинская Америка. М., 1983, № 6.
- Федотова В.Н. К вопросу о тематизме «Бразильских Бахиан» Эйтора Вила-Лобоса. // Музыка стран Латинской Америки. М., 1983.
- Федотова В.Н. Вводный очерк «Композиторы Латинской Америки» в коллективной монографии «Музыка ХХ века». Очерки. Часть 2, 1917-1945, книга V, М., 1983.
- Федотова В.Н. «Эйтор Вилла-Лобос». - в коллективной монографии «Музыка ХХ века». Очерки. Часть 2, 1917-1945, книга V, М., 1983.
- Федотова В.Н. Творчество Э.Вила-Лобоса и народная бразильская музыка. // Искусство стран Латинской Америки. М., 1986.
- Федотова В.Н. Музыка земная и возвышенная. К столетию Эйтора Вила-Лобоса / Советская культура, 1987.
- Федотова В.Н. К столетию Э.Вила-Лобоса. / Вестник АПН, издано в Бразилии, 1987.
- Федотова В.Н. К проблеме контактов и влияний европейских и неевропейских культур. // География и искусство. Институт культурного наследия им. Д.Лихачева. М., 2002.
- Appleby, David P. 1988. Heitor Villa-Lobos: A Bio-Bibliography. New York: Greenwood Press. ISBN 0-313-25346-3
Один из самых известных латиноамериканских композиторов, Вила-Лобос прославился синтезом стилевых особенностей бразильской народной и европейской академической музыки.
Эйто́р Ви́ла-Ло́бос | |
---|---|
Вила-Лобос, Эйтор |
|
Основная информация | |
Имя при рождении | порт. Heitor Villa-Lobos |
Дата рождения | 5 марта (1887-03-05 ) |
Место рождения | Рио-де-Жанейро |
Дата смерти | 17 ноября (1959-11-17 ) (72 года) |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии | композитор , хореограф , дирижёр , музыковед , учитель средней школы, гимназии , классический гитарист , пианист |
Инструменты | гитара |
Жанры | опера и симфония |
Награды | |
Медиафайлы на Викискладе |
Биография
Родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887 года . Обучался в консерватории, где весь учебный курс целиком основывался на европейской традиции, однако затем оставил учёбу. После смерти отца (с которым занимался бразильской музыкой) зарабатывал на жизнь, выступая аккомпаниатором в немом кино, а также играя в уличных оркестрах. Позднее стал скрипачом в оперном театре.
В 1912 году женился на пианистке Лусилии Гимараинш (Lucília Guimarães ) и начал карьеру композитора. Впервые его произведения были опубликованы в 1913. Некоторые из своих новых произведений он впервые представил на публике во время своих оркестровых выступлений с 1915 по 1921. В этих произведениях ещё заметен «кризис идентичности», попытка выбора между европейскими и бразильскими традициями. Позднее он всё больше опирался на последние.
Первые сочинения Вила-Лобоса - песни и танцевальные пьески двенадцатилетнего музыканта-самоучки - помечены 1899 г. В последующие 60 лет творческой деятельности (Вила-Лобос скончался 17 ноября 1959 г. на 73-м году жизни) композитор создал свыше тысячи (некоторые исследователи насчитывают до 1500! ¹) произведений в самых разнообразных жанрах. Его перу принадлежат 9 опер, 15 балетов, 12 симфоний, 10 инструментальных концертов, более 60 камерных сочинений крупной формы (сонаты, трио, квартеты); песни, романсы, хоры, пьесы для отдельных инструментов в наследии Вила-Лобоса исчисляются сотнями, как и народные мелодии, собранные и обработанные композитором; его музыка для детей, написанная с учебными целями для музыкальных и общеобразовательных школ, для самодеятельных хоров, включает более 500 названий. (При этом нужно иметь в виду, что определенная часть наследия Вила-Лобоса остается не опубликованной и не зафиксированной в каталогах².) Вила-Лобос сочетал в одном лице композитора, дирижёра, педагога, собирателя и исследователя фольклора, музыкального критика и писателя, администратора, на протяжении многих лет возглавлявшего ведущие музыкальные учреждения страны (среди которых немало созданных по его инициативе и при его личном участии), члена правительства по вопросам народного образования, делегата Бразильского национального комитета ЮНЕСКО, активного деятеля Международного музыкального совета. Действительный член Академий изящных искусств Парижа и Нью-Йорка, почетный член римской Академии «Санта Чечилия», член-корреспондент Национальной академии изящных искусств Буэнос-Айреса, член Международного музыкального фестиваля в Зальцбурге, Командор ордена Почетного легиона Франции, доктор honoris causa многих зарубежных учреждений - знаки международного признания выдающихся заслуг бразильского композитора. На три, на четыре полноценные, достойные уважения человеческие жизни с избытком хватило бы сделанного Вила-Лобосом за одну - удивительную, исполненную сверхъестественной энергии, целеустремленную, подвижническую - жизнь артиста, ставшего, по словам Пабло Казальса, «величайшей гордостью страны, которая его породила».
ВИЛА-ЛОБОС Эйтор (Heitor Villa-Lobos), 5 марта 1887 – 17 ноября 1959, Рио-де-Жанейро, – выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора, дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешест-вовал по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000 народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами. В 1923-30 гг. жил преимущественно в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Э. Вила-Лобос является автором специаль-ных учебных пособий ("Практическое руководство", "Хоро-вое пение", "Сольфеджио" и др.), теоретического труда "Музыкальное воспитание". Он также выступал как дирижёр, пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку. Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары. Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным нацио-нальным характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с самобытными песнями и танцами бра-зильских индейцев и негров. Глава национальной компози-торской школы. Инициатор создания Бразильской академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музы-кального воспитания детей. Написал 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 "Шорос" (1920-29), "Бразильские бахианы" (1944) для инструментальных ансамблей, неис-числимое множество хоров, песен, музыки для детей, обработок фольклорных образцов и др. – всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений.
Творчество Вила-Лобоса – одна из вершин латино-американской музыки. В 1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вила-Лобоса.
* * *
Первоначальное знакомство с музыкой проходило под руководством отца – широко образованного человека. Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро, позднее – курсы в Национальном музыкальном институте. Однако систематического образования Вила-Лобос так и не получил – родные не имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.
Будущее композитора определила его врожденная музыкальность. С юношеских лет Вила-Лобос играл в шоро – небольших уличных ансамблях, общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки Вила-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра «Песни сертана» (1909). Знаменательным для музыканта стало знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.
В 1923 году Вила-Лобос получает правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д"Энди, С. Прокофьевым. К этому времени Вила-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины, особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других сочинений он завершает огромный цикл «Шоро»-своеобразное творческое преломление бразильского фольклора.
В 1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению правительства, занимаясь организацией единой системы музы-кального образования в стране. Эйтор Вила-Лобос создает Национальную консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение – основа музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие «Практическое руководство для изучения фольклора» – антология небольших хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вила-Лобоса в 1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки, президентом которой он оставался до конца жизни.
Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя бразильскую музыку,– выступал как дирижер на родине, в странах Южной и Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943 году Вила-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-йоркского университета, в 1944 году избирают членом-корреспондентом Аргентинской академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при» за пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».
Диапазон творчества Вила-Лобоса очень широк – от монументальных симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его творение – цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг композитор столь органичного сочетания национальных истоков и классических форм, подобных высот вдохновения.
С гитарой, на которой Вила-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества. Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов – классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных сочинений Вила-Лобоса – Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр «Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий, транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и посвящены ему.
Bachiana Brasileiras No 5 - Aria (Cantilena)
TAB Choro No 1 TAB MIDI WMA Etude No 1 in Em TAB MIDI Etude No 3 in D
TAB Etude No 11 in Em TAB MIDI Prelude No 1 TAB MIDI Prelude No 2
TAB Prelude No 3 (wma - Мануэль Барруэко)