Виталий горяев. Виталий Горяев и его «фронтовые карикатуры Художник горяев

1910 - 1982 г.г.

Горяев Виталий Николаевич [р. 1(14). 4.1910, Курган], советский график, заслуженный художник РСФСР (1966). Член КПСС с 1951. Учился в московском Вхутеине и Московском полиграфическом институте (1929-34) у С. В. Герасимова, Д.С. Моора и В. А. Фаворского. Автор сатирических рисунков на международные и бытовые темы (опубликованы главным образом в журналах "Крокодил", с 1936, и "Фронтовой юмор", с 1942), произведений станковой графики (серия "Американцы у себя дома", фломастер, акварель, 1958, Третьяковская галлерея) и иллюстраций ("Приключения Тома Сойера", тушь, изданы в 1948, и "Приключения Гекльберри Финна", тушь, акварель, изданы в 1962, М. Твена; "Петербургские повести" Н. В. Гоголя, изданы в 1965, Государственная премия СССР, 1967). Для творчества Г. характерна экспрессия обобщённого рисунка, тяготеющего к гротеску .
Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

Цитата из Большой советской энциклопедии (БСЭ)

С Виталием Горяевым я познакомился очень просто. В кабинете главного художника "Крокодила" висел огромный ватманский лист, на котором значились телефоны всех активно печатавшихся карикатуристов с шаржами на них и даже с днями рождений. Вот оттуда-то я и узнал телефон Виталия Николаевича. Звонил ему без всякой надежды. Художник этот представлялся мне этакой глыбой, призраком из прошлого, богатырём, обросшим бесконечными сказаниями и преданиями о его подвигах. Честно говоря, мне вообще казалось, что он уже умер. Рисунки его в журнале не печатались и ничего о нём не было слышно. Однако, и даты кончины на крокодильской простыне я не нашёл. И решил позвонить. Горяев оказался жив и здоров. Он с известной долей юмора отнёсся к моей радости по поводу отмены собственных похорон и пригласил к себе в гости в мастерскую на Беговой.
Мастерская у Виталия Николаевича была то, что надо! Огромные окна позволяли лучам солнца заполнять немалые помещения мастерской ярким светом. Повсюду висели огромные листы графики, а то, что не уместилось на стенах, хранилось в больших шкафах с выдвижными полками. Сам Горяев оказался похож на писателя Эрнеста Хэмингуэя, прямо-таки точная копия. И самое забавное, что это сходство замечали буквально все! В Америке, где Горяев неоднократно бывал, его постоянно путали со знаменитым отшельником. Сам Горяев рассказывал, что по этому случаю его американские друзья хотели организовать встречу со стариком Хэмом, но не получилось, писатель скончался. Сейчас я не помню всех подробностей нашего разговора, но рассказчиком Виталий Николаевич оказался отменным. Он с большим удовольствием рассказывал о своих зарубежным поездках, знакомстве с интересными людьми, о собственных творческих планах. Конечно, я показал ему свои рисунки. Не помню, сильно ли он ругал те мои ученические работы, но одно его замечание врезалось мне в память. Я, как и многие газетные карикатуристы, придумал и рисовал в углу каждого рисунка свой логотип. Когда Горяев увидел его, он заметил, что ставит свою подпись только на плохих работах. В той части мастерской, где мы сидели, висел великолепный плакат, выполненный для одной из выставок Горяева, на котором красовалась его огромная подпись. "И эта работа тоже плохая?" - тут же спросил я его. "Поймал!" - со смехом ответил Горяев. - "Нет, этот рисунок хороший, будем считать его исключением".
Не преминул я спросить мэтра и о причине отсутствия его рисунков в "Крокодиле". "Я ведь и решил, что вас нет в живых, потому что не видел публикаций." - "Ты знаешь, - ответил он, - Было очень много другой работы, вот я и не печатался. Но, пожалуй, ты прав, про Крокодил забывать не стоит." И что бы вы думали? Буквально через месяц в журнале появился рисунок Виталия Горяева. А потом ещё один, и ещё. Вот так я и вернул тогда Горяева в "Крокодил"!..

КРАЙ ЦВЕТА

Москва 1929 года встречала приезжих не более приветливо, чем сейчас. Будущий выдающийся книжный график и карикатурист народный художник СССР Виталий Горяев приехал из Читы. Коротал ночи на мягкой травке у стен Рождественского монастыря, что неподалеку от Лубянки. Все свое он носил с собой - альбом с рисунками и неопубликованные рукописи друзей из редакции «Забайкальского рабочего», где появились его первые рисунки и стихи.
Но ему так и не довелось строить мосты, хотя он и поступил в МВТУ им. Баумана. Случайная встреча в коридоре Союза писателей с Владимиром Маяковским все перевернула. Увидев его рисунки, поэт сказал, что он прирожденный художник, и тут же повез Горяева во ВХУТЕИН. Прием к тому времени уже был закончен, но по просьбе Маяковского сибирскому самоучке дали натуру и устроили дополнительный экзамен. Так Бауманский лишился незаурядного студента, а искусство ХХ века приобрело одного из признанных мастеров.
Поэты не ошибаются, даже если они переиначивают судьбы. Горяева знают как мастера книжной графики (иллюстраций к Гоголю, Достоевскому, Пушкину, Драйзеру и т.д.) и как острого карикатуриста-»крокодильца», но именно его живопись стала открытием даже для профессионалов. Неудивительно: ее нет в частных коллекциях, небольшая часть еще при жизни была закуплена крупными музеями, а в основном она принадлежит семье.
В живописи по-новому раскрылась личность этого художника. В его работах - буйство цвета, смелая ломка формы, уход от канонической композиции - он явно не укладывался в прокрустово ложе соцреализма. Этот сибирский пришелец внутренне был абсолютно свободен. Вероятно, поэтому любимый широкой публикой, популярный и признанный график так и не был принят в число академиков, хотя его кандидатура рассматривалась около двадцати раз. Но это волновало его меньше всего. Все, что его окружало, своеобразно преломлялось в полотнах, и даже заурядные бытовые сцены выглядели интригующими сюжетами. И умение превращать обыденность в собственную модель мира, который виделся ему в звучном цвете и необычайном многообразии форм, он ценил выше всего остального.

Вера ЦЕРЕТЕЛИ
13.04.2000

Прошло 25 лет с тех пор, как на страницах «Крокодила» впервые появились рисунки Виталия Горяева. Став одним из постоянных художников журнала Горяев за эти годы создал свой особый, индивидуальный стиль, по которому читатели легко узнают автора рисунков.
Чаще всего художник изображает быт и нравы воротил капиталистического мира и их прислужников, а также жизнь и борьбу простых людей в странах капитала. С большой силой передал художник в многочисленных рисунках борьбу народов за мир и независимость. Самое поразительное во всех этих работах - умение автора так живо передать характеры и типы людей самых разных социальных групп и сословия, так верно нарисовать позы, жесты, улыбки, манеру держаться, что, кажется, сам художник был свидетелем всех изображаемых им сцен и событий.
Для стиля горяевских рисунков характерна тонкая, изящная, выразительная линия в сочетании с ярко-декоративным и лаконичным цветовым решением листов.
Помимо чисто журнальных работ, Горяев много и постоянно рисует с натуры и по памяти. Он неизменно привозит большие серии рисунков из поездок по стране и из путешествий в другие страны - в Америку, Францию, Финляндию, Цейлон и т. д. Горяев очень внимательно следит за изменением жизни, быта, облика советских людей, за изменением улиц наших городов, машин, одежды. И все это он показывает с истинно поэтической нежностью и доброжелательно-иронической улыбкой умного, наблюдательного человека, влюбленного в новизну нашей жизни.
Таким же острым наблюдателем выступает художник и в многочисленных иллюстрациях к книгам советских и зарубежных писателей. Его иллюстрации к произведениям Марка Твена, несомненно, лучшие в мире по умению воссоздать эпоху и тепло передать характер прославленных юных героев книг писателя.
Самое основное в общем направлении творчества Горяева - это его тенденциозность. А тенденция, как сказал сам художник,- это желание моего народа и моей партии, ставшее моим желанием.
В. КОСТИН
(Предисловие к авторскому сборнику в серии "Мастера советской карикатуры", 1961 г.)

Ретроспективная выставка графики и живописи Виталия Горяева 1930–80-х годов сегодня начинает работу в ЦДХ

Сегодня в ЦДХ начинает работу выставка «Виталий Горяев: Линия жизни». Впервые за последние 30 лет пройдет крупная ретроспектива графики и живописи выдающегося русского художника, иллюстратора, народного художника СССР, лауреата государственной премии СССР Виталия Николаевича Горяева (1910–1982).

На выставке экспонируются около 1500 работ, разделенных по десятилетиям: 1930-е, 1940-е, 1950-е, 1960-е, 1970-е и 1980-е годы. Отдельным блоком показаны около 60 карикатур художника для журнала «Крокодил». В витринах представлены редкие книги с иллюстрациями В. Горяева.

Все мы в детстве читали стихи Агнии Барто, увлекались приключениями Тома Сойера и Гекльберри Финна Марка Твена, следили за гимнастом Тибулом и девочкой Суок Юрия Олеши. И всегда смотрели на этих литературных героев глазами Виталия Горяева. А его иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя и Достоевского вошли в золотой фонд отечественной книжной графики.

Виталий Горяев начал заниматься графикой в середине 1930-х. В этот период советская графическая школа переживала подъем, живы были традиции начала века, которые развивала мощная когорта новых советских рисовальщиков. Александр Дейнека и Владимир Фаворский были учителями Горяева. Кукрыниксы , Михаил Черемных , Леонид Сойфертис , Дмитрий Бисти , Георгий Верейский - его современники. В таком окружении нелегко было выработать свой почерк, стать узнаваемым. Горяев смог. И в журнале «Крокодил», в котором он проработал более полувека, и в военных «ОКНАХ ТАСС», журнале «Фронтовой юмор», газете «Красноармейская правда», и в работе над книгами О‘Генри и Марка Твена, рисуя страну, которую никогда не видел.


Интересно, что художником Горяев стал с легкой руки Владимира Маяковского . Он показал поэту свои стихи; Маяковского они не вдохновили, зато совершенно поразили рисунки на полях. «Слушай. Ты художник. Тебе нужно учиться», - вспоминал впоследствии Виталий Горяев свой разговор с Маяковским.

Горяев вошел в историю искусств в первую очередь как книжный график и иллюстратор. Мало кто знаком с его живописью. То, что зрители увидят сейчас, на выставке, посвященной и 100-летию со дня рождения, и 30-летию со дня смерти Виталия Горяева, едва ли не впервые представит столь полно творческое наследие мастера - прекрасного графика и оригинального живописца.


Как большинство щедро одаренных людей, Виталий Горяев был и интересным собеседником, внимательным наставником творческой молодежи, незаурядной личностью. Его друзьями были С. Урусевский, О. Верейский, А. Твардовский, Б. Ливанов, Рокуэл Кент, Антон Рефрежье, Н. Леже , Г. Товстоногов, Ж. Эфель, И. Андроников.

Произведения В. Н. Горяева находятся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, в десятках ведущих музеев России и за рубежом.

Для сохранения и пропаганды творческого наследия отца народный художник РФ Сергей Горяев создал и возглавил некоммерческий фонд «Музея художника В. Горяева».

Источник : пресс-релиз выставки



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Биография

Советский график, иллюстратор, карикатурист. Член СХ СССР. Заслуженный художник РСФСР, Народный художник РСФСР. Народный художник СССР.

Виталий Николаевич Горяев родился в городе Кургане. Детство провёл в Кургане. В 1921 году переехал с родителями в Читу. В 1929 – переехал в Москву. Учился в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) и Московском полиграфическом институте. В годы учёбы делал иллюстрации для журналов «Безбожник», «Пионер», «Смена», участвовал в выставках молодых художников.

С 1934 года Виталий Николаевич работал в издательстве ИЗОГИЗ, затем художником на агитпароходе «Пропагандист». С 1937 – начал сотрудничать с журналом «Крокодил». В течение нескольких лет возглавлял художественный отдел, долгие годы был одним из ведущих художников, публиковал в журнале сатирические рисунки и карикатуры на бытовые и международные темы.

В период Великой Отечественной войны Горяев был главным художником и ответственным секретарём журнала «Фронтовой юмор», принимал участие в выпуске плакатов «Окна ТАСС». В условиях фронтовой жизни он не только работал в области сатиры, но и непрерывно рисовал с натуры, делал жанровые зарисовки, вошедшие впоследствии в серии: «По дорогам войны», «Бездомные», «По следам отступающего врага». Виталий Николаевич был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В послевоенные годы большое место в творчестве Виталия Николаевича занимает детская книжная иллюстрация. С его рисунками вышли книги А. Л. Барто, С. Я. Маршака, В. В. Маяковского, Ю. К. Олеши, К. И. Чуковского. Самая значительная работа этой серии – рисунки к произведениям Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

Особая глава в творчестве Горяева-иллюстратора – работа над произведениями Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. В иллюстрациях к «Петербургским повестям» художник отразил мир гоголевских фантасмагорий, сочетающийся с истинным драматизмом жизни маленького человека. В 1967 году за эту серию иллюстраций ему была присвоена Государственная премия СССР. В иллюстрациях к поэме Гоголя «Мёртвые души» Виталий Николаевич создал совершенно новую изобразительную концепцию, заставив всех по-новому взглянуть на известный текст. Много лет работал Горяев и над иллюстрациями к произведениям Достоевского «Идиот» и «Подросток», которые утвердили за ним славу одного из лучших интерпретаторов произведений великого писателя. Был членом редколлегии журнала «Юность» (1955–1981).

Художник много ездил в зарубежные страны, побывал в Финляндии, Болгарии, Румынии, ГДР, США, Франции, Чехословакии, Польше, на Цейлоне и во многих других странах. Результатом поездки в Америку в мае-июне 1958 года стала серия произведений станковой графики «Американцы у себя дома». Эта серия, состоящая из 40 работ, неоднократно экспонировалась на выставках и была частично опубликована в журналах «Юность» и «Культура и жизнь».

Виталий Горяев был награждён словацким орденом «Дружба», золотой медалью Чехословацкого союза международных связей, большой золотой медалью международной выставки книжного искусства (ИБА) в Лейпциге, дипломами Всесоюзного конкурса «Лучшие книги» и Международной выставки книги в Братиславе.

Творчество В. Н. Горяева представлено в Третьяковской галерее, Курганском областном художественном музее.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ровно 105 лет назад родился художник-карикатурист Виталий Горяев, чьи работы все так же актуальны, как и в годы Великой Отечественной войны.

Виталий Горяев родился 14 апреля 1910 года в городе в семье банковского служащего в городе Кургане. В 1934 году он закончил Московский полиграфический институт и начинает

Работал как карикатурист, а с конца 1935 года сотрудничал с журналом карикатур «Крокодил», в котором прослужил три десятилетия. Карикатуры Горяева публиковались не только в журналах, но и выходили отдельными изданиями.

С началом Великой Отечественной войны Горяев в офицерском звании служил главным художником журнала «Фронтовой юмор». В 1941-1942 гг. Виталий Горяев работал в знаменитых «Окнах ТАСС». Потом художник отправился на фронт. Капитан Горяев был награждён орденом Красной Звезды.

На страницах «Фронтового юмора» фельетоны, стихи и проза, присланные в редакцию прямо с передовой, соседствовали с очерками К.Симонова и Ц.Солодаря, стихотворениями Д.Бедного, А.Суркова и М.Матусовского; любая публикация профессионального литератора или артиллериста-любителя - сопровождалась лирическими рисунками или, напротив, едкими карикатурами В.Горяева, О. Верейского, Кукрыниксов.

Не удивительно, что самые первые натурные графические серии будущего знаменитого иллюстратора и карикатуриста связаны с военной тематикой. Это репортажные листы с новых, только что присоединённых западных территорий: Западной Украины, Северной Буковины и Бессарабии. Уличные зарисовки, люди, магазины, вывески… Советская пропаганда называла этот процесс «освобождением» и «воссоединением»; польская армия потеряла при этом три с половиной тысячи убитыми и 450 тысяч пленными. Художник не изображает явные физические страдания; но в его лаконичном, немного нервном рисунке чувствуется сильнейшее психологическое напряжение. Тут и рисунки 1930-х гг., и начала 1940-х «Вокзал в Западной Украине», «Новости», «Газеты», «Встречи», «На Смоленщине», «Пленные на дорожных работах», «Портрет молодого офицера», «Почта».

Всем фронтовым писателям, художникам, фотографам, - всем газетчикам приходилось работать не только в дальнем или ближнем тылу, но и буквально на передовой. Вспоминают, как в октябре 1942-го редакционный поезд стоял на спецстоянке недалеко от станции «Обнинская», - для него провели отдельную ветку в берёзовую рощу, - для того, чтобы быть как можно ближе к читателям «Красноармейской правды» и «Фронтового юмора».Возможно, именно при близком контакте с противником, Горяев и заработал свою солдатскую медаль «За отвагу», - самую чтимую среди фронтовиков. Кроме того на его орденской планке располагались Орден Красной Звезды, медали «За боевые заслуги» и «За победу над Германией» и другие.

Принято считать, что «жизнь часто сближала Горяева с талантливыми, неординарными людьми, под стать ему самому, выразителями своего времени, с теми, кто формировал историю и культуру эпохи». Но стоит признать, что и сам Виталий Николаевич Горяев был «выразителем своего времени, талантливым человеком, оставившим по себе творческое наследие, интересное и ценное десятилетия спустя.