Вишневый сад» как лирическая трагикомедия. Прошлое, настоящее и будущее России в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад Конфликт и проблематика пьесы

В пьесе «Вишневый сад» показана историческая смена социальных укладов: кончается период «вишневых садов», с элегической красотой уходящего усадебного быта, с поэзией воспоминаний о былой жизни. Владельцы вишневого сада нерешительны, не приспособлены к жизни, непрактичны и пассивны, у них тот же паралич воли, который Чехов усматривал и у прежних своих героев (см. выше), но теперь эти личные черты наполняются историческим смыслом: эти люди терпят крах, потому что ушло их время. Герои Чехова подчиняются велению истории больше, чем личным чувствам.

Раневскую сменяет Лопахин, но она ни в чем не винит его, он же испытывает к ней искреннюю и сердечную привязанность. Петя Трофимов, торжествено возвещающий наступление новой жизни, произносящий страстные тирады против старой несправедливости, также нежно любит Раневскую и в ночь ее приезда приветствует ее с трогательной и робкой деликатностью: «Я только поклонюсь вам и тотчас же уйду». Но и эта атмосфера всеобщего расположения ничего изменить не может. Покидая свою усадьбу навсегда, Раневская и Гаев на минуту случайно остаются одни. «Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали».

В пьесе Чехова «век шествует путем своим железным». Наступает период Лопахина, вишневый сад трещит под его топором, хотя как личность Лопахин тоньше и человечнее, чем роль, навязанная ему историей. Он не может не радоваться тому, что стал хозяином усадьбы, где его отец был крепостным, и его радость естественна и понятна. В победе Лопахина чувствуется даже некоторая историческая справедливость. Вместе с тем общий колорит жизни, как и в других чеховских пьесах, останется прежним. Лопахиных, в свою очередь, сменят новые люди, и это будет следующий шаг истории, о котором с радостью говорит Петя Трофимов. Он сам не воплощает будущего, но чувствует и приветствует его приближение. Каким бы «облезлым барином» и недотепой Трофимов ни казался, душа его «полна неизъяснимых предчувствий», он восклицает: «Вся Россия - наш сад». Аня также понимает, что жить «как мама» больше нельзя, и поддерживает позицию Пети. Жизненные трагедии еще далеко не изжиты, но трагической неизменности жизни в последней пьесе Чехова уже нет. Общая картина мира изменилась. Русская жизнь, казалось бы, застывшая на века в своей фантастической искаженности, пришла в движение.

1. Тема прошлого, настоящего и будущего России

2. Конфликт и особенности сценического действия

К. С. Станиславский и В. Д. Немирович-Данченко отмечали необычность драматического конфликта и наличие в пьесе Чехова «подводных течений - интимно-лирических потоков, которые чувствуются за внешними бытовыми деталями».

По жанру пьесу «Вишневый сад» принято считать комедией, хотя сатирический пафос пьесы сильно ослаблен. Чехов продолжал традиции Островского (изображение в пьесах быта). Однако, как уже отмечалось, у Островского быт - фон, основа для собственно драматических событий. У Чехова события лишь внешне организуют сюжет. Драму переживает каждый герой - и Раневская, и Гаев, и Варя, и Шарлотта. При этом драма заключается не в утрате вишневого сада, а в безнадежной повседневности. Герои Чехова переживают конфликт «между данным и желанным» - между суетностью и мечтой об истинном назначении человека.. В душах большинства героев этот конфликт не разрешается.

3. Значение «подводных течений»

Смысл отдельных реплик персонажей пьесы «Вишневый сад* на первый взгляд никак не связан с происходящими событиями. Эти реплики важны лишь в контексте понимания конфликта «между данным и желанным». (Раневская: «Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом», «бильярдные» термины Гаева и т. д.).

4. Роль детали

Деталь для Чехова является важнейшим изобразительным средством в передаче психологии героев пьесы, конфликта и пр.

  1. Реплики героев, не помогающие в развитии сюжета, но иллюстрирующие разорванность сознания, отчужденность героев друг от друга, их не органичность с окружающим миром.

    «Все сидят, задумались. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.

    Любовь Андреевна. Это что?

    Лопахин. Не знаю. Где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья. Но где-нибудь очень далеко.

    Гаев. А может быть, птица какая-нибудь... Вроде цапли.

    Трофимов. Или филин...

    Любовь Андреевна (вздрагивает). Неприятно почему-то. (Пауза).

    Фирс. Перед несчастьем то же было. И сова кричала, и самовар гудел безперечь.

    Гаев. Перед каким несчастьем?

    Фирс. Перед волей. (Пауза).

    Любовь Андреевна. Знаете, друзья, пойдемте, уже вечереет. (Ане). У тебя на глазах слезы... Что ты, девочка? (Обнимает ее).

    Аня. Это так, мама. Ничего.

  2. Звуковые эффекты.

    Звук лопнувшей струны («озвученная тоска*).

    Стук топора, вырубающего вишневый сад.

  3. Пейзаж.

    Любовь Андреевна (глядит в окно на сад). О, мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось. (Смеется от радости). Весь, весь белый! О, сад мой! После темной, ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя... Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!

    Гаев. Да. И сад продадут за долги, как это ни странно...

    Любовь Андреевна. Посмотрите, покойная мама идет по саду... в белом платье! (Смеется от радости). Это она.

    Гаев. Где?

    Варя. Господь с вами, мамочка.

    Любовь Андреевна. Никого нет. Мне показалось. Направо, на повороте к беседке, белое деревцо склонилось, похожее на женщину».

  4. Обстановка.

    Шкаф, к которому то Раневская, то Гаев обращают свои монологи.

  5. Авторские ремарки.

    Яша всегда говорит едва удерживаясь от смеха. Лопахин обращается к Варе всегда насмешливо.

  6. Речевые характеристики героев.

Речь Гаева насыщена бильярдными терминами («желтого в угол» и пр.).

5. Символы, в пьесе

В «Вишневом саде» многие образы героев несут на себе такую смысловую нагрузку, что вырастают до уровня символов.

Символом утраченной духовности является вырубаемый вишневый сад, символом бездарно разбазаренного богатства - проданное имение. Вина за гибель «сада» и «имения» лежит не только на гаевых, раневских и прочих персонажах, представляемых непосредственно в пьесе Чеховым. Они - лишь закономерный итог, плачевный результат всех поколений «крепостников», привыкших к праздности и жизни на чужой счет. Та жизнь, в которую погружены все персонажи и которая проходит безнадежно-фаталистическим фоном через всю пьесу, - неизбежный итог всего пути, пройденного их предками, пути рабства и духовной несвободы. Не случайно Петя Трофимов говорит именно об этом.

Пьеса символична сама по себе, так как судьба имения Раневской и ее вишневого сада - это аллегорическая судьба России.

Долги - это еще один важный символ у Чехова. Многие поколения гаевых и раневских жили в долг, не замечая того вырождения, которое претерпевают их души, а также тех опустошений, которые производят их бездушные действия вокруг, не видя той мертвечины, которую они несут в мир. Теперь настало время платить по счетам. Но стать «прекрасным садом», по мнению Чехова, Россия сможет лишь тогда, когда все долги будут уплачены, когда будет полностью искуплен грех векового рабства, грех всех фирсов перед своей вечной, бессмертной душой.

Место образа Лопахина в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад» 1. Расстановка социальных сил в пьесе. 2. Лопахин как «хозяин жизни». 3. Особенности характера Лопахина.


Одной из самых знаменитых пьес А. П. Чехова является комедия «Вишневый сад». В ее сюжет положен абсолютно бытовой материал - продажа старого дворянского имения, достоянием которого является вишневый сад. Но не сам вишневый сад интересует Чехова, сад - это лишь символ, означающий всю Росси. Поэтому именно судьба Родины, ее прошлое, настоящее и будущее, становятся для Чехова главными. Прошлое в пьесе символизируют Раневская и Гаев, настоящее -Лопахин, а будущее - Аня и Петя Трофимов. На первый взгляд, в пьесе дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе и обозначена перспектива борьбы между ними, уходит в прошлое русское дворянство, ему на смену идет буржуазия.

Эти мотивы просматриваются и в характерах главных героев. Гаев и Раневская беспечны и беспомощны, а Лопахин деловит и предприимчив, но душевно ограничен. Но хотя конфликт и основан на противоборстве социальных сил, в пьесе он приглушен. Русский буржуа Лопахин лишен хищнической хватки и агрессивности по отношению к дворянам Раневской и Гаеву, а дворяне нисколько не сопротивляются ему. Получается так, словно имение с вишневым садом само плывет Лопахйну в руки, а он как бы нехотя покупает его.
Идейный пафос пьесы состоит в отрицании дворянско-помещичьего строя, как отжившего себя. Но вместе с тем Чехов утверждает, что новый класс буржуазия, несмотря на свою активность и силу, несет за собой разрушение.
Капиталисты типа Лопахина и в самом деле приходят на смену дворянству и становятся хозяевами жизни. Но их господство недолговечно, потому что они являются разрушителями красоты. После них придут новые, молодые силы, которые и превратят Россию в цветущий сад. Чехов придавал образу Лопахина особое значение. Он писал: «Роль Лопахина - центральная. Если она не удастся, то значит и пьеса вся провалилась». Лопахин как «хозяин жизни» приходит па смену Раневской и Гаеву. Если бывшие хозяева жизни никчемны и беспомощны, то Лопахин энергичен, деловит, умен. Ой относится к тому типу людей, которые работают с утра до вечера. По социальному происхождению Лопахин стоит намного ниже дворян. Его отец был крестьянином и работал на предков Раневской и Гаева. Он знает о том, как тяжело было его семье, поэтому делает все для того, чтобы занять более высокое положение в обществе, заработать больше денег, потому что именно с их помощью можно было добиться многого.
Лопахин понимает это, поэтому работает, не покладая рук. У него есть та, деловая хватка, которая отличает новых людей от уходящих в прошлое помещиков, которые привыкли жить за счет крестьян. Все, чего достиг Лопахин, он достиг только благодаря своему уму, работоспособности и честолюбию, которых лишены бывшие хозяева жизни. Лопахин дает Раневской дельные и практические советы, следуя которым Любовь Андреевна могла бы спасти свое имение и вишневый сад. При этом Лопахин действует совершенно бескорыстно. Он, конечно, делец, и в его выгоде выкупить вишневый сад, но, все-таки, он относится с уважением к Раневской и ее семье, поэтому старается помочь, чем может.
Чехов пишет, что у Лопахина «тонкая, нежная душа», тонкие пальцы, как у артиста. Но при этом он настоящий делец, думающий о своей выгоде и деньгах.
В этом и состоит противоречие образа Лопахина, которое усиливается в сцене, когда он сообщает о покупке им вишневого сада. Он гордится тем, что смог купить имение, куда его предки не смели проходить дальше порога. В его поведении слиты и обида за вековое крепостничество, и радость победы над бывшими хозяевами жизни, и вера в свое будущее. Он вырубает прекрасный вишневый сад, чтобы на его месте построить дачи. Но здесь есть явное несоответствие. Лопахин собирается строить будущее, уничтожив красоту. Но он строит дачи - временные сооружения, поэтому становится ясно, что Лопахин и сам временщик. Ему навстречу придет новое поколение, которое создаст прекрасное будущее России. Но пока именно он владелец и хозяин. Недаром Петя Трофимов называет его «хищным зверем», который воображает, что можно все купить и все продать. И этого «хищного зверя» пока нельзя остановить. Его радость побеждает все остальные чувства. Но торжество Лопахина кратковременно, оно быстро сменяется чувством уныния и грусти. Вскоре он обращается к Раневской со словами укора и упрека: «Отчего же, отчего же вы меня не послушали? Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь». И как бы в унисон со всеми героями пьесы Лопахин произносит: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
Как и другие герои, Лопахин чувствует недовольство жизнью, он понимает, что она идет как-то не так, не по тому руслу. Она не приносит ни радости, ни ощущения счастья. Лопахин сознает это и потому переживает. Он как бы чувствует, что власть подобных ему людей недолговечна, что им на смену в скором времени придут новые люди, ичони-то и станут настоящими хозяевами жизни.

Пьеса «Вишневый сад» - лебединая песня Чехова - явилась отражением идейных настроений предреволюционных лет и живейшим откликом на самые насущные социальные вопросы своего времени.
Она отличается широтой и глубиной содержания. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем России, о том, как оно представлялось Чехову в самом начале XX века.
Основная тема «Вишневого сада» - ликвидация дворянских гнезд и утрата их владельцами экономического и общественного влияния, торжество сменяющей дворянство буржуазии, рост в жизни новой социальной силы, противостоящей и дворянству, и буржуазии.
Основной конфликт пьесы, отражая глубинные общественные противоречия конца XIX - начала XX века, состоит в борьбе за вишневый сад, назначенный к торгам.
Владельцы имения Раневская и Гаев желают сохранить за собой сад, являющийся символом старых, феодально-крепостнических устоев жизни в том его виде, в каком он находится. Лопахин же считает необходимым превратить его в промышленно-капита- листическое предприятие.
Лопахин не является врагом Раневской и Гаева. Он их друг и союзник. Предлагая превратить вишневый сад в промышленное предприятие, Лопахин имел в виду экономические интересы старых хозяев. Его предложение являлось единственным средством сохранить вишневый сад за бывшими владельцами. Раневская и Гаев не послушали делового совета Лопахина. Не найдя необходимых средств для уплаты процентов за свои долги, они лишились имения. На торгах вишневый сад был куплен Лопахиным. Наряду с изображением смены дворянства буржуазией и формирования новых демократических сил, неудовлетворенных капиталистическими порядками, Чехов ставит в этой пьесе проблемы труда и положения трудящихся, подлинного счастья, истинной красоты, настоящей любви и действительного патриотизма.
Основной идейный пафос «Вишневого сада» проявляется в отрицании остатков барско-поместного, самодержавно-крепостни- ческого строя, уже давно изжившего себя, связанного с беспросветно тяжелым положением трудового люда, с бескультурьем; в пьесе признается роль буржуазии как относительно прогрессивной, временно необходимой силы, способной внести в жизнь частичные улучшения; здесь утверждается и тот неоспоримый факт, что в жизни формируется новая социальная сила, противостоящая не только дворянству, но и буржуазии.
Чехов верил, что эта новая социальная сила призвана перестроить жизнь на началах подлинной человечности, гуманности и справедливости.
Обличая прошлую и современную ему жизнь, писатель приветствовал в лице Пети Трофимова и Ани Россию будущего.
Чеховские Трофимов и Аня - радостные предвестники налетающей бури. «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, - говорит Трофимов, - и я в первых рядах!» - «Дойдешь?» - спрашивает его Лопахин. «Дойду», - отвечает Петя и после паузы добавляет: «Дойду или укажу другим путь, как дойти». Непоколебимо верит и Аня в светлые предначертания будущего: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого».
«Вишневый сад» - это глубокие раздумья писателя о счастье людей. Образ прекрасного, цветущего сада - это символ человеческого счастья. Показывая гибель обреченного на сруб старого вишневого сада, Чехов рассказывает о том, каким прекрасным был этот сад раньше. И вместе с тем в реплики Пети Трофимова и Ани он вкладывает призыв посадить новый сад, прекраснее прежнего, превратить всю Россию в чудесный цветущий сад. Воспоминания о прошлом для одних людей мучительно-тягостные, для других грустно-радостные, ощущение нелепицы их настоящего и еще неясные, но манящие мечты о будущем - все это дает автору возможность нарисовать картину русской жизни накануне первой русской революции.
«Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!» - говорит Аня, покидая усадьбу. «Здравствуй, новая жизнь!» - восклицает весело Петя Трофимов, уходя вместе с Аней.
В «Вишневом саде» есть и элегическое настроение, грусть расставания с отживающим прошлым, в котором много было плохого, но было и хорошее. Вместе с тем это своеобразная чеховская лирико- сатирическая комедия, которая с некоторым лукавым добродушием, но все же достаточно сурово, с чеховской трезвостью и ясностью, посмеивается над уходящим с исторической сцены дворянством, представленным выморочными, бессильными чудаками. Впрочем, надо отдать справедливость: они не захотели продать свой вишневый сад, не поддались соблазну, предпочли бедность буржуазной пошлости. В их бездействии сказалось их своеобразное действие, их протест против духа торгашеского расчета, купеческой выгоды. Они остались верны красоте вишневого сада, и поэтому они не так ничтожны и смешны или не только ничтожны и смешны. Эта пьеса о прошлом, настоящем и будущем Родины. И ее главный герой - это лирический образ прекрасного, загадочного вишневого сада, образ красоты жизни, красоты Родины, тревожная и взволнованная мысль о том, кому, каким хозяевам достанется эта красота, что будет создано на месте этого обреченного на гибель сада.
«Вся Россия - наш сад», - говорит Петя Трофимов. Но вот купец Лопахин вырубит старый вишневый сад.
Чехов мечтает о садах будущего, неизмеримо более прекрасных, чем все сады прошлого, он мечтает о прекрасных людях будущего. Чехов верит в Россию и в русский народ. Чехов приветствует новый день Родины - день ее свободы, славы и счастья.

Тест. А.П. Чехов. «Вишнёвый сад».

1. Пьеса – это:

А) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения;

Б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное для постановки на сцене;

В) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героями и обстоятельствами.

2. С каким театром тесно сотрудничал А. П. Чехов?

А) Малый театр

Б) «Современник»

В) Художественный театр

Г) Театр имени Станиславского

3. Темой пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» является:

А) судьба России, её будущее

Б) судьба Раневской и Гаева

В) вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина

4. Идейным пафосом комедии является:

А) отражение изжившего себя дворянско-поместного строя

Б) роль буржуазии, пришедшей на смену и несущей разрушение и власть денег

В) ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад

5. Символ – один из тропов, скрытое сравнение. Определите значение символов, используемых в пьесе автором:

1) вишнёвый сад

2) удары топора, звуки лопнувшей струны

3) одежда старого лакея: ливрея, белый жилет, белые перчатки, фрак, заколоченный дом –

А) символ прощлого

Б) символ красоты России и жизни

В) символ конца старой жизни

6. О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

А) Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он всё ещё студент»

Б) Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы всё ещё гимназист второго класса

7. Найдите несоответствие:

А) Раневская Любовь Андреевна, помещица

Б) Варя, её приёмная дочь, 24 года

В) действие происходит в усадьбе Гаева

8. Кто обращался к шкафу с торжественной речью?

А) Яша

Б) Гаев

В) Лопахин

9. Кто съел сразу полведра огурцов?

А) помещик Симеонов-Пищик

Б) Фирс

В) Петя Трофимов

10. Кто имел прозвище «двадцать два несчастья»?

А) Фирс

Б) Епиходов

В) Гаев

11. Кто с презрением относился к своей матери-крестьянке, так как побывал в Париже и считал себя образованным?

А) Лопахин

Б) Симеонов-Пищик

В) Яша

12. Кто хорошо умела показывать фокусы?

А) Аня

Б) Шарлотта Ивановна

В) Варя

13. Отдала золотой случайному прохожему, тогда как дома нечего было есть.

А) Раневская

Б) Шарлотта Ивановна

В) Варя

14. Кто назвал раскрепощение крестьян несчастьем?

А) Фирс

Б) Гаев

В) Яша

15. Кто говорил о себе, что у него отец мужик был, а сам он теперь в белой жилетке, жёлтых ботинках?

А) Гаев

Б) Лопахин

В) Епиходов

16. Кто, прощаясь с прежней жизнью, восклицает: «Здравствуй, новая жизнь!»?

А) Петя Трофимов

Б) Аня

В) Раневская

17. Кто говорит: «Вся Россия – наш сад!»?

А) Варя

Б) Петя Трофимов

В) Аня

18. Как назвал А. П. Чехов своё последнее драматическое произведение?

А) «Вишнёвый сад»

Б) «Дядя Ваня»

В) «Чайка»

19. Кем был Лопахин Ермолай Алексеевич?

А) конторщиком

Б) слугой

В) купцом

20. Кто назвал Петю Трофимова «облезлым барином»?

А) Гаев

Б) одна баба в вагоне

В) Яша

Фамилия_____________________________имя________________ _

ТЕСТ 1

А. П. Чехов

(В квадратиках проставьте соответствующие номера)

Задание 1

Найдите определение юмора:

1. Изображение в литературном произведении каких-либо недостатков, пороков человека или общества для их осмеяния. Отрицает осмеиваемое явление и противопо­ставляет ему идеал.

2. Едкая, злая, издевательская насмешка.

3. Тип комедийно-эстетического отношения, который выражает жизнерадостность и утверждает ее как неиз­бежную и необходимую сторону бытия. Видит в своем объекте какие-то стороны, не вступающие в противоре­чие с идеалом.

Задание 2

Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А. П. Чехова:

1. «Стрекоза».

2. «Современник».

3. «Отечественные записки».

4. «Осколки».

Задание 3

Имел ли А. П. Чехов приверженность к каким-либо политическим течениям и группировкам:

Задание 4

Тема художественного произведения - это:

1.Факты и явления жизни, которые писатель изобра­жает, типические характеры и ситуации, отобранные автором и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира.

2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности, определенной композицией.

3. Главная обобщающая мысль литературного произведения или система таких мыслей, отражающая отношение автора к действительности.

Задание 5

В рассказах А. П. Чехова ярко представлены недостатки своего времени, выраженные в сатирической форме. Подберите произведения, соответствующие указанным проблемам:

1. Приспособленчество, угодничество.

2. Добровольное самоуничижение.

3. Бескорыстный шпионаж, жандармская тупость.

4. Отражение социальной несправедливости в личном несчастье людей.

□ «Унтер Пришибеев» □ «Смерть чиновника»

□ «Тоска»

□ «Хамелеон»

Задание 6

Идея художественного произведения - это:

1. Зримое представление облика человека, предмета, явления.

2. Главная обобщающая мысль литературного произведения, отражающая отношение автора к действительности.

3. Факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации, отображенные автором и преображенные в системе данного произведения.

Задание 7

Подберите произведения А. П. Чехова соответственно предложенным темам:

1. Обобщающая картина деспотизма в России.

2. Типичная картина обывательской жизни, разлагающей человеческую душу.

3. Величие человеческого труда, общественная ценность человека, подлинная и мнимая значимость человека в обществе.

4. Осуждение духовного застоя, разоблачение обывательщины русской интеллигенции.

□ «Крыжовник»

□ «Попрыгунья»

□ «Ионыч»

□ «Палата № 6»

Задание 8

Газета «Московские ведомости» писала: «Мы должны беречь школу как зеницу ока, не допуская в нее ничего, что в каком бы то ни было отношении было бы нечистым или сомнительным, и беспощадно удаляя из нее все не­чистое и сомнительное, что так или иначе успело в нее прокрасться ».

Кто из чеховских героев выражал идеи газеты и вре­мени 90-х годов:

2. Беликов.

3. Буркин.

Задание 9

Отличительными особенностями творчества А. П. Чехова являются (найдите лишнее):

1. Объективность изображаемого.

2. Краткость произведений.

3. Морализация, назидательность.

4. Контрастность в изображении героев.

Задание 10

Пьеса - это:

1. Один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения.

2. Любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене.

3. Драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами.

Задание 11

С каким театром тесно сотрудничал А. П. Чехов:

1. Малый театр.

2. «Современник».

3. Художественный театр.

4. Театр имени Станиславского.

Задание 12

Конфликт художественного произведения - это:

1. Ссора героев.

2. Столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе героев, лежащих в основе действия.

Задание 13

Чеховская глубина конфликтности сюжетов и ситуаций основана на:

1. Прямых столкновениях персонажей, вызванных поражениями одних и победами других.

2. Раскрытии характеров героев, показе их не в борьбе, а в осознании противоречий жизни.

3. Требовании от персонажей активных действий и их участия в борьбе с противоборствующими силами.

Задание 14

Темой пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является:

1. Судьба России, ее будущее.

2. Судьба Раневской и Гаева.

3. Вторжение в жизнь поместного дворянства капита­листа Лопахина.

Задание 15

Идейным пафосом комедии является:

1. Отражение изжившего себя дворянско-поместного строя.

2. Роль буржуазии, пришедшей на смену, и несущей разрушение и власть денег.

3. Ожидание настоящих «хозяев жизни», которые превратят Россию в цветущий сад.

Задание 16

Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы «Вишневый сад»:

1. «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, только бил с пьяна, и все палкой. В сущности и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался... пишу я так, что от людей совестно, как свинья».

2. «Хороший она человек. Легкий, простой человек». «Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там не придумывай смягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее каждом движении».

□ Лопахин

□ Петя Трофимов

□ Раневская

Задание 17

Найдите соответствующие героям речевые характеристики:

1. Чувствительная искренность, манерность, напыщенность.

2. Просторечие с либеральными разглагольствованиями, биллиардная лексика.

3. Наукообразная речь, насыщенная политическими терминами.

□ Петя Трофимов

□ Раневская

Задание 18

По характерным особенностям определите принадлежность речи:

1. «...Сокровище мое, милая моя, прекрасная комната», «белое деревцо склонилось, похожее на женщину», «милый студентик».

2. «Экий, небось, огромадная, нужно поубрать, по пяти набавляют, заработал сорок тысяч чистогана, аукцион, циркуляция». «Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности».

3. «...Богатые и нищие, рабочие, интеллигенция, крепостники, правда, истина, труд, философствует». «Верьте мне, Аня, верьте! Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Не отставай, друзья!»

□ Раневская

□ Петя Трофимов

□ Лопахин

Задание 19

Речь героев пьесы отражает характеры героев. Кому принадлежат эти слова:

«Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

1. Лопахин.

2. Петр Трофимов.

4. Симеонов-Пищик.

Задание 20

Символ - один из тропов, скрытое сравнение. Определите значение символов, используемых в пьесе автором:

1. Вишневый сад.

2. Удары топора, звуки лопнувшей струны.

3. Одежда старого лакея: ливрея, белый жилет, белые перчатки, фрак, заколоченный дом.

□ символ прошлого

□ символ красоты Родины и жизни

□ символ конца старой жизни

Задание 21

О возрасте Петра Сергеевича Трофимова можно судить по репликам действующих лиц пьесы. Кто из героев ближе к истине:

1. Лопахин: «Ему пятьдесят скоро, а он все еще студент».

2. Раневская: «Вам двадцать шесть или двадцать семь, а вы все еще гимназист второго класса».

Задание 22

Каждый из двух лакеев, изображенных в пьесе А. П. Чехова, также символизирует свое время. Кому из них принадлежат следующие реплики:

1. «Барыня моя приехала! Дождался!», «Куда прикажете, туда и пойду».

2. «Если поедете в Париж, возьмите меня с собой, будьте так добра! Мне здесь оставаться положительно невозможно».

Задание 23

Финальная сцена - своего рода подведение итогов жизни.

«Жизнь-то прошла, словно и не жил».

К кому из других героев пьесы можно также отнести это высказывание Фирса (возможно несколько ответов):

2. Раневской.

3. Лопахину.

4. Трофимову.

5. Симеонову-Пищику.

Ответы к тестам

1 - «Хамелеон»

2 - «Смерть чиновника»

3 - «Унтер Пришибеев»

4 - «Тоска»

1 - «Палата № 6»

2 - «Крыжовник»

3 - «Попрыгунья»

4 - «Ионыч»

1 - Лопахин

Раневская